Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Содержание
Введение................................................................................................................................................................. 3
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья................... 4
Заключение...................................................................................................................................................... 14
Список использованной литературы...................................................................................... 15
Введение
В начале 90-х годов Россия приняла три документа ООН, позволившие перейти специальному образованию на новый этап развития. Конвенция о правах ребенка и декларации "О правах умственно отсталых" и "О правах инвалидов" заставили государство и общество взглянуть на "аномальных" людей иначе. В Западной Европе эти документы были приняты еще в 70-е годы, когда права людей с ограниченными возможностями отстаивались наравне с правами политических, расовых и других меньшинств. Повторяем опыт Запада? Не совсем. У нас иные социокультурные условия. Гуманное отношение к инвалидам декларируется в ситуации резкого ухудшения жизни. Получается, что накопленный зарубежный опыт интеграции людей с трудностями в нашей ситуации не подходит. Необходимы свои разработки.
Более 70 лет Институт коррекционной педагогики Российской академии образования систематически изучает контингент детей с трудностями и обеспечивает государственную систему коррекционного образования методиками их диагностики, выявления и обучения. Сегодня, обобщая и опираясь на труды великих ученых - Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, И.А.Соколянского, Р.Е.Левиной, Ф.Ф.Рау и многих других, – специалисты института разрабатывают новые концепции специального образования. В лабораториях ИКП создаются методики развивающего обучения, которые применяются при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта, эмоциональные нарушения и сложную структуру дефекта.
Приоритет гуманистического подхода к образованию делает особо актуальной проблему создания адекватных условий образования и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы: описать образование детей с ограниченными возможностями здоровья на примере г. Екатеринбург.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Основной задачей 2002 года было развитие комплекса условий, обеспечивающих доступность и адаптивность системы образования к особенностям развития детей с ограниченными возможностями, их позитивную социализацию[1].
Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений в Екатеринбурге остается стабильной на протяжении последних лет (табл. 1).
Таблица 1
Сеть специального (коррекционного) образования Екатеринбурга
Показатели |
Ед. измерения |
1998- 1999 |
1999- 2000 |
2000- 2001 |
2001- 2002 |
2002- 2003 |
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения (19) |
I вида – ОУ № 89, 139 II вида – ОУ № 126 IV вида – ОУ № 78 V вида – ОУ № 56, 58 VI вида – ОУ № 31 VII вида – ОУ № 220, 18 VIII вида – ОУ № 42, 34, 73, 101, 111, 118, 123, 158, 169, 172 |
2 1 1 2 1 1 10 |
2 1 1 2 1 1 10 |
2 1 1 2 1 1 10 |
2 1 1 2 1 1 10 |
2 1 1 2 1 2 10 |
Из них школ - интернатов (11) |
ОУ №№: 18, 42, 31, 56, 58, 78, 89, 101, 111, 126, 139 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 (+ ОУ №18) |
Количество уч-ся в С(к)ОУ |
|
|
3471 |
4429 470 классов |
4328 374 класса |
3816 376 класса |
Специальные (коррекционные) классы VII вида |
Компенсирующие классы Классы VII вида |
44 270 |
98 350 |
70 400 |
95 255 |
50 (642 уч.) 245 |
Количество учащихся в специальных (коррекционных) классах VII вида |
|
|
4561 |
4472 |
2773 |
2494 |
ПМПК |
Верх-Исетский – 1 Железнодорожный – 1 Кировский – 1 Ленинский – 2 Октябрьский – 2 Орджоникидзевский – 2 Чкаловский – 1 Город – 1 |
7 |
7 |
7 |
10 |
11 |
ППМС-центры |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Общее количество детей |
|
7518 |
8032 |
8901 |
7101 |
6310 |
Из них детей-инвалидов |
|
|
2287 |
2896 |
2818 |
2918 |
Структурно система специального (коррекционного) образования включает следующие виды образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
· неслышащих детей (I вид) – ОУ №№ 89, 139;
· слабослышащих и позднооглохших (II вид) – ОУ № 126;
· слабовидящих (IVвид) – ОУ № 78;
· с тяжелыми нарушениями речи (V вид) – ОУ №№ 56, 58;
· с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI вид) – ОУ № 31;
· с задержкой психического развития (VII вид) – ОУ №№ 220, 18;
· умственноотсталых детей (VIII вид) – ОУ №№ 73, 101, 158, 172, 123, 169, 42, 111, 34, 118[2].
В общеобразовательных учреждениях города организованы специальные (коррекционные) классы VII вида для детей имеющих задержку психического развития и классы компенсирующего обучения.
Дети-инвалиды получают образование как в общеобразовательных, так и во всех видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений города.
Диагностическое и консультативно-профилактическое направление выполняют 11 психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и два центра психолого-педагогической и медико-социального сопровождения (ППМС центры): "Центр семья и школа" (Верх-Исетский район), МОУ ДО "Центр дополнительного образования детей с проблемами в развитии" (Орджоникидзевский район).
Из анализа сети специальных (коррекционных) ОУ в г. Екатеринбурге видно:
· увеличение количества специальных (коррекционных) ОУ на одно, за счет ОУ № 18, Орджоникидзевского района. В среднем количество обучающихся в специальных (коррекционных) ОУ ежегодно уменьшается за счет снижения общего уровня рождаемости. В 2002-2003 уч. году количество учащихся составило 3816 (376 классов);
· в 2001-2002 уч. году наблюдалось увеличение количества классов компенсирующего обучения на 2 ступени образования с 70 до 95. Увеличение данного вида классов прослеживалось в Ленинском, Октябрьском, Орджоникидзевском районах, что позволяло предположить недостаточность сформированности оптимальной модели психолого-медико-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы;
В течение последних трех лет прослеживается тенденция сокращения количества учащихся в специальных (коррекционных) классах VII вида – было 4472 учащихся (400 кл.), стало 2494 (245 кл.). Сокращение данного вида классов прослеживается в Октябрьском, Чкаловском и Кировском районах[3].
В 2002 году увеличилось количество сертифицированных ПМПК Екатеринбурга, имеющих статус областных комиссий (в 2000 году было 7, в 2002 стало 11). Увеличение произошло за счет дифференциации – выделились комиссии для обследования детей, имеющих нарушения зрения в Орджоникидзевском районе, обследование детей дошкольного возраста в Ленинском районе, открылась комиссия в Железнодорожном районе.
Всего в специальных (коррекционных) ОУ и специальных коррекционных классах при общеобразовательных школах города наблюдается снижение общего количества учащихся с 8901 до 6310, но вместе с этим, среди них, наблюдается увеличение числа детей-инвалидов с 2896 до 2918 (табл. 2).
Таблица 2
Комплектование специальных (коррекционных) ОУ, классов (групп) в районах г. Екатеринбурга[4]
Район |
Всего осмотрено школьников |
Всего осмотрено дошкольников |
Приняты в специальные (коррекционные) ОУ, классы (группы) |
Верх-Исетский (1 ПМПК) |
655 |
444 |
Дошк. – 439 Шк. – 419 Глуб. у/о – 5 |
Железнодорожный (1 ПМПК) |
43 |
211 |
Дошк. – 190 Шк. – 43 Глуб.у/о – 2 |
Кировский (1 ПМПК) |
24 |
345 |
Дошк. – 337 Шк. – 15 Глуб. у/о – 5 |
Ленинский (2 ПМПК) |
98 |
486 |
Дошк. – 464 Шк. – 98 Глуб. у/о – 1 |
Октябрьский (1 ПМПК) |
41 |
629 |
Дошк. – 626 Шк. – 418 Глуб. у/о – 6 |
Орджоникидзевский (2 ПМПК) |
350 |
232 |
Дошк. – 176 Шк. – 350 Глуб. у/о – 1 |
Чкаловский (1 ПМПК) |
164 |
216 |
Дошк. – 197 Шк. – 151 Глуб. у/о – 5 |
ПМПК (по слуху) |
38 |
14 |
Дошк. – 14 Шк. – 38 |
ИТОГО |
1900 |
2865 |
Дошк. – 2607 Шк. – 1559 Глуб. у/о – 25 |
Организация и содержание специального (коррекционного) образования г. Екатеринбурга осуществлялись в соответствии с региональным подходом к его развитию, сущность которого заключается в создании условий, гарантирующих равные права на получение образования детей независимо от возможностей и способностей.
Реализация данной задачи в 2002 году осуществлялась в системе через следующие результаты конкретной деятельности:
· введение в практику работы специальных (коррекционных) ОУ вновь разработанных региональных нормативно-правовых документов;
· организация и проведение итоговой аттестации выпускников СКШ г. Екатеринбурга в соответствии с требованиями МО и ПО СО;
· проведение лицензирования и аттестации МО и ПО СО всех С(к)ОУ города;
· ежегодная сертификация и приведение в соответствие с нормативными документами МО и ПО СО деятельности ПМПК; деятельности специальных (коррекционных) ОУ в части организации формы индивидуального обучения на дому;
· участие специалистов управлений образования Екатеринбурга в работе рабочей группы МО ПО СО по разработке нормативно-правовых документов регионального уровня;
· присвоение МОУ специальной (коррекционной) школе VIII вида № 123 г. Екатеринбурга статуса экспериментальной площадки МО и ПО СО для проведения исследований, связанных с социально-трудовой адаптацией умственно-отсталых детей-инвалидов;
· проведение серии областных семинаров на базе ОУ № 123 Кировского района на темы: "Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта" и на базе ОУ №220 Ленинского района " Содержание и организация обучения в специальном (коррекционном) ОУ VII вида;
· в целях обобщения опыта работы по социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования в РФ проведен педагогический марафон учителей образовательной области "Технология" специальных (коррекционных) школ г. Екатеринбурга по теме "Модернизация специального (коррекционного) образования в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья". В ходе марафона был обобщен опыт работы ОУ № 31,VI вида по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, выявлены проблемы и обозначены пути их решения в условиях модернизации образовательного комплекса г. Екатеринбурга[5].
Для разностороннего развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья широко использовались возможности системы дополнительного образования. В образовательных учреждениях организованы кружки коррекционной направленности: декоративно-прикладного творчества, художественно-эстетического, спортивного, танцевального и других направлений.
Коллективы специальных (коррекционных) образовательных учреждений широко участвуют в ежегодных районных, городских фестивалях "Дорога удачи" и "Город друзей", региональном фестивале "Мы все можем", творческих выставках. Коллектив театра мимики и жеста ОУ № 126 стал лауреатом второго регионального фестиваля детских и юношеских коллективов "Радуга талантов" в г. Тобольске, танцевальная студия "Жест" ОУ №139 лауреатом областного фестиваля "Уральские звездочки".
Особое внимание направлено на развитие физкультуры и спорта, здоровьесберегающих технологий в учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. С октября по май 2002 года проходила городская спартакиада по нескольким видам спорта (кросс "Золотая осень", мини-футбол, зимний футбол, "Веселые старты", "Чудо – шашки", лыжные гонки, настольный теннис, конькобежные соревнования, легкоатлетическая эстафета, дартс), в которой приняли участие 850 учащихся специальных (коррекционных) школ. Семь учащихся ОУ № 89 являются членами сборной области, а трое – сборной России по спортивному ориентированию, учащийся 9а класса Виктор Дингес завоевал золотую медаль на чемпионате Европы (Венгрия) по спортивному ориентированию, учащиеся этой школы принимали участие в XIX Всемирных летних играх в Италии среди глухих детей. В 2002 году учащиеся С(к)ОУ № 73, 172, 123 принимали участие в спортивно- оздоровительных мероприятиях по программе "Специальная олимпиада" и были награждены дипломами специального олимпийского комитета Свердловской области за участие во всех программах "Специальной олимпиады", по итогам соревнований дети будут защищать честь России на Всемирных специальных олимпийских играх в 2003 г. в Ирландии[6].
Много внимания уделяется проблеме оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья. В специальных (коррекционных) ОУ созданы все условия для психолого-педагогической и медицинской реабилитации: щадящий режим дня, сокращенное количество детей в классе (от 5 до 12 человек), в течение дня дополнительные прогулки, динамические паузы, наличие физиотерапевтических, массажных кабинетов, саун, бассейнов, ЛФК, кислородных коктейлей и фитобаров, комнат психологической разгрузки.
В период летних оздоровительных кампаний были оздоровлены (табл. 3):
Таблица 3
Организованные формы оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья в 2002 году
Организованные формы отдыха и оздоровления |
2000-2001 |
2001-2002 |
Детские оздоровительные лагеря различных типов |
354 |
460 |
Другие оздоровительные учреждения |
20 |
299 |
Отдых за пределами Свердловской области |
788 |
454 |
В санаториях- профилакториях |
12 |
164 |
Всего отдохнуло |
1162 |
1213 |
Важным критерием оценки эффективности деятельности специальных (коррекционных) ОУ является социализация их выпускников.
Особое внимание уделяется допрофессиональной ориентации и профессиональной подготовке учащихся специальных (коррекционных) ОУ. Прослеживается качественная организация допрофессиональной ориентации будущих выпускников СКШ и родителей на успешность в достижении поставленной цели в ОУ №№ 31, 158, 220 Ленинского района. Педагогами этих школ разработано и апробируется 11 образовательных программ: "Обувное дело", "Машинопись и делопроизводство", "Вязание", "Керамика и прикладное творчество", "Керамист", "Белошвейка", "Умелые руки", "Клубочки", "Музыкальные занятия", "Человек познает мир", "Слесарь-сборщик легких металлоконструкций". Все программы имеют сертификаты. Учащиеся этих школ проходят обучение на базе мастерских УК Минстроя России.
Существующая определенная изолированность системы специального (коррекционного) образования от системы общего образования обусловлена:
· несоответствием системы подготовки повышения квалификации педагогических кадров целям и задачам специального (коррекционного) образования, ориентации на "узкого" специалиста;
· неготовностью ряда педагогов осуществлять коррекционную деятельность, реализовывать индивидуально ориентированные образовательные и реабилитационные программы.
В 2002 г. в системе специального (коррекционного) образования г. Екатеринбурга Управлением образования города были созданы необходимые условия для решения данных негативных тенденций:
1. В рамках ассоциации педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений города проведены серии совещаний и семинаров-практикумов для руководителей специальных школ, учителей-логопедов, учителей-дефектологов:
· создана система городских методических объединений логопедов на тему "Инновационные технологии в работе логопедов";
· проводятся семинары для руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, раскрывающие проблемы и пути решения лицензирования и аттестации образовательных учреждений, нормативно-правовой обеспеченности и проблемы программно-методического обеспечения процесса управления, организации научно-методической работы в СКШ;
· для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений были проведены семинары-практикумы. Например, для учителей-логопедов города проведены мастер-классы: учителя-логопеда ОУ №176 Е.Н. Приходько на тему "Особенности речи детей с ЗПР: обследование, диагностика, коррекция", учителя-логопеда ОУ № 56 Т.Н. Рубцовой "Развитие оптико-пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"; мастер-класс для сурдопедагогов города "Нетрадиционные формы обучения и воспитания, коррекционно-развивающее сопровождение детей с нарушениями слуха", на базе РНПЦ "Бонум".
2. Центром "Развивающее обучение" проведены курсы повышения квалификации педагогов работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида в объеме 120 часов, на базе ОУ № 152 Ленинского района.
3. Педагоги общеобразовательных учреждений Октябрьского района, работающих на классах коррекции прошли курсы переподготовки на базе УрГПУ ИСО.
4. Систематическую и эффективную работу ведет Центр "Семья и школа" Верх-Исетского района по повышению профессионализма учителей-логопедов, педагогов-дефектологов через систему методических объединений, семинаров, самообразования. В работе с кадрами в районе сформирована система знаний по оказанию помощи в условиях школьных и дошкольных логопунктов, использованию в практике новых технологий коррекционно-развивающего обучения и воспитания ("Сценарные уроки по коррекции письменной речи у детей с ЗПР", нормализация речи заикающихся подростков "речь с рукой"), формируется система мероприятий по преемственности в работе педагогов специальных (коррекционных) групп ДОУ, усовершенствована система подготовки логопедов к работе в ПМПК.
В рамках ассоциации педагогов С(К)ОУ города на постоянной основе проводились совещания-семинары учителей-логопедов и учителей-дефектологов, на которых рассматривались инновационные технологии в области реабилитации детей с отклонениями в развитии, вопросы преемственности между специалистами ДОУ И ОУ.
Заключение
Одним из приоритетов современной государственной политики по праву считается социальная реабилитация инвалидов. Она направлена на максимально возможную интеграцию лиц с ограничением жизнедеятельности в обществе, опирается на гарантии их прав и предполагает их социальную защиту, восстановление и компенсацию нарушенных функций организма и утраченных связей с социальным окружением. В этих условиях проблема статуса и существование системы специального образования, неопределенности судеб увеличивающегося числа детей с различными отклонениями, приобретают чрезвычайную актуальность и получают большой социальный резонанс. При отсутствии должного специального образования требующего особенного внимания и дополнительных расходов, к их физическим или психическим недостаткам могут прибавиться еще и опасные социальные отклонения: преступность, бродяжничество, нищенство, тунеядство, наркомания, алкоголизм. Число детей с проблемами в здоровье среди новорожденных составляет 85 %, из них 30% нуждается в реабилитации, 40% в коррекционной психолого-педагогической помощи. Растет число детей со сложной структурой дефекта.
Таким образом, можно констатировать, что в системе специального (коррекционного) образования г. Екатеринбурга наметилась устойчивая тенденция изменения целей, задач и содержания образования, обеспечивающая каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, право на получение образования с учетом глубины и структуры дефекта.
Список использованной литературы
1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 352 с.
2. Быков Д. А. Обучение детей с ограниченными возможностями в США и Великобритании // Педагогика. - 2004. - N 6. - С. 94-98
3. Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – 63 с.
[1] Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – с.41
[2] Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – с.42
[3] Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – с.43
[4] Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – с.44
[5] Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – с.45
[6] Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – с.46