Содержание


1. Нормы права. 3

1.2. Структура правовой нормы.. 4

1.3. Классификация норм права. 7

1.4. Способы  изложения нормы в статье нормативно-правового акта: 13

2. Исполнительная власть как вид государственной власти, ее организация в РФ. 14

3.  Трудовой договор. 16

Задача 1. 19

Задача 2. 20

Задача 3. 21

Список использованной литературы: 23

1. Нормы права.


Норма права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения ( непосредственно или в сочетании с другими нормами права ) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности. Бабаев В.К.  несколько по-другому дал понятие норм права. По его мнению юридическая норма - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно - властного предписания и регулирующее общественные отношения[1].

Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Но это единичный феномен права, поэтому полное научное определение понятия предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков (свойств):

1)                 Нормативность. Норма права имеет общий, а не конкретный характер, т. е. является общим правилом поведения. Она рассчитана на все сходные си­туации, а не на конкретную жизненную ситуацию. Норма права предназначе­на для регулирования общественных отношений. Ее содержание составляют так называемые статутные права и обязанности субъектов права, которые за­тем конкретизируются в правоотношениях, в так называемых субъективных правах и обязанностях. Хорошо проиллюстрировать этот признак можно, приведя мысли древнеримских юристов по поводу нормы права. Так, Помпоний утверждал: следует устанавливать права, как сказал Феофат, для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно. Ему вторил Павел: законодатели обходят то, что происходит лишь в одном или двух случаях. Мнение Ульпиана: права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом.

2)                 Системность. Ни одна норма права самостоятельно, вне связи с други­ми нормами права, не может регулировать общественные отношения. Так, к примеру, для того, чтобы наказать преступника, применив соответствующую норму уголовного права, следует воспользоваться очень многими нормами уголовно-процессуального права, определяющими порядок возбуждения уго­ловного дела, его расследования и рассмотрения в суде.

3)                 Говоря о системности, нельзя не упомянуть о том, что обязательно надо учитывать юридическую силу каждой нормы права, т.е. ее места в иерархии актов. При коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся в разных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, большую юридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативно-правового акта. Таким образом еще один признак нормы права – иерархичность.

4)                 Норма права установлена компетентными государственными органа­ми. В то же время следует иметь в виду, что нормы права могут быть приня­ты непосредственно народом и содержаться в актах референдума. В отдель­ных случаях нормы права могут устанавливаться общественными организа­циями

5)                 Общеобязательность. Нормы права обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами государ­ства, поскольку имеют государственно-властный характер. Это зависит от того, каково субъективное (личное) отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет, одобряют их или нет.

6)                 Формальная определенность. Содержание правовых норм со всей опре­деленностью выражено в тексте нормативного акта, с помощью заранее ус­тановленных приемов и правил юридической техники. Формальная определенность характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать с правом в целях упорядочения и целенаправленного развития общества.

7)                 Неперсонифицированность. Правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками.  В правовых нормах для обозначения ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими не персонифицированными адресатами.

8)                 Неоднократность (многократность) действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме[2].        

1.2. Структура правовой нормы

Структура правовой нормы - это способ организации содержания правила поведения, находящегося в этой норме. Это правило поведения можно представить в виде структурных элементов, которые последовательно раскрывают содержание нормы права. Структуры у правовой нормы сложились исторически, постепенно, и тоже представляют большую социальную ценность. Современная теория выделяет три основные структуры правовой нормы: социологическую, логическую и юридическую. Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - элемент нормы, указывающий те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права вводится в действие. Гипотеза является необходимым элементом структуры, который выступает условием обязательности диспозиции.

Диспозиция - это элемент юридической нормы указывающий на правило  поведения, которому должны следовать участники правоотношений. Это стержень юридической нормы, ее сердцевина, модель правомерного поведения. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, диспозиция действует, проявляет свои регулирующие способности.

Санкция - это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. Но с точки зрения философского и социологического подходов под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание) но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.

Гипотезы можно подразделить следующим образом:

1)                 По строению гипотезы подразделяются на простые и сложные. Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических норм. Например: ст. 444 ГК РФ ‘’Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту’’. В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Например: п.4. ст. 101 УК РФ ‘’Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения’’.

2)                 В зависимости от уровня определенности они могут быть  определенными, относительно-определенными и альтернативными. В первом случае в гипотезе четко перечислены конкретные обстоятельства, при наличии которых осуществляется предписание. Такой четкой конкретизации не содержится в относительно-определенных элементах. Так, в относительно-определенной диспозиции указыва­ются пределы, в которых поведение субъекта является правомерным, в отно­сительно-определенной санкции установлены пределы (верхний и нижний или же только верхний) наказания (“Убийство, то есть умышленное причи­нение смерти другому человеку, — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет” ст. 105 УК РФ). Использование относительно-определенных элементов правовых норм позволяет более гибко осуществ­лять нормативное регулирование общественных отношений. Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимости от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Например: ст. 387 ГК РФ ‘’Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем обстоятельств...’’, и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

3)                 В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств и предписываемых ими действий различают абстрактные и казуальные гипотезы. Казуальное изложение предполагает простое перечисление регулируе­мых нормой фактических обстоятельств или предписываемых ею действий. Правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий. Абстрактное изложение - это изложение путем обоб­щения фактических обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием их общих родовых признаков, различных юридических тер­минов, конструкций (например, “вина”, “юридическое лицо” и г. п.). Казу­альное изложение довольно громоздко и, как правило, свидетельствует о низком уровне юридической техники. Оно оставляет место для пробелов, ведь заранее невозможно предвидеть все конкретные обстоятельства и ука­зать на них в норме права.[3].

Аналогично можем подразделить диспозиции на:

1)        Простые и сложные. Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывая его. Например: п.1. ст. 269 ГК РФ ‘’Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...’’. Сложная или описательная диспозиция указывает и перечисляет все существенные признаки поведения. Например: ст. 249 ГК РФ ‘’Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению’’.

2)                 Определенные, относительно-определенные, альтернативные. (аналогично с гипотезами)

3)                 По методу регулирования подразделяются на императивные и диспозиционные. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотно­шения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, конк­ретизировать будущие права и обязанности (каково содержание буду­щего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом — нормы относятся к импе­ративным.

4)                 В зависимости от характера предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.  Управомочивающие диспозиции предоставляют субъективные права т.е. разрешают что-либо, устанавливают меру возможного поведения. Обязывающие содержат предписания о том, что необходимо делать при тех или иных обстоятельствах т.е. возлагают на лицо юридическую обязанность, устанавливают меру должного поведения. Запрещающие устанавливают от каких действий необходимо воздерживаться.

5)                 По функции подразделяются на регулятивные и охранительные[4].

Санкции подразделяются на

1)                 Простые и сложные.

2)                 Определенные, относительно-определенные и альтернативные.

3)                 По отраслевой принадлежности делятся на: уголовные, гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные.

4)                 В зависимости от характера воздействия: негативные (ретроспективные) и позитивные.

5)                 Восстановительные (направленные на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав) и карательные (предусматривающие ограничение каких-либо прав нарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание).

1.3. Классификация норм права

Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского общесоциологического) осмысления явлений правовой действительности.  Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи.

1) Одна из наиболее важных классификаций - разделение норм права в за­висимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.

Типичные нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их защиты. Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является прави­лом поведения (кроме них, в нормативных актах содержатся и предписания, правилами поведения не являющиеся, - так называемые нетипичные нормы права),

Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохра­нительные.

Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и ус­танавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, орга­нов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обя­занностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятив­ные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими.

Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы “должен”, “обя­зан” и т. п.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действии. При их изло­жении обычно используются глаголы “воспрещается”, “запрещается”, “не допускается” и т. п.

Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение опре­деленных действий. При их изложении обычно употребляются выражения “имеет право”, “вправе”, “может”, “возможно” и т. п. “Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент судебного следствия” (ч.4 ст. 405 ГК РФ). 

Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное пове­дение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного прину­ждения.

“Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года” (ст. 329 УК РФ).

Правоохранительные нормы права обычно являются обязывающими, но иногда они изложены как управомочивающие. “Работник может быть при­влечен к материальной ответственности за ущерб, причиненный нанимателю виновными действиями или бездействием при исполнении трудовых обязан­ностей” .

Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные по­ложительные правила поведения, а правоохранительные — санкции за нару­шение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регу­лятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения.

Нетипичные (или специализированные) нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в кон­кретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. Как свидетель­ствует юридическая практика, современное правовое регулирование стано­вится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы[5].

К специализированным правовым нормам часто относят оперативные и кол­лизионные нормы. Оперативные нормы определяют момент и порядок вступ­ления в силу того или иного нормативного акта, пролонгируют действие нормативного акта на новый срок, распространяют действие нормативного акта на но­вые общественные отношения или отменяют действие нормативного акта.[6]

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм.  Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют оп­ределенные состояния общественных отношений, к примеру, основы соци­ального, экономического, политического строя.

Декларативные (целеустановительные) нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой дейст­вительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.

Различие между общезакрепительными и декларативными нормами права иногда довольно условно, поскольку закрепление определение го со­стояния общественных отношений вполне может служить и правовым прин­ципом, например: “Государственная власть в Российской Федерации осуще­ствляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и су­дебную” (ст. 10 Конституции РФ; см. и ст. 6 Конституции РБ). “В Российской Федерации признается идеологическое многообразие” (ч. 1 ст. 13 Конститу­ции РФ).

Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия.

2)        В зависимости от сферы регулируемых общественных отношений, от принадлежности к той или иной отрасли права различают нормы конститу­ционного, административного, гражданского, уголовного и других отраслей права. В рамках этой же классификации различают нормы материального права (которые регулируют содержательную сторону общественных отноше­ний) и нормы процессуального права (которые регулируют порядок деятель­ности по осуществлению и защите норм материального права), нормы част­ного и нормы публичного права.

3)        По объему регулирования общественных отношений выделяют: об­щие нормы права, которые регулируют определенный род общественных от­ношений, и специальные нормы права, которые регулируют соответствую­щий вид общественных отношений, т. е. более узкий их круг по сравнению с общими нормами права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Причем специальная норма отменяет в части своего действия общую норму.

4)        В рамках специальных норм права, а иногда и в качестве самостоятель­ного вида в данной классификации указывают также на исключительные (или чрезвычайные) нормы права. Последние устанавливают изъятия из общих (или из общих и специальных норм). Здесь направление правового регулиро­вания противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах. При их изложении используются, как правило, выражения “в исклю­чительных случаях”, “в виде исключения” и т. п. При уяснении специфики исключительных норм права важен прежде всего момент осознания исклю­чительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в ко­торой оказываются субъекты права. Такие ситуации крайне нежелательны или крайне редки, но в жизни они могут возникать.

5)        По характеру обязательности правила поведения выделяют следую­щие виды норм права:

   Императивные (категорические) нормы права. Правила, содержащиеся в императивных нормах права (как обязывание, запрет, так и дозволение), не могут быть изменены соглашением сторон. Большая часть норм права явля­ется императивными.

  Диспозитивные нормы права. Они действуют лишь постольку, посколь­ку субъекты конкретного правоотношения не установили для себя иных пра­вил поведения. Обычно диспозитивные нормы права формулируются сле­дующим образом: должно быть то, “если иное не установлено законом или договором”.

   Рекомендательные нормы права содержат правила, исполнение которых только желательно для государства, но не обязательно. В частности, такие рекомендации давались ранее колхозам, иным негосударственным предпри­ятиям по вопросам организации сельскохозяйственного производства и опла­ты труда. Данный юридический институт является сви­детельством важности права как инструмента социального управления. Обычно в этом случае право распространяет свое действие на те сферы общественных отношений, которые до того в силу различных причин: новизны, невозможности или нецелесообразности- не подвергались правовому регу­лированию. Таким образом, сначала происходит очень осторожное вмеша­тельство права в новые области общественных отношений, их юридическая регламентация. Кроме того, рекомендательные нормативные документы по­лучили распространение в международном праве, где следует учитывать су­веренность каждого государства, являющегося субъектом межгосударствен­ных отношений.

6)                 По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в зако­нах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащие­ся в подзаконных нормативных актах. И те, и другие нормы имеют также свою иерархию.

7)                  По сфере действия существуют нормы права внешнего действия и нор­мы права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответст­вующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.

Нормы права могут распространять свое действие или на всю террито­рию государства, или только на определенную ее часть. В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня. Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру (нес­колько уровней) в зависимости от административно-территориального деле­ния государства. Кроме того, при создании по каким-либо причинам в той или иной местности особого юридического режима (свободная экономиче­ская зона) появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют свое действие только на данную ме­стность.

8)        По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы пра­ва, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъ­ект права.

9)        По времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство; и нормы права временного действия, т. е. дей­ствия, заранее ограниченного определенным сроком.

10)      В зависимости от способа выражения и закрепления, т. е. по источни­кам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в .нормативных до­говорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закреп­ленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической нау­кой; нормы, закрепленные в религиозных догмах. Данная классификация противоречит предложенному определению нормы права как правила, устанавливаемого государством и содержащегося в норматив­ных актах, однако, нельзя не упомянуть о подобной теории классификации. 

11)      Так, в зависимости от механизма право реализации выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функцио­нирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общест­венные отношения (например, статутные, связанные с деятельностью любого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правового ста­туса); и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отно­шения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от волеизъявле­ния людей. К примеру, привлечь человека к административной ответственно­сти можно только после совершения им административного проступка, т. е. при наличии соответствующего юридического факта.

12)      По степени активизации социально-полезной деятельности иногда выделяют поощрительные правовые нормы. Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требова­ния правовых норм, а совершают действия, превосходящие заложенный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государство старается поощрять социально-активное поведение.

13)      По непосредственному предмету воздействия правовые нормы  можно классифицировать на социально-технические и социальные.       Социально-технические — регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т.д.). Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Их значение в эпоху научно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи науки с производством все более возрастает. Социальные — регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т.п.

14)      По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные.

15)      Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.

 Нормы права содержаться в  нормативных правовых актах.

1.4. Способы  изложения нормы в статье нормативно-правового акта:

1) Прямой способ изложения. 

Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все 3 элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной структуре нормы права. В действующих нормативно-правовых актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы , так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.

2) Отсылочный способ изложения.

При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения. Например, статья 103 Уголовного кодекса РФ “Умышленное убийство” гласит:  “Умышленное убийство без отягчающих обстоятельств   , указанных в статье 102 настоящего кодекса , - наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет”.  В этой статье диспозиция нормы не раскрывается.  Чтобы указать ее содержание нужно обратиться к статье 102 , где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью, совершенное способом, опасным для жизни многих людей и тд. Следовательно, чтобы применить норму , которая содержится в статье 103  Уголовного кодекса, необходимо убедиться, что при умышленном убийстве отсутствуют признаки, указанные в статье 102 этого же кодекса. Статья 103 отсылает нас к статье 102, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным.

3) Бланкетный способ изложения

При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность  за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. Так, статья 252 Уголовного Кодекса России гласит : “Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от2 до 10 лет”.  В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены  правила вождения или эксплуатации машины.


2. Исполнительная власть как вид государственной власти, ее организация в РФ.


 «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ[7].

     Правительство   Российской   Федерации   является   коллегиальным  органом,  возглавляющим  единую   систему  исполнительной  власти   в  Российской Федерации. Правительство Российской  Федерации в  пределах своих  полномочий организует исполнение  Конституции Российской  Федерации, федеральных конституционных  законов,  федеральных  законов,  указов   Президента Российской Федерации,  международных договоров  Российской федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением  федеральными органами  исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти субъектов  Российской   Федерации,  принимает   меры  по   устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство    Российской    Федерации    состоит    из  членов Правительства  Российской  Федерации  -  Председателя   Правительства Российской   Федерации,   заместителей   Председателя   Правительства Российской Федерации и федеральных министров.                                                                                          

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры  Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства.

Правительство Российской Федерации руководит работой  федеральных  министерств  и  иных  федеральных  органов  исполнительной  власти  и контролирует их деятельность.                                       

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий: 

  -   организует реализацию  внутренней и  внешней политики  Российской Федерации;                                                           

   -  осуществляет регулирование в социально - экономической сфере;   

  -   обеспечивает единство системы исполнительной власти в  Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;       

    - формирует  федеральные  целевые   программы  и  обеспечивает   их реализацию;                                                         

   -  реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. 

   -  Правительство  Российской  Федерации  по  соглашению  с  органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать  им осуществление  части своих  полномочий, если  это не  противоречит  Конституции    Российской    Федерации,    настоящему    Федеральному  конституционному закону и федеральным законам.                      

     Правительство  Российской   Федерации  осуществляет   полномочия,  переданные ему  органами исполнительной  власти субъектов  Российской  Федерации на основании соответствующих соглашений.      

     Правительство Российской Федерации  на основании и  во исполнение  Конституции   Российской   Федерации,   федеральных   конституционных  законов,   федеральных   законов,   нормативных   указов   Президента  Российской    Федерации    издает    постановления   и  распоряжения,  обеспечивает их исполнение.       Акты,    имеющие    нормативный    характер,   издаются  в  форме  постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным  и  другим  текущим  вопросам,  не  имеющие  нормативного   характера,  издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации[8].             

3.  Трудовой договор.


Трудовой договор – это соглашение  между работодателем и работником, в соответствии с которым  работодатель обязуется предоставить работнику  работу по обусловленной трудовой  функции, обеспечить условия труда,  своевременно  и в полном  размере  выплачивать  работнику заработную плату, а работник  обязуется  лично выполнять  определенную этим соглашением трудовую  функцию, соблюдать  действующие в организации правила  внутреннего  трудового распорядка.

Сторонами  по трудовому договору являются  работник и работодатель. В качестве  работника  выступает лицо, реализующее свою способность к труду. Трудовой договор заключается с лицами, достигшими 16 летнего возраста.  В случае  получения основного общего образования трудовой договор может заключаться с лицами, достигшими 15 лет. С согласия одного из родителей  и органа опеки и попечительства трудовой договор может заключаться  с учащимися , достигшими 14 лет, для выполнения в свободное время от учебы  легкого труда,  не причиняющего вред здоровью и не  нарушающего процесса обучения. В организациях  кинематографии, театрах,  концертных организациях,  цирках допускается  с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства  заключение трудового договора с лицами не достигшими 14 лет, для участия в создании и  исполнении произведений  без ущерба здоровью и нравственному развитию[9].

Работодателем, может выступать как физическое лицо, так и юридическое.

От гражданско-правовых договоров, например от договора подряда, трудовой договор отличается:

-                     продолжительностью действия (либо на неопределенный срок, либо на определенный),

-                     права, обязанности  устанавливаются ТК РФ,  локальными актами организации,

-                      режим  труда строго определяется  законом.

При заключении трудового договора  в нем указываются определенные положения:

-                     фамилия, имя , отчество работника  и наименование работодателя заключивших трудовой договор,

существенными условиями трудового договора являются:

-                     место работы  ( с указанием  структурного подразделения). Местом работы  считается расположенное в определенной местности конкретное предприятие, учреждение , организация. Условие о месте работы, часто уточняется путем указания на отдельную часть или филиал предприятия, где будет проходить трудовая деятельность работника (определенный цех, лаборатория, отдел, студия и т.д.).

-                     дата начала работы,

- наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая  функция. Соглашение о трудовой функции определяет обязанности работника, характер работы, от которого могут зависеть размер и порядок оплаты труда, продолжительность рабочего дня и отпусков. Должность и специальность-это разные понятия. Должность определяет полномочия работника, их конкретное содержание и границы. От должности зависит как объем прав работника, так и степень возлагаемой на него ответственности. Специальность свидетельствует о наличии определенных навыков и познаний приобретенных в процессе специального образования.

-                     права и обязанности работника,

-                     права и обязанности работодателя,

-                     характеристика условий труда, компенсации и льготы  работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда,

-                     режим  труда и отдыха,

-                     условия оплаты труда, виды и  условия  социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В трудовом договоре так же  могут содержаться условия  об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны ,  об обязанности  работника отработать  после  обучения не менее  установленного договором срока, если обучение производится за счет работодателя, а так же иные условия не ухудшающие положение работника.

Трудовой договор  заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых  подписывается сторонами. Один  экземпляр  договора  передается работнику, другой храниться у работодателя.

Виды трудового договора.

1. Дифференциация трудовых договоров  по составу субъектов. Можно выделить  категории общего и  специального субъекта. Понятие общего субъекта, которое определяется  терминами  работник и работодатель, позволяет подчеркнуть природу данного соглашения именно как трудового договора, в отличие от  договоров с иными субъектами. Что касается  специального субъекта, то под эту категорию подпадают субъекты трудового договора, то есть работник и работодатель, обладающие определенными, установленными законом, специфическими качествами, позволяющими  выделить  различные группы таких субъектов.  Например, трудовой договор, заключаемый с лицо не достигшем  14 лет. Трудовой договор, заключаемый с государственными   и муниципальными  служащими, с иностранными гражданами, с руководителем организации.

2. Дифференциация трудовых договоров по содержанию.  Содержание любого договора  формулируется исключительно сторонами, и в этом смысле  между различными  договорами нет никаких различий.   Однако законом         для  различных трудовых соглашений  предусматривается различный круг условий.  Так  договор с государственным служащим, содержит определенные условия ограничивающие свободу сторон. 

3. дифференциация трудовых договоров по  порядку их заключения, изменения или прекращения.  В  ряде случаев законодательством устанавливается более  сложный  порядок заключения  трудового договора с   отдельными категориями работников (работниками транспорта,  педагогическими работниками).

4. Дифференциация трудовых договоров по срокам их действия.

-                     на неопределенный срок.

-                     Срочные, заключаются на срок не более пяти лет. Срочный трудовой договор заключается в случае если трудовые отношения не могут быть  установлены  на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условиями ее выполнения[10].



Задача 1.

Супруги Зайцевы  расторгли брак. Зайцева выдала своему бывшему мужу расписку  о том, что  она отказывается  от получения алиментов на содержание сына Олега 10 лет. Одновременно она потребовала от мужа оформления обязательства  согласно которому последний уедет из города и не будет в нем проживать до достижения сыном совершеннолетия. Данные обязательства были  оформлены нотариально.

1.                 дайте понятие  правоспособности, каково ее содержание.

2.                 дайте характеристику принципу недопустимости лишения  и ограничения правоспособности граждан

3.                 противоречит ли соглашение между бывшими  супругами положениям ГК РФ.

Правоспособность способность  иметь гражданские   права  и  нести  обязанности. Гражданская правоспособность признается  в  равной  мере за всеми гражданами.                                                          

   Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения  и

прекращается смертью.                                               

Содержание правоспособности граждан   включает в себя:                                                                                  

     -Граждане   могут   иметь   имущество   на   праве  собственности;

наследовать и  завещать имущество;

- заниматься предпринимательской  и любой   иной   не   запрещенной   законом   деятельностью; 

-создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами  и юридическими лицами;

-совершать любые не противоречащие закону  сделки и  участвовать  в  обязательствах;  избирать  место жительства;

- иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений

и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной  деятельности;

-    иметь иные имущественные и личные неимущественные права.       

В соответствии со ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности не иначе как в случаях и в порядке установленных законом.      Таким образом, соглашение достигнутое между супругами о том, что   Зайцев  не будет проживать  в одном городе  с сыном, до достижения им совершеннолетия,   противоречит  положениям ГК РФ о правоспособности.

                                                                     

Задача 2.

Зорин и Козин решили совершить убийство Алексеева. Для этого они подговорили Степанова пригласить Алексеева на рыбалку. Степанов заехал за  Алексеевым на  личном автомобиле, в который как бы попутчиком сел Зорин и Козин. Зорин набросил на Алексеева удавку, а Козни  держал Алексеева за руки.

1.                                                    какое деяние , согласно  УК признается преступлением? В чем отличие  от других правонарушений.

2.                                                    дайте уголовно-правовую оценку  действиям Зорина, Козина, Степанова.  В отношении кого из них можно говорить о соисполнительстве.

3.                                                    дайте характеристику элементов состава рассматриваемого  деяния.

Преступление – это  запрещенное уголовным законом  общественно  опасное , виновное , наказуемое деяние (действие или бездействие).

В данном случае речь идет  об убийстве группой лиц ( п. Ж ч.2. ст. 105 УК РФ). В соответствии со. Ст. 33 УК РФ Зорин и Козин являются организаторами и соисполнителями, а  Степанов  пособником (ч. 5 ст. 33УК РФ). Таким образом  о соисполнительстве можно говорить в отношении Козина и Зорина.

Объектом незаконного лишения жизни человека является  - право человека на жизнь

Объективная сторона убийства состоит в лишении жизни другого человека.

Убийство путем  активных действий.

Убийство является преступлением с материальным составом, а это значит, что, для оконченного преступления недостаточно совершение тех или иных деяний, необходимо еще наступление определенного негативного результата – лишение жизни человека. При этом не имеет значения, наступила ли смерть зразу или последовала спустя какой то промежуток времени после этого. 

Необходимым элементом объективной стороны является причинная связь между противоправным деянием и наступившем последствием.  При решении вопроса о наличии или отсутствии причинной связи между деянием и последствием необходимо исходить из того, что она является объективной, существующей вне зависимости от нашего сознания связь, в силу которой действие (бездействие) порождает и обуславливает возникновение последствия. Отсутствие причинной связи между деянием и наступившей смертью потерпевшего либо исключает полностью уголовную ответственность либо влечет иную квалификацию деяния..

Субъективная сторона характеризует психическое отношение субъекта к своим действиям и наступившей смерти потерпевшего.

В данном случае убийство совершено с прямым умыслом. При прямом умысле лицо осознает общественную опасность своего деяния, предвидит возможность или неизбежность лишения жизни потерпевшего  в результате своего деяния и желает смерти другому лицу.

Субъектом, то есть лицом, совершившим убийство, является физическое вменяемое  лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14 летнего возраста (по ст. 105 УК РФ), а при совершении других видов убийства – 16 лет.


Задача 3.

Автомобильный завод недополучил от шинного завода шины  и взыскал за это с последнего неустойку.

Вследствие отсутствия шин  автозавод не смог своевременно  выполнить договоры  поставки готовых автомобилей и его90

 покупатели , в  свою  очередь, взыскали с  завода предусмотренную неустойку. На этом основании автомобильный завод потребовал от шинного завода разницу  между суммой, полученной им от шинного завода, и суммой  взысканной с него  покупателями.

Шинный завод отказался платить,  считая что его ответственность ограничена неустойкой.

  1. основательно ли требование автомобильного завода и на чем оно основывается.
  2. что согласно ГК РФ, следует понимать под неустойкой и убытками. Какой вид неустойки можно применить.
  3. какой срок исковой давности предусмотрен для взыскания убытков.
  4. как осуществляется взыскание неустойки и убытков.                                                                

     В соответствии со ст. 15 ГК РФ  Лицо,  право  которого  нарушено,  может  требовать   полного возмещения причиненных  ему убытков,  если законом  или договором  не  предусмотрено возмещение убытков в  меньшем размере.                 

       Под убытками понимаются  расходы,  которые  лицо, чье право

нарушено, произвело  или должно  будет произвести  для восстановления

нарушенного  права,  утрата  или  повреждение его имущества (реальный

ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при

обычных  условиях  гражданского  оборота,  если  бы его право не было

нарушено (упущенная выгода).                                         

     Если лицо,  нарушившее право,  получило вследствие  этого доходы, лицо, право которого нарушено,  вправе требовать возмещения наряду  с  другими убытками  упущенной выгоды  в размере  не меньшем,  чем такие  доходы.            

В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой  (штрафом, пеней)  признается определенная  законом или  договором  денежная  сумма,  которую  должник  обязан   уплатить кредитору  в   случае  неисполнения   или  ненадлежащего   исполнения обязательства,  в  частности  в   случае  просрочки  исполнения.   По требованию  об  уплате  неустойки   кредитор  не  обязан   доказывать причинение ему убытков.                                             

      Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не

несет  ответственности  за  неисполнение  или ненадлежащее исполнение

обязательства.                                                                                                                              Соглашение о неустойке должно  быть совершено в письменной  форме

независимо от формы основного обязательства.                             Несоблюдение    письменной    формы    влечет  недействительность

соглашения о неустойке.                                             

Кредитор  вправе  требовать  уплаты  неустойки,  определенной законом (законной  неустойки), независимо  от того,  предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.     

На основании с, 332 ГК РФ требование автомобильного завода  законно.                      

Взыскание  убытков и неустойки осуществляется в судебном порядке.  В соответствии со ст. 196 ГК РФ  применяется общий срок исковой давности – 3 года.                                           

                                                            


Список использованной литературы:

Нормативные правовые акты.

Конституция – М., 1997.

Трудовой Кодекс РФ. – Новосибирск,  2004.

Гражданский Кодекс РФ. – М., 2002.

Уголовный кодекс РФ. – М., 2004

ФКЗ «О правительстве РФ» от  17.12. 1997.

Специальная литература.

1.      Алексеев С.С. Государство и право. – М., 1993.

2.      Анисимов Л.Н., Анисимов. А.Л. Трудовые договоры. Трудовые споры. – М.: Бератор – пресс, 2002.

3.      Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов.  – М.: -НОРМА, 1997

4.      Венгеров А.Б. Теория государства и права, М., 1998

5.      Козлова Е., Кутафин О.  Конституционное право России. – М., 1998.

6.      Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права, М., 1998.

7.      Маврин С., Хохлова Е. Трудовое право России. – М.,  2002.

8.      Мальтузов Н.И., Малько А.В.  Курс лекций  М.1996.

9.      Пустозерова В.М.  Трудовой  договор  на основе  трудового кодекса РФ. – М.: Кн. Сервис, 2002.

10.  Сыроватская  Л.А. Трудовое право. – М.: Юристъ, 2000.




[1] Мальтузов Н.И., Малько А.В.  Курс лекций  М.1996. – С. 243.


[2] Алексеев С.С. Государство и право. – М., 1993. – С. 216.


[3] Мальтузов Н.И., Малько А.В.  Курс лекций  М.1996. – С. 249

[4] Алексеев С.С. Государство и право. – М., 1993. – С. 219

[5] Алексеев С.С. Государство и право. – М., 1993. – С. 221

[6] Мальтузов Н.И., Малько А.В.  Курс лекций  М.1996. – С. 251

[7] Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов.  – М.: -НОРМА, 1997 – С. 265.


[8] Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов.  – М.: -НОРМА, 1997 – С. 267

[9] Маврин С., Хохлова Е. Трудовое право России. – М.,  2002. – С. 110

[10] Маврин С., Хохлова Е. Трудовое право России. – М.,  2002. – С. 112.