Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

Вариант № 10





Исполнитель: 

                                     Специальность: бух. учет, анализ и аудит       

3 курс

Группа: периферия

Руководитель:









Воронеж 2007.



СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение____________________________________________________3

2.     Специфика рынка России с выделением положительных и отрицательных сторон_______________________________________________________4

3.     Факторы использования упаковки_______________________________10

4.     Тест________________________________________________________13

5.     Список используемой литературы_______________________________14
































ВВЕДЕНИЕ

В данной контрольной работе рассмотрены две темы: «Специфика рынка России с выделением положительных и отрицательных сторон» и «Факторы использования упаковки.  Эти темы имеют важное  значение в структуре учебной дисциплины. Специфика рынка России является одной из главных проблем в нашей стране. Данная  контрольная работа поможет выделить и проанализировать положительные и отрицательные стороны рынка России. Не менее важная тема и про факторы использования упаковки, т. к. упаковка играет большую роль в продвижении товара и стимулировании сбыта. В данной контрольной работе мы рассмотрим роль упаковки в товарной политике, факторы ее использования и основные требования, предъявляемые к упаковке.

В конце  контрольной работы мы решим предложенный нам тест.

1. СПЕЦИФИКА РЫНКА РОССИИ С ВЫДЕЛЕНИЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ СТОРОН


В рыночной экономике функционирование главным образом происходит через рынок. Из множества определений рынка всё сводится к одному, что рынок является формой взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения, хозяйствующими субъектами.[1]

Многое изменилось за период рыночных преобразований в России. До 2002 г. российский рынок рос быстрыми темпами – в среднем 25-30% в год, а по некоторым отраслям до 100 %. Начиная с 2002 г. темпы роста потребительского рынка сократились в среднем на треть, что сопровождается качественным изменением спроса и ростом конкуренции на рынке. Существенный подъем 2003-2004 гг. «питался» не только за счет нефтяной конъюнктуры, но и инвестиционной активностью бизнеса. При этом отмечается наличие у компаний стратегических планов и умение завоевывать рынки своих отраслей. Таким образом, создан мировой опыт. Самое ценное, что вынесла Россия из 90-х гг. – признание частной собственности. Вторая ценность – целостность России, ее защищенность, т. е. суверенитет.

К числу основных достижений последних лет, следует отнести начало смены закрытой экономики интегрированной в мировой рынок. К числу достижений относится и появление новых рынков товаров и услуг: частного жилья, маркетинговых исследований, мобильной связи, частных торговых сетей, Интернета и др.

Как работает рынок, как решает он основные экономические задачи?

Индивидуальные решения участников рынка мотивированны собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, что бы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельно хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частичные интересы. Направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

Положительные стороны рынка России.

I.Эффективное распределение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной экономики состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых эффективных технологий производства. «Невидимая рука» рынка, таким образом, управляет производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную рыночную эффективность. Для рынка России характерно эффективное распределение ресурсов, направленное на производство необходимых обществу товаров.

II. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышенную качества товаров и услуг, тенденция к снижению цен.

Чтобы поддержать высокую прибыльность и конкурентоспособность своей продукции, фирмы стремятся расширить ассортимент, повышать качество своих товаров. В погоне за удовлетворением постоянно возрастающих и изменяющихся потребностей общества предприниматели должны отыскивать все новые и новые способы удовлетворения этих потребностей. В этой гонке на рынок выходят модифицированные и усовершенствованные товары, создаются принципиально новые предметы потребления и услуги. В настоящее время на рынке России сложилась большая конкуренция, которая вынуждает предпринимателей снижать цены на продукцию, организовывать систему скидок для постоянных покупателей, разыгрывать призы и т.д.

К тому же производители стремятся к повышению качества и снижению цен на товары. Вполне естественно, что из ряда аналогичных товаров, предлагаемых конкурирующими фирмами, потребитель стремиться выбрать наиболее качественный и доступный в цене вариант.

III. Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей.

Рыночная система четко выявляет значение свободы предпринимательства и выбора. Потребители свободны покупать то, что они предпочитают; предприятия - производить и продавать то, что они считают целесообразным; поставщики ресурсов могут по собственному выбору находить место приложения имеющимся у них материальным и людским ресурсам.

Однако, две другие черты рыночной экономики - система рынков и мощный фактор конкуренции - обеспечивают координирующие и организационные механизмы, которые исключают потенциальный хаос, какой могли бы породить свобода предпринимательства и выбора. Сейчас на рынке России предприятия руководствуются выбором покупателя. Предприятиям выгодно производить те продукты и услуги, которые будут востребованы на рынке. Иначе предприниматели могут понести большие убытки.

III. Оптимальное использование результатов научно- технического прогресса

Конкурентная рыночная система, очевидно, содержит стимулы для технического прогресса. Применение передовых технологий, обеспечивает инновационную фирму временным преимуществом перед ее конкурентами. Снижая цены на товар, инновационная фирма может добиться значительного увеличения сбыта и высокой экономической прибыли за счет конкурентных фирм. Более того, конкурентная рыночная система определенно создает обстановку, способствующую быстрому распространению новой технологии. В данный момент предприятия на рынке России стремятся внедрять в производство более новые и усовершенствованные технологии. Но как показывает опыт, не все предприниматели предпочитают покупать дорогостоящую технику, так как бояться ее не окупить. 

Отрицательные стороны рынка России.

            I. Угасание конкуренции.

Критическое утверждение состоит в том, что устройство рыночной экономики допускает и даже в определенной мере стимулирует угасание главного контрольного механизма - конкуренции[2]. Существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма:            1. Хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действенностью. Свободной, индивидуалистической среде в рыночной экономике присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия.          

2. Некоторые экономисты полагают, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования очень больших количеств реального капитала; б) крупных рынков; в) комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка и г) богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования малого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.           Указанные экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. Поставщики и потребители ресурсов становятся менее подчиненными воле потребителей, суверенитет производителей и владельцев ресурсов ставит под сомнение и подрывает суверенитет потребителей. Процесс отождествления «невидимой рукою» личных и общественных интересов начинает терять свою силу. К тому же обеспечиваемая рыночной системой защита от принуждения при развитой конкуренции основывается на широком рассеянии экономической власти. А концентрация экономической власти, которой сопровождается упадок конкуренции, позволяет обладателям этой власти осуществлять меры принуждения.           II. Неравное распределение дохода.

 В данном случае отмечается, что рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Указанный процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате семьи в России резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на рынке. Богатые обладают много большим количеством «долларовых голосов», чем бедные. Отсюда можно сделать вывод, что рыночная система выделяет ресурсы на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных. III. Нестабильность: инфляция и безработица.

Экономический рост России отличается неравномерностью, прерывается периодами экономической нестабильности, периоды быстрого роста экономики иногда омрачает инфляция, то есть повышение уровня цен, есть периоды, когда рост уступает место спаду и депрессии, то есть низкому уровню занятости и производства. В настоящее время считается, что полная занятость, или естественный уровень безработицы составляет 5-6%. Главная «цена» безработицы - не выпущенная продукция. Однако циклическая безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. В России уровень безработицы очень велик.

Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает,    что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого   роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать.

Непредвиденная инфляция произвольно перераспределяет доходы в ущерб получателям фиксированного дохода, кредиторам и владельцам сбережений. Концепция инфляции спроса предполагает, что если экономика стремится к высокому уровню производства и занятости, то умеренная инфляция необходима. На сегодняшний день инфляция в Росси составляет примерно 10% , что соответствует умеренной инфляции.

IV. Отрицательное влияние монополий.

Развитию рыночной экономики свойственна концентрация производства и капитала, объективно возникающая вследствие стремления предпринимателя к усилению позиций предприятия относительно конкурентов. Таким путем могут складываться очень крупные предприятия, отличительной особенностью которых является закрепление за ними исключительного права производства и продажи определенного вида товара или услуги. Это исключительное положение позволяет данным монополиям диктовать рынку любую цену и получать, соответственно, высокую прибыль. С другой стороны, за счет жесткой привязки к определенному предприятию, монополия может диктовать низкие цены поставщикам ресурсов. На данный момент в России наблюдается отрицательное влияние монополий, например монополии на рынке нефти, которые очень часто повышают цены на бензин, говорит о том, что у данного вида рынка нет конкурентов.

2. ФАКТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПАКОВКИ

Многие товары, предлагаемые на рынке, должны быть обязательно упакованы. Упаковка может играть несущественную роль (например, для недорогих скобяных изделий), а может приобретать и очень большое значение (например, для косметики). Некоторые образцы упаковки, такие как «Кока-Колы» или «Максфактор» знамениты во всем мире. Многие деятели рынка называют упаковку пятой основой переменной маркетинга в дополнение к товару, цене, методам распространения и стимулирования. Однако, большинство продавцов все же не рассматривают упаковку как один из элементов товарной политики.

Упаковка – это вместилище, оболочка товара.

Вместилище или оболочка – это разные варианты упаковки, которая включает в себя три слоя. Внутренняя упаковка – это непосредственно вместилище товара. Для лосьона после бритья «Олд Спайс» внутренней упаковкой будет бутылка, в которой он налит.

Под внешней упаковкой имеют в виду материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке товара к непосредственному использованию. Для бутылки с лосьоном внешней упаковкой  служит картонная коробка, которая обеспечивает дополнительную защиту и предоставляет производителю возможность использовать ее для целей стимулирования сбыта товара. Под транспортной упаковкой имеют в виду вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара. Для лосьона «Олд спайс» транспортной упаковкой будет ящик из гофрированного картона, вмещающий 72 бутылки. И, наконец, неотъемлемой частью упаковки являются маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее.

Упаковка появилась в глубокой древности. Первобытные люди носили дикие ягоды и фрукты в свои пещеры в шкурах животных или сплетённых из травы корзинах. 8 тыс. лет тому назад китайцы изобрели разнообразные глиняные ёмкостях для хранения твёрдых предметов и жидкостей. Древние Египтяне, создали для хранения жидкостей стеклянные сосуды. К началу средневековья в разряде упаковочных материалов уже числились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло. В течение многих веков задачами упаковки были хранение, защита и транспортировка товаров.

       Появившаяся в далекой древности упаковка ныне превратилась в одно из действенных средств маркетинга, в один из элементов товарной политики. Хорошо спроектированная и качественно изготовленная упаковка создает для потребителей дополнительные удобства, а для изготовителей — допол­нительные средства стимулирования сбыта товара.

     Расширению использования упаковки в качестве орудия маркетинга способствуют самые разные факторы:

1.     Самообслуживание в торговле. Всё большее число товаров продают в универсамах и магазинах сниженных цен методом самообслуживания. В этих условия упаковка должна выполнить многие  функции продавца она должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечатление в целом.

  1. Рост достатка потребителей. Растущий достаток потребителей,  означает, что они готовы заплатить немного больше за удобство, внешний вид, надёжность и престижность улучшенной упаковки.
  2. Образ фирмы и образ марки.

Фирмы осознают действенную мощь хорошо спроектированной упаковки как помощника потребителя в мгновенном узнавании фирмы или марки. Любой покупатель пленки тотчас узнает знакомые желтенькие коробочки с пленкой «Кодак».

  1. Возможность для новаторства.

     Новаторство может принести производителю большие выгоды. Упаковав плавленый сыр в жестяные банки, фирма «Крафт» увеличила срок сохранности сыра в магазине и создала себе репутацию надежного производителя. Сегодня фирма «Крафт» испытывает герметичные термостойкие пакеты,  контейнеры из фольги и пластмассы, призванные заменить собой традиционные консервные банки. Фирмы которые первыми предложили свои безалкогольные напитки в банках с выдергивающимся сегментом крышки, и распыляемые жидкости в аэрозольной упаковке, привлекли к своим товарам много новых потребителей. Сегодня с банками с выдергивающимися сегментами крышки и упаковки типа «пакет в картонке» экспериментируют виноделы.


Основные требования, предъявляемые к упаковке.


1.     форма, размер, цвет товарной упаковки должен привлекать внимание.

2.     упаковка должна создавать у потребителей благоприятное представление о товаре (позитивный имидж).

3.     товары одного производителя должны иметь единообразно оформленную упаковку.

4.      необходима продуманная связь между цветом упаковки и товаром

5.     упаковка не должна меняться слишком часто, поскольку это затрудняет узнавание товара.

6.     упаковка должна помогать покупателю быстро выбирать именно тот товар, который ему нужен.

7.     упаковка должна содержать достаточную для потребителя информацию о товаре.


В западных странах практически вся торговля основана на штриховых кодах, на 99 %  производимых товарах наносится штриховой код. При его отсутствии торговля не принимает товар производителя, либо делает это с большой скидкой (30%-40% и более).




3. ТЕСТ

Что означает термин «маркетинг»?

А) Инновационная деятельность.
Б) Рынковедение.

B) Сбытовая деятельность.

Г) Товарно-денежные отношения.


Согласно определению, маркетинг – происходит от английского слова «market» (рынок) и означает рынковедение.

Следовательно, из данных вариантов определения маркетинга верным будет:
Б) Рынковедение.
























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Годин А. М. Маркетинг: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. –М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006,-756 с.

2.     Маркетинг: учебник/кол. авторов, под ред. Проф. Т. Н. Парамоновой. 4-е изд. перераб. и доп. –М.: КНОРУС, 2007.-360 с.

3.     Учебник для вузов/Н. Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю. А. Цылкин и др.; Под ред. Н. Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000,-623 с.

4.     Голубков Е. П. Маркетинг: словарь-справочник, М.: Дело, 2001,- 657с.

5.     Академия рынка: Маркетинг: учебник/кол. авторов: А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.-М.: Экономика, 2002,-482 с.

6.     Синяева И. М. Практикум в маркетинге: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2006,- 254 с.


[1] Годин А. М. Маркетинг: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. –М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006,с-8.


[2] Академия рынка: Маркетинг: учебник/кол. авторов: А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.-М.: Экономика, 2002.с. 57