Оглавление



Введение. 3

1. Аудит материально-производственных запасов. 6

2. Аудиторская проверка Федерального государственного унитарного       предприятия. 23

3. Анализ финансовой отчетности и оценка финансового состояния Федерального унитарного предприятия. 28

Заключение. 32

Список литературы.. 33
































Введение

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. На основании и во исполнение указанного Закона и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

В Законе "Об аудиторской деятельности" определена сфера аудита - проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также его цели.

В отечественной теории и практике аудита признается следующая система его классификации.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Инициативный аудит - это аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Обязательный аудит - это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе и других федеральных законах.

В зависимости от объекта изучения в практической деятельности принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный.

Финансовый аудит (или аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно используют общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок аудиту, осуществляемому в России.

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др.

Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для проверки выполнения бизнес - планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

По периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит - это аудит, который впервые проводится на данном предприятии (организации).

Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономического субъекта и его деятельности.

Данная классификация не является исчерпывающей, расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности[1].

Целью данной работы является изучение практических основ аудита на примере проведения проверки использования и сохранности материально-производственных запасов.

В ходе ее выполнения использованы нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ (закон об аудиторской деятельности, федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и т.д.) и систему бухгалтерского учета (закон о бухгалтерском учете, положения по бухгалтерскому учету и т.д.), а также систему налогообложения (налоговый кодекс части 1 и 2, письма Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам).







1. Аудит материально-производственных запасов

Основным документом, регламентирующим порядок организации бухгалтерского учета МПЗ, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (далее - ПБУ 5/01). Согласно п.2 ПБУ 5/01 к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

- используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

В системе счетов бухгалтерского учета для учета материально-производственных запасов предусмотрены следующие счета и субсчета:

счет 10 "Материалы", к которому могут быть открыты следующие субсчета:

1. Сырье и материалы;

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;

3. Топливо;

4. Тара и тарные материалы;

5. Запасные части;

6. Прочие материалы;

7. Материалы, переданные в переработку на сторону;

8. Строительные материалы;

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности;

10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе;

11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации;

счет 11 "Животные на выращивании и откорме";

счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей";

счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";

счет 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей";

счет 40 "Выпуск продукции, работ, услуг";

счет 41 "Товары";

счет 42 "Торговая наценка";

счет 43 "Готовая продукция".

Забалансовый учет материальных ценностей ведется на счетах:

счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение";

счет 003 "Материалы, принятые в переработку";

счет 004 "Товары, принятые на комиссию".

В бухгалтерской отчетности информация о наличии материально-производственных запасов в организации отражается по строкам 211 "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности" и 214 "Готовая продукция и товары для перепродажи" Бухгалтерского баланса (форма N 1). Материальные ценности, не принадлежащие организации, отражаются по строкам 920 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и 930 "Товары, принятые на комиссию" Бухгалтерского баланса (форма N 1).

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению аудита материально-производственных запасов определены критерии, по которым в ходе аудиторской проверки проводится сбор аудиторских доказательств.

Перечислим эти критерии и стоящие перед аудиторами задачи.

1. Существование. Необходимо убедиться в том, что все отраженные в отчетности МПЗ действительно существуют.

2. Права и обязательства. Необходимо убедиться в том, что права организации на МПЗ, отраженные в отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц.

3. Возникновение. Необходимо убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учете операции по приобретению и выбытию МПЗ имели место в течение отчетного периода.

4. Полнота. Необходимо убедиться в том, что отсутствуют МПЗ, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены.

5. Стоимостная оценка. Необходимо убедиться в том, что:

- МПЗ отражены в учете и отчетности в правильной оценке: по фактической себестоимости или по рыночной стоимости, если она ниже фактической себестоимости;

- способ оценки МПЗ при их отпуске в производство или ином выбытии применяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой.

6. Измерение. Необходимо убедиться в том, что приобретение и выбытие МПЗ отражены в учете в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.

7. Представление и раскрытие. Необходимо убедиться в том, что:

- МПЗ правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы, готовая продукция, товары для перепродажи;

- операции с МПЗ отражены в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;

- вся существенная информация о МПЗ раскрыта в отчетности.

Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем проведения аудиторских процедур, которые осуществляются в три этапа.

1. Процедуры подготовки и планирования аудита.

2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу.

3. Заключительные процедуры (анализ ошибок, формирование мнения о достоверности показателей).

Здесь же даны перечни процедур, осуществляемых в рамках каждого этапа.

Путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, аудиторы должны убедиться в том, что сальдо по счетам 10, 11, 14, 15, 16, 40, 41, 42, 43 корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений.

Источниками информации служат Бухгалтерский баланс (форма N 1), сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.), регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.).

Все документы берутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период.

Выявленные расхождения в данных регистров учета и отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, учитываются аудиторами при проведении дальнейших процедур и формировании мнения аудитора. В случае если расхождения существенны и данные на конец предшествующего периода не подтверждены результатами аудиторской проверки, все последующие процедуры проводятся не только за проверяемый период, но и за период, предшествующий проверяемому.

На основании Бухгалтерского баланса (форма N 1), сводных регистров синтетического учета и регистров аналитического учета аудиторами составляется таблица остатков на начало и конец проверяемого периода по субсчетам счетов 10, 11, 14, 15, 16, 40, 41, 42, 43, сверяется сальдо на начало и конец проверяемого периода по Бухгалтерскому балансу с Главной книгой.

Система внутреннего контроля МПЗ должна охватывать все виды запасов (сырье и материалы, готовую продукцию и товары) и все виды операций с ними (оприходование приобретенных сырья, материалов, товаров для перепродажи, отпуск МПЗ в производство, оприходование готовой продукции, отгрузку товаров и готовой продукции покупателям и т.д.).

Аудиторы проводят исследование по следующим вопросам.


N

Направления и вопросы контроля           

1.1

Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц?  Имеется ли:                                                - охрана:                                                  - пожарная сигнализация?                                   Контролируется ли выдача и вывоз ценностей?               

1.2

Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей        (обязательные, плановые, внезапные)?                      

1.3

Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими  документами (инвентаризационные описи, сличительные        ведомости)?                                               

1.4

Составляются ли на дату инвентаризации отчеты              материально-ответственных лиц?                             

1.5

Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная        комиссия?                                                 

1.6

Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях?                                                  

1.7

Обеспечивается ли ведение сортового количественного        аналитического учета на складе?                           

1.8

Заключаются ли договоры о материальной ответственности с   кладовщиками, заведующими складами и др.?                 

1.9

Материальная ответственность закрепляется за лицами,       которые ранее привлекались к ответственности за хищения   

1.10

Бухгалтерский учет ведут лица, не имеющие доступа к        материальным ценностям                                     

1.11

Разработаны ли:                                            - должностные инструкции, разграничивающие обязанности и   ответственность работников при осуществлении операций с    материалами;                                                - инструкции по хранению, приемке, отпуску материалов?     Контролируется ли соблюдение этих инструкций?             

2.1

Применяются ли унифицированные формы первичной             документации?                                             

2.2

Составляются ли приходные и расходные документы на каждую  операцию?                                                 

2.3

Заполняются ли все обязательные реквизиты?                

2.4

Документы составляются в день совершения операции?        

2.5

Все ли машинные документы распечатываются?                

2.6

Имеются ли образцы заполнения документов, образцы подписей материально-ответственных лиц?                            

2.7

Производится ли нумерация первичных документов?           

2.8

Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в   журналах регистрации?                                     

2.9

Производится ли проверка полноты оприходования материалов?

2.10

Применяется ли система нормирования расхода материалов?    

2.11

Утверждается ли сверхнормативный расход администрацией     (при использовании нормативов)?                           

2.12

Выявляются ли лица, виновные в перерасходе?               

2.13

Произведено ли деление материалов на классификационные      группы?                                                   

2.14

Применяется ли система кодирования номенклатуры материалов?

2.15

Применяются ли при отпуске и приемке материалов            измерительные приборы и инструменты?                      

3.1

Прикладываются ли первичные документы к отчетам            материально-ответственных лиц?                            

3.2

Сверяются ли данные этих отчетов с данными первичных       документов?                                               

3.3

Производится ли проверка отчетов на арифметическую         точность?                                                 

3.4

Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета материалов?                                               

3.5

Оговорены ли в учетной политике принципы учета материалов  (используемые счета, методы оценки и др.)?                

3.6

Проводится ли регулярная сверка данных ведомостей (10),    журналов-ордеров (6, 7, 10) с Главной книгой (в случае     если учет не автоматизирован)?                            

4.1

Организовано ли в организации структурное подразделение для осуществления внутреннего контроля (отдел внутреннего      контроля, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита  и т.д.)?                                                   

4.2

Существует ли утвержденное положение об отделе внутреннего контроля?                                                 

4.3

Имеется ли утвержденная программа, график проведения       проверок?                                                  

4.4

Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие  результаты проведенных проверок?                          

4.5

Регулярно ли проводятся проверки и соответствует ли их     периодичность утвержденным нормативным положениям по       организации?                                              

4.6

Соответствует ли уровень компетентности контролеров        объемам и сложности стоящих перед системой внутреннего     контроля задач?                                            

4.7

Существует ли распределение обязанностей между             контролерами?                                             

4.8

Оперативно ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по   результатам деятельности органов внутреннего контроля?    


В ходе тестирования аудитор проставляет напротив каждого вопроса соответствующий ответ (Да, Нет, Нет ответа), при необходимости сопровождая каждый ответ краткими комментариями.

Источниками информации служат:

- учетная политика организации;

- приказы о назначении состава инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации;

- должностные инструкции;

- договоры о материальной ответственности;

- первичные документы, журналы регистрации;

- результаты осмотра складских помещений;

-         результаты опроса сотрудников организации.

анализ методики учета товаров.

В рамках процедуры анализа методики учета товаров задача аудиторов состоит в том, чтобы на основании первичных документов по учету готовой продукции (сдаточных накладных, приходных ордеров, накладных, актов приемки готовой продукции, карточек складского учета), первичных документов на отгрузку готовой продукции, первичных документов складского учета, сводных регистров синтетического учета, регистров аналитического учета ответить на приведенные ниже вопросы.

При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур.


N п/п

Вопрос                         

1

Нет ли расхождений в расчетных, сопроводительных          документах и фактически поступивших товарах?              

2

Оформляется ли акт о приемке, если имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных     документов, а также при неотфактурованных поставках?     

3

Оформляются ли расхождения в сопроводительных документах  и фактически поступивших товарах коммерческими актами и   отражаются ли на счете 76, субсчет "Расчеты по            претензиям"?                                             

4

Имеет ли место поступление товаров, минуя склад?         

5

Оформляются ли приходные и расходные документы на складе?

6

Есть ли в организации приказ с перечнем товаров,          передаваемых покупателям, минуя склад?                   

7

Входят ли в перечень товары, поступившие транзитом?      

8

Имеется ли список лиц, которым разрешено приобретать      товары за наличный расчет?                               

9

Регулярно ли проводится инвентаризация товаров?          

10

Являются ли достоверными данные о количестве и качестве   товаров?                                                  

11

Правильно ли оформлены первичные документы по учету       товаров?                                                 

12

Полно ли оформлены хозяйственные операции по движению     товаров в учете?                                          

13

Правильно ли определены суммы, уплаченные поставщику?    

14

Правильно ли рассчитаны и отражены суммы невозмещаемых    налогов?                                                 

15

Применяются ли организацией неденежные формы расчета за   поступившие товары?                                      

16

Имеются ли случаи безвозмездного поступления материалов   (полученных по договору дарения или безвозмездно);        поступления материалов, внесенных в качестве вклада       в уставный (складочный) капитал?                         

17

Имеются ли на балансе организации товары, стоимость       которых на момент приобретения была выражена в иностранной валюте?                                                  

18

Используется способ отражения товаров в учете:            - по фактической себестоимости;                           - по отпускным ценам (с использованием счета 42)?        

19

Существует ли реестр розничных цен в организациях         розничной торговли при учете товаров по продажным ценам? 

20

Правильно ли рассчитана торговая наценка?                

21

Какой из методов списания товаров при реализации          используется:                                             - ЛИФО;                                                   - ФИФО;                                                   - метод скользящей средней;                               - метод средней за период;                                - по стоимости каждой единицы?                           

22

Правильно ли списана торговая наценка, относящаяся        к реализованным товарам?                                  

23

Соответствуют ли цены на товары условиям заключенных      договоров?                                               

24

Имеются ли в наличии и оформлены ли должным образом все   расчетные документы?                                      

При анализе методики учета готовой продукции источниками информации служат:

- первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета);

- первичные документы на отгрузку готовой продукции;

- первичные документы складского учета;

- сводные регистры синтетического учета;

- регистры аналитического учета.

На основании регистров бухгалтерского учета и заключенных договоров организации аудиторы выявляют виды хозяйственных операций с товарно-материальными ценностями, подлежащие обязательной проверке. Это могут быть операции, наиболее существенные по объему; операции, не связанные с основной деятельностью организации; операции, по которым предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета.

Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу:

Проверка правильности проведения инвентаризации МПЗ и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

В ходе этой процедуры аудиторы проверяют правильность оформления следующих документов:

- приказов о порядке и сроках проведения инвентаризации;

- приказов о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;

- инвентаризационных описей, актов инвентаризации, сличительных ведомостей;

- протоколов заседания инвентаризационной комиссии;

- решений руководства по утверждению результатов инвентаризации;

- бухгалтерских регистров аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации;

- контрольных подсчетов аудитора.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.

В целях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры "пересчет вперед" или "пересчет назад", заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.

Наблюдая за проведением инвентаризации, аудитор должен убедиться в том, что:

- в организации установлены порядок и сроки проведения инвентаризации, утвержден состав инвентаризационной комиссии;

- организация процесса инвентаризации позволяет обеспечить достоверность подсчета количества МПЗ;

- материальные ценности, принятые организацией на ответственное хранение (товары, принятые на комиссию, материалы, принятые в переработку, готовая продукция или товары, приобретенные покупателями, но не отгруженные им, и т.п.), вносятся в отдельные инвентаризационные описи[2].

В случае если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.

При инвентаризации аудитор может выбрать для проверки отдельные статьи МПЗ, самостоятельно провести контрольный подсчет и убедиться в том, что данные подсчета правильно отражены в инвентаризационных описях. Далее необходимо сверить данные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете и отчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать по регистрам бухгалтерского учета определенное количество статей материальных ценностей и при инвентаризации путем подсчета удостовериться в том, что они действительно существуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую форму инвентаризационной ведомости N ИНВ-3.

В ходе проведения инвентаризации следует обращать внимание на физическое состояние МПЗ организации: испорченные, утратившие свои потребительные свойства материальные ценности должны отражаться в отчетности с учетом резерва под снижение их стоимости или списываться с баланса организации в связи с невозможностью их использования.

Путем анализа договоров, спецификаций, накладных поставщиков, актов оприходования материалов, созданных самой организацией, аудиторы должны убедиться, что организация имеет право собственности на проверяемые материалы и все условия договоров, обусловливающих переход права собственности, соблюдены. По материальным запасам, созданным в процессе деятельности организации, необходимо убедиться, что их происхождение подтверждено документально.

При анализе договоров с поставщиками необходимо обратить внимание на правильность определения момента перехода права собственности исходя из условий договоров. В случае если организация осуществляет реализацию МПЗ, необходимо также проанализировать условия договоров с покупателями, особое внимание уделить договорам комиссии, агентским договорам и другим, предусматривающим участие посредников между организацией и конечным покупателем.

На основании регистров синтетического учета выявляются периоды осуществления хозяйственных операций с товарно-материальными ценностями, подлежащие обязательной проверке.

Производится проверка наличия первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.), регистров аналитического учета.

Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.).

На основании первичных документов на списание материалов (требования, накладные, лимитно-заборные карты, акты на списание и т.д.), отраслевых нормативов, установленных лимитов, технологических норм расхода материалов и регистров аналитического и синтетического учета проверяется правильность расчетов бухгалтера при определении размера отклонений от установленных нормативов расходования материалов стоимости материалов, подлежащих списанию[3].

На основании актов инвентаризаций, актов о потерях и недостачах, утвержденных норм естественной убыли, регистров аналитического и синтетического учета проверяется правильность расчетов бухгалтера при определении размера отклонений от установленных нормативов расходования материалов стоимости материалов, подлежащих списанию.

По документам, попавшим в выборку (первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.) и регистры аналитического учета), отслеживается полнота отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.).

Сопоставляются данные (количество МПЗ) отгрузочных документов на МПЗ с данными документов, подтверждающих фактический вывоз МПЗ из организации. Источниками информации служат отгрузочные документы на реализуемые МПЗ, журнал прибывающих и отправляемых грузов, журнал учета пропусков.

Проводимая процедура позволяет получить дополнительные доказательства полноты отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. В случае если выявлены существенные расхождения, необходимо увеличение объема проверки[4].

Сопоставляется номенклатура и количество выпущенной готовой продукции по данным производственных документов и данным бухгалтерского учета по оприходованию готовой продукции.

Источниками информации являются:

- журналы ОТК, цеховые отчеты;

- первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета).

Источниками информации при проведении процедуры проверки правильности списания отклонений в стоимости МПЗ служат первичные документы на списание материалов (требования, накладные, лимитно-заборные карты, акты на списание и т.д.) и регистры аналитического и синтетического учета.

Задача аудитора состоит в проверке правильности расчетов бухгалтера при определении доли отклонений в стоимости материалов, подлежащих списанию, а также в других случаях использования учетных цен (например, при учете тары).

В ходе проверки правильности формирования стоимости МПЗ при их приобретении сопоставляются документы поставщиков, на основании которых производится оприходование материалов, с данными бухгалтерского учета, сверяются данные аналитического учета затрат на изготовление и приобретение тары с данными аналитического учета по счетам 10, субсчет "Тара и тарные материалы" и 41, субсчет "Тара под товаром и порожняя".

Источниками информации являются:

- договоры поставки, спецификации, накладные, счета-фактуры поставщиков;

- акты приемки МПЗ;

- договоры на оказание информационных и консультационных, транспортных и складских услуг, договоры страхования, договоры займа, кредитные договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ;

- договоры на доработку материалов, осуществляемую сторонними организациями, аналитические данные о себестоимости выполнения работ вспомогательными службами организации, акты сдачи-приемки выполненных работ;

- таможенные декларации;

- платежные документы;

- накладные на отпуск, акты списания материалов;

-         регистры аналитического и синтетического учета, книга покупок.

проверка правильности определения стоимости МПЗ, созданных в процессе деятельности организации.

При выполнении процедуры проверки правильности определения стоимости МПЗ, созданных в процессе деятельности организации необходимо использовать следующие источники информации:

- аналитические данные о себестоимости производства;

- акты оприходования отходов производства и материалов, полученных в ходе ликвидации основных средств;

- информация о рыночной стоимости материалов;

- аналитическая информация о себестоимости готовой продукции;

- первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета);

- регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.);

- сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.);

- регистры аналитического и синтетического учета.

В ходе процедуры сопоставляются данные представленных документов с данными бухгалтерского учета.

В ходе процедуры проверки правильности отражения операций с материалами в бухгалтерском учете по данным регистров синтетического учета проверяется правильность отражения операций с МПЗ на счетах бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочих документах по каждому из проверяемых видов МПЗ[5].

         По результатам проведенных процедур при проверке составляются рабочие и отчетные документы аудитора.





2. Аудиторская проверка Федерального государственного унитарного предприятия

Аудиторский отчет

п/п

Наименование задачи

п/п

Наименование подзадачи

Решение подзадачи

1

2

3

4

5

1.

Аудит учредительных документов предприятия



 На проверку представлен Устав Предприятия, контракт с руководителем, документы по аттестации руководителя.

а) На момент проверки учредительные документы  Предприятия оформлены в соответствии с действующим законодательством. Изменения в учредительные документы в проверяемом периоде не производились.

б) С руководителем заключен контракт в соответствии с распоряжением от 9 июня 2000 г. № 50-р Министерства Имущественных отношений Российской Федерации. Содержание контракта соответствует действующему законодательству.

в)     Аттестация руководителя  проводилась.

г) Размер уставного капитала, указанного в учредительных документах, и отраженного на счетах бухгалтерского учета совпадает.

2.

Аудит произ-водственных запасов  (10, 11, 14, 15, 16 и др.)



На проверку представлены документы:

- приходные документы по счету 10 «Материалы»; - расходные документы по счету 10 «Материалы»;

- акты на списание материалов;

- оборотные ведомости по счету 10 «Материалы»;

- документы по инвентаризации материалов. По результатам проверки установлено следующее:

а) Инвентаризация материально-производственных запасов производится Предприятием в соответствии с законодательством и принятой учетной политикой  один раз в год. При оформлении и отражении в учете результатов инвентаризации нарушений не установлено.

б) Списание израсходованных материально-производственных запасов на производство

происходит  по утвержденным  нормам,  по

актам на списание материалов.  Согласно представленным актам видно, что на Предприятии имеет место изготовление собственными силами материальных ценностей: стеллажей для склада службы главного инженера, центрального склада, подставок и др. В нарушение  ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», 6/01 «Учет основных средств»  оприходование указанных материальных ценностей в учете Предприятия не отражено, стоимость израсходованных материалов включена в расходы по обычным видам деятельности. Содержание представленных на проверку актов на списание материалов не указывает на характер работ, при производстве которых израсходованы материалы: ремонт, реконструкция, или новое строительство, сметы на выполнение работ к отдельным актам не приложены, поэтому при отнесение стоимости материалов на текущие расходы Предприятия  или расходы капитального характера следует подтвердить фактический характер выполненных работ.

в) Проведение мероприятий по расчету предельного норматива уровня расхода материально-производственных запасов на 1 рубль объема реализации продукции, а также пофакторный анализ фактических отклонений в учете не производится;

г) Показатели синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов в бухгалтерском учете тождественны;

В нарушении ст. 702-729 ГК РФ списание материалов при выполнении работ из давальческих материалов Предприятия  не производится на основании отчетов подрядчиком об израсходованных материалах. Документальное оформление операций по движению материалов соответствует формам, установленным Постановление Госкомстата России от 30.10.97 № 71а. 

д) Списание материально производственных запасов при выбытии осуществляется в соответствии с учетной политикой Предприятия по сумме фактических затрат. Предприятию следует выбрать одни из перечисленных способов: по ЛИФО, по ФИФО, по средней себестоимости, по себестоимости каждой единицы, в соответствии с ПБУ 5/01.

е) В соответствие с приказом по учетной политике Предприятия учет материалов на счете 10 «Материалы», товаров на счете 41«Товары»  ведется по фактической себестоимости, счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение стоимости материальных ценностей» не используются. Нарушений  при формировании фактической себестоимости материально-производственных запасов  не установлено.









3. Анализ финансовой отчетности и оценка финансового состояния Федерального унитарного предприятия


При беглом чтении баланса и отчета о прибылях и убытках мы видим, что:

§       В целом имущество предприятия увеличилось.

§       В активе баланса наибольший рост наблюдается по строке 260 «Денежные средства», за счет увеличения сальдо по счету 51 «Расчетный счет».

§       В балансе имеется «больная» статья – непокрытый убыток прошлых лет.

§       Долгосрочных обязательств Предприятие не имеет.

§       В составе актива баланса Предприятия довольно большой вес занимает долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность, данный факт может указывать на необходимость управления дебиторской задолженностью.

§       Предприятие имеет прибыль за отчетный период.

Далее произведем расчет различных показателей, характеризующих финансовое положение и финансовую устойчивость Предприятия. Для примера расчета приняты данные на конец отчетного периода.

Показатели оценки платежеспособности и ликвидности

Показатель

Значение

Комментарии

Коэффициент текущей платежеспособности

0,7

Находится за нижней границей (от 1 до 2), но в тоже время удовлетворяет требованию – не менее 2

Коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности

0,7

У нас получилось значение нормальное для России – 0,7-0,8[6]

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,04

Ниже нормы

Чистый оборотный капитал

-1549484

Это означает, что чистого оборотного капитала в организации нет

Коэффициент соотношения запасов и краткосрочной задолженности

0

За приделами нормы

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

0,7


Это означает, что кредиторская задолженность на предприятии растет быстрее, чем дебиторская

Показатели финансовой устойчивости

Показатель

Значение

Комментарии

Коэффициент автономии

-0,3

Таким образом активы баланса предприятия сформированы полностью не за счет собственных средств

Коэффициент заемного капитала

1,3

Это значит что в составе актива баланса более 100% заемного капитала

Мультипликатор собственного капитала

-5,6

Это значит, что собственный капитал не имеет тенденции к росту и его вложения не приводят к увеличению баланса предприятия

Коэффициент финансовой зависимости

-3,7

Предприятие финансово зависимо

коэффициент обеспеченности собственными средствами

-1,8

Предприятие не обеспечено собственными средствами


Показатели деловой активности

Показатель

Значение

Комментарии

Оборачиваемость активов (раз)

0,1

Очень низкая скорость оборачиваемости запасов

Оборачиваемость запасов (раз)

32

Высокая скорость оборачиваемости запасов, это свидетельствует об эффективном использовании запасов

Фондоотдача

0,5

Это может свидетельствовать о неэффективном использовании основных средств


Показатели рентабельности

Показатель

Значение

Комментарии

Рентабельность активов (коэффициент экономической рентабельности)

0,04

Низкая рентабельность активов

Рентабельность собственного капитала (коэффициент финансовой рентабельности)

-0,13

Неэффективное использование собственного капитала

Рентабельность реализации (коэффициент коммерческой рентабельности)

0,33

Высокая рентабельность реализации

Рентабельность текущих затрат

0,5


В целом можно сделать вывод о том, что предприятие работает неэффективно. Предприятие финансово неустойчиво, т.к. использует в своей деятельности только заемный капитал. Данная ситуация сложилась из-за того, что имеется непокрытый убыток прошлых лет. В целом организация не эффективно использует запасы, основные средства, собственный капитал. Предприятие неплатежеспособно и развитие такой неблагоприятной тенденции в дальнейшем может привести к банкротству Предприятия.

Управленческому персоналу Предприятия следует обратить внимание на методы управления дебиторской задолженности, следует принять меря к снижению кредиторской задолженности, возможно ввести новые приемы обработки материалов или использования рекламы для привлечения клиентов, для минимизации расходов и увеличения прибыли.











Заключение


Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

В данной работе мы научились проводить аудит материально-производственных запасов и учредительных документов организаций, составили отчет аудитора, провели анализ бухгалтерской отчетности Предприятия и его финансового положения. По данным расчетов сделаны выводы.
















Список литературы


1.               Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб., «Издательский дом Герда», 2002, 288 с.

2.               Гражданский кодекс РФ

3.               Иноземцева М.М. Аудит материально-производственных запасов. На что обратить внимание?/»Бухгалтерская отчетность организации, №3, 2004.

4.               Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности утверждены Минфином 23.04.2004.

5.               Налоговый кодекс РФ

6.               Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита/Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002.

7.               Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

8.               Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

9.               Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

10.          Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.


[1] Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита/Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002.

[2] Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности утверждены Минфином 23.04.2004.

[3] Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности утверждены Минфином 23.04.2004.

[4] Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности утверждены Минфином 23.04.2004.

[5] Иноземцева М.М. Аудит материально-производственных запасов. На что обратить внимание?/»Бухгалтерская отчетность организации, №3, 2004.

[6] Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб., «Издательский дом Герда», 2002, с. 48.