Содержание
Задание №1. Выпишите из словаря и уясните смысл следующих определений 3
Задание №2. Системная организация Мира. 4
Задание №3. Дайте сравнительное определение основных видов бытия. 8
Задание №4. Прокомментируйте следующие подходы к понятию «материя» 8
Задание №5. Тестовые задания. 11
Список литературы.. 13
Задание №1. Выпишите из словаря и уясните смысл следующих определений
Самодетерминация – самоопределенность, самоопределение.
Универсальность – свойство всеобщности, всеохватываемости, разносторонности, относящиеся к универсуму.
Мегамир – мир в масштабах галактик, солнечных или звездных систем, крупнейших космических объектов.
Макромир – мир планеты, общества, человека.
Микромир – мир элементарных частиц.
Материя – вещество; понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу.
Пространство – форма бытия материи характеризующая протяженность.
Время - форма бытия материи характеризующая длительность существования;
Движение – любое изменение;
Становление – переход от одной определенности бытия к другой.
Литосфера – земная оболочка Земли.
Ноосфера – сфера разума Земли.
Гидросфера – водная оболочка Земли.
Биосфера – сфера биологического существования или жизни Земли.
Интергрессия – взаимообусловленное и чередующееся изменение среды и самой чувственной интенции.
Трансгрессия – изменение среды чувственным преодолением
Прогресс – поступательное движение, совершенствование.
Регресс – движение назад, деградирующий.
Синергетика - наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы.
Постмодерн – представляет собой мировоззрение, концептуализированное в широком спектре философских, культурологических, литературо- и искусствоведческих теорий и выражающее основные тенденции, идейные установки и ценностные ориентиры общества, достигшего определённого уровня развития
Волюнтаризм – одно из направлений в философии, рассматривающее в качестве основной функции психической жизни, в качестве основного принципа волю.
Материализм – философское направление признающее в качестве первичной субстанции материю.
Фатализм – вера в судьбу, в предопределенность всех действий.
Дефиниция – определение понятия путем перечисления его признаков.
Этимология – значение.
Методология – совокупность методов, способов достижения цели; наука о методах исследования.
Схема – фигура, форма, набросок, образец, обобщенный образ.
Модель – уменьшенный образец объекта.
Мировая картина – совокупность представлений о мире, его законах, принципах, особенностях.
Универсум – единая Вселенная; «мир как целое».
Задание №2. Системная организация Мира.
1. Когда и где возникает описание материальных систем (укажите исторические периоды развития данной философской тенденции)?
а) Становление категории «материя»;
б) Эволюция «материи» и описание ее структурных уровней;
в) Место человека в системе структурных уровней материальной системы мира.
а) «Материя» - одно из фундаментальных понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.[1]
У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.
У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.
В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает.[2]
В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.
б) В науке широко используется представление о структурных уровнях материи, конкретизирующих формы движения и виды материи.
Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо класса и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Критерием для выделения различных структурных уровней служат следующие признаки: пространственно-временные масштабы (элементарные частицы имеют размеры 10 (-14 степени) см, атомы — 10 (-8 степени), молекулы — 10 (-7 степени) см и т.п.); совокупность важнейших свойств и законов изменения; степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира.
Неорганическая природа предстает как имеющая такую последовательность структурных уровней: субмикроэлементарный — микроэлементарный (уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий) — ядерный — атомарный — молекулярный — уровень макроскопических тел различной величины (здесь имеется ряд специфических подуровней) — планеты — звездно-планетные комплексы — галактики — метагалактики.
Живая природа также структурирована. В ней выделяются уровни: биологических макромолекул — клеточный уровень — микроорганиз-менный — органов и тканей — организма в целом — популяционный — биопенозный — биосферный. Общая основа жизни — органический метаболизм (обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой) — специфицируется в каждом из выделенных уровней. Как отмечают М.М. Камшилов и А.И. Филюков, на уровне организмов обмен веществ означает ассимиляцию и диссимиляцию при посредстве внутриклеточных превращений; на уровне экосистемы (биоценоза) он состоит из цепи превращений вещества, первоначально ассимилированного организмами-производителями при посредстве организмов-потребителей и организмов-разрушителей, относящихся к разным видам; на уровне биосферы происходит глобальный круговорот вещества и энергии при непосредственном участии факторов космического масштаба.[3]
Структурное многообразие, т. е. системность, является способом существования материи.
в) Социальная действительность в структурном аспекте представлена уровнями: индивидов — семьи — различных коллективов (прежде всего производственных) — социальных групп — классов — национальностей и наций — государств и системы государств — общества в целом. Структурные уровни социальной действительности находятся в неоднозначно-линейных связях между собой (пример — уровень наций и уровень государств). Переплетение разных уровней в рамках общества порождает представление о господстве случайности и хаотичности в социальной действительности. Но внимательный анализ обнаруживает наличие в нем фундаментальной структурности — главных сфер общественной жизни, каковыми являются материально-производственная, социальная, политическая и духовная сферы, имеющие свои законы и свои структуры. Все они определенным образом субординированы в составе общественно-экономической формации. Эти формации структурированы, в том числе в плане изменений, обусловливая генетическое единство общественного развития в целом.
Таким образом, каждая из трех областей материальной действительности образуется из ряда специфических структурных уровней, которые находятся не в беспорядочном их «наборе» в составе той или иной области действительности, но в определенной связи, упорядоченности. Переход от одной области к другой связан с усложнением и увеличением многообразия факторов, обеспечивающих целостность систем (в неживой природе — ядерные, электромагнитные и другие силы, в обществе — производственные отношения, политические, национальные и др.).[4] Внутри каждого из структурных уровней материи существуют отношения субординации: молекулярный уровень включает в себя атомарный (но не наоборот); организменный — тканевый, клеточный; уровень общества — уровни, представленные классами, нациями, иными социальными уровнями. Закономерности новых уровней специфичны, несводимы к закономерностям уровней, на базе которых они возникли, и являются ведущими для данного уровня структурной организации материи.
Задание №3. Дайте сравнительное определение основных видов бытия
Виды бытия |
Краткая характеристика |
Материальное |
Или реальное бытие это то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и. т. п. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо |
Идеальное |
Идеальное бытие лишено временного, действительного опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным, существующим вечно. Идеальным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия |
Человеческое |
Жизнь человека, его внутренний мир, система ценностей, мировоззрение, цели, устремления, повседневное времяпровождение. |
Социальное |
Жизнедеятельность общества, экономическая, социальная, политическая, идеологическая, культурная сторона общественной жизни. [5] |
Задание №4. Прокомментируйте следующие подходы к понятию «материя»
Подход |
Его характеристика |
Материалистический |
В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования. Древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего в мире. |
Объективно-идеалистический |
Для философии объективного идеализма, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея. У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога. У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю. |
Субъективно-идеалистический |
В субъективно-идеалистической философии открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Дж. Беркли писал, что можно употреблять понятие "материя", если уж очень хочется, но только как синоним слова "ничто". Для Беркли существовать - это быть потенциально воспринимаемым. На вопрос о том, существовала ли природа до человека, Беркли ответил бы - да, в сознании Бога. Другие представители субъективного идеализма ( Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существование материи, но сводят ее к "совокупности (комплексам) ощущений". Материя, вещь, предмет, по; их мнению, - это комплекс ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют их. |
Позитивистский |
Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет мат. действительность. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Например, макротело можно рассматривать как определенную организацию молекул. Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и определенных связи между ними. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это является условием существования системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как устойчивые связи, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения между элементами системы и образуют ее структуру. Система - это элементы и их структура. Любой объект материального мира уникален и нетождественен другому. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого.[6] |
Г. Хакен и И.Пригожин при исследовании процессов самоорганизации делают акцент, прежде всего, на процессуальности материальных систем. Все процессы, протекающие в различных материальных системах, могут быть подразделены на два типа: во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса, и, во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Основными характеристиками первого типа процессов является равновесность и линейность, главными характеристиками второго типа процессов, в которых проявляется способность к самоорганизации и возникновению диссипативных структур, является неравновесность и нелинейность.
Таким образом, с введением в научный оборот принципов синергетики претерпело развитие понятие хаоса, вошел в обиход термин детерминированный хаос, имеющий конкретный физико-математический смысл.
Задание №5. Тестовые задания
1. Впишите ключевое слово в определение: «Материя есть энергия в аспекте различных ее проявлений».
2. Какое из нижеперечисленных свойств материи не является атрибутивным?
а) Самоорганизация;
б) Сознание;
в) Движение;
г) Протяженность;
д) Длительность;
е) Отражение.
3. Соотнесите концепции пространственно-временного континуума и их основателей:
Концепция |
Основатели |
1. Субстанциональная |
1. Платон |
1. Демокрит |
|
2. Реляционная |
2. Сократ |
2. Аристотель |
4. Допишите недостающее: «Характер отражательного процесса зависит от уровня материи. В связи с этим выделяют уровни отражения: неживая природа, живая природа и человек».
а) 5. Выделите правильное суждение:
б) Идеализм – это утверждение, что идеи существуют реально;
в) Идеализм – стремление человека к совершенству;
г) Идеализм – признание за идеями первичного бытия, определяющего материальное;
д) Идеализм – попытка забыть о прозе жизни.
6. Укажите автора высказывания: «сущее есть, Не-сущего – нет; бытие есть, Небытия - нет».
а) Парменид;
б) Гераклит;
в) Сократ;
г) Платон.
7.Кому из философов принадлежит классификация форм Бытия как «Мир естественного и мир искусственного»?
а) Саймону;
б) Гегелю;
в) Тугаринову;
г) Ленину.
8. Укажите, кто из перечисленных авторов характеризовал онтологию как интерпретацию «языковых игр»:
а) Шопенгауэр;
б) Куайн;
в) Бенвенист.
9. Укажите, кто из перечисленных авторов классифицировал формы Бытия как «Природу и целеполагающую деятельность»:
а) Гегель;
б) Тугаринов;
в) Ленин;
г) Лукач.
Список литературы
1. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1986.
2. Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998.
3. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Рассел Б. История философии /пер. с англ. В 2 томах. – М.: МИФ, 1993.
5. Радугин А.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996.
6. Нерсесянц В.С. История Философии. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
[1] Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998. – с. 105.
[2] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 419.
[3] Рассел Б. История философии /пер. с англ. В 2 томах. – М.: МИФ, 1993. – с. 164.
[4] Нерсесянц В.С. История Философии. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – с. 548.
[5] Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1986. – с. 87.
[6] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 213.