Содержание

Ведение. 3

Задание 1. 4

Рентабельность как показатель эффективности работы  организации. 4

Заключение. 9

Задание 2. 10

2. Анализ динамики  и структуры  выручки от реализации продукции и факторов ее изменения. 10

2.1. Анализ выручки от реализации. 10

2.2. Анализ прибыли. 15

2.2.1. Факторный анализ  валовой прибыли. 16

2.2.2. Факторный анализ прибыли до налогообложения. 18

2.2.3. Факторный анализ чистой прибыли. 22

2.2.4. Анализ распределения чистой прибыли. 23

2.3. Анализ рентабельности деятельности предприятия. 24

2.3.1. Анализ динамики коэффициентов рентабельности. 24

2.3.2. Факторный анализ общей рентабельности индексным методом. 25

2.3.3. Факторный анализ  рентабельности  имущества предприятия. 26

2.3.4. Факторный анализ рентабельности собственного каптала. 27

2.3.5. Факторный анализ рентабельности продукции. 28

2.3.6. Факторный анализ  рентабельности текущих активов. 29

Список литературы.. 31









 

Ведение


Настоящая контрольная работа посвящена следующие вопросам:

– в теоретической части (задание 1) рассматривается рентабельность коммерческой деятельности предприятия как основной показатель эффективности работы предприятия;

– в практической части (задание 2) проводится анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции и факторов ее изменения.

В теоретической части работы для раскрытия сущности рентабельности как показателя эффективности коммерческой деятельности даются понятия прибыли, системы показателей эффективности, показателя рентабельности, уровня рентабельности; кроме того, описывается несколько показателей рентабельности, таких как рентабельность товарооборота, рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, торговых фондов, рентабельность использования трудовых ресурсов, рентабельность использования рабочей площади, рентабельность работы предприятия в целом.

Такое рассмотрение разных видов рентабельности обусловлено многогранностью этого понятия и необходимостью освещения всех его аспектов.

Для удобства изложения показатели рентабельности объединяются в несколько групп, для которых в работе приведены формулы расчетов уровня соответствующей рентабельности.

 

Задание 1

Рентабельность как показатель эффективности работы  организации


Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При  рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.[1]

Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.

Состав системы показателей в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.

Независимо от вида проводимого анализа система показателей не может быть раз и навсегда жестоко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.

Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур.

Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли.

Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, но и не оставляют «белых пятен»; не противоречат друг другу, а взаимно дополняют и другие. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.

Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж умножается на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. рублей проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота.[2]

Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.

Рентабельность активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.

Рентабельность торговых фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности работников).

Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 кв. м. площади магазина. Рациональное использование торговой площади позволит повысить размер прибыли.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (предпринимательская, инвестиционная), окупаемость затрат и т.д. Их применяют для оценки деятельности предприятий и как инструмент в инвестиционной  политике  и  ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп[3]:

1)     показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержки торговли и инвестиционных проектов;

2)     показатели,  характеризующие  рентабельность  продаж;

3)     показатели,  характеризующие  доходность  капитала  и  его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность торговой деятельности (окупаемости издержек) исчисляется как отношение валовой или чистой  прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:

;

или                                    ;

где     Rз     -       рентабельность торговой деятельности (окупаемость  затрат);

Пвп     -       валовая  прибыль  от  реализации  продукции;

ЧП     -       чистая  прибыль;

И       -       сумма  затрат.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  подразделениям  и  видам  продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма  прибыли от проекта относиться к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли   от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на сумму полученной выручки. Характеризует доходность реализации с рубля  продаж.

,

где     Rп    -       рентабельность  продаж;

  Прп   -       прибыль  от  реализации  продукции;

  В     -       выручка  от  реализации.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых; собственного,  заемного,  основного,  оборотного  и  т.д.

При расчете рентабельности капитала необходимо брать среднюю величину капитала за отчетный период, однако в условиях инфляции более реальные оценки можно получить, используя  моментальные  значения  данных  показателей.[4]

Описанные выше показатели иллюстрируют разные типы рентабельности.

Кроме этого, в экономической литературе часто используются разные показатели рентабельности отражают разные стороны деятельности организации, поэтому в целом эффективность работы организации может определить лишь система показателей рентабельности. К этим показателям в экономической литературе обычно относят уровень рентабельности или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Опишем их.

Система показателей рентабельности включает в себя пять групп показателей[5]:

·        рентабельность продукции;

·        рентабельность продаж;

·        рентабельность активов;

·        рентабельность собственного капитала;

·        прочие показатели.

Первую группу показателей – рентабельность продукции можно выразить двумя способами.

Рентабельность единицы продукции (Р прод.) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):[6]

Р прод. = (П / С) * 100

Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат организации на единицу выпускаемой продукции.

Второй этап предполагает анализ возможностей организации на основе оценки структуры затрат, то есть определения точки безубыточности для данного вида продукции. Организация должна решить: позволяют ли ее производственные возможности при существующих условиях получать прибыль при производстве данного вида продукции.

На третьем этапе ценообразования организация должна оценить условия рынка, то есть спрос и предложение по данному виду продукции и сопоставить их с результатами предыдущих двух этапов. На основе сопоставления результатов трех этапов, а также с учетом других факторов должна определяться цена. Именно в этом, прежде всего, состоит роль показателя рентабельности продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».

Второй способ расчета показателя продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал,

Р в.к. = (ВК * УД в.к.) / (С ед * ОР нат) * 100,

где

Р в.к. рентабельность на вложенный капитал;

ВК – вложенный в данное производство капитал;

УД в.к. – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;

С ед – себестоимость единицы продукции;

ОР – объем реализации в натуральном выражении.

Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле:

ROS = (П р / В) * 100,

где

ROS – рентабельность продаж;

П р – прибыль от реализации продукции;

В – выручка от продаж.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от продаж, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя организация может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли – снижать себестоимость продукции или увеличивать объем производства.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

Третья группа показателей рентабельности – рентабельность активов (или доход на инвестиции):

ROA = П / А ср,

где

ROA – рентабельность активов;

П – прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, балансовая или чистая);

А ср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Этот показатель может встречаться в литературе под названием ROI, то есть рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, то есть по балансовой, и по прибыли после налогообложения, то есть по чистой прибыли.

Рентабельность активов можно представить как произведение следующих двух показателей:

ROA = ROS * О акт = (П / В) * (В / А ср) = (П / А ср),

где

О акт – оборачиваемость активов.

Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, то есть оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле:

Р о.а. = ЧП / ЧП АII ,

где

Р о.а. – рентабельность оборотных активов;

ЧП – чистая прибыль организации;

АII – средняя величина второго раздела актива баланса предприятия – оборотные активы.

Четвертая группа показателей рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых организацией – собственных средств:

ROE = ЧП / ПIII,

где

ROE – рентабельность акционерного капитала;

 П III  - средняя величина собственного капитала организации за определенный период.

Особенность этого показателя заключается в том, что он показывает во-первых, эффективность использования собственных средств, то есть чистую прибыль, полученную на вложенный 1 рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост рентабельности акционерного общества.

На основе этого показателя организация может прогнозировать темпы роста своей прибыли. Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета:

D П = (ROE * К р.н.) / 100,

где

D П – прирост прибыли в планируемом году;

К р.н. – коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли, который отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства.

Во взаимосвязи с ROE может быть использована знаменитая формула Дюпона:

ROE = (ЧП / В) * (В / А ср) * (А ср / ПIII)

Данная формула значительно расширяет аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:

·        динамику чистой прибыли в выручке от продаж – рентабельность продаж;

·        эффективность использования активов на основе выручки от продаж и существующие тенденции – оборачиваемость активов;

·        структуру капитала организации на основе той доли, которую составляют в активах собственные средства;

·        влияние выше перечисленных факторов на рентабельность акционерного капитала.

Вместе с расчетом рентабельности акционерного капитала следует рассчитывать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

Рентабельность перманентного капитала устанавливается следующим образом:

Р п.к. = ЧП / (ПIII + ПIV),

где

ПIV – средняя величина долгосрочных кредитов и займов, полученных организацией за определенный период, то есть четвертый пассив раздела баланса.

К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели:

·        рентабельность акций

EPS = ЧПА / КА,

где ЧПА – чистая прибыль, предназначенная для выплаты акционерам;

       КА – среднее число обращающихся за год акций.

·        показатель выплаты дивидендов

PR = ДВ / ЧП,

где ДВ – сумма дивидендов, выплачиваемая из чистой прибыли.

·        рентабельность инвестиций

Р инв = (Д ф.в. / ФВ) * 100,

где Д ф.в. – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;

       ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.






Заключение


Эффективность и целесообразность функционирования организации оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительные показатели, позволяющие дать оценку финансовых результатов организации, называются показателями рентабельности.

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции, работ, услуг покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Разные показатели отражают разные стороны деятельности организации, поэтому в целом эффективность работы организации может определить лишь система показателей рентабельности. К этим показателям в экономической литературе обычно относят уровень рентабельности или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе.

Как было отмечено выше, система показателей рентабельности включает в себя пять групп показателей:

·        рентабельность продукции;

·        рентабельность продаж;

·        рентабельность активов;

·        рентабельность собственного капитала;

·        прочие показатели.

Таким образом в целом эффективность работы организации может определить лишь система показателей рентабельности, которая отражает разные стороны деятельности организации.




Задание 2

2. Анализ динамики  и структуры  выручки от реализации продукции и факторов ее изменения

2.1. Анализ выручки от реализации

         Для анализа  динамики показателей выручки о реализации используют величины этого показателя, полученные в отчетном и предыдущем году, а также рассчитывают показатели по периодам времени года:

         Анализ выручки от реализации продукции необходимо начинать  с изучения динамики  и ее структуры. При этом  используют данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и формы № 5 «Приложение к балансу».

         Для анализа динамики и структуры выручки о  реализации  продукции используем таблицу 1.

Таблица 1

Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции

Факторы- показатели

Базовый период

Отчетный период

Изменение

руб.

уд. вес

руб.

уд. вес

руб.

уд. вес

Прибыль от реализации продукции

25982

11,05

65044

21,37

39062

10,32

Полная себестоимость выпущенной и реализованной продукции

146871

62,46

254944

83,77

108073

21,31

материальные затраты

62456

26,56

116553

38,30

54097

11,74

Амортизация

13056

5,55

11522

3,79

-1534

-1,77

заработная плата

31123

13,24

58884

19,35

27761

6,11

отчисления на социальные нужды

11788

5,01

24730

8,13

12942

3,11

прочие затраты

28448

12,10

43255

14,21

14807

2,12

ИТОГО выручка

235149

100,00

304325

100,00

69176

0,00


 Из таблицы  1 видно,  что в  отчетном году произошел рост   доли прибыли  структуре выручки от реализации на 10,32 %, при этом доля затрат в структуре выручки от реализации  выросла на 21,31 %. В отчетном году наблюдается рост значения  прибыли на 39062. руб., рост значения полной себестоимости на 103073. руб. и рост значения выручки от реализации в целом на 69176 руб.

         В структуре полной себестоимости произошли следующие изменения:

- материальные затраты выросли на 54097 руб., но при этом их доля в структуре себестоимости  выросла на 11,74 %

- амортизация снизилась на 1534 руб., ее доля в структуре себестоимости также упала на 1,7 %;

- заработная плата выросла на 27761 руб., доля  ее   в структуре себестоимости при этом  выросла на 6,11 %

- отчисления на соцнужды выросли на  12942 руб., но при этом их доля в структуре себестоимости выросла на 3,11 %;

- сумма  прочих затрат упала на14807 руб., их доля в структуре себестоимости  выросла на 2,12 %

         О тех же тенденциях свидетельствуют рисунки, представленные ниже.

Рис.4.  Динамика основных  структурных элементов  выручки от реализации в отчетном и базовой годах

Рис. 5. Динамика структуры себестоимости в отчетном и базовом годах

Рис. 6. Динамика структуры выручки от реализации в отчетном и базовом годах

         Для анализа показателя используем  три факторные модели:

1) ВР = Оо + ТП1 –ВР пр – Пот – О1,                      (4)

где    ВР – объем реализованной продукции без НДС и акцизов

         Оо -  остаток нереализованной  продукции на начало года

         ТП 1- фактический объем производства ТП

         В пр -  прочее выбытие продукции

         О1 – остаток нереализованной продукции на конец отчетного года

         П от – продукция отгруженная, но не оплаченная в отчетном периоде

         Рассмотрим данную модель при использовании балансового метода.

         Записываем  формулу  (1) для базового периода:

ВР б = Оо б + ТП1 б –ВР пр б – Пот б – О1 б,                           (5)

         Записываем эту же формулу для отчетного периода:

ВР о = Оо о + ТП1 о – ВР пр о – Пот о – О1 о,                          (6)

         Из формулы отчетного периода последовательно вычитаем формулу базового периода:

∆ВР = (Оо о – Оо б) + (ТП1 о – ТП1 б) – (ВР пр о – ВР пр б) – (Пот о – Пот б) – (О1 о – О1 б),                      (7)

Таблица  2

Расчет балансовым методом влияния  по первой факторной модели

руб.

Показатели (факторы)

Отчетный период

Базовый период

Отчетный год за вычетом базового года

Остаток нереализованной продукции на начало периода

35800

65800

-30000

Фактический объем производства

450600

256700

193900

Прочее выбытие продукции

12500

25690

-13190

Продукция отгруженная , но не оплаченная

58900

15800

43100

Остаток нереализованной продукции на конец отчетного периода

110675

45861

64814

ВЫРУЧКА

304325

235149

69176


         Таким образом, по первой факторной модели получен результат: выручка от  реализации за счет изменения факторов , представленных в таблице  2  выросла  на 69176 руб.

         2) Вторая факторная модель имеет вид:

ВР = р * q,                    (8)

Где    р -   цена продукции, тыс. руб.

         q -  объем реализации продукции

         Используем метод  разниц абсолютных и относительных величин






Таблица 3

Использование метода разниц относительных  и абсолютных величин во второй факторной модели

Показатели

Базовый период

Отчетный период

Изменение

нат. ед.

нат. ед.

нат. ед.

%

Цена продукции, руб.

1175,7

1234,5

58,8

105

Объем реализации, шт

200

247

47

123,26

ВЫРУЧКА, руб.

235149

304325

69176,0

129,42

        

         Как видно из таблицы, в отчетном году произошел рост цены на продукцию на 58,8 руб. или  на 5 %. В отчетном году произошел рост объема реализации на 47 штук изделий или на 115 %. В целом общая выручка от реализации выросла на 780 тыс. руб. или на 123,26 %.

3) Третья факторная модель имеет вид:

ВР = О б * К об,                    (9)

Где    Об -  средний остаток оборотных активов по балансу, тыс. руб.

         К об – коэффициент оборачиваемости оборотных активов

         Используем метод  цепных подстановок в третьей факторной модели:

Таблица 4

Исходные данные для метода цепных подстановок

Показатель

Отчетный период

Базовый период

обозначение

Руб.

обозначение

Руб.

Оборотные средства

Об о

250901

Об б

179856

Коэффициент оборачиваемости

Коб о

1,21

Коб б

1,31

ВЫРУЧКА

ВР о

304325

ВР б

235149


         Алгоритм расчета методом цепных подстановок:

1.     ВР б = Об б * Коб б = 179856*1,31 = 235149 ( руб.)

2.     ВР 1 = Об б * Коб о = 179856*1,21 = 217625 ( руб.)

3.     ∆ ВР 1 = ВР 1- ВР б = 217625-235149 = -17524 ( руб.)

4.     ВР о = Об о * Коб о = 250901*1,21 = 304325 ( руб.)

5.     ∆ ВР 2 = ВР о – ВР 1 = 304325-217625 = 6625 ( руб.)

6.     ∆  ВР об = ∆ ВР 1 + ∆ ВР 2 = -17524+6625 =  -10899 ( руб.)

Таким образом, при использовании  третьей факторной модели мы получили  , что значение выручки о реализации в целом снизилось  на 10899  руб., в том числе за счет снижения   коэффициента оборачиваемости   выручка  снизилась на 17524 руб., за счет  роста оборотных активов  выручка  выросла на 6625 руб.

2.2. Анализ прибыли

Виды прибыли:

1)  прибыль от реализации продукции (продаж)

П рп = ВР – З пол,                         (10)

Где    З пол – полные затраты., тыс. руб.

2) прибыль до налогообложения:

П до = П рп + Д оп – Р оп + Д вн – Р вн,                           (11)

Где    Д оп, Д вн – доходы от операционной и внереализационной деятельности, тыс. руб.

         Р оп, Р вн- расходы от операционной и внереализационной деятельности, тыс. руб.

3) чистая прибыль:

ЧП = П до +ОНА – ОНО +НП,                        (12)

Где    ОНА-  отложенные налоговые активы, тыс. руб.

         ОНО -  отложенные налоговые обязательства, тыс. руб.

         НП – налог на прибыль, тыс. руб.

         За счет чистой прибыли оплачиваются расходы:

-  штрафы,

-  проценты по кредитам и займам

         оставшаяся  прибыль может быть распределена  на фонд потребления и накопления.




2.2.1. Факторный анализ  валовой прибыли

Для определения факторов, влияющих на прибыль П рп, используют две формулы:

П рп = ВР – З пол,                         (13)

П рп = ∑ qi*pi - ∑qi*зi,                           (14)

Где    qi –  объем реализации продукции, шт.

         pi –  цена продажи товара, тыс. руб.

         зi – себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

Таблица 5

Расчет факторов 

Показатель

Базовый период

Отчетный период

Изменение

руб.

%

руб.

%

руб.

%

Выручка ВР

235149

100,00

304325

100,00

69176

0,00

Себестоимость  З

146871

62,46

254944

83,77

108073

21,31

Валовая прибыль

88278

37,54

49381

16,23

-38897

-21,31


Таблица 6

Расчет  факторов

Год

qi

pi

qi*pi

qi

Зi

qi*зi

П в

Базовый (б)

200

1175,7

235149

200

734,36

146871

88278

Отчетный (о)

247

1234,5

304325

247

1034,21

254944

49381


         Далее рассчитываем  следующие вспомогательные показатели:

1)    Выручка от  реализации  отчетного года в ценах базового года:

ВР 1пер = q  о* p б,                        (15)

ВР 1пер = 247*1175,7 = 290397,9 ( руб.)

2)    Полная себестоимость реализации отчетного периода в базовых  затратах на единицу продукции:

З 1пер = q о*з б,                    (16)

З 1пер = 247*734,36 = 181387 ( руб.)

3) Базовая прибыль, рассчитанная исходя из фактического объема и ассортимента:

П о пер  = ВР 1 пер – З 1 пер,                          (17)

П о пер = 290397,9-181387 = 109011 ( руб.)

         Таблица 7

Расчет вспомогательных  показателей

 Показатели

Базовый период

Фактический показатель,  пересчитанный  в цены  и затраты базового года

Отчетный период

Выручка от реализации

Вр о

Вр 1 пер

ВР 1

235149

290398

304325

Полная себестоимость

З о

З 1пер

З1

146871

181387

254944

Валовая прибыль

По

По пер

П1

88278

109011

49381


4)  К ед = ВР 1 пер/ Вр о,                        (18)

К ед = 290398/235149 = 1,23

         Так как К ед больше 1, то изменения есть.

         Далее рассчитываем количественное влияние каждого фактора на величину Пв:

1)    выручка от реализации:

а) П вд = По * К ед – По= П о пер – По,                            (19)

П вд = 109011*1,23-109011 = 25073 ( руб.)

Б) П  вд = По (К ед – 1),                          (20)

 П вд = 109011 (1,23-1) = 25073 ( руб.)

2) Полная себестоимость:

П з = З1 – З 1 пер ,                         (21)

П з = 254944-181387 = 73557 ( руб.)

3)  Продажная цена р:

Пр = ВР 1 – ВР 1 пер,                    (22)

Пр = 304325-290398 = 13927 (руб.)

4)    Влияние  структурных сдвигов в ассортименте реализации продукции:

П стр = (По пер/ ВР 1пер – По/ ВРо) ВР 1 пер,                          (23)

П стр = (109011/290398 -88278/235149)*290398 = -8,2 ( руб.)

Таблица 8

Результаты расчетов   причин изменения  валовой прибыли

Факторы

Влияние факторов

абсолютная величина

в % к Пв

в % к базисному периоду

Выручка от реализации

25073

50,77

10,66

Полная себестоимость

73557

148,96

50,08

Продажная цена

13927

28,20

15,78

Структурные сдвиги

-8,2

-

-

ИТОГО изменений

112549

227,92

127,49


2.2.2. Факторный анализ прибыли до налогообложения

         Прибыль до налогообложения  в форме № 2 «отчет о прибылях и убытках» можно рассчитать по формуле:

Пдо = ВР – З пол – Доп – Р оп + Д вн – Р вн,                    (24)

Где    ВР – выручка от реализации, тыс. руб.

         З пол – полная себестоимость, тыс. руб.

         Д оп – операционные доходы, тыс. руб.

         Р оп – расходы операционные, тыс. руб.

         Д вн – доходы от  внереализационных  операций, тыс. руб.

         Р вн – расходы т внереализационных операций, тыс. руб.

         Анализ прибыли до налогообложения начинают с изучения динамики и структуры прибыли до налогообложения, при этом сравнивают отчетные данные с данными базисного периода, как по общей величине прибыли о налогообложения, так и по отдельным составляющим ее элементам.

         Таблица 9

Анализ динамики прибыли до налогообложения

 

 

 

Изменение

Показатели

Базисный период

Отчетный период

 

 

 

руб.

%

Прибыль от реализации (Прп), руб.

25982

65044

39062

250,34

Доходы от операционной деятельности (Доп), руб.

119410

180244

60834

150,95

Расходы от операционной деятельности (Р оп), руб.

127378

189363

61985

148,66

Доходы от внереализационной деятельности (Двн), руб.

663

11823

11160

1783,26

Расходы от внереализационной деятельности (Р вн), руб.

2480

13783

11303

555,77

Прибыль до налогообложения (Пдо), руб.

16197

53965

37768

333,18


Как видно из таблицы, в  отчетном году наблюдаются следующие тенденции:

1)     рост значения прибыли от реализации на  39062  руб. или на 250,34 %;

2)     рост доходов от операционной деятельности на 60834 руб. или на 15095 %

3)     рост расходов от операционной деятельности на 61985 руб. или на 148,66 %;

4)     рост доходов от внереализационной деятельности на 11160 руб. или на 1783,26 %;

5)     Рост прибыли до налогообложения на 37768 руб. или на 333,18 %.

Таблица 10

Анализ прибыли до налогообложения

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Изменение

тыс. руб.

% к выручке

тыс. руб.

% к выручке

тыс. руб.

%

Прибыль от реализации (Прп), тыс. руб.

25982

11,05

65044

21,37

39062

10,32

Доходы от операционной деятельности (Доп), тыс. руб.

119410

50,78

180244

59,23

60834

8,45

Расходы от операционной деятельности (Р оп), тыс. руб.

127378

54,17

189363

62,22

61985

8,05

Операционное сальдо

-7968

 

-9119

 

-1151

 

Доходы от внереализационной деятельности (Двн), тыс. руб.

663

0,28

11823

3,88

11160

3,60

Расходы от внереализационной деятельности (Р вн), тыс. руб.

2480

1,05

13783

4,53

11303

3,47

Внереализационное сальдо

-1817

 

-1960

 

-143

 

Прибыль до налогообложения (Пдо), тыс. руб.

16197

6,89

53965

17,73

37768

10,84


         Как видно из таблицы, в отчетном году наблюдались следующие тенденции:

1)    Рост  доли  прибыли от реализации в структуре   выручки на 10,32 %

Для того, чтобы изучить влияние внереализационных доходов и расходов, операционных доходов и расходов на величину прибыли до налогообложения необходимо проанализировать  их сосав и  динамику. Определить сальдо этих доходов и расходов  и показать, как изменится  прибыль до налогообложения за счет этого сальдо. Чтобы рассчитать сальдо прочих доходов и расходов  необходимо вписать в таблицу все статьи прочих доходов и расходов в соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99. Для этого строителя аналитическая таблица

Таблица 11

Анализ динамики доходов и расходов

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Изменения

ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ,  всего,  тыс.

119410

180244

60834

из них:

 

 

 

поступления, связанные  с предоставлением ха плату во временное пользование активов организации

65800

97500

31700

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретение

25900

35800

9900

поступления, связанные с участием  в уставных капиталах других организаций

4890

13500

8610

прибыль, полученные организацией в результате совместной деятельности

10200

15870

5670

поступления от продажи основных средств и иных активов отличных от денежных средств, продукции, товаров

4800

5000

200

проценты, полученные  за предоставленные в пользование денежных средств в организации, а также  проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации  в этом банке.

7820

12574

4754

2. ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ, всего

127378

189363

61985

из них:

 

 

0

расходы, связанные  с предоставлением  за плату во временное пользование активов организации

79500

100052

20552

расходы,  связанные  с предоставлением за плату средств, возникающих из патентов на изобретения, других видов интеллектуальной собственности

4200

10450

6250

расходы, связанные с участием в  уставных капиталах других организаций

7890

15890

8000

расходы, связанные с продажей  , выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов

3580

8970

5390

проценты, уплачиваемые организацией, за предоставление ей в пользование денежных средств

5800

12589

6789

расходы, связанные  с оплатой услуг, оказываемых кредитным организациям

7890

10589

2699

отчисления в   оценочные резервы

17000

22980

5980

прочие операционные расходы

1518

7843

6325

Сальдо операционных расходов и доходов

-7968

-9119

-1151

3. ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ,  всего

663

11823

11160

из них:

 

 

 

штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров

100

6870

6770

активы полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения

25

1480

1455

поступления в возмещение причиненных организацией убытков

89

589

500

прибыль прошлых лет выявленная в отчетном году

78

890

812

суммы кредиторской  и дебиторской задолженности, по которым истек  исковой  срок давности

126

560

434

курсовые разницы

15

580

565

сумма дооценки активов

23

25

2

прочие внереализационные доходы

207

829

622

4. ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ, всего

2480

189363

186883

из них:

 

 

0

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров

780

89700

88920

возмещение причиненных организацией убытков

140

78900

78760

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году

589

13580

12991

сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности

140

458

318

курсовые разницы

78

790

712

сумма уценки активов

59

4500

4441

перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на спортивные  мероприятия, отдых. Развлечения

68

475

407

прочие внереализационные расходы

150

680

530

прочие внереализационные расходы

476

280

-196

сальдо  внереализационных операций

-1817

-177540

-175723


         2.2.3. Факторный анализ чистой прибыли

ЧП = П до – НП,                             (25)

Где    ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.

         Пдо – прибыль до налогообложения , тыс. руб.

         НП – налог на прибыль,  тыс. руб.

         Чтобы определить количественное влияние каждого фактора, необходимо  произвести ряд дополнительных расчетов

Таблица 12

Анализ доходности предприятия

Показатели

Базовый период

Отчетный период

Изменение

 руб.

%

 руб.

%

 руб.

%

Выручка  о реализации (ВР рп)

235149

100

304325

100

69176

0,00

Себестоимость (З пол)

146871

62,46

254944

83,77

108073

21,31

Прибыль от реализации (Прп)

25982

11,05

65044

21,37

39062

10,32

Доходы от операционной деятельности (Доп)

119410

50,78

180244

59,23

60834

8,45

Расходы от операционной деятельности (Р оп)

127378

54,17

189363

62,22

61985

8,05

Доходы от внереализационной деятельности (Двн)

663

0,28

11823

3,88

11160

3,60

Расходы от внереализационной деятельности (Р вн)

2480

1,05

13783

4,53

11303

3,47

Прибыль до налогообложения (Пдо)

16197

6,89

53965

17,73

37768

10,84

Налог на прибыль

4535,16

1,93

15110,2

4,97

10575

3,04

Чистая прибыль

11661,8

4,96

38854,8

12,77

27193

7,81

Уровень рентабельности , %

-

4,96

-

12,77

 

7,81


         Далее определяется количественное влияние каждого фактора на изменение чистой прибыли:

1)     влияние изменения прибыли от реализации:

∆ ЧП (Прп) = П рп 0о – Прп б,                        (26)

∆ ЧП (Прп) = 65044-25982 = 39062 ( руб.)

2) ∆ ЧП (З) = ( ∆ d (з) * ВР 1)/100 %,                         (27)

∆ ЧП (З) = (21,31*304325)/100 = 64851 ( руб.)

3) ∆ ЧП (Доп) = Доп о – Доп б,                        (28)

∆ ЧП (Доп) = 180244-119410 =  60834 (руб.)

4) ∆ ЧП (Роп) = Роп б – Роп о,                         (29)

∆ ЧП (Роп) = 127378-189363 = -61985 (руб.)

5) ∆ ЧП (Двн) = Д вн о – Двн б,                        (30)

∆ ЧП (Двн) = 11160 (руб.)

6) ∆ ЧП (Р вн) = Р вн б – Рвн о,                        (31)

∆ ЧП (Рвн) = 2480-13783 = -11303 (руб.)

7) Общее изменение:

39062+64851+60834-61985-11303= 91459 ( руб.)

8) ∆ ЧП (НП) = НП б – НП о,                           (32)

  ∆ ЧП (НП) = 4535,16-15110,2 = -10575,04 ( руб.)

         Сумма дополнительно полученной  прибыли из- за изменения  уровня рентабельности:

П доп = ∆ R  * З1/100,                    (33)

П доп = 7,81*254944 /100 = 19911 (руб.)

2.2.4. Анализ распределения чистой прибыли

         Анализ проводится   с помощью таблиц ниже.

Таблица 13

Распределение чистой прибыли

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Изменение

руб.

%

руб.

%

руб.

%

Прибыль до налогообложения (Пдо)

16197


53965


37768


Платежи в бюджет





0


а) налог на прибыль

4535,16

28

15110,2

28

10575

0

б) прочие местные налоги

323,94

2

1349,13

2,5

1025,19

0,5

3. Фонд накопления

6802,74

60

24378,7

65

17575,9

5

4. фонд потребления

4535,16

40

13127

35

8591,83

-5


         Как видно из  таблицы, в отчетном году наблюдаются следующие тенденции:

1)    Налог на прибыль вырос на 10575 руб.

2)    Прочие местные налоги выросли на 1025,19 руб., при этом их доля в структуре в прибыли до налогообложения  выросла на 0,5 %

3)    Фонд накопления вырос на 17575,9 руб., его доля выросла на 5 %

4)    Фонд потребления вырос на 8591 руб., его доля  снизилась – на 5 %

Таблица 14

Распределение платежей в бюджет

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Изменение

руб.

%

руб.

%

руб.

%

Налог на имущество

250

3,47

300

1,58

50

-1,89

Налог на прибыль

4535,16

62,94

15110,2

79,48

10575

16,54

Платеж за недра

140

1,94

150

0,79

10

-1,15

Плата за землю

58

0,80

60

0,32

2

-0,49

НДС

16

0,22

40

0,21

24

-0,01

Акцизы

68

0,94

79

0,42

11

-0,53

ГСМ

98

1,36

100

0,53

2

-0,83

Экс. Там. Пошлины

700

9,71

700

3,68

0

-6,03

Имп. Тамож. Пошлины

450

6,24

450

2,37

0

-3,88

Налог  с продаж

140

1,94

150

0,79

10

-1,15

Налог на вмененный доход

45

0,62

98

0,52

53

-0,11

Подоходный налог

100

1,39

112

0,59

12

-0,80

Транспортный налог

150

2,08

158

0,83

8

-1,25

Прочие  местные налоги

323,94

4,50

1349,13

7,10

1025,19

2,60

Прочие налоги

52

0,72

58

0,31

6

-0,42

Экономические санкции

80

1,11

98

0,52

18

-0,59

Сумма

7206,1

100,00

19012,3

100,00

11806,2

0,00


         Как видно из таблицы, в отчетном году наблюдается тенденция роста общей суммы   платежей в бюджет на 11806,2 руб. Наибольшую долю в структуре платежей в бюджет занимает налог на прибыль: в базовом году – 62,94 % или 4535,16 руб., в отчетном году – 79,48 % или 15110,2 руб. Наименьшую долю в базовом году  занимает НДС – 16 руб. или 0,22 %. В отчетном году наименьшую долю занимает НДС  – 40 руб. или 0,21 %.

Таблица 15

Контроль соблюдения нормативов по платежам  и отчислениям в бюджет, руб.

Показатели

Базовый год

Отчетный год

причитается  по расчету

фактически внесено

выполнение плана

причитается  по расчету

фактически внесено

выполнение плана

Налог на имущество

250

200

-50

300

300

0

Налог на прибыль

4535,16

4500

-35,16

15110,2

15000

-110,2

Платеж за недра

140

100

-40

150

100

-50

Плата за землю

58

58

0

60

60

0

НДС

16

16

0

40

35

-5

Акцизы

68

60

-8

79

70

-9

ГСМ

98

90

-8

100

58

-42

Экс. Там. Пошлины

700

700

0

700

700

0

Имп. Тамож. Пошлины

450

400

-50

450

420

-30

Налог  с продаж

140

100

-40

150

120

-30

Налог на вмененный доход

45

40

-5

98

90

-8

Подоходный налог

100

100

0

112

110

-2

Транспортный налог

150

100

-50

158

150

-8

Прочие местные налоги

323,94

323

-0,94

1349,13

1300

-49,125

Прочие налоги

52

52

0

58

50

-8

Экономические санкции

80

80

0

98

90

-8

Сумма

7206,1

6919

-287,1

19012,3

18653

-359,33




2.3. Анализ рентабельности деятельности предприятия

         Коэффициенты рентабельности измеряют эффективность  работы предприятия. Для анализа рентабельности необходимо рассчитать все коэффициенты рентабельности за два года и провести горизонтальный анализ коэффициентов рентабельности и других показателей деятельности предприятия.

2.3.1. Анализ динамики коэффициентов рентабельности

         Анализ динамики показателей рентабельности осуществляется  методом горизонтального анализа. При этом необходимо рассчитать следующие показатели, представленные в таблице 16.

Таблица 16

Расчет  динамики показателей рентабельности

Показатели

Базовый период

Отчетный период

Изменения

Выручка от реализации

235149

304325

69176,00

Балансовая прибыль

88278

49381

-38897,00

Прибыль от реализации  продукции

25982

65044

39062,00

Чистая прибыль

11661,8

38854,8

27192,96

Полная себестоимость реализованной продукции

146871

254944

108073,00

Валюта баланса (стоимость имущества предприятия)

340617

417835

77218,00

Собственный капитал

212014

227712

15698,00

Долгосрочные кредиты и займы

0

0

0,00

Краткосрочные обязательства

128603

190123

61520,00

Стоимость оборотных активов

179856

250901

71045,00

Стоимость основных средств

160761

166934

6173,00

Стоимость активной части основных средств

32152,2

33386,8

1234,60

Общая рентабельность

4,96

12,77

7,81

Рентабельность основной деятельности

7,94

15,24

7,30

Рентабельность реализации

11,05

21,37

10,32

Рентабельность собственного капитала

5,50

17,06

11,56

Рентабельность имущества

3,42

9,30

5,88

Рентабельность инвестиций

9,07

20,44

11,37

Рентабельность текущих активов

6,48

15,49

9,00

Рентабельность основных средств

7,25

23,28

16,02

Рентабельность активной части основных средств

36,27

116,38

80,11


         Как видно из таблицы  в отчетном году наблюдаются следующие тенденции по показателям рентабельности:

1)    рост общей рентабельности на 7,81 %

2)    рост рентабельности основной деятельности на 7,3 %

3)    рост рентабельности  реализации на 10,32 %

4)    рост рентабельности собственного капитала на 11,56 %

5)    рост рентабельности имущества на 5,88 %

6)    рост рентабельности инвестиций на 11,37 %

7)    рост рентабельности  текущих активов на 9 %

8)    рост рентабельности  основных средств на 16,02 %

9)    рост рентабельности  активной части основных средств на 80,11 %.

2.3.2. Факторный анализ общей рентабельности индексным методом

Последовательность расчета влияния индексным методом:

1) Rо = (ро * qо/ qо * зо) -1,                    (34)

Rо = ((1175,7*200)/(200*734,36)) – 1 = 0,6

2) R1 = (р1 * q1/ q1 * з1) -1,                    (35)

R1 = ((1234,5*247)/(247*1034,21)) – 1 = 0,19

3) R11 = (ро * q1/ q1 * з1) -1,                           (36)

R11 = ((1175,7*247)/(247*1034,21)) – 1 = 0,14

4) Rо1 = (ро * q1/ q1 * зо) -1,                           (37)

Rо 1= ((1175,7*247)/(247*734,36) – 1 = 0,6

         Выявление влияния факторов:

1)    Влияние изменения цены:

∆ R р = R 1-R11,                   (38)

∆ R р =0,19-0,14 = 0,05

2)    Влияние изменения себестоимости

∆ R з = R 11-Rо1,                           (39)

∆ R р = 0,14-0,6 = -0,46

3)    Влияние изменения ассортимента

∆ R асс = R о1-Rо,                          (40)

∆ R р = 0,6-0,6 = 0

2.3.3. Факторный анализ  рентабельности  имущества предприятия

         Данная методика построена на использовании формулы, где в качестве финансового результата выступает чистая прибыль, а имущество предприятия представлено всей его величиной, рассчитанной по балансу:

R пр реал  = ЧП / Бн = Ир / Бн + ВР / Ир + ЧП/ ВР,                                      (41)

         Факторный анализ  рентабельности имущества предприятия осуществляется методом  ценных подстановок.

Таблица 17

Дополнительная информация

Показатели

Базовый период

Отчетный период

Изменение

Чистая прибыль (ЧП)

11661,8

38854,8

27192,96

Стоимость имущества предприятия

340617

417835

77218

Рентабельность имущества предприятия (R им)

3,42

9,30

5,8753375

Стоимость имущества  реально находящегося  в обороте предприятия (Ир)

255463

355160

99697

Объем реализации продукции  (ВР)

235149

304325

69176

Удельный  вес имущества (У)

75

85

10

Ресурсоотдача (Фо)

0,69036

0,72834

0,0379758

Рентабельность продукции (R прод)

4,96

12,77

7,808194


         Количественное влияние каждого фактора:

1) Влияние изменения удельного веса имущества, реально находящегося  в обороте предприятия

∆ R имущ (У) = ∆ У * Фо б * R реал б,                     (42)

 ∆ R имущ (У) = 0,1*0,69*0,0496 = 0,0034 или -0,34 (%)

2)     Влияние  изменения оборачиваемости имущества., реально находящегося в оборте:

∆ R имущ (Фо) =  Уо * ∆ Фо  * R реал б,                           (43)

 ∆ R имущ (Фо) = 0,85*0,038*0,0496 = 0,0016 или 0,16 %

3)     Влияние изменения рентабельности реализации:

∆ R имущ (R реал) =  Уо * Фо о *∆ R реал о,                    (44)

 ∆ R имущ (R реал) = 0,85*0,73*0,078 = 0,048 или 4,8 %.

4)     Общее влияние факторов:

4,8+0,16 -0,34 = 4,62 (%)

2.3.4. Факторный анализ рентабельности собственного каптала

Для того, чтобы провести факторный анализ R  ск  используется следующая факторная модель этого показателя:

R  = Фо * R реал * Кфз ,                          (45)

Где    К фз – коэффициент финансовой зависимости

К фз = И р / СК,                    (46)

         Коэффициент финансовой зависимости в базовом периоде:

 К фз б = 255463/212014 = 1,2

         В отчетном периоде:  К фз о = 355160/227712 = 1,56

         Факторный анализ можно провести методом цепных подстановок:

1)    влияние изменения оборачиваемости имущества:

∆ R ск (Фо ) = ∆ Фо * R реал б * Кфз б,                    (47)

 ∆ R ск (Фо) = 0,038*0,0496* 1,2 = 0,0023 или 0,23 (%)

2)    Влияние изменения рентабельности  реализации:

∆ R ск (R реал) = Фо  о  * ∆ R реал * Кфз б,                      (48)

 ∆ R ск ( R реал) = 0,73*0,078*1,56 = 0,089 или 8,9 (%)

3)    Влияние изменения коэффициента финансовой зависимости:

∆ R ск (Кфз) = Фо о * R реал о *  ∆ Кфз о,                         (49)

 ∆ R ск (Кфз) = 0,73*0,128*0,36 =  0,034 или 3,4 (%)

4)    общее влияние факторов:

0,23+8,9+3,4 = 12,53 (%)





2.3.5. Факторный анализ рентабельности продукции

         На первом этапе анализа с составляем таблицу 18

Таблица18

Анализ структуры финансовых показателей

Показатели

Базовый период

Отчетный период

Изменение

руб.

% к ВР

руб.

в % к ВР

руб.

% к ВР

Выручка

235149

100,00

304325

100,00

69176

0,00

Затраты на производство

146871

62,46

254944

83,77

108073

21,31

Сальдо от внереализацинных операций

-1817


-177540


-175723


Прибыль от реализации (Прп)

25982

11,05

65044

21,37

39062

10,32

Прибыль до налогообложения (Пдо)

16197

6,89

53965

17,73

37768

10,84

Платежи в бюджет

7206,1

3,06

19012,325

6,25

11806,2

3,18

Доля выплат % за счет чистой прибыли

61,79


48,93


-12,86


Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

11661,8

4,96

38854,8

12,77

27193

7,81


На втором этапе проводим  анализ влияния  рентабельности отдельных видов изделий на  общую рентабельность  продукции.

Таблица 19

Оценка влияния рентабельности изделий А и Б на рентабельность продукции

Вид продукции

Рентабельность

Доля продукции

Влияние на рентабельность

Совокупное влияние факторов

базовый период

отчетный период

изменение

базовый период

отчетный период

изменение

структуры

рентабельности продукции

А

11,2

15,4

4,2

0,75

0,78

0,03

0,63

3,57

4,2

Б

10,56

16,9

6,34

0,25

0,22

-0,03

0,1125

6,23

6,34


         На третьем этапе  определяем как изменение в структуре реализуемой продукции влияет на финансовый результат  от реализации продукции, а через него и на остальные  виды прибыли.

         Таблица 20

Сведения  о выпускаемой продукции  в отчетном году

Показатели

Виды продукции

ИТОГО

А

В

Цена за единицу

1230

1200

 

Затраты переменные

1030

1028

 

Объем реализации, шт.

124

123

247

Объем реализации,  руб.

152520

147600

300120

Доля продукции

 

 

 

предыдущий период

0,75

0,25

 

отчетный период

0,78

0,22

 

Затраты постоянные

721

719,6

1440,6

Финансовый результат на единицу

94,05

315,89

 

на весь объем

11661,8

38854,8

50516,64


2.3.6. Факторный анализ  рентабельности текущих активов

         Факторная модель рентабельности  текущих активов:

R та = Фо * R  реал = Коб  та * R реал,                                       (50)

         Факторный анализ рентабельности текущих актив проводим в два этапа:

1) Определяем:

 R та б = 6,48 %

  R та о = 15,49 %

∆R = 9,01 %

К об та б = 1,3

К об та о =  1,21

∆ К об та = -0,09

R реал б = 11,05 %

R реал о = 21,37 %

∆ R реал = 10,32 %

2) Влияние  изменения коэффициента оборачиваемости текущих активов

∆R та (К об та ) = ∆ К об  та * R реал. б,                            (51)

∆R та (К об та) =  -0,09* 0,1105 = -0,0099 или – 0,99 (%)

3) Влияние  изменения   рентабельности от реализации:

∆R та (R реал) =  К об  та о * ∆R реал,                     (52)

∆R та (R реал) = 1,21 * 0,1032 = 0,125 или 12,5 (%)

5)    Общее влияние

-0,99 + 12,5 = 11,51 (%)

Таблица 21

Результаты факторного анализа

Показатели – факторы

Базовый период

Отчетный период

Изменение

Рентабельность реализации

11,05

21,37

10,32

Оборачиваемость активов

1,3

1,21

-0,09

Рентабельность текущих активов

6,48

15,49

9,01

Влияние на рентабельность текущих активов



11,51

оборачиваемости



-0,99

рентабельности реализации



12,5


         Как видно из таблицы,  наибольшее положительное влияние на рентабельность текущих активов оказало изменение  рентабельности реализации – на 12,5 %. Отрицательное влияние на изменение рентабельности текущих активов оказало замедление оборачиваемости – на 0,99 %.












Список литературы

1)                Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 456с.

2)                Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.

3)                Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2000. – 392 с.

4)                Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2001. – 351 с.

5)                Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.

6)                Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.

7)                Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предпрития. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 2000. – 188 с.

8)                Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. – М.: Экзамен, 2003. – 319 с.

9)                Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – 150 с.

10)           Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2001. – 111с.

11)           Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –    471 с.

12)           Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.

13)           Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 1999. – 558с.

14)           Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 1999. – 656 с.

15)           Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.



[1] Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 1999. –  с. 266.

[2] Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. – М.: Экзамен, 2003. – с. 188.

[3] Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2000. – с. 187.

[4] Басапов М.И. Анализ хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 2001.  - 437 с.


[5] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001, стр. 135.

[6] Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 136-137