Содержание

Введение. 3

1. Содержание и значение финансового контроля. 7

1.1. Сущность финансового контроля. 7

1.2. Цели, задачи и роль финансового контроля. 9

1.3. Функции финансового контроля, система его функционирования. 10

2. Классификация финансового контроля. 17

3. Органы финансового контроля и их основные функции. 20

3.1. Основные виды государственного финансового контроля и органы его осуществляющие. 20

3.2. Негосударственный финансовый контроль. 23

Заключение. 25

Список литературы.. 27



Введение

Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике.

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах финансового контроля, так и  в оценке его значении.

          Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что  он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля  могут сократить свои расходы, увеличивая, таким образом, свою прибыль).

Финансовый контроль есть практическое воплощение объек­тивно присущего финансам как экономической категории свой­ства контроля (7, стр. 93).

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1)                                 строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2)                                 неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспе­чения целесообразности и эффективности финансовых операций.


Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преоблада­ет правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. В экономически развитых странах финансовый контроль распада­ется на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: госу­дарственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — комплексная и целе­направленная система экономико-правовых действий кон­кретных органов власти и управления, базирующихся на по­ложениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа госу­дарства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Государственный финансовый контроль призван отслеживав стоимостные пропорции распределения валового национальной продукта. Он распространяется на все каналы движения денежные ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.                             

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).   

Государственный и негосударственный виды контроля, не смотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.                                 

В государствах тоталитарного типа формы организации и це­пи финансового контроля подчинены интересам правящей ад­министрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели (7, стр. 95).

В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Россия, экономико-правовая организация фи­нансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых ведомств, при­сущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля России включает и ряд других специальных органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г.  «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля  в Российской Федерации» к таким органам относятся: Централь­ный банк, Государственный таможенный комитет Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Поскольку частная форма собственности в России еще не за­няла подобающее место в экономической системе, действия госу­дарственных контролеров распространяются на многие сферы приложения акционерного и частного капитала. Трудности пере­ходного к рынку периода непосредственно отражаются и на мето­дах контроля. Так, проблема нехватки государственных средств для покрытия бюджетных расходов зачастую решается посредст­вом скорее административных, чем экономических методов, то­тального ужесточения санкций за налоговые и другие финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению интересов частного капи­тала и снижению деловой активности. По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и постепенно приближа­ется к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в це­лом доказала свою эффективность (5, стр. 301). Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более тщательного контроля за исполнительной властью и соответственно повышение профессионального уровня контрольных служб. С другой стороны, усиление рыночной конкуренции заставляет предприятия совершенствовать методы внутреннего контроля, привлекая специалистов специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков, финансовых корпораций.

Всё вышеперечисленное ставит актуальность данной темы вне сомнений.

Целью написания работы является ознакомление с понятием и современным положением финансового контроля в РФ.

Для достижения той цели необходимо решить следующие задачи:

·        проанализировать содержание и значение финансового контроля;

·        ознакомиться с классификацией финансового контроля;

·        рассмотреть органы финансового контроля и их функции;

                        

1. Содержание и значение финансового контроля

1.1. Сущность финансового контроля

Контроль является специальным способом обеспечения законности и представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью обоснованности и эффективности принятых управленческих решений (7, стр. 93).

Одним из звеньев системы контроля является финансовый контроль, который является формой реализации контрольной функции финансов. Данная функция и определяет назначение и содержание финансового контроля.

Назначение финансового контроля заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики, а также в создании условий для стабильного развития государства.

Содержание финансового контроля изменяется в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.

Финансовый контроль связан с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, налог на добавленную стоимость и т. д. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются операции, совершаемые с использованием денег, а результатами – различные факты экономической жизни и количественные показатели (7, стр. 93).

Реальный механизм финансового контроля проявляется не как единая, строго заданная система методов и приемов, а как динамичная совокупность различных инструментов, влияющих на экономику.

Основная цель контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений.

Объектом финансового контроля являются распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

Для рыночной экономики финансовый контроль является особой сферой деятельности, когда на практике происходит естественное взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного комплекса государства.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.

Финансовый контроль – это стоимостной контроль, поэтому в отличие от других видов контроля он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Для анализа сущности финансового контроля нужно знать, что:

1) финансовый контроль выступает как одна из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) осуществление финансового контроля есть форма государственного регулирования определенных финансово-производственных отношений;

3) финансовый контроль действен, когда он взаимосвязан со всеми функциями финансов и системой управления;

4) финансовый контроль – способ соблюдения нормативно-правовых норм экономическими субъектами.

Правильное понимание сущности и значения финансового контроля важно по многим причинам. Финансы только тогда успешно функционируют, когда они хорошо организованы и управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного финансового контроля. Особую значимость он приобретает при переходе к рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, подлежащих искоренению путем использования всего инструментария финансового контроля на практике. Именно в этих условиях финансовый контроль принимает новые, более гибкие формы, позволяющие государству нормально функционировать и стабильно развиваться.

1.2. Цели, задачи и роль финансового контроля

Любая контрольная деятельность в сфере управления начинается с постановки цели.

Целями финансового контроля являются:

- обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов;

- защита финансовых интересов; недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.

Возрастание роли финансового контроля в рыночной экономике связано с увеличением финансовых потоков, когда финансы приобретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля за созданием и движением товарно-денежных потоков. Роль финансового контроля проявляется в практическом использовании контрольной функции финансов, реализация которой способствует повышению эффективности расходования финансовых ресурсов.

Задачами государственного финансового контроля являются:

1) правильность формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов;

2) проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности;

3) правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность отчетности;

4) контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности.

Данные задачи не являются полным перечнем, так как они постоянно уточняются и изменяются в соответствии с изменениями в финансовом законодательстве.

1.3. Функции финансового контроля, система его функционирования

Функции финансового контроля, как части общегосударственного контроля, определяются его целями и задачами и проявляются в изучении реальности процессов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, установлении причин и внесении соответствующих корректив в деятельность объекта контроля, направленных на повышение эффективности.

Функции финансового контроля – это проявление сущности финансового контроля на практике.

Основная функция финансового контроля – это контрольно-ревизионная, основу которой составляют: выявление нарушений в исполнении законов по использованию финансовых ресурсов, анализ причин нарушений, разработка предложений по их устранению и последующие действия с целью недопущения новых противоправных действий.

Общепринятыми в мировой практике функциями государственного финансового контроля являются:

1) контроль источников поступления бюджетных средств;

2) контроль расходования бюджетных ресурсов;

3) контроль эффективности использования государственной собственности, проведения ее приватизации;

4) контроль за использованием государственных внебюджетных фондов;

5) контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитных организациях;

6) контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций.


Степень использования функций финансового контроля закладывается в законодательных и нормативно-правовых актах.

Финансовый контроль – это важный элемент системы управления финансами.

Система финансового контроля характеризуется многообразием элементов, непосредственно воздействующих на подконтрольные объекты.

Обязательными элементами финансового контроля являются:

- субъект контроля;

- объект контроля;

- предмет контроля;

- метод контроля;

- техника и технология контроля;

- процесс контроля;

- сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;

- результат контроля и затраты на его осуществление;

- субъект, принимающий решение по результатам контроля;

- принятие решения по результатам контроля.


Все эти элементы системы тесно связаны между собой, так как один элемент дополняет другой или вытекает из него.

Субъект контроля (кто контролирует) – соответствующая организация – носитель контрольной функции. Он определяет состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, вид контроля и его предмет. Обязанности, возложенные на субъекты контроля, должны соответствовать целям, которые определяются при создании контрольных органов.

Объект контроля (кого контролируют) определяется в зависимости от субъекта контроля. Объектами государственного финансового контроля являются получатели средств федерального бюджета, независимо от организационно-правовых форм; федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за реализацию государственной финансовой политики; кредитные учреждения; инвестиционные институты.

Предмет финансового контроля – это основные характеристики состояния и поведения объекта контроля или то, что контролируют.

Предметом государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса, поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, постановка бухгалтерского учета и отчетности, дотации, субсидии и т. д.

Принципы финансового контроля – это научно разработанные и использованные на практике политические, организационные и правовые основы организации контроля, которые обеспечивающие его эффективность и определяющие общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере.

К основным принципам организации государственного финансового контроля относятся:

1)    независимость;

2)    объективность;

3)    компетентность;

4)    гласность;

5)    превентивность.

Независимость должна быть закреплена законодательно. Этот принцип является одним из основных условий эффективного финансового контроля и должен быть обеспечен финансовой самостоятельностью контрольного органа.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий уровень их работы на основе строго установленных стандартов ревизионной работы.

Гласность – это связь контрольных органов с общественностью и средствами массовой информации. Данный принцип присущ контрольным финансовым органам, так как они отражают интересы людей как главных налогоплательщиков, которые должны владеть информацией об использовании своих средств.

Превентивность – это предупреждение нарушений.

Из данных принципов вытекают и другие: такие как системность и плановость, коллегиальность и единоначалие, результативность, неподкупность субъектов контроля, согласованность действий различных контролирующих органов, а также принцип невозможности исключения при финансовом контроле прямой и опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, принцип финансовой дисциплины и финансовых санкций, принцип оперативности и действенности финансового контроля.

Методы финансового контроля (посредством чего контролируют):

1) Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности целесообразности и эффективности совершенных в проверяемой периоде финансовых операций, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля. По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различают ревизии полные (проверка всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля) и частичные (проверка отдельных сторон), тематические (на определенную тему по деятельности однотипных предприятий) и комплексные (охватывает все стороны деятельности, вопросы сохранности и эффективного использования финансовых ресурсов, качества бухгалтерского учета и отчетности). В зависимости от степени «охвата» финансовых операций различают сплошные (проверка всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период), выборочные (проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени) и комбинированные ревизии (проверка одних участков сплошным методом, а других – выборочным).

2) Проверка - это единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого лица. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

3) Анализ - разновидность финансового контроля, предполагающую детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности.

4) Обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта. Оно проводиться через опрос, наблюдение, инспекцию и т. д. В отличие от проверок обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

5) Надзор – это контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, проводимый контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Нарушение правил и нормативов влечет за собой отзыв лицензии.


Немаловажным элементом системы финансового контроля является применение техники и современных технологий государственного финансового контроля, то есть использования технических приемов и тактики контрольной деятельности. Проведение контрольного мероприятия, его оформление осуществляются на основании технических требований, содержащихся в специальных инструкциях, регламентах, определяющих порядок и способ оформления контрольных документов: актов, постановлений, предписаний.

Процесс контроля – это деятельность субъектов контроля, направленная на гарантирование достижения наиболее эффективными способами поставленных целей управления путем реализации определенных задач контроля и применения соответствующих принципов, типов, методов и техники контроля.

Сбор и обработка исходных данных для проведения контроля также является одним из основных элементов системы. Важное правило проведения контрольно-ревизионной работы – это документальное и детальное отражение результатов проведенных мероприятий и израсходованных средств.

Результат контроля зависит не только от профессионального уровня контролеров, но и от регламента проведения контрольных мероприятий. Наиболее существенными факторами, влияющими на контроль, являются: квалификация специалистов, проводящих контроль; полнота и достоверность исходных данных об объекте контроля; нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение контроля.

2. Классификация финансового контроля

Все виды финансового контроля объединяет единство содержания, предмета и метода. Однако каждый из видов контроля имеет свою специфику и сферу применения.

Классификация видов и форм финансового контроля можно изобразить в виде схемы (схема 1).



Финансовый контроль

 
 




         

     

                государственный                                                        предварительный

           

                ведомственный                                                          текущий

           

                внутрихозяйственный                                               последующий

                общественный

                независимый

               

Схема 1. Классификация видов и форм финансового контроля

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательно определенными полномочиями. Главной целью государственного финансового контроля является обеспечение интересов государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств.

Ведомственный финансовый контроль – финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств внутри их сферы деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, проводимый экономическими и финансовыми службами предприятий. Объектом контроля в данном случае является финансовая деятельность экономического субъекта.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации, контролирующие законность поступлений и расходование средств. Объект данного контроля определяется в зависимости от стоящих перед ними задач.

Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый аудиторами. Основной целью такого контроля является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых операций законодательным и нормативно-правовым актам.

В практике необходимо различать предварительный, текущий и последующий контроль, правила использования, которых установлены в Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 265). Осуществляют данные виды финансового контроля законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления.

Предварительный финансовый контроль используется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Осуществляется он до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений.

Текущий финансовый контроль используется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий и т. д. Осуществляется данный контроль в процессе осуществления финансовых операций и является основным видом деятельности субъектов бюджетного контроля.

Последующий финансовый контроль используется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Осуществляется он после совершения указанных операций и призван выяснить те нарушения, которые не были установлены во время проведения предварительного и текущего контроля. Предназначен данный контроль для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль базируется на выводах предварительного и текущего контроля.

Финансовый контроль классифицируется по разным признакам. Так, разнообразие информационного обеспечения финансового контроля позволяет выделить такие его формы, как документальный и фактический (5, стр. 309).

Документальный финансовый контроль – это проверка подлинности отчетных документов и записей, а фактический – проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуральной форме.

3. Органы финансового контроля и их основные функции

3.1. Основные виды государственного финансового контроля и органы его осуществляющие

Деятельность органов государственного финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными в законах и подзаконных актах.

Правовая база органов государственного финансового контроля включает:

1) Конституцию РФ;

2) Бюджетный кодекс РФ;

3) федеральные законы: «О Правительстве РФ», «О Счетной палате РФ» «О Центральном банке РФ» «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»;

4) Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ»;

5) постановление Правительства РФ «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ».

Вопросы государственного финансового контроля нашли свое отражение также и в налоговом, валютном законодательстве, Таможенном кодексе РФ. Кроме того, полномочия органов государственного финансового контроля определяются законами субъектов РФ о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти относительно органов государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль осуществляется прежде всего при рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а для его проведения со стороны представительных органов создаются специальные структуры: Счетная палата, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Банк России, контрольно-ревизионные службы и т. д.

Особое место в системе финансового контроля принадлежит Счетной палате РФ, сфера полномочий которой является контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Основными задачами, стоящими перед должностными лицами Счетной палаты являются:

- организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

- подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;

- оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств;

- финансовая экспертиза;

- контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управлению ею и т.д.

Основными формами финансового контроля, проводимого Счетной палатой, являются тематические проверки и ревизии.

В соответствии с Конституцией РФ осуществляется президентский контроль путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Оно осуществляет контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Правительство РФ на основании Конституции РФ:

- контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита;

- контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств;

- направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового контроля.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ; осуществляет методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проводит аттестацию по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Оперативный финансовый контроль осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Контрольно-ревизионное управление осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства осуществляют государственную бюджетную политику; управляют процессом исполнения федерального бюджета. На Казначейство возложены следующие задачи:

- контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

- контроль за состоянием государственных финансов

- контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

- контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами.

Главной задачей Министерства по налогам и сборам является обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку России (ЦБР). Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, а также осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно – один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года – в остальных учреждениях. Сферой ведомственного финансового контроля является сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства и бесхозяйственности; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

3.2. Негосударственный финансовый контроль

В настоящее время повышается роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия государственных органов, но в соответствии с законодательством.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль (7, стр. 104).

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента – за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия и филиалов.

Внутрихозяйственный контроль подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический.

Оперативный контроль проводится главным бухгалтером в процессе финансово-хозяйственной деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств.

Стратегический - предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизации прибыли.

Другим видом финансового негосударственного контроля является аудиторский контроль, основной задачей которого является установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых операций нормативным актам; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и др. финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Инициативная осуществляется по решению самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законодательством.

Заключение

          Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

          В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.

          В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации.

          Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения.

          Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия.

          Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

          Еще одним важным вопросом, на мой взгляд, является отсутствие закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении нарушителей финансового законодательства. Ведь без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей финансового законодательства, невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед органами контроля задач.

Решив поставленные задачи, мы достигли цели написания работы.

Список литературы

1.     Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-фз «О счетной палате Российской Федерации;

2.     Указ Президента Российской Федерации от16.03.1996 № 383 (ред. От 27.06.2000) «О Главном Контрольном Управлении Президента Российской Федерации;

3.     Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 (ред. От 18.06.1999) «Об Утверждении Положения о Министерстве Финансов Российской Федерации»;

4.     Федеральный закон от 02.12.90 (ред. 08.07.1999) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»;

5.     Финансы: учебник для вузов/ Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, 2000;

6.     Финансы. Денежное обращение. Кредит.: учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под. Ред. Проф. Л.А. Дробози- ной – М.: ЮНИТИ, 2000;

7.     Финансы: учебник для вузов/ В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой- Финансы и статистика, 1993

8.     Финансы: Учебник для вузов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000.

9.     В.В. Бурцев : Система государственного контроля.- Финансы, № 9, 2000;

10.                  Л.Н. Овсянников: Финансовый контроль как система.-Финансы, №12, 2000.