Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра экономической теории
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему:
«Социальная политика и ее основные направления»
Исполнитель: |
||
|
000000000000000000 |
|
|
Специальность ФК |
|
|
№ зачетной книжки |
00ФФБ0000 |
Руководитель |
||
|
000000000000000000 |
2008
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………2
2. Сущность социальной политики и ее основные направления…………….4
3. Социальная защита населения……………………………………………….8
4. Нормативно правовые акты социальной защиты населения……………..14
5. Особенности современной социальной политики в России……………...18
6. Дальнейшее развитие социальной политики……………………………...23
7. Практикум……………………………………………………………………27
8. Заключение…………………………………………………………….…….30
9. Приложения………………………………………………………………….31
10. Список использованной литературы……………………………………….32
1. Введение
Степень благополучия общества в целом, в конечном счете, определяется благополучием его членов. Именно это - высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне - является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, которые имеет многовековые традиции в становлении системы социальной защиты населения.
Развитие помощи нуждающимся многие историки - исследователи связывают с периодом распространения христианства. Например, с 10 века на Руси нищелюбие и милостыня стали считаться благодеянием. В дальнейшей российской истории можно выделить 6 основных этапов становления системы социальной деятельности:
1 этап - 1551 год по 1725 год - формирование и реализация идеи государственного презрения,
2 этап - 1725 год по 1796 год - формирование системы общественного презрения;
3 этап - 1796 год по 1917 год- совершенствование системы общественного презрения и частной благотворительности;
4 этап - 1917 год по 1918 год - переломный момент, возврат к модели государственного презрения;
5 этап - 1918 год по 1991 год - становление и реализация советской модели социальной деятельности государства;
6 этап - 1991 года по настоящий момент - формирование современной российской модели социальной защиты населения.
В России в настоящее время практически заново складывается система социальной защиты в связи с экономическим и социально-политическим реформированием. Российские граждане переживают непростые времена. Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством. Нужно отметить, что многие европейские страны (Германия, Франции, Италия) после 2 Мировой войны остановили свой выбор именно на социальном типе государства. В России общественное сознание еще не в полной мере ощутило новое понятие государства, которое должно быть демократическим не только в политическом, экономическом, но и в социальном направлении, должно закрепить это в своих законах. Основные направления, закрепленные Конституцией РФ в области социальной политики, получили свое развитие в действующем законодательстве. Законодательная база, охватывающая вопросы социальной защиты населения продолжает развиваться и расширяется, принимаются новые законы, указы Президента и постановления Правительства, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые и действующие в настоящее время нормативные акты, происходит становление законодательства.
2. Сущность социальной политики и ее основные направления
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.
Политика - это:
- отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения упрочнения власти;
- система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;
- практическая деятельность по реализации политического курса, по
достижению политических целей;
- участие во властных отношениях граждан, политических деятелей,
общественных организаций;
- искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы,
возможности, психологические, профессиональные, и иные качества.
Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства - власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия.
Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.
Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп и общества в целом.
Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе посредством интересов основных социальных групп населения.
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.
Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
· гуманизм, социальная справедливость;
· системность, непрерывность, преемственность;
· сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
· открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики - наличие «обратной связи» органов управления с массами);
· демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
· действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
· адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций - относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:
· выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
· оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
· интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
· прогностическая;
· социальная защита населения;
· управление социальными процессами и др.
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики - гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока:
А) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
Б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).
Также на основе анализа деятельности современных государств можно выделить следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа. В.М.Капицин, к числу ее основных направлений относит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2) поддержку семьи, материнства, детства и отцовства; 3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; 4) поддержку престарелых и инвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) охрану окружающей природной среды; 7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев.
Итак, по сути говоря, смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны.
3. Социальная защита населения.
Понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в 1935г. в тексте принятого закона. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.
Данный термин органически вписался в аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.
В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились. Этому способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.
У нас термин «социальная защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.
При формировании эффективной системы социальной политики можно выделить основные направления в этой области.
Первое направление - поддержка беднейших слоев населения (больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума. Нормативно- статистический метод его расчета предполагает оценку составляющих нормативного набора продуктов питания по средним ценам покупки, а затраты на непродовольственные товары, услуги и т.д. определяется по их фактической доле в общих расходах 10% наименее обеспеченных семей. Считается, что объем и структура расходов прожиточного минимума дают возможность удовлетворить необходимые потребности различных категорий населения при минимальных затратах.
Теоретически прожиточный минимум является чертой, ниже которой государство не должно допускать снижение жизненного уровня своих граждан, обеспечивая им материальную поддержку. Поэтому самое сложное - примирить в его величине и наборе компонентов требования научной обоснованности, ресурсной обеспеченности и социальной допустимости.
Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг:
-денежные выплаты;
-талоны на бесплатное питание и приобретение одежды;
-обслуживание на дому престарелых и инвалидов;
-предоставление мест в домах для престарелых и инвалидов и т.д.
Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено федеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами.
Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь и попечительство. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.
Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного лица. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска.
Социальный риск - это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:
-осуществляется частными компаниями (добровольное);
-осуществляется государством (принудительное);
Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старости. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не работает.
Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью. Одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.
Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в организационном отношении вариант. Однако, этот способ непригоден если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду.
В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат.
Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства.
Характерной чертой попечительства является финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов.
В связи с реформированием системы социальной защиты возникает вопрос о минимуме социальных гарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходных условиях. В современных условиях эти гарантии ограничиваются социальной помощью малообеспеченным. Такая система помощи является по существу системой гарантии минимального дохода (ГМД). Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкой уровня дохода (ОУД). Здесь социальная помощь не ставит своей задачей покрыть разницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода. Она, также, не предполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне прожиточного минимума.
Второе направление - обеспечение права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии.
Обобщив трактовки категории «социальная защита», можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).
К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы.
Социальная защита работников включает в себя следующие направления:
-создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;
-обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;
-обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.
Третье направление - регулирование занятости населения. Сюда входит разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест в государственном и негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов. Эти программы обязывают некоторые виды предприятий предоставлять определенный процент от общего числа рабочих мест для инвалидов.[7, C. 65-89]
Разрабатываются определенные программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения на рынке труда возможны в будущем. В соответствии с этим происходит подготовка и переподготовка кадров, перемещение и переквалификация рабочей силы. Кроме того, биржи выплачивают пособия по безработице.
К примеру, в России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (первые 3 мес. - 75% от заработка на последнем месте работы, следующие 4 мес. - 60%, далее - 45%). По истечении года - минимальная заработная плата.
В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее не работать, чем работать.
Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определенном уровне.
Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.
В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайне малого обеспечения несут местные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.
Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан.
4. Нормативно правовые акты социальной защиты населения
В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.
Глава 1 Конституции РФ - «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит:
1. Российская федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.
Глава 2 Конституции РФ - «Права и свободы человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени. Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Конвенция международной организации труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.
Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.
С рядом государств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с Финляндией).
К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами.
Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.
Социальная политика - это часть внутренней политики государства, на что в своих трудах указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных регионах, закрепляются структура и форма деятельности государства и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику.[4, C. 87]
Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина. Серьезным шагом в этом направлении явилось принятие Закона о пенсиях в 1990 году, который ликвидировал различие в пенсионном обеспечении рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозников, с другой. В условиях рыночной экономики очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцам и т. д.
Главная идея социального обеспечения - идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).
Предметом особой заботы государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды.
5. Особенности современной социальной политики в России
Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод [6, с. 293].
Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием, чему мы, россияне, являемся непосредственными свидетелями.
Особенностью современного российского государства является и то, что оно выступает феноменом процесса, характеризуемого, по большому счету, тем, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие российского общества.
Особенность современного этапа российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции по этому вопросу). Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) - это именно так [6, с.239] .
Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительное большинство.
А ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения [3, с. 415].
В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это - иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взрыва и нестабильности в обществе [6, с. 43].
Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешнее России, когда в социальной структуре имеет место маргинальный слой (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают маргинальные группы в материальном отношении: свехбедные и сверхбогатые, причем в соотношении (по уровню доходов) 1 : 20 : 50 и более ( по данным разных источников). Хотя в развитых странах это состояние составляет 1 : 5 : 10 [6, с. 44].
Политики (правящие круги) понимают взрывоопасность такой ситуации. И поэтому, принимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но они часто непоследовательны, а принимаемые меры оказываются далеко неполными и, самое главное, плохо реализуются.
Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств, прения об общем, особенном и единичном в организации социальной защиты населения в разных странах позволят значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения (а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества), разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неимущих и малообеспеченных слоев населения.
Известно, что в разных странах сложилась разная система социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, в США и Японии делается акцент, в основном, на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство. Так, к примеру, для Германии и Дании характерен широкий охват социальной сферы государством [5, с. 31].
Показателем развитости системы социального обеспечения, а также типическим признаком моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще [8, с. 12]. Существенным в определении социальной политики того или иного государства являются источники финансирования социальных расходов (бюджетные и внебюджетные). Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные - за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей.
Наиболее развитой системой социальной политики на сегодняшний день принято считать систему социальной политики датского государства.
Так, оно через определенных механизм налогов, сборов и различных денежных платежей, а также их перераспределения делает возможным осуществление такой социальной политики, когда в государстве не существует бедного слоя населения, а уровень социальных противоречий снижен до такой степени, что возникновение различного рода социальных конфликтов практически невозможно. Именно поэтому, Данию принято называть « государством всеобщего благосостояния» [2, с. 32].
Что же касается России, то здесь в плане проведения социальной политики также следует отдавать предпочтение государству, и не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и неразвиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и прежде всего), что они в значительной своей части недостаточно цивилизованы, порой, криминальны (скрытие доходов, игнорирование налоговой системы) [1, с. 54 - 55].
Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.
Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным сегодня в России. Безусловно, это требует оптимального подхода к проблеме приватизации, сроков осуществления разгосударствления, оптимального сочетания различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и «незаангажированные» специалисты.
Как показывает зарубежный (а теперь и отечественный) опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется (в том числе) сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствия всеобщего системного кризиса [5, с. 28].
Но сегодня, несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей, и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.
Главными задачами сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного потребления на уровне 1991 года, повысив потребительские расходы примерно в 1,8 раза [5, с. 28]. Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация. Одна из главных задач - это необходимость повышения размера оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящиеся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т.п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем и другие социальные услуги.
Итак, подводя итоги, можно сказать о том, что на сегодняшний день в России положение ее граждан пока оставляет желать лучшего, хотя нельзя отрицать и тот факт, что государство пытается изменить эту ситуацию посредством различных мероприятий, проводимых в рамках социальной политики. Главная задача последней состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер регулирования общественных отношений. Также, хотелось бы сказать о том, что выработка и претворение этих мер в жизнь должны носить обдуманный характер, т. е. опираться на уже имеющийся свой собственный опыт и опыт иностранных государств в данной сфере, что в свою очередь должно обеспечить эффективность социальной политики, а, значит, и рост благосостояния граждан, социальной справедливости в целом.
6. Дальнейшее развитие социальной политики РФ
«Идеология, в центре которой находится человек» это, на мой взгляд, главный рефрен и принципиальный вывод, сделанный Д.Медведевым в Своем первом послании Федеральному Собранию. Это - объявленная цель, которая имеет для России принципиальный, долгосрочный характер. Но именно цель, а не нынешняя реальность. Потребуется смена политического курса. Необходимо заметить, что важнейшим условием этого является смена идеологии относительно социальной политики.
Социальная политика долгое время рассматривалась за рубежом, в СССР и особенно в России как неизбежный `довесок`, `дополнение` экономической политики, которая вела к снижению темпов роста экономики, ухудшению экономических показателей, а иногда и экономическому кризису.
К 2008 году в России наметилась тенденция изменения отношения к социальной политике. Вплоть до кризиса 2008 года эта тенденция усиливалась, но (что примечательно) именно в условиях кризиса руководство страны заявило, что оно не будет пересматривать своих социальных приоритетов. Более того, в своем первом послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года Д. Медведев подчеркнул, что `все социальные гарантии должны быть предметом повседневной заботы Правительства`, а `действия, ущемляющие социальные гарантии, не просто аморальны, но и незаконны`.[9, с. 17].
Эта позиция в целом отражает генеральную тенденцию в развитии человечества в XXI веке. С превращением в конце ХХ века человеческого потенциала в главный фактор развития, изменилась и роль социальной сферы в экономике. Она стала определяющим фактором экономического развития, может быть, в еще большей степени, чем финансовая или экономическая политика. Можно признать, что в начале XXI века социальная политика в ведущих странах мира стала приоритетной по отношению к финансово-экономическому блоку. И это только начало. Уверена, что уже в ближайшие годы политический курс развития страны будет определяться, прежде всего, ее социальной политикой.
В силу ряда причин в центре общественно-политического и научного внимания в России в последние годы находились проблемы преимущественно экономического и финансового характера. Именно с этих позиций нередко (а, точнее, почти всегда) рассматривались и остальные проблемы развития. В том числе социальные, политические и даже философские.
Мне кажется не случайным тот факт, что к 2008 году этот подход стал меняться. Элита - правящая и экспертная - осознала, что экономические и финансовые тенденции являются лишь частью более общего социально-политического процесса, что экономика и финансы `социализировались`, а макроэкономический подход к управлению страной не эффективен. Как справедливо признает К.Юдаева, `Сейчас в политологической литературе появились работы, в которых более тщательно исследуется взаимосвязь между экономическим развитием, социальным развитием, изменением ценностей в обществе, и изменением структуры`.
Мне представляется, что эта тенденция не случайное, а вполне объективное явление. После неолиберализма 90-х годов в политике, финансах, экономике и идеологии, неолиберализм сохранился в экономической и финансовой политике последнего десятилетия. Элита, экспертное сообщество стали осознавать, что финансово-экономические тренды не только не единственные, но в ряде случаев и не определяющие. В целом же это вынужденное признание является лишь отголоском той мощной тенденции социализации всей экономической и общественной жизни, которая стала фактом на Западе.
Суть ее отнюдь не проста. Она не сводится просто к улучшению социально-экономических условий жизни граждан или росту расходов `на социалку`. Проблема заключается в том, чтобы понять зависимость политики, экономики и финансов от социальной политики вообще. В ее самом широком понимании. В том числе и с точки зрения ценностной ориентации общества, взаимоотношений в обществе отдельных социальных групп. И прежде всего стремительного роста с конца XX века человеческого фактора во всех областях жизнедеятельности общества.
Все это привело к тому, что в развитых странах уже в последней четверти XX века именно социальная политика стала доминировать над политикой экономической, финансовой, военной и любой иной. К России осознание этого вывода еще только приходит. Как мы видим с большим опозданием. Еще большим даже чем осознание особенностей нового этапа научно-технической революции. Ликвидировать это отставание эволюционно невозможно - слишком оно велико. Вот почему для нынешней России, важнейшим условием достижения опережающего развития, является радикальное изменение социальной политики.
К сожалению, здесь делается далеко не все. Точнее просто мало. А иногда и против общей тенденции. Так, например, на мой взгляд, очевидно, что необходимо провозгласить курс на всеобщее высшее образование к 2025 году. У нас уже сейчас, борясь за качество высшей школы, идет сокращение ВУЗов.
Радикальное изменение социальной политики должно быть направлено на 4 социальные группы населения:
- нетрудоспособное меньшинство;
- средний класс (который должен составлять большинство);
- интеллигенцию, как фундамент развития человеческого потенциала;
- креативную группу, то меньшинство, которое, однако, в будущем и будет определять темпы развития экономики, общества и государства.
В основе быстрого развития общества, экономики и государства лежит средний класс - фундамент появления творческих социальных групп: интеллигенции и креативной группы.
Сегодня стало уже аксиомой говорить о радикальном изменении экономической политики, все чаще говорят (справедливо) о коренных изменениях в финансовой и социально-экономической политике. Но за скобками остается пока что крайняя необходимость изменения политики социальной. Речь идет не столько о ее социально-экономической составляющей (это уже все понимают). А именно о социальной политике создания передового, (образованного, информированного, культурного и, конечно же, материально обеспеченного) класса - класса интеллигенции. Этот класс должен, очевидно, доминировать в экономике знаний составлять абсолютное большинство граждан и формировать основу, из которой будут рождаться креативные социальные группы. Причем в массовом порядке.
На уровне политической риторики изменения есть, и они похоже, необратимы. Уже стареющий коммунизм распинался перед Человеком, его именем и благом (формула, немыслимая для предыдущей советской, да и российской истории). Теперь приходится заниматься `сбережением народа`, плавно перетекающим в идеи `вложений в человека`, `человеческого капитала` как основного достояния. Это уже прогресс, достигнутый за 2005-2008 годы, если вспомнить десятилетия бездействия. [9, с. 17]
Практикум
Таблица 1
Расходы бюджета РФ
На социально-культурные мероприятия в 1995-2003 гг.
(млрд руб;
до
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
ВВП |
1428,5 |
2007,8 |
2342,5 |
2629,6 |
4823,2 |
7305,6 |
8943,5 |
10834,1 |
13285,2 |
Расходы бюджета всего, в том числе: |
486,1 |
652,7 |
839,5 |
842,1 |
1258,0 |
1960,1 |
2419,4 |
3422,3 |
3964,9 |
На социально-культурные мероприятия |
129,1 |
188,4 |
270,5 |
245,7 |
367,0 |
536,4 |
727,6 |
1356,8 |
1175,5 |
Уд. вес социальных расходов в расходах бюджета (%) |
26,6 |
28,9 |
32,2 |
29,2 |
29,2 |
27,4 |
30,1 |
39,6 |
29,6 |
Уд. вес социальных расходов в ВВП |
9,0 |
9,4 |
11,5 |
9,3 |
7,6 |
7,3 |
8,1 |
12,5 |
8,8 |
В 1997-2000 гг. совокупные государственные непроцентные расходы в России сократились более чем на 10 % ВВП, причем такое сокращение было практически полностью «достигнуто» посредством снижения расходов на социальную защиту, образование и здравоохранение. Социальные расходы снижались (в процентах ВВП) по сравнению с докризисным уровнем вплоть до 2000-2001 гг.; затем они несколько выросли. В последнее же время федеральное правительство прямо продекларировало намерение сосредоточиться на ряде социальных приоритетов, заявив, прежде всего о том, что в рамках «создания условий для повышения конкурентоспособности человека» необходимо сконцентрировать усилия на реформе образования. Далее, провозглашена задача повышения эффективности системы здравоохранения, поскольку ныне существующая система характеризуется дефицитом финансирования области, неудовлетворительной материально-технической базой, неэффективностью использования ресурсов, что негативно отражается на доступности и качестве медицинской помощи населению. [9, C. 39]
Таблица 2
Расходы на государственное управление и оборону за 1993-2003 гг.
(в % от расходов бюджета) [10, C. 52]
Нац. оборона |
Гос.управление |
Итого |
|
1995 |
19,75% |
1,58% |
21,33% |
1996 |
18,40% |
1,55% |
19,95% |
1997 |
19,69% |
2,19% |
21,88% |
1998 |
16,15% |
2,38% |
18,53% |
1999 |
16,03% |
2,35% |
18,38% |
2000 |
16,47% |
3,03% |
19,50% |
2001 |
17,93% |
3,40% |
21,33% |
2002 |
14,57% |
8,91% |
23,48% |
2003 |
17,50% |
3,40% |
20,90% |
Если сравнить динамику расходов на социальные нужды и расходов на государственное управление в графиках, то можно заметить, что они идут практически параллельно друг другу, различие составляет порядка 5-10 %. Видим, что на социальные нужды выделяется почти треть бюджета, на оборону и управление – около пятой части. Эти области являются одними из самых расходных в бюджете. Приоритет же отдается социальным нуждам, и это не может не радовать. Следовательно, государство проявляет заботу, прежде всего о социальной поддержке и развитию этой области, нежели оборонной отрасли.
Заключение
Конечно, сегодня Россия находится в тяжелом социально-экономическом положении. Что обусловлено ее непростым и запутанным процессом социльно-исторического развития. Перед нашим обществом стоят тысячи нерешенных проблем. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера.
Сложившаяся ситуация требует незамедлительного принятия нами специальных мер, направленных на ее изменение. Но, так получилось, что сами люди, каждый в отдельности, не могут повлиять на эту ситуацию, уж слишком запутанной является система «человек - общество - государство», и каждый в ней - лишь только маленький винтик.
Поэтому в нынешнее время просто необходимо, чтобы все требующиеся меры по улучшению сложившейся ситуации принимались «сверху» (т.е. посредством государственных решений) и плавно вводились в сложную систему решения социальных проблем. Действия государства в данной области принято называть социальной политикой. Последняя в свою очередь должна способствовать гармонизации интересов личности и общества, гарантировать защиту интересов человека, его прав и свобод.
Одна из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.
В ходе проведения работы мною была достигнута основная ее цель, т. е. я
изучила теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее
реализации на практике.
Приложения:
РАСХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО
БЮДЖЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ в
|
Млрд. руб. |
В процентах к итогу |
Расходы - всего |
5692,3 |
100 |
в том числе: |
|
|
на образование |
1342,3 |
23,6 |
на культуру, кинематографию и средства массовой информации |
247,2 |
4,3 |
на здравоохранение и спорт |
1385,7 |
24,3 |
на социальную политику |
2717,2 |
47,7 |
Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика» |
||||
|
2007 год (закон) |
Проект федерального бюджета |
||
|
|
|
||
Общий объем ассигнований (млрд. руб.) |
215,5 |
273 |
362,4 |
427,5 |
Рост к уровню предыдущего года (%) |
|
126,6 |
132,7 |
118 |
Удельный вес в общих расходах федерального бюджета (%) |
3,9 |
4,2 |
5 |
5,3 |
|
||||
Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 14 (331), 2007 |
Таблица 15 Структура расходов по разделу «Социальная политика», в % |
|||
Подразделы |
Проект бюджета |
||
|
|
|
|
Пенсионное обеспечение1 |
67,1 |
67,6 |
68,6 |
Социальное обслуживание населения |
1,5 |
1,2 |
1,1 |
Социальное обеспечение населения |
30 |
30,1 |
29,3 |
Охрана семьи, материнства и детства |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
Другие вопросы в области социальной политики |
0,5 |
0.4 |
0,4 |
|
|||
1 Основной объем ассигнований направляется на пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению и пожизненное содержание судей. |
|||
|
|||
Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 14 (331), 2007 |
Список литературы:
1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н.
А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 427с.
2. Шаронов А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист.- №1, 1999.-с. 48-55.
3. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М. ЮНИТИ 2000г.
4. Тетерский И. О. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2004.- 496 с.
5. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 692 с.
6. Шаронов А. Социальная сфера и социальная политика, умеренная либерализация // Российский социально-политический вестник. - №1, 1998.- с. 19 - 26.
7. Холостова Е. И. Теория социальной работы: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - 334 с.
8. Пешехонов Ю. В., Водопьянов С. В. Современные проблемы финансирования социальной сферы // Финансы. - № 3, 2001. - с. 20 - 39.
9. Каштанов А. Б. Вопросы социального обеспечения // Общественно – информационный журнал. 2008. № 19, 23
10. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. – М.: Финансы и статистика, 2004
11. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 14 (331), 2007