1. Дайте  логическую характеристику следующих понятий:


А) рецидив

Общее, пустое, положительное, абстрактное, безотносительное, несобирательное, общее

Обобщение :Рецидив – рецидив кражи

Ограничение: рецидив кражи - рецидив


Б) простой рецидив

Единичное,  пустое,  положительное, абстрактное, безотносительное, несобирательное, единичное

Обобщение: Простой рецидив  - простой рецидив  мошенничества

Ограничение:  простой рецидив мошенничества – простой рецидив



В) мнимая оборона

Единичное, конкретное,  пустое, положительное , безотносительное, несобирательное, единичное

Обобщение: мнимая оборона – оборона

Ограничение: мнимая оборона Ивана – мнимая оборона



Произведите  с этими  понятиями операции определения, обобщения, ограничения (определение данных понятий  проверьте по правилам топики,  дополнения к классу)

2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике  обозначения (A, E, I, O) укажите  распределение  терминов и изобразите их соответствие с помощью кругов  Эйлера

2.1.  Монета, на которой изображен всадник с копьем, называется копейкой

Общеутвердительное (атрибутивное) суждение  (А)

Овал:            P
 

Овал: S                                 S – копейка

                                            P - монета


2.2.  Не все досрочно освобожденные  есть преступники,  отбывшие пожизненное  заключение

Простое  отрицательное  суждение (не все S  есть  P) (E)


Овал: P        

Овал: S                                                                          S – досрочно  освобожденные

                                                                                      P -  отбывшие пожизненное 

                                                                                   заключении

2.3. В Российской Федерации поддерживаются государством различные  формы образования и  самообразования.

 Общеутвердительное  суждение (A)

Овал: SОвал:               P                  P                P                    

S                                   S – формы образования и самообразования

                                     P – Российская федерация


2.4. Аналогия  преступлений и наказаний  в российском  праве не  допускается

Общеутвердительное (A)

Овал:              P                PP                  

Овал: S                                     S – аналогия преступлений и наказаний

        S                                     P – российское  право


3. Установите  вид сложного суждения,  укажите его составные части (простые суждения), запишите с помощью символов,  используя пропорциональные союзы. Составьте таблицу истинности.  Если суждение комбинированное приведите его  полную  логическую схему.


 3.1.  пусть законы наполняют ум,  а не только изощряют руки.

Конъюнктивное  суждение состоящее из двух суждений:

- законы наполняют ум

- законы не только изощряют руки         

p  v  q, а не r

А

В

А        В

и

и

л

л

и

л

и

л

и

л

л

л

3.2. Запрещается отказывать  в заключении трудового  договора женщинам по мотивам связанным с беременностью или  наличием детей

Дизъюнктивное суждение  

А

В

         .

  А    v   В

и

и

л

л

и

л

и

л

и

и

и

л



4. нарисуйте  логический квадрат, напишите виды отношений между суждениями в логическом квадрате и установите истинность других суждений,  если исходное суждение следующее:

4.1. Добровольное обращение лица, совершившего  преступление в органы правосудия считается явкой  с повинной – ложно.

       А                         E         


  

       I                        O

Добровольное обращение лица, совершившего  преступление в органы правосудия считается явкой  с повинной (А)

 противоположность: Ни одно Добровольное обращение лица, совершившего  преступление в органы правосудия не считается явкой  с повинной () .

противоречие: все добровольные обращения лица, совершившего  преступление в органы правосудия считается явкой  с повинной (О).

Подчинение: некоторые  добровольные обращения лица совершившего преступления в органы правосудия  считаются явкой с повинной  (I)

В данном случае  суждение ложно (верно)



 Суждение истинно


4.2. Лишь некоторые люди неподдаются  лести - истинно

        A                        E          



       I                          O

Лишь некоторые люди неподдаются  лести (А)

Противоположность – все люди поддаются лести (Е)

Противоречие – все люди не поддаются лести (О)

Подчинение – не все  люди не  поддаются лести(I)

Суждение  истинно

5. Сделайте полный разбор силлогизма. Если  заключение  с необходимостью не следует, укажите какие правила нарушены.

5.1.  Согласно  УК РФ, часть имущества, нажитого преступным путем не изымается в доход государства. Валюта и золотые украшения обвиняемого Н., нажитые преступным путем  признаны судом вещественными доказательствами. Значит, лишь только то, что признано  судом  вещественными доказательствами  по делу обвиняемого  Н.,  не изымаются в доход государства.


 Находим  заключение (оно начинается со слов «значит»):  вещественные  доказательства  по делу Н (S) не изымаются в доход государства (P)

Посылка часть имущества (М)  не изымается в доход государства (P)  является большей.

Силлогизма имеет  форму

вещественные  доказательства  по делу Н (S) - часть имущества (М) 

вещественные  доказательства  по делу Н (S) не изымается в доход государства (P) 

все правила соблюдены, следовательно правильный силлогизм.

5.2.  Только  тот свободен,  кто самостоятельно мыслит. Этот человек не свободен.  Следовательно он самостоятельно  не мыслит.

Заключение  начинается со слов следовательно : он самостоятельно  не мыслит(S) свободен (P) 

Посылка  свободен  (М)  кто самостоятельно мыслит (S)

Силлогизма имеет  форму:

он самостоятельно  не мыслит(S) --  свободен (М) 

он самостоятельно  не мыслит(S) свободен

вывод: неправильный силлогизм нарушено  третье  правило: если больший или меньший термины не  распределены  в посылках, то они могут быть распределены в заключении. В данном случае  термины не распределены в заключении.



6. Приведите логическую схему, установите истинность и логическую корректность следующих умозаключений. В индуктивных умозаключениях определите степень вероятности логического  вывода.

6.1. Если вы можете научить  человека добру и не делаете этого – вы  теряете брата. Если человек не расположен  принять ваши поучения,  а вы все-таки передаете их ему – вы теряете слова.  Мудрый просвещенный  человек,  не теряет ни братьев,  ни свои слова.

Если вы можете научить  человека добру и не делаете этого – вы  теряете брата.

Если человек не расположен  принять ваши поучения,  а вы все-таки передаете их ему – вы теряете слова. 

 

Мудрый просвещенный  человек,  не теряет ни братьев,  ни свои слова.

Ложно


Если A и I – Р

Если  О, а I  - S

 А не  Р, не S

6.2.  В воздухе  содержащем кислород, свеча  горит.  В воздухе, лишенном кислорода, свеча гаснет. Следовательно  наличие кислорода  является причиной горения.

В воздухе  содержащем кислород, свеча  горит. 

В воздухе, лишенном кислорода, свеча гаснет.

 

Следовательно  наличие кислорода  является причиной горения.

Истинное умозаключение


А есть В

Е  есть Р

А есть В