Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение.. 3

1. Понятие этноса и этногенеза.. 4

2. Вспышки этногенезов.. 5

3. Фазы этногенеза.. 10

4. Этническая регенерация.. 12

Заключение.. 14

Список литературы... 15

 

Введение

Этнос по определению Л.Гумилева - это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система, противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.

По мнению Льва Гумилёва исходный момент любого этноге­неза - специфическая мутация небольшого числа особей в географическом ареале. Такая мутация не затрагивает (или за­трагивает незначительно) генотип человека, однако сущест­венно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение происходит опосредованно: воздействию подвергается, конечно, не само поведение, а генотип особи. Появившийся в гено­типе вследствие мутации признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то избыток энергии и формирует новый стереотип поведения, цементирует новую системную целостность. Время от времени гомеостаз прерывается эксцессом - воз­никновением пассионарных особей. Сна­чала их немного, но они очень активны. Они объ­единяются по интересам, чем услож­няют сис­тему, создавая в ней много подсистем (субэтносов) и блоков. Усложненная система усиливается и рас­ширяет ареал. Но пассио­нар­ные особи постепенно гибнут, чем снижают пассионарность системы, воз­вращаю­щуюся к постоянному уровню. В конце этногенеза оста­ется система, состоящая из гармоничных людей - реликтовый этнос, находящийся в гомеостазе.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение системы этногенеза по теории Л.Гумелева.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

-        Дать понятие этногенеза;

-        Описать вспышки этногенезов;

-        Рассмотреть фазы этногенеза;

-        Раскрыть особенности этнической регенерации.

1. Понятие этноса и этногенеза

Объясним значение термина "этнос" с точки зрения теории Гумилева.

1. Этнос - система, имеющая начало и конец во времени.

Универсальный критерий отличия этносов между собой один - стерео­тип по­ведения - особый поведенческий язык, который передается по на­следству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственно­сти, основанной на ус­ловном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы.

Не существует людей, не принадлежащих ни к какому этносу. Человек может быть частью разных систем и иметь стереотип поведения, созданный наложением этнических традиций. По этому поводу Гумилев непоследова­тельно утверждает, что  каждый человек принадлежит только одному эт­носу, и в этом с ним нельзя со­гласиться.

4.Системными связями в этносе служат ощущения "своего" и "чужого", а не соз­нательные от­ношения, как в обществе. Этого противопоставления достаточно, чтобы системы не пересекались между собой. Поэтому этнос не социаль­ная форма человеческого общежития и должен быть отнесен к ка­тегории при­родных коллек­тивов (естественно сложившихся общностей) и изучаться как природный феномен  методами естественных наук.

5. Системные связи в этносе, а вместе с ними и единство этноса поддер­живается биохимиче­ской энергией живого вещества биосферы, расход этой энергии на поддержание связей определяется пассионарностью.

Гумилев вводит понятие этнического поля. По определению, этническое поле - возникающее на основе пассионарного поля поле поведения и ценно­стей членов этнической системы.

Это определение тоже некорректно. Этот объект не имеет ничего общего с полем, так что его лучше назвать общностью. И возникает эта общность не на основе пассионарного поля, а на основе явления пассионарности.

6.Статистически в этносе преобладают гармоничные особи; доли пас­сионариев и субпассиона­риев в процентном отношении незначительны, но изменение их ко­личеств определяет состояние этноса как закрытой системы дискретного типа.

Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных усло­виях, в разное время и в разных точках земной поверхности, тем не менее, путем эмпири­ческих обобщений уда­лось установить кривую этногенеза. Это инерцион­ная, возникающая время от времени вследствие "толчков" кривая.

7. Каждая фаза этногенеза характеризуется  отличным от других фаз им­пе­ра­тивом поведения - принципом отношения этноса к человеку. Этот импе­ра­тив - наиболее удобное поведение для этноса  в данной ситуа­ции, т.е. при данных уровне пассионарного напряжения и направлении его изменения. Так как ситуации повторяются для разных этносов, то и императивы по­ведения тоже различаются мало.[1]


2. Вспышки этногенезов

Предмет социальной истории, согласно теории историче­ского материализма, - это прогрессивное развитие производи­тельных сил и производственных отношений от нижнего палео­лита до научно-технической революции. Предполагается, что оно потечет и дальше. Поскольку это спонтанное развитие, при­чиной его не могут быть силы природы, которые действительно не влияют на смену формаций, и если протянуть плавную кри­вую от добывания огня трением до полетов космических кораб­лей, то линия должна отобразить эволюцию человечества.

При этом только остается непонятным, во-первых, откуда взялись так называемые отсталые народы и почему бы им тоже не развиваться? Во-вторых, почему наряду с успехами тех­ники и науки фиксируется огромное количество утрат культур­ных ценностей? И, наконец, в-третьих, по какой причине этно­сы - создатели древних культур бесследно исчезли с этногра­фической карты мира, а те, которые ныне конструируют сложные машины и создают на них искусственный спрос, воз­никли совсем недавно?

Видимо, социальная история отражает прошлое человече­ства односторонне, и рядом с прямой дорогой эволюции суще­ствует множество зигзагов, дискретных процессов, создавших ту мозаику, которую мы видим на исторических картах мира.

Поскольку у этих процессов есть сначала и концы, то они не имеют касательства к прогрессу, а всецело связаны с биосфе­рой, где процессы тоже дискретны.

Таким образом, социальная и этническая история не подменяют друг друга, а дополняют наше представле­ние о процессах, проходящих на поверхности Земли, где сочетаются «история природы и история людей».

Поэтому во всех исторических процессах - от микрокос­ма (жизни одной особи) до макрокосма (развития человечества в целом) - общественная и природные формы движения со­присутствуют и взаимодействуют, подчас столь причудливо, что иногда трудно уловить характер связи. Это особенно относит­ся к мезокосму, где лежит феномен развивающегося этноса, то есть этногенез, если понимать под последним весь процесс ста­новления этноса - от момента возникновения до исчезнове­ния или перехода в состояние гомеостаза. Но значит ли это только то, что феномен этноса - продукт случайного сочета­ния биогеографических и социальных факторов? Нет, этнос имеет в основе четкую и единообразную схему.[2]

Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных условиях, в разное время и в разных точках земной по­верхности, тем не менее, путем эмпирических обобщений Л. Гумилеву уда­лось установить идеализированную кривую этногенеза. Вид ее несколько непривычен для нас: кривая равно не похожа ни на линию прогресса производительных сил - экспоненту, ни на повторяющуюся циклоиду биологического развития. Видимо, наиболее правильно объяснить ее как инерционную, возника­ющую время от времени вследствие толчков, которыми мо­гут быть только мутации, вернее, микромутации, отражающие­ся на стереотипе поведения, но не влияющие на фенотип.

Рис 1. Изменение пассионарного напряжения этнической системы[3]

Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей по­пуляции своего ареала. Мутируют только отдельные относитель­но немногочисленные особи, но этого может оказаться доста­точно для того, чтобы возникла новая консорция, которая при благоприятном стечении обстоятельств вырастет в этнос Пас­сионарность членов консорции - обязательное условие этого перерастания. В этом механизме - биологический смысл этно­генеза, но он не подменяет и не исключает социального смысла.

По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления этноса. По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы в трех шкалах: 1) в качественных характеристиках от уровня Р, (неспособность удовлетворить вожделение) до уровня Рд (жертвенность). Эти характеристики следует рассматривать как некую ус­редненную «физиономию» представителя этноса. Одновременно в этно­се присутствуют представители всех отмеченных на рисунке типов, но господствует статистический тип, соответствующий данному уровню пас­сионарного напряжения; 2) в шкале - количество субэтносов (подсистем этноса). Индексы п, п+1, п+3 и т. д., где п - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе; 3) в шкале - частота событий этнической истории (непрерывная кривая).

Предлагаемая Гумилёвым  кривая — обобщение 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных нами для различных этносов, возникших вследствие различных толчков. Пунктирной кри­вой отмечен качественный ход изменения плотности субпассионариев в этносе. Внизу указаны названия фаз этногенеза соответственно отрезкам по шкале времени: подъем, акматическая, надлом, инерционная, обскурация, регенерация, реликт.

Как видно из схемы, по абсциссе отложено время в годах. Естественно, на ординате мы откладываем форму энергии, стимулирующую процессы этногенеза.

Но перед нами встает другая трудность: еще не найдена мера, по которой бы можно было определять величину пассионарности. На основании доступного нам фактического материа­ла  мы можем говорить только о тенденции к подъему или спаду, о большей или меньшей степени пассионарного напряже­ния. Однако для поставленной нами цели это препятствие преодолимо, ибо мы рассматриваем процессы, а не статистические величины. Поэтому мы можем описать явления этно­генеза с достаточной степенью точности, что послужит в даль­нейшем базой новых уточнений.

В любой науке описание феномена предшествует его изме­рению и интерпретации; ведь и электричество было сначала открыто как эмпирическое обобщение разнообразных явлений, внешне несхожих между собой, а уже потом пришли к таким понятиям, как сила тока, сопротивление, напряжение и т. п.    Теперь перейдем к описанию основных фаз того процесса, который отображает в общем виде приведенная нами кривая, и попытаемся показать, как происходит реально процесс постепенного расходования первичного заряда пассионарности.

Итак, исходный момент любого этноге­неза - специфическая мутация небольшого числа особей в географическом ареале. Такая мутация не затрагивает (или за­трагивает незначительно) фенотип человека, однако сущест­венно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение происходит опосредованно: воздействию подвергается, конечно, не само поведение, а генотип особи. Появившийся в гено­типе вследствие мутации признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то избыток энергии и формирует новый стереотип поведения, цементирует новую системную целостность.

Возникает вопрос, — наблюдаются ли моменты мутации (пассионарного толчка) непосредственно в историческом процессе? Гумилев считает, что сам факт мутации в подавляющем коли­честве случаев ускользает от современников или воспринима­ется ими сверхкритично: как чудачество, сумасшествие, дурной характер и тому подобное. Только на длительном, около 150 лет, отрезке становится очевидным, когда начался исток традиции. Но даже это удается установить не всегда. Зато уже начавшийся процесс этногенеза, или, что - то же самое, набухание популя­ции пассионарностью и превращение ее в этнос, нельзя не за­метить. Поэтому мы можем отличить видимое начало этноге­неза от пассионарного толчка. Причем, как правило, инкуба­ционный период составляет около 150 лет.

3. Фазы этногенеза

Даже тогда, когда этнос распался и перестал существовать как системная целостность, остаются либо отдельные конвиксии, либо отдельные персоны, причем последние оставляют в истории более заметный след. Так, в Константинополе, взятом турками, осталась патриархия в квартале Фанар. Обитатели это­го квартала - фанариоты  долго жили, пользуясь милостью султанов, уважавших пророка Ису и мать его Мариам. Только в 1821 г. после восстания морсйских греков славянского происхождения, безжалостно вырезавших мусульман, султан Махмуд II приказал повесить патриарха и уничтожил последних византийцев, жив­ших уже без Византии. Но ведь пока они существовали, они по­мнили о своем прошлом величии и блеске! Пусть даже это не имело значения для истории, но этнограф должен отметить сам факт наличия осколка прошлого, а этнолог обязан это интер­претировать. А вот отдельные персоны, эмигранты, имели осо­бые судьбы в зависимости от места, куда они попали. Во Фло­ренции они обучали гуманистов греческому языку и элоквенции, в Испании портреты грандов рисовал Эль-Греко, в Москве учил и действовал Максим Грек и т. д. Этой инерции хватило ненадол­го, но эстафета культурной традиции была передана.

Таким же пережитком своего этноса был Сидоний Апполинарий, уже ставший христианином и епископом Клермонским в 471 г. Он был очень хорошо устроен при варварских королях, но в письмах изливал невероятную горечь, возникшую от недо­статка культурного общения. Никто из собеседников не мог оце­нить его знаний в латинской филологии. Окружавшие его боро­датые бургунды были либо заняты войной, либо пьяны.

Наиболее обильный материал по этой фазе, которую мож­но назвать «мемориальной», имеется в фольклоре и пережиточ­ных обрядах так называемых «отсталых племен». Замечательные произведения устного творчества имеются у алтайцев, киргизов и, вероятно, у амазонских индейцев и австралийских абориге­нов, хотя языковые трудности мешают разобраться в последних случаях детально. Но это не беда. Главное то, что эти этносы от­нюдь не «отсталые», а чересчур передовые, т. е, уже достигшие глубокой старости. По сути дела, их память - памятник, столь же подверженный разрушительному влиянию времени как и их наряды, некогда прекрасно сшитые и украшенные, их деревян­ные дома, называвшиеся «хоромами», их бронзовое оружие, окислившееся и рассыпающееся при прикосновении. Но это еще не конец, ибо воспоминания - тоже сила.

Таблица 1. Фазы этногенезов[4]

Фаза

Императивы

Перегибы

Исходное сочетание этносов и ландшафтов региона

Разнообразны





«Надо исправить мир, ибо он плох»

Пусковой момент

Подъем


«Будь тем, кем ты должен быть»



«Не по-вашему, а по-моему»

Переход в

 акматическую фазу

Акматическая (пассионарный перегрев)

«Будь самим собой»




«Мы устали от великих»

Переход в

фазу надлома

Надлом

«Только не так, как было»


«Дайте же жить, гады!»

Переход в

инерционную фазу

Инерционная

«Будь таким, как я»


«Не будь ты моим благодетелем!»

Переход в фазу

обскурации

Обскурация

«Будь таким, как мы»


«Да когда же это кончится!!!»

Переход к гомеостазу

Гомеостаз


«Будь сам собой доволен, тролль»


«А ведь не все еще погибло!»

Переход к

мемориальной

фазе

Мемориальная

«Вспомним, как было прекрасно»


Вырождение

«А нам ничего не надо»

Описанные здесь люди мемориальной фазы еще имеют кое-какую пассионарность, мучающую их из-за сознания без­надежности. А их ближайшее окружение неспособно даже на отчаяние. Им уже ничего не надо кроме насыщения и тепла от очага. У них идеалы, то есть прогнозы, заменены рефлексами. Они не могут и, хуже того, не хотят бороться за жизнь, вслед­ствие чего длительность этой фазы очень мала. Их подстерега­ет вымирание при любых изменениях окружающей среды, а так как она изменяется постоянно, то неуклонное однонаправлен­ное развитие, будь оно возможно, привело бы вид Homo Sapiens к депопуляции. Но поскольку этого не происходит, то следует заключить, что пассионарные толчки происходят чаще, чем фи­нальные фазы этногенезов.

Новый пассионарный взрыв - мутация или негэнтропийный импульс зачинает очередной процесс этногенеза прежде, чем успеет иссякнуть инерция прежнего. Вот благодаря чему человечество еще населяет планету Земля, которая для людей не рай, но и не ад, а поприще для свершений как великих, так и малых. Так было в прошлом, предстоит в будущем, во всех ре­гионах земной поверхности.


4. Этническая регенерация

Итак, мы рассмотрели все известные в этнической исто­рии фазы этногенеза. По нельзя считать изложение вопроса законченным, если мы не упомянем еще об одном специфиче­ском свойстве этногенеза - способности этноса к регенерации.

Суть этнической регенерации - это частичное восстанов­ление этнической структуры, наступающее после периода дес­трукции. Какой характер носит регенерация в зависимости от фазы этногенеза?

В фазе подъема регенерация на уровне этноса не наблю­дается, поскольку  пассионарность довольно устойчиво растет, что ведет к усложнению структуры этноса. В акматической фазе уже есть, что восстанавливать, по­скольку эта фаза подрывает политическую мощь этноса, его хозяйство, даже часто бывает связана с повышенным уничто­жением собственных сограждан, когда они начинают бороть­ся друг с другом.

Принцип «Будь самим собой» - это принцип обоюдоострый, и, если один сам по себе и другой сам по себе,  но они мешают друг другу, и в лучшем случае они толкают друг друга локтями, в худших - шпагами, а в еще худших пускают вход тяжелую артиллерию. И тогда в эти критические моменты оказывается, что ради самосохранения следует восстановить старый принцип, принцип фазы подъема — «Будь тем, кем ты должен быть». Тогда все устанавливается, приходит на круги своя. Этнос создает социально-политическую и государ­ственную систему, при которой он существует, и естественно  возвращается к акматической фазе, то есть опять к взаимоистреблению, но уже некоторое время спустя, когда условия станут более благоприятными и не столь трагичными.[5]

Яркой иллюстрацией такого рода регенерации является восстановление России после Смутного времени. К началу XVII столетия высокий уровень пассионарного напряжения привел к крайне сильному кризису, поставившему под сомне­ние сам факт существования огромной страны. Только усили­ями ополчения, руководимого нижегородским купцом Мини­ным и обедневшим князем Пожарским, был водворен хоть ка­кой-то порядок и провозглашен царем юный Михаил Романов, на простых санях привезенный в Москву. Уже при Алексее Михайловиче были восстановлены засечные линии против татар, присоединена Украина, шел процесс крестьянской ко­лонизации по Оке и Волге. Но продолжалось это недолго - растущая пассионарность вновь заявила о себе страстями рас­кола, кровью восстания Степана Разина, Хованщины, стрелец­ких бунтов и петровских казней. Пассионарный перегрев сно­ва вступил в свои права, и снова каждый стремился быть ори­гинальным.



Заключение

В результате проделанной работы, были раскрыты особенности этногенеза по системе Л.Гумелева.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-        Дано понятие этногенеза;

-        Описаны вспышки этногенезов;

-        Рассмотрены фазы этногенеза;

-        Раскрыты особенности этнической регенерации.

Мы рассмотрели важность перехода этноса из фазы возникновения в фазу распада. Смысл этногенеза в утрате импульса, создавшего систему до нулевого уровня. Ничего подобного мы не видим ни в социальном развитии, ни в биологической эволюции, ни в цикличном движении планет вокруг Солнца.

На людей как особей вида Homo Sapiens влияют физические силы, как и на все организмы биосфе­ры. Но если тепловые или электромагнитные флуктуации ощу­щаемы на уровне организмов, то интересующие нас биохими­ческие факторы поддаются описанию только на популяционном уровне, то есть на уровне этносов. Хотя они проявляются в поведении отдельных людей, но только эмпирическое обобще­ние широкого круга наблюдений позволяет дать дефиницию, необходимую для понимания процессов этногенеза, а также связи этнических феноменов с биосферными.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, описан Гумилевым как особое свойство характера людей и назван им пассионарностью.





Список литературы



1.     Гумилев Л. Н. Этногенез в аспекте географии (Ландшафт и эт­нос: IX). – М.: Издательский дом Дрофа, 1995.

2.     Введение в социальную философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.

3.     Социальная философия. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4.     Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.

5.     Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.

6.     Шаповалов В.Ф. Основы социальной философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.




[1] Введение в социальную философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990. – с. 398.

[2] Социальная философия. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с. 511.

[3] Гумилев Л. Н. Этногенез в аспекте географии (Ландшафт и эт­нос: IX). – М.: Издательский дом Дрофа, 1995.  – с. 113.

[4] Гумилев Л. Н. Этногенез в аспекте географии (Ландшафт и эт­нос: IX). – М.: Издательский дом Дрофа, 1995. – с. 156.

[5] Социальная философия. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с. 517.