Содержание

Введение. 3

1. Рынок евровалют. 4

2. Создание оффшорных зон. 8

Заключение. 17

Список литературы.. 18


Введение


Современный этап развития мировой экономики в целом и международной торговли в частности характеризуется усилени­ем процессов интеграции, либерализации и повышения степени открытости национальных экономик.

В настоящее время многие страны обращаются к нетрадици­онным формам активизации своего участия в международном разделении труда. Прежде всего, это относится к странам, реали­зующим экстравертивную модель развития национальной эко­номики, ориентированную на мировой рынок. Экспортная спе­циализация становится доминирующей в общей экономической стратегии не только большинства промышленно развитых стран, но и практически всех новых индустриальных государств, а также отдельных стран с переходной экономикой и развиваю­щихся государств.

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность рассматриваемой темы.

Цель данной работы: выявить особенности функционирования рынка евровалют, рассмотреть создание оффшорных зон.

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

·                   рассмотрение рынка евровалют;

·                   изучение теоретических основ оффшорных зон;

·                   рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы.

1. Рынок евровалют


Под словом "еврорынок" (euromarket) понимаются совокупность операций с валютами, которые выступают на свободном миров валютном рынке вне страны их происхождения, т.е. еврорынок – это часть мирового рынка ссудных капиталов, на котором осуществляются операции по покупке и продаже валюты происходят вне страны ее происхождения;

Эти деньги быстро перемещаются из одной страны в другую в зависимости от величины процентной ставки и соотношения курсов. Их источники - международные платежи по экспортным и импортным поставкам средних и крупных предприятий.

    Евровалюта – валюта, переведенная на счета иностранных банков и используемая ими для операций во всех странах, включая страну-имитента этой валюты. Хотя евровалюты функционируют на мировом рынке, они сохраняют форму национальных денежных единиц. Название "Евро" не говорит о том, что эти рынки ограничиваются Европой. Также это название не означает, что операции на рынке ведутся лишь с Европейскими валютами.

 Приставка «евро» свидетельствует о выходе национальных валют из-под контроля национальных валютных органов.

Евро - общая валюта Европейского сообщества, которая постепенно должна полностью заменить национальные валюты стран-членов ЕС. Введена с 1999 года.

Еврорынки находятся в Лондоне, который является основным центром для Евродоллара; в Люксембурге, Париже, (крупнейших рынках Евростерлингов); во Франкфурте, Милане, Брюсселе, Амстердаме и Стокгольме и в финансовых центрах Нью-Йорка, Торонто, в Карибском регионе (в особенности на островах Каймана и на Багамах, которые являются "оффшорными центрами"), в Бахрейне, Токио, Сингапуре и Гонконге.

 На рынке евровалют, в основном, проводятся операции по краткосрочному заимствованию средств. Таким образом, он служит как для краткосрочного устранения нехватки ликвидных средств, так и для краткосрочного инвестирования избытков наличности.

Рынок евровалют, вначале евродолларов,  возник в конце 50-х годов на базе межбанковских корреспондентских отношений. Если владелец долларового депозита переводит его из американского банка в иностранный, то образуется евродоллар. Сущность превращения доллара в евродоллар состоит в том, что средства владельца долларов поступают в качестве депозита в распоряжение иностранного банка, который использует их для кредитных операций в любой стране. Постепенно понятие евродолларов расширилось и стало включать доллары,  используемые иностранными банками, находящимися как за пределами США, так  и на ее территории в свободной банковской зоне.

Развитие рынка евровалют обусловили следующие факторы:

·                       Объективная потребность  в гибком международном валютно-кредитном механизме для обслуживания внешнеэкономической деятельности;

·                       Введение конвертируемости  ведущих валют с конца 50-х – начала 60-х годов;

·                       Либеральное национальное законодательство стимулировало размещение средств банков и фирм в заграничных банках и целях извлечения прибылей.

История еврорынков берет начало в конце пятидесятых годов. В то время банковская процентная ставка в Великобритании возросла до 7% и правительство ограничило возможности банков по получению кредитов в фунтах стерлингов за товары, которые не были импортированы в Великобританию или экспортированы из нее. Таким образом, депонирование долларов в Лондоне стало более выгодным, чем в самих США.

Помимо внутреннего финансового рынка, еврорынки имеют две части. Первая - это рынок евровалют, на котором, в основном, проводятся операции по краткосрочному заимствованию и ссужению - средств. Таким образом, он служит как для краткосрочного устранения нехватки ликвидных средств, так и для краткосрочного инвестирования избытков наличности.

Вторая часть - это рынок еврокапиталов, который подразделяется на рынок еврокредитов и рынок еврооблигаций.

В то время как рынок еврокредитов в основном связан с предоставлением крупных кредитов на долгосрочной основе в основном не банковским организациям, рынок еврооблигаций специализируется на эмиссии международных облигации для долгосрочного финансирования предпринимательской и государственной активности.[1]


Рассмотрим особенности еврорынка:

1.       Огромные масштабы. Велики размеры еврорынка: объем-брутто – примерно 4,5 трлн. долл. (против 2 млрд. долл. в 1960 г.); 2/3 ресурсов еврорынка поступают из развитых стран. Причем объем-брутто, включающий повторный счет, более чем в 1,5 раза превышает объем-нетто еврорынка. Это обусловлено движением кредитного мультипликатора – коэффициента, отражающего связь между депозитами и увеличением кредитных операций путем создания межбанковских депозитов. Одна и та же сумма евровалют в течение года неоднократно используется для депозитно-ссудных операций.

2.        Институциональная особенность. Особенность еврорынка – выделение категории евробанков и международных банковских консорциумов. Костяк образуют ТНБ – гигантские международные кредитно-финансовые комплексы универсального типа, имеющие за границей разветвленную сеть филиалов, осуществляющих операции во многих странах, в разных сферах и валютах. ТНБ ведут конкретную борьбу за получение от клиентов мандата на организацию консорциума или синдиката для размещения займа, что приносит прибыль, укрепляет их связи с клиентами и служит рекламой.

3.        Использование валют ведущих стран и некоторых международных валютных единиц в качестве валюты сделок. На рынке евровалют доминирует доллар США, хотя доля его снижается. На еврорынке совершаются операции с евроиенами (6%),  еврошвейцарскими франками (6%), ЭКЮ (3%), еврофранцузскими франками (1%) и другими валютами. Евро, выпущенные в 1999 г. взамен ЭКЮ, вытесняют из международных (как и внутренних) сделок национальные денежные единицы стран, присоединившихся к европейскому валютному союзу. Термин «евровалюта» относится к средствам не только в Западной Европе, но и за ее пределами, хотя доллары, используемые для операций на валютных рынках в Азии, часто называют азиатскими долларами (азидолларами), а в арабских странах – арабодолларами.

4.        Упрощенная стандартизованная процедура совершения сделок с использованием новейшей компьютерной техники. Сделки на еврорынке осуществляются по телефону, телефаксу с обменом в тот же день телеграфным подтверждением, которое служит единственным документом. При этом не требуется обеспечения: гарантией сделки служит авторитет банка-контрагента или небанковского клиента с высшим рейтингом (ААА). Сроки евродепозитов составляют от 1 дня до 1 года, иногда до 2 лет, обычно 6 месяцев. Типичная сумма межбанковских депозитов – 5-10 млн. долл., иногда в несколько раз больше. Кредитные операции совершаются в размере от 1 млн. до нескольких сотен миллионов долларов США. При этом оставляются необеспеченными ссуды и без четкого указания целей их использования.

5.        Более высокая прибыльность операции в евровалютах, чем в национальных валютах; имеется в виду, что ставки по евродепозитам выше, а по еврокредитам ниже, так как на евродепозиты  не распространяется система обязательных резервов, которые коммерческие бани обязаны держать на беспроцентном счете в ЦБ, а также подоходный налог на проценты.[2]

2. Создание оффшорных зон


Получившие широкое распространение в мировом хозяйстве идеи зон свободной торговли, экспортно-производственных зон и научно-промышленных парков сегодня дополняются теорией и практикой создания и развития оффшорных центров. Мировой оффшорный бизнес играет всё возрастающую роль в движении как ссудных, так и предпринимательских инвестиций, в обслу­живании внешнеэкономических связей между всеми странами мира.

В русский язык термин "оффшорный" "оффшор" пришёл из английского языка, где "off-shore" буквально означает "вне бе­рега", "в открытом море", "изолированный". В современной эко­номической литературе этим термином обозначают одну из раз­новидностей специальных экономических зон, специфическую форму организации коммерческой деятельности.

В самом общем виде под оффшорными центрами понимаются страны и территории, осуществляющие регистрацию иностран­ных компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Компании, зарегистриро­ванные в оффшорных центрах, находятся под юрисдикцией страны пребывания и обязаны строго соблюдать местное законодательство.

Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.

По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании.

Идея оффшорного бизнеса родилась ещё в конце XIX в. и опиралась на судебные прецеденты британского суда по вопро­сам налогообложения иностранных резидентов. Первоначально этот вид бизнеса был связан с использованием "гавани удобного флота", а затем распространился на сферу финансов и предос­тавление различного рода услуг.

Первым историческим прецедентом "налогового убежища" в Европе был г. Кампионе на границе между Швейцарией и Ита­лией, спонтанно ставший таковым после отказа обеих стран от налоговой юрисдикции над этим населённым пунктом.

Однако основы современной практики оффшорного бизнеса были разработаны и осуществлены британскими юристами, бан­кирами, страховщиками и судовладельцами. Поэтому первона­чально "налоговые гавани" создавались в Великобритании и в бывших её колониальных владениях.

На протяжении всей истории предпринимательства корпорации стремились к тому, чтобы ограничить ответственность своих инвесторов. В XIX веке правительство Великобритании и ряд правительств других стран ввели законодательное положение об ограниченной ответственности, позволившее создавать компании, в которых максимально возможные потери владельцев ограничивались бы размерами их акционерного капитала. Это было необходимо для поощрения делового инвестирования, поскольку, согласно существовавшей тогда практике, в случае банкротства кредиторы могли претендовать на имущество владельца компании и полностью разорить его и его семью.

Разделение компаний с ограниченной ответственностью и их владельцев действительно привело к бурному оживлению деловой активности в странах, принявших подобные законодательства. Кроме того, налоги на физических лиц и компании устанавливались, как правило, разные, что выявило возможность для так называемого налогового планирования, на практике означающего поиски законных путей снижения налогообложения.

В свое время лорд Клайд заметил, что “ни один человек не имеет ни малейших моральных, ни каких-либо других обязательств относительно ведения своих дел таким образом, чтобы сборщики налогов выгребли как можно больше из его карманов”. Точно так же современные директора сознают, что их обязанность перед держателями акций заключается в том, чтобы законно уменьшить налоговую ношу вверенной им компании.[3]

Сентябрь 1945 года, ознаменовавшись концом Второй мировой войны, стал началом новой эры в мировой экономике - воспрянувшие промышленные капиталы принялись за реализацию своих потенциалов на поприще товаров, необходимых мировому сообществу в мирное время.

Естественно, что наибольшую активность в этом проявили промышленные суперкорпорации, освоившие небывалые доселе производственные мощности за 4 года войны. Эти же самые корпорации, сильно “наследившие” во время войны неподотчетными финансовыми махинациями в области финансирования разведывательных, карательных и прочих операций, были вынуждены скрывать как свои сегодняшние, так и прошлые доходы.

Те капиталы, которые, так или иначе, выступали на стороне Гитлера, (заводы Круппа, как наиболее яркий пример) также не исчезли, а, наоборот, приумножались и были вынуждены, так или иначе, официализироваться.

С другой стороны, правительства даже тех стран, которые не понесли больших (по сравнению с Россией и Германией) жертв в войне, были вынуждены по объективным причинам всерьез пересматривать налоговое законодательство, возложив немалую долю своих расходов на налогоплательщиков. Естественно, что такие промышленные гиганты, как British Steel, BASF, ITT и им подобные не были готовы отдавать ощутимую долю своей прибыли фактически в никуда. Тут-то и пришли в движение силы, которые в течение предыдущих десятилетий вряд ли играли значительную роль в мировой экономике.

Ища выход из сложившейся ситуации - необходимостью обложить массы населения разных стран ощутимым налогом, с одной стороны, и нежеланием кормить эти же самые массы налогами со сверхприбылей банковских и промышленных корпораций - лидеры международных промышленных гигантов, крупнейших компаний и банков (а среди них были такие фигуры, как Морган, Ротшильд, Рокфеллер) создали идею налоговых убежищ. Чтобы не привлекать внимание к высокоразвитым экономическим странам, прежде всего обратили свой взор на множество бывших Британских колоний, получивших самостоятельность, но не имеющих никаких ресурсов - ни природных, ни интеллектуальных. Путем негласных договоренностей законодательство этих стран было приведено к максимальной либеризации налогового бремени и валютного контроля, были инвестированы немалые капиталы в средства телекоммуникаций и т.п. Таким образом, крупные финансовые и промышленные корпорации получили возможность проведения финансовых операций без уплаты налогов. С другой стороны создание беспошлинных и безналоговых зон активизировало приток иностранного капитала, т.к. Подобные территории становились весьма привлекательны для международных вкладчиков. В свое время британский Foreign Office специально рекомендовал островам Тюркс и Кайкос превратиться в такого рода налоговый рай, чтобы привлечь иностранный капитал и обеспечить себе быстрый экономический рост.

На руку подобным оффшорным зонам сыграло бурное развитие действий холодной волны, приведшее к созданию огромного количества военных баз НАТО. Так как для создания военных баз требовались как раз территории Карибского и Тихоокеанского бассейнов была автоматически решена задача охраны оффшорных зон, в которых скапливалось со временем огромное количество коммерчески значимой информации.

Использование иностранных компаний особенно актуально для предпринимателей, работающих в странах бывшего Восточного блока. Высокая степень инвестиционного риска, обусловленная существующей в этих странах экономической, политической, социальной и правовой нестабильностью, ограничивает приток иностранных инвестиций, необходимых для модернизации промышленности, торговли и финансовой сферы. Дефицит государственного бюджета в значительной степени покрывается за счет внешних займов. Сегодня на международном рынке правила игры диктуют кредиторы, а страны–рецепиенты иностранных инвестиций участвуют в соревновании на право получения этих займов путем предоставления дополнительных гарантий. РФ как страна-получатель иностранных займов не является исключением. Однако, можно лишь с натяжкой утверждать, что Россия пытается привлечь иностранный капитал всеми доступными средствами,– хотя нельзя не согласиться, что иностранные компании, извлекающие прибыль на ее территории, действуют в более благоприятном инвестиционном, налоговом и валютном режиме по сравнению с национальными компаниями.[4]

К наиболее "старым" оффшорным зонам относятся острова Мэн, Гернси, Джерси, Гибралтар, а также Ирландия и Панама. Именно эти страны и территории в течение достаточно длительного времени не только обслуживали интересы европейского бизнеса, но и замыкали на себя значительную часть всех оффшорных операций.

В послевоенный период количество оффшорных центров в мире исчислялось единицами. Однако в начале 70-х годов на­чался своеобразный бум в создании оффшорных центров, По со­стоянию на середину прошлого десятилетия во всём мире суще­ствовало около 65 оффшорных центров, которые были довольно неравномерно распределены по континентам и странам. В част­ности, в Южной Америке было зарегистрировано 19 центров, в Европе—17, в Азии — 12, в Океании — 7, в Северной Амери­ке — 5, в Африке —4, в Австралии — 1 центр. Около 70% всех оффшорных центров создано в развивающихся странах и терри­ториях, остальные — в промышленно развитых государствах.

За редким исключением оффшорные центры располагаются на территориях, островах и архипелагах с выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров.

Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы растут весьма стремительными темпами. По существующим оценкам, в середине 90-х годов до половины всего объёма мировых валютных операций проходило через оффшорные центры. Весьма наглядно о роли оффшорного бизнеса в мировой валютно-финансовой системе и в движении капитала свидетельствуют дынные специального исследования, проведенного экспертами Международного валютного фонда (МВФ).

В подготовленном МВФ докладе анализировались масштабы и динамика зарубежных банковских депозитов в семи наиболее крупных оффшорных центрах (Багамские острова, Гонконг, Бахрейн, Панама, Сингапур, Каймановы острова, Нидерланд­ские Антильские, острова).

         В результате исследования оказалось, что накопленные зару­бежные банковские депозиты по своим размерам значительно превышают основные макроэкономические показатели стран пребывания и существенно превышают обычные потребности банковского обслуживания национальной экономики. Совокупные зарубежные банковские депозиты всех семи оффшорных центров составили в 1975 г. 21,7% таких депозитов всех развитых стран мира, в 1980 г. — 27.6, в 1985 г. — 28,1, в 1990 г. — 27,1, в 1995г. — 28,3%.

О масштабах оффшорного бизнеса свидетельствуют и данные о количестве оффшорных компании, зарегистрированных в этих центрах. Так, в Панаме в начале 90-х годов было зарегистриро­вано около 120 тыс. оффшорных компаний, на острове Мэн — 40 тыс., в Гибралтаре — 25 тыс., в Ирландии — 22 тыс., на Ба­гамах — 21 тыс., на островах Гернси и Джерси — по 20 тыс., на Каймановых островах — 18 тыс., на Кипре — 13 тыс.

По оценкам экспертов МВФ, в отдельных странах доходы от оффшорного бизнеса достигают от 30 до 40% валового внутрен­него продукта.

Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классического оффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета в иностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится на Венгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между российскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентировать оффшорные льготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.

Аналогичная идея вполне может быть использована и при создании оффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или иного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США, Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в дополнительной проработке.

Оффшорные финансовые центры

Оффшорные финансовые центры предоставляют денежные средства, отличные от тех, которые предоставляются их странами; рынки регулируются иначе, чем домашние рынки.

Итак, мы переходим к самым большим финансовым центрам мира. Страны с большими рынками, такие как большие страны ОЕСД, имеют большие домашние финансовые рынки. Это не значит, что они имеют большие финансовые рынки, работающие с валютой, и это также не значит, что у них есть большие оффшорные центры.

Характеристики рынка

Оффшорные финансовые центры - города или страны, предоставляющие большие денежные суммы валюты, не являющейся денежной единицей их страны. Как правило, эти рынки регулируются по-разному и обычно более подвижны, чем домашние рынки. У них также есть одна или более следующих характеристик:

1.                Есть большой рынок иностранной валюты для депозитов и займов (например, Лондон)

2.                Рынок - большая сеть, снабжающая финансами мировые финансовые рынки (Швейцария)

3.                Рынок является посредником или промежуточным этапом для международных займовых фондов (Багамские острова, Каймановы Острова).

В дополнение, чтобы привлечь банки, хороший оффшорный центр должен предоставлять следующее:

1.               экономическую и политическую стабильность;

2.               эффективное и опытное экономическое единство;

3.               хорошую связь и вспомогательные услуги;

4.               официальный регулирующий климат предпочтительный для финансовой индустрии, что подразумевает, что он предохраняет инвесторов без чрезмерно ограничивающих финансовых институтов.

Эти центры могут рассматриваться как функциональные центры или как бухгалтерские центры. Лондон - пример функционального центра, а Каймановы Острова - бухгалтерского центра. Хотя существует множество оффшорных центров, наиболее важные из них - Лондон, Карибские острова (работающие, в основном, для банков Канады и США), Швейцария, Сингапур, Гонконг, Бахрейн (для среднего Востока) и Нью-Йорк.

В самом общем виде под оффшорными центрами-зонами понимаются страны и/или территории, осуществляющие регистрацию компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Компании, зарегистрированные в оффшорных центрах, находятся под юрисдикцией страны пребывания и обязаны строго соблюдать местное законодательство.

Оффшорные зоны дают использующим их предприятиям/компаниям следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу при ведении бухгалтерской отчетности, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов.[5]

Заключение


В настоящее время практически все страны используют преимущества международного разделения труда, специализации и кооперации. Возрастающая интернационализация производства заставляет предприятия, банки правительства и физические лица выходить на мировой рынок.

Принципы работы экономического субъекта на внешнем рынке во многом отличаются от принципов его работы на внутреннем рынке. Именно по этому при выходе на международный рынок необходимо учитывать огромное количество экономических и политических обстоятельств. В частности на внешнем рынке предприятие сталкивается с большим количеством валют, необходимостью платить по своим обязательствам приемлемыми платежными средствами, оценивать всевозможные виды рисков, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а так же следовать требованиям и рекомендациям международных институтов, конвенций и договоров.


Оффшорные зоны дают использующим их предприятиям/компаниям следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу при ведении бухгалтерской отчетности, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.


Список литературы


1.         Валютное регулирование. Методическое пособие. – М.: Инфра-М, 2001.

2.         Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – М.: Экномика, 2002

3.         Данько П., Окрут З. И. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве.  – М.: Инфра-М, 2001.

4.         Международные экономические отношения. /Курс лекций. – М.: ЮНИТИ, 2002.

5.         Сердинов Э. М. Международный оффшорный финансовый сектор: глобальный подход к оценке. // Банковское дело. 2001. № 10.



[1] См: Валютное регулирование. Методическое пособие, 2001.

[2] Л.Н. Красавина «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения», 2002, стр. 45 – 51.

[3] Данько П., Окрут З. И. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве.  М.: Инфра-М, 2001, стр. 64 – 69.

[4] Международные экономические отношения. /Курс лекций. М.: ЮНИТИ, 2002. стр. 159 – 163.

[5] Сердинов Э. М. Международный оффшорный финансовый сектор: глобальный подход к оценке. // Банковское дело. 2001. № 10.