Содержание

Введение. 3

1. Процесс зарождения многонациональных корпораций в России. 4

2. Становление  и развитие МНК  в России. 5

3. Основные факторы развития МНК в России. 7

3.1. Доступ к новым рынкам как фактор становления МНК   в России. 9

3.2. Доступ к новым источникам ресурсов как фактор становления МНК в России. 9

3.3. Достижение конкурентных преимуществ как фактор становления МНК в России. 10

3.4. Повышение эффективности  МНК в процессе становления. 12

3.5. Снижение рисков   при создании МНК.. 13

Заключение. 15

Список литературы.. 17

















Введение

Многонациональные корпорации (МНК) играют важную роль в экономике большинства стран и в международных экономических отношениях, вызывая тем самым растущий интерес со стороны правительств, а также работодателей и трудящихся и их соответствующих организаций. Посредством осуществления прямых иностранных инвестиций и других средств эти корпорации могут предоставить значительные выгоды принимающим странам и странам базирования, содействуя более эффективному использованию капиталов, технологии и рабочей силы. В рамках разработанной правительствами политики развития они могут также внести весомый вклад в достижение экономического и социального благосостояния; повышение уровня жизни и удовлетворение основных нужд; создание, прямо или косвенно, возможностей в области занятости; и обеспечение соблюдения основных прав человека, включая свободу ассоциации, во всех странах мира.

С другой стороны, выход многонациональных корпораций при организации своей деятельности за национальные пределы может привести к злоупотреблению сосредоточившейся в их руках экономической мощью и к проявлению противоречий с целями национальной политики и интересами трудящихся. Кроме того, сложность многонациональных корпораций и трудность четкого определения их разветвленной структуры, деятельности и политики иногда вызывают озабоченность либо в принимающих, либо в странах базирования, либо и в тех и в других одновременно.

В связи с актуальностью темы  становления и развитии я МНК,  она была использована для   исследования в рамках данной контрольной работы.

Целью работы  выступает   изучение процессов  зарождения и становления МНК в России. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть процесс зарождения МНК в России

2)    рассмотреть процесс  становления МНК в России

3)    рассмотреть основные факторы, влияющие на  процесс становления и развития  МНК в России

1. Процесс зарождения многонациональных корпораций в России

Одной из основных тенденций, характеризующих  экономику России  еще с давних времен  является ее глобализация. При этом, во-первых,  всегда возрастала межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходило поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных  с Россией стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке. Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровне постепенно приводили  к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях российской экономики.

Одновременно мощный импульс развития получила интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание либо рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание деловых структур различной степени интегрированности   стало одной из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия в России[1, с. 55].

Сотрудничая между собой, фирмы все чаще образовывали стратегические альянсы. С середины 1980-х г.г. их число в России  ежегодно возрастало более чем на 25%, 6% всех доходов.

Стремление к более глубокой интеграции проявилось в последнее десятилетие, в частности, в мощном всплеске сделок по слиянию фирм и банков в  в России, причем с точки зрения как количества слияний, так и их объема. К числу наиболее известных примеров можно отнести недавние объединения  российских банковских групп, телекоммуникационных компаний, автогигантов, нефтяных компаний. Важной особенностью таких сделок и соглашений, в особенности крупномасштабных, являлся их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация.

Основными формами организации  бизнеса в России являлись - интегрированные структуры, реализующие стратегические цели бизнеса.  Среди них - стратегические альянсы, под которыми понимались  соглашения двух или более компаний-участников, предусматривающие совместное принятие решений, а также управление и координацию стратегически важных направлений международной деловой активности каждого из партнеров для реализации совместных целей. В дальнейшем появились  более интегрированные формы международной кооперации, основанные на механизме акционерного участия, - многонациональные компании. Большинство таких компаний на деле представляют собой финансово-промышленные объединения фирм различных отраслей российской экономики экономики.

2. Становление  и развитие МНК  в России

Многонациональная компания (МНК)  всегда являлась  одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса в России. Такая компания использовала  международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри России, так и за ее пределами.

Организация, формы и структурные особенности различных МНК были  достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы,  которые лежали  в основе МНК  на первоначальных этапах их развития в России и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса, в частности международного стратегического альянса[3, с. 247]:

1.     корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;

2.     ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;

3.     наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;

4.     бессрочный характер существования МНК. Наряду с термином "многонациональный" для определения бизнеса, ведущего международные операции по всему миру, часто используют понятия "мировой" или "глобальный". При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании:

5.     применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);

6.     стремится закрепить присутствие компании на ключевых страновых (региональных) рынках;

7.     ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.

С этой точки зрения, многонациональная компания  являлась  разновидностью холдинговой компании, осуществляющей хозяйственную деятельность на различных национальных рынках  России и стремящаяся через менеджеров дочерних подразделений адаптировать свои продукты и маркетинговую стратегию к местным особенностям.

Наряду с терминами "многонациональная" и "глобальная" компания в научной, специальной и деловой литературе позже стал использоваться и целый ряд сходных понятий. Так применительно к фирмам, ведущим бизнес не только в России,  стал использоваться термин "транснациональный" (транснациональная корпорация, ТНК). В последнее время ряд ученых стали использовать этот термин в отношении компаний, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, т. е. в отношении компаний, стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и, в то же время высоко адаптивных к специфической внешней среде (новый термин: "многокультурная МНК"). Видно, что это определение весьма сходно с введенным ранее понятием глобальной компании. Бизнесмены со своей стороны часто используют термин "транснациональная корпорация" в отношении бизнеса, образовавшегося в результате слияния (а не образования совместного предприятия или стратегического альянса) двух компаний примерно одинакового размера, однако представляющих различные страны.

На сегодняшний день МНК, превратившись в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономики России, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства  в целом.

МНК лидируют в  экономике России по различным показателям. В 1996 г. общий объем продаж МНК составил 25%  ВВП. На МНК приходится, по разным оценкам, от 1/4 до 1/3  торговли в стране. В середине 1990-х гг.

По сути, именно МНК превратили  экономику в подлинно международное производство, дали импульс развитию научно-техническому прогрессу в различных его проявлениях, обеспечили повышение технического уровня и качества продукции, рост эффективности производства. Особо следует выделить значение МНК с позиции совершенствования форм менеджмента и организации предприятия, управления его коммерческим, производственно-технологическим и кадровым потенциалом.

3. Основные факторы развития МНК в России

Рост и развитие  МНК  в России вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга в России:

1. Достижения в области компьютерных технологий и телекоммуникаций привели к бурному росту взаимообмена информацией и идеями через границы государства, что позволяет потребителям больше узнать о зарубежных товарах. Так, распространение спутникового и кабельного телевидения, а также Интернет способствует формированию глобального спроса на определенные товары или услуги. Глобальные сети телекоммуникаций позволяют менеджерам компаний координировать деятельность персонала по разработке, внедрению, производству и продажам продукции на многочисленных предприятиях по всему миру.

2. Правительство последовательно снижают барьеры для инвестиций и торговли, что открывает новые рынки для международных компаний.

3. Существует тенденция к унификации и объединению в рамках мирового сообщества. Реализация этой стратегии предоставляет компаниям огромные рыночные возможности уже в ближайшей перспективе.

В то же время по-прежнему сохранялись различия многих национальных рынков в России, а также присущие им несовершенства, выражающиеся, в частности, в относительной дешевизне отдельных ресурсов (сырья, труда, технологий, капитала). Использование таких различий и несовершенств позволяло участникам международной кооперации осуществлять, с одной стороны, глобальный рост своего бизнеса, снижение издержек производства, повышение прибыли, а с другой - привлечение для этого международных ресурсов. Все это обеспечивает финансовую устойчивость МНК по отношению к кризисам и потрясениям различного рода.

За счет  МНК достигались  разнообразные цели[4, с. 148]:

·        доступ к новым рынкам, преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров;

·        доступ к новым источникам ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, технологических, информационных, организационных;

·        достижение конкурентных преимуществ, устранение или смягчение конкуренции в интересах партнеров;

·        экономия на расширении масштабов производства, рационализация производства, повышение его эффективности, использование преимуществ вертикальной интеграции;

·        снижение риска.

3.1. Доступ к новым рынкам как фактор становления МНК   в России

Эта цель МНК  достигалась  за счет преодоления правовых ограничений вхождения на  рынок, открытия благоприятных рынков с точки зрения каналов сбыта и поступления ресурсов, повышения эффективности использования производственных мощностей.

Одной из основных причин образования МНК в России являлось  установление долгосрочных отношений с местными фирмами для проникновения на зарубежные рынки. Организации принимающих стран могут принадлежать к сети местных поставщиков, дистрибьютеров, заказчиков, к которым иностранные партнеры могут присоединиться через альянс или путем включения в МНК.

Важным аспектом вхождения в новый рынок являлись  торговые ограничения со стороны правительства принимающей стороны. В частности, эти ограничения были первопричиной образования союзов МНК в России с фирмами и правительствами развивающихся стран. Кроме того, действующее (или ожидаемое) местное законодательство, требующее от иностранных компаний вступления в альянсы с местными партнерами либо определяющее их минимальный процент участия в местной организации, также приводило к созданию МНК.

3.2. Доступ к новым источникам ресурсов как фактор становления МНК в России

Посредством международной интеграции МНК в России получали возможность доступа к дополнительным, возможно более дешевым, материальным, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам.

На начальной стадии удовлетворялись потребности в сырье (комплектующих), производственных мощностях, зданиях, сооружениях, в финансовых ресурсах, а также потребности в персонале (за счет доступа к дешевой и квалифицированной рабочей силе, а также обеспечения предприятий кадрами линейных и функциональных менеджеров).

Позже не менее важное значение приобрел доступ к информационным и технологическим ресурсам:

1)  знание национальной экономики, политики и культуры, условий и особенностей национальной деловой среды (местное законодательство, государственное регулирование);

2)   знание современной деловой практики, традиций, методов работы на рынке;

3)   передача знаний в области маркетинга и менеджмента;

4)   передача технических ноу-хау, доступ к новым технологиям, результатам научных исследований. Фактор "знания рынка", включающий понимание социально-культурной и конкурентной среды, имел особенно важное значение в том случае, если культурные различия между страной базирования фирмы и страной предполагаемой деятельности велики. Зачастую (по крайней мере, на начальном этапе вхождения в новый рынок) организации предпочитали  создать совместное предприятие с местной фирмой, чтобы получить необходимые знания о рынке. Особенное значение при этом имело развитие конкурентных преимуществ, порождающих поток инноваций на стадиях разработки продукции, производства и маркетинга. Такие устойчивые преимущества являлись коллективным знанием, присущим международному бизнесу и делающим возможным координацию разнообразного производственного опыта и интеграцию различных технологий.

3.3. Достижение конкурентных преимуществ как фактор становления МНК в России

Рост компетенции, лежащей в основе конкурентного преимущества фирмы, во многом зависел от ее способности воспринимать новые навыки и знания в области производства и менеджмента. Наиболее быстро "генерирующие" новую информацию компании оказывались более конкурентоспособными. В то же время помимо создания нового знания внутри организационных рамок самой фирмы существовала возможность получать информацию от других участников рынка. Движимые конкуренцией на рынках фирмы создавали интегрированные структуры бизнеса - МНК, в том числе с целью совершенствования совокупности своих знаний и опыта, как актива, имеющего большее значение для результатов деятельности, чем даже запатентованная технология.

Отметим, что развитие партнерских отношений между иностранными и местными российскими  фирмами может рассматриваться как жизненно важная функция организации, направленная на достижение конкурентных преимуществ. Практика подтверждает это мнение.

Чтобы преумножить знания и опыт, фирмы, зачастую вступали в тесное организационное взаимодействие с конкурентами. Поглощение конкурента в ходе экспансии МНК являлось распространенным способом достижения конкурентного преимущества. Более специфическим являлось сотрудничество с конкурентом на мировых рынках, вплоть до создания МСА.

В 1990-е гг. необходимым элементом преуспевания международного бизнеса стало организационное знание: совокупность представлений об изменении поведения организации в результате получения информации и опыта. Организационное знание становится особенно важными для фирмы вследствие сокращения жизненного цикла продуктов и технологий в условиях ускоренного развития и глобализации рынков. Как процесс организационное знание благоприятствует росту компетенции фирмы, а значит, и росту ее конкурентных преимуществ. При этом сотрудничество с партнером, занимающим сильные позиции в той области деятельности, в которой данная фирма желает быть более компетентной, является логичным шагом на пути достижения цели.

В рамках МНК международная компания получила  возможность использовать знания и опыт своего партнера-конкурента путем их интеграции и внедрения для достижения некоторых общих целей. Одновременно посредством создания МНК потенциальная или существующая конкуренция для конкретной фирмы  могла быть ослаблена или даже устранена.

В большинстве случаев сотрудничество с конкурентом являлось  защитной мерой. Вместе с тем альянс мог быть создан и в наступательном духе.

3.4. Повышение эффективности  МНК в процессе становления

Рационализация международного производства предполагала, что определенные компоненты не производятся больше чем в двух местах с разными затратами, а переносятся туда, где издержки ниже. Но здесь есть еще и дополнительное преимущество. Так как объем производства в более благоприятном месте теперь выше, дальнейшее снижение средней стоимости единицы продукции может быть достигнуто за счет "эффекта масштаба" - повышения эффективности по мере расширения производства, которое выражается в снижении средних затрат при увеличении объема выпуска.

Снижению затрат способствовал также уход от дублирования инвестиций и затрат на НИОКР, распространение и обмен технологиями и ноу-хау, открытие благоприятных сырьевых рынков, международное разделение труда, возможности финансового и налогового планирования с учетом особенностей функционирования финансовых рынков и государственной экономической политики.

Минимальный масштаб размеров эффективного производства в большинстве отраслей значительно вырос. Так, например, производитель цветных телевизоров должен выпускать несколько миллионов штук в год, чтобы достичь экономии за счет "эффекта масштаба", позволяющей выдержать глобальную конкуренцию. Это более чем в 50 раз превышает минимальный размер эффективного производства, существовавший в данном секторе  ранее.

Объединение ресурсов с конкурентами в рамках стратегии сотрудничества являлось  одним из средств для достижения фирмами необходимого масштаба деятельности. Распространение получили альянсы в области НИОКР в высокотехнологичных отраслях: являясь механизмом разделения затрат между партнерами, они позволяют фирмам осуществлять необходимые инновации. Характерно, что для проведения масштабных НИОКР фирмы предпочитали создавать совместные предприятия, а не заключать функциональные соглашения. Совместному предприятию как организационной форме отдавалось предпочтение, поскольку она облегчало обмен информацией и обеспечивало повседневную координацию.

Следует отметить, что заданная технология производства неизбежно диктовала некоторую оптимальную величину выпуска продукции. Значительное отклонение от этой величины как в одну, так и в другую сторону влекло за собой экономический ущерб. В таком случае как альтернатива вертикально интегрированной компании могла использоваться сеть МНк. Фирма, создававшая МНК с производителями комплектующих для своих изделий, имела ряд преимуществ[5, с. 177]:

·        удавалось избежать свойственного крупному бизнесу организационного разбухания;

·        не нужно  было переучивать рабочих и вносить тысячи изменений в процедуры управления и организации внедрения новой технологии;

·        сокращались издержки адаптации к изменениям, вызванным научно-техническим прогрессом.

Современные высокотехнологичные отрасли  России отличает удорожание средств производства, рост затрат на НИОКР, разработку торговой марки, развитие сбытовой сети продаж. Высокие постоянные издержки требуют расширения объемов производства для того, чтобы максимизировать прибыли и сократить срок окупаемости инвестиций. При этом возможно создание альянсов, особенность которых заключается в том, что каждая из фирм-партнеров выполняет взаимодополняющие функции.

3.5. Снижение рисков   при создании МНК

Снижение рисков в процессе создания МНК достигалось  путем региональной диверсификации операций, выхода на новые перспективные рынки, использования более разнообразных каналов сбыта. С другой стороны, было возможно снижение риска капиталовложений при вовлечении в кооперацию партнеров из числа национальных инвесторов.

Действуя в рамках альянса, фирма могла достичь договоренности с партнером о разделении рынка на сферы влияния. С другой стороны, МНК, в сравнении с фирмой, действующей в одиночку, мог уменьшить риск каждого из партнеров путем распределения этапов большого проекта между несколькими участниками, диверсификации номенклатуры товаров, обеспечения быстрого вхождения в рынок и более коротких сроков окупаемости, снижения затрат.

























Заключение

В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько основных выводов по работе.

Многонациональные корпорации (МНК) играют важную роль в экономике большинства стран и в международных экономических отношениях, вызывая тем самым растущий интерес со стороны правительств, а также работодателей и трудящихся и их соответствующих организаций.

Одной из основных тенденций, характеризующих  экономику России  еще с давних времен  является ее глобализация. При этом, во-первых,  всегда возрастала межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходило поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных  с Россией стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке. Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровне постепенно приводили  к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях российской экономики.

Многонациональная компания (МНК)  всегда являлась  одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса в России. Такая компания использовала  международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри России, так и за ее пределами.

Организация, формы и структурные особенности различных МНК были  достаточно разнообразными.

Многонациональная компания  являлась  разновидностью холдинговой компании, осуществляющей хозяйственную деятельность на различных национальных рынках  России и стремящаяся через менеджеров дочерних подразделений адаптировать свои продукты и маркетинговую стратегию к местным особенностям.

МНК превратили  экономику в подлинно международное производство, дали импульс развитию научно-техническому прогрессу в различных его проявлениях, обеспечили повышение технического уровня и качества продукции, рост эффективности производства. Особо следует выделить значение МНК с позиции совершенствования форм менеджмента и организации предприятия, управления его коммерческим, производственно-технологическим и кадровым потенциалом.

Одной из основных причин образования МНК в России являлось  установление долгосрочных отношений с местными фирмами для проникновения на зарубежные рынки. Организации принимающих стран могут принадлежать к сети местных поставщиков, дистрибьютеров, заказчиков, к которым иностранные партнеры могут присоединиться через альянс или путем включения в МНК.

На начальной стадии удовлетворялись потребности в сырье (комплектующих), производственных мощностях, зданиях, сооружениях, в финансовых ресурсах, а также потребности в персонале (за счет доступа к дешевой и квалифицированной рабочей силе, а также обеспечения предприятий кадрами линейных и функциональных менеджеров).











Список литературы

1)    Белорусов А.С. Международный менеджмент: Учебник. – Юристъ, 2000

2)    Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3 изд., переаб., доп. – М.: Банки и биржи, 1998

3)    Дэниелс Д.. Рабеда Ли Х. Международный бизнес/ Пер с анг. – М.: Дело, 1994

4)    Международный менеджмент: учебник для вузов/ од ред. С.Э. Пивоварова. – СПб.: Питер, 2000

5)    Мескон М.Х., Альберт М., Хедооурн Ф. Основы менеджмента/ ер с англ. – М.: Дело, 1992