Содержание
Введение. 3
1. Факторы формирования рынков малого бизнеса. 4
2. Рынки малого бизнеса. 9
3. Рыночные институты малого бизнеса. 12
Заключение. 17
Список используемой литературы.. 18
Введение
Малый бизнес в России существует около 8-10 лет. Основу положило реформирование собственности. Модель развития малого бизнеса за это время не единожды претерпела изменения. Пик развития пришелся на 1993-94 гг. В период становления малого бизнеса в начале 90-х годов модель его развития была близка к модели малого бизнеса на западе.
Малый бизнес как часть национальной экономике пытается занять высокое экономическое и политическое место.
Малый бизнес как один из видов предпринимательской деятельности формируется не сам по себе, не спонтанно, а под влиянием сложившейся экономической среды.
В экономической среде наиболее важным для становления малого бизнеса выступает такой! параметр, как ценности. Этот параметр ориентирует экономическую среду на характер рынка - внешний или внутренний. Внешний рынок отражает интересы государства, формирует золотовалютный запас, а внутренний - интересы человека, то есть ориентируется на потребительский рынок. Именно параметр ценности формирует характер малого бизнеса.
Поскольку в мире большинство стран малые, в России, где привыкли ко всему большому, малый бизнес имеет существенные отличия, но и своеобразные существенные характеристики.
Целью данной работы является изучение малого предприятия в системе рыночных институтов.
Задачами работы являются: изучение факторов формирования рынков малого бизнеса, рассмотрение рынков малого бизнеса, а также изучение рыночных институтов малого бизнеса.
1. Факторы формирования рынков малого бизнеса
Параметр ценности, как и вся экономическая среда, формируется под влиянием субъективных и объективных факторов.
Ключевые факторы, влияющие на формирование малого бизнеса:
1) макроэкономические;
2) микроэкономические;
3) географические;
4) политические;
5) социальные;
6) гуманитарные.
Это не значит, что другие не влияют на формирование малого бизнеса, но именно эти шесть групп факторов являются наиболее важными, каждая из них имеет ряд направлений воздействия на малый бизнес.
Макроэкономические:
1) свобода предпринимательства (90%);
2) уровень приватизации собственности (после разгосударствления на сегодняшний день составляет 30-35%);
3) структурная политика (изменение отраслевой структуры народного хозяйства, сокращение доли производства и увеличение доли непроизводственной сферы);
4) реституция и гарантия права собственности.
Микроэкономические:
1) уровень монополизации рынка;
В России уровень монополизации очень высок и составляет в отдельных случаях 80-100%. При доле рынка свыше 35% фирма-монополист ведет свою ценовую политику и проводит сегментацию насильственно.
2) правовое обеспечение и степень его динамики; [1]
Для руководителя очень важно отслеживать изменения в правовом обеспечении. В России это особенно актуально в связи с часто вносимыми изменениями.
3) налоговая политика;
4) перегрузка бюджета.
Географические:
1) степень самостоятельности региона (для малого бизнеса очень важно знать оффшорные зоны);
2) транспортная составляющая (она в цене продукции иногда составляет свыше 50% в связи с размерами нашей страны);
3) точки экономического роста;
4) инвестиционная привлекательность региона (среди 80 регионов России Новосибирская область находится на последнем месте).
Факторы, учитываемые инвесторами:
- коммуникации;
- уровень преступности;
- строительная база;
- наличие источников сырья для строительства;
- наличие законных актов о защите прав инвестора.
Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и потенциала. Можно выделить три интервала по потенциалу (высокий, средний и низкий: они обозначены цифрами 1, 2 и 3) и четыре по риску (низкий, средний, высокий и очень высокий - А, В, С и О). В соответствии с ними можно выделить характерные типы регионов:
Тип 1А. В этой группе оказались обе российские столицы - они сулят инвесторам огромные возможности при минимальном риске - Москва и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько раз) оторвались от остальных регионов как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого) [1].
Тип 2А. Инвестиционный потенциал умеренный, но риск инвестиций минимальный. Подобное характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. Здесь оптимальные условия инвестирования для относительно консервативных инвесторов.
Тип ЗА. А вот регионов с минимальным риском и низким потенциалом (этаких инвестиционных изюминок типа Монако или Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с незначительным потенциалом при существующей в России ситуации не в состоянии создать устойчивые низко рисковые условия инвестирования.
Типы 1В и 2В. Приемлемые условия инвестирования при среднем уровне риска. В крепкие середнячки попали восемнадцать регионов. В сочетании с уже упомянутыми выше четырьмя регионами (1А и 2А) их можно рассматривать в качестве потенциальных полюсов роста российской экономики.
Регионы, относящиеся к данным типам представлены как преимущественно промышленно развитыми территориями (Нижегородская, Самарская, Иркутская области и др.), так и наиболее крупными областями (Волгоградская, Саратовская, Ростовская области). При условии существенного снижения экологической, социальной, криминальной, законодательной составляющих инвестиционного риска к ним со временем вполне может присоединиться Красноярский край [2].
Выделенные регионы обладают всеми необходимыми предпосылками для экономического роста и должны образовать «каркас» новой территориальной структуры хозяйства страны. В приоритетном развитии земель как раз должна заключаться региональная социально экономическая и структурно-инвестиционная политика нового российского правительства Ее успешная реализация позволит этим регионам выступить в роли «локомотивов» экономики, а в перспективе, возможно, стать интеграторами активно обсуждаемого сейчас процесса укрупнения субъектов федерации.
Тип 3В. Умеренный уровень инвестиционного риска, потенциал ниже среднего. К этому типу относится почти половина субъектов федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидно потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской облаете и др. С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слаборазвитых регионов I достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-балкарская Республика, регионы Северо-запада.
Тип 1С и 2С. Это регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалов Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкий АО. Он имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Следовательно, инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т.п.), а так» с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отрасли промышленности).
Тип ЗС. Это второй по числу регионов тип, ему свойственен низкий потенциал и высокий риск. Для регионов этого типа требуется разработка специальных государственных структуры инвестиционных программ, поскольку экономика этих регионов (за исключением отдельных сфер малопривлекательная для частных инвесторов).
Более высоким потенциалом обладают регионы со значительным удельным весом предприятий военно-промышленного комплекс. Группа с более низким потенциалом представлена преимущественно автономиями и наиболее слаборазвиты республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными региона Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области),
Тип 3В. Очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти регионы по малопривлекательными для инвесторов.
Инвестиционный потенциал отличается значительной «консервативностью». В последние годы, его относительно быстрое наращивание происходило лишь в узкоспециализированных регионах нефтегазодобычи. В наибольшей степени увеличили свой рейтинг два главных нефтегазодобываюц и экспортоориентированных региона - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО. Что, в общем неудивительно - как-никак они обеспечивают 11 % общероссийских налоговых поступлений в бюджет всех уровней.
Напротив, Карелия, Тюменская (юг) и Белгородская области заметно снизили свой потенциал. На снижение потенциала Белгородской области в наибольшей степени повлияла переоценка ценностей инвесторами. Согласно опросу экспертов, они в нынешних условиях стали придавать меньшее значение запасам железных руд и сельскохозяйственным ресурсам. В Карелии снизились практически составляющие инвестиционного потенциала, а на юге Тюменской области - пять из восьми анализировавшихся нами видов потенциала [1].
Последние места по инвестиционному потенциалу по-прежнему занимают большинство автономных округов, слаборазвитые республики и Еврейская автономная область.
Политические:
1) запрещающие фискальные механизмы;
2) защита собственности;
3) защита прав инвесторов;
4) устойчивость правового поля.
Социальные:
1) уровень покупательной способности;
2) свободная рабочая сила;
3) страхование (пенсионное, обязательное медицинское, социальное);
4) индексация уровня жизни (необходимо ориентировать бизнес на потребительскую корзину товаров и услуг).
Гуманитарные:
1) наличие экономического направления школы;
2) организация доступа и обмена информацией;
3) общий уровень культуры;
4) наличие социальной инфраструктуры (вузы, консерватории, выставки и т.п.).
2. Рынки малого бизнеса
Рынки малого бизнеса отражают состояние экономической среды, формируются под ее влиянием. Наиболее цивилизованная экономическая среда предполагает следующие рынки для возможностей существования и развития малого бизнеса:
• рынок труда;
• потребительский рынок;
• рынок производства;
• рынок сырья;
•рынок услуг;
• фондовый рынок;
• риэлтерский рынок (недвижимости).
Малая фирма, работающая только на одном рынке и только в одном рыночном сегменте, подвергается очень высокому риску, по времени ее жизненный цикл меньше жизненного цикла ее товаров и услуг (жизненный цикл товара, услуги - 1,5-2 года, тогда как жизненный цикл компании -0,5 года), потому что фирма находится в условиях конкуренции. Узкоспециализированные предприятия не могут существовать автономно.
Особенности рынка труда:
Это новый для России рынок, на котором предлагается, как правило, высококвалифицированная рабочая сила. Поэтому рынок труда - это затратный рынок. На нем выставляются массовые профессии (строители, токари, слесари, механики и проч.).
Особенности потребительского рынка:
На российском рынке велико влияние менталитета, этнических факторов, низка покупательная способность населения.
Особенности рынка производства:
Идет структурная перестройка производства в сторону развития непроизводственной сферы. У этого рынка наибольший производственный потенциал (здания, сооружения, станочный парк, кадры, инфраструктура, подъездные пути и т.п.).
На этом рынке очень высока доля накладных расходов (35^0%).
Особенности рынка сырья:
Этот рынок ориентирован на мировые цены, связан с квотированием и лицензированием. Каждый из сырьевых рынков носит региональный характер (нефть, газ, руда).
Особенности рынка услуг:
1. Первая особенность состоит в том, что на него влияет фактор сегментации. Сегментация на этом рынке происходит как по горизонтали, так и по вертикали. Сегментация по вертикали - отраслевая (рынок услуг на транспорте, в социальной сфере, в бытовой сфере), а по горизонтали - в разрезе социальных групп (незащищенные слои населения, малоимущие или слабозащищенные - в пределах прожиточного минимума, защищенные - больше прожиточного минимума).
2. Большое значение имеет лицензирование деятельности (практически по каждому виду услуг нужна лицензия).
3. На рынке социальных услуг высок удельный вес уровня ментальности.
Особенности фондового рынка:
1. Это новый для России рынок, и поэтому правила игры на нем - от терминологии до технологии проведения сделок - соответствуют мировым стандартам.
2. На этом рынке обязательно лицензирование деятельности посредников (брокеров, дилеров), а на многих других рынках деятельность не лицензируется.
3. На фондовом рынке существует семь видов товара, причем четко фиксированных. При этом под товарами понимаются ценные бумаги:
•акции;
• облигации;
• векселя;
• опцион (право на покупку);
• фьючерсы;
• варранты.
Особенности рынка недвижимости:
1. Этот рынок также совершенно новый для России и впервые легализован в 1994 году.
2. На этом рынке четко проявляется деление собственности на:
• федеральную;
• региональную;
• муниципальную;
• частную.
Парадокс в том, что федеральная собственность, которая должна быть наиболее ценной, на деле наименее ликвидна.
3. На этом рынке наиболее ликвидной считается собственность, находящаяся в руках естественных монополистов (например, предприятия ТЭК, железная дорога и ее инфраструктура). Это предприятия (так называемые «голубые фишки») с наиболее высокой ценой акций.
4. Риэлтерский рынок наиболее рентабелен, так как на нем быстро срабатывает принцип «чужих денег», то есть привлечения инвестиций со стороны [1].
3. Рыночные институты малого бизнеса
Институт - это организационная структура, способствующая деятельности предприятия малого бизнеса на рынке. Институт как оргструктура участвует непосредственно в управлении процессом и опосредствованно (косвенно) - в управлении фирмой.
Институт разрабатывает соответствующие «правила игры» и имеет рычаги воздействия, чтобы эти правила выполнялись.
Можно выделить 5 групп институтов и соответствующих организационных структур, которые охватывают практически все рынки малого бизнеса (рис. 1.):
I. Властные.
II. Кредитные.
III. Финансовые.
IV. Обеспечивающие.
V. Посреднические.
I группа
II группа
III группа
IV группа
V группа
Рисунок 1. - Рыночные институты
Комплексная и эффективно функционирующая инфраструктурная среда выступает одним из главных факторов развития малого предпринимательства и осуществления результативных мер его поддержки на государственном и муниципальном уровнях. Практически с первых шагов возрождения малого предпринимательства как экономически значимого компонента нового рыночного хозяйства, начала складываться и соответствующая система инфраструктуры. С одной стороны, этот процесс проходил стихийно, а с другой, - благодаря целенаправленным действиям государственных и общественных структур, а также реализации программ помощи малому бизнесу.
Инфраструктурная система - своего рода 'окружающая среда' для предпринимательства, способная охватить все стороны деятельности и все потребности малых и средних предприятий различных отраслей экономики, различной степени 'хозяйственной зрелости'.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства изначально была призвана решать двуединую задачу: во-первых, стимулировать рост и саморазвитие малых предприятий, во-вторых, направлять их активность преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые в перспективе наиболее отвечают потребностям экономики.
Система инфраструктурных институтов развития и поддержки предпринимательства должна строиться на следующих принципах:
- комплексности;
- непрерывности и долговременности;
- целенаправленности и перспективности;
- гибкости механизмов финансирования.
При формировании целостной системы инфраструктуры развития и поддержки малых и средних предприятий важно опираться на систематическое и повсеместное проведение мониторингов многообразных и динамичных потребностей малых предприятий в услугах различных институтов рыночной инфраструктуры.
Таким образом, одним из главных условий, определяющих успешное развитие малого бизнеса, является наличие хорошо развитых и отлаженно работающих элементов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства оказывает малым предприятиям следующие услуги:
- информационная поддержка;
- поиск, отбор и подготовка кадров (общая и профессиональная);
- консалтинг (экономический, управленческий, юридический и др.);
- эккаунтинг (помощь в ведении бухгалтерской отчетности и оценке внутренней среды организации);
- маркетинговое обеспечение (исследование рынка, оценка сбыта продукции, реклама);
- отбор и продвижение бизнес - проектов к инвесторам;
- лизинг;
- страхование;
- получение государственных контрактов;
- техническая поддержка (помощь в выборе оборудования, устранение узких мест на производстве и др.).
В Новосибирской области в основном сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая в себя:
- Ассоциацию организаций предпринимательства,
- Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств,
- Ассоциацию женщин-предпринимателей и др.,
- Союзы и советы на местах и профессиональные общественные организации,
- Фонд развития и поддержки малого предпринимательства, городские, районные фонды,
- Торгово-промышленную палату с сетью своих филиалов,
- Лизинговые компании,
- Государственные предприятия, учреждения, а также иные организации независимо от организационно-правовой формы, чья деятельность направлена на поддержку и развитие малого предпринимательства.
Эти структуры выражают интересы малого бизнеса, оказывают им консультационные, юридические и информационные услуги.
Заключение
Деятельность малого бизнеса в регионе во многом зависит от его экономики. Экономика региона может рассматриваться с нескольких позиций:
• географическое положение;
• отраслевая структура производства;
• развитие инфраструктуры в регионе и др.
Но наиболее важным для малого бизнеса является обнаружение точек роста экономики региона. Точка роста - это объективно прибыльная сфера приложения капитала и труда. Точку роста характеризуют 3 компонента: объективность, прибыльность, сфера приложения капитала и труда. В совокупности точки роста представляют реальный сектор экономики.
Для любого региона существует 4 объективных условия, которые характеризуют его как самостоятельный хозяйствующий субъект:
1. Законодательно признанное организационно-правовое образование (устав, конституция региона, ветви власти, атрибутика, полномочия и ответственность по вертикали, право собственности).
Под регионом понимается субъект федерации, муниципальное образование (город областного, федерального значения).
2. Регион выступает как самостоятельно хозяйствующий субъект (свой бюджет, собственные финансовые, материальные, трудовые ресурсы, коммуникативные отношения).
3. Регион как сосредоточение городов с предприятиями различных форм собственности (в т.ч. нередко и предприятиями с государственной формой собственности), в котором возникают коммуникативные системы:
4. Регион - система жизнеобеспечения (транспорт, связь, тепло-, водоснабжение, образование, культура).
Список используемой литературы
1. Вайнштепн С.Ю. Основы управления в малом бизнесе: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ( 1994.-С. 11-15.
2. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. Теория и практика. - М.: Дашков и: 2003.-С. 114-130.
3. Ден Штапнхофф, Джон Берджес. Основы управления малым бизнесом / Пер. с англ. - ] БИНОМ, 1997.-С. 109-125.
4. Долгопятов Т.Г. Малый бизнес в России: Аналитическое пособие. - М.: КОНЭСКО, 1998.] С.179-236.
5. Блинов А. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. - Д Ось-89, 1997.-С. 84-112.
6. Лапуста П.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие. - М.: Инфра-1 1997.-С. 70-81.
7. Розанова Н.М. Фирма в экономической системе. - М.: ТЕИС, 1998. - С. 57-67.