Содержание


Введение. 3

1. Краткая характеристика ОАО «Алейскзернопродукт». 4

2. Технико-экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Алейскзернопродукт»  за 2002-2003 гг. 5

3. Структура управления  ОАО «Алейскзернопродукт». 5

3.1. Структура управления и процесс управления. 5

3.2. Штатное расписание. 7

3.3. Должностные обязанности основных участников. 8

4. План производства и реализации продукции. 11

5. Финансовый план ОАО «Алейскзернопродукт» на 2005 год. 13

6. Бухгалтерский баланс ОАО «Алейскзернопродукт». 14

7. Финансовые результаты деятельности ОАО «Алейскзернопродукт». 18

за 2002-2003 годы.. 18

8. Показатели финансовой устойчивости ОАО «Алейскзернопродукт». 20

9. График безубыточности ОАО «Алейскзернопродукт». 23

Заключение. 25

Список литературы.. 27


Введение


Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство, которая не исключает риска, убытков и банкротств.

В связи с этим необходимо уметь своевременно определить неблагоприятное финансовое положение предприятия на основе результатов проведенного финансового анализа. Поэтому актуальным вопросом деятельности любого современного предприятия является своевременное выявление негативных тенденций в его финансово-экономическом состоянии и принятие соответствующих мер, чтобы не допустить наступления банкротства.

Хозяйствующий субъект, который образован в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации для осуществления производственно- хозяйственной деятельности – производства продукции или услуг и имеющий единую производственную, организационную структуру и систему управления в менеджменте понимается как социально-экономический объект.

Актуальность работы заключается в том, что в основе управления социально- экономическим объектом лежит цель деятельности, которую необходимо достигнуть имеющимися средствами и ресурсами. 

Цель данной работы -  исследование  организации в качестве социально-экономического объекта. Объект исследования – ОАО «Алейскзернопродукт».

В рамках данной работы представлены основные расчеты по  экономической деятельности организации в 2002-2003 годах, а также планирование ее деятельности на 2005 год.

1. Краткая характеристика ОАО «Алейскзернопродукт»


ОАО «Алейскзернопродукт» - торгово-производственное предприятие основано в 1992 году. Сегодня  компания ОАО «Алейскзернопродукт» - это мощный торгово-производственный комплекс, имеющий в собственности завод по переработке и фасовке круп, расположенный в г. Улан-Удэ. Компания имеет развитую сеть дилеров на территории Российской Федерации.

Продукция компании позиционируется как «продукты для супермаркетов». Ее главные характеристики: высокое качество, удобная и запоминающаяся упаковка, широкий ассортимент, куда входят крупы, макароны, растительное масло, а также сахар, семечки, мука. Цены на продукцию находятся в пределах среднего ценового диапазона.

 Компания  «Алейскзернопродукт» имеет несколько структурных подразделений, каждое из которых встроено в общую схему продаж: от поставщика к конечному покупателю.

Организационно-правовая форма компании  «Алейскзернопродукт» - открытое акционерное общество.

ОАО «Алейскзернопродукт» создано без ограничения срока деятельности, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество в соответствии с действующим законодательством несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Учредительными документами ОАО «Алейскзернопродукт» являются учредительный договор и Устав.

Назначение ОАО «Алейскзернопродукт»  - не только насыщение рынка продовольственных товаров крупяными и макаронными изделиями высокого качества и получение прибыли. Компания  «Алейскзернопродукт» активно занимается благотворительностью, поскольку считает социальную политику важным фактором ведения бизнеса.

2. Технико-экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Алейскзернопродукт» за 2002-2003 гг.


Компания  «Алейскзернопродукт» является крупной крупяной фирмой республики  Бурятии, имеет в своей собственности: офис в центре г. Улан-Удэ по адресу: ул. Крылова, 21, сеть складских комплексов в городе и районе, автопарк и цех по фасовке сыпучих продуктов (до 2000т в месяц), завод по переработке сельскохозяйственной продукции, собственное рекламное агентство.

Компания ОАО «Алейскзернопродукт» представляет собой мощный производственно-технический комплекс общей площадью 3060 кв., состоящий из:

·        производственного цеха площадью 600 кв. м;

·        склада готовой продукции площадью 1200 кв. м;

·        склада сырья и материалов площадью 800 кв. м;

·        бытовых помещений площадью 200 кв. м;

·        административное помещение площадью 260 кв. м.

На балансе компании числятся три легковых автомобиля общей стоимостью 750 тыс. руб., два автомобиля марки «ГАЗель» общей стоимостью 440 тыс. руб., два грузовых автомобиля марки «МАЗ» с полуприцепами на 18 тн общей стоимостью 820 тыс. руб..

На складах установлены 5 фасовочных автоматов для расфасовки крупяных и макаронных изделий. Погрузка продукции и разгрузка сырья осуществляется при помощи 3 погрузчиков и двух дизельных кар.

3. Структура управления  ОАО «Алейскзернопродукт»

 

3.1. Структура управления и процесс управления

Общая численность ОАО «Алейскзернопродукт» составляет 250 человек, 34 (13,6%) из которых представляют офисные работников (Рисунок 1)

 










Рисунок 1. Структура офисных работников ОАО «Алейскзернопродукт»

Единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор.

Организационная структура ОАО «Алейскзернопродукт» обеспечивает рациональное разделение труда, создает действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений.

Остальной персонал компании в количестве 216 человек трудится в производственном цехе и на складах компании.

Элемент управления развитием организации подразумевает создание в структуре организации системы маркетинга для исследования спроса на продуктов, а также системы инвестирования для  осуществления инвестиций в развитие и расширение деятельности.

 

3.2. Штатное расписание

         Штатное расписание организации в соответствии с организационно- производственной структурой представлено в таблице 1.

         Таблица 1

Штатное расписание ОАО «Алейскзернопродукт» на 2003 год

Должность

Кол-во

Оклад,

Поясной

Месячный

 

штатных

руб.

коэффициент

ФОТ, руб.

 

единиц

 

25%

 

Управленческий персонал

 

 

 

 

Генеральный директор

1

15 000

3 750

18 750

Заместитель генерального директора

1

12 000

3 000

15 000

Финансовый директор

1

12 000

3 000

15 000

Главный бухгалтер

1

12 000

3 000

15 000

Начальник отдела кадров

1

9 000

2 250

11 250

Начальник отдела логистики

1

9 000

2 250

11 250

Начальник отдела закупа

1

9 000

2 250

11 250

Начальник торгового отдела

1

9 000

2 250

11 250

Начальник отдела маркетинга

1

9 000

2 250

11 250

Итого

9

96 000

24 000

120 000

Служащие

 

 

 

 

Логистик

3

15 000

3 750

18 750

Заведующий АХО

1

4 000

1 000

5 000

Комендант

1

3 500

875

4 375

Юрист

1

7 500

1 875

9 375

Секретарь

1

3 000

750

3 750

Бухгалтер-экономист

1

5 000

1 250

6 250

Бухгалтер-кассир

1

3 500

875

4 375

Бухгалтер по материальным ценностям

1

4 500

1 125

5 625

Бухгалтерс по заработной плате

1

4 500

1 125

5 625

Товаровед

2

10 000

2 500

12 500

Специалист по закупу

3

13 500

3 375

16 875

Специалист торгового отдела

5

27 500

6 875

34 375

Специалист отдела маркетинга

4

24 000

6 000

30 000

Итого

25

125 500

31 375

156 875

Рабочие

 

 

 

 

Кладовщик

6

43 200

10 800

54 000

Грузчик

20

80 000

20 000

100 000

Весовщик

15

52 500

13 125

65 625

Рабочий по производству изделий

132

462 000

115 500

577 500

Упаковщик

36

108 000

27 000

135 000

Уборщик

4

8 000

2 000

10 000

Водитель

3

16 500

4 125

20 625

Итого

216

770 200

192 550

962 750

Всего

250

991 700

247 925

1 239 625

Из штатного расписания видно, что основную долю в численном составе составляют рабочие, удельный вес которых в общей численности составляет 86%  (Рисунок 2)


Рисунок 2. Структура персонала

3.3. Должностные обязанности основных участников


Содержание выполняемых функций работников, способствующих обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, регламентируют должностные инструкции и положения об отделах, ключевые моменты которых следующие:

·                   генеральный директор - руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.

·                   финансовый директор - организует управление движением финансовых ресурсов организации и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, Обеспечивает разработку финансовой стратегии организации и его финансовую устойчивость. Организует рекламную деятельность. Определяет источники финансирования торгово-производственной деятельности предприятия. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность организации.

·                   заместитель генерального директора – организует материально-техническое обеспечение и товарные запасы.

·                   бухгалтерия - осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов.

·                   отдел кадров - организует работу с персоналом, обеспечивает укомплектование организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации. Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры. Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников. Ведет табельный учет фактического времени пребывания работников, осуществляет контроль за их своевременной явкой на работу и уходом с работы, нахождением на рабочих местах.

·                   отдел АХО – осуществляет   хозяйственное обслуживание компании, и ее подразделений. Обеспечивает сохранность хозяйственного  инвентаря, его  восстановление  и  пополнение,  а  также  соблюдение  чистоты  в  помещениях  и  на  прилегающей   территории.  Следит  за   состоянием помещений и принимает меры по своевременному их ремонту. Обеспечивает работников канцелярскими принадлежностями и предметами хозяйственного обихода.

·                   отдел маркетинга организует   работу   по  рекламированию продукции с целью  продвижения на рынки  сбыта, информируя  потребителей о  преимуществах качества и отличительных свойствах рекламируемых товаров. Осуществляет планирование и координацию работ по проведению рекламных кампаний. Разрабатывает  планы рекламных  мероприятий  и определяет  затраты на  их проведение. Участвует  в   формировании   рекламной  стратегии.   Осуществляет выбор  форм  и методов  рекламы в  средствах массовой  информации, их  текстового,  цветового и музыкального оформления. Определяет конкретных  носителей рекламы (газеты, журналы,  рекламные ролики и  др.) и их  оптимальное сочетание.  Изучает  рынок  сбыта  и  покупательский  спрос  с  целью определения наилучшего времени и места размещения рекламы.  Организует изучение  потребностей   покупателей   и  определяет   направленность проведения  рекламных  кампаний. 

·                   отдел логистики - организует  обеспечение  компании необходимыми  для  его  производственной  деятельности  материальными  ресурсами требуемого качества и их рациональное использование Обеспечивает    подготовку    заключения    договоров  с поставщиками,  согласование  условий   и  сроков  поставок. Обеспечивает  доставку   материальных  ресурсов   в  соответствии   с  предусмотренными  в  договорах   сроками,  контроль  их   количества,  качества  и   комплектности  и   хранение  на   складах  предприятия.  Руководит  разработкой  стандартов   предприятия  по  материально   - техническому обеспечению качества выпускаемой продукции, экономически обоснованных    нормативов    производственных   (складских)  запасов материальных ресурсов.  Обеспечивает контроль  за состоянием  запасов материалов  и  комплектующих   изделий,  оперативным   регулированием производственных  запасов  в компании,  соблюдением  лимитов  на отпуск  материальных  ресурсов  и  их  расходованием в подразделениях по прямому назначению. Организует работу складского хозяйства, принимает меры по  соблюдению необходимых    условий    хранения.    Организует  учет  движения  материальных  ресурсов на складах компании,  принимает участие  в проведении  инвентаризации материальных   ценностей.  

·                   торговый отдел организует сбыт продукции, ее  поставку потребителям в  сроки и объеме  в  соответствии  с  заказами  и  заключенными  договорами.  Проведение  маркетинговых   исследований   по   изучению   спроса   на  продукцию компании, перспектив развития рынков сбыта. Обеспечивает контроль выполнения    подразделениями    предприятия    заказов,   договорных обязательств,  состояние  запасов   готовой  продукции  на   складах. Организует    приемку    готовой    продукции    от  производственных подразделений  на  склады,  рациональное  хранение  и  подготовку   к отправке  потребителям,   определение   потребности  в   транспортных средствах,  механизированных  погрузочных  средствах,  таре и рабочей силе  для  отгрузки  готовой  продукции. Организует оптовую торговлю выпускаемой  продукции. Принимает  меры по обеспечению  своевременного поступления  средств за  реализованную продукцию.

 

4. План производства и реализации продукции


Разработка бюджета продаж представляет собой определение целевого объема и структуры продаж. В ходе разработки базовые принципы взаимосвязи показателей затрат, уровня цен, физического объема как факторов, определяющих доход от реализации являются методологической основой, без которой эффективное планирование бюджета продаж невозможно.

Объем планируемых продаж определяется с учетом множества факторов: деятельность конкурентов, положение на рынке, стабильность поставщиков и покупателей, результатов маркетинговых исследований, сезонности, цикличности, политики ценообразования в ОАО «Алейскзернопродукт», рентабельности продукции [10,с. 36].

Таблица 2

Прогноз продаж на 2005 год в ОАО «Алейскзернопродукт»


№ п\п

Виды продукции

Планируемые продажи, тонн

Планируемая цена реализации за 1 тн,  тыс. руб.

1

Крупяные изделия россыпью

45 000

10

2

Крупяные изделия в упаковке

120 000

13

3

Макаронные изделия

65 500

7

4

Макаронные изделия в упаковке

130 000

9


На основе  прогноза продаж составляем бюджет продаж в виде таблицы 3. Он является результатом обсуждения планов реализации продукции управляющими, аналитиками и персоналом отдела продаж и маркетинга.

Таблица 3

Бюджет продаж на 2005  год в ОАО «Алейскзернопродукт»

№ п\п

Виды продукции

Планируемые продажи, тонн

Цена реализации за 1 тн, тыс. руб.

Объем продаж, тыс. руб.

1

Крупяные изделия россыпью

45 000

10

450 000

2

Крупяные изделия в упаковке

120 000

13

1 560 000

3

Макаронные изделия

65 500

7

458 500

4

Макаронные изделия в упаковке

130 000

9

1 170 000


Итого

-

-

3 638 500


Производственная программа зависит от планового объема реализации и величины товарных остатков (запасов готовой продукции)[10, с. 37].

Соотношение объемов реализации, выпуска и величины товарных остатков можно выразить следующим образом по формуле (1):

ОП = Опр – ТО н.п. + ТО к.п.,                       (1)

где    ОП -  объем производства, руб.;

         Опр – объем продаж, руб.;

ТО н.п. – товарные остатки на начало периода, руб.;

ТО к.п. – товарные остатки на конец периода, руб.

Производственная программа для ОАО «Алейскзернопродукт» представлена в таблице 4.

Таблица 4

Производственная программа ОАО «Алейскзернопродукт» на 2005 год


 

 

Показатели


Крупа

весовая


Крупа в

упаковке


Макароны

весовые


Макароны

в упаковке


1

Плановый объем продаж, тонн

45 000

120 000

65 500

130 000

2

Остатки готовой продукции на конец периода, тн

5 000

10 000

7 000

15 000

3

Всего потребность (1 + 2), тонн

50 000

130 000

72 500

145 000

4

Остатки готовой продукции на начало периода, тн

4 500

12 000

10 000

12 000

5

Производственная программа (3 – 4), тонн

45 500

118 000

62 500

133 000


Таблица 5

Бюджет затрат на 2005 год ОАО «Алейскзернопродукт»

 

Статьи затрат

Сумма, тыс. руб.

1

Заработная плата основных производственных рабочих

19 000

2

Начисления на заработную плату

6 800

3

Амортизация основных средств

340

4

Сырье и материалы

2 120 000

5

Общепроизводственные расходы

653 000

6

Общехозяйственные расходы

125 000

 

Итого

2 924 140

 

 

5. Финансовый план ОАО «Алейскзернопродукт» на 2005 год


Финансовый план предприятия составляется для определения финансовых затрат и результатов по принятому в плане объему работ. Основной задачей является расчет потребности финансовых ресурсов, на основании которых составить баланс доходов и расходов и определить прибыли предприятия (Таблица 6).

Таблица 6

Финансовый план ОАО «Алейскзернопродукт»  на 2005 год


№№

Показатели

Сумма, тыс. руб.

1

Доходы

 

2

Выручка от реализации продукции

3 638 500

3

Доходы от участия в других организациях

600 000

4

Итого доходов

4 238 500

5

Расходы

 

6

Заработная плата основных производственных рабочих

19 000

7

Начисления на заработную плату

6 800

8

Амортизация основных средств

340

9

Сырье и материалы

2 120 000

10

Общепроизводственные расходы

653 000

11

Общехозяйственные расходы

125 000

12

Итого

2 924 140

13

Валовая прибыль (стр.4-стр.12)

1 314 360

14

Налог на прибыль 24%

315 446

15

Чистая прибыль (стр.13-стр.14)

998 914


 

6. Бухгалтерский баланс ОАО «Алейскзернопродукт»


Наиболее приемлемым методом для выполнения работы является углубленный анализ отдельных разделов и статей баланса, используя методику, основанную на расчете и использовании в пространственно-временном анализе коэффициентов.

Расчет ведется по данным показателей годового  бухгалтерского баланса (форма №1). Показатели могут быть исчислены непосредственно по данным бухгалтерской баланса. Однако, удобнее преобразовать баланс путем агрегирования статей и их перегруперовки:

-         в активе –по степени убывания ликвидности активов,

-         в пассиве –по степени возрастания погашения обязательств.

Такой подход более удобен как в вычислительном плане (анализ в проекте проводится с помощью электронных таблиц Microsoff Excel), так и  с позиции понимания логики алгоритмов расчета.

В таблицу внесены исходные данные для анализа финансового состояния. Агрегирование статей сделано, исходя из удобства последующего расчета аналитических коэффициентов. Алгоритмы отчетного баланса в аналитический баланс-нетто даны в скобках.

Целью анализа этого вида является более подробная характеристика имущественного положения организации, а также ее возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу (Таблица 7).

Таблица 7

Вертикальный анализ баланса ОАО «Алейскзернопродукт» за 2001-2003 гг.

АКТИВ

2001 год

2002 год

2003 год

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

3

4

5

6

7

8

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ







Основные средства

4 320

0,42

4 651

0,39

6 870

0,50

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ







Запасы

261 796

25,41

307 223

25,80

352 710

25,49

Налог на добавленную стоимость по приобретенным







ценностям

29 501

2,86

32 150

2,70

33 105

2,39

Дебиторская задолженность (платежи по которой







ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

54 210

5,26

52 132

4,38

42 333

3,06

Краткосрочные финансовые вложения

35 000

3,40

40 100

3,37

50 000

3,61

Денежные средства

645 522

62,65

754 560

63,36

898 785

64,95

БАЛАНС

1 030 349

100,00

1 190 816

100,00

1 383 803

100,00

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ







Уставный капитал

500 000

48,53

500 000

41,99

500 000

36,13

Добавочный капитал

20 000

1,94

20 000

1,68

20 000

1,45

Резервный капитал

10 000

0,97

10 000

0,84

10 000

0,72

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

480 612

46,65

594 760

49,95

779 476

56,33

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА







Кредиторская задолженность

4 932

0,48

6 056

0,51

9 327

0,67

Резервы предстоящих расходов

14 805

1,44

60 000

5,04

65 000

4,70

БАЛАНС

1 030 349

100,00

1 190 816

100,00

1 383 803

100,00


По итогам вертикального анализа баланса видно, что основной удельный вес в активе баланса занимают запасы и денежные средства, причем просматривается динамика роста денежных средств. Динамика краткосрочных вложений также имеет тенденцию к росту. Динамика основных средств, запасов и НДС имеет несущественную динамику роста. Что касается дебиторской задолженности, то здесь  налицо динамика снижения, что несомненно имеет положительный эффект.

Доля уставного капитала имеет тенденцию к снижению за счет роста доли нераспределенной прибыли, которая имеет динамику роста. Аналогичная ситуация просматривается в динамике роста резервов предстоящих расходов и кредиторской задолженности, рост которой, связан с ростом заработной платы персонала ОАО «Алейскзернопродукт».

Динамика роста перечисленных показателей, по сути, показывает рост собственного капитала предприятия.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпам роста (снижения). Горизонтальный анализ баланса (Приложение 1) рассмотрен в таблице 8.

Таблица 8

Горизонтальный анализ баланса ОАО «Алейскзернопродукт» за 2001-2003 гг.


АКТИВ

2001 год

2002 год

2003 год

Изменения 2003 г. к 2001 г.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

абсолют.

тыс. руб.

относит., %

1

2

3

4

5

6

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ






Основные средства

4 320

4 651

6 870

2 550

159,03

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ






Запасы

261 796

307 223

352 710

90 914

134,73

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

29 501

32 150

33 105

3 604

112,22

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

54 210

52 132

42 333

-11 877

78,09

Краткосрочные финансовые вложения

35 000

40 100

50 000

15 000

142,86

Денежные средства

645 522

754 560

898 785

253 263

139,23

БАЛАНС

1 030 349

1 190 816

1 383 803

353 454

134,30

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ






Уставный капитал

500 000

500 000

500 000

0

100,00

Добавочный капитал

20 000

20 000

20 000

0

100,00

Резервный капитал

10 000

10 000

10 000

0

100,00

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

480 612

594 760

779 476

298 864

162,18

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА






Кредиторская задолженность

4 932

6 056

9 327

4 395

189,11

Резервы предстоящих расходов

14 805

60 000

65 000

50 195

439,04

БАЛАНС

1 030 349

1 190 816

1 383 803

353 454

134,30


Из таблицы 8 видно, что ОАО «Алейскзернопродукт» из года в год наращивает свою материально-техническую базу. По всем показателя наблюдается значительный рост:

-                     основных средств на 159,03%;

-                     запасов 134,73%;

-                     НДС 112,22%;

-                     краткосрочных финансовых вложений 142,86%;

-                     денежных средств 139,23%;

-                     нераспределенной прибыли 162,18%;

-                     кредиторской задолженности (связанной с ростом заработной платы) 189,11%;

-                     резервов предстоящих расходов 439,04%.

Уставный капитал, добавочный капитал и резервный капитал имеют постоянное значение. Дебиторская задолженность уменьшилась на 78,09%.

В бухгалтерской отчетности имеется ряд статей, непосредственно указывающих на неблагополучное финансовое положение организации. Это так называемые «больные статьи»: «Убытки», «Кредиты и займы, не погашенные в срок», «Просроченная дебиторская и кредиторская задолженности», «Векселя выданные (полученные) просроченные». При чтении баланса ОАО «Алейскзернопродукт» за период  2001-2003 гг. такие статьи не были выявлены.


7. Финансовые результаты деятельности ОАО «Алейскзернопродукт» за 2002-2003 годы


Основные показатели работы компании включают в себя оценку динамики показателей прибыли и рентабельности. Расчет показателей осуществляется на основе данных укрупненного баланса (приведенного ниже) и Отчет о прибылях и убытках (Приложение 2).

Таблица 9

Анализ динамики показателей прибыли ОАО «Алейскзернопродукт»

Наименование показателя

Код

Абсолютные величины

Уд. веса,%

Изменения

Темп

 

строки

тыс. руб.

2002

2003

в абсол.

в уд.

прироста

 

 

2002 год

2003 год

год

год

величина

весах, %

гр.7/гр.4

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

гр.6-гр.5

*100

 

 

 

 

 

 

гр.4-гр.3

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,

 

 

 

 

 

 

 

 

услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных

 

 

 

 

 

 

 

 

обязательных платежей

010

3 520 324

3 603 093

100,0

100,0

82 769

0,0

2,3

Себестоимость проданных товаров, продукции,

020

2 945 000

2 949 684

81,7

83,7

4 684

1,9

0,2

Валовая прибыль

029

575 324

653 409

16,0

16,3

78 085

0,4

12,0

Коммерческие расходы

030

123 140

122 302

3,4

3,5

-838

0,1

-0,7

Управленческие расходы

040

105 906

105 405

2,9

3,0

-501

0,1

-0,5

Приябыль (убыток) от продаж

050

346 278

425 702

9,6

9,8

79 424

0,2

18,7

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к получению

060

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к уплате

070

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от участия в других организациях

080

436 301

599 924

12,1

12,4

163 623

0,3

27,3

Прочие операционные доходы

090

 

 

 

 

 

 

 

Прочие операционные расходы

100

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные доходы

120

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные расходы

130

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль (убыток) до налогообложения


 

140

 

782 579

 

1 025 626

 

21,7

 

22,2

 

243 047

 

0,5

 

23,7

Отложенные налоговые активы

 

 

 

 

 

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий налог на прибыль

150

187 819

246 150

5,2

5,3

58 331

0,1

23,7

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

594 760

779 476

16,5

16,9

184 716

0,4

23,7


Анализируя полученные расчеты в таблице 9 можно сделать следующие выводы:

-         удельный вес чистой прибыли в выручке увеличился с 16,5% до 16,9%, т.е. на 0,4 процентных пункта;

-         темп прироста прибыли (23,7%) значительно выше темпа прироста себестоимости (0,2%), но в то же время удельный вес себестоимости проданных товаров увеличился на 1,9 процентных пункта. Учитывая, что темп прироста доходов от участия в других организациях составил 27,3%, можно сказать, что данный фактор оказал существенное влияние на доходы организации в целом в 2003 году.

-         структура прибыли показывает, что прибыль организации формируется за счет двух источников: «Выручка от продажи товаров» и «Доходы от участия в других организация».

Для того, чтобы посмотреть насколько рентабельно работает компания рассчитаем коэффициенты рентабельности (Таблица 10)

Таблица 10

Расчет коэффициентов рентабельности ОАО «Алейскзернопродукт»

за 2002-2003 гг.

Показатель

Алгоритм расчета

2002 год

2003 год

Отклонения

 

(по данным отчета о

 

 

гр.4-гр.3

 

прибылях и убытках)

 

 

 

1

2

3

4

5

Прибыль(убыток) от продаж

стр.010-стр.020

575 324

653 409

78 085

Чистая прибыль (убыток)

стр.190

594 760

779 476

184 716

Коэффициент рентабельности

Валовая прибыль / Выручка от

0,16

0,18

0,02

продаж

продаж (стр.029/стр.010)

 

 

 

Коэффициент общей

Чистая прибыль / Выручка

0,17

0,22

0,05

рентабельности

(стр.190/стр.010)

 

 

 

Коэффициент рентабельности

Чистая прибыль / Итог раздела

0,53

0,60

0,07

собственного капитала

 III баланса

 

 

 



Как видно из таблицы 10, компания  «Алейскзернопродукт» очень рентабельна, при небольшом росте коэффициента рентабельности продаж в 2003 году (0,2) коэффициент общей рентабельности вырос на 0,05 пункта.


 

8. Показатели финансовой устойчивости ОАО «Алейскзернопродукт»


Таблица 11

Значения абсолютных финансовых показателей ликвидности баланса ОАО «Алейскзернопродукт» за 2002-2003 гг.


Формула расчета

Расчет

Тенденция

2002 год

2003 год

2002 год

2003 год

А1-П1

794660-6056

=788604

948785-9327

=939458

788604³ 0

939458³ 0

А2-П2

52132-0 = 52132

42333-0= 42333

52132 ³ 0

42333 ³ 0

А3-П3

339373-0=339373

358815-0=358815

339373³ 0

358815³ 0

П4-А4

1184760-4651= 1178704

1374476-6870= 1367606

1178704³ 0

1367606³ 0


Сопоставляя полученные результаты в таблице 11 можно отметить, что все расчетные значения, соответствуют рекомендованным, благодаря чему можно сделать определенные выводы:

-         предприятие имеет хорошую текущую ликвидность, что свидетельствует о платежеспособности предприятия на ближайшее время. Причем на конец 2003 года значение увеличилось на  150854 тыс. руб.(939458-788604);

-         предприятие имеет хорошую перспективную ликвидность;

-         поступлений в отдаленном будущем достаточно для осуществления обязательных платежей.

В целом можно отметить, что ОАО «Алейскзернопродукт» в состоянии осуществлять без проблем как текущие платежи, так и в отдаленном будущем. У предприятия достаточно собственных средств для покрытия потребности в оборотных активах.



Таблица 12

Расчет показателей финансовой устойчивости ОАО «Алейскзернопродукт»

за 2003 год

 

Показатель


 

Расчет на начало года

 

 

Расчет на конец

 года

 

 

Рекомендованное

значение


Отклонения

 

На начало года


На конец

года



Кфу1


1184760

0,99

1374476

0,99

³ 0,5

 Выше рекомендованного значения

0,99 ³ 0,5

 То же

 

 

1190816

 

1383803

 

 

 

 

 

 

 

Кфу2

 

6056

0,01

9327

0,01

< 0,7


 Ниже рекомендованного значения

 0,01 < 0,7

 

 То же


 

 

1124760+60000

 

1309476+65000

 

 

 

 

 

 

 


Кфу3


1124760+60000-4651

0,99

1309476+65000-6870

0,99

от 0,1

до 0,5

Выше рекомендованного значения 

 

 

То же 


 

 

1186165

 

1376933

 

и выше

 

 

 

 



Кфу4


1124760+60000-4651

1,0

1309476+65000-6870

1,0

0,2 – 0,5

Выше рекомендованного значения 

  

То же 


 

 

1124760+60000

 

1309476+65000

 

 

 

 

 

 

 


Коэффициент автономии (Кфу1) характеризует роль собственных средств капитала в формировании активов организации. Расчет показал, что коэффициент автономии значительно вышерекомендованного значения, это означает, что в формировании активов предприятия участвует собственный капитал.

Коэффициент финансовой зависимости (Кфу2) как на начало так и на конец года значительно ниже рекомендованного значения. Динамику этого показателя можно оценить как благоприятную, так как превышение рекомендованного значения означает зависимость организации от внешних источников средств, чего нельзя сказать о предприятии ОАО «Алейскзернопродукт». Это означает, что предприятие совершенно не зависит от внешних источников.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кфу3) выше рекомендованного интервала и на начало, и на конец года, что означает устойчивое финансовое состояние организации.

Значение коэффициента маневренности собственных оборотных средств (Кфу4) на начало и конец года свидетельствуют об имеющихся возможностях у предприятия финансового маневра.

Проанализировав значения вышеуказанных коэффициентов финансовой устойчивости, можно сделать вывод о полной устойчивости финансового состояния ОАО «Алейскзернопродукт».

 Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности [11, c. 99].

Анализ рентабельности и деловой активности проводится посредством расчета коэффициентов оборачиваемости и рентабельности (Таблица 13)

Таблица 13

Анализ рентабельности и деловой активности ОАО «Алейскзернопродукт»

 за 2003 год

Наименование коэффициента

Порядок расчета

Расчетная величина


На начало года


На конец года

Рентабельность продаж

Прибыль / Выручка от продаж

575324 / 3520324 = 0,16

653409/ 3603093 = 0,18

Рентабельность капитала

Прибыль / Валюта баланса

594760 / 1190816 = 0,50

779476 / 1383803 = 0,56

Рентабельность внеоборотных активов

Прибыль / Итог раздела I баланса

594760 / 4651 = 127,9

779476/ 6870 = 113,5

Рентабельность собственного капитала

Прибыль / Итог раздела III баланса

594760 / 1124760 = 0,53

779476 / 1309476 = 0,60

Оборачиваемость собственного капитала

Выручка от реализации / Итог раздела III баланса

3520324 / 1124760 = 3,13

3603093 / 1309476 = 2,75


Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост коэффициента с 0,16 до 0,18 может означать либо рост цен при постоянных затратах, либо снижение затрат на осуществление хозяйственной деятельности при постоянных ценах. Думается, в данном случае имеет место и то, и другое.

Рентабельность капитала показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Рост данного коэффициента с 0,5 до 0,56 означает о росте спроса на продукцию предприятия.

Рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величину прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Снижение данного коэффициента с 127,9 до 113,5 показывает о снижении величины прибыли на единицу стоимости средств.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Рост данного коэффициента с 0,53 до 0,60 свидетельствует об эффективном использовании собственного капитала.

Оборачиваемость собственного капитала отражает скорость оборота собственного капитала предприятия. Снижение данного показателя с 3,13 до 2,75 отражает тенденцию к бездействию части собственных средств. Данная ситуация объясняется социальной миссией, которую несет ОАО «Алейскзернопродукт», рассмотренной выше.

 

9. График безубыточности ОАО «Алейскзернопродукт»


Для определения точки безубыточности можно использовать следующую формулу:

V = VC + FC + P (2), где

V – объем реализации в стоимостном выражении;

VC – переменные расходы;

FC – постоянные расходы;

P – прибыль.

Соотношение выручки и полных издержек может быть представлено в виде графика (Рисунок 3),где ТС – общие издержки.

ТС = FC + VC

           тыс. руб.                                                          Р

                                                                                                         ТС

      214614050                                         Точка БУ                                          ж


                  

         778000                                                                                                     FC              

                       0                                  2924140                                   VС                                                                                                                         

 Рисунок 3. График безубыточности производства ОАО «Алейскзернопродукт»


Заключение


В работе исследован социально-экономический объект ОАО «Алейскзернопродукт», основным видом деятельности которого является производство крупяных и макаронных изделий. В рамках данной работы представлены основные расчеты по  экономической деятельности объекта исследования в 2002-2003 годах, а также планирование ее деятельности на 2005 год.

По итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что принятие решений управленческого  характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае.

В результате проведенного исследования в данной работе были рассмотрены методологические основы и приобретены практические навыки анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО «Алейскзернопродукт».

Управление бизнесом в рыночной экономике характеризуется многими особенностями. Во-первых, в общей совокупности ресурсов предприятия доминирующую значимость приобретают финансовые ресурсы. Во-вторых, принятие управленческих решений финансового характера всегда осуществляется в условиях неопределенности. Во-вторых, следствием реальной самостоятельности предприятий основной проблемой руководителей становится поиск источников финансирования и оптимизация инвестиционной политики. В-четвертых, устанавливая коммерческие отношения с каким-либо контрагентом, можно полагаться исключительно на собственную оценку его финансовой состоятельности.

В этих условиях обоснованность принимаемых управленческих решений в отношении некоторого хозяйствующего субъекта, а многие из этих решений по сути своей имеют финансовую природу, в значительной степени определяется качеством финансово-аналитических расчетов.

Анализ – одна из общих функций управления экономическими системами, значимость которой не подвержена влиянию времени и вряд ли может быть переоценена. В той или иной степени анализом занимаются все, кто имеет хоть малейшее отношение к деятельности хозяйствующих субъектов, вырабатывая по его результатам управленческие решения.

В результате проведенного анализа было установлено, что ОАО «Алейскзернопродукт» является абсолютно финансово устойчивым предприятием, развивающемся за счет собственного капитала, деятельность его рентабельна, продукция пользуется постоянным спросом.

Управленческое решение - социальный акт, подготовленный на основе вариантного решения и оценки, принятой в установленном порядке, имеющий директивное общеобязательное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления.

Принятие управленческого решения- процесс, включающий в себя следующие этапы: выявление проблемы, исследование проблемы, поиск вариантов решения проблемы, согласование решений, утверждение решения, подготовка к вводу в действие решения, управление принятым решением, оценка эффективности принятого решения.





Список литературы


1)       Глухов В.В. Менеджмент: учеб. – Спб.: Спецлит, 2000. – 300с.

2)       Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002 .- 560 с. : ил.

3)       Менеджмент организации: современные технологии/ Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов- на –Дону, Феникс, 2002. – 480 с.

4)       Молотков Ю. И. Менеджмент: Учебно- методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 219 с.

5)       Молотков Ю.И. Менеджмент: Учеб пособ. – Новосибирск: СибАГС, 2001

6)       Поршнева А.Г. и др. Управление организацией: Учеб. – М.: Инфра- М, 2000. – 678 с.

7)       Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М.: Экономикорма, 1997. – 52 с.

8)       Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособ. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.

9)       Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия) (экономика, организация, планирование, управление). В 2- х томах./ Под ред. Г.А.Егиазаряна и А.Д. Шеремета. – М.: Экономика, 1997

10)  Уткин Э.А. Антикризисное управление: Учеб. – М.: Тандем, 1997.- 367 с.

11)  Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 207 с.