Содержание

1. Организация хозяйственной деятельности. 3

2. Управление экономикой. 7

Список литературы.. 17

1. Организация хозяйственной деятельности

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» – то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.

  Рыночная организация хозяйства формируется объективно под действием многих экономических законов. К их числу относятся, прежде всего, такие, как закон ограниченности ресурсов хозяйственной деятельности, закон общественного разделения труда и специализации трудовых функций по отраслям экономики, закон обмена результатами труда по ценам рынка. Действие экономических законов имеет вид причинно-следственных зависимостей, формирующих в данном случае тип (модель) системы хозяйствования, ее организацию. Рыночную организацию хозяйства никто не создавал, она возникла объективно, т. е. независимо от того нравится ли она отдельным людям или нет.

Экономика, хозяйство, рынок – это в известной мере синонимы с общей причинной основой - ограниченностью ресурсов, разделением труда и обменом продуктами труда. Организация, или система, здесь необходима для установления определенного равновесия между ограниченными ресурсами для производства благ и безграничными потребностями людей в этих благах. Потребности людей в разнообразных благах растут и изменяются, обгоняя ресурсные возможности их производства даже с применением самых современных технологий. Совместить эти факты экономического бытия можно только в условиях такой организации (системы хозяйствования), при которой производство было бы реально заинтересовано в эффективном использовании ограниченных (и поэтому дорогостоящих) ресурсов, а также выпуске только тех благ, которые реально пользуются спросом потребителей, причем по ценам, возмещающим производственные издержки, ресурсные затраты выпуска этих благ.

     Организационная деятельностьсоздание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами системы.  Данная функция осуществляется объектами и субъектами, относится к управлению управлением. Объекты и субъекты определяются по их отношению к управленческим воздействиям.

    Субъект –  это источник управленческого воздействия.

    Объект – приемник и исполнитель управленческого воздействия.

Организацию можно рассматривать как процесс и как явление. Термин «организация» происходит от латинского organizo – сообща, стройный вид, устраиваю. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур.

Организация как процесс - это:                                            

-              проектирование организационных процессов                      

-              закономерности организационных процессов    

-              организационная культура, традиции организационных процессов     

           Организация как явление:

-              правовые нормы

-              социальная культура организаций

-              субъекты организационной деятельности, т. е. элементы организаций.[1]

Формы  организаций  их  общие  черты:

Обычно рассматривают четыре формы организации:

-              юридическое лицо – (зарегистрировано в государственном органе, имеет печать,  расчетный счет в банке), например, ООО, АО;

-              неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций):

-               неюридическое  лицо,   зарегистрированное   в   государственном      органе  (предприниматель без организации юридического лица);

-              неформальная организация граждан.

  Все формы организаций имеют следующие общие черты:       

-              наличие, по крайней мере, одного человека.

-              наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества.

-              получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, духовная форма, информация).

-              преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, потенциал работников, оборудование, знания, информация).

Цели   классификации   организаций. Признаки   для   классификации.  Основные   определения

Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно  представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур. Классификация организаций важна по трем причинам:

-              нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам для создания минимума общих методик для их анализа и совершенствования;

-              возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т. д.

  Организации могут быть:

-              правительственные и неправительственные.

-              коммерческие и некоммерческие.

-              бюджетные и внебюджетные.

-              общественные и хозяйственные.

-              формальные и неформальные.

Кроме того, различают организации по:

-              отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и т. д.).

-              самостоятельности принятия решения (головные, материнские, дочерние и зависимые).

-              по величине (по численности членов организации).

Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.

Правительственные организации, статус которым дается официальными формами власти. (Например, властью федерального или местного уровня). На эти организации распространяются различные привилегии, но и предъявляются жестокие требования. (Привилегии – финансирование. Требования – государственные чиновники не имеют права возглавлять коммерческие структуры, не имеют права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды сотрудников).

Неправительственные организации – все другие организации, которые не имеют статуса правительственных.

Коммерческие организации – организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.

           Некоммерческие организации ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации (прибыль не облагается налогами).

Бюджетные организации – это организации, источником финансирования которых является государственный бюджет или бюджет государственного органа Они освобождаются от многих налогов,  в том числе НДС.

Не бюджетные организации  сами  изыскивают источники  финансирования.

Общественные организации строят свою деятельность на удовлетворении потребностей своих членов общества (во внутренней среде). Они отличаются от некоммерческих тем, что менее масштабны (например,  любая партия).

Хозяйственные организации служат для удовлетворения потребностей отдельных индивидуумов и общества путем хозяйственно-производительной деятельности во внешней для организации среде.

Формальные организации - это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации (общества, товарищества и т. д.), которые выступают как юридические или неюридические лица.

Неформальные организации – это незарегистрированные в государственных органах власти организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим  причинам.[2]


2. Управление экономикой

Трудности переходного периода.

Особенность первых лет переходного периода состояла в том, что нужно было одновременно "оживить", привести в движение почти остановившийся производственный организм и сформировать по существу заново систему его управления, т.е. нужно было не просто восстановить разрушенное, наладить расстроенные межхозяйственные связи, но и перейти к планомерному функционированию и развитию экономики в целом. При создании качественно новой системы управления экономикой учитывался и опыт государственного регулирования производства, накопленный в дореволюционной России. В годы первой мировой войны в русской промышленности были созданы государственно-монополистические органы для контроля и регулирования военного производства. Весьма широкие полномочия имело тогда Особое совещание по обороне: распределение заказов, принуждение предприятий к приему таких заказов и их выполнению, регулирование материальных запасов, цен, зарплаты.

В июле 1917 года в качестве единого регулирующего центра был создан Главный экономический комитет. Страна была разделена на 11 районов и в каждом районе действовали соответствующие уполномоченные и комитеты.

Высший Совет Народного Хозяйства, созданный в конце 1917 года, сделал много для создания системы управления и налаживания работы промышленности в новых послереволюционных условиях. Шел постоянный поиск рациональной организационной структуры, сочетающей отраслевой и региональные подходы к регулированию производства. Первоначально принятая многоступенчатая схема: заводоуправление à районный СНХ à областной СНХ à ВСНХ - оказалась малоэффективной, так как в условиях нехватки транспорта и расстроенных связей с поставщиками само заводоуправление не в состоянии было обеспечить нормальный ход производства и было вынуждено по каждой мелочи обращаться в центр. В свою очередь ВСНХ при падении производства не всегда мог положиться на местное руководство и должен был вникать во все детали деятельности заводов.

Период "политики военного коммунизма" 1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу. Острый продовольственный кризис переплетался с топливным, а тот в свою очередь с транспортным. Выпуск промышленной продукции по сравнению с дореволюционным резко упал. Основные сельскохозяйственные районы сильно пострадали от засухи 1921 г. Создаются специальные продовольственные отряды, которые изымают излишки хлеба у крестьян в виде продразверстки. Практика еще раз показала, что существует устойчивая связь между заинтересованностью, производительностью и реальными доходами. Реальный уровень уровень жизни населения падал. В этих условиях правительство осуществляет ряд мероприятий, которые получили название "новая экономическая политика": создается эффективная налоговая система, восстанавливается денежная, кредитная, финансовая система, принимается план ГОЭЛРО. НЭП базировалась на радикальной реформе управления промышленностью, суть которой сводилась к предоставлению предприятиям большей самостоятельности. Узловым моментом перестройки явилось создание трестов и синдикатов. Центр тяжести управления госпромышленностью сместился "сверху - вниз". Сокращаются возможности ВСНХ воздействовать на оперативную деятельность трестов. Образование хозрасчетных трестов и синдикатов, активизация товарно-денежных отношений и неизбежное при этом усиление центробежных устремлений поставили новые задачи в деятельности ВСНХ. На первое место в его деятельности было поставлено общее регулирование госпромышленности, наблюдение за кооперативной и частной промышленностью. В составе ВСНХ остались всего 3 главных подразделения.

Централизация в системе управления.

Новый крупный этап в развитии системы управления, начавшийся вместе с принятием первой пятилетки, продолжался примерно до середины 60-х годов. Он был связан с качественными преобразованиями в производстве, коренной технической реконструкцией всех отраслей народного хозяйства.[3]

Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х)

В результате перестройки организационной структуры в 1932 году была создана новая система отраслевого управления промышленностью. ВСНХ как орган управления был упразднен. Вместо него на общесоюзном уровне сначала были созданы три наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. Постепенно число наркоматов увеличивалось, что отражало углубление разделения труда между ними. Местные СНХ были преобразованы в республиканские наркоматы легкой промышленности и краевые управления.

К середине 30-х годов в результате организационных преобразований  в отраслях промышленности сложилась трехзвенная (наркомат - главк - предприятие) или четырехзвенная система управления: наркомат - главк - трест - предприятие. Первая схема нашла применение в машиностроении и станкостроении, а вторая - в металлургической, топливной, пищевой, легкой промышленности. Тресты сохранились в тех отраслях, где большое количество предприятий было разбросано на больших территориях и главку трудно было обеспечить конкретное руководство ими. Однако общая тенденция проявлялась в ликвидации трестов и объединений и переходе к трехзвенной системе.

Основной задачей главков было оперативное руководство техническим развитием своей подотрасли: внедрение новой технологии, освоение новых видов продукции, улучшение ее качества. В работе главков сочетались техническое и планово-организационное руководство предприятиями и подотраслью в целом.

Индустриализация страны остро поставила вопрос о рациональном размещении производительных сил на территории страны, а вместе с тем и о совершенствовании управления хозяйством на местах. Вместо устаревшего административного деления на губернии, волости были созданы новые экономические регионы - края и области, которые представляли собой более или менее сформировавшиеся территориально-производственные комплексы в общественном разделении труда. Региональным органам управления были делегированы значительные полномочия по оперативному руководству хозяйством, что позволило эффективней маневрировать ресурсами на местах.

Период Великой Отечественной Войны.

С первых же военных дней были внесены существенные изменения в организационную структуру системы планового управления экономикой. Прежде всего, усилилась централизация при распределении всех ресурсов. Государственный Комитет Обороны (ГКО) был образован 30 июня 1941 года. Он объединил в себе экономическое, политическое и военное руководство. Основная ось оперативного руководства военной экономикой проходила через ГКО - наркоматы - предприятия. ГКО не имел своего особого аппарата и не занимался организацией непосредственного выполнения того или иного вопроса. Главная его функция состояла в контролировании работы наркоматов. Действовал он через партийные и государственные органы. В случае необходимости при ГКО создавались спецкомитеты и комиссии.

Компетенция наркоматов была расширена. Им предоставлялось право самостоятельно распределять и перераспределять материальные ресурсы, производить капвложения на восстановление предприятия за счет текущих расходов.

Перестройка управления экономикой в послевоенный период.

Параллельно с переводом экономики на мирные рельсы и восстановлением хозяйства происходила перестройка системы планового управления. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Его функции по управлению народным хозяйством перешли к Совету Народных Комиссаров, который в 1946 году был преобразован в Совет Министров СССР. На базе наркоматов оборонной промышленности образовался ряд машиностроительных министерств, сориентированных на выпуск гражданской промышленности.

Преодоление хозяйственных трудностей искали в организационной перестройке. Сначала был взят курс на узкую специализацию министерств, но эти преобразования не оправдали себя, и в 1949-м году начался процесс слияния министерств. Для решения крупных проблем часто создаются специальные органы. С этой целью были образован Госкомитет по снабжению народного хозяйства (Госснаб СССР). Госснаб стал работать в контакте с Госпланом, составляя подробную номенклатуру распределения продукции, а министерства, получая соответствующие фонды и ресурсы, осуществляли оперативное снабжение подведомственных предприятий.

Поскольку решено было вновь вернуться к пятилетке как основной форме планирования, возросла роль Госплана как органа, разрабатывающего основные направления развития экономики на длительную перспективу. В июне 1955 года Госплан был разделен на два органа - Госкомиссию по перспективному планированию (Госплан) и Госкомиссию по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия). На первый возлагалась разработка пятилетних и перспективных планов, а также контроль за их исполнением. В функцию второго входила разработка годовых и квартальных планов развития народного хозяйства.

Поиск нового качества системы управления. Хозяйственная реформа 1965 года.

Всё сильнее и настоятельнее становились требования о качественных структурных сдвигах в производительных силах, всё отчетливее и острее проявлялись необходимость кардинального совершенствования действовавшего в тот период хозяйственного механизма, несоответствие директивно-мобилизационных методов управления, сложившихся в 30 -- 40-х годах, новым экономическим условиям. Происходило замедление темпов эк. роста, в том числе производительности труда в промышленности. Для того чтобы лучше приспособить систему хозяйственного управления к решению данных проблем хотели добиться наиболее правильного сочетания централизованного госпланирования и усиления экономического стимулирования производства. Намечалось осуществить меры по:

-                        совершенствованию планирования;

-                        усилению экономического стимулирования и хозрасчета;

-                        улучшению организации управления промышленностью.

При этом проявились три аспекта преобразований в области организационной структуры: укрепление централизованных начал в управлении промышленностью, ликвидация совнархозов и формирование объединений.

Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.

На протяжении всех 70-х годов совершенствование методов управления считалось одним из узловых вопросов экономической политики. В первую очередь целесообразно было взяться за решение вопросов, отложенных по тем или иным причинам в1965 году, в том числе за перестройку организационной структуры управления отраслями и создание производственных объединений. При двухзвенной системе производственные объединения и крупные предприятия непосредственно подчиняются министерству. Трехзвенная система управления включает министерство, республиканское промышленное объединение, производственное объединение. Таким образом, основным хозрасчетным звеном отраслевой структуры организации и управления стали производственные объединения.

Вновь была выдвинута задача превратить пятилетку на деле в основную форму планирования. Этой задаче послужила и подготовка так называемых целевых программ. Широкое внедрение на этом этапе в плановую практику целевых программ означает, что круг наиболее сложных вопросов рассматривается более всесторонне, с учетом факторов, которые способствуют или тормозят их решение. Однако в начале 80-х годов произошло дальнейшее замедление темпов экономического роста, что говорит о недостаточности принятых в 70-е годы мер по совершенствованию планирования, изменению организационных структур.[4]

Радикальная реформа системы управления (1985-к.80х гг.).

В силу вышеперечисленных обстоятельств вновь начался поиск более действенных решений по перестройке системы управления. Исходное положение концепции реформы состояло в том, чтобы сохранив единство централизма и самоуправления на местах, изменить балансировку системы управления, сместить ее центр тяжести в сторону базисных звеньев производства -- объединений, предприятий.

Принципиальное положение общей концепции реформ - переход к экономическим методам управления. Это переход от административно-директивных методов к экономическим отношениям. Ставилась задача перестройки народнохозяйственного планирования в сторону усиления его воздействия на рост эффективности производства как важного фактора развития страны.

На этом этапе резко возрастает роль региональных звеньев управления. Для улучшения координации деятельности центральных, отраслевых и местных органов управления были найдены оптимальные организационные структуры -- территориально-производственные комплексы (ТПК). Здесь углублялось региональное разделение труда с учетом особенностей и преимуществ местных природных условий, демографической ситуации, развития транспорта и т.п.

 Вначале 90-х годов в России, уже как самостоятельном государстве, происходит становление качественно новой системы управления экономикой. Переход от планового ведения дел в народном хозяйстве к свободным рыночным отношениям позволяет выделить этот период в отдельный этап в развитии системы управления экономикой. Этот этап включает в себя два подэтапа (91 - 93 гг., 93 - настоящий момент). Однако опыт управления, накопленный за предыдущий период не является бесполезным.[5]

Необходимость управления хозяйственной деятельности на предприятии

Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта, всегда существовало в каких-то формах  там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды требовали четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их деятельностью.

I-й исторический период (до XVIII века) - накопление опыта управления.

II-й исторический период (1776-1890) - индустриальный период. Работы А.Смита (государственное управление), Р.Оуэна (гуманизация производства) и другие. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей. Индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех рабочих. Первые менеджеры - это лучшие работники, представляющие интересы владельцев на рабочих местах.

III-й исторический период - период систематизации. Формирование науки об управлении.

 Управление возникло из кооперации для координирования деятельности людей. Одна из сфер применения - экономическая - изыскание, производство и  распределение ресурсов;

 Очевидной характеристикой любого предприятия есть разделение труда, ведь предприятие - это искусственная система, созданная человеком ради его собственных интересов, прежде всего совместной работы.  Поскольку работа  на предприятии распределена между подразделами и отдельными исполнителями, кто-то  должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческой деятельности от исполнительной. Итак, необходимость управления связанна с процессами разделения труда на предприятии.

 Управление, которое (в широком понимании) есть деятельностью, направленной на координацию работы других людей (трудовых коллективов) опирается  на  теорию и практику управления, но является  больше искусством, чем знанием  так как  представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание. Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации.

Функции  управления предприятием: их виды  и содержание.

Предприятия различаются между собой размерами, сферами деятельности, технологическими процессами  и т.п. Тем не менее, все они имеют определенные общие характеристики, из которых, прежде всего, следует назвать функции управления — объективно обусловленные общие сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование общей работы.

Функции  управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Функции классической (традиционной) системы управления предприятием.

Содержание и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, армейская и т.д.), от размеров организации и сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и многих других факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности.

Общие, или универсальные, функции

Присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов  работ , классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата. Общие функции : целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование ), стимулирование, контроль ( учет, анализ деятельности ).

Функции управления предприятием в условиях рыночной экономики.

Усложнение взаимодействия с внешним окружением привело к большему количеству функций современного предприятия.

В условиях рыночной экономики целесообразно:

-  усиление стратегического планирования и прогнозирования;

-  усиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки до серийного выпуска;

-  придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности на основе ЭВМ;

-  придание большего, чем раньше значения вопросам производства и управления персоналом;

-  привлечение работников к участию в акционерном капитале;

-  поощрение работников за новые идеи в области совершенствования технологии, создания и внедрения новой продукции;

-  усиление внимания к социально-психологическим аспектам управления;

-  усиление внимания в области маркетинговой деятельности, повышение  эффективности затрат на проведение маркетинга.[6]






Список литературы



1.                     Авдеев Р. О. Проблемы теории и практики управления.  – СПб.: Нева, 2002. – 406 с.

2.                     Аганбегян А.Г. Сочетание отраслевого и территориального принципов управления экономикой. – М.: Мысль, 1990.  - 384 с.

3.                      Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. - М: Мысль, 1997.  –  285 с.

4.                      Бойко А. В.  Экономика предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 381 с.

5.                     Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. - М: МГУ, 2001. – 342 с.

6.                     Мильнер Б. З. Теория организации. – М.: ИНФРА–М, 2002. – 480 с.

7.                     Смирнов Э. А. Основы теории организации. – М.:ЮНИТИ, 2001. – 375 с.



                               



[1] Мильнер Б. З. Теория организации. – М.: ИНФРА–М, 2002. – с. 29


[2] Смирнов Э. А. Основы теории организации. – М.:ЮНИТИ, 2001. – С. 40


[3] Аганбегян А.Г. Сочетание отраслевого и территориального принципов управления экономикой. – М.: Мысль, 1990.  – С. 84


[4] Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. - М: Мысль, 1997.  –  С. 101

[5] Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. - М: МГУ, 2001. – С. 147


[6] Бойко А. В.  Экономика предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 79