Содержание


3. Внедрение современных технологий в управление персоналом в организации ООО «Транс-АТЭКС». 3

3.1 Описание подходов к управлению персоналом организации ООО «Транс-АТЭКС» и его нормативно-методического сопровождения. 3

3.1.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Транс-АТЭКС» и его кадрового потенциала. 3

3.1.2 Распределение функций по управлению персоналом между должностными лицами ООО «Транс-АТЭКС». 10

3.1.3 Технология отбора персонала на ООО «Транс-АТЭКС». 13

3.1.4 Технология мотивации труда  персонала на ООО «Транс-АТЭКС». 15

3.2 Необходимость внедрения современных технологий управления персоналом в организации ООО «Транс-АТЭКС». 18

3.3 Проект внедрения новых технологий управления персоналом в организации ООО «Транс-АТЭКС». 20

3.3.1. Внедрение новой технологии отбора персонала на ООО «Транс-АТЭКС»  20

3.3.2. Внедрение новой технологи мотивации персонала на ООО «Транс-АТЭКС   24

Список литературы... 35

Приложение 1. 37

Приложение 2. 38

Приложение 3. 39

Приложение 4. 40

Приложение 5. 42

Приложение 6. 45




3. Внедрение современных технологий в управление персоналом в организации ООО «Транс-АТЭКС»

3.1 Описание подходов к управлению персоналом организации ООО «Транс-АТЭКС» и его нормативно-методического сопровождения

 

3.1.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Транс-АТЭКС» и его кадрового потенциала

ООО «Транс-АТЭКС» является опытным туроператором на рынке туристических услуг. Компания была образована в 1992 году.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Транс-АТЭКС».

Сертификат соответствия действителен до 17.09.2006г. Выдан органом по сертификации продукции и услуг Новосибирского центра стандартизации, метрологии и сертификации на основании акта оценки соответствия услуг, оказываемых ООО «Транс-АТЭКС» № 1898 от 17.09.2003г. и протокола сертификационной проверки результата услуги № 1898 от 17.09.2003г.

На данный момент организация занимается тур-операторской деятельностью.

Основное направление работы ООО «Транс-АТЭКС» – туризм, въездной и выездной.

Одним из ведущих направлений работы является приём иностранных граждан на территории РФ, как на безвизовой основе, в соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Китаем, так и по визам. Компания имеет аккредитацию в МИДе РФ и имеет свой референс, который дает право приглашать иностранных граждан по туристическим приглашениям.

Предлагается также и учёба за рубежом. Сотрудники фирмы оказывают помощь в оформлении загранпаспортов, оформлении виз, билетов на все виды транспорта по всем направлениям.

Фирма арендует офисные помещения в Новосибирске.

Персонал организации состоит из 20 человек - профессионалов в туризме, имеющих большой опыт работы: генеральный директор, главный бухгалтер, менеджеры по выездному туризму, помощники менеджера по выездному туризму, менеджеры по внутреннему туризму, гиды и переводчики.

В табл.3.1 представлено штатное расписание ООО «Транс-АТЭКС», а на рис.3.1 –  его организационная структура.

Таблица 3.1

Штатное расписание ООО «Транс-АТЭКС»

Наименование должности

Должностные оклады

Кол-во штатных единиц

Годовой фонд зарплаты

1

Генеральный директор

10 000

1

120000

2

Главный бухгалтер

8 000

1

96000

3

Руководитель отдела по выездному туризму

8 000

1

96000

4

Руководитель отдела по внутреннему туризму

8 000

1

96000

5

Руководитель отдела по обработке информации

8 000

1

96000

6

Бухгалтер

6 000

1

72000

7

Менеджер по выездному туризму

6 000

2

144000

8

Помощник менеджера по выездному туризму

5 000

2

120000

9

Переводчик

6 000

2

144000

10

Менеджер по продаже авиабилетов

5 000

1

60000

11

Менеджер по внутреннему туризму

6 000

2

144000

12

Менеджер по деловому туризму

6 000

2

144000

13

Менеджер по работе с клиентами

6 000

2

144000

14

Менеджер по рекламе и дизайну

5 500

1

66000

15

Маркетолог

5 500

1

66000


Итого

-

20

1512000


Генеральный директор следит за посещением на работу и исполнением заданий работников фирмы, подписывает документы, проверяет правильность выполненных отчетов, заключает договора с другими фирмами, создаёт правила, нормы, ищет и реализует новые возможности.

Главный бухгалтер:

§  производит выплату заработной платы;

§  производит начисления;

§  составляет отчет по финансовой деятельности;

§  обрабатывает информацию и своевременно предупреждает о негативных явлениях в финансовой деятельности;

§  мобилизует внутрипроизводственные резервы и эффективно их использует.

 













Менеджер по выездному туризму занимается анализом потребительского спроса и приемом групп иностранных туристов.

Помощник менеджера по выездному туризму предоставляет всю необходимую информацию клиентам, отвечает на телефонные звонки, поддерживает связь с фирмами – сотрудниками, занимается оформлением загранпаспортов, виз и покупкой билетов.

Менеджер по внутреннему туризму занимается анализом потребительского спроса, а также приемом и отправкой групп туристов, предоставляет всю необходимую информацию клиентам, отвечает на телефонные звонки, поддерживает связь с фирмами – сотрудниками, занимается оформлением путевок и покупкой билетов.

Руководители отделов по внутреннему и выездному туризму занимаются управлением работой менеджеров.

Менеджер по деловому туризму занимается организацией деловых встреч, выставок, ярмарок как внутри страны, так и за рубежом.

Руководитель отдела по обработке информации управляет работой специалистов: маркетолога, менеджера по работе с персоналом и менеджера по работе с клиентами.

Менеджер по обработке информации занимается сбором и первичной обработкой информации по туристическому рынку.

Проанализируем основные экономические и трудовые показатели ООО «Транс-АТЭКС». В таблице 3.2 представлены эти показатели деятельности ООО «Транс-АТЭКС» в динамике по годам: 2001 – 2003гг.

Таблица 3.2

Система общеэкономических показателей в ООО «Транс-АТЭКС»

Наименование показателя

Ед. изм.

Динамика по годам

2001

2002

2003

Объем продаж

млн. руб.

12,3

18,6

19,2

Величина основных фондов

млн. руб.

7,45

8,15

8,23

Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения

%

70,3

72,5

71,4

Производительность труда, понимаемая как отношение прибыли к численности персонала

млн. руб./чел

0,115

0,147

0,155

Прибыль

млн. руб.

1,84

2,8

3,1

Удельный вес фонда потребления в прибыли

%

37

43

40

Численность персонала, всего

в том числе по категориям:

чел.

16

19

20

- Руководители

чел.

4

5

5

- Специалисты

чел.

12

14

15

Текучесть кадров

чел.

1

1

1

Образовательный состав персонала:

чел.




- средне специальное


2

2

2

- незаконченное высшее


3

4

4

- высшее


11

13

14

Возрастной состав персонала:

чел.




- до 18 лет


1

1

1

- 18-25 лет


6

6

6

- 26-36 лет


4

7

8

- 37-50 лет


3

4

4

- свыше 50 лет


2

1

1

Средний возраст работающих

лет

31,75

31

31

Структура персонала по полу:

%




- женщин


56

53

50

- мужчин


44

47

50

Распределение персонала по стажу:

чел.




- до 1 года


2

2

2

- 1-3 года


5

6

5

- 3-5 лет


6

7

8

- 5-10 лет


2

2

3

- более 10 лет


1

2

2

Уровень профессиональной подготовки (для руководителей и специалистов)

%




- высшее образование


87,5

89,5

90

- среднее специальное


12,5

10,5

10

- практики


0

0

0


Трудовой потенциал организации складывается из следующих характеристик: структуры персонала по категориям (руководители, специалисты, рабочие, служащие), образовательного состава (структуры персонала по образованию), возрастного состава, структуре по полу, структуре по стажу, уровня профессиональной подготовки.

Рассмотрим значения этих характеристик для ООО «Транс-АТЭКС».

1.        Структура персонала по категориям.

В состав персонала ООО «Транс-АТЭКС» входят только две категории: руководители и специалисты. В течение 2001-2003 гг. доля специалистов и руководителей не изменилась. На рисунке 3.2 представлена динамика численности персонала по категориям.

Рис.3.2 Динамика численности персонала ООО «Транс-АТЭКС» по категориям


2.        Образовательный состав

Основная часть кадрового состава предприятия имеет высшее образование, при этом доля работников, имеющих высшее образование в общей численности персонала увеличилась за последние три года на 1,25%. Ниже представлена диаграмма распределения персонала по образованию за последний год.

Рис.3.3 Образовательный состав ООО «Транс-АТЭКС» в 2003 г.


3.        Структура по полу

В структуре персонала организации по полу за 2001-2003 гг. примерно одинаковое распределение:

в 2001 году – 56% женщин и 44% мужчин;

в 2002 году – 53% женщин и 47% мужчин;

в 2003 году – 50% женщин и 50% мужчин.

4.        Возрастной состав

Возраст большей части кадрового состава организации находится в пределах 23-40 лет, т.е. персонал можно назвать молодым.

5.        Распределение персонала по стажу

Анализ персонала по стажу показал, что основную долю занимают работники, проработавшие в организации 3-5 лет, при этом значение доли их в течение 2001-2003 гг. увеличивается. Значительную долю также занимают работники с небольшим опытом работы по специальности (1-3) года, хотя их доля снижается, так как они переходят в категорию работников со стажем работы 3-5 лет.

Наиболее молодой и малоопытный персонал – это работники следующих профессий: бухгалтер, помощники менеджеров по выездному и внутреннему туризму. Более опытными являются менеджеры по выездному и внутреннему туризму, деловому туризму, по продаже билетов, по работе с клиентами, по обработке информации, маркетолог, гид. И наиболее опытными являются: генеральный директор ООО «Транс-АТЭКС», главный бухгалтер, руководители отделов по внутреннему и выездному туризму, деловому туризму, руководитель отдела по обработке информации.

Таким образом, в ООО «Транс-АТЭКС» персонал состоит из примерно одинаковой численности работников руководящего звена и специалистов, одинакового числа мужчин и женщин. Персонал молодой, активный, большая часть из которого имеет достаточный опыт работы и уровень профессиональной подготовки в своей области.

Из таблицы видим, что за 2001-2003 гг. эффективность деятельности организации по ряду показателей улучшилась. За рассматриваемый период объем продаж возрос на 56%; величина основных фондов – на 10,5%; производительность труда – на 24,7%; прибыль увеличилась на 68,5%.

Средняя заработная плата на одного работника в организации увеличилась на 6%, при этом фонд заработной платы в целом по организации в рассматриваемом периоде возрос на 32,3%. Разные темпы роста средней заработной платы работников организации и общего фонда заработной платы говорит о неравномерном увеличении заработной платы отдельных категорий работников. Рост заработной платы руководителей превышает рост заработной платы специалистов.

Затраты на обучение персонала возросли на 53%, на предоставление льгот – на 22,4%. Количество прогулов снизилось на 20%.


3.1.2 Распределение функций по управлению персоналом между должностными лицами ООО «Транс-АТЭКС»


Как можно видеть из организационной структуры и штатного расписания фирмы, на предприятии не предусмотрен ни отдел кадров (служба управления персонала), ни должности менеджера по персоналу. Функции по персонал-менеджменту распределены между руководящим составом предприятия: руководители отделов (в том числе и главный бухгалтер) проводят собеседования с кандидатами на вакантную должность, генеральный директор оценивает потребность в персонале, курирует рекламную компанию по набору персонала и утверждает кандидатуры принимаемых на работу.

Распределение функций управления персоналом в ООО "Транс-АТЭКС" представлено в следующей таблице.

Таблица 3.3

Распределение функций управления персоналом ООО "Транс-АТЭКС"

Административно-управленческий персонал

Функции

Прогнози-рование и планир-е

персонала

Органи-

зация труда (прием, расста-

новка)

Мотивация и симулир-е персонала

Обучение, развитие персонала

Учет, контроль,

оценка персонала

Генеральный директор

ü

ü




Руководитель отдела обработки информации

ü

ü

ü

ü

ü

Руководитель отдела по выездному туризму

ü

ü

ü

ü

ü

Главный бухгалтер

ü




ü


Таким образом, генеральный директор ООО "Транс-АТЭКС" занимается стратегическим планированием и прогнозированием потребности в персонале, а также принимает окончательное решение о приеме на работу кандидата на вакантную должность после прохождения им длительной системы оценки.

На руководителях отделов по обработке информации и выездного туризма лежат основные функциональные обязанности по текущему управлению персоналом: они составляют оперативные планы потребности в подборе новых работников (по количеству и качеству), занимаются организацией труда, расстановкой рабочих мест (должностей), разрабатывают программы мотивации и стимулирования персонала, контролируют результаты работы, а также анализируют полученные результаты.

Бухгалтера занимаются учетом штата сотрудников, расчетом заработной платы и материальных поощрений.

В процессе управления персоналом применяется следующий документооборот.

Таблица 3.4

Анализ основных нормативно-методических документом системы управления персоналом ООО «Транс-АТЭКС»

Виды основных нормативно-методических документом системы управления персоналом

Форма нормативно-методического документа

Основное содержание, показатели документа

Положительные/ отрицательные моменты в практике использования документа

Нормативно-справочные документы

План экономической политики

Ряд действий по осуществлению плана по развитию предприятия

(+) помогают ориентироваться, координировать работу людей


Документы организационно -распорядительного и методического характера

Коллективный договор; положение об оплате труда; должностные инструкции

Задачи, функции, права, обязанности отделов и отдельных работников

(+) помогают руководить эффективной трудовой деятельностью

(-) не доработанность некоторых документов

Документы технического, технико-экономического и экономического характера

Бизнес-план

Технико-экономические показатели

(+) помогают руководителям отделов организовывать новые виды отдыха, путевок, мероприятий



Такая организация системы управления персоналом недостаточно эффективна, т.к. при более детальном ее анализе выясняется, что в процессе управления персоналом организации происходит дублирование одних функций, соответственно, происходит напрасная трата рабочего времени и сил управляющих, а также недостаточное внимание другим функциям и сферам управления персоналом, таким, например, как обучение и развитие персонала, его стимулирование.

Процесс планирования количественной потребности в ООО "Транс-АТЭКС" выглядит следующим образом: на совещании у главного директора руководители отделов компании (директора, главный бухгалтер) определяют состав экспертной комиссии, в состав которой входят главные специалисты компании  или руководящий персонал. Эксперты анализируют прогнозируемые показатели деятельности компании, которые предварительно готовят руководители отделов, высказывают собственное мнение о необходимости найма на работу новых работников. После чего генеральный директор, взвесив все возможные варианты, принимает окончательное решение о необходимости найма на работу дополнительного персонала. Если решение положительное, то начинается процесс подбора персонала, за организацию которого отвечают в основном начальник отдела маркетинга и коммерческий директор. Обратившиеся в организацию кандидаты на вакантную должность предварительно проходят анкетирование и собеседование со специалистами отделов или непосредственно с руководителем отдела, затем оцениваемый кандидат проходит решающее собеседование с генеральным директором ООО "Транс-АТЭКС".

 

3.1.3 Технология отбора персонала на ООО «Транс-АТЭКС»

Согласно Положению об отборе персонала ООО «Транс-АТЭКС», отбор персонала проходит в две стадии: первичный и профессиональный отбор.

Первичный отбор (преселекция; скрипинг) – процесс селекции кандидатов, обладающих минимальными требованиями для занятия определенной должности. Первичный отбор служит основой отбора персонала на индивидуальной основе. Профессиональный отбор – процедура дифференциации кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов. Профессиональный отбор осуществляется путем собеседования, на котором устанавливается наличие:

  • медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы в конкретной области деятельности; и
  • соответствия индивидуальных данных кандидата требованиям, предъявляемым к работнику на данной должности.

Основной задачей отбора персонала является оценка кандидатов на вакантную должность. В процессе отбора персонала могут участвовать как внешние по отношению к организации работодателю кандидаты на должность, так и собственные сотрудники. В процессе данного вида оценки проверяется соответствие кандидата требованиям должности или рабочего места. Сложившаяся в мировой практике технология проведения отбора персонала имеет несколько основных этапов: анализ анкетных данных, наведение справок проверочные испытания, собеседование, формирование экспертного заключения оценочной комиссии. Подробнее опишем этот процесс и используемый инструментарий на ООО «Транс-АТЭКС».

1. Согласно Положению об отборе персонала ООО «Транс-АТЭКС» первичный отбор персонала заключается в «конкурсе резюме»: кандидат на вакантную должность заполняет три документа – бланк-резюме, анкету «Ценностные ориентации при выборе рабочего места» и тест «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе» (см. Приложения к Положению об отборе персонала).

2. Три вышеописанных документа, которые кандидат на вакантную должность заполняет без собеседования с каким-либо сотрудником предприятия, попадают на стол руководителя отдела, в который стремится посупить кандидат на вакантную должность. После отбора подходящих (по мнению руководителя отдела) резюме кандидат приглашается на собеседование к руководителю предприятия; к моменту собеседования руководитель соответствующего отдела уже имеет некоторое представление о кандидате ввиду анализа анкетных и тестовых данных. Проводящий собеседование руководитель отдела перед встречей соискателя с руководителем предприятия заполняет бланк личностной спецификации кандидата, который содержит оценки кандидата на конкретную вакантную должность (Приложение 3):

Ознакомившись с бланком личностной спецификации, руководитель предприятия становится до некоторой степени подготовленным к собеседованию, знает, что можно ждать от кандидата и что нужно от кандидата предприятию. Решение о приеме на работу кандидата на вакантную должность принимается руководителем предприятия по результатам собеседования.

Описанный выше инструментарий отбора персонала используется только на последнем этапе отбора, когда, собственно, принимается решение о принятии на работу конкретного человека.


3.1.4 Технология мотивации труда  персонала на ООО «Транс-АТЭКС»

Ставя перед собой основную задачу - улучшение качества обслуживания клиента, – компания ООО «Транс-АТЭКС» признает тот факт, что выполнение этой задачи целиком и полностью зависит и осуществляется ее сотрудниками. Именно сотрудники ежедневно решают коммерческие, финансовые и управленческие вопросы, общаются с клиентами и поставщиками, государственными и общественными органами, внимательно следящими за деятельностью компании. Именно сотрудники ежедневно создают те самые ценности, которые мы затем называем благополучием нашей компании, ее собственников и сотрудников, наших клиентов и партнеров, общества, в котором мы работаем.

Система мотивации труда на ООО «Транс-АТЭКС» состоит из следующих элементов:

– социальная мотивация труда;

– административная мотивация труда;

– мотивация труда через оплату труда.

Рассмотрим  мотивацию труда по всем этим элементам.

К социальной мотивации можно отнести следующие мероприятия, проводимые в ООО «Транс-АТЭКС»:

-                      повышение квалификации сотрудников предприятия, их обучение производится за счет предприятия;

-                      оказание помощи женщинам-работницам, строгое соблюдение гарантий, установленных в законодательстве о труде для работающих женщин-матерей.

В таблице 3.5 представлены затраты организации на социальную мотивацию работников в 2002-2003 годах.

Таблица 3.5.

Затраты ООО «Транс-АТЭКС» в 2002-2003 годах.

№ п/п

Наименование компонента социальной мотивации

Затраты, руб.

Отклонение в  руб.

Отклонение в %

Тенденция

2002 год

2003 год

1

Повышение квалификации сотрудников

23789

34567

10778

45,31

 ↑

2

Оказание помощи женщинам- работницам

12345

17896

5551

44,97

↑ 

 

ИТОГО

36134

52463

16329

45,19

 ↑


Как видно из таблицы 3.5, в организации в 2003 году наблюдался рост затрат на социальную мотивацию работников в среднем на 45 %, что является положительной тенденцией. Эти средства в организации относятся на фонд потребления планируются из чистой прибыли организации.

Динамика затрат организации на социальную мотивацию работников отражена на рисунке 3.4.

2003

 

2002

 

Рис. 3.4. Динамика затрат на социальную мотивацию ООО «Транс-АТЭКС»


Наибольшую долю в структуре затрат занимают затраты на повышение квалификации работников.

Для соблюдения трудовой производственной дисциплины используется административная мотивация в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, штрафов, увольнения с работы. Выговора выносятся на основании рапортов линейных руководителей.

За 2002-2003 годы было подсчитано число случаев наложения взысканий и прочих административных методов. На основании полученных данных представлен рисунок 3.5.

ООО «Транс-АТЭКС» развивает систему мотивации и стимулирования труда персонала и стремится к созданию такой системы, которая бы позволяла вознаграждать сотрудника в соответствие с его результатами.


Рис. 3.5. Доля административных взысканий


3.2 Необходимость внедрения современных технологий управления персоналом в организации ООО «Транс-АТЭКС»


После рассмотрения существующего на предприятии подхода к работе с персонала сделаем вывод о внедрении современных кадровых технологий на этом предприятии.

Исследуемая компания ООО «Транс-АТЭКС» имеет проработанную кадровую политику и проводит разностороннюю кадровую деятельность. Основной принцип кадровой политики ООО «Транс-АТЭКС» – сближение интересов компании с интересами каждого работника. Кадровую политику данной компании можно охарактеризовать как активную. С точки зрения ориентации на персонал организации кадровая политика ООО «Транс-АТЭКС» является открытой, так как организация прозрачна для потенциальных сотруд­ников и готова при­нять на работу любого специалиста, если он обладает со­ответствующей квалификацией. В целом кадровая политика данной компании является типичной для достаточно молодой компании, проводящей агрессивную политику завоевания рынка и привлечения потенциальных сотрудников.

Хотя рассмотренная кадровая политика ООО «Транс-АТЭКС» является вполне удовлетворительной, однако не лишена  и ряда недостатков. Конкретизируем это утверждение, приведя выводы по результатам анализа таковы.

1) Анализ оценки персоналом методов стимулирования показывает, что работники не удовлетворены тем, как менеджмент решает вопросы вовлечения в дела и решает проблемы предприятия, возможности самореализации. Следовательно, имеет место диспропорция между целями системы оплаты труда и реальными действиями менеджмента, что дает возможность предположить о проблематичности достижения целей данной системы оплаты и обоснованности предложения автора.

2) Анализ мотивации труда персонала, основанный на исследовании технико-экономических показателей деятельности предприятия выявил их положительную динамику, что свидетельствует об успешной хозяйственной деятельности предприятия вообще и, в частности, об эффективности мотивации труда.

3) С одной стороны, существующие на предприятии подходы к управлению персоналом ориентирована на «рост изнутри», т.е. на повышение квалификации и продвижение по службе своих же сотрудников; с другой стороны, нет четкого плана карьерного роста сотрудников на каждой должности.

4) К сожалению, в ООО "Транс-АТЭКС" в организационных вопросах отбора персонала также имеются некоторые пробелы. Проблемная ситуация заключается в том, что не все члены коллектива имеют хорошую профессиональную подготовку и опыт работы в сфере туристического бизнеса. На момент дипломного исследования, в компании ООО «Транс-АТЭКС» назрели, во-первых, проблема расширения списка заносимых в личностную спецификацию параметров оценки кандидата, во-вторых, проблема согласования параметров отбора с запросами подразделений предприятия. Трудности усугубляются тем, что по многим профессиям нет четких и полных требований к кандидатам на вакантную должность, поэтому есть вероятность того, что в процессе отбора измеряются не самые главные качества, определяющие эффективность деятельности.

Общий вывод: несмотря на положительную динамику экономических показателей предприятия за 2003-2003 годы, сохраняется напряженность в использовании предприятием трудовых ресурсов, что свидетельствует о необходимости внедрения на предприятии новых кадровых технологий.


3.3 Проект внедрения новых технологий управления персоналом в организации ООО «Транс-АТЭКС»


3.3.1. Внедрение новой технологии отбора персонала на ООО «Транс-АТЭКС»

Поскольку, как было показано выше, существующий процесс отбора персонала на ООО «Транс-АТЭКС» не лишен недостатков, необходимо разработать задание к проекту усовершенствования системы отбора персонала.

Самое главное требование к проектируемой системе отбора персонала – согласование критериев отбора с запросами подразделений предприятия. Это достигается, во-первых, за счет совершенствования заполнения личностной спецификации кандидата, во-вторых, совершенствования процесса собеседования с кандидатом.

Описание требований к кандидату (личностная спецификация) должно начинаться с определения зоны ответственности и основных функций сотрудника, должна быть четко определена приоритетность требований. При этом должны быть учтены интересы менеджмента компании, традиции и требования корпоративной культуры, возможности и перспективы роста.

При описании сильных сторон нередко возникает опасность чрезмерного завышения требований к профессиональным навыкам кандидата. В последствии оказывается, что преимущество нового сотрудника не окупает дополнительные затраты на его поиск. Это должно быть учтено.

В процессе собеседования при отборе персонала нужно поддерживать постоянное взаимодействие с линейными менеджерами. Распространенная ошибка многих компаний – восприятие рекрутмента как внутреннего сервиса. В действительности, это партнерство, созданное для достижения общего результата организации.

Итак, круг задач, стоящий перед проектируемой системой отбора персонала, следующий:

1. согласование требований к кандидатам на вакантную должность с потребностями подразделений фирмы;

2. использование опыта сотрудников фирмы в процессе отбора персонала – участие опытных сотрудников фирмы в собеседованиях с кандидатами и в процессе принятия решения о приеме на работу соискателей;

3. проведение мероприятий по отбору персонала в рамках PR-мероприятий, т.е. совмещение рекламных и рекрутинговых мероприятий;

4. разработка комплекса мер по внедрению конкурсного отбора сотрудников.

Для разработки и внедрения проектируемой системы отбора персонала предприятия ООО «Транс-АТЭКС» необходимо указать основные мероприятия и этапы внедрения разрабатываемого проекта (табл. 3.6).

Таблица 3.6

Основные мероприятия и этапы внедрения мероприятий отбора персонала

Мероприятия по внедрению проекта

Этапы внедрения

сроки

Результат внедрения

1. Опрос (анкетирование) сотрудников фирмы в целях выявления требований к кандидатам на вакансии

1. разработка анкеты

до 1 февраля 2005 г

Список требований к кандидату на вакансию, согласованный с потребностями подразделений предприятия

2. Опрос

до 15 февраля 2005

3. Обработка результатов

до 1 марта2005 г

4. Выводы и рекомендации

до 1 марта 2005 г

2. Доработка Положения об отборе персонала

1. разработка проекта

до 15 февраля 2005

Новая редакция Положения об отборе персонала, отвечающая целям организации

2. утверждение руководством

до 1 марта2005 г

3. внесение поправок

до 1 марта 2005 г

3. Привлечение кадровых (рекрутинговых) агентств, подача объявлений о наборе персонала в СМИ

1. подача заявки в КА, согласование сроков и условий

до 15 февраля 2005

Приток кандидатов на вакантные должности

2. подача объявлений в СМИ

до 15 февраля 2005

3. Расчет с кадровым агентством

до 1 апреля 2005 г

4. Внедрение и использование комплекса инструментов для отбора персонала:

  – бланк требований к кандидату;

  – оценочный лист кандидата;

  – бланк оценки результатов собеседования

1. утверждение формы бланков у руководства

до 1 февраля 2005 г

Обеспечение организации квалифицированными кадрами

2. внесение поправок и утверждение

до 15 февраля 2005

3. использование бланков при отборе персонала

Февраль-апрель 2005 г

4. выводы по результатам использования инструментов

до 1 апреля 2005 г


В таблице 3.6 указаны ориентировочные строки внедрения проекта; сроки указаны из расчета на то, что пик спроса на туристические услуги приходится на летний период, поэтому желательно основные мероприятия по отбору персонала закончить в мае-месяце. Однако, этапы внедрения проекта по отбору персонала жестко не привязаны к этапам коммерческой деятельности предприятия. Это означает, что внедрение проекта можно начать в любой момент: всегда уместен вопрос об обеспеченности фирмы квалифицированными кадровыми ресурсами, всегда можно подать рекламные объявления в СМИ о наборе персонала и т.д.

Важной характеристикой проекта является его эффективность (результативность). В следующей таблице предварительно оценим возможные источники экономической и социальной эффективности, а также затрат, при внедрении проекта совершенствования системы отбора персонала на ООО «Транс-АТЭКС».

Таблица 3.7

Предварительная оценка эффективности разрабатываемого проекта

Мероприятия

Источники экономической эффективности

Источников социальной эффективность

Затраты

1. Опрос (анкетирование) сотрудников фирмы в целях выявления требований к кандидатам на вакансии

– повышение производительности труда работников;

– уменьшение затрат и времени на адаптацию персонала;

– уменьшение ошибок в работе;

– экономия времени в подразделениях

– снижение текучести кадров;

–повышение удовлетворенности трудом;

– улучшение социально-психологического климата в коллективе;


– затраты времени;

– заработная плата вводимой должности менеджера по персоналу;

– обучение и оборудование рабочего места менеджера по персоналу;

2. Доработка Положения об отборе персонала

– повышение качества отбора

– уменьшение затрат и времени на адаптацию персонала;

– повышение удовлетворенности трудом;

– улучшение социально-психологического климата в коллективе;

– затраты времени;


3. Привлечение кадровых (рекрутинговых) агентств, подача объявлений о наборе персонала в СМИ

– экономия времени на отбор персонала;

– повышение качество отбора

– снижение текучести кадров;

–повышение удовлетворенности трудом;

– оплата рекламы и услуг кадровых агентств

4. Внедрение и использование комплекса инструментов для отбора персонала:

  – бланк требований к кандидату;

  – оценочный лист кандидата;

  – бланк оценки результатов собеседования

– достижение коммерческих целей деятельности предприятия;

– повышение производительности труда;

– уменьшение затрат и времени на адаптацию персонала;

– уменьшение ошибок в работе;

– экономия времени менеджера по персоналу

– снижение текучести кадров;

– улучшение социально-психологического климата в коллективе;


– затраты времени;

– дополнительный  документооборот


Итак, основные источники социально-экономической эффективности внедрения проекта – повышение производительности труда, снижение времени на адаптацию персонала, снижение текучести кадров вследствие повышения качества отбора персонала.


3.3.2. Внедрение новой технологи мотивации персонала на ООО «Транс-АТЭКС

В следующей таблице дадим свод элементов, нововведение которых предполагается в проектируемой системе совершенствования существующей на предприятии технологии мотивации персонала.

Таблица 3.8

Новые элементы в системе мотивации персонала

Ранг

Руководители

Специалисты

Служащие

1

Оплата и премии

Продвижение по службе

Оплата и премии

2

Продвижение по службе

Оплата и премии

Продвижение по службе

3

Авторитет

Трудные задачи

Самостоятельность

4

Гордость

Новая квалификация

Уважение

5

Трудность задачи

Самостоятельность

Безопасность труда


Материальное и моральное стимулирование нужно всем категориям работников для ещё большей самоотдачи своей работе, для того, чтобы трудовая деятельность была не повседневной наскучившей обязанностью, а любимым делом, которое делалось бы с удовольствием и приносило моральное и материальное удовлетворение.

Похвала, критика, а также – продвижение по службе – все эти стимулирующие факторы должны быть направлены на повышение эффективности производства и высокой производительности труда всего предприятия в целом.

Рассмотрим теперь характеристики вновь вводимых элементов трудовой мотивации на ООО «Транс-АТЭКС».

Задачи введения новых элементов системы мотивации трудовой деятельности на ООО «Транс-АТЭКС»:

-повысить производительности и эффективности труда работников с помощью новых современных методов стимулирования;

-затронуть социальные интересы работников, создать им условия для профессиональной самореализации в процессе трудовой деятельности на данном предприятии;

-создать такие условия, при которых трудовая деятельность была бы для работников радостной, желанной, интересной.

Итак, построим таблицу, которая будет показывать новые направления элементов мотивации. Новая система должна предусматривать формы участия персонала в управлении.

Таблица 3.9

Мотивационные компоненты форм участия персонала в управлении ООО «Транс-АТЭКС»

Элемент мотивации

Его характеристика

Цели данного элемента мотивации

Культура предприятия

Система общих для всего персонала предприятия ценностных ориентаций и норм.

Понимание и признание целей деятельности предприятия. Ориентация на перспективу.

Идентификация с корпорацией

Образ предприятия в глазах персонала и внешнего мира, различные формы информации о предприятии.

Идентификация с предприятием. Чувство принадлежности к предприятию.

Система участия

Участие работников в распределении общего хозяйственного результата, участие в капитале, развитие партнёрства.

Установка на кооперативность в поведении. Ориентация на соотнесение затрат и результата, готовность к риску.

Принципы руководства

Основной стиль управления персоналом – демократический. Управление на основе личного примера, управленческий тренинг.

Совместное сотрудничество, положительное отношение к сотрудникам, ответственность руководителей, социальная защищённость.

Обслуживание персонала

Все формы социальных льгот, услуг и преимуществ, предоставляемых работникам, независимо от их положения на производстве.

Безопасность труда, охрана здоровья, забота о работниках, социальная ответственность по отношению к другим, повышение трудовой активности.

Привлечение к принятию решений

Согласование с работником решений, принимаемых на рабочем месте, определение форм ответственности.

Участие в принятии решений на рабочем месте, вовлечение работника в дела предприятия, принятие на себя ответственности.

Кружки качества

Организация рабочих групп из работников, имеющих аналогичные производственные задания.

Качественная работа и самоконтроль, коллегиальность, готовность к решению проблем.

Автономные рабочие группы

Рабочие бригады, коллективы, создаваемые для выполнения производственных заданий

Ответственность группы и её членов, взаимопонимание и сотрудничество, самостоятельность в принятии решений.

«Job» - факторы

Это содержание, обогащение, расширение зоны труда, коллективный труд, ротация.

Гибкость при выполнении рабочего задания. Понимание производственных связей.

Организация рабочего места

Оснащение рабочих мест техническими, эргономическими, организационными средствами с учётом потребностей каждого работника.

Удовлетворённость состоянием рабочего места. Удовольствие от работы и более качественное выполнение производственного задания.

Кадровая политика

Подготовка и повышение квалификации кадров, тренинг и семинары, планирование карьеры.

Внутрипроизводственная мобильность и гибкость, инициативность, творческая и инновационная деятельность.

Регулирование рабочего времени

Гибкое рабочее время, скользящий график, увеличение отпуска работникам с большим стажем.

Привлекательность, эффективность труда, связанная с гибкостью рабочего времени

Информация о перспективе карьерного роста

Нужны заводские журналы, листовки, собрания коллектива, совещания работников.

Информированность о делах предприятия, о перспективах карьеры.

Оценка персонала

Методы оценки результатов труда и рабочего потенциала, оценка поведения работника.

Положительное влияние на поведение и развитие личности. Самокритичная оценка трудовых возможностей.


Итак, придерживаясь показателей этой большой таблицы, руководство ООО «Транс-АТЭКС» добьётся положительных  результатов экономической и социальной деятельности  предприятия: прежде всего, повысятся показатели эффективности и производительности труда.

Следующим вновь вводимым элементом в проектируемой системе мотивации труда персонала ООО «Транс-АТЭКС» является оценка мотивационного потенциала организации. Опишем ее.

Цель оценки мотивационного потенциала ООО «Транс-АТЭКС» заключается в выявлении резервов повышения трудового потенциала предприятия и определении мероприятий по их использованию.

Основными задачами оценки мотивационного потенциала являются:

1)    разработка анкеты с вопросами мотивации трудовой деятельности подчиненных и предложение ее руководителям предприятия;

2)    предложение тестов рядовым работникам и рабочим для выявления преобладающих типов мотивации в организации;

3)    обработка результатов;

4)    оценка результатов экспертами;

5)    выводы по оценке и предложение рекомендаций по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности.

Объектами оценки будут выступать: организационная структура фирмы, философия управления, система трудовой мотивации ООО «Транс-АТЭКС» и ее подсистемы: найма работников, организации труда, оценки персонала, развития персонала и комплекса стимулирующих средств.

Оценка мотивационного потенциала персонала начинается с разработки анкеты с вопросами по мотивации трудовой деятельности для экспертов.

В Приложении 5 представлен бланк такой анкеты.

Для работников необходимо предложить тест для определения степени мотивации к личному успеху, а также анкету для выявления степени удовлетворенности работников существующей системой трудовой мотивации (Приложение 5).

В этих анкетах работник вносит не только свои ответы на вопросы «да» или «нет», но и пишет конкретно – какие моменты в системе трудовой мотивации его устраивают или не устраивают.


После проведения анкетирования осуществляем обработку результатов.

Ответы экспертов ранжируем по 3-х балльной системе:

0 – ответы «отсутствуют», «не применяются»;

1 – ответы «отражены не в полной мере», «применяются не эффективно»;

3 – ответы «отражены в полной мере», «применяются эффективно».

Аналогично проводим обработку результатов анкетирования руководителей:

0 – ответы «нет»; 1 – ответы «частично»; 3 – ответы «да».

Тесты оцениваем следующим образом: за каждый ответ «да» на вопросы первой колонки таблицы 14 ставим 1 балл, за каждый ответ «нет» на вопросы четвертой колонки таблицы 14 ставим также 1 балл.

Если суммарный балл меньше 20, то организационная структура компании и ее система стимулирования не способствуют мотивации трудовой деятельности работников. Если суммарный балл меньше 40, но больше 20, то организационная структура и система стимулирования способствуют мотивации трудовой деятельности. Если суммарный балл больше 40 – то система мотивации трудовой деятельности в организации действует высокоэффективно.

Для повышения мотивационного потенциала предприятия, руководству следует:

1) выделить должность специалиста по мотивации трудовой деятельности;

2) создать четкое описание прав и обязанностей работников и работодателя в коллективном договоре.

И, наконец, последним из вновь вводимых элементов совершенствования системы мотивации персонала – разработка системы управления карьерой сотрудников как систему планирования продвижения сотрудников по служебной лестнице.

В  основу планирования карьеры следует положить следующие принципы:

1) индивидуальности, что предполагает определенную изобретательность при планировании развития карьеры, т. к. далеко не все руководители и специалисты могут удовлетворять требованиям (по способностям, возрасту, образовательному уровню и т. д.);

2) взаимной заинтересованности, мотивации. Очевидно, что и работник, и предприятие должны быть заинтересованы в развитии карьеры. Это предполагает перспективы развития производства, мотивацию на развитие карьеры и ряд других факторов, определяющих заинтересованность сторон;

3) стимулирования и материального обеспечения. Имеются в виду не только все виды стимулирования (морального и материального), но и планирование финансирования развития карьеры работника в планах предприятия, что, как правило, не делается;

4) обязательности профессионального роста, что предполагает повышение квалификации, рост профессионализма (мастерства), соответствующее планирование и т. д.;

5) социально – психологического комфорта и удовлетворенности,  что обеспечивается социальным признанием, ростом материального благополучия и т. п. (при повышении в должности или квалификации и т. д.);

6) объективности, что предполагает исключение влияния субъективных факторов со стороны руководителей, планирующих и контролирующих развитие карьеры.

Планирование карьеры работника рекомендуется выполнять руководителю предприятия или его заместителю с привлечением непосредственного руководителя работника и руководителя службы управления персоналом. В этом случае руководители, планирующие карьеру, обладают соответствующим кругозором; они знают перспективные планы развития предприятия, имеют данные по планированию потребности в персонале и т. д. Все это обеспечивает составление грамотного и корректного плана карьеры работника, отвечающего потребностям предприятия и интересам самого работника.

Карьера работника, как длительный процесс, включает в себя целый ряд взаимосвязанных элементов. Как отмечалось выше, следует иметь в виду, что карьера работника зависит от заинтересованности в ней самого работника, а также того предприятия, на котором он работает.

Таким образом, структура карьеры работника  должна включать следующие подструктуры: личностную, ценностную и производственную.

- личностная подструктура: мотивация на карьеру, личностные качества, самореализация (на базе роста квалификации, профессионализма, опыта), которая выражается в продвижении по службе и т. п., социальное признание как свидетельство одобрения окружением стремления работника к развитию карьеры, достижения целей карьеры  и т. д.;

- ценностная подструктура: социальная принадлежность (нередко определяющая формы и пути развития карьеры), общепринятые социальные ценности (человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, поведенческие нормы  и установки);

- производственная подструктура: расширение производства (согласно планам развития, модернизации и т. п.), внедрение новой техники и технологии, переход на новые экономические отношения, формируемые развитием общества и страны в целом, качество и эффективность труда работника, подразделения, предприятия; потребность предприятия в развитии карьеры работника.

Все подструктуры в развитии карьеры работника проявляются в комплексе и взаимосвязаны. Поэтому при планировании карьеры работника следует учитывать все элементы структуры карьеры, т. к. иначе предприятие и социальное окружение будут сталкиваться с негативными проявлениями.

Развитие карьеры работника может происходить только тогда, когда сам работник и администрация предприятия обеспечивают развитие всех элементов структуры карьеры в целом.

карьера – это процесс, включающий ряд периодов, зачастую повторяющихся, но с более качественной базой. К таким периодам (этапам) следует отнести:

- повышение квалификации (переподготовка, стажировка) в системе "фирменного" профессионального образования ООО «Транс-АТЭКС»;

- зачисление в резерв кадров для выдвижения на руководящие должности. В период нахождения в резерве работник обязательно проходит подготовку В ООО «Транс-АТЭКС»  (повышение квалификации, переподготовка и стажировка) согласно индивидуальным планам;

- назначение на более высокую должность (либо по результатам подготовки в резерве, либо по решению конкурсной, аттестационной комиссии, либо по решению руководства предприятия);

- ротация работника внутри своего подразделения или предприятия, которую рекомендуется производить в целях расширения его кругозора. Обычно при этом изменяются должностные обязанности без изменения заработной платы, во всяком случае, без ее уменьшения.

Этапы карьеры работника целесообразно планировать (в виде плана карьеры) с включением тех периодов и в той последовательности, в которой это должно происходить на практике. Очевидно, что развитие карьеры работника может включать несколько повышений квалификации, ряд новых назначений или ротаций и т. д.

При планировании карьеры работника необходимо иметь в виду, что в конечном счете решается два вида задач:

1. Задачи, которые ставит перед собой работник – добиться более высокого служебного положения, обеспечить высокое материальное благополучие, намного расширить свой кругозор, понять свой авторитет, добиться уважения окружающих и др.

2. Задачи, которые стоят перед организацией – выделить из числа работников (особенно молодых) компетентных, самостоятельных, отвечающим необходимым требованиям и обладающих целым рядом качеств специалистов и руководителей, и путем их постепенной подготовки и перемещений подготовить к назначению на высокие и ответственные должности.

Успешность карьеры обеспечивается только в том случае, если обе стороны (работник и предприятие) заинтересованы в развитии карьеры.

В том случае, если у предприятия возникла необходимость в подготовке соответствующих специалистов из своих кадровых резервов, а кандидат имеет, как показали беседа и тестирование, мотивацию и личностные качества, отвечающие требованиям, составляется план карьеры работника.

В плане должны быть указаны следующие сведения:

1)               общие анкетные данные;

2)               заключение последней аттестационной (конкурсной) комиссии;

3)               результаты последнего собеседования и оценки уровня профессионализма;

4)               сведения о предшествующей подготовке, резерве кадров и т.п.

5)               на какой срок составлен план; другие сведения, представляющие интерес.

План карьеры работника содержит 12 граф, в которых указаны следующие данные:

1)    наименование должностей, которые спланировано занимать работнику;

2)    сроки планируемого перемещения;

3)    виды стимулирования;

4)    наименование видов подготовки в ООО «Транс-АТЭКС»;

5)    сроки подготовки;

6)    планируемое учебное заведение для подготовки;

7)    предполагаемое направление обучения;

8)    оценки, получаемые работником при подготовке, при подготовке в резерве кадров, при очередных аттестациях и т. п.;

9)    прочие данные.

План карьеры работника должен являться основой для всех его перемещений, направленных на подготовку, предъявления вполне определенных требований к работнику, с одной стороны, и построения конкретной модели профессиональной деятельности самим работником, с другой стороны.

Поэтому, несмотря на то, что план карьеры не может быть директивой с обязательным выполнением, его составление является ответственным делом и здесь недопустимы легкомыслие, поверхностность, небрежность по отношению к работнику.

План карьеры должен быть реалистичным, т. е. максимально выполненным. Составляется он с учетом результатов сопоставления характеристик кандидата с требованиями, предъявляемыми к той или иной конкретной должности, и должен содержать конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий, а также оптимальные сроки их реализации.

Как правило, такой план карьеры составляется для специалиста с уже определенным опытом работы, зарекомендовавшим себя грамотным, энергичным работником, работающим с высоким качеством и эффективностью труда, с мотивацией на развитие карьеры, обладающим хорошими организаторскими способностями, склонным к лидерству.

 План карьеры составляется руководителем подразделения (по месту работы специалиста) совместно с кадровой службой в соответствии с методическими рекомендациями "По планированию руководителя или специалиста". План карьеры составляется выборочно, т. е. только для перспективных работников, которые обладают вышеуказанными качествами, исходя из их заинтересованности в развитии своей профессиональной карьеры, а также потребности предприятия для конкретных ключевых должностей.

Положение о карьере – документ, регламентирующий процесс управления карьерой на предприятии, в организации. В настоящее время еще рано говорить о какой-то устоявшейся структуре этого положения, однако можно выделить наиболее характерные его разделы.

В Приложении 6 разработано Положение о карьере работников ООО «Транс-АТЭКС», введение которого, как представляется, благотворно скажется на деятельности предприятия



Список литературы


1.     Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.

2.     Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристического рынка: Уч. пособие. – М.: Дело, 2002.

3.     Войтик И.М. Основы оценки персонала: Учеб. Пособие- Новосибирск:СибАГС,2004-184с.

4.     Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий: Учеб. пособие. – СПб.: СПбУЭФ, 1994.

5.     Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Под общей ред. В.П. Иванова. – М.: Известия, 2003.

6.     Деркач А.А. Стратегия подбора и формирование управленческой команды. – М.: Дело, 2003.

7.     Доронина И.В., Черноскутов В.Е. Стимулирование и развитие персонала: Учеб.-метод.комплекс.-Новосибирск:СибАГС,2002.-102 с.

8.     Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм: Исследование зарубежного опыта. – М.: Центр, 1998.

9.     Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм: Анкеты, фот., графологическая экспертиза, тестирование, профессиональный экзамен, свидетельства, интервью: Исследование зарубежного опыта. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1998.

10.            Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. - М: ПРИОР, 1998.

11.            Егоршин А.П. Управление персоналом – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

12.                       Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

13. Кричевский Р.А. Если вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело,1993.

14.                       Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: Интел-Синтез, 2001.

15.                       Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: Интел-Синтез, 2001.

16.            Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.

17.            Сотникова С.И. Управление карьерой: Уч. пос. – М.: ИНФРА-М, 2001.

18. Управление персоналом / Общ. ред. А.И. Тургинова – М.: РАГС, 2002.

19.            Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и пераб. – М.: ИНФРА-М, 2001.

20. Уткин Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, 1996.

21. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

22.                       Черняк. Т.В. Управление кадровыми ресурсами: Учебное пособие. – Новосибирск:СибАГС, 2003-168с.

23. Шекшня С.В. Управление персоналом. Учебно-практическое пособие. - М.: Бизнес - школа  «Интел- Синтез», 1996.

24.                       Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации: Учебно-практическое пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Интел-Синтез, 2000.




Приложение 1

Примерные вопросы для собеседования экспертной комиссии с кандидатом

          1. Физическое состояние

Есть  ли  какие  либо  недостатки  в  состоянии здоровья или

телосложения,   имеющие  значение  для  занятия  профессией?

Насколько привлекательны внешность, манера держаться и речь?

           2. Квалификация

Основные  сведения  об  образовании  и  достигнутых успехах.

Профессиональные  успехи  по  сравнению с коллегами, равными

вам по положению, возрасту и опыту.

           3. Общий интеллект

Каков общий интеллект?

           4. Выдающиеся способности

Есть   ли   явные  технические  способности?  Ловкость  рук?

Способность к использованию цифр или вербальные способности?

Талант к рисованию или музыке?

            5. Интересы

В     какой     степени    имеющиеся    интересы    являются

интеллектуальными,        практическими,        творческими,

художественными,  социальными?  Связаны  ли они с физической

активностью?

          6. Характер

Сотрудничество с другими? Умение влиять на других и работать

в команде? Надеетесь только на себя?

7. Мотивация

Какое  удовлетворение  и  какие  требования и вознаграждения

ожидаются от работы?

8. Условия

Существуют  домашние  трудности?  Они имеют отношения к этой

работе?


 
Приложение 2

Оценочный лист кандидата на руководящую должность



Оценка

Самооценка

Оценка окружающих

Примеры

Профессионализм

 

 

 

 

Интеллект

 

 

 

 

Креативность

 

 

 

 

Структурирование проблем

 

 

 

 

Умение считать

 

 

 

 

Опыт

 

 

 

 

Личные качества

 

 

 

 

Внешнее впечатление

 

 

 

 

Умение работать в команде

 

 

 

 

Лидерство

 

 

 

 

Уровень энергии, упорство

 

 

 

 

Цели в жизни

 

 

 

 

Мотивации

 

 

 

 

Заработная плата/пакет

 

 

 

 

Карьерный рост

 

 

 

 

Профессиональный рост

 

 

 

 

Корпоративная культура

 

 

 

 

Самореализация

 

 

 

 



 
Приложение 3

Оценка результатов собеседования

(бланк личностной спецификации кандидата)

1) Физический облик:

         возраст: ______________________________________________

         рост: _________________________________________________

         пол: __________________________________________________

         здоровье: ______________________________________________

         внешний вид: ___________________________________________

2) Достижения (образование, квалификация, опыт):

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

3) Интеллект (ум, смышленость, память, беглость речи, логика мышления, четкое выражение мысли):

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

4) Специальные способности (к вычислениям, чертежам, музыкальные, художественные):

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

5) Интересы (к власти, деньгам, престижу, карьере, общественной работе):

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

6) черты характера (инициативность, самостоятельность, ответственность, эмоциональность)

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

7) внешние условия (домашние, социально-бытовые, финансовые, возможность командировок).

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

         _______________________________________________________

Приложение 4

Бланк требований к кандидатам на вакансии

Отдел

Необходимый минимум

Желательные требования

Бухгалтерия

Образование (специализация):


Необходимость второго образования:


Необходимые курсы, тренинги, сертификаты:


Необходимые знания и навыки:


Навыки работы на компьютере (программы, уровень - программиста, пользователя):


Знание иностранных языков (уровень владения):


Как иностранный язык будет использоваться на работе:


Практический опыт работы в должности (в предпочтительных вариантах / срок):

 


Отдела по выездному туризму

Образование (специализация):


Необходимость второго образования:


Необходимые курсы, тренинги, сертификаты:


Необходимые знания и навыки:


Навыки работы на компьютере (программы, уровень - программиста, пользователя):


Знание иностранных языков (уровень владения):


Как иностранный язык будет использоваться на работе:


Практический опыт работы в должности (в предпочтительных вариантах / срок):



Отдела по внутреннему туризму

Образование (специализация):


Необходимость второго образования:


Необходимые курсы, тренинги, сертификаты:


Необходимые знания и навыки:


Навыки работы на компьютере (программы, уровень - программиста, пользователя):


Знание иностранных языков (уровень владения):


Как иностранный язык будет использоваться на работе:


Практический опыт работы в должности (в предпочтительных вариантах / срок):



Отдела по деловому туризму

Образование (специализация):


Необходимость второго образования:


Необходимые курсы, тренинги, сертификаты:


Необходимые знания и навыки:


Навыки работы на компьютере (программы, уровень - программиста, пользователя):


Знание иностранных языков (уровень владения):


Как иностранный язык будет использоваться на работе:


Практический опыт работы в должности (в предпочтительных вариантах / срок):



Отдела обработки информации

Образование (специализация):


Необходимость второго образования:


Необходимые курсы, тренинги, сертификаты:


Необходимые знания и навыки:


Навыки работы на компьютере (программы, уровень - программиста, пользователя):


Знание иностранных языков (уровень владения):


Как иностранный язык будет использоваться на работе:


Практический опыт работы в должности (в предпочтительных вариантах / срок):





Приложение 5

Анкета для предложения приглашенным экспертам-консультантам

Оценка организационной структуры и системы стимулирующих средств

Вопрос

Ответ

Организационная структура

Отражены в полной мере

Отражены в неполной мере

Отсут-

ствуют

1

Наличие в организации должностных обязанностей по управлению мотивацией трудовой деятельности




2

Закрепленность должностных обязанностей за отдельным работником




Система стимулирующих средств




3

Заработная плата (номинальная)




4

Заработная плата (реальная)




5

Бонусы




6

Участие в прибылях




7

Участие в акционерном капитале




8

Планы дополнительных выплат




9

Стимулирование свободным временем




10

Трудовое или организационное стимулирование




11

Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания




12

Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом




13

Сберегательные фонды




14

Организация питания




15

Продажа товаров, выпускаемых организацией




16

Стипендиальные программы




17

Программы обучения персонала




18

Программы медицинского обслуживания




19

Консультативные службы




20

Программы жилищного строительства




21

Программы, связанные с воспитанием детей




22

Гибкие социальные выплаты




23

Страхование жизни




24

Программы выплат по временной нетрудоспособности




25

Медицинское страхование




26

Льготы и компенсации, не связанные с результатами




27

Отчисления в пенсионный фонд




28

Ассоциации получения кредитов






Определение степени мотивации личности к успеху

Вопрос

Да

Нет

1

2

3

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время?



2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание



3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я в все ставлю на карту



4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимают решение одним из последних



5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой



6. Я более доброжелателен, чем другие



7. Я обычно мало обращаю внимания на свои достижения



8. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя



8. Многое за что я берусь, я не довожу до конца



9. Я завидую людям, которые не очень загружены работой



10. Усердие – это моя мечта



11. Мои достижения в труде не всегда одинаковы



12. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала



13. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком



14. Препятствия делают мои решения более твердыми



15. Во мне легко пробудить честолюбие



16. При выполнении работы я редко рассчитываю на помощь других



17. Нужно полагаться только на себя



18. В жизни мало вещей более важных, чем деньги



19. Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем другом не думаю



20. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу



21. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше, чем другие



22. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать



23. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе



24. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим



25. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше



26. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег



27. Бессмысленно противодействовать воле руководителя



28. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнить



29. Когда что-то не ладится, я нетерпелив



30. Когда я работаю вместе с другими, я достигаю больших результатов, чем другие



31. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению




Оценка степени удовлетворенности работников системой трудовой мотивации

Элемент

Да

Нет

Удовлетворены ли Вы системой оплаты труда?



Удовлетворены ли Вы системой начисления бонусов?



Удовлетворены ли Вы системой предоставления свободного времени (гибкого графика)?



Удовлетворены ли Вы системой оплаты транспортных расходов?



Удовлетворены ли Вы программами медицинского обслуживания?



Удовлетворены ли Вы  организацией питания?



Удовлетворены ли Вы системой предоставления бесплатных путевок?





Приложение 6

Положение

               о карьере работников ООО «Транс-АТЭКС»

1. Общая часть

Настоящее Положение о карьере работников предприятия ООО «Транс-АТЭКС» определяет цели и задачи управления карьерой работников, процедуры организации управления карьерой, оценки персонала в процессе карьеры, порядок подготовки и принятия решений по карьере, систему используемой документации.

 Положение имеет своей целью регулирование и координацию деятельности по управлению карьерой персонала.

Управление карьерой персонала осуществляет выборный орган. Он организуется путем проведения выборов внутри организации. В голосовании участвую все работники организации. От каждого структурного подразделения избирается член выборного органа простым большинством голосов.

2. Цели и задачи управления карьерой

Цели управления карьерой персонала со стороны выборного органа:

-         рациональное использование профессиональных способностей сотрудников в интересах достижения целей организации;

-         своевременное обеспечение потребностей организации в персонале, необходимом количестве, в нужном месте, с требуемым уровнем квалификации, жизненным и профессиональным опытом;

-         создание эффективных стимулов для трудовой отдачи персонала;

-         обеспечение относительно стабильного состава персонала, способного аккумулировать профессиональный опыт и корпоративную культуру организации.

Цели управления карьерой со стороны персонала:

-         обеспечение возможностей самореализации;

-         достижение более высокого должностного статуса в иерархии должностей организации, возможность получения более высокой оплаты труда;

-         получение более содержательной и адекватной профессиональным интересам и склонностям работы;

-         развитие профессиональных способностей за счет организации;

-         формирование структуры неформальных отношений в организации и в системе власти.

Задачи управления карьерой:

Планирование

Планирование индивидуального профессионального развития и должностного перемещения работника

Организация подготовки

Организация обретения работником необходимого уровня профессиональной подготовки, профессионального опыта как внутри организации, так и вне ее путем организации профессионального обучения, стажировки

Активизация

Мотивация деятельности персонала с целью побуждения раскрытия собственного творческого потенциала. Это создание мотивационной среды в организации

Регулирование и координация

Регулирование и координация включенности работника в выполнение задач карьерной стратегии, а также усилий сотрудника и возможностей организации по выполнению плана индивидуального профессионального развития и плана кадрового обеспечения

Анализ и оценка

Анализ и оценка результатов и способов деятельности, личностных и профессиональных качеств работников и их профессионального опыта

Контроль

Контроль за деятельностью работников, за их профессиональным и должностным ростом, за рациональным использованием их профессионального опыта

 

3. Организация процедуры управления карьерой

Организация процедуры управления карьерой на предприятии осуществляется соответственно поставленным задачам, в семь этапов.

1.                Планирование индивидуального профессионального развития и должностного перемещения каждого работника. Включение его в общую систему управления карьерой.

2.                Организация обретения работником необходимого уровня профессиональной подготовки и опыта. Организация обучения, подготовки, переподготовки.

3.                Мотивация деятельности персонала через определенную систему стимулирующих средств.

4.                Оценка персонала.

5.                Ротация персонала.

6.                Анализ и оценка результатов ротации персонала.

7.                Контроль за деятельностью работников.

4. Оценка в процессе управления карьерой персонала

Оценка в процессе управления карьерой персонала в организации осуществляется на основе профессионально-квалификационных требований по замещаемой должности; должностных обязанностей, изложенных в инструкции или описании должности; показателей и критериев, по которым происходит оценка; формальных субъектов оценки (руководителя подразделения, членов выборного органа); квалифицированных и независимых субъектов оценки (экспертов); открытости и доступности установленных процедур и применяемых методов оценки.

Оценка должна удовлетворять следующим требованиям: объективности, надежности, достоверности, комплексности, доступности.

5. Порядок подготовки и принятия решений по карьере

По результатам оценки работников членами выборного органа совместно с приглашенными со стороны экспертами разрабатывается плановая модель карьерного перемещения работников организации. Перемещение, соответствующее модели, согласуется с руководителем организации и утверждается им.

6. Система используемой документации

Документация, используемая в процессе управления карьерой персонала: должностные инструкции, положения об отделах, характеристики, оценочные листы.