Содержание

1.     Введение…………………………………………………………………………3

2.     Глава I. Основы пренатальной  и  перинатальной психологии……………....4

1.1. Исследование проблем материнства в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………………..5

     1.2. Основные направления исследований привязанности материк будущему ребенку………………………………………………………………………………12

3. Глава II. Особенности воспитания до рождения…………………………........18

     2.1. Психологические особенности протекания беременности……………...19

     2.2.Связь между ребенком и матерью во время беременности. Формирование привязанности матери к ребенку..………………………………………..……….24

4. Заключение……………………………………………………………….………34

5. Список литературы……………………………………………………….……...35


Введение.

С древнейших времен людей интересует, что происходит с женщиной в период беременности. На Руси считалось, что женщина, ожидающая ребенка, обладает магической силой. Новейшие исследования приоткрывают перед нами завесу внутриутробного развития ребенка. Врачи знают вес, рост ребенка, порядок формирования его органов и становления функций. Сейчас не является секретом ни для кого, что ребенок ведет активную жизнь в животе у матери; он двигается, отталкивается пяточками от стенок матки, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных для него звуков, "играет" пуповиной. Все, что мама делает, тем или иным образом передается ребенку.

Обычно женщины не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок, а наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения. Для ребенка очень важна информация, которая поступает от мамы. Это необходимое условие для развития мозга. Надо отметить, что сейчас выдвигаются версии о том, что именно во внутриутробный период начинается формироваться базовое доверие или недоверие к миру, и это формирование идет на основе информации, которая поступает к ребенку от мамы.

Цель исследования: определить значение пренатального и перинатального опыта для будущего развития личности

Задачи исследования:

1.    Осуществить анализ имеющейся литературы по данной теме.

2.    Изучить основы пренатальной и перинатальной психологии, отечественный и зарубежный опыт, основные направления.

3.    Рассмотреть особенности воспитания до рождения

В данной работе были использованы труды Бертина А., Брусиловского А. И., Винникотта Д. В., Филипповой Г. Г. и др.




Глава I. Основы пренатальной и перинатальной психологии

Развивающаяся перинатальная психология затрагивает многие стороны жизни человека. Она открывает новые возможности для избавления людей от страданий, которым не было до сих пор разумного объяснения. Верно и то, что трудности психотерапии, связанные с необходимостью преодолевать, казалось бы, алогичное сопротивление ей, идущее от бессознательного клиента, делают актуальной проблему недопущения появления негативных мыслей у матери, которая является первой экологической средой нового человека. Если мы хотим, чтобы будущее поколение людей было лучше и гармоничнее нынешнего, мы с сегодняшнего дня должны начать осознанное движение в направлении оздоровления общества.

Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психологии, согласно которому, общество в целом и каждый ее член в отдельности ответственны за жизнь и здоровье (физическое и психическое) каждого зачатого человека.

Вторым необходимым шагом должно стать формирование новой философии и технологии родовспоможения. Они же призваны уменьшить уровень стресса матери и объем негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек несет всю последующую жизнь.

Третьим обязательным аспектом должно стать продолжение научных исследований в области перинатальной психологии, которой предстоит, прежде всего, найти ответы на два ключевых теоретических вопроса: каким образом информация (психическая, эмоциональная) поступает от матери к неродившемуся ребенку? Каким образом полученная информация фиксируется в его памяти? Ответы на эти и другие вопросы позволит ближе подойти к пониманию того, что мы называем психика человека, к решению ряда психологических проблем живущих и предупреждению таковых у будущих поколений людей. Это знание определенно внесет гармонию в жизнь человеческого общества и экологию земли в целом. [2; с. 49]


1.1. Исследование проблем материнства в отечественной и зарубежной психологии.

В зарубежной литературе рассматривается вопрос о развитии ребенка в пренатальный период. Психоаналитик доктор Сильвио Фанти в книге "Микропсихоанализ"  высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека лежат задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал "внутриутробной войной", которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой яркостью, если мать наносит обиды своему ребенку. Сильвио Фанти рисует безрадостную картину попыток взаимного разрушения матери и плода. Многие из положений этой теории являются спорными. Однако, бесспорно то, что психика берет свое начало задолго до рождения ребенка.

Этот момент также находит свое отражение в трудах Дональда Винникотта. В книге "Маленькие дети и их матери"  в главе "Вклад психоанализа в акушерство" автор говорит о важности для матери периода беременности. В своем анализе Винникотт спускается к моменту возникновения психики, когда "мозг как орган уже позволяет регистрировать переживаемый опыт, собирать данные, сортировать явления и классифицировать их. Такое слово, как "фрустрация", уже имеет смысл: ребенок способен держать в уме идею, что нечто ожидалось, но в полной мере не исполнилось. В свете подобных теоретических рассуждений, возможно допустить факт существования человеческой личности до рождения". Винникотт признает спорность этого положения, но он убежден в его правильности. В своей книге он указывает на важность периода беременности. [5; с. 95 - 103]

Обратимся к работам отечественных психологов и педагогов. Борис Павлович Никитин в своей последней книге  отводит большое место беременности и рождению ребенка. Наряду с закаливанием и правильным питанием женщины, регулярными занятиями спортом, он отмечает важность психологической готовности женщины к рождению ребенка. "Девять месяцев ожидания, раздумий о малыше, его будущем, то есть сосредоточенность матери на ребенке, - это ведь не только гормональное, но и биоэнергетическое взаимопонимание…Добрые мысли, видимо, помогают рождению добрых чувств, недобрые – делают сдвиги в иных направлениях". По моему мнению, очень важна мысль автора о том, что сосредоточенность на мыслях о ребенке очень помогает женщине спокойно относиться к жизненным неурядицам и неприятностям. Внимание женщины переключается от стрессовых ситуаций на ребенка, который растет и развивается внутри ее.

Приведем краткое изложение предметов исследования разных психологических подходов к развитию ребенка, которое свидетельствует, что функции матери присутствуют во всех случаях.

Пренатальный период.

Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована и неизменна, само развитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода среде.

          Эмоциональное развитие. Аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением к ребенку.

          Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как “внутриутробный рай”, либо как источник первых психоэмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит “материалом” для формирования субъективного опыта ребенка.

          Этологический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности, доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенной звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как “транслятор” социо-культурного фактора развития ребенка.

          Деятельностный подход. Практически не обращается к этому периоду развития. Еще Л.С.Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологического исследования. Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, практически не интерпретируются с позиций этого направления.

  Перинатальный и весь неонатальный период.

Когнитивное развитие. Установлено, что ребенок вовсе не является пассивным, не реагирующим на внешнюю стимуляцию существом. Он имеет выраженные предпочтения во всех перцептивных системах, механизмы регуляции собственного поведения, позволяющие ему в короткий срок адаптироваться к изменившимся после рождения условиям жизни. Роль матери состоит в обеспечении условий развития (стимульной среды, физического и эмоционального комфорта).

          Эмоциональное развитие. Особое внимание уделяется образованию тесной эмоциональной связи с матерью, которая является залогом эмоционального комфорта и обеспечивает условия для успешного развития ребенка, причем не только в младенчестве, но и в дальнейшей жизни. Функции матери состоят в эмоциональном принятии ребенка, эмоциональном выражении своей любви в процессе взаимодействия с ребенком.

          Развитие личности. Этот период рассматривается как формирование важного субъективного опыта, участвующего в образовании личностных конфликтов и играющего большую роль в жизни взрослого человека (роды - первая психическая травма). Для уменьшения травмирующего влияния опыта родов на развитие личности предлагаются соответствующие методы подготовки матери к родам и родовспоможения, а также организации послеродового взаимодействия матери с ребенком. Особое внимание уделяется состоянию матери, способствующему в послеродовый период осуществлять взаимодействие с ребенком необходимого качества. Период новорожденности рассматривается как фаза нормального аутизма (психоанализ), неразделение ребенком “внутреннего и внешнего населения” (Э.Эриксон).

          Отдельные структуры субъективного опыта. Данный возрастной период рассматривается как составная часть постнатального периода, когда происходит формирование базовых структур отношения к миру: базовое доверие или базовая тревога, возникновение самоощущения, переживания напряжения потребности и отъединенности от предмета, удовлетворяющего потребность. Роль матери в первую очередь состоит в предоставлении своевременной и качественной заботы и стимуляции, обеспечивающей эмоциональный комфорт.

          Этологический подход. В этом направлении активно изучаются формы и содержание взаимного влияния матери и ребенка друг на друга в процессе образования диадических отношений. Поведение матери в основном описывается как “модельное”, комплементарное поведению ребенка, соответствующее его психофизиологическим особенностям. В последнее время интерес смещается на “группы риска”, в которых поведение матери и поведение ребенка отклоняются от нормальной модели (недоношенность, перинатальная патология, психическая патология матери, девиантное материнство).

          Деятельностный подход. В рамках этого подхода рассматривается в основном период новорожденности, который оценивается как переходный от реактивности к активности. Однако, в рамках этого периода происходит достаточно интенсивное развитие психики ребенка, в результате которого формируется потребность в общении, возникает семиотическая функция (вокализаций, мимики, улыбки). Деятельность рассматривается в процессе становления ее структуры. Роль матери состоит в активном “втягивании” ребенка в процесс совместной деятельности, в первую очередь в сфере общения. [9; с. 73 - 78]

Перинатальная психотерапия - новое направление психотерапии, складывающееся под влиянием бурного развития перинатальной психологии. Перинатальную психотерапию можно определить как систему лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребёнка.

 Формирование перинатальной психотерапии в качестве отдельного направления во многом вызвано необходимостью приостановки тенденции роста количества новорожденных с нервно-психическими расстройствами. Многие выдающиеся семейные психотерапевты писали о том, что семья, ожидающая рождения ребёнка, стоит на пороге серьёзных изменений, а значит, семейная система становится уязвимой, нестабильно её функционирование. Нередко такая семья становится источником психической травмы для её членов. Появление ребёнка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов семьи, что некоторыми из них переживается весьма болезненно. Все трудности семейной жизни "отступают на второй план, когда на сцену выходят переживания беременности, родов, кормления младенцев до одного года".

Таким образом, основными особенностями перинатальной психотерапии, позволяющими выделить её в особое направление, являются обращение к семье, работа с системами "беременная-плод", а затем "мать-дитя", с возникающими при их неблагоприятном развитии нервно-психическими расстройствами. [6; с. 24]

Можно выделить следующие разделы перинатальной психотерапии: 1. Психотерапия на этапе планирования зачатия ребёнка; 2. Психотерапия на этапе беременности; 3. Психотерапия семьи, имеющей новорождённого ребёнка.

Психотерапия на этапе планирования зачатия ребёнка. Ещё до зачатия, только при планировании деторождения семья часто нуждается в консультации психотерапевта. Желание иметь ребёнка может возникать в связи с различными мотивами. Они могут быть конструктивными, укрепляющими семью, способствующими созданию благоприятных условий для вынашивания беременности, родоразрешения, ухода за новорожденным, могут быть деструктивными и препятствовать этому.

Психотерапия на этапе беременности. Перинатальная психотерапия беременной женщины играет особую роль, так как медикаментозная терапия может неблагоприятно сказаться на развитии плода. В настоящее время перинатальной психотерапией большое внимание уделяется взаимоотношениям, складывающимся в семье, ожидающей ребёнка, воспитания.

Психотерапия семьи, имеющей новорождённого ребёнка. За несколько дней до родов в крови матери возрастает уровень адреналина и норадреналина, подготавливающих организмы будущей матери и ребенка к стрессовым воздействиям. Её психологическое состояние и готовность к родам, знания о том, что будет происходить с ней и что она должна делать, в большой мере влияют на успешность родоразрешения. После родов начинается процесс адаптации ребенка к новым условиям. После разъединения с матерью ребёнок проходит три стадии: протеста, отчаяния и отрешённости. В родах ребенок получает острую психологическую травму. При неправильном отношении к нему в постнатальном периоде младенец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития. [6; с. 26]

 Доказано, что уровень базальной тревоги ребенка будет снижаться, если он будет приложен к груди матери и далее будет неразлучен с матерью. После выписки из родильного дома необходимо чёткое распределение между членами семьи новых функциональных обязанностей, появившихся в связи с рождением ребёнка. Чем гармоничнее отношения между отцом и матерью, тем лучше будет адаптироваться ребёнок к новым для него условиям, тем лучше он будет развиваться. Для детей имеющих родовую травму это особенно важно. Чем больше проблем у родителей, тем вероятнее, что их конфликты будут проецироваться на ребёнка и формировать у него нервно-психические, соматические расстройства.

Научные исследования, проведенные в области эмбриологии, психонейроэндокринологии позволили прийти к заключению, что с момента своего формирования нервная система, мозг участвуют в регуляции функций всех органов и систем неродившегося ребенка. Органы чувств, тесно связанные с мозгом, по мере формирования начинают функционировать и воспринимать раздражители, что сопровождается соответствующими реакциями со стороны других органов. Исследования показали, что музыкальное воздействие на орган слуха неродившегося ребенка вызывало изменение его сердцебиения. Как известно, мозг обеспечивает психическую жизнь человека, проявлением чего является конкретное и абстрактное мышление, эмоции, память, интеллект и другое - все то, что позволяет человеку воспринимать этот мир и активно с ним взаимодействовать.

Первые доказательства наличия психической жизни человека до рождения были получены при изучении путей взаимодействия матери и ребенка: при этом были выделены 3 пути - гуморальный, поведенческий и психологический. Наиболее ярким по своим проявлениям является поведенческий путь. С ним мы встречаемся повседневно: ребенок чутко улавливает поведение мамы и своими движениями дает ей знать - легкими касаниями или пинком "приятно ему это поведение или нет. Наименее исследованным является психологический (телепатический) путь. [10; с. 64]

1.2. Основные направления исследований привязанности материк будущему ребенку

Феномен привязанности (attаchement) матери и ребенка в последние годы находится в центре внимания исследователей. Ему придается большое значение в формировании эффективного материнского поведения, в приспособлении ребенка к окружающему миру, в его гармоничном развитии. Среди исследований, посвященных этой теме можно выделить два основных направления: сравнительно-этологическое и психоаналитическое.          В рамках этологического направления привязанность рассматривается как врожденный биопсихический механизм, объединяющий большинство видов животных с человеком. Дж. Боулби считал привязанность первично специфической системой, смысл которой в поддержании взаимодействия между матерью и младенцем, необходимом для его выживания и развития. Первым шагом к привязанности по данным многих авторов является установление связи в результате ранних контактов в течение первых часов после рождения. Как любой акт социального поведения, имеющий принципиальное значение для выживания вида, поведение привязанности имеет специфические селективные и пусковые механизмы: морфологические черты, особые запахи, движения и позы. Специфически человеческим стимулом считается улыбка младенца. Более филогенетически древним, но не менее значимым для возникновения привязанности является обонятельная стимуляция, наряду с визуальными сигналами, тактильной стимуляцией при сосании, акустической.

В работах этого направления анализируется, как влияет синхронность взаимодействия в диаде "мать-дитя" и личностные качества матери на качество привязанности ребенка и ее прочность. Установлено, что ребенок чутко реагирует на мысли матери, на изменение ее эмоций. Он реагирует на это своим поведением (толчками), и беременные женщины нередко сообщают результаты самонаблюдений: "Когда я нервничаю, ребенок начинает меня пинать или сильно двигаться". [4; с. 33]

Многочисленными исследованиями психологов, психоаналитиков, психотерапевтов установлено, что информация, полученная неродившимся ребенком, фиксируется в его памяти. Эта информация, в сочетании с базовой, генетической обусловливают психологические и поведенческие особенности человека. Если она имеет негативное содержание, то появляющиеся особенности могут осложнять жизнь индивида, нарушать его взаимоотношения в социальной среде, способствуют вовлечению его в конфликты большей или меньшей степени выраженности.

Психоаналитически ориентированные исследователи сконцентрировали внимание на значении формирования образов ребенка, в воображении будущей матери, в принятии ею своего новорожденного ребенка.

Было обнаружено, что фантазии матери относительно беременности и ребенка могут вызывать дисфункцию отношений в диаде, нарушая нормальную привязанность. Отношения матери с ребенком определяются ее собственной историей до и после рождения. Так внутренние конфликты и тревоги, относящиеся к прошлым стадиям развития, оживают в данной кризисной точке человеческой жизни (беременности) и воздействуют на реальный образ ребенка. Эти конфликты могут включать как положительные, так и отрицательные проявления как своего "эго", так и партнера женщины, включать продолжение амбивалентных взаимоотношений с ее родителями и другими окружающими ее людьми. Отсюда следует - для того чтобы могло сформироваться чувство привязанности к ребенку женщина должна во время беременности интегрировать реальность и подсознательные фантазии, надежды и мечтания, относящиеся к ребенку.

Итак, с психоаналитических позиций, чувство привязанности матери к ребенку возникает не вдруг - после его рождения, а проходит длительный путь становления, начиная с периода вынашивания беременности (а возможно и раньше) и продолжается уже после родов, в тесном контакте с ребенком.

Остановимся на характере телесных ощущений и эмоциональных реакций у женщин, вынашивающих желанную беременность. Как известно, одним из главных новообразований периода беременности у женщин является возникновение интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом. Формирование этого опыта связано с тем, что, начиная со второй ее половины беременности, у всех женщин возникают естественные ощущения, непосредственно связанные с движениями формирующегося плода. Обычно, женщины субъективно выделяют эти ощущения и сразу отличают их. Они подчеркивают их необычность, несравнимость ни с какими иными, ранее пережитыми телесными феноменами. Описывая эти естественные ощущения женщины, обычно прибегают к чрезвычайно образным сравнениям. Это особенно акцентировано в первое время, пока плод еще мал. [7; с. 105]

Пытаясь передать свои ощущения, беременные рассказывают, как в начале они испытывают очень смутные, слабые, плохо локализованные "толчки", "неотчетливые перемещения". Для сравнения они используют, соответствующие своему настроению, метафоры: "как будто рыбка проплыла", "теплые волны", "мягкие прикосновения", "как будто слегка прикоснулся", "мягко зашевелился" и пр. Ощущения, которые испытывает беременная, обычно эмоционально окрашены в приятные тона. Беременные женщины рассказывают, как они постоянно "прислушиваются", с нетерпением "ждут" этих сигналов, наделяют их важным смыслом, как бы "медитируют" на этих ощущениях. Периодически возникающие шевеления оживляют у них поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством.          В последующем, по мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщины переживают "отчетливые толчки", "перевороты", "бьется", "толкается". Беременные в этот период обычно начинают трактовать поведение будущего младенца: "проснулся...", "он маму тревожит...", "шалит..." и пр.

Можно видеть, как наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца. Поэтому в их переживаниях его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона. Для выражения своих чувств, как правило, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: "мой маленький", "крошечка", "зайчик" и пр. Мысли о нем вызывают улыбку. Некоторые женщины бывают настолько захвачены, погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более сенситивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными.

Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Формирующееся во время беременности особое эмоциональное состояние, способствует простраиванию образ ребенка и, как свидетельствуют исследования Копыл, Баз, Баженовой, включается в ее самосознание.

Однако, в процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности, у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естественных эндокринно-соматических и психофизиологических изменений в организме беременной женщины. Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно и, как показывают наши наблюдения, даже самая желанная беременность прокрашивается особым двойственным, противоречивым, "бинарным", по Л.С. Выгодскому, аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм и надежда, и - настороженное ожидание, страх, и печаль. Родоразрешение, как правило, резко сдвигает всю тональность аффекта в одну сторону. Эмоциональное состояние родильницы окрашено блаженным чувством радости, успокоения, умиротворяющей прострации. На лице сияет блаженная улыбка; женщины с восторгом всматриваются в лицо своего новорожденного ребенка. [3; с. 71]

Можно выделить несколько актуальных проблем, берущих свое начало до рождения человека. Прежде всего, это проблема нежеланных детей. Ребенок хорошо улавливает это отношение к нему, не дисциплинирует мышление родителей и невольно формирует в обществе группу нежеланных людей. У нежеланных людей, помимо различных отклонений в состоянии здоровья, обнаруживается целый ряд психологических особенностей, которые нарушают их адаптацию в социуме. Они конфликтны, стремятся выделиться, обратить на себя внимание, что является их способом самоутверждения, они склонны к асоциальным поступкам, могут включаться в хулиганские, преступные компании. Нежеланные дети, прошедшие в лоне матери первую школу ненависти и отвержения, уносят эти чувства с собой и "пользуются" ими с различной частотой и различным эффектом. От этого страдают они, их семья и общество в целом. [10; с. 68]

Анализ субъективных переживаний у женщин, вынашивающих нежеланную беременность показывает, что их телесные симптомы и эмоциональные реакции имеют целый ряд принципиальных отличий от описанных выше.

При всем многообразии индивидуальных различий удается выявить общие черты и выделить два крайних варианта психологического статуса. В первом случае происходит своеобразное "игнорирование" симптомов беременности, слабая эмоциональная реакция и искажение представления о сроках беременности. Второй, как бы противоположенный вариант, характеризуется тем, что на всем протяжении беременности у женщин отмечается гиперчувствительность к телесным феноменам, аффективная напряженность, страх, депрессия. В первом случае всю беременность женщины чувствуют себя достаточно хорошо. Заметно реже, чем в случаях желанной беременности у них встречаются явления раннего токсикоза. Такая пониженная чувствительность сохраняется и по отношению к шевелениям плода.          У некоторых нежеланная беременность на всем протяжении сопровождается глубоким чувством отвращения, брезгливости и даже ненависти к будущему ребенку, что порождает особо яркие, мучительные "инфантицидные фантазии", в которых она терзает и даже убивает своего будущего ребенка. Соответственно этому телесные симптомы беременности имеют негативную окраску. Толчки и шевеления плода бывают неприятными, подчеркнуто мешающими, чрезмерно болезненными. Их возникновение сопровождаются усилением общего психического напряжения, угнетающими фантазиями и воспоминаниями, связанными с беременностью и ситуацией вокруг нее. [4; с. 35]

К этой проблеме тесно примыкает проблема приемных детей, которые на бессознательном уровне улавливают, что воспитывающая мама не является их биологической мамой. Они встречаются с противоречием между отвержением, испытанным ими в перинатальном периоде, и любовью, которой их одаривают приемные родители. Иными словами, философия жизни, окружающая их после рождения, вступает в противоречие с той, на которой они воспитаны до рождения. Это лежит в основе их внутреннего конфликта, что определяет мышление и неосознанное, провоцирующее поведение, которым они как бы перепроверяют любовь к ним родителей, опасаясь вновь быть отвергнутыми, что делает их трудноуправляемыми и неуживчивыми в семье.

Особой и мало изученной проблемой является формирование сексуальной ориентации людей, которая может быть нарушена чрезмерными амбициозными желаниями родителей получить ребенка определенного пола. Если пол неродившегося ребенка не соответствует острым желаниям матери, то у него в последующей жизни обнаруживается поведение, более характерное для человека противоположного пола.

Таким образом, в случаях вынашивания нежеланной беременности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения. В других - эмоциональная невключенность, безразличие и даже определенная эйфория.

Основная задача пренатального воспитания - помочь будущей маме наладить контакт с ребенком и расширить ее возможности взаимодействия с ним. Психологическое развитие ребенка обеспечивается пониманием матери состояния ребенка и ее способностью адекватно отзываться на это состояние. И поэтому вся помощь, все воспитание направлено на маму. [8; с. 27]

Глава II. Особенности воспитания до рождения

Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она прошла за свою жизнь и проходит в период беременности, испытывает и плод. Чувства и эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на формирование его психики и характера.

Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, культура питания, отсутствие или наличие вредных привычек закладывают основу здоровья плода. Именно неправильное поведение матери, ее чрезмерные эмоциональные реакции на стрессовые факторы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические заболевания, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. [1; с. 21]

Мать и ребенок в идеале - это единое сознание, единая энергетическая система, которая формируется во время беременности, а роды - это завершение процесса взаимного развития матери и ребенка. Если эта система сформировалась неправильно, то между матерью и ребенком после родов не будет согласия и взаимопонимания.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать. Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для "свидания" со своим будущим ребенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпением ждут они его появления на свет и каким здоровым и сильным они хотят его видеть. Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш. [1; с. 23]

2.1. Психологические особенности протекания беременности.

I триместр. В психологическом состоянии беременной женщины происходят огромные перемены. Это, так называемый, кризис перемен. Во внутреннем, сокровенном пространстве ее "Я", появилось пространство другого человека, с существованием которого надо не просто считаться, а возможно, перестроить всю жизнь, изменить все планы.  Даже если ребенок долгожданный  и желанный – грандиозность этого события захватывает все помышления женщины, заставляя ее волноваться: «Как будет складываться моя будущая жизнь?» «Как протекает беременность?» «Буду ли я хорошей матерью?» «Как будет складываться моя карьера?» и еще масса вопросов, которые не дают покоя. У повторно родящих женщин возникают вопросы «Как подготовить старшего ребенка в семье к появлению еще одного?» «Будут ли они дружны между собой?». Появляется повышенная раздражительность. Женщина становится эмоционально ранимой, склонной к беспокойству, более чувствительной к негативным переживаниям. Вроде бы и повод для расстройства ничтожный, а глаза на "мокром месте", и ничто не радует. В её душе происходит так много перемен, что она может начать чувствовать себя очень одиноко в водовороте нахлынувших новых переживаний. Все окружающие ее люди остались прежними, лишь она одна во власти "беременных чувств". Даже, если до беременности женщина отличалась невозмутимым нравом, то теперь может легко впадать в панику от абстрактных рассуждений своего врача об осложнениях протекания беременности или от рассказа эксцентричной подруги о своих родах. Сцены из некоторых фильмов или телевизионных новостей, резкое замечание начальника или попутчика в метро могут довести её до слез. Изменение психологического состояния, возможно, может отразиться на социальном окружении женщины.  Не все домашние могут сразу принять такие изменения в поведении будущей мамы. Соответственно все это может  породить непонимание в семье. А ведь женщине важнее всего получить поддержку именно от любимого человека. Однако мужчине гораздо сложнее включиться в процесс беременности жены и стать "беременным" папой.  Есть вероятность, что возникнет непонимание коллег по работе и учебе, могут быть конфликты с начальством.  Причем все это происходит без желания самой женщины меняться, здесь  опять «работают» гормоны.

У повторнородящих женщин этот период проходит так же, за исключением того, что  они  уже знают изменения, которые происходят в организме во время беременности и внутренне пытаются быть к ним готовыми. Опять же у них больше проблем, которые как-то сглаживают всю эту «революционную перестройку». Они связаны со старшими детьми, которые как требовали, так и требуют массу внимания и родительской заботы. И эти проблемы остаются на протяжении всей беременности.

II  триместр. В психологическом плане это очень важный момент в течение беременности. Женщина  начинает привыкать к своему новому «Я». Появляется повышенная ответственность за все, что она делает в жизни. Беременная со страхом начинает перебирать все факторы риска, которым она подвергалась с начала беременности и думать, как же они скажутся на ребенке. В ход идут воспоминания о выпитом бокале вина или принятом аспирине, когда еще не было известно о беременности, размышления о загрязненном воздухе родного города или облучении от монитора компьютера на её рабочем столе. Это нормально, но доставляет большую тревогу маме. Женщина начинает задумываться о том, что ее ждет в будущем. Первородящие еще не знают, что такое роды. Они читают об этом  в книгах, слушают своих мам и подруг. Представляют себе этот важный итог всей беременности.  Практически у всех  появляется  страх пред родами. Также в этот период, в последнее время довольно часто, многие будущие мамы  сталкиваются с такой проблемой как – угроза беременности. В большинстве случаев это сопровождается госпитализацией в больницу.  Это является дополнительной тревогой в это непростое для женщины время.

Но все-таки к концу II триместра  женщина  вполне осваивается  с ролью главной героини в потрясающем спектакле под названием "Второй триместр беременности". Может с гордостью нести высокое звание Будущей Мамы. Окружение беременной женщины потихоньку привыкает к её новой роли.  Муж и  близкие родственники уже осознают это в полной мере. Обычно в это время в семье устанавливается нормальное "рабочее" отношение к грядущему прибавлению в собственном составе. Все стараются помочь, поддержать. Однако неприятности на работе или учебе все еще могут сохраняться.

III триместр.  Психологическая сторона. Женщина уже привыкла к постоянным толчкам ребенка. Они неразрывное целое и любая беременная это понимает и принимает. Практически у всех беременный в этот срок увеличивается тревога за будущего малыша. Опять возникает  множество вопросов: «Как долго еще осталось до родов?» «Как пройдут роды?» «Будет ли здоров ребенок?» многие женщины не знают, какого пола родиться ребенок, отсюда вполне естественны вопросы «Кто родиться, и какого веса?» Практически у всех первородящих женщин больше всего волнуют предстоящие роды, их ожидание связано с целой серией страхов. Бывает, что в ожидании приближающихся родов женщина начинает испытывать страх перед смертью. Дело даже не в страхе за собственную жизнь, а скорее в предчувствии переживаний ребенка, который в процессе рождения проходит стадию психологического "умирания". [5; с. 115 - 116]

Для понимания состояния женщины в период беременности важно также остановиться на вопросах развития плода.

Последняя треть ХХ-го века явилась началом научных исследований психической жизни человека до рождения, формирования той области знаний, которую стали именовать пренатальной и перинатальной психологией. Догадки чувствительных женщин о том, что их ребенок еще до рождения что-то понимает и откликается на их чувства и мысли, получили научное подтверждение. Это стало возможным благодаря достижениям науки и техники, позволившим заглянуть в полость матки. До последнего времени ребенок в матке был закрыт от взора человека и люди полагали, что он глух и нем, ничего не видит и ничего не чувствует.

Парадигма XIX века состояла в том, что развитие идет от простого к сложному, от единичной клетки к сложному организму. При этом органы и системы растут и развиваются, чтобы сразу после рождения начать функционировать. Действительность разрушила эти представления: формирующаяся структура немедленно проявляет свою функцию. Все системы: кровообращения, дыхания, пищеварения, мочевыделения, др. - по мере формирования и созревания начинают функционировать с различной интенсивностью и в различном объеме. То же относится и к органам чувств: кожная чувствительность обнаруживается уже с 7 недель от момента зачатия, функция вестибулярного аппарата - с 12, вкусовых сосочков - с 14, органов зрения и слуха - с 16-18 недель, то есть задолго до рождения органы чувств человека уже способны воспринимать информацию из окружающего мира. Ученые обнаружили, что структура мозга младенца в 24-28 недель от зачатия соответствует его структуре у доношенного ребенка и взрослого человека. [3; с. 65]

Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы. Если дотронуться до его носа или рта он откинет голову. От прикосновения к руке 9-недельный зародыш совершит хватательное движение, при касании век вращает глазами. Если воздействие на руку окажется болезненным, рука отдернется.

В конце третьего месяца жизни большая часть тела зародыша начинает чувствовать прикосновения, а их бывает достаточно, так как и сам малыш живо ворочается, вступая в контакт с жидкостью, пуповиной, стенками матки, и чувствует движения матки. Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка. Дело в том, что органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг.

Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо и вся система слуха формируется к 5 месяцам. При резком звуке плод вздрагивает, если они часто повторяются, то он привыкает к ним и они его не так уже беспокоят.

 Плод постоянно слышит шум тока крови в брюшной аорте  и стук маминого сердца. Любая мать знает, чтобы успокоить новорожденного, нужно взять и прижать к груди. Было доказано, что малыши быстро успокаиваются, когда слышат  запись  звуков работающего сердца, сделанных через жидкую среду.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.

Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений.

Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать. Таким образом, полученная информация об окружающем мире, эмоциональная реакция на изменения в нем – предпосылка сложнейшей психологической деятельности будущего человека. [1; с. 43 - 44]


2.2.         Связь между ребенком и матерью во время беременности.

Формирование привязанности матери к ребенку.

Пренатальная взаимосвязь между матерью и ребенком играет огромную роль в его физическом и психологическом здоровье. 

Естественный подход к родам и родительству отталкивается от феномена бондинга. Бондинг - это незримая связь между ребенком и матерью, благодаря которой они и после родов продолжают оставаться единым целым. Бондинг - это то, благодаря чему мать может понимать язык ребенка; то, что наполняет для нее конкретным содержанием каждый его неуклюжий жест, гримасу, каждый издаваемый звук. Мать должна "знать" своего младенца, она должна "знать" его потребности и его состояние. И она "знает" это посредством бондинга. Она чувствует состояние своего ребенка лучше, чем любой профессиональный врач.

Фактически, бондинг возникает с самого начала беременности. Женщина не просто вынашивает ребенка. В ней происходят изменения, которые позволяют ей осуществлять функцию материнства. Чувства обостряются, интеллектуальная деятельность притупляется, усиливается интуитивное восприятие. Чувства и интуиция - вот те инструменты, которые позволяют ощущать ребенка, понимать его потребности. Отношения бондинга формируются, если мать естественно следует всем изменениям, происходящим в ней, и принимает их. Это тот период, когда нужно уйти в себя, в свою беременность, в своего ребенка. Женщина перестает быть просто женщиной. Она становится матерью.

Любое насилие над этим процессом, неприятие изменений, стремление жить внешней жизнью, интеллектуальные перегрузки - все это нарушает формирование бондинга.

Роды, первые минуты и часы жизни малыша - особенно важный период в установлении бондинга. Чрезвычайно важны первые минуты жизни малыша, только что прошедшего через адовы круги рождения и ввергнутого в этот пугающий и непонятный мир. Ф.Лебуае, французский акушер-гинеколог пишет, что "для малыша этот мир - пугающий. Его разнообразие, огромность сводят с ума маленького путешественника: Рождение - это гроза, ураган. А ребенок - терпящий кораблекрушение, уничтожаемый, поглощаемый стремительным приливом ощущений, которые он не умеет распознать". Он требует помощи, защиты. Кто лучше всего сделает это? Конечно, мать. Прижав его к своей груди, она частично возвращает его в прежние условия существования. Материнское тепло, биение ее сердца, первые капли молозива из груди успокаивают ребенка, сообщая ему чувство безопасности.

Мать обеспечивает младенцу так называемый контакт-комфорт, имеющий огромное значение для всей его последующей жизни. Этот контакт-комфорт - первичный источник положительных эмоций. Ощущение комфорта и безопасности, исходящее от матери, - немаловажный фактор установления бондинга.

Отношения бондинга побуждают мать чувствовать и удовлетворять естественные потребности ребенка, что является условием его развития. Потребность в любви и ласке, потребность в материнском тепле и материнском молоке - одна из главнейших.

Бондинг - важное условие формирования положительных личностных качеств. "Привязанность к матери - необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, то есть всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств", считает профессор А.И.Захаров. Отношения между матерью и ребенком в раннем младенчестве - это запечатлевающаяся в ребенке модель его дальнейших отношений со всей действительностью. Встречая любовь, внимание к своим нуждам, удовлетворение своих естественных потребностей, ребенок учится воспринимать мир как свой родной дом. Если его любят, он учится этой любви. Если чувствуют его потребности, он учится чувствовать потребности других. Воспринимая уверенность матери, он получает чувство безопасности, а вместе с ним формируется уверенность в себе, в своих возможностях. [7; с. 73]

Связь между матерью и ребенком есть всегда. Даже в самых неблагоприятных условиях (например, при разлучении матери и ребенка) своим отношением, должным психологическим настроем, своим духовным состоянием мать может наполнить эту связь нужным содержанием. Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о предоставлении внутриутробному плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Еще до рождения ребенок начинает познавать окружающий мир. Он живет не в беззвучном, темном пространстве, а воспринимает мир вокруг себя теми органами чувств, которые формируются у него очень рано. Уже на восьмой неделе внутриутробной жизни у малыша возникает тактильная чувствительность. Ребенок начинает ощущать температуру и прикосновения. К 14-й неделе вся кожная поверхность малыша готова к восприятию информации. Говоря об интуитивном, точном понимании, знании, люди используют выражение "чувствую кожей", возможно так в нашем языке сохранилась память о первом опыте познания мира.

На 5-м месяце беременности движения ребенка становятся ощутимыми для мамы, и малыш встречается с первыми прикосновениями родных рук. Ребенок толкается, и мама гладит живот. Поглаживание поверхности живота – это первые нежные игры с младенцем, который еще не родился. Ребенок получает важный опыт общения – ответную реакцию на свои проявления.

В пренатальном воспитании важную роль играют  звуки и музыка. Перестукиваясь с мамой, малыш учится диалогу. Общаясь с малышом во время беременности, родители устанавливают с ним крепкую эмоциональную связь. Ребенку такое общение дает ощущение безопасности и комфорта, необходимые для его успешного развития.

Помимо прикосновений ребенок нуждается и в словах, обращенных к нему. Многие будущие мамы мысленно разговаривают с ребенком с самого начала беременности. Малыш, конечно, чувствует, что вы говорите с ним. Любое ваше эмоциональное состояние ребенок ощущает на уровне гормонов, поступающих в кровь. Кроме того, малыш в утробе "слышит телом", воспринимая звуки материнского голоса через вибрации околоплодных вод и мышечные ощущения. Поэтому маме нужно говорить с малышом не только мысленно, но и вслух. На седьмом месяце ухо ребенка начинает слышать и уже воспринимает звуки как внутри, так и вне материнского тела. У детей, с которыми родители разговаривают до рождения, обычно раньше развивается речь.  Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. [1; с. 51]

Помимо интонации дети способно безотчетно усваивать ряд звуковых сочетаний. Уже на 5-м месяце будущий малыш различает речевые звуки, которые вы произносите, реагируя на каждый из них сокращением определенных мышц. Вместе с развитием слуха до рождения малыша начинается и подготовка его к речи. Как известно, что у любого человека, слушающего речь или музыку, совершенно незаметно сокращаются мышцы голосового аппарата, как бы беззвучно повторяя слышимые звуки. Для ребенка, который готовится к жизни в говорящем мире, хорошим тренингом будет слушание, как речи, так и музыки.

Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения. В музыке ребенку важны ритмы. Именно они организуют жизнь тела. Не случайно музыка лечит, помогая больным, аритмичным органам найти здоровый ритм. Прежде всего, речь идет о классической музыке. Благотворно влияет на ребенка музыка Моцарта, Вивальди, Баха, Чайковского. А вот произведения Вагнера противопоказаны маленьким слушателям. Прослушивайте вместе с ребенком ту музыку, которая приятна вам и наблюдайте за тем, как реагирует малыш. Если ребенок протестует, выключите музыку. Запомните реакции ребенка на различные произведения. Одна музыка успокаивает его, другая возбуждает. Зная это, вы всегда сможете помочь ребенку успокоиться или сможете побудить его к активным действиям, используя знакомые произведения как до рождения малыша., так и после. Дети, слушающие музыку внутриутробно, родившись узнают ее, улыбаются, гулят, двигаются в так знакомой мелодиии. Наблюдая это, вы убедитесь в том, что ваш кроха обладает памятью и многое знает, только появившись на свет. Те песни, которые вы ему поете, сказки и стихи, которые читаете, станут хорошим культурным приданым для дальнейшего образования малыша. [1; с. 63]

Бывает, что будущие мамы не поют своему ребенку сами, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятся повредить музыкальному слуху ребенка. А между тем именно пение мамы целительно для малыша. Особенно полезны ему колыбельные. Во время пения колыбельных у мамы снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление. Ребенок поющей мамы получает больше кислорода, его сердцебиение гармонизируется, а колебания околоплодных вод нежно массируют тело малыша, помогая ему созревать. Кроме того, это прекрасный дыхательный тренинг для мамы и ребенка. Колыбельные – первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Поющая мама растягивает слова, акцентируя гласные. Так дети лучше усваивают звуковой строй речи, быстрее развивают языковые навыки. Чтение ребенку поэзии оказывает подобный эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием животика и если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи.

Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности также чрезвычайно важно. Беременная женщина, как никто другой, является сосредоточением различных энергий, структурирующих материю. Она носит в себе новое существо. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образования или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо приложить, по возможности, все силы, чтобы направить свою психическую или физическую энергию по наиболее правильному для ребенка руслу. К этому оказываются причастны, так или иначе, все окружающие люди: как члены семьи, так и все общество в целом. Будущая мать просто источает любовь, проявляя свой творческий потенциал. Здесь нет также готового перечня рецептов. Мы просто пытаемся дать почувствовать дух, атмосферу, которая может быть создана, и выдвигаем несколько предложений, касающихся физического, эмоционального и ментального уровней. [9; с. 93]

Рассмотрим идею сознательного отношения к питанию. Мы все знаем о важности выбора здоровой, полезной пищи и сбалансированного меню. Однако механический прием пищи ведет к потреблению лишь химических элементов, которые поступает (всасываются) через желудок в пищеварительную систему. В летнее время фрукты, овощи и злаки накапливают значительное количество солнечной энергии, которая может быть утилизирована при тщательном и медленном пережевывании. Об этом говорят все специалисты по диетическому питанию. Если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она передает тем самым ребенку, культуру питания, традиции своего народа. Кроме того, она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положительное отношение к пище. [1; с. 72]

Психологи и психиатры выявили наличие  существенного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия, закрепощения. Радость же заставляет наше сердце "петь". Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках ощущение радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достичь такого внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль играет отец. Отношение к жене, ее беременности и ожидаемому ребенку - важнейшие факторы, формирующие у ребенка ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывает влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Ребенок еще во внутриутробном состоянии учится определять реакцию мамы на положительные и отрицательные стрессовые факторы и зачастую перенимает ее поведение позднее. Нейрологи утверждают, что если резкое учащение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения, скорее всего, будет эмоционально устойчив. [4; с. 37]

Многие женщины отмечают, что во время беременности у них появляется рефлекс защиты своего ребенка как существа, уже рожденного. Поэтому они сознательно подавляют в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его в необходимых случаях. В это время ребенок " записывал" на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые нужно и можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывается основа сильного, выносливого человека. [1; с. 93]

Во время беременности в женщине часто просыпается желание заниматься давно забытыми или даже непривычными делами: рисовать, петь, танцевать, мастерить, читать иные книги, слушать иную музыку. Возможно, это малыш просит удовлетворить свои потребности, нуждается в творчестве. Очень часто будущие мамы, занимаясь рисованием, говорят, что картину нарисовал малыш, или, музицируя, выбирают инструмент, звучание которого понравилось ребенку. Главное, что родители и дети приобретают в совместном творчестве опыт эмоционального общения, гармоничного сосуществования друг с другом, который останется с ними в дальнейшей жизни.

Мы все разделяем ответственность за то, что природа возлагает на женщину и на родителей. Каждый из нас несет определенную долю ответственности за приходящего в этот мир ребенка.

Характер связи между эмоцией матери и судьбой будущего ребенка столь сложен, что даже простая типологизация эмоционального содержания ожидания ребенка и, тем более, изучение внутренней структуры и динамики этого феномена, требуют основательного и длительного изучения, которое ориентировано на будущее и может быть начато уже сейчас.

Известно, что некоторые эмоции беременной, такие как уверенность, независимость, успех, ответственность, укрепляют общую для матери и внутриутробного ребенка приспособительную систему, другие - вина, тревога, страх, подавленность, чувство беспомощности - угнетают развитие младенца как впрямую (на относительно поздних сроках), так и косвенно (через конденсацию опыта родов у младенца, выношенного и рожденного такой матерью). Понятие "сгущение опыта" появилось в работах американского психолога Станислава Грофа, который, работая с измененным сознанием пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставленные в психике человека родовым процессом. С точки зрения С.Грофа, эти следы образуют одну из четырех "перинатальных матриц". В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациенты переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение опасности для жизни. Вторая фаза, совпадающая с первой клинической стадией родов, - это время, когда " существование кажется лишенным смысла", происходит концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и безысходности. Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения, ярости, сопротивления. Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время рождения опыт избегания или сопротивления будет действовать в новых ситуациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению - с опытом внутриутробной жизни; похожие ситуации оживляют, сгущают этот опыт. Таким образом, девочка, прожившая эмоционально неблагополучную внутриутробную жизнь, накопит во время рождения и в раннем детстве опыт, который будет оказывать влияние на течение беременности и родов, когда она сама станет матерью. Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами. Вопросы о возможности разорвать замкнутый круг не могут быть безразличны специалистам в самых различных областях - педагогам, психологам, медикам. Единая концепция пренатального воспитания пока не создана именно в силу растянутости предмета по разным сферам практики. [11; с. 43 - 45]

Женщины обладают хорошо развитым воображением. Они могут успешно использовать это качество при формировании своего будущего ребенка. Если воображение направлено на культивирование добродетелей, таких как любовь, доброта, милосердие, то оно способно творить чудеса. При этом не следует сосредоточиваться на половой принадлежности будущего ребенка. Уже до рождения малыш нуждается в уединенном общении с мамой, когда она, касаясь ладонью живота, разговаривает с ним вслух ласково, нежно. Говорите с ребенком обо всем, что вам важно сказать ему. Познакомьтесь с ним, расскажите, как ждете его и любите. Важно быть искренней с малышом. Чувствуя беспокойство, не стоит маскировать его радостными интонациями. Ребенок чувствует вас телом, слышит биение сердца, а не только голос. В те моменты, когда вы испытываете эмоции, с которыми трудно справиться, обратитесь к малышу и объясните, что ваши переживания не касаются его, он любим вами по-прежнему. Этим вы обезопасите ребенка.

Познакомьте малыша с теми, кто вместе с вами ждет его появления на свет. Пусть ребенок услышит их голоса. Наблюдая за реакцией ребенка, вы уже во время беременности научитесь чутко реагировать на его желания, и это пригодится вам в дальнейшей жизни с малышом. Общаясь с малышом во время беременности, развивая его до рождения, всегда опирайтесь на свою интуицию. Занимаясь с ребенком, сохраняйте естественность и спонтанность общения. Не стоит превращать занятия в регулярную обязанность для отца ребенка, если он еще не готов к активным действиям. Иногда будущим папам для начала бывает достаточно рассказов о том, как ребенок барахтается, наблюдений за шевелением живота, любопытных прикосновений, а после появятся и слова для будущего ребенка, возникнут ритуалы приветствия, стихи и песни ему.

Ребенок, появившись на свет, не расскажет родителям о том, что он чувствовал, познавал в утробе матери, но будет помнить те несколько месяцев совместной жизни, которые вы подарите ему, общаясь с ним во время беременности. Как помнят любящие люди "самое начало" совместной жизни – первые прикосновения, звуки и запахи, первые слова, сказанные друг другу, так и малыш возьмет с собой в жизнь первый опыт любви, который подарят ему родители.             Осознанное влияние на силы подсознания следует строго контролировать. Необходимо проявлять большую осторожность, чтобы избежать навязывания каких-то скрытых желаний. Дети не должны быть средством своеобразной компенсации неудач родителей или достижения их амбициозных притязаний. Они - свободные существа, обладающие правом на собственную жизнь. Главная задача заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить в последующем.

Заключение.

Понятие "раннее развитие" прочно заняло свое место в современном мире. Информация для ребенка в пренатальный и перинатальный период развития - это не желание и не возможность. Это для него - необходимость. Занимаясь с ребенком ранним развитием, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и, тем самым, даем ему возможность хоть частично утолить пылающую в нем жажду знаний об окружающем мире. Каждый родитель скажет, что видеть ребенка как творческую личность, видеть его успехи в выбранной им самим сфере - предел мечтаний, цель всего воспитательного процесса. Именно на это может и должно быть направлено средство достижения поставленной цели - раннее развитие.

Раннее развитие - это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха в любой области деятельности. Самое важное, что такое целеполагание позволяет выйти из тесных рамок разнообразных методик и разработать свою, подходящую именно для своего ребенка методику предоставления информации, а также вовремя ее корректировать.

Здоровье, характер и будущие качества ребенка, бесценного сокровища, врученного матери Природой на хранение, зависят от нее самой. Сегодня человечество все отчетливее понимает, что отсчет жизни начинается не в момент появления ребенка на свет, а гораздо раньше. Маленький эмбрион, без сомнения, способен воспринимать внешний мир. Родители не должны дожидаться часа физического появления ребенка на свет, он уже есть, они должны любить его и быть его покровителем не жалеть времени на общение с плодом, разговаривать с ним, и, родившись, он начнет почти сразу же узнавать родителей; относиться с нежностью и вниманием готовящейся стать матерью, потому что ее тревоги, переживания и обиды обязательно отразятся на физическом и психическом здоровье ребенка. Родителям необходимо помнить, что ничто из предложенного ими ребенку, не пропадет даром.


Литература

1.                Бертин А. «Воспитание в утробе матери»: Пер. с франц. - М., 1992.

2.                Брехман Г.И. Перинатальная психология - проблемы живущих и человек будущего  1998

3.                Брусиловский А. И. «Жизнь до рождения». Москва 1991.

4.                Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку во период беременности// Вопросы психологии, 1997. №6

5.                Винникотт Д. В. «Маленькие дети и их матери». Москва 1998.

6.                Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия М., 2002

7.                Захаров А.И. «Ребенок до рождения» СПб., 1996.

8.                Ланцбург М. Е. Что такое пренатальное воспитание и зачем оно нужно?

9.                Филиппова Г. Г. «Психология материнства и ранний онтогенез» М., 1999.

10.           Фонарев А.М. «Внутриутробное развитие ребенка» М., 1968

11.           Шмурак Ю. И. «Перинатальная общность» журнал "Человек" №6 1993г.