Содержание

1.                Введение……………………………………………………………………….3


2.                Становление социальной работы с осужденными. Основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ………………………………………………………..4


3.                Направления, принципы деятельности и функционирования социального работника в пенитенциарной сфере………………………………………………...7


4.                Заключение…………………………………………………………………...14


5.                Список литературы…………………………………………………………..15


















Введение

В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.

Социальные изменения, которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения. Те, кто не преуспел в приспособлении к новой ситуации, пополняют группы маргиналов, криминальная активность которых выше чем в других группах, а наше современное Российское общество практически полностью состоит из маргинальных групп. На этом фоне Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников. [5; с. 34]

Цель: Рассмотреть историю становления и основные теоретические подходы в деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ

Задачи:

1. Рассмотреть историю социальной работы с осужденными. Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.

6.                Рассмотреть направления, принципы деятельности и функционирование социального работника в пенитенциарной системе РФ.

Проблемы социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной литературе разработаны в недостаточной степени. К проблеме социальной работы в пенитенциарной сфере обращались такие авторы, как

§ 1. Становление социальной работы с осужденными. Основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ

В начале 90-х годов в нашей стране начинает складываться социальная работа как профессиональная деятельность. А в 1991 году в России была введена новая профессия социальный работник, специалист по социальной работе. [8; с. 41] Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению и улучшению способности людей к социальному функционированию. [9; с. 5]

Становление у нас широко распространенной по всему миру профессии социального работника, и социальной работы в целом, было сопряжено со сложным и противоречивым процессом реформирования России, перехода отечественной экономики к рыночным механизмам хозяйствования. [8; с. 41 - 42]  При этом одной из проблем, с которой столкнулась социальная работа, является законодательное закрепление её деятельности с различными категориями граждан.

Социальная работа в пенитенциарной системе это особый вид деятельности. Одной из задач социального работника является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе.

Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения. [1] Социальная работа проводится с осужденными, а также их группами, нуждающимся в материальной, морально-психологической, юридической или иной   социальной   помощи.    Социальная   помощь   в   первую  очередь оказывается таким категориям  осужденных, как: инвалиды; престарелые; пенсионеры; лица переведенные из воспитательной колонии; беременные женщины; женщины имеющие при себе малолетних детей; лица, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; не имеющие определенного места жительства; утратившие родственные связи; страдающие алкогольной или наркотической зависимостью.  

Основными целями социальной работы являются обеспечение оптимальных условий адаптации осужденных к условиям изоляции, их исправления, создание предпосылок для успешной ресоциализации и социальной реабилитации граждан после освобождения из мест лишения свободы. [4; с. 35]

Основные задачи социальных работников:

1.    Выявление социальных проблем осужденных, осуществление их социальной защиты во всех сферах жизнедеятельности в период отбывания наказания, оказание им социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решение данных вопросов.

2.    Подготовка осужденных к освобождению, восстановление и укрепление их социально полезных связей, содействие в бытовом и трудовом устройстве после освобождения.

Подготовка и оформление совместно с заинтересованными службами документов, необходимых для назначения и выплаты пенсий осужденным. [2]

Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ

На современном этапе развития социальной работы в России большое значение имеет разработка ее теоретических основ. Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной работы в обществе. Все эти модели можно свести к трем основным:

1)Психолого-ориентированная

2)Социолого-ориентированная

3)Комплексно-ориентированная

Теоретическое обоснование различных направлений социальной работы в обществе, разработано в большей или меньшей степени. Теория социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной науке фактически не рассматривается. Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне общества элементов. Деятельность социального работника должна быть направлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта, и максимально возможное устранение такой девиантной субкультуры. Теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы сводится к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным и комплексным моделям.  

Наиболее эффективной моделью пенитенциарной социальной работы является именно комплексная. Существует и определенная особенность пенитенциарной социальной работы, которая заключается в том, что она больше чем все другие направления социальной работы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо-правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительным законодательством РФ, тогда как все другие - гражданским, административным и социальным правом. Поэтому, необходимо разработать специальные программы обучения для подготовки именно социальных работников в пенитенциарной сфере,  в которых основной упор должен быть сделан на правовое образование будущих социальных работников. [4; с. 41]

В пенитенциарной социальной работе особенно важно то, что она носит универсальный характер, позволяющий увидеть весь спектр условий необходимых для помощи клиенту. Институт пенитенциарной социальной работы важен еще и потому, что осужденный в силу  существенного ограничения своих прав и свобод не имеет возможности обратиться к кому-либо за помощью. Таким образом, что социальная работа в пенитенциарной системе играет очень важную роль в обеспечении необходимыми условиями людей находящихся в местах лишения свободы, то есть в пенитенциарной системе РФ.

§2. Направления, принципы деятельности и функционирования социального работника в пенитенциарной сфере

Социальная работа с осужденными – это деятельность по оказанию им социальной помощи, поддержки, защиты в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации в обществе после освобождения. Принципы социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы.

Специфические принципы социальной работы это: принцип универсальности, принцип охраны социальных прав, принцип профилактики, принцип социального реагирования, принцип клиентоцентризма, принцип опоры на собственные силы, принцип максимизации социальных ресурсов, принцип конфиденциальности и толерантности. [10; с. 135] Все эти принципы также являются и принципами пенитенциарной социальной работы, как части социальной работы.

Однако на основе выполненного анализа можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной сфере обладает еще несколькими специфическими принципами, это: гуманизм, законность и справедливость.

Принцип законности. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению. Лица, отбывающие наказание обязаны неуклонно соблюдать  требования законов, определяющие порядок и условия исполнения наказания. Осужденным должны быть разъяснены в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха, предусмотренные для них законом.

Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что:  во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами представляющими их интересы, прав предоставляемых законом. [6; с. 58]

Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом справедливость - один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться  в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.

Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника. Гуманизм в отношении к преступнику означает, прежде всего “человеческое” отношение государства и  общества к нему и неверно сводить его к всего лишь всевозможным направлениям послаблений для осужденных при исполнении наказания. Гуманизм- это прежде всего признание возможности каждого осужденного вернуться к законопослушной жизни в обществе, это  признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенства, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. [4; с. 53]

Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как именно он понимает, что, обращаясь с осужденными как с “ низшим существом”, мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он проявляет в отместку обществу. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в виду спецефических особенностей его профессиональной деятельности.

Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях:

В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работников состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде ИТУ; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола. Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это прежде всего - несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.

Основополагающими функциями являются следующие:

- осуществление социальной диагностики осужденных, выявление лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите, разработка индивидуальных программ по работе с ними;

-          комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи совместно с сотрудниками психологической службы и других служб исправительного учреждения;

-         обеспечение нуждающимся лицам квалифицированной социальной помощи, стимулирование осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем и проблем других людей;

-         укрепление положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: с семьей, с родственниками, близкими, общественными и религиозными объединениями;

-         формирование микросреды, благоприятствующей исправлению и ресоциализации осужденных;

-         привлечение осужденных, их групп и деятельности по решению вопросов социальной направленности, организационное и методическое руководство работой секции социальной помощи;

-         обеспечение защиты прав и законных интересов осужденных в социальной сфере, социальное сопровождение осужденных на всех этапах исполнения наказания, проведение работы по улучшению социально-бытовых и морально-психологических условий отбывания наказания;

-         постоянное осуществление деятельности по подготовке осужденных к освобождению;

-         оказание содействия в вопросах бытового и трудового устройства осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения. [2]

Основные направления деятельности  социального работника в пенитенциарной системе.

В теории принято выделять два основных аспекта социальной работы в пенитенциарной сфере: правовой и психологический. Рассмотрим каждый:

1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях:

- правовая поддержка и обеспечение осужденных;

- подготовка к выходу заключенного из мест лишения свободы обеспечение жильем и работой, (по возможности) или постановка на учет в центре занятости.

- контроль за выполнением условий труда осужденных и получение осужденными не имеющими никакой специальности получение начального профессионального образования или профессиональной подготовки.

- контроль за медицинским обеспечением осужденных. Необходимо отслеживать случаи заболевания и обеспечивать больным необходимые условия для лечения.

- координация деятельности медицинских служб, способствовние проведению и организовывать различные профилактические мероприятия. [7; с. 88]

Таким образом, этот аспект деятельности социальных работников предполагает выполнение ими функций наблюдателей, “адвокатов”, администраторов, контролеров и социальных посредников.

2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях:

- Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”.

- Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным.

- Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.

- Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода из мест лишения свободы. [7; с. 81]

Однако, только с помощью психологических методов невозможно построить эффективную программу исправления преступников и программу деятельности социального работника. Поэтому необходимо разработать практические рекомендации по деятельности социального работника в пенитенциарной системе основанные на комплексных методах пенитенциарной социальной работы ориентированной именно на нравственно-гуманистические принципы обращения с осужденными.

В обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то, что они продолжают оставаться его членами. Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области  их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот».  [3; с. 713] В международной практике получила развитие идея максимального приближения условий отбывания наказания в виде лишения свободы к условиям жизни на свободе. Правильность этой идеи подтверждается многими фактами, свидетельствующими о том, что ужесточение условий не способствует исправлению осужденных.

Связи с внешним миром, социальное обеспечение оставляют существенную часть жизни в исправительных учреждениях и способствуют возвращению осужденных к жизни в обществе. Администрация должна проводить в жизнь программу по поддержанию  связей осужденных с внешним миром, обеспечению их гражданских интересов с самого начала отбывания наказания. [3; с. 713-714] При этом поддержанием социально полезных связей, социальным обеспечением заключённых и их подготовкой к освобождению занимаются социальные работники во взаимодействии с социальными организациями.

В Минимальных стандартных правилах отражены и правовые основы таких направлений социальной работы, как сохранение и поддержание социально полезных связей с внешним миром и подготовка к освобождению. Следует давать возможность общаться через равные промежутки времени и под должным надзором  с их семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями, как в порядке переписки, так и в ходе посещений. Это правило преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных. [3; с. 678] Особое внимание следует уделять поддержанию и укреплению связей между заключенным и его семьей, которые представляются желательными и служат интересам обеих сторон. Предоставление заключенным возможности сноситься с внешним миром исходя из разумных условий и ограничений, предусмотренных законом, а также о создании при помощи и содействии общественности и социальных институтов и условий для реинтеграции бывших заключенных в общество.

Следует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения. В данном положении связь заключенного с внешним миром, семьей рассматривается как стабилизирующий фактор в подготовке его к жизни на свободе. В этом правиле также говорится о правовых основах социальной работы.

В правилах обращения с заключенными уделяется внимание и такому аспекту социальной работы,  как охрана здоровья и медицинское обслуживание заключённых. С этой целью заведения должны иметь возможность обеспечивать все необходимое медицинское, хирургическое и психиатрическое обслуживание. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за обеспечение как психического, так и физического здоровья осужденных. [3; с. 713]

В Минимальных стандартных правилах отражено и такое направление социальной работы как получение образования заключенными во время отбывания наказания. Так заключенным, способным извлечь из этого пользу, следует обеспечивать возможность дальнейшего образования. При этом обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с действующей в стране системой образования, с тем, чтобы освобождаемые заключенные могли учиться и далее без затруднений. Организация обучения осужденных, повышение их обще образовательного и профессионального уровня не только выступают важным профилактическим средством в период отбывания наказания, но и значительно увеличивают возможности успешной социальной адаптации этих лиц после освобождения из мест лишения свободы. [3; с. 723]

Заключение


При решении задач поставленных в данной работе, были выявлены основные направления деятельности, функции и теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ. В правовом отношении, деятельность социального работника должна способствовать приведению в соответствие с международными стандартами необходимых санитарно-гигиенических, материально-бытовых требований, регулировать отношения сотрудников ИТУ и осужденных, объективно оценивать ситуацию по обеспечению правового положения лиц лишенных свободы. Способствовать разрешению психологических проблем осужденных, на основе психологических методов выстраивать индивидуальную программу исправления осужденных и возвращения их в качестве полноценных членов в общество после их освобождения, совместно с администрацией ИТУ.

На современном этапе реформирования пенитенциарной системы РФ, все эти задачи еще не решены вследствие таких причин как, недостаточное финансирование и нехватка квалифицированного персонала, в том числе и социальных работников со специализацией именно в пенитенциарной сфере.

Основным принципом работы социальных работников в пенитенциарной сфере, должен стать именно нравственно-гуманистической характер,  способствующий переориентации репрессивной пенитенциарной политики в гуманистически - ориентированную. Перспективы  у развития гуманистически - ориентированной деятельности социальных работников в пенитенциарной системе РФ очень и очень велики, так как этого требует реальная социальная практика. Поэтому необходимо уделять большее внимание разработке новых нравственно-гуманистических основ деятельности пенитенциарной системы по перевоспитанию преступников, и разработке конкретных программ, методик и технологий деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере. Именно эти проблемы должны быть рассмотрены в дальнейшем при разработке данной темы.


Список литературы


1.    Приказ МЮ РФ от 28 марта 2002 года № 73  «Об утверждении Положения о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения».

2.    Положение о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения. (Утв. Приказом МЮ РФ  от 28 марта 2002 года № 73).

3.    Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Под общ. ред. П. Г. Мищенкова. –М.: Экспертное бюро-М,1997.- 800 с.

4.    Голобузова И.А. Социальная работа с осужденными. – Челябинск., 1999 г.

5.    Зубков А.И. и др. Пенитенциарные учреждения в системе министерства России: история и современность. – М.: Изд-во “Наука”, 1998. - 172 с.

6.    Уткин В.А. Курс лекций по Уголовно - исполнительному праву. Общая часть. – Томск, 1995. – 94 с.

7.    Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп. –М.: Инфра-М, 2002.-395 с.  

8.    Социальная работа. /Под общ. ред. проф. В. И. Курбатова, серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-576 с.

9.    Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., А. С. Сорвина. –М.: Инфра-М, 2002.-427 с.

10.                        Теория и методика социальной работы. Учеб. Пособие. – М.: Изд-во “Союз”, 1994. – В 2 ч.