Содержание


1.                Введение………………………………………………………………………3


2.                Роль семьи в жизни женщины, и роль женщины в функционировании семьи. …………………………...……………………………………………………8


3.                Семья и женщина: современные тенденции………………………………...4


4.                Заключение…………………………………………………………………..13


5.                Список литературы…………………………………………………………..14
















Введение

Закономерные и случайные сдвиги в развитии общества (урбанизация и т.д.) подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Новые количественные и качественные параметры семьи, обуславливают и специфику выполняемой семьёй функций, особенно репродуктивной и воспитательной.

Экономические реформы, свобода индивидуальной деятельности меняют общество. Появляются богатые, бедные, нищие, безработные. И если для старого общества характерны были такие типы семьи, как семья рабочего, семья колхозника, семья интеллигента, так в современном обществе можно выделить много новых типов: семья миллионера, бизнесмена, уличных торговцев, безработного, в которых с традиционными семейными проблемами (воспитание детей, главенство в семье) появляются новые проблемы социокультурного, психологического плана.

Экономические условия и темп современной жизни заставляют женщину более критично относиться к принятию тех или иных важных жизненных решений, в частности, - брачному союзу. Возможность «прорепетировать» семейную жизни без связывания себя брачными узами (пробный брак) в большинстве случаев устраивает и мужчину и женщину, тем более что это почти не противоречит морально-этическим принципам современного общества.

Цель данного реферата: выявление роли семьи в жизни женщины.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.     Проанализировать имеющуюся литературу по данной теме

2.     Рассмотреть роль семьи в жизни женщины и роль женщины в семье

3.     Проанализировать современные тенденции в отношении женщин к семье, как главному социальному институту.




§ 1. Роль семьи в жизни женщины, и роль женщины в функционировании семьи.

Репродуктивная функция женщины - решающая в деле воспроизводства человеческого рода. Материнство остается пока одним из немногих социальных институтов, которого процесс модернизации коснулся в наименьшей степени.  Сегодня, как и раньше, материнство ассоциируется с выполнением большей части работы внутри домашнего хозяйства и по обслуживанию других членов семьи - не только детей, но и взрослых. Оказывается, что, несмотря на возрастающую роль рынка и государства как институтов социального воспроизводства и его определенную реструктуризацию, женщина по-прежнему несет основное бремя издержек. [5; с. 76]

Женские роли в семье определены главным образом её биологической природой - способностью к деторождению. Теория структурно- функционального анализа Толкотта Парсонса имеет в основе своей жесткое разделение ролей между мужчиной и женщиной. Итак, главным для женщины является "статус жены, своего мужа, матери его детей (лучше сыновей), домохозяйки". Первичная сфера деятельности мужчины - работа, а функция в семье - быть кормильцем". Профессиональная деятельность мужчины предопределеляет его главенствующую роль в семье, а домашний труд женщины, названный псевдозанятием, - её подчинённую роль. Теория Парсона легла в основу социальной идеологии западного мира. Женщины Европы и Америки кинулись в семью, как в омут, ограничась уютным мирком собственного дома, ролями матери, жены, домохозяйки.

Хорошая семья – важнейшая предпосылка полноценной жизни для подавляющего большинства женщин. Но какой же должна быть семья, чтобы женщина считала свою семейную жизнь счастливой?

1.                Прежде всего, счастливая семья – это семья, основанная на любви. Впрочем, настоящая любовь для женщин – чувство не столько романтическое, сколько придающее жизни устойчивость и надежность.

2.                Следующая обязательная составляющая счастливой семьи – это дети. Причем не так важно их число, сколько сам факт их наличия.

3.                Третьей особенностью семей, которые можно считать счастливыми, является официально зарегистрированный брак.

4.                Что же касается остальных характеристик того, как должна выглядеть типичная счастливая семья, то картина получается далекой от романтизма. Если идеальный мужчина для женщины – это в первую очередь такой мужчина, который способен обеспечить защиту от внешнего мира, то счастливая семья – это семья, в которой женщина чувствует себя «за мужем» как если и не за «каменной стеной», то хоть за какой-то спиной, и где основу материального благополучия семьи создает муж. Учитывая тот психологический пресс, под которым живут сегодня россиянки, а также набор и характер проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, это вряд ли может вызывать удивление.

5.                Значимость денежной стороны семейной жизни и роли мужа как «добытчика» и «кормильца» находит отражение и в представлениях женщин об «идеальном муже», главным требованием к которому со стороны россиянок выступает умение обеспечить материальный достаток. Эту сторону жизни нельзя недооценивать, так как она воспринимается женщинами в качестве важнейшей составляющей их равноправия с мужчиной. Вообще же ощущение равенства прав в семье оказывается важнейшей предпосылкой того, чтобы женщина считала свою семейную жизнь счастливой. [6; с. 51]

Особенно велика роль женщины-матери в воспитании детей. Мать закладывает основу будущей сознательной жизни ребенка, формирует направление, окраску, качество всех его стремлений и способностей.

При решении задачи развития человеческой духовности детей, ведущая роль должна принадлежать женщине-матери. В руках женщины — созидание культуры, семьи, спасение человечества и общества в трудных современных социально-экономических условиях. Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества. Ведь рождение, воспитание и совершенствование человеческой индивидуальности — процесс очень сложный, медленный и длительный.

В нашем обществе женщина-мать из-за рабской зависимости лишена возможности в полной мере созидательно работать над собой, лишена равноправия. Однако равноправие — не слепое подражание мужчинам. Надеть мужскую одежду, копировать поведение мужчины, особенно их дурные привычки, овладеть мужскими профессиями вовсе не означает достижение равноправия. Равноправие — это возможность созидать собственную духовность, индивидуальность, в неповторимом выражении которой лежит красота и гармония женщины-матери.

Чтобы женщина справилась с задачей духовного воспитания детей, ей необходимо развить в себе такие душевные качества, как любовь, милосердие, сострадание, терпимость, терпение, готовность к самопожертвованию, высочайшая нравственность, т.е. все то, что названо таким емким словом — духовность.

Истинная культура мысли прирастает культурой души и сердца женщины-матери, ее беспредельным совершенствованием. Лишь в этом истоки созидания, без которого невозможно постичь все величие, многообразие, сложность жизни человека. Призванная дать новую жизнь, женщина обязана создать условия для нормального развития этой жизни. Именно женщина-мать должна вести общество по ступенькам духовности. Поэтому она должна быть духовно образованной, закладывать зерна культуры и государственности. [2; с. 33]

Помимо духовных сторон института семьи важнейшая ее функция – продолжение рода.  Раньше во главе семьи стоял мужчина. Его первейшей обязанностью было обеспечивать семью. В обязанность жены входило блюсти очаг, рожать и растить детей, сохранять верность мужу. Дом для жены являлся основным местом приложения ее трудов и способностей. Деньги, наряды она получала из рук главы семьи. Порой мы жалеем женщин, которые жили по старым семейным законам, законам зависимости. Может быть напрасно? В тех зависимых женщинах жила накопленная многими поколениями привычка сознания, что глава содержит семью и отвечает за нее. Так уж исторически сложилось. Но шло время. Резкие социальные перемены привели к гибели патриархальной семьи. Брак стал союзом двух свободных и самостоятельных людей. Авторитет мужчины постепенно падал, вскоре он свелся почти к нулю, конечно в городе это произошло быстрее, чем в деревне, где в некоторых семья и по сей день мужчина глава семьи. В Гражданском кодексе понятие "глава семьи" вовсе отсутствует. По свидетельству социологии, люди теперь довольно часто характеризуют свою семью как семью без главы. Теперь иждивенцами в семье выступают только дети, их кормильцы – и папы, и мамы. Сейчас глава семьи – это уже не глава "по закону", а лидер. Главы как бы выбираются в семье с согласия окружающих. Социологи определяют нынешнее семейное главенство как "выполнение распорядительных, регулирующих функций, существенных для жизнедеятельности семьи…". Нужен ли современной семье глава? Нет, но лидер нужен обязательно, им может быть и мужчина, и женщина. У кого характер для лидерства больше подходит. Как для патриархальных семей, так для нынешних, демократических, верна классическая толстовская формула, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.          

Как распределяется домашний труд между супругами.  Актуальная социально-экономическая ситуация в России такова, что профессиональная деятельность женщины часто вызвана необходимостью обеспечить средний прожиточный минимум существования своей семьи. Совмещение работы и семьи - это основная причина ролевого напряжения.

Предпочитая сознательно и эмоционально одни и те же роли, женщины вынуждены выполнять их, практически, в последнюю очередь. От этого и возникает ощущение “раздваивания”, т.е. женщине не хватает физических  и временных ресурсов на реализацию наиболее значимых для нее ролей.

Способность работающей женщины получать эмоциональное удовлетворение от реализации семейных, и профессиональных ролей, а также согласованность между ценностно-эмоциональным и поведенческим выбором являются ключевыми факторами, способствующими снижению чувства внутренней ролевой конфликтности. Одной из основных причин ощущения работающими женщинами ролевого конфликта является невозможность реализации в поведении роли матери в той степени, которая соответствует месту этой роли в когнитивной и эмоциональной ролевой иерархии женщины.

Женщина занимается домашним хозяйством гораздо больше, чем мужчина, и не случайно социологи не спрашивают, ведут ли мужчины домашнее хозяйство, а спрашивают, помогают ли они женам в работе по дому. Мы довольны уже тем, что мужчина в семье является хорошим помощником женщины. Серьезной проблемой наших дней становится эмансипация… мужчины. Она нужна для полной эмансипации женщины и для укрепления семьи. Этот вывод не покажется столь парадоксальным, если семью рассматривать через призму социально-психологических основ ее формирования и существования. А такое рассмотрение семьи необходимо уже хотя бы тому, что она как социальное явление не может быть объяснена только социологическим анализом отношений в сфере домашнего туда между мужем и женой, родителями и детьми. [6; с. 64 - 65]

Социологи в основном сетуют на то, что женщина – равноправный член общества – остается в неравном положении в семье, что она закабалена мужем, детьми, бытом. По описаниям социологов, женщину после обзаведения семьей и особенно детьми ждут "кислый запах пеленок, пронзительный крик ребенка, бряцание цепей супружеской неволи", тяжелый и непроизводительный домашний труд, рост дискомфорта. И все же стремление женщины к созданию семьи велико. Даже если большую часть труда возьмет на себя муж, нагрузки женщины после замужества возрастают, и все же семья создается. Чувство любви, стремление быть всегда вместе – вот сила, созидающая семью. 


2. Семья и женщина: современные тенденции.

Одним из крупнейших событий последнего десятилетия в формировании семьи является рост числа нерегистрируемых браков, который сопровождается растущим одобрением такого способа совместного проживания. Такая тенденция в оценке брака наблюдается почти во всех этих странах. Различны лишь темпы изменения этой оценки. Взгляд на брак, как на пережиток, почти в равной мере распространен среди мужчин и женщин (среди мужчин немного больше). Понятно, что это мнение в большей степени отличает людей молодых.

Согласно проведенным исследованиям российских социологов, наметились следующие тенденции роли семьи в жизни женщин.

Подавляющее большинство респондентов отметили положительную роль семьи в адаптации, приспособлении человека к изменяющимся условиям, т.е. как раз применительно к той ситуации, которую переживает сейчас наша страна.

Распределение респондентов по ответам на вопрос: “Если взвесить все “за” и “против”, то лично Вам сейчас Ваша семья скорее мешает или помогает адаптироваться, приспособиться к изменяющимся условиям?” (в %)

Больше половины (58,1%) женщин сказали, что семья для них обычно является психологическим убежищем в стрессовых ситуациях. Треть респонденток (32,0%) затруднились оценить роль семьи в таких ситуациях. И только 5,9% ответили, что семья при стрессах усиливает у них состояние дискомфорта. Схожим получилось и распределение ответов у мужчин. Положительную роль семьи при стрессах отметили 58,1% (ровно столько же, сколько и у женщин), нейтральную – 30,9% и негативную – 5,5%. Остальные респонденты сказали, что стрессовых ситуаций у них не бывает.

В отношении женщин сами женщины дают еще более единодушную позитивную оценку роли семьи. 79,3% респонденток полагают, что семья является опорой в жизни современной женщины. Как помеху для женщины ее расценивают лишь 3,1% женщин. Практически столько же респондентов (3,7% женщин) думают, что наличие семьи не имеет значения для женщины.

Как бы далеко не шагнула эмансипация, все равно главным предназначением женщины является рождение и воспитание детей. Отрадным является тот факт, что подавляющее большинство респонденток (83,3%), участвовавших в исследовании, хотят иметь детей, причем 36,7% из них готовы к материнству даже в том случае, если семьи не будет или она по каким-то причинам не сложится. Всего 3,3% ответили отрицательно – нет, и 13,3% еще не решили, или пока не задумывались над этим вопросом.

При опросе молодых девушек, отрадным является тот факт, что почти все девушки (90,0%) ответили, что воспитанием детей должны заниматься только родители. Эти данные говорят о том, что они уже сейчас серьезно задумываются об ответственном материнстве. 8,3% респонденток основательно надеяться на помощь старшего поколения и 6,7% считают, что дети должны воспитываться в специализированных учреждениях. И всего 3,3% девушек считают, что воспитание своего ребенка можно доверить няням и гувернанткам и 3,3% думают, что дети не нуждаются в особом воспитании.

Следующей важной характеристикой, связанной с формированием семьи, является мнение, что для того, чтобы ребенок рос и развивался, нет необходимости в обоих родителях, а  желание иметь детей люди во все меньшей степени связывают с созданием семьи.

Растет количество женщин, которые хотят воспитывать ребенка без отца.         Таким образом, взгляды на создание семьи и брака претерпели существенные изменения, свидетельствующие о девальвации традиционной формы совместной жизни – семьи, сформировавшейся на основе брака. Одновременно все большую поддержку получает мнение о том, что для нормального роста и воспитания ребенка нет необходимости иметь обоих родителей, а также оправдывается намерение и поведение женщины, желающей воспитывать ребенка без отца. [3; с. 18 - 20]

Еще одной современной тенденцией отношений женщины к семье  является ролевой конфликт работающей женщины. Профессиональная деятельность, способствуя реализации творческого личностного потенциала, развитию ощущения личной независимости и самоценности, одновременно сокращает время самореализации женщины в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и конфликту.

Актуальная социально-экономическая ситуация в России такова, что профессиональная деятельность женщины часто вызвана необходимостью обеспечить средний прожиточный минимум существования своей семьи. Совмещение работы и семьи основная причина ролевого напряжения.

Ролевой конфликт у работающей женщины возникает вследствие большого количества ролей, в выполнение которых она вовлечена (роли семейной и профессиональных сфер); вследствие противоречивых требований, предъявляемых этими ролями и нехватки физических ресурсов для полноценного их выполнения. Он также может быть вызван неоправданно завышенными требованиями и ролевыми нормами, которые  устанавливает сама женщина.

Таким образом, ролевой конфликт воспринимается женщиной как ощущение раздвоенности между семьей и работой, как острая нехватка  времени и сил, как чувство вины перед семьей и отсутствие одобрения своей работы со стороны мужа.

При анализе ролевых иерархий (эмоциональной, когнитивной и поведенческой) была отмечена следующая общая тенденция для всех работающих женщин: существует несоответствие между ценностным и эмоциональным ролевым предпочтением с одной стороны и реализацией ролей в поведении – с другой. Особенно ярко это противоречие видно относительно ролей “матери” и “женщины”.

Предпочитая сознательно и эмоционально одни и те же роли, женщины вынуждены выполнять их, практически, в последнюю очередь. От этого и возникает ощущение “раздваивания”, т.е. женщине не хватает физических  и временных ресурсов на реализацию наиболее значимых для нее ролей. [1; с. 83]

В заключение нужно сказать еще о двух важных моментах, помогающих понять место семьи в жизни россиянок. Это их представления о том, для чего нужен официальный брак и их отношение к внебрачным связям.

Что касается официального брака, то его основную функцию россиянки видят в полноценном воспитании детей (28,8%). Еще 27,3% отмечают, что женщина при этом чувствует себя уверенней и 9,5% – что он создает материальную опору семьи.

Как видим, две трети россиянок убеждены в преимуществах официального брака. При этом 17,8% их, в основном из числа молодежи, считают, что официальный брак не нужен, главное – чтобы рядом просто был мужчина, и еще 13,0%, также главным образом молодежь, полагают, что для современной женщины брак (будь он официальный или гражданский) вообще неважен, т.к. она может практически всего, что для нее в жизни важно, добиться одна.

При этом женщины, имеющие счастливую семью, заметно чаще других говорят о том, что именно официальный брак придает женщине уверенность и создает предпосылки для полноценного воспитания детей.

Что же касается отношения к внебрачным связям, то положительно к ним относятся всего 9,8% россиянок, считающих, что нельзя ограничивать сексуальную жизнь одним партнером. 57,0% считают, что в принципе это нехорошо, но в жизни всякое может случиться. И треть (33,1%) российских женщин считает, что это предательство по отношению к супругу, которое в принципе недопустимо. Причем среди тех, кто уже создал счастливую семью, доля женщин, считающих внебрачные связи предательством, составляет почти 40%, а допускающих их – 8,2%. [3; с. 41]

Несмотря на все вышеперечисленные тенденции, семья была и остается важнейшим социальным институтом. Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе связаны с семьей, она – естественная часть этой жизни, особенно для женщины.

Заключение

Таким образом, семья – это особый, очень значимый и эмоционально окрашенный тип партнерства, целью которого является воспитание детей. При этом предполагается, что в силу самоценности семьи каждая сторона этого партнерства должна идти ради ее интересов на определенные жертвы. При этом неверность, попытки измены воспринимаются очень тяжело не столько из-за любовной травмы, сколько по причине нарушения основных принципов существования этого партнерства, как признак ненадежности и предательства.

И если семейный тип партнерства действительно реализуется на практике, то никакие разногласия по конкретным поводам, в том числе распределения семейных денег, не идут женщине и семье во вред, а женщина чувствует себя достаточно уверенно и защищенно. Более того, даже если мужчина не может обеспечить семье приемлемый уровень жизни, но честно старается сделать это (работает, пытается подрабатывать, не пьет), то женщина, как правило, довольна своей семейной жизнью.

Повышение общего уровня благосостояния общества, налаживание всех отраслей индустрии потребления, совершенствование детских дошкольных учреждений и т.д. позволит не уйти в сторону деэмансипации женщины, вынужденной традиционализации семьи. При этом семья должна иметь все условия для свободного выбора формы своей жизнедеятельности.











Список литературы

1.                 Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины //Вопросы психологии. – 1989. - №5.

2.           Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. – 2000. - №1.

3.                 Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социальные исследования. - 1997. - № 7

4.                 Семья в Российской Федерации//Статистический сборник материалов. М.: 1994 г.

5.                Семья в России//Научный общественно-политический журнал.№2, 1996 г.

6.                 Феминология. Семьеведение//Под редакцией Шинелевой Л.Т., М.: Издательство МГСУ «Союз», 1997 г.