Федеральное агентство образования РФ

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово – экономический институт






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория экономического анализа»



Вариант №2



Студента


Номер личного дела

5УБД44506

Специальность

Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

Курс

4

Форма обучения

периферия



Руководитель

Вехорева Алла Алексеевна






Архангельск 2008

Вариант 2

1. Преобразуйте факторную модель N=F*λf в модель, отражающую зависимость объёма выпуска продукции от среднегодовой стоимости основных фондов предприятия, удельного веса стоимости машин и оборудования (активной части основных фондов) в общей стоимости основных фондов предприятия и фондоотдачи активной части основных фондов.

N = F*da* λFa,

где N- объем выпуска продукции за год;

           F –среднегодовая стоимость основных фондов предприятия;

 da – удельный вес активной части основных фондов в общей стоимости основных фондов (Fa/ F);

 λFa – фондоотдача активной части основных фондов предприятия.

2. Способом долевого участия определите раздельное влияние изменения среднегодовой стоимости внеоборотных и оборотных активов на изменение рентабельности всех активов.

При расчетах способом долевого участия определяют долю прироста (снижения) каждого вида активов (в долях единицы) в общей сумме прироста всех активов. Затем величину влияния изменения стоимости активов на их рентабельность распределяют пропорционально деле участия в этом каждого вида активов.


РЕШЕНИЕ:

Показатель

Идентификатор

Предыдущий год

Отчётный год

Изменение (+,-)

Чистая прибыль,

тыс. руб.

П

8900

10400

+ 1500

Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.

ВА

42600

45400

+ 2800

Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб.

ОА

39800

36200

- 3600

Среднегодовая стоимость всех активов, тыс. руб.

А


82400

81600

- 800

Рентабельность


10,8%

12,75%

+ 1,95%


У (а) =     у      * а

                ∆а + ∆в


У (в) =     у      * в

                ∆а + ∆в

∆ RА (ВА) = + 1,95% * (+ 2800/-800) = - 6,83%

∆ RА (ОА) = + 1,95% * (- 3600/-800) = + 8,78%                

   + 1,95% = - 6,83% + 8,78%

Вывод:

В отчётном году по сравнению с предыдущим годом выручка увеличилась на 500 тыс. руб. Среднегодовая стоимость внеоборотных активов уеличилась на 2800 тыс. руб. Среднегодовая стоимость оборотных активов по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 3600 тыс. руб. Среднегодовая стоимость всех активов снизилась на 800 тыс. руб.    Рентабельность уеличилась на 1,95%              


3. Рассчитайте влияние средней стоимости основных средств и их фондоотдачи на изменение выручки от продаж, применив способ абсолютных ризниц и интегральный метод факторного анализа. Сопоставьте результаты расчетов.

Интегральный метод позволяет устранить недостаток способа элиминирования, когда в расчетах исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга. На самом же деле возникает дополнительное изменение результативного показателя, т.к. факторы действуют взаимосвязано.



РЕШЕНИЕ:

Показатель

Идентификатор

Бизнес - план

Отчётный год

Изменение (+;-)

Выручка от продаж,

тыс. руб.

N

3854,1

3972,3

+ 118,2

Среднегодовая стоимость основных производственных средтв, тыс. руб.

F

265,8

268,4

+ 2,6

Коэффициент фондоотдачи

λf

14,5

14,8

+ 0,3


Интегральный метод факторного анализа:

∆У А = ∆АВ0 + ½ ∆а∆в

∆У В = ∆ВА0 + ½ ∆а∆в

У = АВ

∆У а = 2,6*14,5 + ½ 2,6*0,3 = 37,7 + 0,39 = 38,09 тыс. руб.

∆У в = 0,3*265,8 + ½ 2,6*0,3 = 79,74 + А10,39 = 80,13 тыс. руб.

Метод абсолютных разниц факторного анализа:

∆УА =∆А* В0

∆УВ = А1* ∆В

∆УА = 2,6*14,5 = 37,7 тыс. руб.

∆УВ = 265,8*0,3 = 79,74 тыс. руб.

∆У = У1 – У0 = ∆УА + ∆УВ = ∆У

∆У = 3972,3 – 3854,1 = 118,2 тыс. руб.

∆У = 37,7 + 79,74 = 117,44 тыс. руб.

 Вывод:

Интегральный метод факторного анализа для выявления влияния средней стоимости основных средтв и их фондоотдачи на изменение выручки от продаж является более точным по сравнению с методом абсолютных разниц.


4. Индексным методом определите влияние факторов (количества выработанной продукции и её себестоимость) на результативный показатель – общую сумму затрат.

Вид

продукции

Выработано продукции в натуральном выражении, шт.

Себестоимость единицы выработанной продукции, тыс. руб.

Общая сумма затрат на выпуск, тыс. руб.

Предыду-щий год

Отчет-ный год

Преды-дущий год

Отчет-ный год

Предыду-щий год

Отчет-ный год

А

20000

30000

1,2

1,25

24000

37500

В

25000

20000

1,4

1,42

35000

28400

Итого

45000

50000

1,31

1,32

59000

65900



З = n*s,

где З – общая сумма затрат  на выпуск, тыс. руб;

      n – количество выработанной продукции, шт.;

      s – себестоимость выработанной продукции, тыс. руб.

s = З/ n

Индексный метод. Индексы – это относительные величины, характеризующие соотношение явлений во времени и пространстве. Они применяются для характеристики динамики результативного показателя, а также для измерения влияния отдельных факторов на результативный показатель.

Метод построения и использования индексов для целей факторного анализа называется индексным методом. На практике данный метод применяется только в случае двухфакторной мультипликативной модели.

Рассчитаем влияние факторов – количества выработанной продукции и ее себестоимости – на общую сумму затрат, используя данный метод.

Зависимость общей суммы затрат от количества и себестоимости выработанной продукции отражается формулой:

IЗ =I n*Is = n1*s1 / (n0*s0)

IЗ = 65900/50000 = 1,12

Используя алгоритм данного метода для количественной оценки влияния факторов на результат, необходимо знать следующие правила: при определении количественного фактора качественные факторы взвешиваются на уровне предыдущего (базисного) периода, а при оценке влияния качественных факторов на результат количественные факторы взвешиваются на уровне отчетного года.

С учетом данного правила и последней формулы  индекса объема продаж в результате воздействия двух факторов определим индекс количества выработанной продукции, отражающий влияние количества продукции на изменение общих затрат на выпуск.

IЗ(n) = n1*s0 / (n0*s0) = 50000*1,31 / (45000*1,31) = 1,11

Увеличение количества произведенной продукции привело к увеличению общих затрат на выпуск на 11%.

Индекс себестоимости, отражающий влияние себестоимости единицы произведенной продукции на изменение затрат на выпуск продукции.

 IЗ(s) = n1*s1 / (n1*s0) = 50000*1,32 / (50000*1,31) = 1,008

Увеличение себестоимости единицы продукции привело к увеличению  затрат на производство на 8%.

Правильность расчетов влияния факторов определим путем составления баланса отклонений:

∆ IЗ = IЗ(n)* IЗ(s)

1,12=1,008*1,11

Общая же сумма затрат за анализируемый период увеличилась на 12%.







5. Осуществите сравнительную рейтинговую оценку деятельности пяти акционерных обществ (АО) на основе исходной информации о пяти финансовых показателях аij и коэффициентов их значимости Кj.

Исходная информация для проведения анализа

Номер АО

Финансовые показатели для комплексной оценки (аij)

Коэффи-циент ликвидности

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Рента-

бельность продаж, %

Рента-

бельность капитала, %

Доля собственного капитала в совокупном капитале, %

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Кj

1,5

1,8

1,4

2,0

1,6

2

3,5

3,2

3,1

2,7

2,2

2

30

25

35

26

24

4

28

26

24

38

21

3

14

20

30

18

35

3


Для комплексной оценки хозяйственной деятельности используйте два метода:

- метод суммы мест;

- метод расстояний;

Сопоставьте результаты расчётов по двум методам. Выясните и объясните причины различий.

При применении метода суммы мест суммируются места, достигнутые организациями по отобранным показателям: наименьшая сумма мест означает первое место в рейтинге организаций и т.д.






1) Метод расстояний

Матрица стандартизованных коэффициентов


Номер АО

Финансовые показатели для комплексной оценки (аij)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


0,7

0,9

0,7

1

0,8

1

0,9

0,9

0,8

0,6

0,9

0,7

1

0,7

0,7

0,7

0,7

0,6

1

0,5

0,4

0,6

0,9

0,5

1


Все элементы матрицы координат возводятся в квадрат. Из суммы квадратов показателей, выбранных для комплексной оценки, извлекается квадратный корень для получения показателя обобщающей рейтинговой оценки Rj. Алгоритм расчёта:

Rj = √Кi1х21 + К2х2i2 + …+ Кnх2in.

R1 = √1,12+2+2,96+1,65+0,48 = √8,21= √2,87

R2 = √1, 62+1,66+2+1,38+0,96 =√7,62 = √2,76

R3 = √0,98+1,58+4+1,19+2,22 = √9,97 =√3,16

R4 = √2+1,18+2,2+3+0,78 = √9,16 = √3,03

R5 = √1,28+0,8+1,92+0,9+3 = √7,9 = √2,81

Результаты расчётов сведите в таблицу, где наибольшее значение Rj соответствует первому месту.

Результаты расчётов обобщающей рейтинговой оценки

Номер АО

Квадраты стандартизированных коэффициентов с учётом Кj

Рейтинговая оценка

Rj

Место

1

2

3

4

5

1

1,12

2

2,96

1,65

0,48

2,87

3

2

1,62

1,66

2

1,38

0,96

2,76

4

3

0,98

1,58

4

1,2

2,22

3,16

1

4

2

1,18

2,2

3

0,78

3,03

2

5

1,28

0,8

1,92

0,9

3

2,81

5


Таким образом, на основе полученных данных мы можем сделать вывод: 1-е место в рейтинговой оценке деятельности акционерных обществ занимает третье АО, 2-е – четвертое АО, 3-е – первое АО, что свидетельствует о более эффективной их финансово-хозяйственной деятельности.

2) Метод суммы мест.


Результаты расчетов по методу суммы мест

Номер АО

Места, достигнутые организации по данным показателям

Рейтинговая оценка Ri

место

1

2

3

4

5

1

4

1

2

2

5

14

2

2

2

2

4

3

3

14

2

3

5

3

1

4

2

15

3

4

1

4

3

1

4

13

1

5

3

5

5

5

1

19

4


По методу расстояний первое место в рейтинговой оценки деятельности предприятий заняло 3-е АО, а по методу суммы мест – 4-е АО, причиной различий является разница в критериях оценки наилучшей организации: по методу суммы мест наилучшая организация – min Ri, а по методу расстояний – max Ri.