Содержание

1. Виды контроля и их классификация. 3

2. Главное управление Федерального казначейства. 8

Список литературы.. 14


1. Виды контроля и их классификация

Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни

Контроль это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленных целей. Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел  различных областей общественной и  государственной жизни, в выявлении факторов и условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей. [1]

Контроль дает информацию о процессах происходящих в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.

Контроль как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность предприятия или отдельных его производственных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и подразделения предприятия, а также направления его деятельности способствуют достижению намеченных целей и достижению результативности деятельности предприятия. Следовательно, контроль, является функцией управления, выступает средством обратной связи между объектом управления и системой управления, информируя о действительном положении управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения.

Он способствует укреплению законности, правопорядка, государственной, договорной и исполнительской дисциплины. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех звеньев управления высокий профессионализм, компетентность, деловитость и оперативность, что является немаловажным фактором успешного решения политических и экономических задач в условиях рыночной экономики.

По организационным формам внешний финансовый контроль подразделяется на государственный (вневедомственный), ведомственный и аудиторский.

Государственный контроль осуществляется государственными и административными органами контроля.

Ведомственный контроль проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий, организаций и учреждений. Такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок в подведомственных предприятиях и организациях.

Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью предприятий независимыми специализированными аудиторскими фирмами или частными лицами, имеющими лицензию на проведение контроля. Его цель состоит в том, чтобы проверить достоверность финансовой отчетности и бухгалтерского баланса, установить соблюдение действующего порядка финансовых и хозяйственных операций, правильность их отражения в аудите.

Функция контроля в управлении рассматривается как процесс, при помощи которого руководство получает информацию о действительном состоянии дел по выполнению планов, о ходе решения задач. Этот процесс состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и корректировки действий в случае, если имеются большие различия между результатами и установленными стандартами. Главной причиной необходимости контроля является то, что организация должна обладать способностью вовремя выявлять свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению ее целей.

Принято различать 3 вида контроля: предварительный, текущий, заключительный.[2]

Предварительный контроль – начинается до решения управленческой задачи. Он проводится до и во время определения цели и задач деятельности, планирования операций по решению задач. Предварительный контроль осуществляется в ходе анализа результативности разработанных правил и процедур, а также выявления оптимального варианта будущего управленческого процесса путем моделирования его характеристик.

Текущий или оперативный контроль – осуществляется от начала управленческой или хозяйственной операции до момента достижения требуемого результата. Цель текущего контроля – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и инструкций. Как правило, это функция руководителя.

Текущий контроль может также осуществляться специальным контрольным отделом, подчиненным, как правило, руководителю высшего звена.

Третий вид контроля – заключительный, т. е. контроль результатов решения задачи. Заключительный контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования видов деятельности, подобных или отличающихся от сделанной работы, и способствует усилению мотивации. Положительной стороной этого вида контроля является возможность поощрения за успешно выполненную работу.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Согласно этим актам аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную Российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Организация государственного регулирования аудиторской деятельностью возложена на комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово хозяйственной деятельности и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежания штрафных санкций.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых при создании акционерных обществ, посредничество в заключении торговых сделок; и др.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля, его полную, в том числе экономическую, независимость от государственных, ведомственных управленческих структур.

2. Главное управление Федерального казначейства

Федеральное казначейство создано указом Президента №1556 от 8 декабря 1992 года "О федеральном казначействе" как единая система, включающая Главное управление федерального казначейства Минфина и территориальные органы по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Задачи казначейства, возложенные на него указом: [3]

организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета РФ, управление средствами на счетах казначейства;

регулирование финансовых отношений между бюджетом и внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов;

оперативное управление финансовыми ресурсами и прогнозирование их объемов;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и представление отчетности высшим законодательным и исполнительным органам РФ;

управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга вместе с Центральным банком РФ;

разработка инструкций по вопросам своей компетенции.

Статус Федерального казначейства регулируют указ Президента №1556 от 8 декабря 1992 года "О Федеральном казначействе" и Положение о Федеральном казначействе РФ. Главное управление федерального казначейства РФ является структурным подразделением Центрального аппарата Министерства финансов РФ и подчиняется министру финансов РФ. Казначейство возглавляет руководитель федерального казначейства - начальник Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Пунктом 2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. N 984) установлено, что Министерство финансов РФ (Минфин РФ), министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации.

Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Взаимоотношения Минфина РФ с финансовыми органами более низкого уровня строятся на основе координации их деятельности.

Основными задачами Минфина РФ являются разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики, а также соглашение проекта и исполнение федерального бюджета, в частности его доходной части.

В соответствии с возложенными на него задачами. Минфин РФ осуществляет следующие функции в налоговой сфере:[4]

разработку мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране;

разработку проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации;

обеспечение исполнения федерального бюджета, финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

разработку с участием ГНС РФ, ФСНП РФ и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения;

проведение по поручению Правительства РФ с участием ГНС РФ и с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоров с уполномоченными органами других государств, связанных с заключением межправительственных соглашений об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества, и подписание указанных соглашений от имени Правительства РФ;

участие в формировании таможенной политики страны, в разработке методологии, ставок и порядка взимания таможенных пошлин;

методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности и принятие мер по его совершенствованию, утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, инструкций по их применению и порядку составления отчетности;

обобщение практики применения законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Минфина РФ, разработку и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложений по совершенствованию этого законодательства.

Права Минфина РФ в налоговой сфере определяются в соответствии с его функциями. Минфин РФ имеет также право предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с уведомлением о принятых решениях ГНС РФ.

Минфин РФ издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности и гражданами. Минфин РФ издает в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.[5]

Статус казначейских органов

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе" в Российской Федерации образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство).

Как самостоятельная государственная служба казначейство в России возникло в конце XVIII века. До 1863 года каждое министерство имело свое казначейство, которое ведало сбором доходов и расходованием средств по своему ведомству.

Отношения казначейств строились по нетто - принципу, т. е. ведомственное казначейство передавало Министерству финансов только свободные остатки наличных средств. В ходе финансовой реформы 1863 года в основу кассового устройства России был положен принцип единства кассы, и ведомственные казначейства были ликвидированы. В Министерстве финансов был создан департамент государственного казначейства, а на местах - казенные палаты с губернскими и уездными казначействами. В СССР казначейства не существовало, а кассовое исполнение бюджета осуществлял Госбанк СССР.

В систему органов федерального казначейства входят:

Главное управление федерального казначейства Минфина РФ;

территориальные органы по субъектам Российской Федерации (управления);

территориальные органы по городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах (отделения).

Органы казначейства подчиняются руководителю федерального казначейства - начальнику Главного управления федерального казначейства Минфина РФ в ранге заместителя Министра.

Главное управление федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Минфина РФ и подчиняется Министру финансов РФ.

Органы казначейства являются юридическими лицами и несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных задач. Их деятельность осуществляется в соответствии с Положением о федеральном казначействе Российской Федерации (утверждено Постановлением Совета Министров РФ от 27 августа 1993 г. по 864 "О федеральном казначействе Российской Федерации"), в котором были определены принципы их построения, задачи и функции, а также установлены их права и обязанности. В процессе формирования казначейских органов к ним перешла часть функций Центрального банка РФ, налоговых инспекций, финансовых органов.[6]

Главной задачей казначейства является бюджетное и финансовое исполнение республиканского бюджета Российской Федерации и финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов. Через казначейство происходит перераспределение сумм поступивших налогов "по уровням" - в республиканский, областной, городской (районный) бюджеты. Казначейские органы участвуют в сборе налогов, а также осуществляют по представлению государственных налоговых инспекций возврат из республиканского бюджета Российской Федерации излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей.

Значительное внимание при взаимодействии казначейства с другими органами уделяется исключению дублирования и параллелизма в их работе. Особое внимание уделено созданию единой телекоммуникационной компьютерной системы казначейства.

Закон о казначействе в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.



Список литературы

1.     Аудит и ревизия. Справ. Пособие/Под ред. И.Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 2004г.

2.     Аудит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И.Подольского.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999г.

3.     Аудит предприятия. Учебное пособие/Сост. В.В. Нитецкий, Н.Н. Кудрявцев М.: Дело, 1996г.

4.     В помощь бухгалтеру и аудитору/справочно-методическое пособие/ Авт. - сост. Н.П.Барышников. Том 1,2 . Изд-е 3-е.- М.: Информационно - издательский дом “Филин”, 2000г.

5.     Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. – М.:ИНФРА-М, 2003г.

6.     Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль:  М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003г.



[1] Аудит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И.Подольского.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999г. с.32

[2] Аудит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И.Подольского.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999г. с.36


[3] Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. – М.:ИНФРА-М, 2003г. с.81


[4] Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль:  М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003г. с.75


[5] Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. – М.:ИНФРА-М, 2003г. с. 89


[6] Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль:  М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003г. с.77