Содержание

1. Розничная торговая сеть: понятие, характеристика отдельных видов  2

13. Технология товародвижения в розничной торговле- 5

23. Обязанности продавца и права потребителей в соответствии с «Правилами продажи отдельных видов товаров»- 9

32. Практическая ситуация- 13

Список литературы- 15

1. Розничная торговая сеть: понятие, характеристика

 отдельных видов


Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых заведений, пунктов (точек) розничной торговли, осуществляющих торговлю продовольственными и непродовольственными товарами различного ассортимента за наличный расчет, предназначенными для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.[1]

К розничной торговле приравнивается не только продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам - учреждениям социального назначения, определяемым главами муниципальных образований (больницам, детским учреждениям, лечебно-профилактическим учреждениям, домам инвалидов, престарелых), за наличный и по безналичному расчету из розничной торговой сети для организации питания обслуживаемых ими категорий населения, но и продажа лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам декретированным категориям больных, а также реализация из аптек вышеперечисленным учреждениям аналогичных товаров медицинского назначения для проведения лечебно-профилактических мероприятий.

Согласно ГОСТу РФ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», введенному в действие на территории РФ с 1 января 2000 г., розничной торговлей является торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий, магазинов, палаток, павильонов, киосков, которые отличаются ассортиментом реализуемых товаров, торговым обслуживанием, характером работы, устройством.

Виды розничной торговли могут быть рассмотрены под разным углом зрения (по торговой стратегии: часы работы, месторасположение, ассортимент, обслуживание, уровень цен и др.). Но выделяют особо:

-         торговля магазинная – торговля с использованием специально созданного помещения, где потребитель встречается с товаром;

-         торговля внемагазинная – торговля с использованием торговых автоматов, торговля по почте или телеграфу, торговля по каталогу, торговля через объявления в печати или телеканале (прямой маркетинг), торговля по электронной сети и т.д.

Розничная торговая сеть подразделяется на стационарную и передвижную. В свою очередь стационарная торговая сеть подразделяется на магазинную и мелкорозничную. Магазин является основным видом розничных торговых предприятий.

Мелкорозничная торговая сеть – это лотки, павильоны, киоски. Располагается в помещениях легкого некапитального типа. Доступа вовнутрь палатки или киоска покупатель не имеет. Киоск имеет только торговую часть.

Через     мелкорозничную     сеть     производится      продажа  продовольственных   и   непродовольственных   товаров  (кроме  товаров технически сложного ассортимента  и  товаров,  требующих  определенных условий    -   примерки   и   т.д.),   продукции   массового   питания (хлебобулочные,  кондитерские  и  кулинарные  изделия,  полуфабрикаты, бутерброды и др.).

Запрещается продажа через мелкорозничную  сеть  скоропортящихся продуктов при отсутствии средств охлаждения.

Часы торговли мелкорозничной сети  муниципальной  собственности устанавливаются  местными органами исполнительной власти в зависимости от  размещения  и  товарной  специализации   предприятий,   с   учетом необходимости обслуживания населения в утренние и вечерние часы, когда закрыты магазины.

Часы торговли   мелкорозничной   сети   иных   форм  собственности  определяются собственником.

Предприятия  стационарной мелкорозничной сети (палатки, киоски) должны  иметь  вывеску  (или  трафарет),  в  которой  указывается  его наименование (если оно имеется), профиль, режим работы, организационно -правовая форма (принадлежность), юридический адрес. На автолавках,  автоприцепах,  цистернах,  тележках, лотках должна быть четкая надпись, указывающая на их принадлежность.

Существуют следующие виды торговли:[2]

- развозная торговля: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством;

- разносная торговля: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице;

- посылочная торговля: Розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений.

- комиссионная торговля: Розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами-комитентами, по договорам комиссии.

     

13. Технология товародвижения в розничной торговле

 

Совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов называется технологией торговли.[3]

Товародвижение – это процесс продвижения товара от производителя в розничную торговлю к покупателю.[4] Товародвижение, таким образом, является физическим перемещением товара от производителя в места продажи.

     Товародвижению в розничной торговле присуща звенность -  количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него.

В технологии товародвижения в розничной торговле применяют следующие приемы и формы:

- организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи  или потребления;

- транзитная форма товародвижения - форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников;

- складская форма товародвижения - форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников;

- товароснабжение -  система мероприятий по доведению товаров от производителя до мест продажи или потребления.

- хранение товаров - процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества.

Порядок и сроки  приема товаров по количеству,  качеству и

 комплектности   и   его   документального   оформления   регулируются

 действующими техническими  условиями, условиями  поставки, договорами

 купли - продажи  и инструкциями о  порядке приемки товаров  народного

 потребления по количеству, качеству и комплектности.[5]

Движение  товара от  поставщика к  потребителю оформляется  товаросопроводительными   документами,   предусмотренными   условиями  поставки товаров и правилами  перевозки грузов (накладной, товарно  -  транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или  счетом  - фактурой).  Накладная в  торговой организации  может выступать  как  приходным, так и  расходным товарным документом,  должна выписываться  материально  ответственным  лицом  при  оформлении отпуска товаров со  склада,  при  принятии  товаров  в  торговой организации. В накладной  указывается  номер   и  дата   выписки;  наименование   поставщика  и  покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в  единицах),  цена  и  общая  сумма  (с  учетом  налога  на добавленную  стоимость)  отпуска  товара.   Накладная  подписывается   материально  ответственными  лицами,  сдавшими  и  принявшими  товар  и заверяется  круглыми  печатями  организаций  поставщика  и получателя.

     Товарно - транспортную накладную выписывают при доставке  товаров автомобильным транспортом. Товарно  - транспортная накладная  состоит  из  двух  разделов:  товарного  и  транспортного.  В  зависимости  от  особенностей  товаров  к  товарно  -  транспортной  накладной   могут  прилагаться  другие  документы,  следующие  с  грузом. 

     При  доставке  товаров  железнодорожным  транспортом  в  качестве  сопроводительного  документа  выступает  железнодорожная накладная. К  железнодорожной  накладной  могут   быть  приложены  спецификации   и  упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то  должна оформляться   "Накладная   на   перевозку   груза   в   универсальном контейнере".

Счет  -  фактура  выписывается  в  тех  случаях,  когда  перечень отгруженных  товаров  велик.  Счет  -  фактура является для розничной торговой  организации  приходным  товарным  документом  и   выступает основанием для оплаты поступившего товара.

Для  оплаты  поступающих  товаров  может  быть  использован счет, содержание  которого  аналогично  счету  - фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию  товара и является основанием  для оплаты товара.

Оприходование  поступивших   товаров  оформляется   путем  наложения   штампа   на   сопроводительном   документе:   товарно   -  транспортной накладной, счете -  фактуре, счете и других  документах,  удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.

Если  товары получает  материально ответственное  лицо вне склада покупателя, то  необходимым документом является  доверенность, которая  подтверждает  право   материально  ответственного  лица   на получение товара.

Приемка    товаров    по    количеству   в  торговой  организации предусматривает  проверку  соответствия  фактического  наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, а  при приемке  их по  качеству и  комплектности -  требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.

При  хранении  товаров на складах,  размещении и выкладке их в торговых залах,  мелкорозничной  сети  работники  предприятия  обязаны строго  соблюдать  принципы  товарного соседства,  санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.

Режим хранения товаров (температура,  влажность,  освещение,  сроки хранения)  должен  отвечать  стандартам  и  требованиям  к   качеству,  содержащимся в нормативно-технических документах.

Товар  должен  быть  соответствующим  образом  подготовлен   к продаже  (освобожден от тары,  одежда чистая и отутюжена,  куски ткани оправлены,  велосипеды,  мотоциклы,  мопеды, другие изделия из металла собраны  и  очищены  от  смазки,  бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены,  нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.).

К  моменту  открытия  предприятие  должно  быть подготовлено к работе:  товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их  выкладка,   подготовлены   соответствующий   инвентарь  и  упаковочные  материалы, контрольно-кассовые машины.

     На  все  реализуемые  товары предприятие торговли должно иметь  сертификаты,  выданные или признанные уполномоченным  на  то  органом,  нормативно-техническую документацию,  удостоверяющие качество товаров,  их  безопасность  для  жизни  и   здоровья   людей,   и   обеспечивать соответствие  реализуемых товаров требованиям указанных документов,  а также источники их поступления.

В соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  "О  защите прав потребителей" и  Основами  гражданского  законодательства  предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.     Запрещается продажа  товаров   с   истекшими   сроками   годности, хранения,  реализации,  не  соответствующих  требованиям  к  качеству, стандартам.

Взвешивание  и отмеривание товаров производится в соответствии с  Правилами  пользования  мерами   и   измерительными   приборами   в предприятиях торговли и общественного питания.

Гастрономические,  сыпучие,  метражные и  штучные  товары,  не имеющие фабричной упаковки,  отпускаются в бумаге,  пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке.  Стоимость   целлофановой  и полиэтиленовой  упаковки  оплачивается  покупателем дополнительно.  По просьбе   покупателей    продавцы    должны    нарезать    отпускаемые гастрономические товары.

     Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары  отпускаются  в  посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.

     В  торговых  залах  продовольственных  магазинов  должны  быть  установлены  на  доступном  для  покупателей  месте  контрольные весы,  контрольные  мерные  кружки,  мензурки,   овоскоп,   в   предприятиях,  торгующих тканями и другими мерными товарами, - контрольные метры.

Продовольственные товары,  купленные  в  розничной  торговой сети, обмениваются в  случае  установления  скрытых  дефектов  (кислотность, жирность,    бактериологическое   обсеменение,   наличие   посторонних примесей,  солей  тяжелых  металлов,  пустоты  на  разрезе   и   др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.

 

23. Обязанности продавца и права потребителей в соответствии с «Правилами продажи отдельных видов товаров»


Продавец обязан:[6]

- соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (далее именуются - стандарты);

- располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров;

- иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование;

- иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию;

- довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах. Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца. При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.

- своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров;

- предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом) об имеющихся недостатках товара;

- предоставить наглядную и достоверную информацию об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы);

-  проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора;

- обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника;

- передать покупателю товар надлежащего качества, в таре и (или) упаковке за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями;

- принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара;

- предоставить покупателю швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками;

- осуществить сборку и (или) установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого покупателем в соответствии с требованиями стандартов или технической документацией, прилагаемой к товару (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), не допускается.

Потребитель (покупатель) имеет право:[7]

- осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле;

- отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия;

- в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу. Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца, за исключением товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным в настоящем пункте основаниям в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

- в случае ненадлежащего качества товара требовать от продавца его замены, отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

- требовать предъявления сертификата качества на товар.


32. Практическая ситуация


В магазин поступило молоко свежее в 10 флягах. При приемке оказалось, что в одной фляге молоко кислое на вкус. Как должны поступить работники магазина в данном случае? Какими нормативными документами необходимо руководствоваться? Каковы условия хранения скоропортящихся товаров в магазине?


Экспертиза  нестандартных продуктов,  а  также  недоброкачественных,  испорченных продуктов,   не  требующая  специальной  медицинской  компетентности, осуществляется товароведами или инспекцией по качеству.[8]

В случае  несоответствия отклонения  по  качеству,  установленному  в  договоре,  должен составляться акт, который  является  юридическим  основанием   для предъявления  претензий  поставщику.  В  сопроводительном   документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель  поставщика (возможно  составление акта  в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).[9]

Поэтому работники магазина должны вернуть некачественную флягу с молоком поставщику, оформив в установленном порядке акт на некачественный продукт.

Для  скоропортящихся и особо  скоропортящихся пищевых продуктов должны устанавливаться условия хранения ,  обеспечивающие пищевую ценность и безопасность их для здоровья человека.         

Хранение  пищевых  продуктов  должно  осуществляться в установленном  порядке при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.          

Количество    продукции,    хранящейся   на   складе организации-изготовителя   или   организации   торговли,    должно определяться  объемом  работающего  холодильного оборудования (для продуктов,   требующих   охлаждения)   или   размерами  складского помещения,  достаточными  для  обеспечения соответствующих условий хранения в течение всего срока годности данного продукта.[10]         

Не  допускается  совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов   вместе   с  готовыми   к  употреблению   пищевыми продуктами.  

Список литературы




1.     Закон Хабаровского края от 25 ноября 1998 г. №78 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае» (с учетом изменений и дополнений).

2.     Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99  "Торговля. Термины и определения".

3.     Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема,  хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Утверждены письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5.

4.     Постановление от 22 мая 2003 г. №98 Минздрава РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и  нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам  годности и условиям хранения пищевых продуктов"

5.     Постановление Госкомсанэпиднадзор России от 30.12.94 №14 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли»

6.     Правила  продажи отдельных видов товаров (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.98 N 1222, от 02.10.99 N 1104, от 06.02.2002 N 81)

7.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.

          





[1]Закон Хабаровского края от 25 ноября 1998 г. №78 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае» (с учетом изменений и дополнений). – п.7 ст.3.

[2]Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99  "Торговля. Термины и определения"

[3]Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99  "Торговля. Термины и определения"

[4]Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 347

[5]Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема,  хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Утверждены письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5

[6]Правила  продажи отдельных видов товаров (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.98 N 1222, от 02.10.99 N 1104, от 06.02.2002 N 81)

[7]Правила  продажи отдельных видов товаров (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.98 N 1222, от 02.10.99 N 1104, от 06.02.2002 N 81)


[8] Постановление Госкомсанэпиднадзор России от 30.12.94 №14 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли»

[9]Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема,  хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Утверждены письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5


[10]Постановление от 22 мая 2003 г. №98 Минздрава РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и  нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам  годности и условиям хранения пищевых продуктов"