СОДЕРЖАНИЕ

1.   Институт банкротства кредитной организации. Полномочия Агентства по реструктуризации кредитных организаций. 3

2.   Реорганизация коммерческих банков. 9

2.1.    Реорганизация кредитных организаций в форме слияния. 9

2.2.    Реорганизация кредитных организаций в форме присоединения. 11

2.3.    Реорганизация кредитной организации в форме разделения. 13

2.4.    Реорганизация кредитной организации в форме выделения. 15

2.5.    Реорганизация кредитной организации в форме преобразования. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18



1.    Институт банкротства кредитной организации. Полномочия Агентства по реструктуризации кредитных организаций[1]

Учитывая сложное положение, в котором оказалась российская банковская система после кризиса 1998 г. и тяжесть накопившихся нерешенных проблем, для достижения необходимого уровня ее оздоровления собственных усилий банков оказалось недостаточно и потребовалось активное вмешательство со стороны Банка России и Российского правительства. В рамках их совместных действий в 1998 г. была разработана программа по реструктуризации банковской системы.

Целями реструктуризации в краткосрочной перспективе являлось:

·     восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг;

·     увеличение капитала жизнеспособного ядра банковской системы, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики и проведения платежей;

·     реструктуризации отдельных крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки;

·     восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, кредитов и клиентов, в том числе иностранных партнеров;

·     недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности;

·     отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на управленцев, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и акционеров банка;

·     привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в т.ч. иностранных инвесторов;

·     восстановление нормального функционирования финансовых рынков, в т.ч. межбанковского денежного рынка.

Для определения круга банков, требующих оздоровления, и возможных направлений их реструктуризации Банком России все российские банки были разделены на четыре группы:

1) стабильно работающие банки, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью, способные работать без дополнительной государственной поддержки и самостоятельно решать свои текущие проблемы;

2) региональные банки, которые должны были стать «опорными» в будущей региональной банковской системе России;

3) отдельные крупные банки, не имеющие возможности самостоятельно продолжить банковские операции, которые нецелесообразно закрыть по причине слишком высоких социальных и экономических издержек;

4) банки, испытывающие существенный дефицит ликвидности или собственных средств.

Центральное место в реализации разработанных планов было отведено специально созданному для этих целей Агентству по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Руководил работой АРКО Совет директоров, формируемый из представителей Банка России и Правительства РФ.

При этом в деятельность АРКО ни федеральные, ни местные власти, ни Банк России не имели права вмешиваться. Законодательством была предусмотрена лишь координация деятельности по реструктуризации банков с Банком России, а также предоставление ему необходимой информации о реструктурируемых банках.

Функции, которые возлагались на АРКО:

- принимать под свое управление кредитные организации;

- участвовать в формировании органов управления кредитных организаций, находящихся под его управлением;

- осуществлять мероприятия по реструктуризации кредитных организаций, находящихся под его управлением;

- привлекать необходимые финансовые средства для реализации мероприятий по реструктуризации кредитных организаций;

- создавать организации, в т.ч. кредитные, необходимые для осуществления его задач и функций;

- взаимодействовать с Правительством РФ и Банком России при осуществлении мероприятий по реструктуризации кредитных организаций;

- осуществлять иные функции, направленные на достижение поставленной перед ним цели.

Если же ни руководство банка, ни временная администрация не смогли добиться успеха в работе по выводу банка из кризиса, то у него оставался еще один способ решить существующие проблемы и избежать банкротства – банк мог перейти под управление АРКО. Однако на такой переход существует несколько ограничений.

Во-первых, банк в течение шести месяцев, предшествующих принятию решения о направлении Банком России предложения о передаче его под управление АРКО, должен был быть системообразующим в рамках страны или отдельного региона, т.е. иметь долю вкладов граждан не менее 1 % совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях РФ, или долю активов не менее 1 % совокупной доли активов кредитных организаций РФ в виде предоставленных юридическим лицам кредитов, за исключением кредитов, предоставленных кредитным организациям, или долю вкладов граждан не менее 20 % совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях, расположенных на территории субъекта РФ, или долю активов не менее 20 % совокупной доли активов кредитных организаций, расположенных на территории субъекта РФ.

И во-вторых, достаточность его капитала, рассчитанная в соответствии с ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», не должен превышать 2 % от значения Н1[2], и он должен не удовлетворять требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнять обязанности по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корсчетах кредитной организации.

При возникновении основания для перехода банка под управление АРКО Банк России оперативно должен был направить в него такое предложение. Исключение составляла ситуация, когда рассматриваемый в качестве кандидата на реструктуризацию банк к этому моменту осуществляет меры по предупреждению банкротства, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Окончательное решение о переходе банка под управление АРКО оставалось за его Советом директоров и принималось после всестороннего обследования кандидата на реструктуризацию, которое осуществляла вводимая Банком России специально для этого случая временная администрация. Кроме получения достоверной картины реального положения дел в банке, данная временная администрация по решению АРКО могла также провести мероприятия по уменьшению или увеличению уставного капитала банка.

После этого Банк России в течение 15 дней со дня получения извещения об отказе АРКО и при наличии оснований, установленных ФЗ «О банках и банковской деятельности», принимал решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Если же по результатам обследования банка АРКО принимал решение о его реструктуризации, то одновременно с этим в отношении банка и его кредиторов начинают действовать специальные условия.

АРКО для успешного проведения мероприятий по реструктуризации банка предоставлялись широкие полномочия:

·     принимать решения о мерах по финансовому оздоровлению кредитной организации;

·     увеличивать или уменьшать уставный капитал кредитной организации;

·     принимать решение о реорганизации кредитной организации;

·     обращаться в суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией в течение трех лет до момента перехода кредитной организации под управление АРКО, недейственными;

·     предоставлять кредиты кредитным организациям, находящимся под его управлением;

·     открывать и вести банковские счета кредитных организаций, находящихся под его управлением;

·     осуществлять расчеты по поручению кредитных организаций корреспондентов, находящихся под управлением АРКО, по их банковским счетам;

·     инкассировать векселя, платежные и расчетные документы;

·     осуществлять куплю-продажу на открытых торгах, передавать в качестве обеспечения акции кредитных организаций, находящихся под его управлением;

·     финансировать под уступку требования к кредитным организациям и к заемщикам кредитных организаций;

·     выдавать поручительства, банковские гарантии, векселя, а также выпускать облигации и иные долговые обязательства под гарантии Правительства РФ;

·     предоставлять займы, размещать депозиты, предоставлять обеспечение третьим лицам, приобретающим акции кредитной организации, ее активы и принимающие обязательства;

·     размещать временно свободные денежные средства в порядке, установленном его Советом директоров;

·     совершать иные операции, сделки в соответствии с ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»;

·     осуществлять ликвидацию кредитной организации.

На основе данных, которые получали в ходе обследования, специалисты АРКО составляли план оздоровления банка, основные положения которого включали мероприятия по реструктуризации обязательств кредитной организации, формированию резервов, достижению кредитной организацией значений обязательных нормативов, установленных Инструкцией ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» .

Для исполнения принятого плана реструктуризации в рамках имеющихся полномочий АРКО мог осуществлять широкий спектр мероприятий, которые были направлены на увеличение капитала банков, улучшение качества активов, реструктуризацию ресурсной базы банка, повышение ликвидности его баланса, повышение эффективности банковской деятельности как вследствие роста доходов, так и из-за снижения расходов банка и т.д.

В случае успешной реализации мер по оздоровлению банка АРКО продавал принадлежащие ему акции на открытых торгах, в которых прежние владельцы принимать участия не должны.

Если же при реструктуризации банка АРКО приходило к выводу, что дальнейшие мероприятия по его финансовому оздоровлению невозможны, оно могло принять решение о ликвидации банка и обратиться в Банк России с ходатайством об аннулировании (отзыве) у него лицензии на осуществление банковских операций. В этом случае обязанности по ликвидации банка возлагались на АРКО, как и функции конкурсного управляющего в последующем, при признании банка банкротом.[3]


2.    Реорганизация коммерческих банков

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация (новые кредитные организации), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом Банком России принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.

Юридическое дело реорганизованной кредитной организации передается территориальным учреждением Банка России, осуществлявшим надзор за ее деятельностью, в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью возникшей в результате реорганизации кредитной организации (реорганизованной кредитной организации), в течение одного месяца с момента ее государственной регистрации (государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы реорганизованной кредитной организации).

Информация о реорганизации и прекращении деятельности кредитной организации публикуется в "Вестнике Банка России". При этом изменение кредитной организацией в форме акционерного общества типа акционерного общества не является реорганизацией.

Особенности реорганизации в форме слияния, присоединения установлены Положением Банка России от 4 июня 2003 года N 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения".

2.1.         Реорганизация кредитных организаций в форме слияния

Учредительным собранием создаваемой в результате слияния кредитной организации является совместное общее собрание участников реорганизуемых кредитных организаций. Для государственной регистрации создаваемой в результате слияния кредитной организации в территориальное учреждение Банка России по ее предполагаемому местонахождению представляются следующие документы:

- протоколы общих собраний участников реорганизуемых кредитных организаций, в которых зафиксированы решения об их реорганизации, об утверждении передаточных актов (по 3 экземпляра протокола общего собрания участников каждой реорганизуемой кредитной организации);

- передаточные акты реорганизуемых кредитных организаций (по 3 экземпляра передаточного акта каждой кредитной организации);

- договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации (обмена) акций (долей) каждой реорганизуемой кредитной организации в (на) акции (доли) создаваемой в результате слияния кредитной организации (3 экземпляра);

- балансы реорганизуемых кредитных организаций на дату принятия решения о слиянии (по 2 экземпляра баланса каждой кредитной организации);

- заключение федерального антимонопольного органа (в установленных в соответствии с федеральными законами случаях);

- документы, предусмотренные Положением Банка России N 230-П.

При создании кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью учредительный договор не представляется.

Если участниками создаваемой в результате слияния кредитной организации становятся участники реорганизованных кредитных организаций и их доли в абсолютном выражении остаются неизменными либо уменьшаются, дополнительной проверки правомерности участия в уставном капитале создаваемой кредитной организации и оплаты (приобретения) ее акций (долей) не требуется.

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) заключение, содержащее информацию о финансовом состоянии реорганизуемых кредитных организаций, о видах лицензий, на основании которых они действуют, мнение территориального учреждения Банка России о возможности реорганизации кредитных организаций. К заключению прилагаются вышеуказанные.

При этом ходатайство на имя руководителя Банка России о государственной регистрации создаваемой в результате слияния кредитной организации направляется в 1 экземпляре, учредительные документы создаваемой в результате слияния кредитной организации направляются в 4 экземплярах, остальные документы - в 2 экземплярах.

По результатам рассмотрения представленных документов Банк России принимает решение о государственной регистрации создаваемой в результате слияния кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.

Направление необходимых документов в уполномоченный регистрирующий орган, выдача созданной в результате слияния кредитной организации оригинала свидетельства о государственной регистрации, оригиналов свидетельств о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей о прекращении деятельности реорганизованных кредитных организаций, лицензии на осуществление банковских операций, а также иные мероприятия, связанные с реорганизацией, осуществляются в соответствии с Положением Банка России N 230-П.[4]

2.2.         Реорганизация кредитных организаций в форме присоединения

При реорганизации кредитных организаций в форме присоединения в ТУ Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью присоединяющей кредитной организации, представляются следующие документы:

- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы присоединяющей кредитной организации и заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенной кредитной организации (1 экземпляр);

- ходатайство присоединяющей кредитной организации о государственной регистрации изменений, вносимых в ее учредительные документы, за подписью уполномоченного лица кредитной организации (2 экземпляра). Ходатайство также должно содержать подтверждение уведомления всех кредиторов о реорганизации кредитных организаций;

- протоколы общих собраний участников реорганизуемых кредитных организаций, в которых зафиксированы решения о реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а также об утверждении передаточного акта (общим собранием участников присоединяемой кредитной организации);

- протокол совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций;

- текст изменений, вносимых в учредительные документы присоединяющей кредитной организации;

- передаточные акты присоединяемых кредитных организаций (по 3 экземпляра передаточного акта каждой присоединяемой кредитной организации);

- договор о присоединении (3 экземпляра), в котором определяются порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации (обмена) акций (долей) присоединяемой кредитной организации в акции (доли) присоединяющей кредитной организации;

- полный список участников присоединяющей кредитной организации (с учетом участников присоединяемой кредитной организации (присоединяемых кредитных организаций) в электронном виде;

- баланс присоединяемой кредитной организации на дату принятия решения о реорганизации (2 экземпляра);

- заключение федерального антимонопольного органа (в установленных в соответствии с федеральными законами случаях).

По результатам рассмотрения представленных документов ТУ Банка России направляет в Банк России заключение, содержащее информацию о финансовом состоянии реорганизуемых кредитных организаций, о видах лицензий, на основании которых они действуют, мнение территориального учреждения Банка России о возможности реорганизации кредитных организаций, к которому прилагаются вышеуказанные документы.

По результатам рассмотрения представленных документов Банк России принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы присоединяющей кредитной организации.[5]

2.3.         Реорганизация кредитной организации в форме разделения

Для государственной регистрации создаваемых в результате разделения кредитных организаций в территориальные учреждения Банка России по их предполагаемому местонахождению представляются:

- протокол общего собрания участников реорганизуемой кредитной организации, в котором зафиксированы решения о реорганизации, о создании новых кредитных организаций, об утверждении разделительного баланса, а также решения по иным вопросам, установленным федеральными законами (3 экземпляра);

- разделительный баланс (3 экземпляра);

- баланс реорганизуемой кредитной организации на дату принятия решения о реорганизации (2 экземпляра).

По результатам рассмотрения представленных документов ТУ Банка России направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России заключение, содержащее:

- информацию о финансовом состоянии реорганизуемой кредитной организации (в том числе о выполнении обязательных резервных требований Банка России);

- информацию о видах лицензий, на основании которых действует реорганизуемая кредитная организация;

- оценку бизнес-плана создаваемой в результате разделения кредитной организации;

- информацию о наличии (об отсутствии) письменных требований кредиторов реорганизуемой кредитной организации о досрочном прекращении или об исполнении соответствующих обязательств и о возмещении убытков, а также о возможном влиянии этих требований на финансовое состояние создаваемой в результате разделения кредитной организации;

- мнение ТУ Банка России о возможности реорганизации кредитной организации (в том числе о способности создаваемой в результате разделения кредитной организации выполнять пруденциальные нормы деятельности, обязательные резервные требования Банка России, а также денежные и иные обязательства).

По результатам рассмотрения представленных документов Банк России принимает решения о государственной регистрации создаваемой в результате разделения кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.

В течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган с сопроводительным письмом документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России не позднее пяти рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа сообщения о внесении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих записей:

1) направляет в каждое ТУ Банка России по местонахождению созданной в результате разделения кредитной организации оригинал свидетельства о государственной регистрации кредитной организации, 2 экземпляра свидетельства о государственной регистрации кредитной организации по форме, установленной Банком России, 2 экземпляра учредительных документов, 2 экземпляра лицензии на осуществление банковских операций;

2) вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации созданных в результате разделения кредитных организаций и о прекращении деятельности реорганизованной кредитной организации (с указанием правопреемников и формы реорганизации).

Территориальное учреждение Банка России не позднее трех рабочих дней с момента получения указанных документов выдает уполномоченному лицу созданной в результате разделения кредитной организации:

1) оригинал свидетельства о государственной регистрации кредитной организации;

2) свидетельство о государственной регистрации кредитной организации по форме, установленной Банком России (1 экземпляр);

3) учредительные документы кредитной организации (1 экземпляр);

4) лицензию на осуществление банковских операций (1 экземпляр).

По одному экземпляру представленных в Банк России документов хранится в юридическом деле кредитной организации, находящемся в территориальном учреждении Банка России.

2.4.         Реорганизация кредитной организации в форме выделения

Для государственной регистрации создаваемой в результате выделения кредитной организации в территориальное учреждение Банка России по ее предполагаемому местонахождению представляются:

1) протокол общего собрания участников реорганизуемой кредитной организации, в котором зафиксированы решения о реорганизации, о создании новой кредитной организации, об утверждении разделительного баланса, а также решения по иным вопросам, установленным федеральными законами (3 экземпляра);

2) разделительный баланс (3 экземпляра);

3) баланс реорганизуемой кредитной организации на дату принятия решения о реорганизации (2 экземпляра).

Изменения, вносимые в учредительные документы реорганизуемой кредитной организации, должны также содержать информацию о реорганизации и об уставном капитале кредитной организации, уменьшаемом в результате реорганизации.

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью реорганизуемой кредитной организации, направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России заключение, к которому прилагаются:

- заявление о государственной регистрации изменений (1 экземпляр);

- ходатайство о государственной регистрации изменений за подписью уполномоченного лица кредитной организации (1 экземпляр);

- протокол заседания уполномоченного органа управления кредитной организации, в котором зафиксировано решение о внесении изменений в учредительные документы реорганизуемой кредитной организации (1 экземпляр);

- текст изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы реорганизуемой кредитной организации (1 экземпляр).

По результатам рассмотрения представленных документов Банк России принимает решения о государственной регистрации создаваемой в результате выделения кредитной организации, о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы реорганизуемой кредитной организации.

2.5.         Реорганизация кредитной организации в форме преобразования

Для государственной регистрации создаваемой в результате преобразования кредитной организации в территориальное учреждение Банка России по ее предполагаемому местонахождению представляются:

- передаточный акт (3 экземпляра);

- баланс реорганизуемой кредитной организации на дату принятия решения о реорганизации (2 экземпляра).

К создаваемой в результате преобразования кредитной организации не предъявляются требования по минимальному размеру уставного капитала, установленные Банком России для создаваемых путем учреждения кредитных организаций, а также требования об уведомлении Банка России о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитной организации и о получении предварительного согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации.

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение Банка России направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России заключение.

По результатам рассмотрения представленных документов Банк России принимает решения о государственной регистрации создаваемой в результате преобразования кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.

В течение трех рабочих дней с даты принятия решений Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган с сопроводительным письмом документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".[6]


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)    Адитярова Н.Р. Реорганизация кредитных организаций в форме слияния и присоединения // Бухгалтерский учет в кредитных организациях. – 2004. - № 6. – С. 29-50.

2)    Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-практ. пособие. – М.: Дело, 2001. – 840 с.

3)    О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О признании утратившими силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и отдельных положений законодательных актов РФ, а также о порядке ликвидации государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций". Федеральный закон от 28.07.2004 г. № 84-ФЗ.

4)    О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ (в ред. 20.08.2004 г.)

5)    Об обязательных нормативах банков. Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 г. № 110-И (в ред. Указания ЦБ РФ от 13.08.2004 № 1489-У).

6)    О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 г. № 109-И.

7)    О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения. Положение ЦБ РФ от 4.06.2003 г. № 230-П.

8)    О Центральном Банке РФ (Банке России). Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (в ред. 29.07.2004 г.).



[1] В соответствии с Федеральным законом от 28.07.2004 г. № 84-ФЗ утратил силу ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций», а также ликвидирована государственная корпорация АРКО.

[2] Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (H1) регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.

[3] Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-практ. пособие. – М.: Дело, 2001. – 840 с.

[4] О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения. Положение ЦБ РФ от 4.06.2003 г. № 230-П.

[5] Адитярова Н.Р. Реорганизация кредитных организаций в форме слияния и присоединения // Бухгалтерский учет в кредитных организациях. – 2004. - № 6. – С. 29-50.

[6] О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 г. № 109-И.