Содержание

Введение. 3

1. Понятие иностранный гражданин, лицо без гражданства. 4

2. Правовые режимы нахождения  иностранных граждан на  территории Российской Федерации. 7

2.1.  Временное пребывание. 7

2.2. Временное проживание. 8

2.3. Постоянное проживание. 13

3. Правовой статус  иностранных граждан и лиц без гражданства. 16

3.1. Общие положения. 16

3.2. Права и свободы.. 19

3.3.  Обязанности. 26

3. 4. Ответственность. Департация. 27

Заключение. 30

Библиография. 31


Введение


Защита прав человека и гражданина – одна из  самых важных проблем современности. Каждое государство  само  устанавливает правовой режим для своих граждан, а равно для иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на его  территории.

 Права  человека – понятие широкое , распространяющееся на  все категории населения конкретной страны. Это означает, что  правами человека  обладают не только граждане  того или иного государство, но  и иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории  как Российского государства так и иного.

Законодательством Российской Федерации  устанавливается определенный правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. 

Целью работы является изучение правового  положения иностранных граждан и  лиц без гражданства.

Задачами работы является:

-            определение понятия иностранные граждане, лица без гражданства,

-            изучение нормативных  правовых актов Российской Федерации  закрепляющих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства,

-            определение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства

-            изучение  обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства,

-            изучение ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства,

-            определение оснований  депортации иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Понятие иностранный гражданин, лицо без гражданства


Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими на­личие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц, находящихся в РФ и не обладающих граж­данством РФ, могут быть лица без гражданства. Они не являются гражданами РФ и не имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Именно такое определение этих категорий лиц дает главный нормативный акт этой сферы — Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. (далее — Закон об ино­странцах 2002 г.).

Надо сказать, что во многих отношениях правовой статус ино­странных граждан и лиц без гражданства схож. Он имеет общую конституционно-правовую основу. Конституция РФ (ч. 3 ст. 62) гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гра­жданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных фе­деральным законом или международным договором Российской Фе­дерации».

В международном праве подход, при котором иностранцы име­ют в целом такой же статус, как и свои граждане, за определенными изъятиями, получил наименование национального режима[1].

Российская Федерация использует по отношению к иностран­ным гражданам также режим наибольшего благоприятствования. Его общий смысл состоит в том, что государство предоставляет гражданам данного государства такие же возможности, какие оно гарантирует гражданам третьего государства. Однако используется и такое толкование режима наибольшего благоприятствования, при котором государства договариваются, что их граждане на террито­рии договаривающихся государств будут иметь несколько большие возможности, чем граждане третьих стран, хотя ряд авторов предпо­читает это именовать принципом взаимности.

Естественно, Россия соблюдает и дипломатические иммуните­ты, обозначенные в международных документах и предполагающие несколько особое положение иностранных граждан с дипломатиче­скими рангами на территории государства, особенно применительно к юридической ответственности[2].

Некоторые авторы предлагают иностранных граждан и лиц без гражданства объединять общим понятием «иностранцы»[3]. Однако не следует забывать, что имеются и определенные различия в статусе иностранных граждан и лиц без гражданства (по ходу нашей работы мы будем говорить о таких различиях). Кстати, на это ориентирует и Закон об иностранцах 2002 г. В ч. 2 ст. 2 Закона говорится: «В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства уста­навливаются специальные правила статуса. На многих таких особенностях мы остановимся в этой части книги. Для ряда категорий иностранных граждан особенности стату­са проявляются в порядке въезда в РФ, прохождения иммиграцион­ного контроля и т. д. Информацию об этих особенностях читатель найдет в третьей части книги.

Характеризуя положение иностранцев в РФ, прежде всего под­черкнем, что сами понятия «статус», «конституционно-правовой статус» в полном объеме подходят для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории РФ. Уже в понятийном аппарате Закона об иностранцах 2002 г. дается следующее определение: «Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации до­кументы, подтверждающие право иностранного гражданина на пре­бывание (проживание) в Российской Федерации» (ст. 2).

Есть ли какой-то статус у иностранца, не имеющего документов на законное пребывание? Строго говоря, любое лицо на территории государства имеет какой-то юридический статус. Статус иностранца, незаконно находящегося на территории РФ, имеет свои особенно­сти.

Во-первых, ему обеспечиваются все конституционные гарантии как индивиду, человеческому существу. В этом плане иностранец, даже незаконно оказавшийся на территории РФ, имеет право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность, свободу совести, свободу мысли и слова. К нему могут быть применены ме­ры пресечения, ограничивающие его свободу, но только на основа­нии закона.

Во-вторых, такой иностранец все же не может претендовать на права и свободы, которые существуют для иностранных граждан, на законных основаниях находящихся на территории РФ (например, легально трудиться в РФ, получать образование и др.)[4].

Кстати говоря, незаконное прибытие на территорию РФ само по себе еще не означает, что лицо встретит враждебное отношение к не­му со стороны Российского государства. Зачастую такие лица, спасая жизнь, формально незаконным путем пересекают границу РФ (на­пример, беженцы, лица, ищущие временного убежища). Но затем они находят понимание и поддержку властей нашего государства, приобретают (оформляют) законные основания для нахождения в РФ.

В-третьих, иностранцы, незаконно оказавшиеся на территории РФ, не ходатайствующие об узаконении их пребывания либо полу­чившие отказ, обязаны покинуть РФ[5].

Иностранцы, находящиеся в РФ на законных основаниях, с точ­ки зрения срока пребывания делятся на три категории:

временно пребывающие в РФ — иностранные граждане, при­бывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем по­лучения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающие в РФ — лица, получившие разрешение на временное проживание;

постоянно проживающие в РФ — иностранные граждане, полу­чившие вид на жительство.


2. Правовые режимы нахождения  иностранных граждан на  территории Российской Федерации

 

2.1.  Временное пребывание


В соответствии со ст. 5 Закона об иностранцах 2002 г. срок вре­менного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранец прибыл в по­рядке, не требующем получения визы, срок пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных За­коном.

Иностранец обязан выехать из России по истечении срока дей­ствия визы или срока, установленного Законом, если на момент ис­течения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Срок временного пребывания может быть соответственно про­длен либо сокращен в случаях, если изменились условия или пере­стали существовать обстоятельства, в связи с которыми иностранцу был разрешен въезд в РФ. Решение на этот счет принимает МИД РФ или МВД РФ либо его территориальные органы (министерства внутренних дел республик, управления внутренних дел других субъ­ектов РФ).

Если иностранец прибыл в безвизовом порядке и заключил тру дозой договор  или  гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Закона об ино­странцах 2002 г., то срок пребывания продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранца в РФ. Решение о продлении срока времен­ного пребывания принимается территориальным органом МВД, о чем делается отметка в миграционной карте.


2.2. Временное проживание


Разрешение на временное проживание может быть выдано ино­странному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правитель­ством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание со­ставляет 3 года.

Согласно Закону об иностранцах 2002 г., «разрешение на вре­менное проживание — подтверждение права иностранного гражда­нина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гра­жданина или лица без гражданства, либо в виде документа установ­ленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гра­жданства, не имеющему документа, удостоверяющего его лич­ность».

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на вре­менное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствую­щем субъекте и его возможностей по обустройству иностранных граждан[6].

Без учета указанной квоты разрешение на временное прожива­ние может быть выдано иностранному гражданину:

1)  родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;

2)  признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

3)  имеющем хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ; 4)  состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жи­тельства в РФ;

5)  осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном

Правительством РФ;

6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Иностранец, временно пребывающий в РФ, подает заявление о

разрешении временного проживания в территориальный орган МВД по месту предполагаемого временного проживания. Этот орган в 6-мссячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает в выдаче такого разреше­ния.

Находящийся за границей иностранец такое заявление подает в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве своего проживания[7]. Однако указанное заявление пересылается дипломатической почтой в территориальный орган МВД по месту планируемого временного проживания иностранца, и только он в названный срок разрешает временное проживание либо отказывает в этом.

Территориальный орган МВД при рассмотрении заявления на­правляет запросы в органы безопасности, службу судебных приста­вов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтере­сованные органы, которые в 2-месячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо отсутствии об­стоятельств,  препятствующих  выдаче  иностранцу разрешения  на временное проживание.

В случае отказа повторное заявление подается не ранее чем че­рез один год со дня отклонения предыдущего заявления.

Разрешение на временное проживание — это документ, содер­жащий определенные сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гра­жданство иностранного гражданина; номер и дату принятия реше­ния о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа, выдавшего разрешение.

В ст. 7 Закона об иностранцах 2002 г. содержится обширный пе­речень оснований для отказа в выдаче либо аннулирования разреше­ния на временное проживание. Разрешение не выдается, а ранее выданное разреше­ние аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституцион­ного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

2)  финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или соверша­ет их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3)  в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался адми­нистративному выдворению за пределы РФ либо депортации;

4)  представил поддельные или подложные документы либо со­общил о себе заведомо ложные сведения;

5)  осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступ­ления, рецидив которого признан опасным;

6)  имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федераль­ным законом;

7) неоднократно (два и более раз) в течение одного года привле­кался к административной ответственности за нарушение законода­тельства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;

8) не может представить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного миниму­ма, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9)  по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в РФ жилого по­мещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;

10)  выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами РФ более шести месяцев;

12)  заключил брак с гражданином РФ, послуживший основани­ем для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммуноде­фицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфек­ционных заболеваний, которые представляют опасность для окру­жающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.

Этот перечень гораздо обширнее, чем круг оснований для отклонения заявлений о приеме в граждан­ство РФ, рассмотренный в первой части книги. На регламентации оснований сказался и момент принятия Закона об иностранцах 2002 г. Ведь он появился одновременно с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности в РФ», оба закона подписаны Президентом РФ в один и тот же день — 25 июля 2002 г. В Законе об иностранцах говорится об угрозе безопасности не толь­ко РФ, но и «граждан РФ» (п. 1). Появился пункт об экстремизме как основании отказа во временном проживании. Криминальный фактор связан в Законе об иностранцах с совершением заявителем тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив кото­рого признан опасным, с непогашенной или неснятой судимостью за указанные преступления[8]. В Законе отражено применение к заявите­лю мер административной ответственности и административного принуждения в связи с пребыванием в РФ. От заявителя требуется доказательства обладания достаточными законными средствами су­ществования и жильем. Возможно установление фиктивности брака, заключенного с гражданином РФ. Наконец, наркомания, ВИЧ-инфекции и иные инфекционные заболевания также являются осно­ванием для отказа в получении разрешения либо аннулирования разрешения на временное проживание в РФ.

Надо сразу признать , что все перечисленные основания не только отразятся на решении о вре­менном проживании иностранца в России, но и не дадут ему воз­можности ходатайствовать о гражданстве РФ. Ведь чтобы просить о приеме в гражданство в общем порядке, большинству иностранцев надо сначала въехать в Россию, получить здесь разрешение на вре­менное проживание, и уж затем, прожив положенное число лет, можно подать заявление о приеме в гражданство РФ[9]. Конечно, при этом может выявиться одно из обстоятельств, изложенных в ст. 7 Закона об иностранцах 2002 г. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. утвер­ждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и поручено МВД РФ утвердить образец отметки о разрешении на временное прожи­вание, проставляемой в документе, удостоверяющем личность ино­странного гражданина (лица без гражданства), и образец бланка раз­решения на временное проживание, выдаваемого лицу без гражданства

Если заявитель намерен получить в пределах квоты, определяемой Правительством РФ, разрешение на временное проживание для себя и совместно проживающих с ним членов се­мьи, он должен сообщить об этом в заявлении. Заявление не прини­мается к рассмотрению, если иностранный гражданин удостоверяет свою личность документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспортом моряка, или документом, срок действия которого менее 6 месяцев[10].

К заявлению прилагается обширный перечень документов, ко­торые удостоверяют личность и гражданство иностранца, наличие или отсутствие судимости, наличие средств, обеспечивающих заяви­телю и членам его семьи при проживании в РФ прожиточный мини­мум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность, сви­детельство о браке, документы об отсутствии ВИЧ-инфекции, наркомании, инфекционных заболеваний и др.

Интересно, что надо представить не только свидетельство о ро­ждении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт — при его наличии), но и документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в РФ для проживания, причем подпись ребенка должна быть заверена нотариусом.

Естественно, что иностранцы, имеющие хотя бы одно из осно­ваний для получения разрешения на временное проживание вне кво­ты, определяемой Правительством РФ, представляют документы, подтверждающие их право на льготный подход.

Как уже говорилось, срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня его подачи со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами. Орган внутрен­них дел обязан в месячный срок со дня принятия решения направить заявителю уведомление с указанием номера и даты его принятия, а при отрицательном решении — основания отказа. Уведомление о решении, принятом органом внутренних дел по заявлению, подан­ному за границей, направляется в МИД РФ для последующего ин­формирования заявителя. Решение органа внутренних дел о выдаче иностранному гражданину (лицу без гражданства) разрешения на временное проживание является основанием для оформления ему дипломатическим представительством или консульским учреждени­ем РФ визы для въезда в Российскую Федерацию.

Согласно Положению от 1 ноября 2002 г., при оформлении раз­решения на временное проживание иностранный гражданин (лицо без гражданства) подлежит обязательной государственной дактило­скопической регистрации.

2.3. Постоянное проживание

Закон об иностранцах 2002 г. предусматривает, что в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранном)' гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

Согласно Закону, «вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтвержде­ние их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостове­ряющим его личность» (ст. 2).

Выдача этого документа и есть разрешение на постоянное про­живание в России. Заявление о выдаче вида на жительство подается в территориальный орган МВД не позднее чем за 6 месяцев до исте­чения срока действия разрешения на временное проживание.

Разрешение на временное проживание, выдаваемое территориальным органом МВД по месту предполагаемого проживания иностранца, он может полу­чить, находясь и в России, и за границей. Что же касается решения о постоянном проживании, его можно получить, только имея место жительства в России. Более того, Закон об иностранцах 2002 г. гла­сит: «До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание» (ч. 2 ст. 8).

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия его документа, удостоверяющего личность, но не более чем на 5 лет, а лицу без гражданства — на 5 лет. По окончании сро­ка действия вида на жительство данный срок по заявлению лица может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока дей­ствия вида на жительство не ограничено.

Таким образом, с одной стороны, регламентация данного вопро­са выглядит гуманной, поскольку иностранному гражданину позво­ляется долго проживать в РФ. Но, с другой стороны, его положение является зыбким, поскольку каждые 5 лет иностранец находится пе­ред перспективой получения как продления, так и отказа в продле­нии. Причем такие факторы гуманного отношения, как наличие в России семьи и детей, утрата связи с прежним государством и от­сутствие там крова, изменение режима в этом государстве и т. д. не названы в Законе, а поэтому оставлены на усмотрение соответст­вующих органов и должностных лиц[11].

Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранца, номер и дату приня­тия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавше­го вид на жительство. Вид на жительство оформляется в виде доку­мента установленной формы.

Закон об иностранцах 2002 г. (ст. 9) содержит основания для от­каза в выдаче либо аннулирования ранее выданного вида на житель­ство. Эти основания аналогичны тем, которые применяются при от­казе в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание.

Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. утвер­ждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство  . Эtot документ приводится в приложениях, и читатель может с ним подробно ознакомиться. Остано­вимся на некоторых моментах.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом внутренних дел по мес­ту проживания на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел лично дееспособным иностранным граждани­ном (лицом без гражданства). Лицу, не достигшему 18-летнего воз­раста, вид на жительство выдается на основании письменного заяв­ления, поданного одним из родителей или законным пред­ставителем.

К заявлению прилагаются те же документы, что и при получе­нии разрешения на временное проживание.

По результатам рассмотрения орган внутренних дел принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче вида на жительство. По каждому заявлению принимается отдельное решение.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми и надлежащим об­разом оформленными документами. Орган внутренних дел обязан в 14-дневный срок со дня принятия решения направить заявителю уведомление о нем с указанием номера и даты его принятия, а в слу­чае отрицательного решения — основания отказа.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства), достигшему 14-летнего возраста. Иностранный гражданин (лицо без гражданства), не достигший 14-летнего возрас­та, вписывается в вид на жительство обоих родителей. Однако иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 14-летнего возраста и ставшему сиротой, может быть выдан вид на жительство. В документе, удостоверяющем личность иностран­ного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство. Напомним, что в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ записано: «Каж­дый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Слово «каждый», поставленное в начале нормы, может означать лишь одно: она распространяется на любое лицо, незави­симо от его государственной принадлежности. Получается, что при­веденное положение Закона об иностранцах 2002 г. формально про­тиворечит Конституции РФ[12]. Но в данном случае скорее требует корректировки норма Конституции, а не Закона.

Согласно Закону, иностранным гражданам — сотрудникам ди­пломатических представительств и работникам консульских учреж­дений иностранных государств в РФ, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в РФ иностранным журна­листам право на свободу передвижения в пределах РФ предоставля­ется на основе принципа взаимности. Для них также действуют пра­вила в части посещения территорий, организаций и объектов по специальным разрешениям.


3. Правовой статус  иностранных граждан и лиц без гражданства.

3.1. Общие положения

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федераль­ным законом или международным договором РФ. Режим пребыва­ния, по которому иностранные граждане приравниваются в своих правах в целом к гражданам своего государства за определенными изъятиями, получил наименование национального режима. Таким образом, Российская Федерация следует в целом этому режиму.

В ряде отношений РФ следует режиму наибольшего благоприятство­вания как на основе международных соглашений, так и по принципу взаимности по двухсторонним договоренностям с иностранными государствами. Российское государство гарантирует распространение на ино­странных граждан принципов равноправия, которые закреплены в нашей Конституции.

Напомним, как и многие другие государства, Россия провозгла­шает равноправие человека с человеком. В ст. 19 говорится, что «все равны перед законом и судом». И далее: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так­же других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Применительно к иностранным гражданам и лицам без граж­данства принцип равноправия человека с человеком означает, что каждый иностранец воспринимается в России как личность, как че­ловек со всеми своими естественными и приобретенными свойства­ми[13]. Иностранец не только пользуется обозначенными законом пра­вами и свободами, но и несет обязанности в рамках своего статуса. Иностранные граждане и лица без гражданства в равной мере могут рассчитывать на защиту свои прав нашим государством и сами за­щищают свои права, в том числе и судебном порядке. Но они могут быть и привлечены к ответственности в соответствии с нашими за­конами[14].

Исключение составляют иностранные граждане с дипломатиче­ским иммунитетом (и шире — с правовым иммунитетом), которые на основании международных договоров и соглашений, участника­ми которых стала Россия, и по принципу взаимности не привлека­ются к уголовной и к административной ответственности в РФ.

Уголовный кодекс РФ (ст. 11) говорит, что лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат уголовной ответственно­сти по этому Кодексу. Вместе с тем, согласно Кодексу, вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей ино­странных государств и иных граждан, которые пользуются иммуни­тетом, в случае совершения этими лицами преступления на террито­рии РФ разрешается в соответствии с нормами международного права. По Кодексу об административных правонарушениях РФ (ст. 2.6) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юри­дические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от админи­стративной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными закона­ми и международными договорами РФ и совершившего на террито­рии РФ административное правонарушение, разрешается в соот­ветствии с нормами международного права.

Сказанное, однако, не означает освобождения таких лиц от от­ветственности. Они могут быть привлечены к ответственности за совершенные в России правонарушения в своих странах и по их за­конам, если последние предусматривают ответственность за подоб­ные деяния[15].

Вторым видом равноправия является равноправие женщины и мужчины. Оно закреплено в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Данный вид равноправия распространяется, ко­нечно, на иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Напомним, что в некоторых странах это равноправие не обеспечивается в полном объеме для женщин. Если же граждане или подданые этих стран находятся на территории России, они находят­ся здесь в равном положении. Какое-то поведение, основанное на национальном законодательстве и означающее проявление неравен­ства в отношении женщины (например, появление в общественных местах, в отношениях с детьми и т. д.), в России не допускается.

Третий вид равноправия — равноправие независимо от нацио­нальной принадлежности. Хотя оно упоминалось в связи с равно­правием человека с человеком, следует выделить данный вид равно­правия, учитывая многонациональный состав населения РФ. Естественно, этот вид равноправия распространяется и на иностран­ных граждан. Характерно, что в Уголовном кодексе РФ преступле­ние, состоящее в возбуждении национальной, расовой или религи­озной вражды (ст. 282), указано в гл. 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».

В принципе в России можно говорить и о четвертом виде равно­правия — равноправии независимо от государственной принадлежности лица. Отражение в Конституции РФ общих подходов к стату­су иностранцев на основе национального режима как раз и означает реализацию указанного принципа.

Естественно, что полного равенства иностранных граждан и лиц без гражданства с собственными гражданами нет в Российской Фе­дерации, как его нет и в любом другом государстве мира.

3.2. Права и свободы

В наиболее полном объеме иностранным гражданам обеспечи­ваются конституционные (основные) личные права и свободы. На­помним, что в нашей стране к личным правам и свободам, закреп­ленным Конституцией РФ, относятся: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, за­щиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным язы­ком; право на свободу передвижения, на свободу выезда из РФ и возвращения в РФ; свобода совести и свобода вероисповедания.

По большинству перечисленных прав и свобод государственная принадлежность лица не имеет принципиального значения, т. е. они обеспечиваются каждому человеку  находящему на территории РФ, практически в одинаковом объеме[16].

Однако некоторые различия в реализации личных прав ино­странцев и граждан РФ, конечно, имеются.

Так, при общем гарантировании свободы пребывания и пере­движения в РФ иностранцы, тем не менее, подлежат более строгому учету (местному и централизованному). Временно проживающие иностранцы не могут по своему желанию изменить место жительст­ва. Есть места, куда иностранцы не могут въезжать. Временно и по­стоянно проживающие в России иностранцы, выехавшие за пределы РФ на срок более 6 месяцев, рискуют тем, что разрешение на их проживание в РФ будет аннулировано, в то время как «гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ). Сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений, а также журналистам свобода передвижения обеспечивается на на­чалах взаимности. Таким образом, в целом режим нахождения в стране иностранцев отличается от режима для собственных граждан.

Свобода вероисповедания гаран­тируется Конституцией РФ «каждому» (ст. 28), значит, и иностран­ным гражданам и лицам без гражданства. Однако объем этой свобо­ды будет равным для всех лишь в том, что касается веры и отправления культов тех конфессий, которые официально зарегист­рированы в РФ. Иначе говоря, если человек хочет молиться в право­славной церкви, мечети, синагоге и т. п., он может найти эти храмы во многих городах и населенных пунктах РФ. Но если его конфессия не имеет своих храмов в России, человек может отправлять культ в помещении, где он проживает.

Не совсем одинаково положение россиян и иностранцев при же­лании создать религиозную группу или организацию. Согласно Фе­деральному закону от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, по­стоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного вероисповедания и распро­странения веры и обладающее соответствующими признаками (п. 1 ст. 6). Итак, иностранцы могут вместе с гражданами РФ образовы­вать религиозные объединения, но не все. Временно проживающие лица могут быть участниками религиозных обрядов, но не создате­лями объединения.

Но и это еще не все. Учредителями местной религиозной орга­низации, согласно Закону (п. 1 ст. 9) могут быть не менее 10 граж­дан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной терри­тории на протяжении не менее 15 лет. А централизованные религи­озные организации создаются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания. Таким образом, очевидно, что права в части создания религиозных организаций у граждан РФ и иностранных граждан, лиц без гражданства далеко не одинаковы.   . Конституция РФ гласит, что «каждый, имеет право на пользова­ние родным языком, на свободный выбор языка общения, воспита­ния, обучения и творчества». Достаточно очевидно, что возможно­сти и пределы использования этого права также не одинаковы для граждан РФ и иностранцев. Россияне наряду с указанной возможно­стью не забывают о том, что в РФ есть государственный язык, что в республиках разрешено иметь наряду с русским языком и государ­ственные языки республик, и что всем народам гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развитая (ст. 68 Конституции РФ)[17]. Иностранцы могут разговаривать на своем языке, воспитывать на нем своих детей, обучать их языку и т.п. Но они не вправе претендовать на то, чтобы государство органи­зовало и финансировало учебу их детей на родном языке. Они также не могут требовать, чтобы при их обращении в соответствующие органы с ними разговаривали на их родном языке, хотя при необхо­димости будет организован перевод текстов и диалогов.

Конституция РФ закрепляет широкий круг публично-политических прав граждан, к которым относятся: свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; свобода мани­фестаций; право на участие в управлении делами государства; изби­рательное право; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Действие перечисленных конституционных прав и свобод по-разному проявляется по отношению к иностранным гражданам.

Естественно, у них есть свобода мысли и слова. Свобода мысли вообще не может зависеть от гражданства, она существует для лю­бого человека. Тем более, что свобода мысли — это внутреннее со­стояние личности, которое по большому счету невозможно как-либо проконтролировать. С точки зрения конституционного права, свобо­да мысли обеспечивается созданием в обществе обстановки свобо­ды, отсутствия страха и боязни; исключением внешнего психическо­го, психотропного и прочего воздействия на мышление людей. Естественно, что эти предпосылки и гарантии должны существовать не только для своих граждан, но и для иностранцев. Как сказано в Конституции РФ, «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них».

Что касается свободы слова, она обеспечивается возможностью беспрепятственного выражения своих взглядов любым человеком в российском обществе. Это может быть сделано посредством пуб­личных выступлений, публикаций в газетах, радио- и телеинтервью и т. д. Иностранные граждане могут, как и граждане РФ. пользовать­ся свободой слова. Конечно, предполагается определенная мораль­но-этическая корректность реализации свободы слова иностранцами в Российской Федерации, так же как и гражданами России в других государствах. Но формально никто не может запретить иностранцу в российских СМИ критиковать нашу страну, ее порядки, уклад, образ жизни людей, уровень их культуры, образованности, а также кон­ституционный строй и политическую жизнь. Делать это в россий­ских или зарубежных СМИ, какой стиль использовать — это вопрос тактичности и культуры самого иностранца.

В РФ существует конституционное право на информацию. Кон­ституция РФ (ч. 4 ст. 29) говорит о том, что «каждый» имеет право свободно искать, получать, производить и распространять информа­цию любым законным способом. Каждый — следовательно, и ино­странный гражданин, и лицо без гражданства. Таким образом, ино­странцы  на общих основаниях могут получать и распространять информацию, например, в процессе беседы, чтения и передачи лите­ратуры и т. д. Однако и для них действуют те же ограничения, что и для российских граждан. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» гласит, что на территории РФ запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков пропаганды или призывов к экстремистской дея­тельности.  Конечно, это требование распространяется и на ино­странцев.

Что же касается учреждения СМИ, здесь тоже есть определен­ные ограничения. Российский Закон «О средствах массовой инфор­мации» уже в первой своей редакции от 27 декабря 1991 г. (ст. 7) говорил о том, что гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, не может быть учредителями СМИ. Вместе с тем Закон не запрещает иностранцам быть сотрудниками СМИ и даже их руководителями (например, ге­неральным директором одного из общероссийских каналов до не­давнего времени являлся гражданин иностранного государства).

Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое ли­цо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капита­ле которого составляет 50% и более, не вправе учреждать организа­ции (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уве­ренного  приема  передач  которых  охватывает половину  и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения РФ. Отчуждение акций такой теле-, видеопрограммы, повлекшее появление в их ус­тавном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50% и более, не допускается[18].

 Право на объединение также реализуется иностранными граж­данами в РФ. Не случайно ст. 30 Конституции РФ, посвященная данному праву, начинается слов «каждый имеет право на объедине­ние». Реализация данного права иностранцами может осуществлять­ся несколькими путями.

Во-первых, иностранные граждане могут создавать и реально создают свои общественные объединения. Речь идет чаще всего об объединениях типа землячеств, обществ, клубов и т. д[19].

Во-вторых, иностранные граждане могут вступать в российские общественные объединения. Федеральный закон «Об общественных объединениях» 1995 г. говорит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами РФ в сфере отношений, регулируемых данным Законом, за исключением случа­ев, установленных федеральными законами и международными до­говорами РФ (ст. 1). Иначе говоря, они могут вступать в российские общественные объединения, если законы о конкретных обществен­ных объединениях или их уставы не запрещают вступление ино­странцев в данные объединения[20]. Федеральный закон 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» гласит, что иностранные граждане и лица без гражданства, прожи­вающие на территории Российской Федерации, могут состоят в рос­сийских профсоюзах, за исключением случаев, установленных фе­деральными законами и международными договорами РФ (п. 4 ст. 2). Более того, законодательство не дает права иностранцам спон­сировать политические партии, а также делать пожертвования в из­бирательные фонды участников избирательных кампаний. Согласно Федеральному закону «О политических партиях» не допускаются пожертвования партиям от иностранных государств и иностранных юридических лиц, иностранных граждан, лиц без гражданства, рос­сийских юридических лиц с иностранным участием, превышающим 30%, международных организаций и международных общественных движений (ст. 30). По Федеральному закону 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перечисленные субъекты не могут делать пожертвования кандидатам, избирательным объединениям, блокам.

В-третьих, Федеральный закон 1995 г. «Об общественных объединениях» разрешает создание и деятельность в России междуна­родных общественных объединений, их отделений, филиалов и представительств, а также организаций, отделений, филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительствен­ных объединений (ст. 47). Эти организации действуют в РФ в общем порядке, предусмотренном данным Законом и другими федераль­ными законами.

В некоторых случаях устанавливаются ограничения на деятель­ность таких объединений в России. В частности, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» гласит (ст. 17), что на территории РФ запрещается деятель­ность общественных и религиозных объединений, иных некоммер­ческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством. Ряд ранее принятых законов специально оговорил невозмож­ность государственной службы иностранцев в органах суда, проку­ратуры, милиции, безопасности, налоговой полиции, таможни, по­жарной безопасности. Иностранцы не могут быть нотариусами, хотя в РФ наряду с государственными могут быть и негосударственные представители этой службы.

Однако в деятельности некоторых негосударственных структур, имеющих отношение к обеспечению законности, участие иностран­цев разрешается. В частности, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» гласит, что ино­странцы, получившие статус адвоката в установленном законом по­рядке, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным зако­ном. По Закону РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммер­ческом арбитраже» иностранец может быть арбитром, поскольку третейские суды не являются государственными органами правосу­дия. Согласно п. 1 ст. 11 Закона, ни одно лицо не может быть лише­но права выступать в качестве арбитра по причине его гражданства, если стороны не договорились об ином.


3.3.  Обязанности

Иностранные граждане и лица без граж­данства несут обязанности наравне с гражданами Российской Феде­рации, т. е. у тех и у других одинаковые обязанности.

Прежде всего, все граждане Российской Федерации, а значит и иностранцы, обязаны соблюдать нашу Конституцию и законы[21]. Воз­можно, какие-то российские правовые нормы могут не понравиться иностранному гражданину, лицу без гражданства. Но это ничего не меняет. Они должны следовать требованиям соответствующих норм. Иначе говоря, иностранцы должны быть в России законопослушны­ми людьми, как и граждане РФ.

Поскольку многие иностранные граждане и лица без гражданст­ва занимаются в России предпринимательством и наемной трудовой деятельностью, на них распространяется требование ст. 57 Консти­туции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговый кодекс РФ в равной мере распространяется на иностранных граждан и иностранных юридических лиц, хотя и пре­дусматривает особенности их учета как налогоплательщиков. Рос­сийская Федерация заключает соглашения с иностранными государ­ствами в целях исключения двойного налогообложения граждан этих государств в РФ и российских граждан в этих государствах[22].

В России есть не только право человека на благоприятную ок­ружающую среду, но и обязанность ее сохранять. В ст. 58 Конститу­ции записано, что «каждый обязан сохранять природу и окружаю­щую среду, бережно относиться к природным богатствам». Это же относится и богатствам духовным. Согласно ч. 3 ст. 44 Конститу­ции, «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Конституция РФ, Семейный кодекс РФ предусматривают обя­занности родителей заботиться о детях, их воспитании, обучении, обязанности трудоспособных детей заботиться о своих родителях. Все эти требования распространяются и на иностранцев, находя­щихся в РФ.

Согласно Конституции РФ и Закону об иностранцах 2002 г., од­на обязанность существует только для российских граждан и не распространяется на иностранных граждан: иностранцы не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую служ­бу), не могут поступить на военную службу в добровольном порядке и не могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, дру­гие войска, воинские формирования и органы в качестве вольнона­емного персонала (ст. 15 Закона об иностранцах 2002 г.).

3. 4. Ответственность. Департация.

Иностранные граждане, виновные в на­рушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ и на тех же основаниях, что и граждане РФ.

Могут быть и такие нарушения законодательства, субъектами которых являются только или преимущественно иностранцы. В ос­новном это деяния, связанные с правилами пересечения границы и пребывания в РФ.

В новом Кодексе РФ об административных правонарушения 2001 г., введенном в действие с 1 июля 2002 г., есть гл. 18 «Админи­стративные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Рос­сийской Федерации». Глава достаточно объемная, мы обратим вни­мание на некоторые наиболее характерные составы административ­ных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Первая  группа — это правонарушения, связанные так или иначе с Государственной границей РФ, субъектами которых могут .быть и граждане РФ, и иностранцы:

— нарушение режима Государственной границы РФ, т. е. нару­шение правил пересечения Государственной границы РФ лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следова­ния таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через Государственную границу РФ и в обратном направлении;

- ведение на Государственной границе РФ либо вблизи нее хо­зяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления органов и войск пограничной службы либо с уведомлением таких органов и войск, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности;

—  нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне;

—  ведение в территориальном море и во внутренних морских водах РФ, в российской части вод пограничных рек, озер и иных во­доемов промысловой,  исследовательской,  изыскательской  и  иной деятельности без разрешения (уведомления) органов и войск погра­ничной службы либо с разрешения (с уведомлением) таких органов и войск, но с нарушением условий такого разрешения (уведомле­ния);

—  нарушение режима в пунктах пропуска через Государствен­ную границу РФ;

— незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ. Вторая группа — это нарушения иностранными гражданами

или лицами без гражданства режима пребывания в РФ. Они выра­жаются в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через террито­рию РФ. Эти правонарушения влекут наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Если иностранец незаконно въехал в РФ, его пребывание само по себе тоже является незаконным (другое дело, что он может, нахо­дясь в РФ, оформить свое пребывание). Иностранец мог законно пребывать в РФ, но окончился срок, а он не выехал, не оформил продление, и его пребывание становится незаконным.

Согласно Закону об иностранцах 2002 г., иностранный гражда­нин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографирова­нию и обязательной государственной дактилоскопической регистра­ции с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Каждый иностранец должен помнить о своей обязанности свое­временно выехать из РФ. Закон об иностранцах 2002 г   предусматривает определенные последствия несоблюдения иностранным гра­жданином срока пребывания или проживания в РФ

В случае, если срок проживания или временного пребывания в РФ сокращен, иностранный гражданин обязан выехать из РФ в тече­ние 3 дней. Если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, то он обязан выехать из РФ в течение 15 дней. Не исполнивший эту обязанность иностранец подлежит депортации[23].

Депортация осуществляется МВД РФ или его территориальны­ми органами. Делается это за счет средств депортируемого ино­странного гражданина, а при отсутствии таких средств либо в слу­чае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного Законом порядка привлечения и использования ино­странных работников, — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депор­тируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, пригласившего его на работу. Если установление приглашающей стороны невозможно, расходы на депортацию производятся за счет средств федерального бюджета[24].

Заключение





В результате  проводимого  Российской  Федерацией  курса  на преодоления тоталитарного  изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации  стало проживать  - постоянно и временно – много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция РФ устанавливает,  что иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Режим пребыва­ния, по которому иностранные граждане приравниваются в своих правах в целом к гражданам своего государства за определенными изъятиями, получил наименование национального режима.

Основным законом регулирующим правовое положение иностранных граждан  является Федеральный закон «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации».

Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими на­личие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц, находящихся в РФ и не обладающих граж­данством РФ, могут быть лица без гражданства. Они не являются гражданами РФ и не имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.


Библиография


Нормативные правовые акты

1.      Конституция РФ. – М., 1997.

2.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – М., 2003.

3.      Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗО правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (ред. от 11.11.2003) // Российская газета, от 27 июля 2002 г., N 140

4.      Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 63-ФЗОб адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации (ред. от 28.10.2003)

5.      Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗО политических партиях (ред. от 25.07.2002)

6.      Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗОб общественных объединениях (ред. от 12.03.2002)

Научная литература

1.      Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – 641 с.
2.      Азаров А.Я. Права человека - М., Спарк, 1995- 342 с.

3.      Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- 776 с.

4.      Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.-  М.: Норма,  1991 – 213 с.

5.      Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. - М.: Юрид. лит, 1985. – 176 с.

6.      Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. -  М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- 314 с.

7.      Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982. – 100 с.

8.      Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. - М.: Манускрипт, 1992

9.      Козлова  ЕИ.    Кутафин О.   Конституционное право России. – М., 1999 - 473 с.

10.  Конституция РФ, Комментарий,  под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М. 1994 

11.  Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М: Издательство Бек, 1994

12.  Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – 266 с.




[1] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 146.

[2] Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.-  М.: Норма,  1991 – С. 65

[3] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 147.

[4] Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982.- С. 15.

[5] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 148.

[6] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 149

[7] Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982.- С.  21.

[8] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 145

[9] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 156.

[10] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- С. 283

[11] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 156.

[12] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 162.

[13] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- С. 283

[14] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 163.

[15] Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982.- С. 45

[16] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 176.

[17] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 165

[18] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 180

[19] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 168

[20] Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982.- С. 57.

[21] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 183.

[22] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- С. 285

[23] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- С. 287

[24] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 173