Содержание

 

 

 

 

Задание №1. Выпишите из словаря и уясните смысл следующих определений  3

Задание №2. Системная организация Мира. 4

Задание №3.  Дайте сравнительное определение основных видов бытия. 8

Задание №4. Прокомментируйте следующие подходы к понятию «материя»  8

Задание №5. Тестовые задания. 11

Список литературы.. 13

 

 

 

 

Задание №1. Выпишите из словаря и уясните смысл следующих определений

Самодетерминация – самоопределенность, самоопределение.

Универсальность – свойство всеобщности, всеохватываемости, разносторонности, относящиеся к универсуму.

Мегамир – мир в масштабах галактик, солнечных или звездных систем,  крупнейших космических объектов.

Макромир – мир планеты, общества, человека.

Микромир – мир элементарных частиц.

Материя – вещество; понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу.

Пространство – форма бытия материи характеризующая протяженность.

Время – форма бытия материи характеризующая длительность существования;

Движение – любое изменение;

Становление – переход от одной определенности бытия к другой.

Литосфера – земная оболочка Земли.

Ноосфера – сфера разума Земли.

Гидросфера – водная оболочка Земли.

Биосфера – сфера биологического существования или жизни Земли.

Интергрессия – взаимообусловленное и чередующееся изменение среды и самой чувственной интенции.

Трансгрессия – изменение среды чувственным преодолением

Прогресс – поступательное движение, совершенствование.

Регресс – движение назад, деградирующий.

Синергетика - наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы.

Постмодерн – представляет собой мировоззрение, концептуализированное в широком спектре философских, культурологических, литературо- и искусствоведческих теорий и выражающее основные тенденции, идейные установки и ценностные ориентиры общества, достигшего определённого уровня развития

Волюнтаризм – одно из направлений в философии, рассматривающее в качестве основной функции психической жизни, в качестве основного принципа  волю.

Материализм – философское направление признающее в качестве первичной субстанции материю.

Фатализм – вера в судьбу, в предопределенность всех действий.

Дефиниция – определение понятия путем перечисления его признаков.

Этимология – значение.

Методология – совокупность методов, способов достижения цели; наука о методах исследования.

Схема – фигура, форма, набросок, образец, обобщенный образ.

Модель – уменьшенный образец объекта.

Мировая картина – совокупность представлений о мире, его законах, принципах, особенностях.

Универсум – единая Вселенная; «мир как целое».


Задание №2. Системная организация Мира.

1. Когда и где возникает описание материальных систем (укажите исторические периоды развития данной философской тенденции)?

а)     Становление категории «материя»;

б)    Эволюция «материи» и описание ее структурных уровней;

в)     Место человека в системе структурных уровней материальной системы мира.

а) «Материя» - одно из фундаментальных поня­тий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, харак­терно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рас­сматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотить­ся какая-нибудь идея.[1]

У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результа­те соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

У Г. Гегеля материя проявляется в результате дея­тельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это по­нятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает.[2]

В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание  за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.

б) В науке широко используется представление о структурных уровнях материи, конкретизирующих формы движения и виды материи.

Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо класса и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Критерием для выделения различных структурных уровней служат следующие признаки: пространственно-временные масштабы (элементарные частицы имеют размеры 10 (-14 степени) см, атомы — 10 (-8 степени), молекулы — 10 (-7 степени) см и т.п.); совокупность важнейших свойств и законов изменения; степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира.

Неорганическая природа предстает как имеющая такую последовательность структурных уровней: субмикроэлементарный — микроэлементарный (уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий) — ядерный — атомарный — молекулярный — уровень макроскопических тел различной величины (здесь имеется ряд специфических подуровней) — планеты — звездно-планетные комплексы — галактики — метагалактики.

Живая природа также структурирована. В ней выделяются уровни: биологических макромолекул — клеточный уровень — микроорганиз-менный — органов и тканей — организма в целом — популяционный — биопенозный — биосферный. Общая основа жизни — органический метаболизм (обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой) — специфицируется в каждом из выделенных уровней. Как отмечают М.М. Камшилов и А.И. Филюков, на уровне организмов обмен веществ означает ассимиляцию и диссимиляцию при посредстве внутриклеточных превращений; на уровне экосистемы (биоценоза) он состоит из цепи превращений вещества, первоначально ассимилированного организмами-производителями при посредстве организмов-потребителей и организмов-разрушителей, относящихся к разным видам; на уровне биосферы происходит глобальный круговорот вещества и энергии при непосредственном участии факторов космического масштаба.[3]

Структурное многообразие, т. е. системность, является способом существования материи.

в) Социальная действительность в структурном аспекте представлена уровнями: индивидов — семьи — различных коллективов (прежде всего производственных) — социальных групп — классов — национальностей и наций — государств и системы государств — общества в целом. Структурные уровни социальной действительности находятся в неоднозначно-линейных связях между собой (пример — уровень наций и уровень государств). Переплетение разных уровней в рамках общества порождает представление о господстве случайности и хаотичности в социальной действительности. Но внимательный анализ обнаруживает наличие в нем фундаментальной структурности — главных сфер общественной жизни, каковыми являются материально-производственная, социальная, политическая и духовная сферы, имеющие свои законы и свои структуры. Все они определенным образом субординированы в составе общественно-экономической формации. Эти формации структурированы, в том числе в плане изменений, обусловливая генетическое единство общественного развития в целом.

Таким образом, каждая из трех областей материальной действительности образуется из ряда специфических структурных уровней, которые находятся не в беспорядочном их «наборе» в составе той или иной области действительности, но в определенной связи, упорядоченности. Переход от одной области к другой связан с усложнением и увеличением многообразия факторов, обеспечивающих целостность систем (в неживой природе — ядерные, электромагнитные и другие силы, в обществе — производственные отношения, политические, национальные и др.).[4] Внутри каждого из структурных уровней материи существуют отношения субординации: молекулярный уровень включает в себя атомарный (но не наоборот); организменный — тканевый, клеточный; уровень общества — уровни, представленные классами, нациями, иными социальными уровнями. Закономерности новых уровней специфичны, несводимы к закономерностям уровней, на базе которых они возникли, и являются ведущими для данного уровня структурной организации материи.


Задание №3. Дайте сравнительное определение основных видов бытия

Виды бытия

Краткая характеристика

Материальное

Или реальное бытие  это то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и. т. п. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо

Идеальное

Идеальное бытие лишено временного, действительного опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным, существующим вечно. Идеальным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия

Человеческое


Жизнь человека, его внутренний мир, система ценностей, мировоззрение, цели, устремления, повседневное времяпровождение.

Социальное



Жизнедеятельность общества, экономическая, социальная, политическая, идеологическая, культурная сторона общественной жизни. [5]


Задание №4. Прокомментируйте следующие подходы к понятию «материя»

Подход

Его характеристика

Материалистический

В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание  за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.

Древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конк­ретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего в мире.

Объективно-идеалистический

Для философии объективного идеализма, харак­терно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рас­сматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотить­ся какая-нибудь идея.

У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результа­те соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

У Г. Гегеля материя проявляется в результате дея­тельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

Субъективно-идеалистический

В субъективно-идеалистической философии открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это по­нятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Дж. Беркли писал, что можно употреб­лять понятие "материя", если уж очень хочется, но только как синоним слова "ничто". Для Беркли суще­ствовать - это быть потенциально воспринимаемым. На вопрос о том, существовала ли природа до чело­века, Беркли ответил бы - да, в сознании Бога. Дру­гие представители субъективного идеализма ( Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существо­вание материи, но сводят ее к "совокупности (комплексам) ощущений". Материя, вещь, предмет, по; их мнению, - это комплекс ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют  их.

Позитивистский

Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет мат. действительность.

Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Например, макротело можно рассматривать как определенную организацию молекул. Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и определенных связи между ними. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это является условием существования системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как устойчивые связи, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения между элементами системы и образуют ее структуру. Система - это элементы и их структура. Любой объект материального мира уникален и нетождественен другому. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого.[6]


Г. Хакен и И.Пригожин при исследовании процессов самоорганизации делают акцент, прежде всего, на процессуальности материальных систем. Все процессы, протекающие в различных материальных системах, могут быть подразделены на два типа: во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса, и, во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Основными характеристиками первого типа процессов является равновесность и линейность, главными характеристиками второго типа процессов, в которых проявляется способность к самоорганизации и возникновению диссипативных структур, является неравновесность и нелинейность.

Таким образом, с введением в научный оборот принципов синергетики претерпело развитие понятие хаоса, вошел в обиход термин детерминированный хаос, имеющий конкретный физико-математический смысл.


Задание №5. Тестовые задания

1. Впишите ключевое слово в определение: «Материя есть энергия в аспекте различных ее проявлений».

2. Какое из нижеперечисленных свойств материи не является атрибутивным?

а)     Самоорганизация;

б)    Сознание;

в)     Движение;

г)     Протяженность;

д)    Длительность;

е)     Отражение.

3. Соотнесите концепции пространственно-временного континуума и их основателей:

Концепция

Основатели

1. Субстанциональная

1. Платон

1. Демокрит

2. Реляционная

2. Сократ

2. Аристотель


4. Допишите недостающее: «Характер отражательного процесса зависит от уровня материи. В связи с этим выделяют уровни отражения: неживая природа, живая природа и человек».

а)     5. Выделите правильное суждение:

б)    Идеализм – это утверждение, что идеи существуют реально;

в)     Идеализм – стремление человека к совершенству;

г)     Идеализм – признание за идеями первичного бытия, определяющего материальное;

д)    Идеализм – попытка забыть о прозе жизни.

6. Укажите автора высказывания: «сущее есть, Не-сущего – нет; бытие есть, Небытия - нет».

а)     Парменид;

б)    Гераклит;

в)     Сократ;

г)     Платон.

7.Кому из философов принадлежит классификация форм Бытия как «Мир естественного и мир искусственного»?

а)     Саймону;

б)    Гегелю;

в)     Тугаринову;

г)     Ленину.

8. Укажите, кто из перечисленных авторов характеризовал онтологию как интерпретацию «языковых игр»:

а)     Шопенгауэр;

б)    Куайн;

в)     Бенвенист.

9. Укажите, кто из перечисленных авторов классифицировал формы Бытия как «Природу и целеполагающую деятельность»:

а)     Гегель;

б)    Тугаринов;

в)     Ленин;

г)     Лукач.


Список литературы

1.           Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1986.

2.           Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998.

3.           Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001.

4.           Рассел Б. История философии /пер. с англ. В 2 томах. – М.: МИФ, 1993.

5.           Радугин А.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996.

6.           Нерсесянц В.С. История Философии. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.






















[1] Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998. – с. 105.

[2] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 419.

[3] Рассел Б. История философии /пер. с англ. В 2 томах. – М.: МИФ, 1993. – с. 164.

[4] Нерсесянц В.С. История Философии. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – с. 548.

[5] Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1986. – с. 87.

[6] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 213.