Содержание

Введение. 3

1. Миссия школы.. 5

2. Организация профильного обучения в школе. 10

3. Формирование гражданского общества в школе. 12

3.1. Детские молодежные объединения. 12

3.2.Досуг молодежи. 12

3.3. Способность детских и молодежных организаций решать свои    проблемы   14

3.4. Обсуждение своих проблем в кругу других детских и молодежных организаций  15

3.5. Формирование толерантного сознания в детской и молодежной среде. 15

3.6. Организация здорового образа жизни школьников. 16

3.7. Социальное партнерство с другими детскими и молодежными организациями  17

Заключение. 19

Список используемой литературы.. 20

Введение


Правительственным документом определяется, что главная стратегическая линия развития общего среднего образования состоит в его адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям - в части содержания образования, во внутреннем устройстве школы, в ее организационно-экономическом механизме, в управлении. Необходимые условия реализации этой линии: личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; эффективная поддержка инновационных мероприятий и активное участие общества в образовательной деятельности, в развитии образования.

Стратегия прямо говорит, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

По сути, основные положения Стратегии задают новую модель массовой российской школы. Конечно, в 90-х годах известное значение приобрели отдельные инновационные, экспериментальные, «продвинутые» школы. Но массовая школа функционировала, в сущности, за счет инерции прошлой советской школьной модели. Это была унифицированная школа, не формирующая у учеников способностей выбора и самореализации. Школа, существующая в контексте низкой социальной мобильности и практического отсутствия институтов гражданского общества и правового государства. Школа, функционирующая в обществе, отрезанном от других стран, от мировой культуры и мирового хозяйства.

Уже неоднократно отмечалось, - и в профессионально-образовательной, и в массовой широкой прессе, - что несмотря на все фундаментальные трансформации, происшедшие в стране за последнее десятилетие, наша школа, по форме и по существу, практически воспроизводит советскую школу 70-х - 80-х годов. Налицо некоторые подвижки в правовой базе, и полный застой в содержании образования.

«… И дольше века длится день…» В результате мы имеем, что имеем - массовый общественный институт, включающий в себя десятки миллионов участников, при этом живущий просто в виртуальном пространстве и времени. После этого вряд ли стоит удивляться хроническому недофинансированию. Кто из серьезных людей будет тратить действительно серьезные деньги на виртуальность?..

Теперь же ситуация радикально меняется. По крайней мере, она получила шанс на изменение. Именно здесь состоит шанс, который нельзя упускать (а вовсе не в каких-то пресловутых «демографических ямах»). Стратегия задает основания модели школы, ориентированной на правовое государство и гражданское общество, на вхождение России в постиндустриальную и информационную цивилизационную перспективу.

Цель контрольной работы – рассмотреть новую модель общеобразовательной школы.

Задачи работы – определить миссию школы, рассмотреть организацию профильного обучения в школе, проследить систему формирования гражданского общества в школе.

1. Миссия школы


С начала 90-х годов в культурно-образовательном пространстве страны идет становление гражданского образования. Сегодня его нормативно-правовую базу составляют два документа - письма Министерства образования «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации» (06.02.1995) и «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» (19.03.1996).

Содержанием этих документов определяются два основных компонента гражданского образования - политический и правоведческий. Сделано много, особенно в области методики преподавания граждановедческих дисциплин. В учебные планы школ страны активно вводятся новые учебные предметы граждановедческого цикла. Однако следует признать, что до настоящего времени общепризнанной, более или менее удовлетворительной стратегии гражданского образования, его философско-методологического основания не существует.

Анализ практики показывает, что большинство учителей общественных дисциплин не в состоянии достаточно четко вычленить содержание гражданского образования в содержании своих предметов, и под гражданским образованием понимается все, что угодно: от политологии и правоведения до этики и религиоведения.

Цель гражданского образования, которая в письме Министерства образования от 06.02.1995 г. определена как «подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе», учителям общественных дисциплин ничего не дает. Она носит чисто декларативный характер. В современной России нет ни правового государства, ни гражданского общества. Темпы социально-экономических преобразований показывают, что процесс становления гражданского общества растягивается на многие и многие годы.

Следуя известному призыву «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих», в школах уже несколько лет ведется поиск приемлемых форм гражданского образования. Характерная особенность его - разноплановость. В разных школах разные подходы. Если в одних наблюдается преобладание предметного подхода, то в других - системного. Последнему в настоящее время отдают предпочтение все больше и больше учителей-обществоведов. При этом просматривается тенденция трансформации подходов к гражданскому образованию школьников от предметно-центристского, т.е. сведения его сути к преподаванию предмета «Граждановедение» (не обязательно с таким названием), к интегрально-системному. В основе этого подхода лежит представление о гражданском образовании как обширной учебно-воспитательной системе.

Становление гражданского образования требует творческого экспериментирования. В школе дифференцированного обучения система гражданского образования предполагает реализацию триединой задачи:

1. Формирование в сознании школьников идеалов правового государства и гражданского общества как целей социальной активности и общественной деятельности.

2. Развитие критического мышления как основного инструмента анализа социально-политической реальности.

3. Формирование понимания учащимися своей личной значимости и ответственности за то, что происходит в окружающем их мире.

Итогом всего этого должны стать умения учащихся делать взвешенный общественный выбор, осознанно определять собственную социально-политическую позицию и гражданские действия не только в будущем, но и «здесь» и «теперь». При этом гражданская миссия школы для педагогического коллектива является не менее важной.

Существенной вехой на пути гражданского образования явился семинар учителей-обществоведов, социальных педагогов и представителей администраций школ, который можно организовать на базе школы. Стратегия его состояла не столько в том, чтобы научить учителей-обществоведов и социальных педагогов определенным формам и методикам проведения занятий, сколько в том, чтобы научить понимать, как можно в конкретной школе построить систему гражданского образования. Главной задачей программы семинара было определение содержания гражданского образования. Участники должны были ответить на следующие вопросы:

1. Как определить смысл, значение и цели гражданского образования, свою роль в нем, исходя из контекста культуры и истории России, социально-экономических и политико-правовых реалий региона?

2. Как связано гражданское образование с содержанием общественных дисциплин?

3. Как связано гражданское образование с реальным жизненным опытом учащихся и их социальной активностью?

Основным методом организации работы семинара являлся метод моделирования понятий. В результате обсуждения того или иного понятия строилась его модель. На основании предложений каждого слушателя строился проект гражданоформирующих действий.

Работа семинара складывалась как бы из двух частей - результата рефлексии собственного учебного действия - модельного по отношению к реальной образовательной практике, плюс результат своего содержательно-методического действия «на месте» - как применение результата рефлексии учебных действий во время семинара и перенос их в «свою» образовательную практику. В связи с тем, что культурно-образовательная реальность в разных школах и каждого участника семинара своя, то и знания в результате получаются предельно личностные.

Следует подчеркнуть, что семинар носил пилотный характер, т.е. одной из его задач была задача отработки механизма, форм и методики проведения семинаров такого типа. Проблема заключалась в том, что необходима разработка такой методики, которая была бы не внешней по отношению к реальной образовательной практике конкретной школы, а естественным образом «вытекала» из этой практики. Обучающий семинар строился так, чтобы его участники впоследствии могли провести подобные занятия у себя в школах. Главная задача их - создание своей системы в конкретной школе.

Объем статьи не позволяет предложить читателям развернутый сценарий такого обучающего семинара. К тому же, с одной стороны, проведенный семинар вскрыл больше проблем, чем нашел способов их разрешения, а с другой - наш опыт работы в этом направлении показывает, что полное сценирование методики проведения семинаров такого рода вряд ли возможно вообще. Слишком много факторов его организации носят индивидуальный характер, и они непосредственно вытекают из своеобразия местной культурно-образовательной среды, уровня ориентированности преподавания общественных дисциплин и воспитательного процесса в школе на становление учащихся как граждан.

Главное условие создания системы гражданского образования - четкое определение его целей и выбор. В общей палитре акцентов этого понимания можно выделить:

1. Предметный. Гражданское образование строится вокруг одного или нескольких предметов граждановедческого цикла.

2. Воспитательный. Акцент делается на внеклассной и внешкольной воспитательной работе (органы классного и школьного самоуправления, дискуссионные политические клубы, военно-патриотические объединения и т.д.).

3. Интегральный. Акцент делается на выделение граждановедческих составляющих в содержании социально-экономических и обществоведческих дисциплин и интегрирование их в единую программу гражданского образования, воспитания и социальной практики.

Разработка программы гражданского образования в школе дифференцированного обучения и анализ работы регионального обучающего семинара позволяют выделить несколько этапов:

I. Определение целей гражданского образования.

II. Анализ содержания социально-экономических, обществоведческих дисциплин и социальной практики.

В фокусе анализа:

1) Определение основных граждановедческих категорий и понятий, необходимых для формирования общих знаний, и их классификация.

2) Определение основных интеллектуальных навыков и навыков политического участия, позволяющих применять гражданские знания на практике, и их классификация.

3) Определение основных гражданских добродетелей (ценностей), стимулирующих человека действовать во имя общего блага.

III. Организация единиц гражданского образования и социальной практики.

IV. Определение базовых элементов системы контроля и нормирование основных показателей.

Опыт разработок программ гражданского образования на интегральной основе показывает, что одна из целей состоит в подведении учащихся к теории и практике конституционной демократии, исходя из их собственного опыта, критической и творческой мыслительной деятельности. Другие цели могут быть совершенно различными. Здесь можно встретить самую невероятную разноголосицу мнений: от министерского «подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни в демократическом правовом государстве» до «воинствующего патриотизма». При этом цель гражданского образования, как она определена в письме Министерства образования, встречается гораздо чаще других[1].


2. Организация профильного обучения в школе


В этой главе мы рассмотрим проблему специализации в школе. Вещь, которая волнует многих, у кого дети, внуки или самих, кто учится в школе. Итак, специализация. Трудовая, политехническая, общеобразовательная школа, дающая весь объем знаний, который в идеале, может быть, когда-то был способен позволить человеку или продолжать образование, или работать по какой-то специальности, требующей среднего образования, - это прошлое, иллюзия или это возможная реальность, без глубокой специализации?

В соответствии со Стратегией модернизации образования в 2005 году все российские школы перейдут на профильное обучение. Его цель - развитие индивидуального подхода к интересам и способностям учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Старшеклассники будут выбирать предметы и курсы в соответствии с системой профилей, существующей в школе (физико-математических, технических, химико-биологических, гуманитарных и др.).

По данным Центра социологических исследований Минобразования РФ, примерно 70-75% учащихся в 9-ом классе определяются с выбором возможной сферы будущей профессии. Почти 74% старшеклассников и студентов считают, что учение в 9-11 классах по профилю необходимо.

Сегодня в Новосибирске более 90 школ, гимназий, лицеев работают по программам профильного обучения, в каждой из них насчитывается от 1 до 15 профильных классов. Кроме этого, многие школы реализуют совместные образовательные проекты с вузами города.

В новосибирской школе около 50 направлений профилизации. Наиболее распространенными являются гуманитарный профиль – 115 классов; физико-математический – 89; технический – 38; естественно-научный – 33; химико-биологический – 31; экономический – 27 и др. Получают развитие и новые направления – это управленческий, технологический, эстетический, физкультурно-спортивный, общественно–правовой, филологический классы, класс милицейской службы и другие.

Спектр образовательных услуг в городе широк и удовлетворяет разнообразные потребности старшеклассников. Вместе с тем, существуют и проблемы, которые необходимо решать совместными усилиями всех заинтересованных сторон: управления образования, педагогов, школьников и их родителей.

Государством была проведена презентация форм работы управления образования по организации профильного обучения. В планах - обсудить варианты создания корпоративной сети школ, которая обеспечит реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.

Развитие профильного образования становится одним из основополагающих направлений инновационных изменений, происходящих в отечественной школе. Ее дальнейшее развитие будет определять уровень и характер гибкого, вариативного образования омских школьников.


3. Формирование гражданского общества в школе

3.1. Детские молодежные объединения

Молодежь во все времена несла и несет особую, не присущую другим социальным группам ответственность за сохранение и развитие общества, за преемственность культуры и истории, за уровень жизни старших поколений и воспроизводство последующих, за будущее своей страны. От нашей молодежи во многом зависит и дальнейшее продолжение лучших традиций, сложившихся в белорусском обществе, настоящее и будущее Отечества.

Президентом четко определена одна из основных задач государственной молодежной политики: воспитывать гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя своего Отечества.

Результатом огромного труда всего педагогического коллектива должно быть сформированная активная жизненная позиция ученика школы.

Пройдя через

-образовательную программу учебных предметов;

-через организацию и участие в учебно-познавательной работе учащихся (секциях, семинарах, конференциях, олимпиадах и т.д.);

-через систему факультативных занятий;

-через различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы

каждый выпускник будет обладать именно активной жизненной позицией, способствующей достижению его целей в жизни.

         К этому должен стремиться весь педагогический коллектив школы, как единая социокультурная целостность, учитывающая национальные, культурные традиции, объединяющая весь духовный опыт нации.

3.2.Досуг молодежи

Особенностью деятельности в сфере свободного времени является ее самоценность и самоцельность, то есть личность сама выбирает содержание, формы организации и типы (конструктивный или деструктивный) этой деятельности. И регулировать свободное время можно только опосредованно, через создание условий, позволяющих личности использовать его в соответствии со своими способностями и потребностями.

Организация досуга молодежи имеет особое значение, так как:

1.  подростки обладают наибольшим объемом свободного времени;

2.  для подростков досуг является средством удовлетворения важнейшей возрастной потребности - в самоутверждении и самовыражении;

3.  для подростков характерна мобильность досуговых увлечений.

Поэтому противоречия в сфере досуга подростками переживаются особенно остро, они оборачиваются негативными социальными последствиями в форме конфликта с «взрослым» миром.

Таким образом, организация досуга становится альтернативой негативным проявлениям в детской среде, формой творчества и развития активности подростков.

При этом наиболее качественным свободное время ребенка, то есть и временем отдыха и временем саморазвития, становится только тогда, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте[2].

Педагогическое предположение: Свободное время ребенка, его личное время вбирает в себя десятки нерешенных пока до конца актуальных вопросов педагогики, каждый из которых - проблема. Главнейший из них - свободное развитие свободного человека в богатейших сферах его духовного пробуждения - познании, труде, досуге, культуре в целом.

На организацию свободного времени подростков направлен лишь один вид образования – дополнительный, потому как именно система дополнительного образования предназначена для использования ребенком своего свободного времени в целях получения личностно-значимого образования. Дополнительное образование расширяет культурное пространство самоактуализации и самореализации личности путем решения проблемы целесообразной занятости, сокращая тем самым пространство возможного девиантного поведения детей.


3.3. Способность детских и молодежных организаций решать свои проблемы


Детские и молодежные организации решают свои проблемы следующими способами:

1. Адаптация и закрепление в порту молодых специалистов.

2. Содействие профессионально-техническому росту молодых специалистов.

3. Расширение сотрудничества молодых специалистов различных подразделений порта.

4. Приобретение молодыми специалистами навыков организационной работы и делового общения.

5. Содействие администрации в организации и контроле стажировки молодых специалистов в подразделениях порта, участие в оценке прохождения стажировки, в подведении ее итогов.

6. Взаимодействие с другими общественными и государственными организациями для достижения поставленной цели.

7. Создание условий для реализации творческой инициативы молодежи.

8. Организация досуга молодежи, спортивных состязаний, субботников, конференций, встреч, семинаров.

9. Возрождение и развитие духовных и культурных ценностей среди молодежи, пропаганда здорового образа жизни.

10. Развитие деловых и культурных связей с организациями молодежи города и страны[3].



3.4. Обсуждение своих проблем в кругу других детских и молодежных организаций

Детские и молодежные организации обсуждают и решают свои проблемы по мере возможности внутри коллектива. Во всех начинаниях молодежным организациям помогает профсоюзный комитет. Но для дальнейшего становления и развития необходимы понимание и поддержка администрации и всего коллектива порта.

Молодежная общественная организация активно сотрудничает со всей прогрессивной молодежью города.


3.5. Формирование толерантного сознания в детской и молодежной среде


Целью формирования толерантного сознания в детской и молодежной среде является вовлечение молодежи в обсуждение вопросов, актуальных для самой молодежи, а также поддержать энтузиазм и стремление молодых людей самостоятельно решать свои проблемы и активно взаимодействовать с представителями органов власти, общественными и коммерческими организациями и сверстниками.

На первом этапе участники решают проблемы организации досуга и здорового образа жизни.

Второй этап охватывает более широкую проблематику.

Во-первых, сельские школьники познакомились с современными Интернет-технологиями.

Во-вторых, ребята побывали на выставке-презентации «Книга моего детства».

По мнению организаторов, семинар-тренинг, поможет сформировать целостное представление о толерантности и толерантном сознании с учетом особенностей молодежной среды[4].


3.6. Организация здорового образа жизни школьников


Для организации здорового образа жизни школьников вводится программа «В здоровом теле здоровый дух» (физкультурно-оздоровительное направление учебно-воспитательной деятельности школы). 

 Цель программы – формирование у учащихся стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей. 

Задачи программы:

-          создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

-          выявление одаренных детей, обладающих уникальными физическими способностями, содействие полному их раскрытию;

-           привлечение  к соревнованиям и конкурсам не только здоровых детей, но и учащихся с ослабленным здоровьем, физическими недостатками, обеспечивая при этом равные шансы на победу для всех участников;

-          воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;

-           установление тесной связи с медицинскими учреждениями города по вопросам профилактики заболеваний. 

Деятельность по реализации программы предполагает: 

1.        Объединение учащихся в соответствие с их спортивными интересами для совместных занятий волейболом, баскетболом, футболом, легкой атлетикой, шашками, шахматами, настольным теннисом. Создание школьного спортивного клуба.

2.        Проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, Дней здоровья.

3.        Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекториев.

4.        Организацию экскурсий, походов, прогулок.

5.        Пропаганду здорового образа жизни детей  и подростков.

6.        Организацию интересного и плодотворного досуга, в том числе в каникулярное время.

7.        Привлечение внимания родителей и других представителей взрослого населения города к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.

В программе принимают участие:

-          учащиеся школы;

-          члены педагогического коллектива;

-          медицинские работники;

-          родители.


3.7. Социальное партнерство с другими детскими и молодежными организациями

Существует Круглый стол. Его цель - решение общих проблем городских молодежных организаций. После реорганизации городского комитета по делам молодежи в отдел функции координирующей структуры взял на себя как раз этот круглый стол.

Некоторые школьные учреждения подписывают соглашение о «Православном молодежном служении», основанном на концепции Русской Православной Церкви. В двух документах, представленных вниманию участников круглого стола, положении о «Православном молодежном служении» и общественном соглашении о «Православном молодежном служении» между детскими и молодежными общественными организациями, изложены цели и задачи этого нового направления деятельности работы с молодежью.

Руководители православных молодежных организаций давно ждали этого момента. Они понимают, что для того, чтобы выжить в сегодняшних сложных социальных и финансовых условиях, необходимо объединение. Оно важно и для того, чтобы вместе разрабатывать и реализовывать новые проекты, в ходе которых будет эффективнее решаться основная задача молодежного движения - воспитание личности. Но в основе воспитания должно лежать мировоззрение. Православие как мировоззренческая система, в которой такие нравственные ценности, как милосердие, сострадание, любовь к ближним, являются одними из главных, и было положено в основу нового движения. Возможность использования названия, говорящего о конфессиональной принадлежности, вызвала сомнение у некоторых участников круглого стола[5].

Заключение


Новой модели школы, в сравнении с традиционной для нас, в части содержания образования присущи следующие черты:

- радикальное повышение требований к освоению учащимися, в инвариантном блоке, (а) социальных, экономических и правовых компонентов СО, а также (б) иностранных языков и (в) информатики

- существенное уменьшение обязательного для всех детей объема естественно-математического содержания;

- рост возможностей выбора во всей системе образования, для всех субъектов образовательного процесса (в том числе, путем решительного развертывания профильной старшей школы);

- обеспечение общей разгрузки, в том числе за счет реализации новой модели начальной школы;

- уменьшения роли фронтальной вербальной педагогики, за счет усиления в начальной школе здоровьесберегающей и игровой педагогики, в основной и старшей школе - за счет все более широкого внедрения в образовательный процесс проектных, исследовательских, самостоятельных форм учебной деятельности.

Новую модель школы можно также сформулировать в виде нескольких простых тезисов (лозунгов):

«Для всех - больше права и экономики, больше иностранного языка и работы с компьютером»

«Для всех - меньше физики, химии, биологии и математики»

«В начальной школе - больше игры, меньше зубрежки и лекций»

«В основной и старшей школе - меньше лекций, больше проектов, рефератов, исследований»

«Для каждого - больше возможностей выбора»

«Умения важнее знаний»

«Самое важное в образовании - это способность к коммуникации» 

Список используемой литературы


1. Магера Т. Толерантное сознание в молодежной среде // Песс-Релиз. 2000. № 3.

2. Пинский А.А. Правительственная стратегия реформирования школы. М.: Стратегия, 2003.

3. Программа создания и деятельности детской (с 8 до 18 лет) и молодежной (с 18 до 30 лет) организаций благотворительных общественных организаций.

4. Российская педагогическая энциклопедия. М.: «Большая российская энциклопедия». 1993. Т.1

5. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. М.: Наука, 1995.




[1] Российская педагогическая энциклопедия. М.: «Большая российская энциклопедия». 1993. Т.1. С. 44.


[2] Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. М.: Наука, 1995. С. 21.


[3] Программа создания и деятельности детской (с 8 до 18 лет) и молодежной (с 18 до 30 лет) организаций благотворительных общественных организаций. С. 4.


[4] Магера Т. Толерантное сознание в молодежной среде // Песс-Релиз. 2000. № 3. С. 8.

[5] Пинский А.А. Правительственная стратегия реформирования школы. М.: Стратегия, 2003. С. 12.