Содержание

Задача 1. 3

Задача 2. 10

Список литературы.. 16

Задача 1

Известны данные об изменении спроса на товар (Qp) и его предложения (Qc)  в зависимости от цены (Р) товара (таблица 1)

Цена (Р)

Спрос (Qр)

Предложение (Qр)

10

56

95

9

62

90

8

70

84

7

74

80

6

81

78

5

86

75

4

88

70

3

96

66

2

102

60


На основании приведенных данных:

1)    построить кривые спроса и предложения

2)    определить функции спроса и предложения, построить их график

3)    определить равновесную цену и равновесный объем продаж

4)    описать ситуацию, которая установится на рынке, если цена товара составит 5 у.д.е. и 8 у.д.е.

5)    Определить, возможно ли достижение точки равновесия. Построить паутинообразную модель, к качестве исходной цены взять значение 4 у.д.е.

6)    Определить эластичность спроса и эластичность предложения относительной цены

Пусть на рынке имеется второй товар. Его цена в определенный момент времени снизилась с 12 до 10 у.д.е. Отмечено, что объем спроса на первый товар при этом изменился следующим образом.

1. снизился с 80 до 60 тыс.штук.

Определить перекрестную эластичность спроса.

Решение

Кривые спроса и предложения представлены на рис. 1

Рис.1 Кривые фактического и расчетного спроса и предложения

В этом случае расчетные значения спроса и (Qd) предложения (Qs) можно определить

(Qd) = а01Р

(Qs) = b0+b1P

где а01,b0,b1 – коэффициенты уравнений регрессии. Параметры а01,b0,b1 определим, используя метод наименьших квадратов, согласно которому функция ошибка (сумма квадратов отклонений фактических значений ряда от теоретических) должна принимать минимальное значение. Для функции ошибок имеет следующий вид:

               N                   N

F(a0,a1) = ∑(Qdn-Qdn)2 = ∑(Qdn-(a0+a1P0)2 →min

              n=1                 n=1

Минимальное значение функции ошибок принимается в точке, где ее частные производные равны нулю, т.е.

dF(a0a1)/da0 = 0

dF(a0a1)/da1 = 0

Выполнив ряд преобразований из системы получим следующую систему

               N          N

a0*N+a1 = ∑Pn = ∑Qdn

              n=1        n=1

     N           N       N

a0*∑Pn+a1 ∑P2n = ∑ P*Qdn

     n=1        n=1   n=1


где N- количество наблюдений.

В нашем случае N=9, а вспомогательные суммы находим в таблице 2

N

Цена (Р)

Спрос (Qр)

Цена (Р2)

P*Q

Предложение (Qр)

P*Q

1

10

56

100

560

95

950

2

9

62

81

558

90

810

3

8

70

64

560

84

672

4

7

74

49

518

80

560

5

6

81

36

486

78

468

6

5

86

25

430

75

375

7

4

88

16

352

70

280

8

3

96

9

288

66

198

9

2

102

4

204

60

120

Сумма

54

715

384

3956

698

4433


Поставив необходимые значения в систему и решив е, получим а0 = 414,4, а1= 5,57. Таким образом, функция спроса имеет вид:

Qd = 414,4+5,57Р

Примечание полученное уравнение регрессии необходимо оценить с точки зрения его точности, надежности и значимости. Соответствующею теоретическую базу для этого можно найти в много численных источниках, посвященных корреляционно – регрессивному анализу данных,. Мы ограничимся напоминанием некоторых формул и вычеслением по ним значений для нашей задачи.

Остаточная дисперсия (σ2ост) коэффициент детерминации (R2) и значение критерия Фишера (F) вычисляются следующим образом

            N            

σ2ост = ∑(Qdn-Qdn)2 /N-m-1

           n=1


R2 = 1- σ2ост/ σ2Qd


      N                     N

F = ∑(Qdn-Qdn)2 *m/∑(Qdn-Qdn)2 (n-m-1)

     n=1                 n=1

где m- число независимых факторов, включенных в уравнение регрессии, Qd – средне значение объема спроса, σ2Qd – смещенная оценка дисперсии спроса.

В нашей задаче σ2ост = 1,47 R2 = 0.469 F = 2930,99

Аналогичные вычисления проведем для определения функции предложения. Искомая функция имеет вид:

Qs = 935,5-4,08Р

Оценки этой функции следующие σ2ост = 0,60 R2 = 0.468 F = 1983,648

3. Равновесную цену Ре и равновесный объем продаж Qе определим, зная что в точке равновесия совпадают цены спроса и предложения, а также объемы спроса и предложения т.е.

Ре = Рd-Ps

Qe = Qd-Qs

В нашей задаче при Qd-Qs из имеем

414,4+5,57Р=935,5-4,08Р. Отсюда равновесная цена Ре = 5,4

Равновесный объем спроса и предложения составит

414,4+5,57*5,4 = 71,5

Проверим по уравнению = 935,5-4,0*5,4 = 71,5

Таким образом, при установлении цены на уровне 5,4 у.д.е. объем спроса и предложения совпадут  и составят 71,5 тыс.шт. товар в месяц.

4. При установлении цены на уровне 5 уд.е. спрос составит

Qd = 414,4+5,57*5 = 69,3 тыс.шт. товара в месяц

Предложении при такой цене будет следующим:

Qs = 935,5-4,0*5 = 73,5 тыс.шт. товара в месяц. Таким образом, возникает профицит товара в 4,26 тыс.шт.

Установление цены выше равновесной, а именно на уровне 8 у.д.е., приведет к понижению объема предложения над спросом на 84,5 тыс.шт. (Qd =860, Qs = 615,5).

5. Наклон кривой спроса и предложения определяет возможность достижения точки равновесии. Так, «Паутина» сходится, если а1>Ib1I, расходится, если Ia1I<Ib1I, зацикливается, если Ia1I=Ib1I.

В нашем случае Ia1I>Ib1I возможно достижение точки равновесия.

Построим паутинообразную модель исходя из заданной цены. По условию, цена предшествующего периода была установлена на уровне 4 у.д.е., что определило предложение данного периода равным Qs = 935,5-4,0*4 = 77,5 тыс.шт. При таком предложении цена спроса устанавливается на уровне 21,3 у.д.е.

В свою очередь, цена Р=16,43 определит предложение последующего периода на уровне 81,2 тыс.шт. но потребитель такое количество товара согласен приобрести лишь при условии цены 6,9 у.д.е. Ориентируясь на цену 6,9 у.д.е., производитель в дальнейшем выпустит на рынок 57,9 тыс.шт. товара которые покупатель согласен приобрести по цене 5,4 у.д.е.  В конечном счете будет достигнута точка равновесия в п.3 задачи

Траектория изменения цен и количества предлагаемого и требуемого товара представлена на рис. 2

6. Эластичность спроса относительно цены находится по формуле.

Еd = dQd/dP : Qd/P

рис. 2 Паутинообразная модель.

В нашей задаче dQd/dP = а1 = 5,57. следовательно, в общем виде

Еd = 5,57 : Qd/P

Эластичность предложения по цене определяется по формуле

Еs = dQs/dP : Qs/P

В нашей задаче dQs/dP = а1 = -4, имеем эластичность предложения по цене равную Еs = -4 : Qs/P

Эластичность спроса и предложения показывает процентное изменение объема спроса или предложения меняется в зависимости от того, в какой точке «объемно-ценового» пространства мы находимся.

Спрос (предложение) эластичен при IЕdI > 1 (IЕsI >1) и неэластичен при IЕdI < 1 (IЕsI <1).

Значения эластичностей спроса и предложения по цене для разных уровней цены приведены в таблице 3.

Таблица 3

Эластичности спроса и предложения по цене. -4 : Qs/P

Цена (Р)

Спрос (Qр)

Предложение (Qр)

 Qd/P

 5,57 : Qd/P

Qs/P

 4 : Qs/P

10

56

95

0,18

0,99

0,11

-0,42

9

62

90

0,15

0,81

0,10

-0,40

8

70

84

0,11

0,64

0,10

-0,38

7

74

80

0,09

0,53

0,09

-0,35

6

81

78

0,07

0,41

0,08

-0,31

5

86

75

0,06

0,32

0,07

-0,27

4

88

70

0,05

0,25

0,06

-0,23

3

96

66

0,03

0,17

0,05

-0,18

2

102

60

0,02

0,11

0,03

-0,13


Из таблицы 3 видно что спрос остается эластичным , т.е. растет быстрее, чем падает цена, до тех пор пол пока цена остается в приделах от остается

Эластичность предложения по цене меняется слабо и остается при любой из указанных цен меньше 1, т.е. предложение в рассматриваемом диапазоне цен растет медленнее, чем цены.

7. Перекрестная эластичность спроса рассчитывается по формуле.

Еs = ∆Qd*Qs/∆PjPi

Где i, j – индексы товаров, ∆ Qd – изменение объема спроса на I товар где ∆ P – изменение цены j – го товара,

Если Е > 0 то товары взаимозаменяемы, если Е <, то товары взаимодополняемы, если = 0 то товары независимы.

В нашей задаче

       60-80/80

Е = 10-12/12 = -0,25/-0,17 = 1,5

т.е. товары взаимозаменяемы, и снижение цены второго товара на 1% влечет за собой падение спроса на первый товар на 1,5 %.


Задача 2


В таблице 2 приведены данные по объему продаж продукции компании N за период с 1996 по 1999 г.

Таблица 4

Год

Период

Объем продаж

1996

Янв.-апр.

Май - авг.

Сент. - дек.

28

4

40

1997

Янв.-апр.

Май - авг.

Сент. - дек.

31

9

44

1998

Янв.-апр.

Май - авг.

Сент. - дек.

38

14

47

1999

Янв.-апр.

Май - авг.

Сент. - дек.

41

21

52


Задание

1.     Нанести исходные данные на график

2.     выделить тренд с помощью трехточечных скользящих средних. Построить график.

3.     используя метод сложения (умножения), спрогнозировать объем продаж в каждом квартале 2000 г. Нанести на график полученные результаты.


Решение

1. Нанесем исходные данные на график (рис 3). Сходя из приведенных значении, можно сказать , что данные  объема продаж четко показывают


рис.3 Объем продаж

Заметим что объемы продаж имеют тенденцию к снижению в летний период и достигают пика в начале зимнего периода.

2. колебания между последовательными значениями можно  сгладить скользящими средним. Рассчитаем трехточечные скользящие средние, так как в показателях объема продаж присутствует ежегодная повторяемость выраженная тремя значениями. Для периода январь – апрель 1996 г. значение скользящей средней отсутствует. Для периода май – август 1996 г. значение скользящего среднего найдем как (28+4+40)/3 = 24. для периода сентябрь – декабрь значение скользящего среднего равно (4+40+31)/3 = 25. Остальные значения рассчитываются аналогично. Занесем полученые результаты в таблице

Нанесем на график трехточечные скользящие средние (рис.3). последние можно использовать при прогнозировании направленности тренда после 1999 г.

Таблица 5

Расчет значений трехточечных скользящих средних.

Год

Период

Объем продаж

Трехточечные средние

1996

Янв.-апр.

28

 

Май - авг.

4

24

Сент. - дек.

40

25

1997

Янв.-апр.

31

26,67

Май - авг.

9

28

Сент. - дек.

44

30,33

1998

Янв.-апр.

38

32

Май - авг.

14

33

Сент. - дек.

47

34

1999

Янв.-апр.

41

36,33

Май - авг.

21

38

Сент. - дек.

52

 


3. из графика (рис.3) видно, что каждый год показатели объема продаж выказывают достаточную стабильность. Колебания в обе стороны относительно линии тренда достаточно постоянны. Таким образом, в данном случае метод сложения наиболее приемлем для определения прогнозных значений объема продаж в каждом периоде 2000 г. выделим сезонную составляющую путем вычитания значений скользящих средних из фактических значений объема продаж. Полученные разности обычно называют отклонениями.

Для периода январь – апрель 1996 г. значение скользящей средней отсутствует, и поэтому первое значение отклонения рассчитывается для следующего периода. В период май-август 1996 г. фактический объем продаж составил - 4, а соответствующие значение скользящего среднего – 24. Далее рассчитывается отклонение = 4-24 = -20.

Аналогично в сентябре-декабре 1996 г. отклонение рассчитывается путем вычитание скользящего среднего из объема продаж, что дает 40-25 = 15. Точно так же рассчитаны и другие значения отклонений, приведены в таблице 6

Таблица 6

Расчет сезонных отклонений

Год

Период

Объем продаж

Трехточечные средние

Отклонение

1996

Янв.-апр.

28

 

 

Май - авг.

4

24

-20

Сент. - дек.

40

25

15

1997

Янв.-апр.

31

26,67

4,33

Май - авг.

9

28

-19

Сент. - дек.

44

30,33

13,67

1998

Янв.-апр.

38

32

6

Май - авг.

14

33

-19

Сент. - дек.

47

34

13

1999

Янв.-апр.

41

36,33

4,67

Май - авг.

21

38

-17

Сент. - дек.

52

 

 


Проведем анализ сезонных колебаний. За период январь - апрель мы имеем следующие значения отклонений 1997 г. - 4,33, 1998 г. – 6 1999 г. – 4,67.

Среднее этих значений позволяет получить простой оценочный показатель сезонных колебаний. Так, сезонное отклонение за январь – апрель рассчитывается следующим образом = (4,33+6+4,67)/3 = 5

Аналогично можно рассчитать сезонных колебаний в другие периоды

Май – август = -18,75

Сентябрь – Декабрь = 13,89

Фактические значения сезонных колебаний необходимо скорректировать с учетом небольшого заданного смещения.

В таблице приведены значение отклонений и средние отклонения в каждом из периодов. Итоговое среднее арифметическое трех средних показателей равняется 5, -18,79, и 13,89 равно 0,05. Итоговое средне должно равняться нулю. Следовательно, чтобы получить ноль, необходимо скорректировать среднее отклонение в каждом из периодов. Это можно сделать вычитая 0,05 из каждого среднего значения. Таким образом, в чистом виде оценочные значения сезонных колебаний выглядят так.

Январь - апрель = 5-0,05 = 4,95

Май – август = -18,75-0,05 = -18,8

Сентябрь – Декабрь = 13,89-0,05 = 13,84

Значение оценочных показателей сезонных отклонений приведены в таблице 7

Таблица 7

Расчет оценочных показателей.

Год

Янв. - апр.

Май - авг.

Сент. - дек.

1996

0

-20

15

1997

4,33

-19

13,67

1998

6

-19,00

13

1999

4,67

-17

0,00

Среднее

5

-18,75

13,89

Итоговое среднее отклонение

0,05


Оценочные показатели тренда можно рассчитать с помощью уравнения регрессии. Уравнение регрессии имеет вид Y = a +b*X? где Y – значение трехточечных скользящих средних, Х – порядковый номер периода. Коэффициенты а и b найдем используя метод наименьших квадратов (МНК)

b = ∑X*Y-n*Xср*Yср/∑X2-X2ср, a = Yср – b*Xср.

Итак в нашей задачи уравнение регрессии имеет следующий вид Y = 29,9+(-0,14)*Х. Получим, следующие показатели тренда в каждом из периодов 2000 г.

Январь - апрель = 29,9+(-0,14)*13 = 28,09

Май – август = 29,9+(-0,14)*14 = 27,95

Сентябрь – Декабрь =29,9+(-0,14)*15 = 27,81

Нанесем оценочные значения тренда на график (рис.4).


рис. 4 Оценочные значения тренда и прогнозные объемы продаж.

Прогнозные значения можно рассчитать путем сложения оценочных показателей тренда и скорректированных значений сезонных колебаний. Таким образом, мы имеем следующие прогнозные показатели на 2000 г.

Январь – апрель: = 28,09+4,95 =33,04

Май – август = 27,95+(-18,8) = 9,15

Сентябрь – Декабрь = 27,81+13,84 = 41,65

Нанесем полученные данные на график (рис.4)

Отсюда общий объем продаж на 2000 г. составит = 33,04+9,15+41,65 = 83,84 тыс.у.е.


Список литературы


1.     Баликов В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1999 – с. 528

2.     Иохин В.Я. Экономическая теория М.: Юристь, 2003. – 861 с.

3.     Камаева В.Д. Основы экономической теории. - М.: Изд. МГТУ, 1996.

4.     Кролевская Л.П. Банковское дело – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с.592 ил.

5.     Куликов П.М. Основы экономической теории: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2001 – 400 с.

6.     Николаев И.П. Экономическая теория – М.: «КноРус», 1998. – с.224

7.     Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Изд-во. «Дашков и Ко», 2003. – 864с.