Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт






Контрольная работа

по дисциплине

«Инновационный менеджмент»


на тему

«Инновационная деятельность. Особенности её планирования»





  Выполнила                                                                                     

  Студентка                                                                                       5 курса

  Факультет                                                                                       МиМ

  Специальность                                                                               МО

  № зачетной книжки                                                                     

  Преподаватель                                                                               




2009г.



План

1.     Понятие инновационной деятельности

2.     Цели инновационной деятельности

3.     Особенности планирования инновационной деятельности

4.     Процессы внутрифирменного планирования инноваций

5.     Заключение

6.     Список литературы




































Понятие инновационной деятельности


  Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

  Инновационная деятельность включает:

·        выявление проблем предприятия;

·        осуществление инновационного процесса;

·        организацию инновационной деятельности.


  Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

  Факторы, препятствующие осуществлению инновационной деятельности:

·        Основные экономические факторы: недостаток собственных денежных средств, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, длительный срок окупаемости нововведений.

·        Производственные факторы: низкий инновационный потенциал предприятия, недостаток квалифицированного персонала, отсутствие информации о новых технологиях.

·        Среди прочих причин – недостаток законодательных и нормативно-правовых документов.






































Цели инновационной деятельности

  В 1999 году наибольшее число предприятий промышленности основной целью инновационной деятельности считало расширение ассортимента промышленной продукции, видов услуг. В свою очередь, другие предприятия считали основной целью инновационной деятельности улучшение качества продукции. Для частных промышленных предприятий характерно стремление к созданию новых рынков сбыта в России, для предприятий всех других форм собственности более характерно желание обеспечить соответствие продукции современным правилам и стандартам[1].

  Цели инновационной деятельности меняются также в зависимости от видов экономической деятельности промышленного предприятия. Для горно-добывающей промышленности и металлургического производства более важно сокращение материальных затрат; для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, а также текстильных изделий, одежды, меха и кожи — сохранение и расширение традиционных рынков сбыта; для производства древесины, целлюлозно-бумажного производства, полиграфии, издательского дела и коксохимического производства— создание новых рынков сбыта; для производства неметаллических минеральных продуктов — обеспечение соответствия современным правилам и стандартам. Для предприятий электроэнергетики наиболее важно сокращение затрат на электроэнергию и материальных затрат.
















Особенности планирования инновационной деятельности

·        Задачи планирования инноваций:

Планирование составляет один из основных элементов системы внутрифирменного управления деятельностью инновационных процессов. Планирование инноваций — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития инновационных процессов и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения. В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет семь частных функций[2].

1. Целевая ориентация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей совместного инновационного проекта или инновационного процесса в целом.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы ориентированы в будущее и базируются на обоснованных прогнозах развития ситуации.

3. Координация деятельности всех участников инноваций.

4. Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения.

5. Создание объективной базы для эффективного контроля.

6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса.

7. Мотивация участников.

·        Принципы планирования инноваций:

Планированию инноваций присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте.

Осуществление инновационной деятельности инновационных процессов направлено на достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития.


Принцип научной обоснованности планирования реализуется в условиях, когда оно базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного инновационного процесса.

Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности инновационных процессов.

Комплексность планирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на инновационном процессе планов.

Одним из существенных условий обоснованности планов и методов обеспечения комплексного планирования является бюджетная сбалансированность планов.

Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов.

Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений. Планирование инноваций обязательно предусматривает разработку планов различного упреждения во времени: долго-, средне- и краткосрочных. Наличие планов различной продолжительности устанавливает определенную периодичность их формирования, превращающую планирование в непрерывный процесс разработки, детализации (уточнения), внесения изменений и продления планов.

·        Виды планирования инноваций на предприятии[3]:

Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования.

1.     По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций.

Стратегическое планирование как элемент стратегического управления инновациями заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегии поведения на рынках инноваций. При этом проводятся глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет. Оно направлено на создание нового потенциала успешной деятельности инновационных процессов.

Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития инновационных процессов. Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля инновационных процессов, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам, выполнение расчетов потребных ресурсов, средств и источников их покрытия и пр. Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др.

2.     Предметный признак характеризует объем плановой работы на инновационном процессе.

В соответствии с разделением труда по предметному признаку на инновационном процессе в отдельные виды планов выделяют планирование НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снабжения, информационного обеспечения, финансов, персонала и других предметных областей инновационного процесса. Характер предметной области существенно влияет на состав используемой информации, нормативную базу, периодичность и методы выполнения плановых расчетов.

3.     Планирование должно охватывать все сферы и иерархические уровни организации.

В соответствии с принятой организационной структурой инновационного процесса различают сводное или комплексное планирование деятельности инновационного процесса в целом, планирование структурных единиц (подразделений, служб, отделов и лабораторий, производств, цехов и участков), планирование отдельных инновационных проектов и индивидуальное планирование деятельности исполнителей. Каждый уровень планирования отличается составом планируемых параметров, степенью их детализации и методами разработки.

4.     Содержательный аспект в планировании инноваций находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, технико-экономическом и объемно-календарном.

Продуктово-тематическое планирование инноваций заключается в формировании перспективных направлений и тематики НИОКР, подготовке программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства на инновационном процессе. На производственной стадии инновационных процессов этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ инновационных процессов и цехов.

Технико-экономическое планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности инновационного процесса. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.п.

Объемно-календарное планирование инноваций заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей; построении календарных графиков проведения работ по отдельным проектам, всей совокупности планируемых работ, загрузки оборудования и исполнителей; распределении работ по отдельным календарным периодам.

5.     В зависимости от периода планирования различают планы долгосрочные, ориентированные на пять и более лет, среднесрочные — до пяти лет и краткосрочные, охватывающие период времени до года.


Процессы внутрифирменного планирования инноваций

  Планирование инноваций не является разовым, волевым актом менеджмента, результатом которого становится утвержденный плановый документ. Оно представляет собой один из важнейших процессов принятия управленческих решений на инновационном процессе. Этот процесс состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на инновационном процессе специфический плановый цикл. Цикличность планирования инноваций обеспечивается прямыми и обратными связями и обусловливается, с одной стороны, необходимостью последовательной детализации плановых заданий по отдельным периодам времени, иерархическим уровням планов и содержанию заданий, а с другой — требованиями актуализации планов при возникновении отклонений или новых соображений менеджмента.

Процесс планирования инноваций:

Независимо от вида планов распадается на три формальные фазы расчетов: постановка задачи планирования, разработка плана и реализация планового решения. На практике часто регламентируется также микроструктура процесса планирования, в которой каждая из фаз уточняется по составляющим стадиям, этапами методам их выполнения.

При постановке целей должны выполняться следующие общие требования:

• Реальность (выполнимость) целей планируемая реализация продукта должна быть обеспечена спросом на рынках, производственной мощностью инновационного процесса и ценовой политикой.

• Ясность формулировки цели.

• Адресность цели (кто это делает)

• Согласованность цели.

• Ранжирование целей. Система целей должна ранжироваться относительно времени их достижения и располагаемых ресурсов. Приоритеты целей должны учитывать их важность, взаимозависимость и логический порядок.

• Иерархическая структура.

• Актуальность целей. Ориентированные во времени цели должны постоянно корректироваться с тем, чтобы сохранять свою актуальность для инновационного процесса.

Принятие планового решения осуществляется менеджером на основе всесторонней оценки и обоснованного выбора наилучшего варианта плана. Решение о плане выступает как одно из важнейших управленческих решений в инновационном менеджменте.

























Заключение

  Инновационная деятельность- это вид деятельности,связанный странсформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо как новый подход к социальным услугам[4].

  Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, являются сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, обоснование и регулирование темпов роста выпуска продукции, высокой степени ее конкурентоспособности на рынке, обеспечение эффективного использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах регионов, государства и с внешним миром.














Список литературы

1.     Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2001.

2.     Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.

3.     Зубенко В.А.Курс лекций по инновационному менеджменту. - М.: ОАО "ЛОГОС", 2003.

4.     Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой - М.: ИНФРА - М, 2002.

5.     Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЗАО "Бизнес-школа", "Интел-Ситез", 1998.


[1] Дагаев А.А. Рычаги инновационного роста//Проблемы теории и практики управления. — 2000. — № 5. — с. 70—76.

[2] Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм//Проблемы теории и практики управления. — 1999. — № 2. — с. 71—78.

[3] Экономическая газета. — 2000. — № 46. — с. 3.

[4] Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 34 с.