Содержание


Введение. 3

1.  Политическое значение ресурсов. 4

2. Энергетические ресурсы и их значение. 11

2.1 Уголь. 12

2.2. Нефть. 14

2.3. Газ 15

3. Трудовые ресурсы.. 16

4.   Атмосфера и космические ресурсы.. 19

Заключение. 24

Список литературы.. 25

Приложение. 26

Введение

Проблема ресурсов в современном мире становится с каждым годом все более актуальной темой, так как ресурсы это в той или иной степени ограниченный источник удовлетворения  потребностей и запросов человека в частности и общества в целом. Поэтому за обладание ресурсами всегда ведется борьба между различными группами (различными межгосударственными объединениями государствами, корпорациями, общественными и политическими объединениями, предприятиями и отдельными людьми).

Прежде чем приступить к рассмотрению существующих проблем ресурсов в мире необходимо классифицировать ресурсы в их существующем многообразии.

Ресурсы принято подразделять на несколько крупных групп в зависимости от способа получения и сферы использования:

1.     Природные (земля, ископаемые, энергетические, растительные, водные, воздушные, животные)

2.     Экономические (финансовые, товарные)

3.     информационные

4.     Человеческие (население, трудовые ресурсы)

5.     Космические (небесные тела, геостационарная орбита др.)

Таким образом, целью работы является изучение проблемы ресурсов в современном мире.

Задачи:

1.     Рассмотреть значение ресурсов для политической власти;

2.     В связи с тем, что в рамках данной работы все многообразие ресурсов рассмотреть, не возможно предлагаю рассмотреть отдельные виды ресурсов, имеющие наибольшее значение для   политического веса страны в мировом сообществе.



1.  Политическое значение ресурсов

Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства, асимметрии, если исходить из положения и возможностей субъекта и объекта этой власти: у одних право властвовать, у других обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется политическая власть во всем мире. Она пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы.

Экономические ресурсы.

 Распространяя свое воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, политическая власть вместе с тем опирается на лежащие в них ресурсы. Одной из важнейших среди данных сфер является экономическая. Лидирующая роль экономических ресурсов (денежных, в частности) определяется, во-первых, тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Для политической власти (будь то передача престола по наследству, или революционный переворот, или демократическая процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы. Например, современные избирательные кампании в различных странах требуют на их проведение десятки миллионов долларов. Средств, выделяемых из государственного бюджета, явно недостаточно. Поэтому кандидаты заинтересованы в поддержке частных лиц. Процедура восхождения на престол превращается, как правило, в празднество, которое требует еще больших финансовых ресурсов. Революционный же путь требует огромных экономических ресурсов для захвата власти и неизмеримо больше - для восстановления страны, разрушенной в ходе революции.

Во-вторых, само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств. В центре внимания властвующих находится экономическая политика. Например, все выдающиеся американские президенты выбирали различные девизы для своих программ: "Новый курс" (Ф. Рузвельт), "Новые рубежи" (Дж. Кеннеди), "Война против бедности" (Л.Джонсон). За этими разными названиями, по существу, стояло всякий раз одно — программа экономического подъема США. Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти. Можно без преувеличения сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.

В-третьих, экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения ее безопасности.

Содержание аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.

Таким образом, огромные экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.

Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и международного характера. С помощью экономических средств, в частности средств государственного регулирования общественных процессов, политическая власть может сделать многое:

• заставить экономические процессы, набравшие слишком большую скорость, притормозить (и наоборот, когда это необходимо);

• стимулировать структурную перестройку хозяйства в целях практического освоения достижений НТР;

• стимулировать инвестиции в национальную экономику;

• не допустить монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями;

• предотвратить перенакопление капитала в стране, стиму- лируя его вывоз за границу;

• замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу и т.д.

Для достижения указанных целей политическая, государственная власть использует прежде всего средства государственного бюджета. Большие возможности открывает налоговая система страны. При этом налоги - это не только главный источник средств формирования доходной части бюджета, но и инструмент, с помощью которого (снижение или повышение налогов) осуществляется влияние на процесс воспроизводства общественного капитала. Налоги не случайно называют настоящим "экономическим чудом": с помощью этого экономического ресурса в США, например, практически все крупные и крупнейшие предприятия имеют форму корпораций (акционерных обществ). И практически нет гигантских предприятий, находящихся в единоличной собственности. Это - результат налоговой политики. Дело в том, что несколько десятилетий назад власти установили на корпорации налог, который был существенно ниже, чем налог на крупные единоличные фирмы. Не случайно о США нередко говорят "Америка инкорпорейтед", подчеркивая тем самым преобладание корпоративной формы капитала. Важными экономическими ресурсами, которыми располагает политическая власть, являются манипулирование с процентными ставками по банковским вкладам, поощрение научно- технического прогресса и многое другое, о чем пойдет речь в заключительной главе данного пособия, посвященной взаимодействию политической и экономической общественных систем. Здесь же отметим, что роль и значение экономических ресурсов политической власти столь велики, что в литературе можно встретить понятие "экономическая власть". Речь идет о том огромном влиянии, которое могут оказать и оказывают на политическую власть, на проводимую ею политику владельцы капиталов. Преследуя интересы наиболее выгодного использования принадлежащего им капитала, они оказывают давление на политическую власть, идут на подкуп отдельных лиц, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования.

В свою очередь, широко известны злоупотребления властью, продажность и коррупция среди политических деятелей. В мировой печати приводятся все новые многочисленные факты такого рода скандалов. Сравнительно недавно мир узнал о подкупе ряда высокопоставленных представителей правящей партии Японии (ЛДП). Сумма взятки составила 30 млн. йен. В Париже подал в отставку министр Бернар Тапи. Причина - обвинение в получении взятки в 13млн франков. В получении взяток заподозрены лидер греческих социалистов Андреас Папандреу и некоторые члены его кабинета. Особо богатыми оказались некоторые главы бывших социалистических стран. Например, сокровища Чаушеску, по некоторым оценкам, составляли сумму в 5 млрд. дол. К этому следует добавить ювелирные изделия и украшения, бесследно исчезнувшие в дни революции.[1]

В государствах с развитыми демократическими режимами сделано достаточно много, чтобы предотвратить подобного рода преступления. Что же касается международной сферы, то требование, запрещающее людям, находящимся на государственной службе, принимать какие-либо дары от иностранцев, зафиксировано в конституциях ряда стран. Например, в Конституции США отмечается: "... ни одно лицо, занимающее какую-нибудь оплачиваемую или почетную должность на службе Соединенных Штатов, не может без согласия Конгресса принять тот или иной дар, вознаграждение, должность или титул от какого-либо короля, принца или иностранного государства". (Конституция США, статья 9). В Англии существуют законодательные нормы, запрещающие членам правительства путешествовать за счет принимающей стороны. Министры не имеют права принимать награды от иностранных правительств. Им запрещено сочетать государственную деятельность с пребыванием в советах директоров каких-либо фирм.

Силовые ресурсы.

Этот вид ресурсов политической власти выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Это — армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им Техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Как показывает исторический опыт, эти ресурсы в той или иной их части политическая власть использует весьма часто. Они относятся к наиболее действенным, внушают страх, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, а нередко и самой жизни. Особенно часто политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы, мощи и влияния на общество. Они часто применяются в годы экономических и политических кризисов. Политическая власть использует армию, полицию, силы охраны порядка для подавления массовых выступлений с требованиями смены правительства. Войска не раз "наводили порядок" в конфликтном обществе. Даже в демократических государствах Европы и в США вооруженные силы выполняют важную роль в поддержании конституционного порядка.

Очевидно, что политические структуры заинтересованы в высокой лояльности и преданности им силовых структур. Поэтому, как свидетельствует международный опыт, работа в силовых структурах относится к престижным и довольно высоко оплачиваемым профессиям. Достаточно отметить, что годовое жалование полицейского в США лишь немного меньше, чем губернатора штата.

С понятием "силовые ресурсы" нередко связывают понятие "военная власть". Последнее характеризует ситуацию, когда в структуре политической власти преобладают военные. Исторический опыт дает немало тому примеров. При этом военные контролируют все структуры власти либо заменяют ее собой. Специфика военной организации может быть перенесена на деятельность гражданских структур. В данном случае возникает полицейское государство.

Социальные ресурсы.

Это также довольно значительная совокупность ресурсов политической власти, т.е. того, что призвано обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в ее существовании. Центральное место в этой системе занимают, во-первых, престижные и высокооплачиваемые должности, которые уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, во-вторых, система разного рода привилегий. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения (уровень пенсии составляет до 90% от ранее получаемой заработной платы), широко развита система благотворительных организаций и т.д.

Информационные ресурсы

 Речь идет, в первую очередь, о средствах массовой информации (СМИ). Это самый молодой вид ресурсов, которыми располагает политическая власть в современных условиях практически во всех странах мира. Однако "молодость" не означает малую эффективность или второстепенную роль. Средствам массовой информации (в условиях, когда практически каждая семья имеет телевизор и радиоприемник) принадлежит весьма важная роль как в период становления политической "власти, так и в период ее функционирования. Данная группа ресурсов политической власти имеет специфику, делающую их отличными от других видов. Господствующая политическая власть всегда имеет оппозицию (скрытую или существующую легально). Поэтому не исключено, что СМИ могут (по крайней мере, в какой-то своей части) стать антиресурсом политической власти. Чтобы СМИ стали действительными ресурсами господствующей политической власти, за них нужно бороться, ибо очень велико желание СМИ стать независимыми. Во многих государствах существует специальное законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Удельный вес частных каналов сравнительно невелик. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы. Например, во время избирательной кампании эфирное время, которое предоставляется ведущим партиям страны, для всех одинаково по продолжительности.

Нередко СМИ называют "четвертой властью" (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Это отражает их действительные возможности и силу воздействия на общественное мнение.

Природные ресурсы при умелом использовании могут оказать существенное влияние на политический вес страны в мировом сообществе, ярким примеров такого политического и экономического развития стало небольшое и небогатое государство – Финляндия.

Индустриализация в Финляндии осуществлялась прежде всего за счет природных ресурсов, а единственными природными ресурсами, которыми располагает страна, являются леса. Так же как Швеция и Норвегия, Финляндия демонстрирует пример экономического развития на базе собственных природных ресурсов в противовес критики пресловутой зависимости от сырьевых ресурсов, которая распространена  в России.

Даже в сегодняшней урбанизированной Финляндии каждая восьмая семья владеет лесными угодьями. Доход от экспорта по-прежнему распределяется между всеми членами общества, т.е. так же, как это делалось на протяжении полутора веков. Можно отметить еще один аспект, имеющий отношение к равенству в обществе. Одним из атрибутов финского национального костюма является ключ от дома, который всегда находится у женщины, а не у мужчины. Мужчина, в основном, работает в лесу за пределами дома. Это является основой равенства полов в скандинавских странах.[2]

Если попытаться извлечь соответствующие уроки, то необходимо отметить следующее. Некоторые из природных ресурсов России имеют высокую концентрацию в определенных районах, а другие – широко распространены по всей стране. В связи с этим Россия может быть страной, зависимой от добычи сырья, или страной, которая будет развиваться за счет рационального использования этих ресурсов.

2. Энергетические ресурсы и их значение

Сегодняшнее общество полагается на ряд естественных энергетических ресурсов, которые называются "первичные энергетические ресурсы". Наиболее важны ископаемые виды топлива (уголь, нефть и природный газ). Уран, используемый как топливо на атомных электростанциях, и возобновляемые источники энергии (включая гидроэнергию, энергию солнца, воды, геотермальную энергию) также являются первичными энергиями.

Ископаемое топливо составляет самую крупную составную часть энергетических ресурсов.[3] Но его запасы не безграничны. Запасов природного газа и нефти при нынешних темпах добычи хватит только на несколько десятилетий, в то время как запасы угля и, в большей степени, урана отличаются изобилием - их хватит на несколько тысяч лет. Продолжаются поиски нефти и газа. Постоянно открываются новые месторождения. Однако, по мере того, как исследуются и истощаются более доступные запасы, добычу приходится вести во все более опасных, отдаленных и технически трудных районах. Эти проблемы увеличивают расходы на добычу.

Прочие энергетические ресурсы, такие как: дрова, городские, сельскохозяйственные и отходы лесопереработки и т.п. используются широко, но если исключить прямое использование древесного топлива, то в совокупности на них приходится менее 3% от энергетического потребления в мире. Возобновляемые источники энергии, такие как, например, сила ветра, солнечная и геотермальная энергия практически неистощимы и в противоположность ископаемому топливу не приводят к загрязнению окружающей среды или же оно минимально. Однако их высокая стоимость и технические ограничения, а также отдаленность, означают на сегодняшний день, что на них приходится лишь малая доля в энергопотреблении мира.

Социальное и экономическое развитие любой страны зависит от силы и процветания ее промышленности и других средств экономического производства, таких как сельское хозяйство и туризм. Также оно зависит от хорошей транспортной и коммуникационной инфраструктуры, а также других факторов, включая образование и здравоохранение.

Достаточные и надежные энергетические ресурсы являются основой для обеспечения такого развития и поддержания торговых и политических отношений с другими странами.

Страны, обладающие собственными энергетическими ресурсами или занимающие такое географическое положение, которое позволяет им приобретать надежные поставки энергии (например, страны, через которые транзитом идут поставки нефти или газа), имеют большое преимущество в конкурентной борьбе на международном рынке, поскольку могут обеспечить более низкую стоимость продукции.

Странам с ограниченными первичными энергетическими ресурсами либо приходится с большими затратами разрабатывать собственные источники, либо они должны приобретать энергию у других стран. В любом случае издержки могут быть очень высоки, и может образоваться порочный круг: экономика недостаточно развита для получения средств, необходимых, чтобы оплачивать импорт топлива и электроэнергии, однако, без энергии промышленности недостает жизненно важного ресурса для обеспечения развития, что в свою очередь, сдерживает рост экономики.

Ресурсы ископаемого топлива также являются важным источником для производства других продуктов. Нефть, газ и уголь являются главным источником вторичных продуктов, таких как нефтехимия, органическая химия, пластмассы и удобрения. Переработка первичного топлива и промышленность, связанная с этими вторичными продуктами, являются основным источником занятости для стран с природными месторождениями ископаемых видов топлива.

2.1  Уголь  

Среди топливно-энергетических ресурсов наиболее велики в мире запасы угля. Его

геологические запасы, по отдельным оценкам, достигают 9—11 трлн. т (в условном топливе), а бурого угля и лигнита — 2,2 трлн. т. Если сопоставить цифру мировых запасов с мировой добычей угля — свыше 4,3 млрд. т в 1994 г. (в пересчете на условное топливо — 3,1 млрд. т), то окажется, что его хватит на 3000—3700 лет при современной до­быче (и на 1000 лет при уровне добычи, возможном в 2020 г.). Разве­данные запасы угля гораздо меньше геологических — 1,2 трлн. т.

Из всего этого количества на США приходится 430 млрд. т, ФРГ — 100, Англию — 50, Индию — 29, Канаду — 50, Австралию — 90 и СНГ — 290 млрд. т. Основная масса угля добывается в СНГ, США, Китае, ФРГ, Польше, Словакии и Англии.[4]

Угольная про­мышленность в имеет избыточные мощности, что связано с вытес­нением угля другими, более эффективными видами топлива. Со­кращается добыча угля в европейских странах. В Англии закрыва­ются шахты в связи с истощением запасов угля и удорожанием его добычи, а также вытеснением угля нефтью Северного моря. Снизилась добыча во Франции и в России.

Запасы угля в мире, возможно, больше, чем следует из имею­щихся оценок. В период, когда разведанные запасы нефти во много раз превосходили годовую добычу, не было особой нужды вести поисковые и разведочные работы на уголь. В некоторых странах его ресурсы вообще не учитывались. Считалось, например, что в Австралии запасы угля незначительны, но позднее в результате проведенных поисковых работ выяснилось, что они велики. Круп­ные запасы угля обнаружены в ЮАР. В целом мировые ресурсы угля обильны, и обеспеченность ими больше, чем другими вида­ми топлива. Вместе с тем широкое использование угля для энер­гетических целей требует проведения мер по химическим спосо­бам очистки угля и очистке продуктов его сгорания от сернистых соединений, разработке более совершенных технологий сжигания угля и т.д. Цены на уголь достаточно низки, и даже с учетом до­полнительных расходов на его очистку уголь останется конкурен­тоспособным с другими видами органического топлива.


2.2. Нефть

Геологические запасы нефти в начале 80-х годов Мировой энергетической конферен­цией в Детройте оценивались в 840 млрд. т условного топлива. По более поздним данным, достоверные запасы нефти составляют 127 млрд. т условного топлива и вероятные — 360 млрд. т услов­ного топлива.

В настоящее время несколько меньше половины традиционных запасов нефти приходится на прибрежные шельфы. Динамика достоверных за­пасов нефти показывает, насколько сильно меняется представле­ние об обеспеченности ими потребности. Еще в довоенные годы высказывалось мнение, что запасов нефти в США хватит не более чем на 10—12 лет. В действительности же достоверные запасы нефти до недавнего времени росли. Ежегодно значительно растет и добыча нефти (только за 1986—1996 гг. она увеличилась в 1,2 раза).

После второй мировой войны были открыты крупнейшие мес­торождения в арабских странах, в Ираке, Иране, а также в стра­нах Северной Африки, в Нигерии, на шельфах Юго-Восточной Азии, в Мексике, на Аляске, в Северном море (Великобритания и Норвегия). В 70-х годах на добыче и потреблении нефти и нефте­продуктов сказалось резкое повышение цен, проведенное ОПЕК. Цены достигли 220—230 долл. за баррель (15-кратное увеличе­ние). Повышение цен ограничило и даже понизило потребление нефти и привело к замене ее по возможности другими видами энергии. Доля нефти в топливном балансе мира стала уменьшать­ся, сильно снизились и цены.

Особенно резкое уве­личение спроса произошло в странах Южной и Восточной Азии (8%). В развитых странах спрос на нефть вырос на 1%, а в странах с переходной экономикой продолжавшееся с 1989 г. ежегодное резкое сокращение спроса на нефть наконец прекратилось.

Нефть, вероятно, останется основным топливно-энергетичес­ким ресурсом до конца нынешнего столетия. Но и в 2020 г. доля нефти в мировом потреблении энергии составит не менее 10%. При этом следует учесть, что при существующей технике добычи на поверхность извлекается в среднем только 30—35% нефти, имеющейся в недрах Земли, но есть технические возможности повышения этого процента за счет искусственного увеличения давления в недрах.

В середине 90-х годов добыча нефти в США составляла около 340 млн. т (в 1985 г. — 440 млн. т). С одной стороны, объем добы­чи не растет вследствие снижения разведанных запасов, а с дру­гой — в связи со стремлением их сохранения по стратегическим соображениям. В этих же целях образуется специальный запас нефти в 100 млн. т (возможно и больше). Эта нефть закачана под землю в соляные рудники. Потребности страны в нефти велики и нефть импортируется.[5]

2.3. Газ      

Геологические запасы природного газа Мировой энергетической конференцией в Детройте определялись в 540 трлн. м3. Имеются и другие, более поздние данные. Согласно им в мире имеется природного газа (в переводе на условное топливо) 79 млрд. т достоверных запасов и 276 млрд. т вероятных запасов (соответственно 66 трлн. и 230 трлн. м3 в натуральном выражении). Наиболее крупные достоверные запасы газа находятся в развивающихся странах — Ираке, Саудовской Аравии и других странах Ближнего и Среднего Востока, а также в Алжире, Ливии, Нигерии, Венесуэле, Мексике. Из развитых стран значительными запасами газа обладают США, Канада, Австра­лия, а в Европе — Великобритания, Норвегия и Голландия (запа­сы Северного моря). Во многих из этих стран запасы газа были открыты за последние 10—15 лет, и есть основания полагать, что возможны дальнейшие открытия.

Добыча природного газа в мире достигает 1,7 трлн. м3 в год. Эта цифра будет возрастать и к концу столетия может удвоиться. Доля газа в мировом энергопотреблении, по имеющимся оцен­кам, к 2020 г. составит около 15%.[6]

3. трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы - часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в процессе труда. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения и являются важным элементом экономического потенциала страны.

Необходимо признать, что процесс расши­ренного, а в ряде случаев и простого вос­производства трудовых ресурсов в нашей стране нарушен. В большинстве регионов наблюдается падение прироста населения. Крайне низка оплата труда, не дающая чело­веку адекватной отдачи за те функции, которые он выполняет в своем трудовом процессе. А в условиях кризисного состояния эко­номики все это приводит не только к падению производитель­ности, интенсивности и качества труда, но и к прямому разложе­нию самой большой ценности государства — трудовых ресурсов. Таким образом, получается порочный круг, который довольно труд­но разорвать.

Одним из эффективных путей такого "прорыва" может слу­жить экспорт рабочей силы. Нет необходимости подчеркивать, что международная миграция в силу естественных экономичес­ких причин всегда была направлена из стран с более низким зара­ботком в страны с более высоким. Таким образом, человек смо­жет, поехав на заработки за рубеж, прежде всего восстановить начальный воспроизводственный процесс, приобрести новые про­изводственные навыки, купить технику, в том числе и производ­ственного назначения (грани между бытовой и производственной техникой достаточно условны). Естественно, что человек, воору­женный современной техникой (компьютером, автомашиной и т.д.), ведет себя более активно в плане социально-экономичес­ком, более грамотен в плане техническом. Главное же, постоян­ные потоки выезжающих и возвращающихся позволят "прокачать" нашу рабочую силу или хотя бы наиболее активную ее часть через зарубежные рынки труда, выправить процесс ее воспроизводства.

Следует учесть, что подготовка и принятие закона о порядке выезда и въезда в страну, с одной стороны, породили в нашем обществе очень большие ожидания и надежды на возможность временного заработка за рубежом, а с другой — рассматриваются ведущими мировыми державами как ключевой элемент демократи­ческих преобразований и как необходимое условие для постоянного предоставления крупных кредитов. Возникает необходимость создать концепцию участия России в международном трудовом обмене.

Для "захвата" хотя бы 10% основных мировых рынков (т.е. 1,5 млн. человек) при государственной экспансии, по расчетам, по­требуется около 10 лет. Но в перспективе Россия могла бы посто­янно держать за рубежом более 1 — 1,5 млн. работников при благо­приятной мировой конъюнктуре и содействии других стран и по­лучать ежегодный доход, по оценкам, в 10—20 млрд. долл.

Однако следует учесть, что зарубежные предприятия расходуют ра­бочую силу очень экономно и реально завоевать большую долю миро­вого рынка крайне сложно. Существующие оценки о возможности вы­езда более 5—6 млн. человек в течение двух-трех лет базируются на социологических исследованиях, выявляющих желание поработать за рубежом людей, как правило, там не работавших. Учет этих данных не мешает нам понимать, что главным регулятором миграции рабочей силы является ее страна-импортер. Государство-экспортер имеет возможность воздействовать на страну—импортера рабочей силы, по существу, толь­ко общей численностью рабочей силы, которая может быть использова­на. В связи с этим необходимо постоянно следить за конъюнктурой мирового рынка труда, вести научные исследования по этой теме.

Занятость с точки зрения экономических позиций общества — это деятельность тру­доспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и спо­собным трудиться в общественном производстве ведет в идеале к полной занятости.

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких, как учеба в общеобразователь­ных и специальных учебных заведениях, служба в армии, заня­тость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и т.д.

Учет всех видов экономической и социально-полезной деятель­ности нашел свое отражение в понятии глобальной занятости. За ее пределами остаются те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.

Решающее значение с точки зрения развития самого общества имеет занятость в общественном производстве, которая опреде­ляет как экономический потенциал общества, так и уровень и качество жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан. Занятость в общественном производстве можно рассмат­ривать как продуктивную занятость, а соотношение продуктив­ной занятости с другими видами полезной занятости дает воз­можность определить рациональную занятость.

Эти понятия имеют следующие значение для политики занятости на рынке труда:

Во-первых, они более точно определяют трудовой потенциал общества, участвующего в создании национального дохода, в ус­ловиях, когда участие и неучастие в общественном труде опреде­ляются не только экономическими факторами, но и потребностя­ми самого человека, его приоритетами в сфере занятости и воз­можностями их реализации.

Во-вторых, они позволяют более точно прогнозировать объем трудового потенциала и его использование как в масштабах всей страны, так и по регионам с учетом их экономического и демо­графического развития.

В-третьих, появляется возможность более дифференцирован­но разрабатывать социальную политику, выбирать приоритеты, разрабатывать социальные программы, определять источники их финансирования и условия реализации.


4.   Атмосфера и космические ресурсы


Условием появления и развития жизни на Земле является ат­мосфера — окружающая Землю газовая среда.

Атмосфера задерживает свыше половины энергии солнечного излучения, достигающего наружной ее границы. Коротковолно­вое и гамма-излучение, которые могли бы быть губительными для жизни на Земле, целиком поглощаются атмосферой (точнее, на­ходящейся в ее верхних слоях ионосферой, а также слоем озона) и до поверхности Земли не доходят. Атмосфера защищает поверх­ность Земли и от падения метеоритов. Между атомосферой и по­верхностью Земли происходит постоянный тепло-, влаго- и га­зообмен, изменяется атмосферное давление, совершается цирку­ляция воздуха, что имеет большое значение для погоды.

В связи с наличием в атмосфере водяного пара и углекислого газа она почти не пропускает теплового излучения, создавая так называемый "парниковый эффект". Увеличение содержания уг­лекислого газа в атмосфере в результате человеческой деятель­ности, процессов горения, в которых сжигается кислород и обра­зуются углекислый газ и другие газы, приводит к усилению "пар­никового эффекта", может вызвать повышение средней темпера­туры, угрожает таянием полярных льдов. На состав атмосферы отрицательно влияет выброс различных других вредных веществ — окислов серы, окислов азота, углеводородов, твердых частиц (пыли) и т.д. Движение реактивных самолетов разрушает тонкий слой озона, находящийся в верхних слоях тропосферы и нижних слоях стратосферы и служащий защитой от радиации.

В наибольшей степени загрязняет атмосферу транспорт, пре­имущественно автомобильный — основной источник углекислого газа, углеводородов и окислов азота. В целом на его долю прихо­дится более половины всех выбросов в атмосферу. Крупный ис­точник загрязнения — электростанции, выбрасывающие окислы серы, окислы азота и пыли; далее — промышленность, выпускаю­щая углекислый газ, окислы серы, углеводороды и твердые части­цы. Прочие источники загрязняют атмосферу преимущественно углекислым газом, твердыми частицами. Загрязнение атмосферы продуктами производственной деятельности оказывает обратное разностороннее вредное влияние на производство и быт людей.

Большой ущерб от загрязнения воздуха наносится зданиям и сооружениям вследствие коррозии, появления трещин, ослабле­ния материалов. По данным Агентства по охране окружающей среды, ущерб, нанесенный всем видам зданий и сооружений в 45 городах США к началу 90-х годов, составляет около 600 млн. долл. Под угрозой разрушения находятся исторические памятники Ита­лии, Греции, Египта.

Загрязнение воздуха наносит ущерб сельскому хозяйству. На­личие двуокиси углерода в атмосфере затрудняет развитие расте­ний. Фтористые соединения плохо влияют на фотосинтез. Умень­шаются количество и вес плодов. Ежегодные потери в сельском хозяйстве США от вредных веществ, попадающих в атмосферу, составляют многие миллионы долларов. Только в восточных шта­тах страны ежегодные убытки от потерь урожая в 90-х годах до­стигли 20 млн. долл.

К вредным газам, содержащим двуокись серы, окись углерода, окислы азота и попадающим в атмосферу с промышленных пред­приятий данной страны, прибавляются еще выбросы, переходя­щие из других стран через государственные границы. Вредные выбросы из труб промышленных предприятий северо-востока США отравляют атмосферу не только самих США, но и Канады. Газы из Японии достигают США. Из Англии сернистый ангидрид и другие загрязнители достигают Норвегии и Швеции, из Фран­ции попадают в ФРГ, а ФРГ "направляет" газы в Скандинавские страны. Все это наносит вред окружающей среде.

Атмосфера относится к тем природным богатствам, которые невоз­можно ограничить национальными или государственными граница­ми — воздушная масса постоянно движется и находится в пользовании всего человечества, поэтому загрязнение атмосферы одной страной не­редко причиняет вред другой. В деле использования атмосферы как общего для всей планеты ресурса сотрудничество стран необходимо.

Серьезной проблемой для многих городов и поселений разви­тых стран является наличие свалок, нередко ядовитых. В США в конце 80-х годов имелось 54 тыс. промышленных предприятий, в которых образовывалось 40—60 млн. т загрязнителей — остатков нефти, растворов кислот, грязи. Весьма опасны десятки тысяч тонн радиоактивных отходов атомных электростанций. Велики отбро­сы бензозаправок, химчисток, фотолабораторий и других "малых" загрязнителей. На каждого жителя в год приходится 500—1000 кг разного рода отбросов.

В последние годы на международном уровне идет процесс рассмотрения перспектив мирного использования космоса и недопущение выхода оружия в космическое пространство. Имеются в виду две взаимосвязанные задачи. Говоря сегодня о мирном освоении космоса, мы уже не просто рассуждаем на тему, близкую к научной фантастике, но имеем в виду конкретное использование ресурсов космического пространства для непосредственного улучшения жизни на Земле. Но все это возможно при выполнении определенных условий, а именно: недопущение превращения космоса в сферу вооруженной конфронтации, создание и реализация условий для мирного сотрудничества в космосе.[7]

Космическое пространство, Луна, небесные тела являются общим достоянием человечества и не могут быть, как указано в тексте Соглашении о Луне 1979 г., "собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или не­правительственного учреждения или любого физического лица". Это же относится к их частям или ресурсам. В связи с этим считаются необос­нованными притязания ряда экваториальных стран на суверенитет отно­сительно расположенных над их территорией участков геостационарной орбиты (ГСО).

Геостационарная орбита расположена на высоте около 36 тыс. км над Землей в районе экватора. Она представляет собой геометрическую по­зицию, в которой размещенный в ней объект ведет себя по отношению к Земле иначе, чем если бы он был размещен в каком-либо ином месте этого пространства. Геостационарный спутник - спутник Земли, период обращения которого равен периоду вращения Земли вокруг своей оси; иными словами, это геосинхронный спутник, прямая и круговая орбиты которого лежат в плоскости земного экватора и который вследствие это­го остается неподвижным относительно Земли. Такие спутники имеют огромное значение для научно-технической, культурной и других видов деятельности государств.

ГСО относится к категории ограниченных природных ресурсов, по этому ее использование должно контролироваться сообществом государств. В настоящее время такой контроль осуществляется Международным союзом электросвязи (МСЭ). В соответствии со ст. 1 Устава МСЭ 1992 г. МСЭ: распределяет радиочастоты спектра и регистрацию присвоений радиочастот спектра и соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников таким образом чтобы избежать вредных помех между радиостанциями различных стран; способствует улучшению использования радиочастотного спектра и орбиты геостационарных спутников для нужд радиосвязи. Статья 44 Устава МСЭ, посвященная использованию радиочастотного спектра и орбиты геостационарных спутников, обязывает государства "стараться ограничить количество частот и ширину используемого спектра до минимума, требующегося для удовлетворительной работы необходимых служб", а также "использовать радиочастоты и орбиты геостационарных спутников рационально, эффективно и экономно, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и к этим частотам разным странам".[8]

Космическая геология, связанная с использованием данных дистан­ционного зондирования для прогнозирования и разведки полезных иско­паемых Земли, весьма эффективна.

Однако важно и развитие космической геологии в подлинном смысле слова - разработка полезных ископаемых небесных тел и доставка их на Землю. Долгосрочные программы такого рода имеют Китай, Япония, США, а реализация подготовительного этапа намечена этими странами на первое десятилетие XXI в.

Международное  сотрудничество в рамках Соглашения между правительствами государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года о совместном освоении космического пространства в мирных целях (Москва, 17 февраля 2000 г.) осуществляется в следующих областях:

- исследования космического пространства, включая астрофизические исследования и изучения планет;

- дистанционное зондирование Земли из космоса;

- космическое материаловедение;

- космическая медицина и биология;

- космическая связь и связанные с ней информационные технологии и услуги;

- спутниковая навигация и связанные с ней технологии и услуги;

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские, производственные и эксплуатационные работы, связанные с автоматическими и пилотируемыми космическими аппаратами и системами, а также соответствующими наземными средствами;

- разработка ракет-носителей и других космических транспортных систем;

- предоставление услуг по осуществлению запусков;

- применение в отраслях экономики побочных результатов, полученных при создании космической техники и технологии;

- вопросы защиты космической среды, включая контроль, предупреждение, сокращение и ликвидация последствий техногенного воздействия на нее.

Заключение


Подводя итоги работы необходимо отметить следующие важные моменты:

Власть во всем мире реализуется с помощью целой системы разнообразных средств (ресурсов). Она пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы, рассмотренные в ходе написания работы.

Некоторые страны мира являются  зависимыми от добычи сырья, а другие развиваться за счет рационального использования этих ресурсов и имеют значительный вес и авторитет в мировом сообществе.

По прежнему, общество, как и много лет назад полагается на ряд естественных энергетических ресурсов, наиболее важные из них ископаемые виды топлива (уголь, нефть и природный газ).

Трудовые ресурсы, несмотря на все общественные преобразования, являются наиболее важным видом ресурсов. Кроме того, необходимо всегда помнить что под строгим названием «трудовые ресурсы» имеются виду живые люди и создаваемые из них коллективы.

Прогресс не стоит на месте и вот общество получило новые и перспективные виды ресурсов это информационные и космические ресурсы, которые в настоящее время активно осваиваются и за них уже ведется непрерывная борьба.




Список литературы


1.     Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997.

2.     Международное право / под ред. К.А. Бекяшева М.; 2003.-

3.     Мурадян А. А. Двуликий Янус. Введение в политологию. М., 1994.

4.     Паршев А.В. Почему Россия не Финляндия М.; 2003

5.     Спиридонов А.И. Мировая экономика. М.; 1998

6.     Яковенко А. Космос без оружия //Независимая газета, апрель 2001 года

Приложение


 Потребление первичных энергетических ресурсов в мире (в 1994 году)



[1] Мурадян А. А. Двуликий Янус. Введение в политологию. М., 1994. С. 62-63


[2] Паршев А.В. Почему Россия не Финляндия М.; 2003 с.6


[3] см. приложение 1.

[4] Спиридонов А.И. Мировая экономика. М.; 1998 ст.147

[5]Спиридонов А.И. Мировая экономика. М.; 1998 ст.149

[6] Там же  ст.151

[7] Яковенко А. Космос без оружия //Независимая газета, апрель 2001 года

[8] Международное право // под ред. К.А. Бекяшева ст. 495