Критерии сравнения

Культура древнего Египта

Культура древнего Китая

Религия

В Египте был распространен культ диких и домашних животных, а так же птиц. Развит был фетишизм (поклонение неодушевленным предметам) и анимизм (вера в духов). Египетские жрецы создавали сложные богословские теории. Из бесчисленного количества божеств были выделены боги и богини высшего ранга, объединенные в пантеон. Египетский пантеон богов составляют божества ,олицетворяющих но, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д.Религия утверждала неравенство в загробном мире. Культ Осириса и Исиды оказал большое влияние на христианскую мифологию и иконографию.

Жители древнего Китая верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил. Им был свойственен культ природы. Очень силен был также культ предков. Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном Неба, т.е. представителем Бога на земле. В середине I тыс. до н.э. в Китае зародились основные идеологические направления, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные системы. Это были даосизм, моизм и конфуцианство. К этим исконно китайским учениям добавился буддизм. Эти учения сыграли огромную роль в истории Китая.


Отношение к человеку

Переход от первобытного строя к основанной на рабстве цивилизации был гигантским переворотом. Впервые человек стал создавать «вторую природу»: он возводит ирригационные сооружения, обрабатывает металлы, путешествует по морям, составляет карту звёздного неба, закладывает основы медицины и математики. Он начинает сознавать себя венцом природы, а не игрушкой её и не пасынком. Никогда в последствии в искусстве не был выражен идеал исполина, победителя, как в древности. Но переход к цивилизации не только раскрепостил человеческие силы, – он принёс и порабощение человека человеком. . Непрерывные завоевательные походы доставляли ему рабов, черную рабочую силу.


Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, древнекитайское общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным». В центре внимания в Китае всегда были общество и государство, а не индивидуум. Отсюда – отсутствие подлинного интереса к проблемам мироздания, к индивидуальной психологии, к частному хозяйству и постоянное повышенное внимание к социальным проблемам, природе государственной власти, государственному регулированию общественной жизни. Для общества, подавляющего людей, вполне естественной была абсолютная уверенность в правильности официальных истин. Отсюда проистекали склонность к догматизму (от греч. dogma - линия) и конформизму (от лат. confounis - сходный)

Развитие знаний

Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными были успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и прочие. Была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика: в конце XXI – начале XIX веков до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейший в человеческой истории часы – водяные и маленькие нашейные солнечные часики. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

Египет дает нам, пожалуй, самый яркий пример той стадии становления древней восточной культуры, где практические достижения и развитость прагматически ориентированной рациональности сочетается с основополагающей ролью чувств и образов, доставшихся в наследство от первобытного мифа. Человек здесь уже начинает чувствовать первые импульсы к установлению своей духовной сущности.


В V веке до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I веке н.э. был создан трактат «Математика в десяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения: магнитный прибор, прародитель компаса (III век до н.э.), водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф. Активно развивалась астрономия. Уже во II тысячелетии до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц – на четыре недели. С V века до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV веке до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 году до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце; еще через два века был создан первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. Значительных успехов достигла медицина. В I веке н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.

Особенности художественной культуры

-       Архитектура


































-             Скульптура




















-             Живопись




















-   Литература




Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связано с заупокойным культом. Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов. Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму. В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Самая главная новация - захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Основным средством архитектурной выразительности была колонна. Колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.


Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня. Они довели до высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости или эбенового дерева.


Живописи Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды – белые.











Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тысячелетия до н.э. Художественная литература представлена различными жанрами – это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных и абстрактных сочинений древнеегипетской литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием



В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране стали сроить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индийских в толще скал, а также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни – пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Пагоды отличались строгостью и удивительной гармонией. Они возводились из различного материала: дерева, кирпича. Железа. Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени. В IIIвеке до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек. Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств. Огромные статуи Будды воплощали идею сверх человеческого и божественного. Более мягкими и одухотворенными изображались милосердные божества – бодхисатты, помощники Будды. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 года до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены, которая частично сохранилась до нашего времени.





Китайская монументальная  скульптура сохраняет своё  реалистическое  начало. Даже в буддийских деревянных статуях просматриваются жизненность трактовки фигур и огромное  богатство художественных  приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные  статуэтки и фигуры животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика  поражает высоким мастерством и глубиной проникновения в образы.















В VII-VIII веках н.э. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными. В  ней  на  протяжении  X – XI вв. происходят  значительные перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется, в ней воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода  вырабатывают новые  взгляды на пространственное построение пейзажных  картин-свитков, их композицию и тональность. В  картинах исчезает многолюдность, появляется монохромная гамма чёрной  туши.


К началу I тысячелетия до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы – «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, и «Книга перемен». Литературное творчество III – IV вв. переживало бурный  подъём. Можно встретить  придворную литературу, насыщенную фольклором; устную поэтическую, которая  в своей основе почти  всегда имела реальные события. К этому периоду  относится развитие нового  поэтического жанра «ши» -  стихов песенного типа, в  основе которых лежат народные мелодии. Распространение имеют клериканская, конфуцианская житийная и буддийская литература.