Образование детей с ограниченными возможностями здоровья




Содержание


Введение................................................................................................................................................................. 3

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья................... 4

Заключение...................................................................................................................................................... 14

Список использованной литературы...................................................................................... 15



Введение


В начале 90-х годов Россия приняла три документа ООН, позволившие перейти специальному образованию на новый этап развития. Конвенция о правах ребенка и декларации "О правах умственно отсталых" и "О правах инвалидов" заставили государство и общество взглянуть на "аномальных" людей иначе. В Западной Европе эти документы были приняты еще в 70-е годы, когда права людей с ограниченными возможностями отстаивались наравне с правами политических, расовых и других меньшинств. Повторяем опыт Запада? Не совсем. У нас иные социокультурные условия. Гуманное отношение к инвалидам декларируется в ситуации резкого ухудшения жизни. Получается, что накопленный зарубежный опыт интеграции людей с трудностями в нашей ситуации не подходит. Необходимы свои разработки.

Более 70 лет Институт коррекционной педагогики Российской академии образования систематически изучает контингент детей с трудностями и обеспечивает государственную систему коррекционного образования методиками их диагностики, выявления и обучения. Сегодня, обобщая и опираясь на труды великих ученых - Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, И.А.Соколянского, Р.Е.Левиной, Ф.Ф.Рау и многих других, – специалисты института разрабатывают новые концепции специального образования. В лабораториях ИКП создаются методики развивающего обучения, которые применяются при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта, эмоциональные нарушения и сложную структуру дефекта.

Приоритет гуманистического подхода к образованию делает особо актуальной проблему создания адекватных условий образования и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель работы: описать образование детей с ограниченными возможностями здоровья на примере г. Екатеринбург.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья


Основной задачей 2002 года было развитие комплекса условий, обеспечивающих доступность и адаптивность системы образования к особенностям развития детей с ограниченными возможностями, их позитивную социализацию[1].

Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений в Екатеринбурге остается стабильной на протяжении последних лет (табл. 1).

Таблица 1

Сеть специального (коррекционного) образования Екатеринбурга

Показатели 

Ед. измерения 

1998- 1999 

1999- 2000 

2000- 2001 

2001- 2002 

2002- 2003 

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения (19) 

I вида – ОУ № 89, 139 

II вида – ОУ № 126 

IV вида – ОУ № 78 

V вида – ОУ № 56, 58 

VI вида – ОУ № 31 

VII вида – ОУ № 220, 18 

VIII вида – ОУ № 42, 34, 73, 101, 111, 118, 123, 158, 169, 172 

10  

10  

10  

10  

10  

Из них школ - интернатов (11) 

ОУ №№:  18, 42, 31, 56, 58, 78, 89, 101, 111, 126, 139 

10 

10 

10 

10 

11 (+ ОУ №18) 

Количество уч-ся в С(к)ОУ 



3471 

4429 470 классов 

4328 374 класса 

3816 

376 класса 

Специальные (коррекционные) классы VII вида 

Компенсирующие классы 

Классы VII вида 

44  

 270 

98  

350 

70  

400 

95  

255 

50 (642 уч.) 245

Количество учащихся в специальных (коррекционных) классах VII вида 



4561

4472

2773

2494

ПМПК 

Верх-Исетский – 1 

Железнодорожный – 1 

Кировский – 1 

Ленинский – 2 

Октябрьский – 2 

Орджоникидзевский – 2 

Чкаловский – 1 

Город – 1 

7

7

7

10

11

ППМС-центры 


2

2

2

2

2

Общее количество детей 


7518

8032

8901

7101

6310

Из них детей-инвалидов 



2287

2896

2818

2918


Структурно система специального (коррекционного) образования включает следующие виды образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

·        неслышащих детей (I вид) – ОУ №№ 89, 139;

·        слабослышащих и позднооглохших (II вид) – ОУ № 126;

·        слабовидящих (IVвид) – ОУ № 78;

·        с тяжелыми нарушениями речи (V вид) – ОУ №№ 56, 58;

·        с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI вид) – ОУ № 31;

·        с задержкой психического развития (VII вид) – ОУ №№ 220, 18;

·        умственноотсталых детей (VIII вид) – ОУ №№ 73, 101, 158, 172, 123, 169, 42, 111, 34, 118[2].

В общеобразовательных учреждениях города организованы специальные (коррекционные) классы VII вида для детей имеющих задержку психического развития и классы компенсирующего обучения.

Дети-инвалиды получают образование как в общеобразовательных, так и во всех видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений города.

Диагностическое и консультативно-профилактическое направление выполняют 11 психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и два центра психолого-педагогической и медико-социального сопровождения (ППМС центры): "Центр семья и школа" (Верх-Исетский район), МОУ ДО "Центр дополнительного образования детей с проблемами в развитии" (Орджоникидзевский район).

Из анализа сети специальных (коррекционных) ОУ в г. Екатеринбурге видно:

·        увеличение количества специальных (коррекционных) ОУ на одно, за счет ОУ № 18, Орджоникидзевского района. В среднем количество обучающихся в специальных (коррекционных) ОУ ежегодно уменьшается за счет снижения общего уровня рождаемости. В 2002-2003 уч. году количество учащихся составило 3816 (376 классов);

·        в 2001-2002 уч. году наблюдалось увеличение количества классов компенсирующего обучения на 2 ступени образования с 70 до 95. Увеличение данного вида классов прослеживалось в Ленинском, Октябрьском, Орджоникидзевском районах, что позволяло предположить недостаточность сформированности оптимальной модели психолого-медико-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы;

В течение последних трех лет прослеживается тенденция сокращения количества учащихся в специальных (коррекционных) классах VII вида – было 4472 учащихся (400 кл.), стало 2494 (245 кл.). Сокращение данного вида классов прослеживается в Октябрьском, Чкаловском и Кировском районах[3].

В 2002 году увеличилось количество сертифицированных ПМПК Екатеринбурга, имеющих статус областных комиссий (в 2000 году было 7, в 2002 стало 11). Увеличение произошло за счет дифференциации – выделились комиссии для обследования детей, имеющих нарушения зрения в Орджоникидзевском районе, обследование детей дошкольного возраста в Ленинском районе, открылась комиссия в Железнодорожном районе.

Всего в специальных (коррекционных) ОУ и специальных коррекционных классах при общеобразовательных школах города наблюдается снижение общего количества учащихся с 8901 до 6310, но вместе с этим, среди них, наблюдается увеличение числа детей-инвалидов с 2896 до 2918 (табл. 2).

Таблица 2

Комплектование специальных (коррекционных) ОУ, классов (групп) в районах г. Екатеринбурга[4]

Район

Всего осмотрено школьников

Всего осмотрено дошкольников

Приняты в специальные (коррекционные) ОУ, классы (группы)

Верх-Исетский (1 ПМПК)

655

444

Дошк. – 439 

Шк. – 419 

Глуб. у/о – 5 

Железнодорожный (1 ПМПК)

43

211

Дошк. – 190 

Шк. – 43 

Глуб.у/о – 2 

Кировский (1 ПМПК)

24

345

Дошк. – 337 

Шк. – 15 

Глуб. у/о – 5 

Ленинский (2 ПМПК)

98

486

Дошк. – 464 

Шк. – 98 

Глуб. у/о – 1 

Октябрьский (1 ПМПК)

41

629

Дошк. – 626 

Шк. – 418 

Глуб. у/о – 6 

Орджоникидзевский (2 ПМПК)

350

232

Дошк. – 176 

Шк. – 350 

Глуб. у/о – 1 

Чкаловский (1 ПМПК)

164

216

Дошк. – 197 

Шк. – 151 

Глуб. у/о – 5 

ПМПК (по слуху)

38

14

Дошк. – 14 

Шк. – 38 

ИТОГО

1900

2865

Дошк. – 2607 

Шк. – 1559 

Глуб. у/о – 25 


Организация и содержание специального (коррекционного) образования г. Екатеринбурга осуществлялись в соответствии с региональным подходом к его развитию, сущность которого заключается в создании условий, гарантирующих равные права на получение образования детей независимо от возможностей и способностей.

Реализация данной задачи в 2002 году осуществлялась в системе через следующие результаты конкретной деятельности:

·        введение в практику работы специальных (коррекционных) ОУ вновь разработанных региональных нормативно-правовых документов;

·        организация и проведение итоговой аттестации выпускников СКШ г. Екатеринбурга в соответствии с требованиями МО и ПО СО;

·        проведение лицензирования и аттестации МО и ПО СО всех С(к)ОУ города;

·        ежегодная сертификация и приведение в соответствие с нормативными документами МО и ПО СО деятельности ПМПК; деятельности специальных (коррекционных) ОУ в части организации формы индивидуального обучения на дому;

·        участие специалистов управлений образования Екатеринбурга в работе рабочей группы МО ПО СО по разработке нормативно-правовых документов регионального уровня;

·        присвоение МОУ специальной (коррекционной) школе VIII вида № 123 г. Екатеринбурга статуса экспериментальной площадки МО и ПО СО для проведения исследований, связанных с социально-трудовой адаптацией умственно-отсталых детей-инвалидов;

·        проведение серии областных семинаров на базе ОУ № 123 Кировского района на темы: "Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта" и на базе ОУ №220 Ленинского района " Содержание и организация обучения в специальном (коррекционном) ОУ VII вида;

·        в целях обобщения опыта работы по социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования в РФ проведен педагогический марафон учителей образовательной области "Технология" специальных (коррекционных) школ г. Екатеринбурга по теме "Модернизация  специального (коррекционного) образования в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья". В ходе марафона был обобщен опыт работы ОУ № 31,VI вида по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, выявлены проблемы и обозначены пути их решения в условиях модернизации образовательного комплекса г. Екатеринбурга[5].

Для разностороннего развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья широко использовались возможности системы дополнительного образования. В образовательных учреждениях организованы кружки коррекционной направленности: декоративно-прикладного творчества, художественно-эстетического, спортивного, танцевального и других направлений.

Коллективы специальных (коррекционных) образовательных учреждений широко участвуют в ежегодных районных, городских фестивалях "Дорога удачи" и "Город друзей", региональном фестивале "Мы все можем", творческих выставках. Коллектив театра мимики и жеста ОУ № 126 стал лауреатом второго регионального фестиваля детских и юношеских коллективов "Радуга талантов" в г. Тобольске, танцевальная студия "Жест" ОУ №139 лауреатом областного фестиваля "Уральские звездочки".

Особое внимание направлено на развитие физкультуры и спорта, здоровьесберегающих технологий в учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. С октября по май 2002 года проходила городская спартакиада по нескольким видам спорта (кросс "Золотая осень", мини-футбол, зимний футбол, "Веселые старты", "Чудо – шашки", лыжные гонки, настольный теннис, конькобежные соревнования, легкоатлетическая эстафета, дартс), в которой приняли участие 850 учащихся специальных (коррекционных) школ. Семь учащихся ОУ № 89 являются членами сборной области, а трое – сборной России по спортивному ориентированию, учащийся 9а класса Виктор Дингес завоевал золотую медаль на чемпионате Европы (Венгрия) по спортивному ориентированию, учащиеся этой школы принимали участие в XIX Всемирных летних играх в Италии среди глухих детей. В 2002 году учащиеся С(к)ОУ № 73, 172, 123 принимали участие в спортивно- оздоровительных мероприятиях по программе "Специальная олимпиада" и были награждены дипломами специального олимпийского комитета Свердловской области за участие во всех программах "Специальной олимпиады", по итогам соревнований дети будут защищать честь России на Всемирных специальных олимпийских играх в 2003 г. в Ирландии[6].

Много внимания уделяется проблеме оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья. В специальных (коррекционных) ОУ созданы все условия для психолого-педагогической и медицинской реабилитации: щадящий режим дня, сокращенное количество детей в классе (от 5 до 12 человек), в течение дня дополнительные прогулки, динамические паузы, наличие физиотерапевтических, массажных кабинетов, саун, бассейнов, ЛФК, кислородных коктейлей и фитобаров, комнат психологической разгрузки.

В период летних оздоровительных кампаний были оздоровлены (табл. 3):



Таблица 3

Организованные формы оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья в 2002 году

Организованные формы отдыха и оздоровления

2000-2001

2001-2002

Детские оздоровительные лагеря различных типов

354

460

Другие оздоровительные учреждения

20

299

Отдых за пределами Свердловской области

788

454

В санаториях- профилакториях

12

164

Всего отдохнуло

1162

1213


Важным критерием оценки эффективности деятельности специальных (коррекционных) ОУ является социализация их выпускников.

Особое внимание уделяется допрофессиональной ориентации и профессиональной подготовке учащихся специальных (коррекционных) ОУ. Прослеживается качественная организация допрофессиональной ориентации будущих выпускников СКШ и родителей на успешность в достижении поставленной цели в ОУ №№ 31, 158, 220 Ленинского района. Педагогами этих школ разработано и апробируется 11 образовательных программ: "Обувное дело", "Машинопись и делопроизводство", "Вязание", "Керамика и прикладное творчество", "Керамист", "Белошвейка", "Умелые руки", "Клубочки", "Музыкальные занятия", "Человек познает мир", "Слесарь-сборщик легких металлоконструкций". Все программы имеют сертификаты. Учащиеся этих школ проходят обучение на базе мастерских УК Минстроя России.

Существующая определенная изолированность системы специального (коррекционного) образования от системы общего образования обусловлена:

·        несоответствием системы подготовки повышения квалификации педагогических кадров целям и задачам специального (коррекционного) образования, ориентации на "узкого" специалиста;

·        неготовностью ряда педагогов осуществлять коррекционную деятельность, реализовывать индивидуально ориентированные образовательные и реабилитационные программы.

В 2002 г. в системе специального (коррекционного) образования г. Екатеринбурга Управлением образования города были созданы необходимые условия для решения данных негативных тенденций:

1. В рамках ассоциации педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений города проведены серии совещаний и семинаров-практикумов для руководителей специальных школ, учителей-логопедов, учителей-дефектологов:

·        создана система городских методических объединений логопедов на тему "Инновационные технологии в работе логопедов";

·        проводятся семинары для руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, раскрывающие проблемы и пути решения лицензирования и аттестации образовательных учреждений, нормативно-правовой обеспеченности и проблемы программно-методического обеспечения процесса управления, организации научно-методической работы в СКШ;

·        для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений были проведены семинары-практикумы. Например, для учителей-логопедов города проведены мастер-классы: учителя-логопеда ОУ №176 Е.Н. Приходько на тему "Особенности речи детей с ЗПР: обследование, диагностика, коррекция", учителя-логопеда ОУ № 56 Т.Н. Рубцовой "Развитие оптико-пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"; мастер-класс для сурдопедагогов города "Нетрадиционные формы обучения и воспитания, коррекционно-развивающее сопровождение детей с нарушениями слуха", на базе РНПЦ "Бонум".

2. Центром "Развивающее обучение" проведены курсы повышения квалификации педагогов работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида в объеме 120 часов, на базе ОУ № 152 Ленинского района.

3. Педагоги общеобразовательных учреждений Октябрьского района, работающих на классах коррекции прошли курсы переподготовки на базе УрГПУ ИСО.

4. Систематическую и эффективную работу ведет Центр "Семья и школа" Верх-Исетского района по повышению профессионализма учителей-логопедов, педагогов-дефектологов через систему методических объединений, семинаров, самообразования. В работе с кадрами в районе сформирована система знаний по оказанию помощи в условиях школьных и дошкольных логопунктов, использованию в практике новых технологий коррекционно-развивающего обучения и воспитания ("Сценарные уроки по коррекции письменной речи у детей с ЗПР", нормализация речи заикающихся подростков "речь с рукой"), формируется система мероприятий по преемственности в работе педагогов специальных (коррекционных) групп ДОУ, усовершенствована система подготовки логопедов к работе в ПМПК.

В рамках ассоциации педагогов С(К)ОУ города на постоянной основе проводились совещания-семинары учителей-логопедов и учителей-дефектологов, на которых рассматривались инновационные технологии в области реабилитации детей с отклонениями в развитии, вопросы преемственности между специалистами ДОУ И ОУ.



Заключение


Одним из приоритетов современной государственной политики по праву считается социальная реабилитация инвалидов. Она направлена на максимально возможную интеграцию лиц с ограничением жизнедеятельности в обществе, опирается на гарантии их прав и предполагает их социальную защиту, восстановление и компенсацию нарушенных функций организма и утраченных связей с социальным окружением. В этих условиях проблема статуса и существование системы специального образования, неопределенности судеб увеличивающегося числа детей с различными отклонениями, приобретают чрезвычайную актуальность и получают большой социальный резонанс. При отсутствии должного специального образования требующего особенного внимания и дополнительных расходов, к их физическим или психическим недостаткам могут прибавиться еще и опасные социальные отклонения: преступность, бродяжничество, нищенство, тунеядство, наркомания, алкоголизм. Число детей  с проблемами в здоровье среди новорожденных составляет  85 %, из них  30% нуждается в реабилитации, 40% в коррекционной психолого-педагогической помощи. Растет число детей со сложной структурой дефекта.

Таким образом, можно констатировать, что в системе специального (коррекционного) образования г. Екатеринбурга наметилась устойчивая тенденция изменения целей, задач и содержания образования, обеспечивающая каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, право на получение образования с учетом глубины и структуры дефекта.


Список использованной литературы


1.     Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 352 с.

2.     Быков Д. А. Обучение детей с ограниченными возможностями в США и Великобритании // Педагогика. - 2004. - N 6. - С. 94-98

3.     Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – 63 с. 




[1] Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – с.41

[2] Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – с.42

[3] Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – с.43

[4] Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – с.44

[5] Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – с.45

[6] Итоги развития системы образования Екатеринбурга в 2002 году. Годовой доклад. // Под общ. ред. Т.А. Непомнящей. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2003. – с.46