СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИН


1.                Введение………………………………………………………………………3


2.                Современное состояние семьи………………………………………………4


3.                Роль семьи в жизни женщины, и роль женщины в функционировании семьи. Современные тенденции……………………………………………………8


4.                Заключение…………………………………………………………………..12


5.                Список литературы…………………………………………………………..13























Введение

Закономерные и случайные сдвиги в развитии общества (урбанизация и т.д.) подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Новые количественные и качественные параметры семьи, обуславливают и специфику выполняемой семьёй функций, особенно репродуктивной и воспитательной.

Экономические реформы, свобода индивидуальной деятельности меняют общество. Появляются богатые, бедные, нищие, безработные. И если для старого общества характерны были такие типы семьи, как семья рабочего, семья колхозника, семья интеллигента, так в современном обществе можно выделить много новых типов: семья миллионера, бизнесмена, уличных торговцев, безработного, в которых с традиционными семейными проблемами (воспитание детей, главенство в семье) появляются новые проблемы социокультурного, психологического плана.

Экономические условия и темп современной жизни заставляют женщину более критично относиться к принятию тех или иных важных жизненных решений, в частности, - брачному союзу. Возможность «прорепетировать» семейную жизни без связывания себя брачными узами (пробный брак) в большинстве случаев устраивает и мужчину и женщину, тем более, что это почти не противоречит морально-этическим принципам современного общества.

Истории человечества, а значит, и развитию общества, по словам ученых уже насчитывается не менее четырех тысяч лет. На всем ее протяжении сердце человека не уставало обогащать человеческие отношения и совершенствовать их. Одной из величайших ценностей человека является любовь. Именно в ней открывается бесконечная ценность человеческой личности, радость умаления себя ради того, кого любишь, радость продолжения себя. Все это выразилось в таком социальном институте как семья. [3; с. 38]

1. Современной состояние семьи

В разные времена у разных народов существовали различные взгляды на семью, свое место в ней, место семьи в обществе, появлялось что-то новое, но вместе с этим оставалось, по сути, уникальным совпадением личностей обогащением человеческой души – живой, ищущей, развивающейся. Идеальная семья  немыслима без любви. Любовь – это тепло, нежность, радость.

Конечно же, во многих случаях в той или иной мере в некоторых семьях  любовь заменяют другие чувства (привычки, влечение, покорность судьбе и т.д.). Не стоит вырабатывать всеобщих канонов семейного благополучия: есть разные типы людей, разные традиции и нравы, и то, что подходит одним, совершенно не подходит другим. Но каждый человек ждет от своего брака какие-то положительные изменения в своей жизни. И если человеку почему-то чувство "любовь" оказалось недоступным, то это совсем не значит, что он будет не счастлив и духовно ограничен в своей жизни. Возможно, что люди, женившиеся по рассудку или по расчету, более уживутся вместе, и менее будут душевно взыскательны друг к другу. Судьба брака – и это исключительно важно – куда больше зависит не от чувств, с которыми люди женятся, а от их характера – доброты или недоброты, эгоизма или неэгоизма, радушие или равнодушия. Именно от этого зависит судьба их чувств, их семьи, их собственная судьба. Единственно, что, наверное, является заведомо несчастливым браком – брак насильственный.

В некоторых странах существует традиция, что семья складывается по распоряжению родителей. Да, и у нас в определенных социальных слоях населения такая же ситуация имеет место. В какое время больше, в какое – меньше: примером тому знаменитый Домострой, по которому женщина не имела права на собственные чувства и желания. В такой семье о теплоте домашнего очага, о духовном слиянии личностей нет и речи. Именно женщина, как показывает история, – хранительница очага в лучшем смысле этого слова, строитель семьи.

Репродуктивная функция женщины - решающая в деле воспроизводства человеческого рода. Материнство остается пока одним из немногих социальных институтов, которого процесс модернизации коснулся в наименьшей степени.  Сегодня, как и раньше, материнство ассоциируется с выполнением большей части работы внутри домашнего хозяйства и по обслуживанию других членов семьи - не только детей, но и взрослых. Оказывается, что, несмотря на возрастающую роль рынка и государства как институтов социального воспроизводства и его определенную реструктуризацию, женщина по-прежнему несет основное бремя издержек. [4; с. 76]

Наконец, семья остается в любом обществе важнейшим институтом социализации нового поколения, роль женщин (активная и пассивная) в культурном воспроизводстве социальной системы, нации, класса возрастает как никогда.           Рассмотрим основные институты социального воспроизводства, взаимоотношения между которыми и задают его особенности в различных обществах. В первую очередь это семья, рынок и государство.

Семья. На протяжении всей человеческой истории семья оставалась основным институтом, обеспечивающим социальное воспроизводство, и представительницы западного феминизма не случайно видели в ней основной источник угнетения женщин. В современном мире происходит реструктуризация социального воспроизводства, отвечающая потребностям высокоразвитого рынка труда в компетентных, творчески мыслящих и все же управляемых работниках. По мнению многих исследователей, возрастающие в связи с этим издержки воспроизводства все еще в решающей мере возлагаются на семью, а внутри семьи - на женщину.

Рынок. В XX веке вместо предсказываемого  обобществления домашнего труда, которое должно было избавить женщин от угнетения, происходил совсем другой процесс: укрепление буржуазной (по своему происхождению и идеологии) модели семьи и превращение ее в важнейшую единицу потребления. Произошел массовый выход женщин на рынок труда, создавший условия для их экономической независимости.  

Сегодня «образ современной домохозяйки» это образ профессионально успешной деловой женщины, «экономящей свое время». Связь между сферой рыночного производства и семейного воспроизводства осуществляется теперь через высокоорганизованное «рефлексивное» потребление, уже немыслимое без идеологии и политического контроля в интересах развития рынка.

Государство. Под влиянием женского движения в большинстве западных стран (прежде всего в странах социал-демократической модели государства благосостояния) были приняты меры, обеспечивающие женщинам доступ на рынок труда и равный с мужчинами экономический статус. Новая направленность социальной политики большинства западных государств привела к ослаблению сложившейся модели семьи, состоящей из мужа-кормильца и зависимой жены, и способствовала внедрению двойной роли работающей матери. Акцент в социальной политике был перенесен с материнства на родительство. Ряд мер был направлен на изменение сложившегося распределения домашней нагрузки между супругами (например, обязательный отпуск по уходу, предоставляемый отцу ребенка). [3; с. 93]

Рассмотрение проблематики социального воспроизводства сквозь призму различных феминистских подходов позволяет сделать несколько выводов, которые представляют собой, скорее, открытые вопросы, чем окончательные ответы.

Во-первых, различные формы гендерного неравенства и подчиненный статус женщины в обществе рассматриваются как следствие процессов модернизации и развития капитализма, связанных с историческим разделением на сферы рыночного производства и семейного воспроизводства - две системы с противоположными принципами организации и ценностями. Достижение гендерного равенства в высокоразвитом рыночном обществе предполагает поиск новых возможностей ре-объединения этих сфер человеческой деятельности.

Во-вторых, проблематика социального воспроизводства, включающая в себя биолого-репродуктивный, социально-экономический и идеологический аспекты, требует применения междисциплинарного подхода, способного интегрировать результаты исследований в рамках различных дисциплин. Основой для такой интеграции может стать феминистская теория.      В-третьих, анализ основных институтов, участвующих в процессах социального воспроизводства (семья, рынок, государство), их функций и форм взаимодействия открывает возможности для рассмотрения особенностей организации социального воспроизводства в различных обществах и в различные периоды истории.

Наконец, в-четвертых, гипотеза о развитии кризиса социального воспроизводства в посткоммунистических обществах, связанного с перераспределением функций между государством, семьей и рынком вследствие приватизации и рыночных реформ, открывает перспективы для анализа и интерпретации противоречивых демографических, социально-экономических и культурных тенденций с позиций гендерного подхода. [1; с. 42 - 43]

Хотя в современной семье отношения между мужем и женой строятся по принципу взаимозаменяемости, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей, в ней намечается тенденция традиционализации семейных ролей в патриархальном их значении: закрепление за женщиной роли только хранительницы домашнего очага, матери, а отца – ролью кормильца, добытчика. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут содержать безбедно свою семью, а жена становится лишь хозяйкой дома, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом, сфера обслуживания, разваливаясь, компенсируется всё расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье и отнимая всё свободное время.

2. Роль семьи в жизни женщины, и роль женщины в функционировании семьи. Современные тенденции.

Одним из крупнейших событий последнего десятилетия в формировании семьи является рост числа нерегистрируемых браков, который сопровождается растущим одобрением такого способа совместного проживания. Такая тенденция в оценке брака наблюдается почти во всех этих странах. Различны лишь темпы изменения этой оценки. Взгляд на брак, как на пережиток, почти в равной мере распространен среди мужчин и женщин (среди мужчин немного больше). Понятно, что это мнение в большей степени отличает людей молодых.

         Следующей важной характеристикой, связанной с формированием семьи, является мнение, что для того, чтобы ребенок рос и развивался, нет необходимости в обоих родителях, а  желание иметь детей люди во все меньшей степени связывают с созданием семьи.

         Растет количество женщин, которые хотят воспитывать ребенка без отца.         Таким образом, взгляды на создание семьи и брака претерпели существенные изменения, свидетельствующие о девальвации традиционной формы совместной жизни – семьи, сформировавшейся на основе брака. Одновременно все большую поддержку получает мнение о том, что для нормального роста и воспитания ребенка нет необходимости иметь обоих родителей, а также оправдывается намерение и поведение женщины, желающей воспитывать ребенка без отца. [2; с. 18 - 20]

Несмотря на все вышеперечисленные тенденции, семья была и остается важнейшим социальным институтом. Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе связаны с семьей, она – естественная часть этой жизни, особенно для женщины.

Хорошая семья – важнейшая предпосылка полноценной жизни для подавляющего большинства женщин. Но какой же должна быть семья, чтобы женщина считала свою семейную жизнь счастливой?

1.                Прежде всего, счастливая семья – это семья, основанная на любви. Впрочем, настоящая любовь для женщин – чувство не столько романтическое, сколько придающее жизни устойчивость и надежность.

2.                Следующая обязательная составляющая счастливой семьи – это дети. Причем не так важно их число, сколько сам факт их наличия.

3.                Третьей особенностью семей, которые можно считать счастливыми, является официально зарегистрированный брак.

4.                Что же касается остальных характеристик того, как должна выглядеть типичная счастливая семья, то картина получается далекой от романтизма. Если идеальный мужчина для женщины – это в первую очередь такой мужчина, который способен обеспечить защиту от внешнего мира, то счастливая семья – это семья, в которой женщина чувствует себя «за мужем» как если и не за «каменной стеной», то хоть за какой-то спиной, и где основу материального благополучия семьи создает муж. Учитывая тот психологический пресс, под которым живут сегодня россиянки, а также набор и характер проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, это вряд ли может вызывать удивление.

5.                Значимость денежной стороны семейной жизни и роли мужа как «добытчика» и «кормильца» находит отражение и в представлениях женщин об «идеальном муже», главным требованием к которому со стороны россиянок выступает умение обеспечить материальный достаток. Эту сторону жизни нельзя недооценивать, так как она воспринимается женщинами в качестве важнейшей составляющей их равноправия с мужчиной. Вообще же ощущение равенства прав в семье оказывается важнейшей предпосылкой того, чтобы женщина считала свою семейную жизнь счастливой. [5; с. 51]

Помимо духовных сторон института семьи важнейшая ее функция – продолжение рода.  Раньше во главе семьи стоял мужчина. Его первейшей обязанностью было обеспечивать семью. В обязанность жены входило блюсти очаг, рожать и растить детей, сохранять верность мужу. Дом для жены являлся основным местом приложения ее трудов и способностей. Деньги, наряды она получала из рук главы семьи. Порой мы жалеем женщин, которые жили по старым семейным законам, законам зависимости. Может быть напрасно? В тех зависимых женщинах жила накопленная многими поколениями привычка сознания, что глава содержит семью и отвечает за нее. Так уж исторически сложилось. Но шло время. Резкие социальные перемены привели к гибели патриархальной семьи. Брак стал союзом двух свободных и самостоятельных людей. Авторитет мужчины постепенно падал, вскоре он свелся почти к нулю, конечно в городе это произошло быстрее, чем в деревне, где в некоторых семья и по сей день мужчина глава семьи. В Гражданском кодексе понятие "глава семьи" вовсе отсутствует. По свидетельству социологии, люди теперь довольно часто характеризуют свою семью как семью без главы. Теперь иждивенцами в семье выступают только дети, их кормильцы – и папы, и мамы. Сейчас глава семьи – это уже не глава "по закону", а лидер. Главы как бы выбираются в семье с согласия окружающих. Социологи определяют нынешнее семейное главенство как "выполнение распорядительных, регулирующих функций, существенных для жизнедеятельности семьи…". Нужен ли современной семье глава? Нет, но лидер нужен обязательно, им может быть и мужчина, и женщина. У кого характер для лидерства больше подходит. Как для патриархальных семей, так для нынешних, демократических, верна классическая толстовская формула, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.          

Как распределяется домашний труд между супругами.  Актуальная социально-экономическая ситуация в России такова, что профессиональная деятельность женщины часто вызвана необходимостью обеспечить средний прожиточный минимум существования своей семьи. Совмещение работы и семьи - это основная причина ролевого напряжения.

Предпочитая сознательно и эмоционально одни и те же роли, женщины вынуждены выполнять их, практически, в последнюю очередь. От этого и возникает ощущение “раздваивания”, т.е. женщине не хватает физических  и временных ресурсов на реализацию наиболее значимых для нее ролей.

Способность работающей женщины получать эмоциональное удовлетворение от реализации семейных, и профессиональных ролей, а также согласованность между ценностно-эмоциональным и поведенческим выбором являются ключевыми факторами, способствующими снижению чувства внутренней ролевой конфликтности. Одной из основных причин ощущения работающими женщинами ролевого конфликта является невозможность реализации в поведении роли матери в той степени, которая соответствует месту этой роли в когнитивной и эмоциональной ролевой иерархии женщины.

Женщина занимается домашним хозяйством гораздо больше, чем мужчина, и не случайно социологи не спрашивают, ведут ли мужчины домашнее хозяйство, а спрашивают, помогают ли они женам в работе по дому. Мы довольны уже тем, что мужчина в семье является хорошим помощником женщины. Серьезной проблемой наших дней становится эмансипация… мужчины. Она нужна для полной эмансипации женщины и для укрепления семьи. Этот вывод не покажется столь парадоксальным, если семью рассматривать через призму социально-психологических основ ее формирования и существования. А такое рассмотрение семьи необходимо уже хотя бы тому, что она как социальное явление не может быть объяснена только социологическим анализом отношений в сфере домашнего туда между мужем и женой, родителями и детьми. [5; с. 64 - 65]

Социологи в основном сетуют на то, что женщина – равноправный член общества – остается в неравном положении в семье, что она закабалена мужем, детьми, бытом. По описаниям социологов, женщину после обзаведения семьей и особенно детьми ждут "кислый запах пеленок, пронзительный крик ребенка, бряцание цепей супружеской неволи", тяжелый и непроизводительный домашний труд, рост дискомфорта. И все же стремление женщины к созданию семьи велико. Даже если большую часть труда возьмет на себя муж, нагрузки женщины после замужества возрастают, и все же семья создается. Чувство любви, стремление быть всегда вместе – вот сила, созидающая семью. 


Заключение

Таким образом, семья – это особый, очень значимый и эмоционально окрашенный тип партнерства, целью которого является воспитание детей. При этом предполагается, что в силу самоценности семьи каждая сторона этого партнерства должна идти ради ее интересов на определенные жертвы. При этом неверность, попытки измены воспринимаются очень тяжело не столько из-за любовной травмы, сколько по причине нарушения основных принципов существования этого партнерства, как признак ненадежности и предательства.

И если семейный тип партнерства действительно реализуется на практике, то никакие разногласия по конкретным поводам, в том числе распределения семейных денег, не идут женщине и семье во вред, а женщина чувствует себя достаточно уверенно и защищенно. Более того, даже если мужчина не может обеспечить семье приемлемый уровень жизни, но честно старается сделать это (работает, пытается подрабатывать, не пьет), то женщина, как правило, довольна своей семейной жизнью.

Повышение общего уровня благосостояния общества, налаживание всех отраслей индустрии потребления, совершенствование детских дошкольных учреждений и т.д. позволит не уйти в сторону деэмансипации женщины, вынужденной традиционализации семьи. При этом семья должна иметь все условия для свободного выбора формы своей жизнедеятельности.



















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Культура семейных отношений // Сборник статей под ред. Иванова К.Г. –  М.: Наука, 2000.

2.     Семья в Российской Федерации // Статистический сборник материалов. М.: Инфра-М, 2001 – 25 с.

3.     Семенов П.Р. Семья в процессе развития. – М.: Перспектива, 2003. – 192 с.

4.     Семья в России // Научный общественно-политический журнал. № 2, 2000 г.

5.     Феминология. Семьеведение. Учебгик для ВУЗов // Под ред. Шинелевой Л.Т., М.: Издательство МГСУ «Союз», 2002 – 220 с.