Содержание

Задание 1. 3

1.  Коммерческая деятельность  в условиях рыночной экономики (характерные черты и принципы) 3

2.  Понятие и сущность коммерческой тайны.. 5

3.  Понятие риска и его разновидности. 11

4.  Этикет  предпринимателя-коммерсанта. 20

Задание 2. 22

Определение организационно- правовой формы предприятия. 22

Задание 3. 23

Характеристика субъектов коммерческой деятельности. 23

1.  Характеристика ЗАО «Техстройсервис» и его место на потребительском рынке. 23

2.  Ассортиментная политика организации и описание товара. 25

3.  Качество торговли и культура обслуживания. 26

4. Применение методов стимулирования продаж.. 28

5. Конкуренция в деятельности ЗАО «Техстройсервис». 30

Задание 4. 33

Конъюнктурный обзор. 33

1. Общая оценка конъюнктуры торговли строительными материалами в городе Новосибирске. 33

2. Характеристика торговли  товаром на примере ЗАО «Техстройсервис». 34

3. Оценка состояния конъюнктуры торговли и разработка прогноза на будущее  37

Литература. 38





Задание 1

1.     Коммерческая деятельность  в условиях рыночной экономики (характерные черты и принципы)

Коммерческая деятельность  является одной  из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения  руда. Она заключается в выполнении обширного комплекса  взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли- продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли[1, с. 25].

В процессе коммерческой деятельности торговые организации  и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно- информационной деятельностью. Кроме того,  проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны меду собой и выполняются в определенной последовательности.

Рыночные условия хозяйствования способствовали появлению нового типа коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор инициативе и самостоятельности торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя осуществлять коммерческую работу.

Выделим основные характерные принципы коммерческой деятельности в рыночной экономике[2, с. 56]:

1)      честность становится  первой чертой коммерческой деятельности. Она предполагает  держать свое слово во всех коммерческих операциях, выполнять свои обязательства, знать свой долг перед конкурентами, рабочими  и государством. Требование честности в коммерческой деятельности выступает из его природы;

2)      ответственность: один участник процесса коммерческой деятельности полагается на совесть своего партнера;

3)      общественное служение государству  возникло именно в России.

характерные черты коммерческой деятельности в рыночной экономике:

1)    убежденность участников коммерческой деятельности  в полезности своего дела не только для себя, но и  для других членов обществ;

2)    честность в отношениях с партнерами и ответственность за принятые решения;

3)    понимание того обстоятельства, что окружающие партнеры  хотят и умеют заниматься коммерческой деятельностью;

4)     глубокая вера в удачность коммерческой деятельности, оценка ее как привлекательной области;

5)    признание конкуренции как  основного условия процветания коммерческой деятельности на рынке и в тоже время понимание  необходимости сотрудничества;

6)     коммерческая деятельность признает уважение себя и других участников коммерческой деятельности как личностей;

7)    уважение любой собственности;

8)    уважение государственной власти, общественных движений, социального порядка и закона;

9)     все участники коммерческой деятельности проявляют доверие к себе и  к другим;

10)                       уважение профессионализма и компетентности в процессе коммерческой деятельности;

11)                       обязательным элементом вступает  развитие образования, науки и техники

12)                      нововведения.




2.     Понятие и сущность коммерческой тайны

В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поскольку всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.

Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции к которой относятся различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т.п. Не последнее место в этом ряду занимает промышленный шпионаж[3, с. 149].

Сегодня стало почти массовым явлением беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности: сотрудники предприятий, являясь одновременно членами кооператива, малых предприятий или совместных предприятий, используют методики, программы и технологии, разработанные на отечественных предприятиях и являющиеся их интеллектуальным капиталом. Западные партнеры стремятся незаконным путем получить закрытую информацию, представляющую для них экономический интерес. Поэтому обеспечение экономической безопасности предприятия, фирмы и любой другой формы хозяйствования в условиях рыночной экономики требует защиты коммерческой тайны.

Коммерческую тайну составляет информация, которая[5, с. 202]:

  • имеет самостоятельную экономическую стоимость благодаря тому, что не является общеизвестной и доступной людям, которые могут использовать ее в коммерческих целях;
  • является объектом разумных усилий по защите;

Разумеется, если что-то названо коммерческой тайной, то это действительно должно ею быть, что бывает непросто доказать юридически. Поэтому закон рекомендует:

  • указать ценность информации(какие средства затрачены на получение информации и во что обойдется Вам ее несанкционированное обнародование);
  • назвать, какие меры защиты данного секрета были предприняты.

Коммерческой тайной, в отличие от производственной, являются сведения, которые касаются торговых отношений фирм: организация и размер оборота, состояние рынков сбыта, сведения о поставщиках и потребителях, сведения о банковских операциях[7, с. 259].

Понятие “коммерческая тайна” совсем недавно появилась в нашем законодательстве, а если быть точным, то это произошло 12 июня 1990 года, когда был принят Закон “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Согласно ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 21 октября 1994 года, “информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности”.

Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. У нас это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не вправе отнести к ней сведения, подпадающие под категорию государственной тайны, так как они имеют свой, специальный режим охраны. Кроме того, в силу прямого указания закона (Закон “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, ст. 33, п. 2) руководитель фирмы не может отнести к коммерческой тайне сведения о видах деятельности фирмы, поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязненности окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.

Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей стране еще не разработана, поэтому, опираясь на опыт зарубежных стран, ограничимся лишь некоторыми рекомендациями.

При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности фирмы. Причем, объявляя ту или иную информацию коммерческой тайной, важно соблюсти “золотую середину”. Чрезмерное засекречивание деятельности фирмы может обернутся потерей прибылей, так как условия рынка требуют широкой рекламы производимой продукции и услуг. Те же результаты может вызвать пренебрежительное отношение к коммерческой тайне, так как рынок это всегда конкуренция. Американские предприниматели считают, что утрата 20 % информации приводит к разорению фирмы в течение месяца в 60 случаях из 100

Информация типа “ноу- хау” ,безусловно, должна быть отнесена к разряду коммерческой тайны. Ее надо охранять и от собственного персонала, ибо всегда существует опасность, что тот или иной сотрудник уволится и устроится на работу в конкурирующую фирму. Сведения же, которыми он владеет, не могут быть у него изъяты[1, с. 111].

За рубежом существует практика подписания с сотрудником соглашения, по которому ему после увольнения запрещается работать в конкурирующей фирме. Правда, такого рода соглашения действуют лишь в течение определенного срока после расторжения договора о найме. Кроме того, во время действия подобного ограничения этому лицу должно выплачиваться вознаграждение. В нашей практике такие соглашения пока неизвестны.

Информация о рационализаторском предложении, изобретении и т. п., находящиеся н стадии разработки, несомненно, относится к коммерческой тайне. Рационализаторское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства может оставаться коммерческой тайной, поскольку представляет собой техническое решение задачи, новое для данной фирмы. Изобретение после выдачи на него патента имеет специальную правовую охрану и поэтому не нуждается в защите как коммерческая тайна. Другое дело, если по соглашению с автором изобретения фирма примет не подавать заявку в Госпатент Российской Федерации. Тогда охрана информации полностью возлагается на фирму. Следует подчеркнуть, что решение не подавать заявку на изобретение на патентоспособное техническое решение возможно только по договоренности с автором, так как по существующему правилу, если работодатель в течение трех месяцев с момента уведомления его автором о сделанном изобретении не подаст заявку на него, автор вправе сам подать заявку и получить патент. До недавнего времени 90 % авторских свидетельств получали гриф “для служебного пользования”. Вместо авторских свидетельств теперь выдают патент. Основным принципом патента является его обязательная открытость, что способствует ускорению научно- технического прогресса. Патент- тот же товар изобретателя, но государство продолжает засекречивать патенты, т.е. нарушает права изобретателей. Государство же должно не отбирать у человека право на его интеллектуальную собственность, а выкупать его, причем по рыночной стоимости.

Особое внимание следует уделить охране договоров, заключаемым предприятием. Большая их часть, безусловно, относится к коммерческой тайне. Причем в определенных случаях охране подлежит не только текст договора, но и сам факт его заключения.

Разрабатывая меры по защите коммерческой тайны фирмы, необходимо экономически обосновать целесообразность засекречивания той или иной информации. В первую очередь выделяется информация, утечка которой может привести вашу фирму к банкротству. Это строго конфиденциальная информация. В мире бизнеса, это как правило, “ноу-хау”. К конфиденциальной информации относятся сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, сроках и сумме кредитования. Огласка этих сведений, конечно же, не приведет к краху, но лишит фирму на какое-то время устойчивой прибыли. Также не подлежит огласке информация, раскрытие которой может привести к неблагоприятным последствиям. К ней относятся: номера домашних телефонов, адреса руководителей и сотрудников фирмы, текущие планы работы, информация о конфликтных ситуациях и т.п. Остальные сведения относятся к открытым, то есть доступным всем. Но следует иметь в виду, что неправильно поданная информация может помочь аналитикам из конкурирующей фирмы обнаружить ваши уязвимые места. Руководитель фирмы должен установить строгий порядок хранения первых экземпляров договоров и работы с ними. Их следует хранить в определенном месте у ответственного лица и выдавать только под расписку с письменного разрешения руководителя фирмы.

Система обеспечения безопасности фирмы включает в себя следующие организационные мероприятия:

  • контроль помещений и оборудования (обеспечение безопасности производственных и конторских помещений, охрана фото- и иного копировального оборудования, контроль за посетителями);
  • работа с персоналом ( беседы при приеме на работу, ознакомление вновь принятых с правилами защиты информации, обучению сохранению коммерческой тайны, работа с сотрудниками, подозреваемыми в хищении секретной информации, беседы с увольняющимися);
  • организация работы с конфиденциальными с конфиденциальными документами (установление порядка делопроизводства, контроль за прохождением секретных документов, контроль за публикациями, рассекречивание и уничтожение конфиденциальных документов, охрана секретов других фирм);
  • работа с конфиденциальной информацией, накопленной в компьютерах фирмы (создание систем защиты электронной информации от несанкционированного к ней доступа, обеспечение контроля за пользованием ЭВМ);
  • защита коммерческих тайн фирмы в процессе заключения контрактов (здесь важно четко определить круг лиц, имеющих отношение к этой работе).

Существуют различные способы ведения секретного делопроизводства, которые направлены на предотвращение утечки содержащихся в документах коммерческих секретов. Как уже было указано выше, документы, да к тому же различных по степени значимости.

При работе с документами нельзя отлучаться из комнаты, а если приходится выходить, то необходимо закрыть дверь. Посторонних к документам допускать не следует. Документы, которые правомерно могут потребовать сотрудники налоговой инспекции или правоохранительных служб, следует держать отдельно от остальных конфиденциальных бумаг.

По окончании работы наиболее важные документы убираются в сейф, менее важные- в специальные контейнеры. Те и другие следует опечатывать и сдать на хранение сотрудникам службы безопасности фирмы.

При пересылке документов следует иметь в виду, что использование телемониторов-игл позволяет через непроклееные уголки конвертов прочитать содержимое делового письма, не вскрывая его. Поэтому конверты с документами целесообразно дополнительно проклеить скотчем.

Доверяя свои бумаг почте необходимо отправлять их заказными письмами и письмами с уведомлением о вручении адресату.

Перемещения документов внутри фирмы также следует держать под контролем.

Организация защиты документов - обязанность руководителей фирмы и ее службы безопасности. Следует быть уверенным, что с момента появления до уничтожения документ к посторонним не попадал. Если документ утерян (украден), специалисты из службы безопасности должны провести расследование .

Таким образом, обобщая все сказанное, следует заметить, что при нынешней непростой ситуации в России при становлении рыночной экономики проблема защиты коммерческой информации будет вставать все острее и острее. Это для нашей страны, имеющей огромный интеллектуальный потенциал, “светлые головы”, особенно актуально. Взять хотя бы ограбление через интернет Сити-банка петербургским хакером . И этих примеров очень много, а дальше будет еще больше. В современных условиях охрана коммерческой тайны - наипервейшая задача для предпринимателей.

3.     Понятие риска и его разновидности

Существует большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и  природы риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в существующем законодательстве. Рассмотрим два понятия, которые дополняют друг друга и охватывают общее содержание риска.

Первое определение заключается в том, что риск определяют как вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности [6]. Следовательно, риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события, возможности неудачи, возможности опасности.

Второе определение риска сопряжено с понятием "ситуация риска".

Ситуацией, вообще, называется сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности. Обстановка может способствовать или препятствовать осуществлению данного действия.

При ситуации риска существует возможность количественно и качественно определять степень вероятности того или иного варианта и ей сопутствуют три условия:

-                     наличие неопределенности;

-                     необходимость выбора альтернативы (включая отказ от выбора);

-                     возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив.

Ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности. При ситуации неопределенности вероятность наступления результатов решений или событий в принципе неустанавливаема. Следовательно, ситуация риска является разновидностью ситуации неопределенности, т.к. в ней наступление событий вероятно и может быть определено.

По своей природе риск делят на три вида [7, с. 222]:

1. Когда в распоряжении субъекта, делающего выбор из нескольких альтернатив, есть объективные вероятности получения предполагаемого результата. Это вероятности, независящие непосредственно от данной фирмы: уровень инфляции, конкуренция, статистические исследования и т.д.

2. Когда вероятности наступления ожидаемого результата могут быть получены только на основе субъективных оценок, т.е. субъект имеет дело с субъективными вероятностями. Субъектные вероятности непосредственно характеризуют данную фирму: производственный потенциал, уровень предметной и технологической специализации, организация труда и т.д.

3. Когда субъект в процессе выбора и реализации альтернативы располагает как объективными, так и субъективными вероятностями.

Благодаря этим видоизменениям риска субъект делает выбор и стремиться реализовать его. В результате этого риск существует как на стадии выбора решения, так и на стадии его реализации.

Исходя из этих условий второе определение риска следующее. Риск - это действие (деяние, поступок), выполняемое в условиях выбора (в ситуации выбора в надежде на счастливый исход), когда в случае неудачи существует возможность (степень опасности) оказаться в худшем положении, чем до выбора (чем в случае несовершения этого действия).

Более полно риск определяют как деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Из последнего определения можно выделить основные элементы, которые будут составлять сущность понятия "риск".

1. Возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива (отклонения как отрицательного, так и положительного свойства).

2. Вероятность достижения желаемого результата.

3. Отсутствие уверенности в достижении поставленной цели.

4. Возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

Принятие проекта связанного с риском предполагает выявление и сопоставление возможных потерь и доходов. Если риск не подкреплен расчетами, то он преимущественно кончается неудачей и сопровождается определенными потерями. Чтобы сладить негативные явления, связанные с риском, необходимо выявить: основные черты и источники его возникновения, наиболее важные его виды, допустимый уровень риска, методы измерения риска, методы снижения риска.

Основными чертами риска являются: противоречивость, альтернативность и неопределенность [9, с. 113].

Такая черта как противоречивость в риске приводит к столкновению объективно существующих рискованных действий с их субъективной оценкой. Так как наряду с инициативами, новаторскими идеями, внедрением новых перспективных видов деятельности, ускоряющими технический прогресс и влияющими на общественное мнение и духовную атмосферу общества, идут консерватизм, догматизм, субъективизм и т.д.

Альтернативность предполагает необходимость выбора из двух или нескольких возможных вариантов решений, направлений, действий. Если возможность выбора отсутствует, то не возникает рискованной ситуации, а, следовательно, и риска.

Неопределенностью называется неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения). Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. Предпринимательская деятельность осуществляется  под влиянием неопределенности внешней среды (экономической, политической, социальной и т.д.), множества переменных, контрагентов, лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Исходя из этого, выделим основные причины неопределенности (риска).

По источнику возникновения риск квалифицируется как хозяйственная деятельность, связанная с личностью человека и обусловленная природными факторами.

По причине возникновения риск выступает как следствие, он вызван неопределенностью будущего.

В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно поделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся следующие риски: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результа­нта. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

В зависимости от основной причины возникновения рис­ков (базисный или природный риск) они делятся на следую­щие    категории:    природно-естественные    риски, экологические, политические, транспортные, коммерческие риски.

К природно-естественньм рискам относятся риски, свя­занные с проявлением стихийных сил природы: землетрясе­ние, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т.п.

Экологические риски - это риски, связанные с загрязне­нием окружающей среды.

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства.

К политическим рискам относятся:

·        невозможность осуществления хозяйственной деятель­ности вследствие военных действий, революции, обостре­ния внутриполитической ситуации в стране, национа­лизации, конфискации товаров и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.п.;

·        введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных об­стоятельств (забастовка, война и т.д.);

·        неблагоприятное изменение налогового законодатель­ства;

·        запрет или ограничение конверсии национальной валю­ты в валюту платежа. В этом случае обязательство перед экспортерами может быть выполнено в национальной ва­люте, имеющей ограниченную сферу применения.

Транспортные риски - это риски, связанные с перевозка­ми грузов транспортом: автомобильным, морским, реч­ным, железнодорожным, самолетами и т.д.

    Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной  коммерческой сделки.

   По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, финансо­вые.

Имущественные риски - это риски, связанные с вероят­ностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.

Производственные риски - риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различ­ных факторов и прежде всего с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.

Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т.п.

Финансовые риски связаны с вероятностью потерь фи­нансовых ресурсов (т.е. денежных средств).

Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью де­нег, относятся следующие разновидности рисков: инфляци­онные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.

Инфляция означает обесценение денег и, естественно, рост цен. Дефляция -это процесс, обратный инфляции, вы­ражается в снижении цен и соответственно в увеличении покупательной способности денег.

Инфляционный риск - это риск того, что при росте инф­ляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точ­ки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реаль­ные потери.

Дефляционный риск - это риск того, что при росте де­фляции происходят падение уровня цен, ухудшение эконо­мических условий предпринимательства и снижение доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валют­ных потерь, связанных с изменением курса одной иностран­ной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных опе­раций.

Риски ликвидности - это риски, связанные с возможно­стью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребитель­ной стоимости.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвен­ного (побочного) финансового ущерба (неполученная при­быль) в результате неосуществления какого-либо меро­приятия (например, страхование, хеджирование, инвести­рование и т.п.).

Риск снижения доходности может возникнуть в резуль­тате уменьшения размера процентов и дивидендов по порт­фельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют собой приобре­тение ценных бумаг и других активов. Термин "портфель­ный" происходит от итальянского "portofoglio", означает совокупность ценных бумаг, которые имеются у инвестора.

Риск снижения доходности включает следующие раз­новидности: процентные риски и кредитные риски.

К процентным рискам относится опасность потерь ком­мерческими банками, кредитными учреждениями, инвести­ционными институтами, селинговыми  компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачивае­мых ими по привлеченным средствам, над ставками по пре­доставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ста­вок на рынке по облигациям, сертификатам и другим цен­ным бумагам.

Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента мо­жет начаться также массовый сброс ценных бумаг, эмити­рованных под более низкие фиксированные проценты и но условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эми­тентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший сред­ства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении сред­нерыночного процента в сравнении с фиксированным уров­нем.

Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обра­щение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении сред­нерыночного процента в сравнении с фиксированным уров­нем.

Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение и для краткосрочных ценных бумаг.

Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком ос­новного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бу­маги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.

Кредитный риск может быть также разновидностью ри­сков прямых финансовых потерь.

Риски прямых финансовых потерь включают следую­щие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа ко­миссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.

Селективные риски (лат. selectio - выбор, от­бор) - это риск неправильного выбора видов вложения ка­питала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формирова­нии инвестиционного портфеля.

Риск банкротства представляет собой опас­ность в результате неправильного выбора вложения капи­тала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

По другой классификации риски можно разделить на следующие виды [25]:

1.                Деловые риски: риски, связанные с возможностью ухудшения общего финансового состояния компании, снижением стоимости ее капитала (акций, облигаций);

2.                Организационные риски, вызванные ошибками менеджмента компании (в том числе и при принятии решений), ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ и пр., то есть риски, связанные с внутренней организацией работы компании;

3.                Рыночные риски — это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры: риск финансовых потерь из-за изменения цены товара, трансляционный валютный риск, риск потери ликвидности и пр.;

4.                Кредитные риски — риск того, что контрагент не выполнит свои обязательства в срок;

5.                Юридические риски — это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр.;

6.                Технико-производственные риски — риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск); риск возникновения аварий, пожаров, поломок; риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, несоблюдение производственных технологий и процессов, ряд строительных рисков и пр.;

Данная классификация не только четко трактует принадлежность рисков к конкретной группе, позволяя унифицировать оценку риска, но и наиболее полно охватывает множество рисков, что позволяет грамотно подойти к проблеме выявления рискообразующих факторов

4.     Этикет  предпринимателя- коммерсанта

Любой предприниматель должен овладеть навыками корректного поведения, а для этого следовать этикету делового человека. Последний включает:

  • правила представления и знакомства;
  • правила проведения деловых контактов;
  • правила поведения на переговорах;
  • требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
  • требования к речи;
  • культуру служебных документов;
  • значение международного протокола и т.п.

Стиль обращения к коллегам определяется общим стилем отношений в коллективе. Предпочтительнее обращаться к сослуживцам по имени и отчеству (Вы обязаны их знать) либо по фамилии (но тогда обязательно с добавлением слов "господин" или "товарищ"). Не пытайтесь искусственно возвышать "господин" в ущерб "товарищу" - это будет свидетельствовать о культурной неразвитости произносящего. Не злоупотребляйте обращением только по имени, да еще в сокращенном варианте - на американский манер, это будет свидетельствовать лишь о легковесном подражательстве. В нашей стране испокон веков принято уважительно называть людей по имени и отчеству, такова наша традиция. Не следуйте примеру бойких тележурналистов, называющих панибратски Президента страны только по имени и фамилии.

         По именам можно обращаться к ближайшим сотрудникам, если они молоды и не возражают против такого обращения.

         В деловой обстановке обращайтесь к подчиненным только на "вы". Обращение на "ты" допустимо лишь тогда, когда оно может быть взаимным, либо обусловлено неформальными отношениями.

         При деловой встрече с незнакомыми людьми представьтесь сами или через посредство человека, устраивающего встречу. Если Вы гость, то представьтесь первым. Помните, что мужчина всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту мужчин и женщин следует представлять более старшим, а не наоборот. Прежде чем кого-либо познакомить, полезно убедиться, что обе стороны желают знакомства.

Излишняя доступность руководителя не способствует созданию нормальной деловой обстановки, ведет к панибратству. Максимально ограничьте число лиц, имеющих право входить в Ваш кабинет без уведомления. Создайте порядок, при котором входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находится (особенно строго нужно соблюдать это правило в часы приема). Желательно, чтобы все лица, которым необходим прямой контакт с Вами, имели четко фиксированное время визита и были уверены в его осуществимости.

         Правила вежливости предписывают руководителю умение выслушивать людей, не перебивая их, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела и других людей. Не следует во время разговора без нужды перебирать бумаги, демонстрируя занятость, поглядывать на часы, допускать приветствия третьих лиц, подписывать документы, разговаривать по телефону и т. п. Если при разговоре все-таки пришлось отвлечься, попросите извинения, после вынужденного перерыва предложите продолжить, показав при этом, что помните, о чем шла речь. Если Ваш собеседник слишком разговорчив, попросите его быть точнее и ближе к сути дела.




Задание 2

Определение организационно- правовой формы предприятия

         Организационно- правовая форма предприятий – это система норм. определяющая отношения меду партнерами по предприятию, а также предприятия с другими предприятиями и физическими лицами.

         Для субъектов коммерческой деятельности характерны следующие организационно - правовые формы:

1.     супермаркет – производственный кооператив

2.     торговый дом – общество с ограниченной ответственностью

3.     мебельный салон -

4.     оптовый универсальный магазин – общество с ограниченной ответственностью

5.     ювелирный магазин- акционерное общество

6.     молочно- консервный комбинат- унитарное предприятие

7.     торговый павильон на вещевом рынке- индивидуальное предприятие

8.     магазин- склад строительных материалов -  общество с ограниченной ответственностью

9.     магазин товаров повседневного спроса- муниципальное унитарное предприятие

10.                       универмаг- общество с ограниченной ответственностью

11.                       табачный киоск- индивидуальное предприятие

12.                       хлебозавод-  полное товарищество








Задание 3

Характеристика субъектов коммерческой деятельности

1.                 Характеристика ЗАО «Техстройсервис» и его место на потребительском рынке

В качестве объекта исследования в данной работе выступает строительная организация Закрытое акционерное общество «Техстройсервис», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).

 Местонахождение общества: г. Новосибирск, Кутателадзе –4 .

Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в строительных товарах.

ЗАО «Техстройсервис» занимает  на сегодняшний день одно из ведущих мест на потребительском рынке товаров строительного назначения. На сегодняшний день  организация активизирует торговую  деятельность, расширяя занимаемую на рынке нишу, о чем свидетельствует резкое увеличение показателей товарооборачиваемости организации в 2003 году. По большинству видов товаров и в целом по всем товарам строительного назначение идет резкое увеличение объемов продаж и доказательство тому- увеличение  объемов товарооборачиваемости в 2003 году. Среди выбранных организацией стратегий поведения на потребительском рынке ведущей является стратегия захвата новых потребительских рынков и расширения доли на уже существующих.

Как прописано в Уставе, ЗАО «Техстройсервис» может заниматься более чем 20 видами деятельности. Основной вид деятельности – розничная реализация строительных материалов через сети розничных магазинов (кирпича, цемента, растворов и др.).

Уставной капитал организации составляет 9000 рублей. Акционерами являются два юридических и восемь физических лиц, каждый из которых располагает 100 акциями номинальной стоимостью 90 рублей каждая.

Финансовое положение ЗАО «Техстройсервис» на сегодняшний день является устойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.

Таблица 1

Основные показатели деятельности ЗАО «Техстройсервис» в 2002- 2003 годах

№ п/п

Наименование показателя

Значение в 2002 году

Значение в 2003 году

Отклонение

1

Объем реализации продукции, руб.

3099631

24759416

+21659785

2

Темп роста производительности труда, %

107

113

+6

3

Общий фонд заработной платы, руб.

989056

1023456

+34400

4

Сумма прибыли, руб.

60771

178578

+117807

5

Рентабельность, %

3,4

1,2

-2,2

6

Платежи в бюджет, руб.

5679

12456

+6777

7

Коэффициент изношенности

0,2

0,145

-0,055

8

Коэффициент пригодности

0,8

0,855

+0,055

9

Фондоотдача, руб.

118,4

500,38

+381,98

10

Рентабельность основных фондов, %

332, 8

498,3

+165,5

11

Коэффициент оборачиваемости

0,88

1.97

+1,09

12

Коэффициент загрузки

1,14

0,51

- 0.63

13

Длительность оборота, дн.

414,77

91,37

-323,4


Высшим органом управления в ЗАО «Техстройсервис» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 56 человек.

В процессе своей деятельности организация налаживает связи с большим количеством поставщиков.  Среди наиболее значимых поставщиков можно выделить Искитимский цементный завод, Краскирпрчзавод и другие.

В процессе своей деятельности организация руководствуется законодательными актами различных государственных уровней, а также собственными учредительными документами и Уставом, а также приказом «Об учетной политике на соответствующий финансовый год».


отдел кадров

 

юридический отдел

 

Генеральный директор

 
Организационная  схема ЗАО «Техстройсервис» изображена на рис.1.


 



                                        

 

коммерческий отдел

 

бухгалтерия

 

сметно-плановый отдел

 
 

производственный отдел

 



Рис. 1. Организационная схема ЗАО «Техстройсервис»

Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции.

2.                 Ассортиментная политика организации и описание товара

Ассортимент предлагаемой продукции организацией достаточно широк. Среди основных категорий предлагаемых товаров, реализуемых организацией выделим:

-         строительные материалы (кирпич, цементный раствор, песок, лакокрасочные материалы, шпатлевки, мастики и др.)

-         строительные приспособления и инструменты

Основным видом реализуемой продукции и является кирпич строительный разных марок и моделей в соответствии с установленными  стандартами ГОСТа. Он имеет форму параллелепипеда стандартных размеров в соответствии с маркой.

Реализуемая предприятием продукция отличается высоким качеством и надежностью использования. Более того, организация получила лицензию на право продажи товаров  строительного назначения. Вся предлагаемая продукция полностью соответствует по показателям и составу выдвигаемые требованиям ГОСТ к строительным материалам.

Предлагаемая предприятием продукция соответствует спросу на строительные материалы на потребительском рынке.

Распределение спроса на строительные материалы, реализуемые  ЗАО «Техстройсервис» по группам товаров представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Распределение спроса на товары ЗАО «Техстройсервис» по ассортиментным группам в 2003 году.

В соответствии с представленным выше распределением спроса организация планирует свои продажи и поставки товаров.

Основными факторами, влияющими на спрос продукции ЗАО «Техстройсервис» являются:

-         сезонность приобретения товаров потребителями,

-         ценовая политика организации,

-         деятельность конкурентов на рынке.

3.                 Качество торговли и культура обслуживания

Розничная реализация товаров организации осуществляется через созданную сеть магазинов на территории города Новосибирска. Все магазины предприятие берет в аренду у Комитета по управлению имуществом города Новосибирска.

         Внешнее оформление магазинов, витрин и наружной рекламы полностью соответствует профилю организации и направленности товаров, подлежащих продаже в магазине.

         Наружная реклама, используемая в магазинах для привлечения покупателей, дает краткую информацию о предлагаемом в магазине ассортименте.

         Во внешних витринах выставлены наиболее часто приобретаемые покупателями образцы товаров.

         В торговом зале на стеллажах на занимаемой торговой площади выставлены предлагаемые к продаже товары с соответствующими ценниками и указанием названия товара, его цены, стандартной маркировки и прочей основной информацией, необходимой покупателю при приобретении товара.

         В магазине есть необходимые каталоги предлагаемых товаров с более подробным описанием  основных характеристика каждого конкретного товара.

        Товары  в торговом зале размещены в соответствии с их назначением: строительные материалы, лакокрасочные материалы, инвентарь, инструменты и так далее, что создает значительные удобства покупателям при осуществлении покупок.

         На выходе расположена касса, где покупатель может оплатить сделанные покупки.

         В  торговых залах работает от 2 до 4 продавцов-  консультантов, способных оказать необходимую помощь покупателю и дать необходимую информацию по предлагаемым товарам. Продавцы- консультанты  отличаются большой вежливостью и внимательностью в обслуживании клиентов.

         В магазинах ЗАО «Техстройсервис» осуществляется и послепродажное обслуживание: бесплатная доставка товаров до дома покупателя.

В ЗАО «Техстройсервис»»  существует комбинированная организация сбыта, которая отражена на рисунке 3. Эта структура построена комбинации региональных и функциональных основ с учетом категорий покупателей.







 
















Рис. 3. Комбинированная организация сбыта в ЗАО «Техстройсервис»

         Таким образом, качество торговли в розничных магазинах ЗАО «Техстройсервис»  и культура обслуживания очень высоки. Об этом же свидетельствуют специально проводимые опросы покупателей и отзывы в книге жалоб и предложений.

4. Применение методов стимулирования продаж

Росту стимулирования сбыта в ЗАО «Техстройсервис» способствует ряд факторов.

Ежегодные расходы ЗАО «Техстройсервис» на стимулирование сбыта продукции составляют 67500 рублей.

Стимулирование сбыта в организации обладает рядом преимуществ. Оно помогает привлекать покупателей и поддерживать приверженность к шоколадной продукции. Например, покупателей привлекают новые образцы товаров. В этом случае ЗАО «Техстройсервис» может поддерживать приверженность к этому образцу товаров при помощи бесплатной раздачи подарков регулярным покупателям или купонов на свою продукцию.

Розничная торговля может поддерживать лояльность к магазину, выдавая торговые марки или магазинные купоны со скидкой  на покупку определенного объема продукции. Таким образом, можно достичь существенного стимулирования продаж.

Некоторые формы стимулирования сбыта обладают ценностью для потребителей    и сохраняются ими. Они выполняют функцию напоминания. Сюда относится, например, раздача организацией календарей, маек, ручек, плакатов с фирменным наименованием ЗАО «Техстройсервис».

При помощи внутренних витрин в розничных магазинах можно увеличить  импульсивные покупки. Например, привлекательная витрина с выставленными красочными упаковками и обещаниями   в магазине может вызвать существенное увеличение объемов продаж. Кроме того, хорошая витрина может привести к большим закупкам, чем это первоначально предполагал потребитель. Возбуждение потребителя создается через определенные регулярные действия, включая подарки и   лотереи. Особенно стимулирую потребителей дорогостоящие товары или большие выплаты.

Непосредственно со сбытом в  ЗАО «Техстройсервис» связаны такие формы стимулирования, как купоны, специальные марки (предоставляющие право на получение при наборе определенных сумм тех или   иных премиальных товаров бесплатно) и подарки. Такие затраты в ЗАО «Техстройсервис» представляют собой фиксированную долю от сбыта, и организация не несет этих расходов до завершения реализации.

В стимулировании сбыта в любой организации, как и в ЗАО «Техстройсервис» существуют определенные ограничения. Так образ фирмы может ухудшиться, если она будет непрерывно стимулировать сбыт. Потребители при этом будут рассматривать скидки как симптом ухудшения качества продукции и полагать, что фирма не сможет ее продать без этого. Если часто используются купоны, скидки или другие специальные средства, то потребители могут перестать покупать по обычным ценам. Вместо этого они будут создавать запасы каждый раз, когда  применяются в организации подобные формы стимулирования. Кроме того, потребители могут рассматривать обычные цены как повышенные для продукции, которая активно продвигается.

Для стимулирования сбыта в ЗАО «Техстройсервис» разрабатывается специальный план стимулирования сбыта

Основная цель плана стимулирования сбыта в ЗАО «Техстройсервис»: расширение признания марки и увеличение объемов продаж

Ответственность за стимулирование сбыта в ЗАО «Техстройсервис» лежит на управляющем рекламой, в обязанности которого входит распространение купонов, календарей и других средств рекламы среди потребителей. Организация торговых выставок, участия в ярмарках, установление торговых скидок лежит на управляющем сбытом.

Так как ориентация стимулирования сбыта в ЗАО «Техстройсервис»» состоит у в его направленности на конечного потребителя, то организация поощряет импульсивные и крупные покупки.

5. Конкуренция в деятельности ЗАО «Техстройсервис»

         В настоящее время в строительном комплексе насчитывают около 129 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности. Около 80 % из них - это частные организации. На них занято около 5 миллионов человек.

Современное финансовое состояние большинства строительных организаций сегодня неудовлетворительно. Об этом свидетельствуют данные о доли убыточных предприятий и предприятий - банкротов в отрасли.

Представление о финансовом состоянии организаций строительного комплекса на территории НСО можно получить на основе данных, приведенных в таблице 2 и 3.



Таблица 2

Основные экономические показатели деятельности строительных организаций- конкурентов  на территории Новосибирской области в 1999- 2003 годах

Экономические показатели

1999год

2000год

2001год

2002год


2003год


Количество предприятий, шт.

145,5

138

147,1

137,5

135,9

Численность, тыс. чел.

4149,1

2272,5

2182

1600,9

1432

Рентабельность, %

24.2

14,8

9

8

8,5

Удельный вес убыточных предприятий, %

25,2

34,2

37,5

37



35


Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

13,33

8.97

9,04

6,12

7,43


Таблица 3

Динамика основных экономических показателей деятельности строительных организаций- конкурентов на территории Новосибирской области на конец 2002- начало 2003 года, %

№ п/п

Экономические показатели

4 квартал 2002 года по сравнению с 3 кварталом

1 квартал 2003 года по сравнению с 4 кварталом 2002 год

рост

нет

снижение

рост

нет

Снижение

1.

Объем работ, выполненных по договорам

24

55

21

17

61

22

2.

Численность

17

01

21

12

69

19

3.

Обеспеченность собственными средствами

9

66

18

10

73

12

4.

Просроченная кредиторская задолженность

13

62

11

10

68

13

5.

Просроченная дебиторская задолженность

13

50

17

9

67

11

6.

Цены на строительную продукцию

70

29

1

69

30

1


В таблице 4 представлена оценка рынков сбыта для ЗАО «Техстройсервис»

Таблица 4

Оценка рынков сбыта для ЗАО «Техстройсервис»

Показатели

Город Новосибирск

Населенные пункты по области в радиусе 100 км

Рынки, удаленные за 100 км

Уровень спроса, %

90

32

7

Степень удовлетворения спроса, %

97

15

2

Уровень конкуренции, %

53

78

80

Доля потребителей, готовых купить продукцию,  %

89

27

12

Как видно из таблицы 4, наиболее привлекательным рынком для ЗАО «Техстройсервис» является рынок города Новосибирска, наименее привлекательными - рынки,  расположенные дальше, чем на 100 км.

Для ЗАО «Техстройсервис» наиболее серьезными конкурентами на сегодняшний день являются ООО «Сибакадемстройнедвижимость» и ЗАО «Стройновосибирск». Анализ и оценка конкурентов представлены в таблице 5.

Таблица 5

Анализ и оценка основных конкурентов

Характеристика конкурентов

Основные конкуренты

ООО «Сибакадемстройнедвижимость»

ЗАО «Стройновосибирск»

Объем продаж, тыс. руб.

5674

3679

Занимаемая доля рынка, %

13

10

Рентабельность, %

27

23

уровень технологии

высокий

высокий

Качество продукции

высокое

высокое

Расходы на рекламу, тыс. руб.

384

679

Привлекательность внешнего вида

дизайн и эстетика

Дизайн и эстетика

Время деятельности предприятия, лет

11

8

Как видно из таблицы 5, основные конкуренты ЗАО «Техстройсервис» являются очень сильными,  они занимают существенные доли на  строительном рынке. Наиболее сильный конкурент - ООО «Сибакадемстройнедвижимость».


Задание 4

Конъюнктурный обзор

1. Общая оценка конъюнктуры торговли строительными материалами в городе Новосибирске

В настоящее время в отрасли строительства  в городе Новосибирске преобладающую долю занимают малые торговые оптовые организации, о чем свидетельствует рисунок 4.

 

Рис.4. Доля малых оптовых торговых организаций в отрасли строительства города Новосибирска по данным на 1 января 2004 года [2,c.28].

Именно малые торговые организации обеспечивают предложение строительных материалов в достаточно существенном объеме и являются основными местными  источниками предложения. Особо следует отметить ООО «Кирзавод», занимающийся производством и реализацией строительных материалов в Новосибирске (кирпич строительный). Среди иногородних источников следует отметить ООО «Красноярский кирпичный завод» Предлагаемое количество строительных материалов на рынке практически полностью соответствует спроса. Более того, по статистическим данным последнего (2003) года, спрос незначительно превышает предложение строительных материалов.

В последнее время заметна тенденция сохранения предложения строительных материалов на рынках Новосибирска на том же уровне. При этом наблюдается тенденция постоянного роста спроса. Это связано, прежде всего, с развертыванием программы строительства квартир и домов в городе.

2. Характеристика торговли  товаром на примере ЗАО «Техстройсервис»

ЗАО «Техстройсервис» занимает  на сегодняшний день одно из ведущих мест на потребительском рынке товаров строительного назначения.  Оно занимается преимущественно оптовыми продажами строительных материалов различного вида.

На сегодняшний день  организация активизирует торговую  деятельность, расширяя занимаемую на рынке нишу, о чем свидетельствует резкое увеличение показателей продажи строительных материалов в 2003 году. По большинству видов товаров и в целом по всем товарам строительного назначения идет резкое увеличение объемов продаж и доказательство тому- увеличение  объемов товарооборачиваемости в 2003 году. Среди выбранных организацией стратегий поведения на потребительском рынке ведущей является стратегия захвата новых потребительских рынков и расширения доли на уже существующих.

Строительная продукция ЗАО «Техстройсервис» имеет ряд положительных характеристик:  относительная недорогая и вполне доступна по цене. Кроме того, поставляемые строительные материалы ЗАО  «Техстройсервис» отличается высоким качеством, долговечностью и надежностью, а также экологичностью.

         ЗАО « Техстройсервис» имеет огромнейшее количество заказчиков (около 160 ежегодно), большая часть которых находится на территории Новосибирской области. При обращении в организацию для заказчиков большое значение имеет своевременность поставок и качество.

        







 

                                                                                    





Рис.5. Структура заказчиков в  ЗАО « Техстройсервис» в 2003 году

         Организация имеет около 50 поставщиков материалов, большая часть которых располагается на территории Новосибирской области. Таким образом уменьшается доля транспортных расходов при доставке материалов.

Наиболее крупными поставщиками  строительных материалов являются:

1)    ОАО « Линевский домостроительный комбинат» - железобетонные изделия;

2)    ЗАО « ОРМЗ» - металлоконструкции;

3)    ООО « Новосибирскпромстрой»- поставка строительного раствора.

ЗАО «Техстройсервис» заключает договора о поставках товара со всеми поставщиками на условиях оплаты по мере отгрузки товаров в городе Новосибирске. Размеры поставок зависят от времени года (летом объемы поставок значительно больше, чем в зимнее время). В договорах предусмотрено наложение штрафа на поставщика за нарушение сроков поставки и  качества поставляемых строительных материалов.

В таблице 6 отображено состояние товарных запасов  строительных материалов ЗАО «Техстройсервис» по данным первичного учета на складах.

Таблица 6

Состояние товарных запасов ЗАО «Техстройсервис» на 01.01.2004-08-23

№ п/п

Товарные группы

Средние запасы, вагоны

Распределение запасов по  способам хранения, %

Товарные запасы, дни

в штабелях (Дш)

в стеллажах (Дс)

1

Шифер кровельный листовой

50

70

30

40

2

Доски деревянные

25

60

40

30

3

Брусья строительные

18

70

30

35

4

Оконные рамы

20

50

50

40

5

Рейки строительные

24

40

60

30

6

Деревянные блоки

28

80

20

30

Коэффициент неравномерности образования товарных запасов равен (Кн) 1,2.

В таблице 7 представлен анализ основных конкурентов ЗАО «Техстройсервис»

Таблица 7

Анализ и оценка основных конкурентов

Характеристика конкурентов

Основные конкуренты

ООО «Сибакадемстройнедвижимость»

ЗАО «Стройновосибирск»

Объем продаж, тыс. руб.

5674

3679

Занимаемая доля рынка, %

13

10

Рентабельность, %

27

23

уровень технологии

высокий

Высокий

Качество продукции

высокое

Высокое

Расходы на рекламу, тыс. руб.

384

679

Привлекательность внешнего вида

дизайн и эстетика

дизайн и эстетика

Время деятельности предприятия, лет

11

8

Как видно из таблицы  7, основные конкуренты ЗАО «Техстройсервис» являются очень сильными,  они занимают существенные доли на  строительном рынке. Наиболее сильный конкурент - ООО «Сибакадемстройнедвижимость».

В связи с существенной конкуренцией на рынке сбыта ЗАО «Техстройсервис» использует различные методы стимулирования продаж: реклама в СМИ, на телевидении, предоставление кредита и рассрочки наиболее надежным и постоянным клиента, предоставление скидок при значительных закупках строительных материалов. Более того, одним из наиболее значимых фактов  стимулирования продаж выступает обслуживание покупателей при покупке товаров. Практически все продавцы – грамотные люди и специалисты, разбирающиеся в строительных материалах. Они всегда могут дать дельный совет   по покупке и необходимую покупателю информацию.

3. Оценка состояния конъюнктуры торговли и разработка прогноза на будущее

В соответствии с прогнозными показателями ЗАО «Техстройсервис» в 2004 - 2005 годах предполагается активизация деятельности по продажам строительных материалов и росту значения прибыли, о чем свидетельствуют данные рисунка 6.

Рис. 6. Прогноз динамики показателей деятельности ЗАО «Техстройсервис»  в 2004-2006 годах

В ЗАО «Техстройсервис» не предполагается существенных сдвигов в структуре товарных запасов.

В плане  на  ближайшие годы планируется усиление некоторых средств по активизации продаж. Прежде всего, планируется расширение возможностей для предоставления  кредита покупателям. Кроме того, планируется увеличение расходов на рекламу. В частности планируется увеличение средств наружной рекламы (рекламных щитов). Планируются отчисления средств на улучшение условий внутри магазинов для сокращения времени покупок. Все эти мероприятия, в свою очередь, рассчитаны на повышение конкурентоспособности ЗАО «Техстройсервис» на рынке.


Литература

1)    Закон Российской Федерации о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ от 13 июня 1997 г.// Сборник законов Российской Федерации.-М.,1999.-340-347 с.

2)    Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 125 с.

3)    Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М..: Юнити- Дана, 2000. – 623 с.

4)    Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – м.: Инфра- М, 1999. – 456 с.

5)    Панкратов Ф.Г. , Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.: Учеб.- М.: Маркетинг, 1998. – 328 с.

6)    Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб.- 6 изд., переаб., доп. – М.: Дашко и К, 2003. – 504 с.

7)    Синецкий Б.ДЩ. Организация коммерческой деятельности. – м.: Финансы и статистика, 1999. – 354 с.

8)    Торговое дело/ Под ред. Железнова В.В. – М.: Филин, 2000. – 356 с.

9)    Экономика торгового предприятия/ Под ред. Жукова А.С. .- М.: Дашков и К, 2000. – 256 с.