Содержание


1. Облигация как долговая ценная бумага: понятие, экономический смысл, инвестиционные качества, разновидности облигаций...... 3

2. Деятельность по определению взаимных обязательств и деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг: юридический статус проф.участников, на основании какого документа действуют, содержание деятельности, права и обязанности, ответственность и порядок возмещения ущерба, возможность совмещения с др. видами проф. деятельности на РЦБ, источники доходов............................................................................................................. 7

3. Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цели, принципы, государственное регулирование, саморегулирование................... 13

Список использованной литературы.................................................... 18



1. Облигация как долговая ценная бумага: понятие, экономический смысл, инвестиционные качества, разновидности облигаций


Действующее российское законодательство  определяет облигацию как эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный условиями выпуска срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

Облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

К основным характеристикам облигаций относят: стоимостную оценку, купон, период обращения.

Облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость облигации  обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока ее обращения. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода.

Процент по облигации устанавливается к номиналу, прирост (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена и ценой покупки облигации.

Как правило, облигации выпускаются с высокой номинальной стоимостью. Они ориентированы на богатых инвесторов, как индивидуальных, так и институциональных. Этим они отличаются от акций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в расчете на приобретение их широкими слоями инвесторов. Следует при этом отметить, что для акций номинальная стоимость – величина довольно условная, они и продаются, и покупаются преимущественно по цене, не привязанной к номиналу, то для облигаций номинальная стоимость является очень важным параметром, значение которого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно по изначально зафиксированной величине номинала облигации будут погашаться по окончании срока их обращения.

На рынке различные облигации предлагают и различные проценты по купону. В целом уровень купона будет зависеть от двух параметров: надежности эмитента и срока, на который выпущена облигация. Чем менее надежен эмитент, тем более высокий уровень купона он долен предоставить по облигации, чтобы компенсировать потенциально более высокий риск повышенным доходом. Чем на более длительный период выпускается облигация, тем более высокий купон она должна нести, поскольку для инвестора растет риск, связанный с владением такой бумагой.

Облигации характеризуются следующими основными показателями:

·        обеспечение (наличие/отсутствие, вид);

·        срок до погашения.

Срок до погашения показывает, какой период времени остался до погашения, т. е. до выплаты владельцу облигации номинальной стоимости.

·        Номинал облигации (валюта номинала, сумма номинала)

Номинал — эта та сумма денег, которая будет возвращена владельцу в момент погашения облигации. Обычно это фиксированная в денежном выражении сумма, например, $1 000 или 100 руб., хотя иногда применяется измерение номинальной стоимости в товарном эквиваленте (например цена 1 кг золота) или привязка номинальной стоимости к твердым ценам. В США стандартным номиналом облигаций является $1 000, облигации с меньшей номинальной стоимостью называются детскими облигациями (baby bonds).

·        Купон (размер, периодичность выплаты)

Купонная ставка показывает, какой процент будет получать держатель облигации. Купонная ставка указывается в процентах годовых от номинальной стоимости облигации. Например, если купонная ставка составляет 10% годовых, а купонный период – 6 месяцев, то раз в 6 месяцев владелец облигации будет получать 5% от номинальной стоимости облигации. Облигации могут и не предусматривать никаких купонных выплат (так называемые дисконтные облигации).

·        Дополнительные условия (конвертируемость, наличие пут или колл опциона, наличие гарантий со стороны третьих лиц и т. д.).

В большинстве стран при выпуске облигаций приняты так называемые соглашения об облигациях. В соответствии с таким соглашением эмитент назначает попечителя - официальное лицо, которое гарантирует, что интересы держателей облигаций защищаются и условия соглашения выполняются (обычно в роли попечителя выступает банк). Между попечителем и эмитентом и заключается соглашение, которое и описывает параметры облигаций, и, кроме того, содержит в себе так называемые ограничивающие договоренности, ограничивающие некоторые аспекты деятельности эмитента (например, может оговариваться невозможность выпуска эмитентом долговых обязательств, имеющих более высокий приоритет, чем данный выпуск облигаций).

Поскольку облигации характеризуются достаточно большим набором параметров, неудивительно, что существует большое количество различных видов облигаций, применяемых в мировой практике. При этом трудно дать некоторую исчерпывающую и вместе с тем логичную классификацию всех возможных видов.

В соответствии с выделенными выше основными характеристиками облигаций мы классифицируем их по следующим признакам: степени обеспеченности, размеру купона, сроку обращения. Кроме того, есть ряд видов облигаций, не попадающих в данную схему. Отдельно можно выделить конвертируемые облигации.

Классификация видов облигаций:

Виды облигаций по степени обеспеченности:

·        Обеспеченные облигации: облигации, обеспеченные залогом недвижимости; облигации, обеспеченные оборудованием; облигации, обеспеченные залогом ценных бумаг; облигации, обеспеченные пулом ипотечных кредитов; облигации, обеспеченные другими активами.

·        Необеспеченные облигации: субординированные необеспеченные облигации.

·        Гарантированные облигации.

Виды облигаций по размеру купона: дисконтные облигации (облигации с нулевым купоном); облигации с глубоким дисконтом

·        Купонные облигации: облигации с постоянным купоном; облигации с переменным купоном; облигации с отсроченными купонными платежами; облигации с увеличивающимися купонными платежами; облигации с плавающей процентной ставкой; облигации с пересматриваемой процентной ставкой; индексируемые облигации; инфляционно-индексируемые облигации; валютно-индексируемые облигации; структурированные облигации; облигации с участием; доходные облигации.

Виды облигаций по сроку обращения: коммерческие бумаги; краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные; отзывные облигации (облигации с call-опционом); облигации, предусматривающие создание фонда погашения; облигации с правом досрочного погашения (облигации с put-опционом); пролонгируемые облигации; облигации с двумя датами погашения; бессрочные облигации.

Специальные виды облигаций: голосующие облигации; двухвалютные облигации; серийные облигации; облигации с варрантом; капитальные ценные бумаги с фиксированным доходом; товарные облигации; структурированные облигации; конвертируемые облигации.

2. Деятельность по определению взаимных обязательств и деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг: юридический статус проф.участников, на основании какого документа действуют, содержание деятельности, права и обязанности, ответственность и порядок возмещения ущерба, возможность совмещения с др. видами проф. деятельности на РЦБ, источники доходов


Деятельность по определению взаимных обязательств и деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг осуществляется на основе федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Клиринговая деятельность – деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты.

Клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами. Минимальный размер специальных фондов клиринговых организаций устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признается осуществляемая по договору с эмитентом ценных бумаг деятельность по оказанию услуг по фиксации прав на ценные бумаги, по фиксации данных ценных бумаг депонентов депозитария, а также деятельность по сбору, обработке, хранению данных о ценных бумагах и их владельцах.

Реестр владельцев ценных бумаг (далее именуется реестр) может вестись только профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра, или эмитентом этих ценных бумаг в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Ведение эмитентом реестра владельцев выпущенных им ценных бумаг не является профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.

Реестродержатель, являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг. Он вправе по договору с эмитентом организовывать выплату доходов по ценным бумагам эмитента, организовывать проведение общих собраний акционеров эмитента, осуществлять (функции счетной комиссии акционерного общества, оказывать консультационные услуги эмитенту в пределах полномочий реестродержателя, а также оказывать эмитенту иные услуги, предусмотренные федеральным законом или нормативными актами Федеральной комиссии.

Лицо, осуществляющее ведение реестра, именуется реестродержателем. Лицо, права на ценные бумаги, а также депозитарий, данные о ценных бумагах депонентов которого фиксируются у реестродержателя, именуются зарегистрированными лицами.

Для фиксации прав на ценные бумаги, а также данных о ценных бумагах депонентов каждого номинального держателя в реестре открываются лицевые счета.

Деятельность по ведению реестра может осуществляться только юридическими лицами.

Реестром является список владельцев ценных бумаг, содержащий количество ценных бумаг, принадлежащих каждому владельцу, и список номинальных держателей, содержащий количество ценных бумаг депонентов каждого номинального держателя, а также данные, необходимые для идентификации этих владельцев и номинальных держателей.

Список владельцев ценных бумаг составляется реестродержателем по поручению эмитента по состоянию на дату, указанную в этом поручении. Список владельцев ценных бумаг может составляться по указанию иных лиц в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Реестры всех ценных бумаг одного эмитента должны вестись одним реестродержателем.

Эмитент ценных бумаг, в том числе имеющий лицензию на осуществление профессиональной деятельности по ведению реестра, не вправе вести реестр владельцев выпущенных им ценных бумаг, если число зарегистрированных лиц превышает 500. Нарушение этого требования не является основанием для признания недействительными операций эмитента, связанных с ведением реестра. Эмитент, ведущий реестр владельцев выпущенных им ценных бумаг, может быть лишен данного права в порядке. предусмотренном настоящим федеральным законом.

Реестродержатель не вправе перепоручать ведение реестра иным лицам.

Реестродержатель имеет право поручить другим лицам прием распоряжений от зарегистрированных лиц и выдачу им отчетов, в том числе выписок, подготовленных реестродержателем. Функции указанных лиц может выполнять любое лицо, с которым реестродержатель заключил договор, уполномочивающий его на прием распоряжений и выдачу отчетов, в том числе выписок, от имени реестродержателя. Передача указанных функций другим лицам не освобождает реестродержателя от ответственности за ведение реестра владельцев ценных бумаг.

Ведение реестра владельцев ценных бумаг, за исключением случая, когда оно осуществляется эмитентом этих ценных бумаг, осуществляется на основании договора о ведении реестра владельцев ценных бумаг, заключаемого между эмитентом и реестродержателем.

По договору о ведении реестра реестродержатель обязуется фиксировать права на ценные бумаги, принимать и зачислять на лицевые счета ценные бумаги, выполнять распоряжения владельцев лицевых счетов о передаче ценных бумаг и проведении других операций по лицевым счетам.

Услуги по ведению реестра осуществляются на платной основе. Размер платы определяется в договоре.

Договор о ведении реестра должен быть заключен в письменной форме.

Реестродержатель утверждает правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, содержащие требования к выполнению операций по счетам зарегистрированных лиц, права и обязанности реестродержателя и зарегистрированного лица. Правила ведения реестра владельцев ценных бумаг должны быть доступны для ознакомления любым лицам.

Реестродержатель обязан хранить решение (решения) о выпуске и отчет (отчеты) об итогах выпуска ценных бумаг, реестр которых он ведет. По каждому выпуску ценных бумаг общее количество ценных бумаг на лицевых счетах зарегистрированных лиц должно быть равно общему количеству ценных бумаг, указанных в отчете об итогах выпуска.

Реестродержатель не вправе владеть и распоряжаться ценными бумагами эмитентов, реестры которых он ведет.

Списание ценных бумаг с лицевого счета осуществляется реестродержателем только на основании передаточного распоряжения владельца этого счета, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Реестродержатель не вправе обусловливать исполнение передаточного распоряжения владельца лицевого счета предоставлением документов, не предусмотренных федеральным законом или правилами ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Реестродержатель обязан хранить передаточные распоряжения владельцев лицевых счетов и иные документы, являющиеся основанием для операций по лицевым счетам.

Права лиц, осуществляющих от имени владельца распоряжение о передаче ценных бумаг, удостоверяются путем предоставления реестродержателю документов, установленных нормативными актами, регулирующими деятельность по ведению реестра, и договором о ведении реестра.

Реестродержатель обязан зачислять поступившие на лицевой счет ценные бумаги не позже дня, следующего за днем поступления реестродержателю соответствующего распоряжения, если более короткий срок не предусмотрен правилами ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Реестродержатель обязан списать ценные бумаги не позднее дня, следующего за днем получения реестродержателем соответствующего распоряжения, если иные сроки не предусмотрены таким распоряжением.

Основания и порядок отказа от зачисления и (или) списания ценных бумаг устанавливаются нормативными актами Федеральной комиссии.

Содержание передаточного распоряжения и его форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным нормативными актами Федеральной комиссии.

Реестродержатель обязан по требованию владельца или лица. действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней. Владелец ценных бумаг не имеет права требовать включения в выписку из реестра не относящейся к нему информации, в том числе информации о других владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им ценных бумаг.

Выпиской из реестра является документ, выдаваемый реестродержателем с указанием лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к бумагам.

Выписка из реестра должка содержать отметку о всех ограничениях или фактах обременения ценных бумаг, на которые выдается выписка, залогом, зафиксированных на дату составления реестра.

Выписка из реестра, выдаваемая владельцу при приобретении им ценной бумаг в процессе размещения, выдается бесплатно.

Лицо, выдавшее указанную выписку, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ней.

Эмитент ценных бумаг и реестродержатель, осуществляющей ведение реестра их владельцев, несут солидарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей, связанных с осуществлением деятельности по ведению реестра.

Реестродержатель гарантирует тайну лицевого счета и операций по лицевому счету.

Информация о лицевых счетах и о проводимых по ним операциям предоставляется реестродержателем исключительно следующим органам и лицам:

Федеральной комиссии и ее региональным отделениям - в соответствии с компетенцией этих органов; органу, выдавшему лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, - в соответствии с компетенцией этого органа; судам; налоговым органам и органам налоговой полиции; органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве; зарегистрированному лицу и его представителям - только по его лицевому счету: эмитенту и его представителям - только по лицевому счету эмитента, а также по лицевым счетам, на которых учитываются права на эмитированные им ценные бумаги: иным органам и лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Органы и лица, которым предоставлена информация о лицевых счетах и об операциях по ним. не вправе разглашать ее, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В случае нарушения требований, предусмотренных настоящим пунктом, владелец счета; права которого нарушены, вправе потребовать от реестродержателя возмещения причиненных убытков.

В случае прекращения договора о ведении реестра владельцев ценных бумаг реестродержатель обязан передать реестр другому реестродержателю, указанному эмитентом. В случае отсутствия такого указания эмитента реестродержатель обязан хранить реестр, с возмещением связанных с этим расходов эмитентом".

Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг с иными видами предпринимательской деятельности не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Иные ограничения на совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг устанавливаются Федеральной комиссией.

3. Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цели, принципы, государственное регулирование, саморегулирование


Государственное регулирование рынка ценных бумаг – многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами. Этот процесс включает широко диверсифицированный комплекс правовых, административных, экономических, технических и др. методов. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.

Важнейшей особенностью этого процесса в России и других пост-социалистических странах является самостоятельная роль государства не только как регулятора рынка ценных бумаг, но одновременно как эмитента государственных ценных бумаг, крупнейшего продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации, акционера (временно или на основе закрепления в государственной собственности пакетов акций) значительного числа созданных в процессе приватизации акционерных обществ.

Национальные интересы России определяют основные цели государственного регулирования на рынке ценных бумаг. К их числу относятся: создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций; финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования; создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения; содействие формированию эффективной модели корпоративного управления приватизированными предприятиями; предотвращение социальных взрывов и конфликтов путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов; интеграция российского рынка ценных бумаг в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов; борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане указанные цели должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординированно осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При их решении необходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов в народном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической целью государственного регулирования является обеспечение доверия инвесторов к рынку.

К важнейшим принципам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся: единство нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка; минимальное государственное вмешательство и максимальное саморегулирования; равные возможности, означающие стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников, равенство всех участников рынка перед регулятивными органами; преемственность государственной политики на рынке ценных бумаг; ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков; сочетание функционального и институционального регулирования при организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка; распределение полномочий по регулированию рынка между РФ и субъектами РФ, а также различными органами исполнительной власти; приоритетность в защите мелких инвесторов, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка; максимальное снижение и разделение рисков; предотвращение конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

С точки зрения организационного устройства государственное регулирование представляет собой сложную многоуровневую систему органов регулирования и надзора: государственных органов и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государство делегирует определенные права. Эти органы могут функционировать на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.

В мире известны различные подходы к организации государственного регулирования рынка ценных бумаг: система прямого правительственного регулирования (Ирландия, Нидерланды, Португалия), система контроля со стороны органов, регулирующих финансовую и банковскую систему (Бельгия, Дания, Япония), система контроля через специальную организацию (США, Великобритания, Италия, Франция, Испания), а также смешанные модели.

Определенной организационной системе государственного регулирования рынка ценных бумаг соответствует и адекватная система (иерархия) правового регулирования рынка ценных бумаг. Последняя в зависимости от уровня государственного регулирования включает в себя акты различных органов государственной власти (кодексы, законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные акты и др.), стандарты и правила саморегулируемых организаций, утверждаемые государственными органами. Правовое регулирование дополняется вырабатываемыми самими участниками рынка нормами деловой этики и обычаями делового оборота.

По методам воздействия государственное регулирование подразделяется на косвенное общеэкономическое (бюджетная политика, инструменты валютной и кредитно-денежной политики, налоговая система, политика приватизации и др.) и прямое административное (стандарты деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, регистрация выпусков ценных бумаг, лицензирование на финансовом и фондовом рынке, требования по раскрытию информации в интересах информационной безопасности на рынке ценных бумаг, регулярный надзор и проверки, система санкций и др.).

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются методы функционального или институционального государственного регулирования.

Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов, качеством управления ими и направлены на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования (например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение или запрещение участия в рискованных операциях и др.). Институциональное регулирование является основой регулирования банковской деятельности, однако широко применяется и на рынке ценных бумаг в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты интересов инвесторов и других субъектов рынка (например, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность).

Методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций (т.е. выполнения определенных функций) для защиты интересов инвесторов. Поскольку в большинстве случаев на рынке ценных бумаг основной акцент делается имеет именно на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состояние профессиональных участников, именно методы функционального регулирования составляют основу государственного регулирования. Этим обусловливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности.

Согласно ст. 38 Закона "О рынке ценных бумаг", государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется путем: установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Помимо общих макроэкономических функций, выполняемых рынком ценных бумаг, необходимо учитывать, что совокупность действующих на нем профессиональных участников сама по себе представляет чрезвычайно важную отрасль рыночной экономики. Соответственно, в задачи государственного регулирования входит также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших отраслей сферы финансовых услуг, и сохранение национального контроля за этой отраслью. Это предполагает, во-первых, стимулирование операций с российскими ценными бумагами в России, во-вторых, обеспечение конкурентоспособности российских финансовых институтов по отношению к иностранным финансовым институтам, действующим на российском рынке ценных бумаг.

Решение указанных задач непосредственно связано с техническим регулированием рынка (поддержание оптимальных количественных и качественных параметров рынка) – мерами регулирования, направленными на обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний курсов ценных бумаг в результате спекулятивной игры. В ряду задач технического регулирования особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые могут быть вызваны, например, сбоями в работе расчетных и клиринговых систем.

В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают прежде всего в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности. Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным, и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регулирование.

Список использованной литературы


1.      Гражданский кодекс РФ.

2.      Закон РФ «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22.04

3.      Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. Пособие. – М.:  ИНФРА-М, 2000г.

4.      Основы рынка ценных бумаг/ Под ред. А.П. Шихвердиева. Сыктывкар, 1996 -387с.

5.      Операции с ценными бумагами: российская практика: учеб. пособие под ред. Семенковой Е.В.. – М: 1997.

6.      Рынок ценных бумаг: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.

7.      Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для студентов вузов. – М.:  "ЮНИТИ-ДАНА", 2002.

8.      Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2002.