МИНИСЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


       ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ















               КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                   Дисциплина       «Деловое общение»

                                   

                                                На тему:

«10 вариант. Психология общения»







    Выполнила                                     Козлова М.М.

    Студентка                                      3 курса, вечер

    Специальность                              Бух.учёт и аудит

    № зач.книжки                                06убд11350

    Преподаватель                               Шаров В.Д.







                                               Брянск

                                               2009 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. Понятие, виды и функции общения....................................... 3

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия............................................................................................................................. 7

3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а. Стереотип

Б. Предубеждение

1) Односторонний, искажённый, как правило, предубеждённый взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов

2) Личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут учавствовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не учавствовать........................................................................................... 13


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 14



















1.     ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ


Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.

Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения.

Как показывает анализ этих классификаций, они проводятся по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.). Выделяются и такие критерии классификаций видов общения, как их характер, цели, формы выражения, направленность.

Рассмотрим некоторые из существующих классификаций.

 По характеру - общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное), по целям – на утилитарное и неутилитарное, по направленности – на гуманистическое и манипулятивное, по формам проявления – на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степени искренности  - на открытое и закрытое, по сферам деятельности – деловое, семейное спортивное. В отечественной социальной психологии, утверждает Р. М. Битянова, принято выделять три различные по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию, диалог.1

Попробуем разобраться в видах общения на примере некоторых классификаций:

 Одна из них, которая упоминалась выше - классификация  по направленности.

Оно делится на гуманистическое и манипулятивное.

Гуманистическое общение характеризуется доверием, взаимностью, открытостью, отказом от решения собственных проблем за счёт партнёра. Это общение ориентировано на ценности свободы и достоинства, по сути своей это творческое общение, основой которого является совместный диалог, основанный на признании неприкосновенности достоинства партнёра.

Проблема критериев гуманистичности общения достаточно сложна. В гуманистическом общении мотивация и цели не должны противоречить средствам и результату. Если любовь родителя к ребёнку, как говорят, слепа, то в общении с ним возможно неосознанное, даже «доброжелательное» ущемление человеческого достоинства. В данном случае налицо реальное несоответствие ценностных ориентаций, что является основой для сомнения в определении данного вида общения как гуманистического. Такое общение, хотят его участники или нет, становится порой манипулятивным.

Манипулятивное общение определяется как «такое общение, при котором к партнёру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей»2. конечно же, в такого рода общении человек не признаётся как самоценность, хотя ценными могут признаваться те качества, которые могут быть полезны для достижения чьих – либо корыстных целей. В манипулятивном общении человек, как правило, не уважает достоинства партнёра по общению.

При определении видов общения необходимо соблюдать осторожность и учитывать факторы, при которых происходит это общение. Так, например формальное общение можно спутать с манипулятивным. Формальное общение это когда человек в рамках деловых, или дипломатических отношений общается с партнёром формально, на официальном уровне, но когда человек осознанно игнорирует нормы морали (например, дезинформирует, злоупотребляет доверием, шантажирует и т.д.), когда человека превращают в марионетку - это уже манипуляции, т.е. манипулятивное общение. Так же стоит отметить, что акт общения может являть собой разные виды, в зависимости от вида классификации, по которой его характеризуют. Так, например дистанционное обучение по психологии педагогического общения является личностно – групповым, опосредованным длительным общением.

Рассмотрим ещё одну классификацию – по категориям.

По категориям общение можно разделить на межличностное, личностно – групповое и межгрупповое.

Чтобы было понятнее, давайте представим класс. А теперь ученицу Катю из 10 «а» класса. Она сидит рядом с Дашей, домой возвращается с Верой, а ещё ей нравится Владимир – симпатичный одноклассник. Катя с ними общается, интересуется, как прошли выходные, смотрит модные журналы. В то же время Даше всё равно, что думает о ней Вера и симпатичный Володя, а Володя совсем недавно появился в этом классе и ещё не определился, кто ему больше нравиться Катя или Света. Всё это и называется межличностным общением. Но стоит войти в класс Марии Петровне, и общение из межличностного превратиться в лично – групповое. Это общение, в котором один участник – личность, другой – коллектив. В данном случае первым участником (личностью) будет Мария Петровна, а вторым (коллективом) – все, кто присутствует на уроке. А после уроков в актовом зале проходит награждение победителей математической олимпиады, где должны присутствовать все 10 –е классы (10 «а», 10 «б», 10 «в») теперь это уже межгрупповое общение.

Но если во время этого мероприятия наша Катя поделиться секретом о том, как она гуляла с Володей, с Юлей из 10 «в», то это уже опять межличностное общение. А вот если Даша из 10 «а» от имени всего класса объявит благодарность всему 10 «в» и примет её ученик Петя, то это общение уже межгрупповое.

Ещё общение можно классифицировать по степени опосредованности.

Общение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное – это когда общение происходит без каких – либо промежуточных звеньев, например, Володя пригласил Катю в кино, шепнув ей об этом на ухо во время урока математики.

Если же Володя пригласит Катю в кино, позвонив ей по телефону, или передаст записочку, то это уже опосредованное общение, т.е. опосредованным общение является тогда, когда между собеседниками появляются посредники.

Эти виды общения имеют свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.




















2.     РОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ОШИБКИ ВОСПРИЯТИЯ.

Общение определяется тем представлением о партнере, кото­рое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается:

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.

В процессе общения приходится взаимодействовать с людь­ми, которых видишь впервые, и с достаточно хорошо знакомы­ми людьми. Психологические исследования показали, что в ос­нове восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психо­логические механизмы. В первом случае восприятие осуществ­ляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть ко­торого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереоти­пом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или признаках, свойственных представителям той или иной социальной группы.

Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — пред­ставления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности сла­вянской души. Формирование образа другого человека осущест­вляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имею­щий опыт общения, способен по внешности человека, его оде­жде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психо­логические черты, возраст, социальный слой, примерную про­фессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуаци­ях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше веро­ятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор доследующего пове­дения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно и данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные техники общения, выбор которых определяется характеристика­ми партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации ха­рактеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимают­ся достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь прояв­ляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обуслов­лены, в частности, действием некоторых факторов: превосходст­ва, привлекательности и отношения к нам.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социаль­ному статусу, жизненному опыту, интеллек­туальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наибо­лее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили на­звание фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превос­ходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оце­ниваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, ко­торого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному пара­метру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Для того чтобы подействовал фактор превосходст­ва, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сде­лать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллек­туальном?

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации: 1) одежда чело­века, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т.д.; 2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерар­хии, а также положения других людей во многом определяют об­щение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства каки­ми-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются дру­гими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нра­вится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т. е. опять-таки переоце­нивать многие его личностные характеристики.

Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстни­ками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки дава­лось одно и то же дело, но с разными фотографиями — краси­вых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высо­кую оценку своих возможностей.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привле­кательным, что у разных народов свои каноны красоты.

Значит, привлекательность нельзя считать только индивиду­альным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства, и, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, за­пускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежа­щим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказа­лось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большего сход­ства его взглядов с собственными от него ожидали. Убежден­ность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько ве­лика, что разногласий с позицией привлекательного лица испы­туемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное — опре­деление вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает опреде­ленную оценку и не известных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В по­стоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

1. Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и оп­ределяет, как бы он действовал в подобных ситуациях - методика Д. Карнеги (1888-1955), изложенная им в книге « Как оказывать влияние на людей», основана на механизме идентификации.

2. Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Один из оновновокоположников гуманистической психологии К Роджерс опреде­лял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть, правильно ли мое понимание». Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.

3. С точки зрения характеристики общей» как идентифи­кация, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т. е. партнер по общению, принимать меня.

Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексации. В социальной психологии под рефлексацией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Общение как рефлексивный процесс был описан ещё в конце XIX в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два ,а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение, Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри

·         Джон, каков он есть сам по себе

·         Джон, каким он сам себя видит

·         Джон, каким его видит Генри

Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуации:

  • Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

·         Соответственно у Генри те же четыре позиции. Общая модель рефлексии представлена в учебнике по соци­альной психологии Г. Андреевой.

Есть два субъекта общения: А и Б. Между ними устанавливаются коммуникации:

·         А >Б Б

·         Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: А—А1, а Б—Б2, а также представление о другом: у А—Б2, у Б—A2.

·         Взаимодействие в процессе общения осуществляется сле­дующим образом: А (в качестве А1) обращается к Б2 реагирует (в качестве Б1) на A2.. Насколько это близко к реальным А и Б, еще надо исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеют не совпадающие с реальностью А1, Б1, A2, Б2, и при этом между А и А2, Б и Б2 нет каналов коммуникации. Ясно, что успех обще­ния будет максимальным при минимальном разрыве в линии — А—А1—А2 и Б—Б1—Б2. Если выступающий (А) имеет неверное представление о себе (А1), о слушателях (Б2), и главное, о том, как его воспринимают слушатели (А2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.

Приближение всего этого комплекса представлений друг другу — сложный процесс, требующий специальных усилий.





































3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а. Стереотип

Б. Предубеждение

1) ОДНОСТОРОННИЙ, искажённый, как правило, предубеждённый взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.

2) ЛИЧНАЯ АНТИПАТИЯ ИЛИ АКТИВНАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ; ПРИ ЭТОМ ИНДИВИДЫ МОГУТ УЧАВСТВОВАТЬ В ДИСКРИМИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВАНИИ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ, А МОГУТ И НЕ УЧАВСТВОВАТЬ.

1) – А

2) – Б

Список литературы.


1. Битянова М. Р. «Социальная психология» М. «Межд. Пед. Академия», 1994г. – 106с.

2. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. «Грамматика общения» Л. изд-во ЛГУ, 1990г. – 208с.

3. Сафьянов В. И. «Этика общения: учебное пособие» М. изд-во МГУП «Мир

    книги», 1998г. – 164с.

4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. «Атлас по психологии» информационно методическое пособие по курсу «Психология человека» М. Пед. Общество России, 2006г. – 276с.

5. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. «Большой психологический словарь» СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2006г. – 672с.

6. Леонтьев А. А. «Психология общения» М: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005г. – 368с.

7. Андреева Г. М. «Социальная психология» М: Аспект Пресс, 2006г. – 363с.

8. Психология.   Словарь   /   Под   общ.    Ред.    А.В.Петровского,

М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.