Содержание
Введение. 3
1. Хозяйственная оценка природных ресурсов страны для развития промышленности. Возрастающая зависимость от импорта топлива и сырья 4
2. Великобритания – бывшая «мастерская мира». 6
3. Особенности современного развития и размещения старых, новых и новейших отраслей промышленности. 8
3.1 Топливо и энергетика. 10
3.2 Металлургия. 12
3.3 Машиностроение. 13
3.4 Химическая промышленность. 15
3.5 Текстильная промышленность. 16
4. Современные сдвиги в территориальной структуре промышленности. 16
Заключение. 21
Список литературы.. 22
Введение
Великобритания (Great Britain); официальное название - Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland).
Флаг Великобритании (британцы называют его Union Jack) содержит 3 креста: крест Св. Георгия (покровителя Англии), крест Св. Андрея (покровителя Шотландии) и крест Св. Патрика (покровителя Ирландии).
Великобритания - парламентарная монархия. Единого конституционного акта не имеет; неписаная конституция Великобритании складывалась на протяжении ряда столетий и состоит из парламентских законов (так называемое статутарное право), судебных прецедентов и конституционных соглашений или обычаев. Великобритания - высоко развитое государство с устойчивой, богатой экономикой. Но не всегда это было так. Далее рассмотрены основные исторические события и процессы, благодаря которым Великобритания стала такой, какой мы ее видим сегодня. Помимо истории развития данной страны в реферате рассмотрены такие вопросы, как: ЭГП, особенности населения, урбанизация, природные ресурсы, характеристика развития хозяйства, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, отрасли международной специализации и внешнеэкономические связи, достопримечательности и туризм.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей промышленности Великобритании.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать хозяйственную оценку природных ресурсов страны для развития промышленности;
2. Рассмотреть Великобританию как бывшую «мастерскую мира»;
3. Раскрыть особенности современного размещения старых, новых и новейших отраслей промышленности;
4. Описать современные сдвиги в современной структуре промышленности;
1. Хозяйственная оценка природных ресурсов страны для развития промышленности. Возрастающая зависимость от импорта топлива и сырья
Британские острова расположены почти целиком в зоне каледонской складчатости; только южнее линии Бристоль - Лондон развиты складки герцинской системы. С начала палеозоя территория Великобритании принадлежала к каледонской геосинклинали, разделённой на ряд глубоких морских впадин и возвышенных гребней. Во впадинах накапливались отложения большой мощности. В конце силурийского периода эти отложения были смяты в складки и из геосинклинали поднялись хребты Шотландии и Уэльса. В депрессиях между хребтами шло накопление континентальных девонских каменноугольных и пермских отложений. С девонского периода вся Великобритания (кроме Корнуолла) превратилась в платформу, в Корнуолле геосинклинальная подвижность земной коры сохранилась до каменноугольного периода включительно. В мезокайнозое прогибался Лондонский бассейн. В кайнозое весь остров поднялся, и образовались многие расколы, особенно в Шотландии, где с ними связан вулканизм.
Полезные ископаемые Великобритании приурочены к каменноугольной системе (каменный уголь), юрской системе (железная руда), Корнуолльскому складчатому массиву (руды олова и др. цветных металлов). В послевоенные годы у берегов Великобритании в Северном море обнаружены крупные месторождения природного газа. Достоверные и вероятные запасы оцениваются: каменных углей в 170 млрд. т, железных руд в 2,9 млрд. т (при содержании железа в них 25-30%).[1]
По природным особенностям Великобритания во многом сходна с соседними странами Западной Европы. Это неудивительно, поскольку Британские острова, расположенные в пределах шельфа, отделились от материка лишь в недавнее геологическое время. Береговая линия Северного моря и Ла-Манша приняла очертания, близкие к современным, всего несколько тысяч лет назад.
Островное положение Великобритании, близость теплого Северно-Атлантического течения, сильная расчлененность береговой линии, так или иначе, наложили определенный отпечаток на природу этой страны. Это сказывается в преобладании умеренных температур, повышенном увлажнении, необычайном обилии поверхностных вод, распространении широколиственных лесов и вересковых пустошей.
В ходе сложной геологической истории островов в их недрах образовались разнообразные полезные ископаемые. Там найдены почти все известные минералы, кроме алмазов. Особенно богаты месторождения угля в Пенинах, на Средне-Шотландской низменности, в предгорьях южного Уэльса, промышленные запасы которого составляют 4 мдрд. т. Самое большое месторождение железной руды - в Восточном Мидленде: здесь сосредоточено 60% всех запасов. Значительны запасы каменной и калийной солей, обнаруженные в Чешире и Дареме.
В Кембедленском массиве найдены свинцово-цинковые и гематитовые руды, а на Корнуолле - свинцово цинковые и оловянные. Много надежд возлагается на нефть и газ Северного моря, общие запасы которых составляют соответственно 2,6 млрд. т. и 1400 млрд. куб м.[2]
В общем, рельеф Великобритании более благоприятен для развития животноводства, чем земледелия, так как большая часть страны - горная. По той же причине, население, в основном, располагается в низменных её частях и на побережье рек, озёр, морей. Население распределено крайне неравномерно, также неравномерен и уровень урбанизации страны.
Страна полностью обеспечивает себя почти всеми полезными ископаемыми, за исключением нефти и некоторых других видов. В связи с этим, британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов.
2. Великобритания – бывшая «мастерская мира»
В 60-х годах XVIII в., раньше, чем в других странах, в Великобритании началась промышленная революция, сначала в хлопчатобумажном производстве, затем в металлургии и т.д. Промышленная революция, продолжавшаяся целое столетие, изменила облик страны, которая из сельскохозяйственной превратилась в индустриальную. Изменилась и классовая структура общества: формировался пролетариат, а крестьянство продолжало разоряться и пролетаризироваться, также как и ремесленники.[3]
Девятнадцатый век был веком расцвета Великобритании. Великобритания была политической империей, которая контролировала большие территории по всему миру. До последней четверти столетия она производила больше товаров, чем любая другая страна мира.
На протяжении XIX - первой половины XX вв. бесспорным гегемоном в системе международных отношений была Великобритания. "Владычица морей", "мастерская мира", "империя, над которой никогда не заходит солнце" - именно к той эпохе относятся все эти эпитеты. Могущественнейший в мире британский флот и сильнейшая британская экономика - все это в любой момент могло быть использовано против любой державы, покушавшейся на европейское равновесие, будь то наполеоновская Франция, николаевская Россия или кайзеровская Германия. Но не только (и не столько) в защите означенного равновесия заключалась гегемонистская функция Великобритании. Не меньшее (а, может, и большее) значение имели британская торговля, промышленность и финансы для роста мировой экономики. Именно во времена "европейского концерта" окончательно сформировался мировой рынок (сначала - товаров, а потом и капиталов), и Англия сыграла решающую роль в его формировании. И до тех пор, пока британские промышленные стандарты играли лидирующую роль в промышленной революции, а британский фунт оставался основным средством международных расчетов, Лондон мог не беспокоиться за свою лидирующую роль в мировых делах. Все начало меняться, как известно, в годы первой мировой войны, когда финансовый центр мира переместился из Лондона в Нью-Йорк.
В 30-40 г.г. XIX в. промышленный переворот достиг расцвета в важнейших отраслях промышленности: быстро росли добыча каменного угля, металлургия, развернулось железнодорожного строительство. В 1825 г. была проложена первая в мире железная дорога. Великобританию стали называть «мастерской мира», т.к. она снабжала промышленными товарами большинство стран земного шара. Уже к 20-м годам XIX в. на ее долю приходилась половина мирового промышленного производства. Великобритания превратила свою огромную колониальную империю в аграрно-сырьевой придаток и препятствовала созданию в ней промышленности. Обладание крупнейшим в мире морским флотом позволяло ей не только побеждать своих соперников по колониальным захватам, но и всемерно расширять экономические связи. Увеличивался импорт сырья для развивающейся промышленности и продовольствия для растущего городского населения. Рост внешнеторговых перевозок привел к тому, что Великобритания стала играть роль «мирового перевозчика». Ее флот обслуживал внешнеторговые перевозки не только своей страны, но и других государств, получая от этого немалые доходы. [4]
Особую роль в развитии промышленного производства играли доходы от эксплуатации колоний. К началу XIX в. Великобритания стала первой колониальной державой. Площадь ее колоний в 1820 г. составляла 5,2 млн. км2, а население 100 млн. человек. К концу XIX в. площадь владений увеличилась в 6 раз, а население в 3,5 раза. Колонии Великобритании располагались на всех материках. Колонии были поставщиками дешевого сырья, важными постоянными рынками сбыта, а позже и объектами приложения капитала. Великобритании вплоть до первой мировой войны принадлежало первенство по размерам заграничных инвестиций, за ней закрепилась слава «мирового банкира». В ее банках сосредотачивались огромные богатства, она давала взаймы под большие проценты, вкладывала средства в экономику других стран, подчиняя их своему влиянию.
3. Особенности современного развития и размещения старых, новых и новейших отраслей промышленности
Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье, и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей к первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.
Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компани", в которых занято по 200 тыс. человек.[5]
Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.
Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.
В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.
Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности.
Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и, прежде всего, сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.
3.1 Топливо и энергетика
Главная старая отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн.т., добыча неуклонно снижается.
Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали, и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива.
Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн.т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-западный.[6]
Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.
Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс.т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы.
Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт -Оф-Форт проведены нефтепроводы.
По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.[7]
Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.
Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.
Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - новейшей отраслью - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако, в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона. Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.
3.2 Металлургия
Больше всего энергии потребляет одна из старых ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.
Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.
Британская цветная металлургия - одна из новых крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.[8]
Главный район новой отрасли промышленности цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребностей отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.
3.3 Машиностроение
В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.
Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер". Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.
Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.
Одна из новых и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии.
Одной из самой старой отрасли промышленности является судостроение. Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье р. Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.[9]
Старая отрасль машиностроения – станкостроение. Оно дает современные станки и кузнечно-прессовое оборудование, но относительно мало станков с программным управлением, автоматов. Широко экспортируется горнорудное оборудование, уникальные прокатные станы. Их производство размещено главным образом в центрах металлургической промышленности — Ньюкасле, Шеффилде, Глазго.
Среди новых отраслей машиностроения большую роль играют электротехническая и электронная промышленность, автомобилестроение, самолетостроение. Авто- и самолетостроение часто совмещены на одних и тех же предприятиях. Примерно 50 % капитала автомобильной промышленности Великобритании приходится на американские компании. Автомобильные, самолетостроительные, электротехнические заводы сосредоточены главным образом в Большом Лондоне, Оксфорде, Дерби, Мидленде, Ланкашире.
К новейшим растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал индастриз".
3.4 Химическая промышленность
К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота, окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир и Чешир.[10]
3.5 Текстильная промышленность
Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.[11]
4. Современные сдвиги в территориальной структуре промышленности
В послевоенные годы в хозяйственном отношении Великобритания все более отставала от других развитых капиталистических стран. Удельный вес страны в промышленном производстве этих стран сократился с 8,6 % в 1950 г. до 4,8 % в 1980 г., т е. она оказалась на шестом месте после США, Японии, ФРГ, Франции и Италии. В экспорте ее доля только в 1970—1980 гг. сократилась с 7 до 6%. Однако о месте Великобритании в мировом капиталистическом хозяйстве нельзя судить только по этим показателям. Она сохраняет за собой положение крупнейшего финансового центра. В капиталистическом мире исключительно широко распространены финансовые учреждения банков и страховых компаний Великобритании. По доходам от так называемого невидимого экспорта она занимает второе место после США в капиталистическом мире.
Вместе с тем Великобритания ощутила и те сдвиги, которыми отмечена отраслевая структура хозяйства развитых капиталистических стран в условиях научно-технической революции: сокращение в валовом национальном продукте доли добывающей промышленности, сельского хозяйства; увеличение доли обрабатывающей промышленности, электроэнергетики. Однако за последние годы произошел стремительный рост инвестиций в добывающую промышленность в связи с крупными вложениями в разведку, освоение и добычу нефти в Северном море. Развиваются, хотя и не столь быстрыми темпами, новейшие отрасли — электроника, нефтехимия. Отраслевая структура материального производства современной Великобритании характеризуется тем, что 68,3 % стоимости продукции приходится на промышленность, 16,1%—на транспорт и связь, 10,3 % — па строительство и 5,3 % — на сельское хозяйство.[12]
Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна. Промышленность дает около 50% валового национального продукта и почти 90 % экспорта. Значительная часть сырья для английской промышленности импортируется. Это во многом обусловило экспортную ориентацию промышленности страны, прежде всего обрабатывающей, ведущими отраслями которой являются располагающие большими мощностями машиностроение, электротехническая и электронная промышленность, химическая индустрия.
Выделяется Великобритания высоким уровнем развития топливно-энергетической промышленности, опирающейся на использование каменного угля, нефти, природного газа. В структуре потребления первичных видов энергии за последние годы произошли значительные изменения: резко снизился удельный вес каменного угля, в то же время возрос удельный вес нефти и газа, которые Великобритания ранее полностью импортировала. С начала 70-х годов в стране началось освоение месторождений нефти и газа на континентальном шельфе английского сектора Северного моря, и уже в 1980 г. было добыто 80 млн. т. нефти и 38 млрд. м' газа. В перспективе добыча нефти может быть доведена до 100—120 млн. т. Но и эти объемы добычи не освобождают Великобританию от импорта энергоресурсов в значительных количествах — до 70— 80 млн. т в год, главным образом из стран Юго-Западной Азии, Венесуэлы, Индонезии.
Мировой энергетический кризис заставил пересмотреть отношение к углю, и его добыча возросла со 120 млн. т в 1976 г. до 130 млн. т в 1980 г. Долгосрочная программа «План 2000 года» предусматривает инвестирование в угольную промышленность до 10 млрд. ф. ст. для ее реконструкции. В топливно-энергетическом балансе страны (в пересчете на каменный уголь) приходится на уголь более 36 %, нефть — 40, газ — 18 и 6 % на другие источники энергии, в том числе на атомное топливо, удельный вес которого увеличивается довольно быстро. В 1980 г. в структуре спроса на энергоносители произошла некоторая переориентация с нефти на уголь из-за расширения его использования на ТЭС.
По добыче угля на первом месте стоит Йоркширский бассейн. На его долю приходится половина всей добычи. Второе место по добыче занимает Северный каменноугольный бассейн, где имеются Нортумберлендские разработки с наилучшими коксующимися углями. Третье место принадлежит Южному Уэльсу — 10 % всей добычи, в районе порта Кардифф в Бристольском заливе. Раньше отсюда экспортировалась часть кардиффского угля, сейчас он почти весь идет на внутренние нужды.
Добываемые в зоне Северного моря нефть и газ транспортируются трубопроводами в районы Лондона, Бристоля, Ньюкасла, Шеффилда и Мидленда. В 1978 г. завершилось строительство третьей нитки магистрального газопровода, соединяющего подводный промысел «Фригг» в Северном море с системой газопроводов, охватывающей индустриальные районы страны.
По производству электроэнергии Великобритания занимает пятое место в капиталистическом мире. В 1980 г. все электростанции произвели 289 млрд. кВт/ч электроэнергии. Преобладают крупные тепловые электростанции — поблизости от Йоркширского каменноугольного бассейна и в районе Большого Лондона. Гидростанции размещены в зоне горных рек Шотландии и Уэльса. Расширяется сеть атомных электростанций. К началу 1980 г. действовало свыше 30 блоков АЭС общей мощностью более 8 млн. кВт. Они производят 12 % общей выработки электроэнергии. По производству электроэнергии атомными станциями Великобритания занимает третье место в капиталистическом мире. Крупнейшие АЭС сооружены в Шотландии. Имеются крупные АЭС в Беркли, в районе Бристоля, Лондона, а также в Уилфу, в районе Барроу.[13]
Старейшей отраслью тяжелой индустрии Великобритании является черная металлургия. Она обеспечивается полностью коксом английского производства и лишь частично отечественной рудой. Производство черных металлов непрерывно уменьшается. Так, выплавка чугуна уменьшилась с 17,5 млн, т в 1970 г. до 7 млн. т в 1980 г., стали — с 28,3 до 11,5 млн. т. Это намного меньше, чем во Франции или Италии. Одновременно с падением объемов выплавки металлов произошла переориентация на выпуск более дорогих сортов стали, крупнейшим производителем которой является государственная монополия «Бритиш стил корпорейшн».
Главный район производства стали (2/3 всей выплавки) и чугуна (1/4 всего производства) Южный Уэльс—Суонси, Кардифф. Затем следуют северо-восток Англии — Ньюкасл, Мидлебро, где выплавляется около пятой части всего чугуна и стали. Металлургические предприятия имеются также в Западном Мидленде — Бирмингеме и в Восточном — Лестере, Корби, а также в Средней Шотландии — Котбридж и Глазго. Ряд металлургических предприятий специализируется на выплавке высококачественной стали. В Шеффилде сосредоточено около половины производства электролитной стали.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности промышленности Великобритании.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
1. Дана хозяйственная оценку природных ресурсов страны для развития промышленности;
2. Рассмотрена Великобритания как бывшая «мастерская мира»;
3. Раскрыты особенности современного размещения старых, новых и новейших отраслей промышленности;
4. Описаны современные сдвиги в современной структуре промышленности;
В целом, промышленность играет ведущую роль в экономике страны (почти треть ВВП). Она создает 26,5% ВВП и 84% экспорта страны. В ней занято около 18% экономически активного населения. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение (доля в общем объеме промышленного производства - 25%), химическая и фармацевтическая (10%), горнодобывающая (10%), пищевая и табачная (10%), металлургическая (9%).
Объемы годового производства важнейших видов продукции: нефти - 138,2 млн.т, природного газа – 108,5 млн.т (в нефтяном эквиваленте), угля – 21,9 млн.т (в нефтяном эквиваленте), электроэнергии - 345,3 млрд.квт/час, автомобилей – 1,79 млн.шт.(1,14 млн.шт. экспортировано), аэрокосмической продукции – 37,4 млрд.долл. (16,5 млрд.долл. экспортировано), продукции электронной промышленности – 133,8 млрд.долл. (67,1 млрд.долл. экспортировано). В течение последнего десятилетия в промышленности произошла существенная структурная перестройка. Основными секторами промышленности стали химическая, аэрокосмическая, электронная, электротехническая, автомобильная, швейная, обувная и пищевая. А в таких отраслях, как химия и нефтехимия, приборостроение, транспорт (железнодорожный, авиа-, трубопроводный), нефте- и газодобыча, лёгкая промышленность, Великобритания занимает передовые позиции в мире.
Список литературы
1. Барабанов В.В. Экономическая география. - М.: Инфра-М, 2000.
2. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика – М.: Инфра-М, 2001.
3. Липец Ю.Г. География мирового хозяйства. - М.: Гардарика, 1999.
4. Рябов А. В. Мировая экономика и международные отношения. - М.: Наука, 2003.
5. Сергеев П.В. Мировая экономика. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 1999.
6. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. Учебник. – М.: ЮРИСТЪ, 1999.
7. Чистобаев Л.И. Экономическая и социальная география. – М.: Гардарика,2001.
8. Шенаев В.Н. Особенности экономики развитых стран. — М.: Инфра-М, 2001.
9. Колесов В. П., М. Н. Осьмова. Экономика Западной Европы // Мировая экономика. - 2000 г. - №3. – С. 12 -34.
[1] Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. Учебник. – М.: ЮРИСТЪ, 1999. – с. 248.
[2] Шенаев В.Н. Особенности экономики развитых стран. — М.: Инфра-М, 2001. – с. 310.
[3] Барабанов В.В. Экономическая география. - М.: Инфра-М, 2000. – с. 294.
[4] Барабанов В.В., Экономическая география. - М.: Инфра-М, 2000. – с. 295.
[5] Липец Ю.Г. География мирового хозяйства. - М.: Гардарика, 1999. – с. 418.
[6] Колесов В. П., М. Н. Осьмова. Экономика Западной Европы // Мировая экономика. - 2000 г. - №3. – С. 13.
[7] Липец Ю.Г. География мирового хозяйства. - М.: Гардарика, 1999. – с. 420.
[8] Колесов В. П., М. Н. Осьмова. Экономика Западной Европы // Мировая экономика. - 2000 г. - №3. – С. 17.
[9] Колесов В. П., М. Н. Осьмова. Экономика Западной Европы // Мировая экономика. - 2000 г. - №3. – С. 19.
[10] Липец Ю.Г. География мирового хозяйства. - М.: Гардарика, 1999. – с. 425.
[11] Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. Учебник. – М.: ЮРИСТЪ, 1999. – с. 261.
[12] Липец Ю.Г. География мирового хозяйства. - М.: Гардарика, 1999. – с. 434.
[13] Сергеев П.В. Мировая экономика. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 1999. – с. 151.