Содержание


Введение. 3

1. Характеристика предприятия общественного питания. 4

2. Характеристика мероприятия. 7

3. Порядок приема заказа, форма пригласительного билета. 8

4. Меню банкета. Составление заказа-счета. 9

5. Расчет потребности сырья по меню.. 11

6.  Расчет столовой посуды, приборов и оформление заявок в буфет, сервизную, бельевую.. 17

7. Подготовка зала к обслуживанию.. 21

8. Проведение банкета. 22

Заключение. 24

Список литературы.. 25


Введение


В настоящее время общественное питание развивается по различным направлениям. Появляется большое количество ресторанов с национальной кухней, появляются новые виды предприятий общественного питания (пабы, суши-бары), в наши дни предприятия общественного питания оснащаются автоматизированными системами ведения счетов, появляются новые профессии (сомелье, хостесс) и, в конце концов, современное предприятие общественного питания становится местом красивого, приятного времяпрепровождения.

Именно поэтому, актуальность выбранной темы очевидна, т.к. общественное питание – отрасль народного хозяйства, которая была, есть и будет самой рыночной сферой деятельности.

Для того чтобы населению было не только удобнее, но и выгоднее питаться работники общественного питания должны добиваться снижения стоимости блюд и кулинарных изделий. Снижение цен на продукты общественного питания может быть достигнуто путем сокращения затрат на производство пищи в связи с переводом предприятий на работу с полуфабрикатами, повышения производительности труда кулинаров. А это, в свою очередь, связано с четкой организацией работы всех участников производства, совершенствованием технологии приготовления пищи, необходимостью научной организации труда.

Цель работы – описать организацию обслуживания банкета по организации праздничного вечера по поводу празднования Дня милиции на 80 человек в кафе «Валентина».

Задачи работы – дать характеристику предприятия; дать характеристику мероприятия, определить порядок приема заказа, описать меню, составление заказа-счета, определить порядок расчета потребности сырья по меню, рассмотреть правила подготовки зала к обслуживанию, порядок проведения банкета.

1. Характеристика предприятия общественного питания


Под предприятием общественного питания в экономическом смысле понимается хозяйственная единица, выполняющая определеннее функции по обслуживанию населения.

В данном случае под хозяйственной единицей мы понимаем кафе.

Итак, кафе – это предприятие, отличающееся некоторыми особенностями организации обслуживания посетителей. В ассортименте напитков обязательно кофе не менее двух-трех наименований, ром, ликер, которые подаются к кофе.

В кафе «Валентина» приготовляются и реализуются для потребления на месте горячие и холодные напитки, хлебобулочные и кондитерские изделия, блюда и кулинарные изделия несложного приготовления в ограниченном ассортименте.

В меню кафе включаются горячие напитки (кофе, чай, какао), холодные напитки (кофе-гляссе, коктейли молочные и др.) мучные кондитерские и кулинарные изделия, горячие блюда (бульон с пирожком, кулебякой, сосиски, сардельки с гарниром и без гарнира, мясные и творожные блюда), холодные блюда и закуски, сладкие блюда.

Кроме того, в ассортименте продукции предусматриваются конфеты и шоколад в ассортименте, минеральные и фруктовые воды, квас, соки, алкогольные напитки (кроме водки), фрукты и т.д. В кафе «Валентина» также разрешается реализация коньяка.

Кафе «Валентина» является предприятием общественного питания высшей категории. В кафе «Валентина» посетителей обслуживают официанты.

В кафе «Валентина» организовано концертно-эстрадные представления, в связи с чем с посетителей взимается дополнительная плата в размере, восполняющем затраты предприятия общественного питания на это мероприятие.

Кафе «Валентина» рассчитано на 100 мест. Архитектурно-художественное решение зала кафе отвечает современным эстетическим требованиям (освещение, цветовое решение, отделка стен, полов, потолков, наличие предметов прикладного искусства – панно, керамика, лепка и др.). В зале создана уютная обстановка для отдыха посетителей.

Кафе «Валентина» располагает банкетным залом, баром и барной стойкой. Метрдотели и официанты в совершенстве владеют техникой обслуживания посетителей.

Кафе «Валентина» организует обслуживание торжественных и официальных приемов, совещаний, конференций. Также здесь проводятся вечера отдыха с музыкальными и эстрадными представлениями.

В предпраздничные и праздничные дни, а также в выходные дни кафе «Валентина» организует семейные обеды.

Зал оборудован двух-, четырех- и десятиместными столами, полумягкими и мягкими креслами, сервантами.

Для каждого элемента интерьера необходимо точно найденное место, определяющее его характер и стиль. Лишь при этих условиях может быть создан целостный, художественно выразительный интерьер.

При оформлении помещений кафе «Валентина» учитывалось его наименование. Стиль кафе выдержан в голубых, розовых, белых тонах, напоминающих, хорошее настроение радость, во всех деталях оформления: костюмах метрдотеля и официантов, в посуде, мебели, меню и т.д. В зале – деревянные столы, покрытые скатертями с летними пейзажами. На стенах развешаны всевозможные веселые, яркие картинки.

Мебель. Существенную роль в интерьере кафе «Валентина» играет мебель, которая гармонирует с его общим характером, отвечает эстетическим требованиям, предъявляемым к ней как к важному элементу интерьера. Форма мебели, ее цвет, расстановка – все это связано с архитектурным решением зала, его декоративным оформлением.

Мебель может оказать определенное воздействие на человека, влиять на характер его отдыха, настроение. Поэтому мебель в кафе «Валентина» удобная, легкая, без лишних украшений, гигиеничная.

Вентиляция. Для создания нормального температурного режима в кафе «Валентина» осуществляется кондиционирование воздуха.

Освещение. В кафе «Валентина» комбинированное освещение, т.е. весь зал освещается общим ярким светом, а некоторые места выделяются при помощи дополнительно направленных потоков света. Чтобы создать видовой обзор местности вокруг кафе, используются большие оконные витрины. В этом случае с наступлением темноты, когда вид ночного города и окружающей местности искажается отражением внутреннего света, яркость освещения зала понижается или выключаются ряд источников света. Одновременно увеличивается яркость наружного света - с помощью направленного прожекторного освещения выявляются выразительные детали окружающей местности.

Режим работы. В кафе «Валентина» режим работы был установлен с учетом создания наибольших удобств для населения. Для обеспечения быстрого, бесперебойного обслуживания посетителей при разработке графика обеденных перерывов четко распределяется время между отдельными подразделениями предприятия с тем, чтобы обеспечить равномерность потока посетителей в кафе. В субботние и предпраздничные дни поток посетителей в кафе «Валентина» увеличивается, что отражается на режиме работы предприятия. Кафе «Валентина» работает в следующем режиме: понедельник – пятница с 12-00 до 22-00, суббота – воскресенье с 12-00 до 24-00.

На основании установленного режима работы кафе «Валентина» составляются графики выходов на работу для официантов, поваров и других работников.

Стоимость заказа в кафе «Валентина» оплачивается полностью, наличным расчетом.

Основными мероприятиями по активизации  и улучшению рекламной деятельности кафе «Валентина» следует считать:

-                    выявление продукции, наиболее нуждающейся в рекламе;

-                    создание высокохудожественных, современных  рекламно-графических средств;

-                    использование маркетинговых подходов к планированию выпуска рекламной продукции;

-                    различие производства рекламной продукции с учетом значимости и специфики товаров, сроков ее изготовления, поставленных целей;

-                    наиболее полное использование и стимулирование творческого потенциала специалистов, занимающихся рекламой;

-                    поиск новых форм рекламной продукции.

На смену изучению спроса пришло изучение потребностей, покупательских мотивов, использования доходов потребителями.

Важнейшим элементом привлекательности продукции кафе «Валентина» является уровень в сфере услуг.


2. Характеристика мероприятия


Банкет - это торжественный званый завтрак, обед или ужин, устраиваемый в честь какого-либо лица, со­бытия или торжества.

Банкет за столом с частичным обслуживанием офици­антами носит неофициальный характер. Обычно подобный банкет орга­низуются в честь какого-либо события, в том числе, по поводу юбилея.

Размещение гостей за столом обычно произвольное, но для почетных гостей и устроителей банкета отводятся места в центре стола.

Банкет за столом в кафе «Валентина» будет продолжаться 5 часов. Проведение его в кафе позволяет освободиться от многих забот - поисков достаточного помещения для приема большого количества гостей, необходимой мебели, столового белья, столовых посуды и приборов, от закупки необходимых продуктов, приготовления из них различных закусок и блюд, обслуживания гостей и, наконец, от уборки посуды и помещения после банкета. Тем более кафе «Валентина» организует качественное обслуживания и может удовлетворить желание заказчика.


3. Порядок приема заказа, форма пригласительного билета


Заказ на обслуживание банкета принял метрдотель ресторана Евдокимов Константин Иванович.

При приеме заказа метрдотель ознакомил заказчика банкета Андреев М.Е.  с залом, в котором будет проходить торжество, согласовал с ним план расстановки столов, места почетных гостей, примерное оформление зала.

При оформлении заказа учитываются:

–       дата обслуживания – 6 ноября 2004 г.

–       количество участников – 80 человек

–       вид обслуживания – частичное обслуживание официантами

–       время начала и окончание обслуживания – с 18 до 23 часов

–       примерное меню и примерная стоимость заказа с наценкой на продукцию, установленной кафе «Валентина» в размере 100%.

Ответственность за полноту подачи продукции по оплачиваемому меню несут метрдотель и официант, ответственные за обслуживание.

Стоимость заказа оплачивается полностью, наличным расчетом и не позднее, чем за три дня до его выполнения.

Заказ регистрируется в специальном пронумерованной и скрепленной печатью книге учета заказа[1].

Участникам банкета рассылаются пригласительные билеты (см. Приложение 1).


4. Меню банкета. Составление заказа-счета


Меню – это перечень блюд,  закусок, кулинарных изделий, напитков расположенных в определенном порядке.

Меню составляется заведующим производством, метрдотелем и передается  калькулятору  для определения продажных цен блюд.

Утверждается директором предприятия. Помимо директора меню и прейскурант обязательно подписывают калькулятор и заведующий производством с указанием даты.

В меню банкета включены несколько холодных закусок, десертные блюда, фрукты, напитки.

Меню для празднования юбилея фирмы составляется заранее за 10 дней до торжества в соответствии с пожеланиями заказчиков.

В меню указывается не только ассортимент закусок и блюд, но и количество порций из расчета полпорции на человека[2].


Меню банкета

Таблица 1

Наименование блюд и напитков

Выход 1 порции

Кол-во порций

Холодные закуски

Рыба горячего копчения

230

7

Рыба малосольная

75

15

Ветчина, грудинка копченая

250

20

Сыр порциями

50

20

Рыба заливная

200

50

Салат из помидоров

150

50

Салат  «Столичный»

200

50

Салат  «Весна»

150

50

Горячие закуски

Грибы с картофелем (тушеные)

250

80

Плов

275

80

Сладкие блюда

Суфле яблочное

150/150

80

Торт «Новосибирский»

3 кг

5

Горячие напитки

Чай

200

160

Кофе

100

80

Холодные напитки

Напиток клюквенный (бут. 1,5 л.)

200

8

Вода минеральная   «Давпон» (бут. 0,5 л.)

200

20

Хлеб

Ржаной

20 x 2 кус.

6 шт.

Пшеничный

20 x 2 кус.

6 шт.

Винно-водочные изделия

Вино «Монастырская изба» (бут. 0,7 л.)

125

5

Коньяк «Белый аист» (бут. 0,7л)

50

10

Водка «Флагман»

50

20


При окончательном согласовании меню (не позднее чем за два дня до начала торжества) метрдотель совместно с заказчиком Евдокимов К.М. составляет заказ-счет (5 экз.), который утверждается руководителем предприятия и служит расчетным документом.

Номер заказа-счета должен соответствовать номеру данного заказа в книге учета заказов.

Кассир, получив утвержденный заказ-счет и выписанный бухгалтерский ордер, принимает от заказчика доплату за заказ, проставляет на всех экземплярах штамп «оплачено», заверяет каждый экземпляр подписью и предлагает четыре экземпляра работнику, принимавшему заказ.

Второй заказа-счета остается у кассира до дня обслуживания. В день обслуживания его вместе с кассовым отчетом кассир сдает в бухгалтерию. Квитанцию к приходному ордеру кассир вручает заказчику. Работник, принимавший и оформлявший заказ, получив четыре экземпляра заказа-счета, передает первый экземпляр заказчику, третий – работнику, которому поручается выполнение заказа (бригадиру официантов, официанту), четвертый и пятый – на кухню и в буфет. Четвертый и пятый экземпляры после выполнения заказа сдаются в бухгалтерию.

На основании заказа-счета кассир в день банкета печатает на контрольно-кассовой машине чеки и передает их под расписку бригадиру официантов или официанту, выполняющему заказ[3].

Продукцию из кухни и буфета отпускают по чекам и согласно заказу-счету (см. Приложение 2).


5. Расчет потребности сырья по меню


На основании меню произведем расчет необходимого сырья для приготовления закусок и блюд. Расчет оформим в виде таблицы (см. табл. 2).

Наимено-вание блюда

Рыба горя-чего коп-чения

Рыба мало-сольная

Ветчина, гру-динка коп-ченая

Сыр пор-циями

Рыба заливная

Салат из поми-доров

Салат «Вес-на»

Салат «Рыб-ный»

Салат «Сто-лич-ный»

Грибы с карто-фелем

Плов

Суфле яблоч-ное

Итог

 

 

 

 

 

 

 

Количество порций

7

15

20

20

50

50

50

50

50

80

80

80

 

 

 

 

 

 

 

 

Морской окунь

100/700

 

 

 

 

 

 

87/4350

190/9500

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соус

125/875

 

25/500

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лимон

30/210

30/450

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зелень

 

3/45

 

 

2/100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кета

 

125/1875

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окорок копчено-вареный

 

115/1725

99/1980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Огурцы свежие

 

 

75/1500

 

 

 

38/1900

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помидоры

 

 

71/1420

 

 

106/5300

 

24/1200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салат зеленый

 

 

30/600

 

 

 

45/2100

21/1050

14/700

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыр «Кост-ромской»

 

 

 

52/1040

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыр «Швей-царский»

 

 

 

57/1140

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севрюга

 

 

 

 

164/8200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морковь

 

 

 

 

6/300

 

 

 

 

 

19/1520

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желе

 

 

 

 

125/6250

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лук

 

 

 

 

 

36/1800

25/1250

 

 

36/2880

18/1440

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сметана

 

 

 

 

 

30/1500

30/1500

 

 

30/2400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Редис

 

 

 

 

 

 

40/2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яйца

 

 

 

 

 

 

11/550

 

24/1200

 

 

96/7680

 

 

 

 

 

 

 

 

Огурцы соленые

 

 

 

 

 

 

 

38/1900

38/1900

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картофель

 

 

 

 

 

 

 

55/2750

41/2050

174/13920

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соус «Южный»

 

 

 

 

 

 

 

8/400

10/500

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Майонез

 

 

 

 

 

 

 

40/2000

50/2500

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раковые шейки

 

 

 

 

 

 

 

 

5/250

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грибы белые свежие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

142/11360

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сало растительное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15/1200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Говядина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

161/12880

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томат-пюре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15/1200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70/5600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маргарин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15/1200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сахар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40/3200

 

 

 

 

 

 

 

 

Масло слив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2/160

 

 

 

 

 

 

 

 

Яблоки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60/4800

 

 

 

 

 

 

 

 

Сахарная пудра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5/400

 

 

 

 

 

 

 

 

Молоко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

158/1260

 

 

 

 

 

 

 

 

Торт «Новоси-бирский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

Чай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

160

 

 

 

 

 

 

 

Кофе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

 

 

 

 

 

 

Водка «Флагман»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

Вино «Монас-тырская изба»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

Коньяк «Белый аист»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

Напиток «Клюк-венный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

Вода минеральная «Давпон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

6.  Расчет столовой посуды, приборов и оформление заявок в буфет, сервизную, бельевую


Расчет длины стола для банкета на 80 человек.

80 гостей – по 0,8 м (80х0,8=64м).

Общая длина стола – 64 м, а при двухсторонней посадке гостей 64:2=32. Ширина стола должна быть не менее 1,2 м. Размер стандартного стола 1,25х0,8 м. За ширину банкетного стола принимаем сторону равную 1,25. В итоге общее количество столов составит 32:0,8=40 столов нам будет необходимо.

На основании меню банкета определяется количество столовой посуды, приборов и столового белья.


Расчет посуды и приборов для подачи блюд и напитков для банкета

Таблица 3

Наименование блюд и напитков

Количество порций

Посуда и приборы

Наименование

Количество порций в посуде

Количество посуды/приборов

Рыба горячего копчения

7

Блюдо фарфоровое

1

7

Рыба малосольная

15

Блюдо фарфоровое

1

15

Ветчина, грудинка копченая

20

Блюдо фарфоровое

2

10

Сыр порциями

20

Блюдо фарфоровое

2

10

Рыба заливная

50

Блюдо фарфоровое

10

5

Салат из помидоров

50

Салатник, мелкая столовая тарелка, салатная ложка

5

10

Салат  «Столичный»

50

Салатник, мелкая столовая тарелка, салатная ложка

5

10

Салат  «Весна»

50

Салатник, мелкая столовая тарелка, салатная ложка

5

10

Грибы с картофелем (тушеные)

80

Фарфоровое блюдо

10

8

Плов

80

Баранчик

40

2

Суфле яблочное

80

Вазочка

1

80

Торт «Новосибирский»

5

Тортница

1

5

 


Сводный расчет количества посуды и приборов

 

Таблица 4

 

Наименование посуды

Количество шт.

Резерв

К заявке в сервизную

Блюдо круглое фарфоровое

55

15

70

Салатники круглые фарфоровые

40

10

50

Вазочка

80

20

100

Баранчик

2

-

2

Рюмка коньячная

80

10

90

Рюмка для водки

80

10

90

Фужер

80

15

85

Стакан для сока

80

20

100

Десертная ложка

80

10

90


На основании сводного расчета посуды оформляется заявка в сервизную.


Заявка в сервизную к банкету-коктейлю к 6 ноября 2004 года   

Таблица 5

Наименование посуды

Количество

Блюдо круглое фарфоровое

70

Салатники круглые фарфоровые

50

Вазочка

100

Баранчик

2

Рюмка коньячная

90

Рюмка для водки

90

Фужер

85

Стакан для сока

100

Десертная ложка

90


Из расчета 1 официант на 5 человек нам потребуется 16 официантов.

Для официантов необходимы ручники и полотенца. Ручники берутся из расчета по 2 на одного официанта, следовательно, потребуется 32 ручника. Полотенца размером 100 x 40 см выдаются по одному на официанта, следовательно необходимо заготовить 16 полотенец.

Для гостей будут необходимы салфетки льняные в количестве 80 штук и бумажные. 


Заявка в буфет к банкету


Время готовности 18-00                                                      6 ноября 2004 г.

Таблица 6


Наименование товара

Единица измерения

Кол-во   (шт.)

Вино «Монастырская изба» (бут. 0,7 л.)

Л

5

Коньяк «Белый аист» (бут. 0,7л)

Л

10

Водка «Флагман» (бут. 0,5л)

Л

20

Напиток «Клюквенный» (бут. 0,5 л)

Л

8

Вода минеральная «Давпон» (бут. 1 л)

Л

20

Чай (200)

Мл

160

Кофе (100)

Мл

80

Заявка в бельевую к банкету 6 ноября 2004 г.

Время готовности 18-00                                                      6 ноября 2004 г.


Таблица 7

№ п/п

Наименование белья

Количество шт

1

Ручники 35 x 35 см.

32

2

Полотенца 100 x 40 см.

16

3

Фартуки

16

4

Салфетки бумажные для рук

80

 

7. Подготовка зала к обслуживанию


Цель подготовки залов к обслуживанию – создание в них чистоты, уюта, четкой организации обслуживания потребителей.

Подготовка залов к обслуживанию состоит из уборки помещений, расстановки мебели, получения и подготовки столовой посуды, приборов, столового белья, сервировки столов и подготовки официантов к работе. Основную уборку проводят за 1-2 ч до начала банкета.

Выставляя посуду на стол, вдоль кромки, оставляют свободное место для подносов, а в середине – для напитков и льда. До начала банкета все напитки должны быть доведены до той температуры, при которой они рекомендованы к подаче. Заранее готовят пищевой лед небольшими порционными кусочками в достаточном количестве. За несколько минут до начала банкета часть напитков подносят к буфету, откупоривают бутылки, соки и морсы наливают в кувшины[4].

Сервировка стола для банкета производится на основании составленного меню, количества официантов и особенностей обслуживания мероприятия (см. Приложение 3).

 

8. Проведение банкета


Посетители, еще только подойдя к кафе «Валентина», должны сразу почувствовать, что здесь все готово к встрече гостей.

В зависимости от количества людей, находящихся в зале к моменту начала обслуживания, все или часть официантов выходят из подсобного помещения с напитками, а вслед за ними и официанты с закусками, держа подносы и блюда на левой руке на уровне локтя, и подходят к гостям.[5].

Официанты в первую очередь обслуживают женщин, пожилых людей и почетных гостей, предлагая им напитки, холодные закуски и блюда, особенно расположенные в больших и тяжелых блюдах, салатниках.

На каждые 3,0 – 3,5 м длины стола, что соответствует 4-5 сидящим за столом с каждой стороны, расставляют все холодные блюда, закуски, напитки, указанные в меню. Это позволяет любом у участнику банкета легко положить на тарелку любую закуску по своему выбору без помощи официанта.

Все блюда, как правило, оформляются высококвалифицированными поварами или официантами непосредственно перед подачей посетителям. Оформляют блюда с использованием овощей (зелени петрушки, укропа, листьев салата), консервированных и свежих фруктов.

Холодные закуски и блюда ставятся на стол не ранее чем за пол часа до начала банкета, чтобы они имели свежий, привлекательный вид. Им отводится значительное место в питании – они повышают аппетит, поэтому  должны быть хорошо оформлены, уложены в соответствующую посуду, украшены веточками зелени, а также красиво нарезаны. Температура подачи холодных блюд и закусок от 10 – 14 С.

Горячие и холодные напитки обладают тонизирующими свойствами и подают их после десерта.

Чай, кофе следует готовить по мере спроса, небольшими порциями, не допуская кипения, длительного нагрева, повторного разогревания. Температура их подачи должна быть не выше 75 С.

Чай подают в чайных чашках, поставленных на блюдцах, вместе с чайной ложкой. Ручка чашки и ручка ложки должны быть повернуты вправо от гостя. Чай ставят справа правой рукой. Его приносят налитым в чашки на подносе.

Кофе приносят в кофейнике, его ставят справа в торце стола на пирожковую тарелку и разливают непосредственно на столе в кофейные чашки с блюдцами и кофейными ложками, поставленными перед гостями. Сахар к кофе подают отдельно в сахарницах.

Торт «Новосибирский» подают на тортнице на низкой ножке, нарезанным на порции. Раскладывают на тарелки с помощью кондитерской лопатки.

После проводов гостей метрдотель дает распоряжение официантам приступить к уборке помещения - подметают пол, производят влажную уборку зала и проветривают помещение[6].

Заключение


Важнейший из форм контроля, используемые на предприятиях общественного питания, - административный, ведомственный, народный и общественный контроль.

Проверкой работы предприятия общественного питания занимаются вышестоящие организации, которые осуществляют ведомственный контроль в форме внезапных ревизий, инвентаризаций. Цель таких проверок – проконтролировать правильность расходования товарно-материальных ценностей, порядок ведения документации, предупредить возможность злоупотреблений и т.п.

В качестве предложения по совершенствованию работы кафе «Валентина» хотелось бы предложить ведение Книги жалоб и предложений. Таким образом, Книга жалоб и предложений служила бы средством контроля за работой кафе «Валентина» со стороны посетителей. Она должна выдается по первому требованию посетителей. Не позднее чем через 48 часов после того как была записана жалоба или предложение, руководитель предприятия должен рассмотреть их и принять меры для устранения отмеченных недостатков.

Очевиден тот факт, что на данный момент далеко не все предприятия общественного питания отвечают стандартам по многим направлениям своей деятельности. Зачастую официанты не имеют должной категории, сервировка столов не удовлетворяет стандартам, качество обслуживания намного ниже, чем процент взимаемый за него. Но, тем не менее, количество людей, пользующихся услугами предприятий питания не снижается[7].


Список литературы



1.                          Богушева В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

2.                          Захарченко М.Н. Обслуживание на предприятиях общественного питания. М.: «Экономика», 1986.

3.                          Келлинг А., Фогель Г. Руководство для официантов. М.: Экономика, 1995.

4.                          Ковалев Н.И. Русская кулинария. М.: Экономика, 1972.

5.                          Коршунов Н.В. Организация обслуживания в ресторанах. М.: Высшая школа, 1980.

6.                          Кристофер Энертон-Томас Ресторанный бизнес. М.: Россконсульт, 1999.

7.                          Кучер В.М. Организация обслуживания. М.: ВЕЧЕ, 2002.

8.                          Надежин Н.А. Современный ресторан и культура обслуживания. М.: Экономика, 1980.

9.                          Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

10.                     Станкович Г.П., Дунцова К.Г. Справочник молодого официанта. М.: Высшая школа, 1989.






Приложение 1


Приглашение на юбилей

 

Виталий Васильевич!

 

Приглашаем Вас «6» ноября 2004 года в 18 часов 00 минут в кафе «Валентина» по поводу празднования Дня милиции.

 Желаем приятно провести время.


Администрация

 

Приложение 2

Образец заказа-счета


Кафе «Валентина»                                                               6 ноября 2004г.

Заказ-счет № 222

на 80 человек

Заказчик Евдокимов Константин Михайлович

Дата и часы обслуживания 6 ноября 2004 года

С правами и обязанностями заказчика, установленными рекомендациями о порядке приема и выполнения заказов на обслуживание торжеств на предприятиях общественного питания, ознакомлен, с условиями заказа согласен

Заказ-счет составили:

Метрдотель________________                      Заказчик________________

                            (подпись)                                                           (подпись)

Из холодного цеха на 18-00 ч.

Наименование

Количество порций

Цена

Сумма

Рыба горячего копчения

7

381-00

2667-00

Рыба малосольная

15

251-00

3765-00

Ветчина, грудинка копченая

20

120-00

2400-00

Сыр порциями

20

252-00

5040-00

Рыба заливная

50

184-00

9200-00

Салат из помидоров

50

45-00

2225-00

Салат  «Столичный»

50

50-00

2500-00

Салат  «Весна»

50

50-00

2500-00

Грибы с картофелем (тушеные)

80

310-00

24800-00

Плов

80

188-00

15040-00

Итого


70137-00


Из буфета на 18-00

Наименование

Количество порций

Цена

Сумма

Хлеб ржаной

80

2-00

160-00

Хлеб пшеничный

80

2-00

160-00

Вино «Монастырская изба» (бут. 0,7 л.)

5

200-00

1000-00

Коньяк «Белый аист» (бут. 0,7л)

10

600-00

6000-00

Водка «Флагман»

20

350-00

7000-00

Напиток «Клюквенный»

8

70-00

560-00

Вода минеральная «Давпон»

20

50

1000-00

Итого


15970-00


Из кофейного буфета на 22-00

Наименование

Количество порций

Цена

Сумма

Суфле яблочное

80

109-00

8720-00

Торт «Новосибирский»

5

400-00

2000-00

Чай

25

25-00

625-00

Кофе

25

40-00

1000-00

Итого


12345-00


Цены и суммы проверены

______________________

                   (калькулятор)

6 ноября 2004 года

Аванс № 222 от 3 ноября 2004 года

Доплата №___________ от _____________

Получено всего 98452 руб 00 коп

Получил______________ кассир_____________

Исключить из заказа-счета

Включить в заказ-счет

Наиме-нование

Количество

Цена

Сумма

Наиме-нование

Количество

Цена

Сумма









































Итого




Итого





Метрдотель______________________          Заказчик _______________________

Заказ выполнен полностью

Ответственный за обслуживание__________________

                                                                   (подпись)

Приложение 3

Сервировка стола для банкета с частичным обслуживанием

 

                                                                                                            7            

                                                                                                                              

                                                                                                            8

                                                                                                               9


                                  1       2        3            4                     5       6            10













1 – закусочная вилка;

2 – столовая вилка;

3 – закусочная тарелка;

4 – салфетка;

5 – столовый нож;

6 – закусочный нож;

7 – фужер для шампанского;

8 – бокал для вина;

9 – бокал для воды;

10 – рюмка для коньяка.


 

 



[1] Келлинг А., Фогель Г. Руководство для официантов. М.: Экономика, 1995. С. 71-73.


[2] Богушева В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 99.


[3] Станкович Г.П., Дунцова К.Г. Справочник молодого официанта. М.: Высшая школа, 1989. С. 117-121.


[4] Кристофер Энертон-Томас Ресторанный бизнес. М.: Россконсульт, 1999. С. 103-104.

[5] Надежин Н.А. Современный ресторан и культура обслуживания. М.: Экономика, 1980. С. 103.

[6] Усов В.В. Организация обслуживания в ресторане. М.: Высшая школа, 1990. С. 90.


[7] Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 311.