Содержание



Введение.

3

1. Детские церебральные параличи. Причины развития

4

2. Стадии и формы заболевания.

7

3. Синдромы нарушений при ДЦП.

9

     3.1. Двигательные нарушения.

9

     3.2. Речевые нарушения.

11

     3.3. Сенсорные нарушения.

13

     3.4. Нарушения высших корковых функций.

13

4. Методы коррекции речевого и психического развития детей с ДЦП.


15

     4.1. Система занятий с детьми дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).


15

     4.2. Программа коррекционной работы с подготовительного по 3 класс специальных школ для детей, страдающих церебральным параличом



17

Заключение.

21

Список литературы.

22

Введение


Предметом исследования данной работы являются: изучение этиологии, патогенеза, семиотики детского церебрального паралича. В определении детского церебрального паралича, принятого интернациональной группой исследователей в Оксфорде в 1958 г., отмечается, что это страдание обуславливается заболеванием головного мозга, поражающим те отделы, которые ведают движениями и положениями тела, и обращается внимание на тот факт, что это заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга.

Таким образом, речь идет о диффузном поражении головного мозга на ранних этапах его формирования, что может привести к сенсорным и речевым нарушениям у ребенка, страдающего церебральным параличом. Кроме того, наличие двигательных дефектов создает предпосылки для особенностей развития познавательной деятельности детей, так как чувственное познание формируется на основе анализаторной деятельности мозга. Развитие познавательной деятельности у детей с ДЦП задерживается. Также у него задерживается развитие стереогноза, тактильной и температурной чувствительности, а также в словаре не могут появиться слова обозначающие эти понятия. Еще И. М. Сеченов отметил, что ходьба является важнейшим фактором в формировании восприятия пространства и времени, а, следовательно, здоровый ребенок в процессе передвижения начинает улавливать разницу между количеством времени, затрачиваемым на переход из одного помещения в другое (переход из комнаты в комнату, прогулка в парк). Гораздо более монотонно течет время у ребенка, прикованного болезнью к  кровати. Недостаток информации во многом определяет незрелость его аналитико-синтетических связей и недоразвитие пассивного и активного словаря.


1. Детские церебральные параличи. Причины развития


Детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Врач высшей категории Левин А.С., кандидат медицинских наук Николаева В.В., кандидат медицинских наук Усакова под термином «детские церебральные параличи» (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде. Примерно в  57% случаев заболевание является врожденным, в 40% - обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями, развившимися уже после рождения. Характерная черта ДЦП – нарушение психомоторных функций. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями (Гросс Н.А., 2000, с.49).

         Мастюкова Е.М. (1991,с.5) дает следующее определение ДЦП:  «Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц».

         По Бадаляну Л.О. (2003, с.239) детские церебральные параличи – это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

До середины ХХ в. считалось, что основными причинами заболевания являются асфикция плода во время родов, вызванная обвитием пуповины вокруг шеи ребенка или попаданием околоплодных вод в его дыхательные пути, а также механическая родовая травма и кровоизлияние в мозг. Однако более поздние наблюдения показали, что, помимо вышеуказанных причин, не меньшее значение имеют: интоксикация плода во время беременности в результате болезни матери; неправильное питание женщины во время беременности, стрессовые состояния, наличие у нее хронических заболеваний сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также вредных привычек (алкоголизм, наркомания, курение).

         Сейчас становится все более ясной роль внутриутробной нейроинфекции, т.е. поражения нервной ткани во время беременности инфекционным агентом. Это могут быть вирусы гриппа, краснухи, простого герпеса, возбудители листерелеза, токсоплазмоза, кишечная палочка, стрептококки. Инфицирование плода происходит через плаценту или из инфицированных родовых путей матери. Будущая мать может быть носителем этого или иного инфекционного возбудителя, не подозревая об этом, т.к. не всегда при наличии хронической инфекции имеются клинические симптомы заболевания или они проявляются нечетко. Инфекционный возбудитель, попав в кровь ребенка, при определенных условиях может вызвать поражение нервной системы в виде энцефалита или менингоэнцефалита. В первом случае поражаются нервные клетки головного мозга, а во втором – к этому добавляется воспаление мягкой мозговой оболочки.

         Одной из причин патологии нервной системы может стать иммунологическая несовместимость матери и плода, в частности, при резус-конфликте, который часто возникает, если кровь ребенка резус-положительная. У последнего в этом случае после рождения возникает желтуха, которая носит название гемолитической. Эритроциты ребенка подвергаются гемолизу (разрушению), а высвободившийся из них билирубин проникает в ткани нервной системы, оказывая на нее токсическое действие. В результате повреждаются кора головного мозга, подкорковые ядра, ядра ствола мозга, что в последующем нередко приводит к развитию церебрального паралича, характеризующегося гиперкинезами.

         Отрицательно сказываются на развитии нервной системы ребенка прием женщиной во время беременности некоторых лекарственных препаратов (например, кортикостероидов, барбитуратов), токсикоз беременности, угроза выкидыша, маточные кровотечения, недоношенная беременность, работа будущей матери с вредными химическими веществами

Органическое повреждение клеток головного мозга приводит к повышенному потреблению кислорода, вследствие чего возникает кислородный дефицит в большинстве структур центральной нервной системы, а это в итоге приводит к нарушению обменных  трофических процессов как автономно в зоне поражения, так и генерализовано для всего организма плода в целом.

Независимо от причины повреждения нервной ткани во время беременности происходит ее гипоксия – недостаточное снабжение кислородом. В результате нарушаются обменные процессы в клетках мозга, прежде всего кислородный обмен, наблюдается сбой в развитии жизненно важных нервных центров и сосудистой системы головного мозга, целый ряд других патологических изменений. Все это, в свою очередь, является причиной нарушений нормального хода родового акта: возникает асфикция плода или он получает черепно-мозговую травму.

Тяжесть и характер изменений в нервной системе определяются не столько свойствами самих факторов, вызвавших эти изменения, сколько периодом внутриутробного развития плода, в который они действуют. Наиболее тяжелые пороки развития мозга возникают тогда, когда время влияния совпадает с периодом органогенеза и формирования плаценты (Гросс Н.А., 2000, с.49-51).



2. Стадии и формы заболевания

Течение заболевания при всех его формах подразделяется на три стадии:

         - раннюю,

         - начальную резидуальную (восстановительную),

         - позднюю резидуальную.

Ранняя стадия заболевания – первые 3-4 недели периода новорожденности. Уже в первые дни обнаруживается ряд симптомов, свидетельствующих о поражении головного мозга: повышенная температура, синюшность кожи лица, косоглазие дрожание конечностей, судороги, резкое повышение или, наоборот, понижение тонуса мышц, отсутствие или слабая выраженность врожденных рефлексов.

Вторая стадия заболевания  - начальная резидуальная, для которой характерны задержка и нарушение первых этапов развития двигательных навыков.

Третья стадия, поздняя резидуальная, характеризуется наличием типичных изменений в опорно-двигательном аппарате, контрактурами и деформациями (как обратимыми, так и необратимыми) и диагностируется обычно после 3-4 лет жизни ребенка.

В зависимости от тяжести и распространенности различают сле­дующие формы детских церебральных параличей: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, парапле­гию, моноплегию, атонически-астатический синдром («вялая» фор­ма детского церебрального паралича), гиперкинетическую форму.

Спастическая диплегия (синдром Литтля) - наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной - от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. Мышечный тонус в ногах резко повышен: ребенок стоит на полусогнутых и приведенных к средней линии ногах; при ходьбе наблюдается перекрещивание ног.

При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преиму­щественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге - разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирает­ся на пальцы. Паретичные конечности отстают в росте от здоровых. При гемипаретической форме церебрального паралича у ребенка может возникнуть задержка речевого развития за счет алалии, особенно при поражении левого полушария. В 50% случаев у детей старше­го возраста наблюдаются гиперкинезы. Они появляются по мере снижения мышечного тонуса. Психическое развитие замедлено. Степень задержки варьирует от легкой до тяжелой. На задержку развития влияет наличие часто возникающих эпилептиформных припадков.

Двойная гемиплегия характеризуется двигательными наруше­ниями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое пора­жение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части тулови­ща влечет за собой выраженную задержку речевого и психиче­ского развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. Эта форма детского церебрально­го паралича часто сочетается с микроцефалией и малыми анома­лиями развития (дизэмбриогенетическими стигмами), что свиде­тельствует о внутриутробном поражении мозга. При двойной геми­плегии нередко наблюдаются эпилептиформные припадки.

Атонически-астатическая форма характеризуется мышечной гипотонией. Тонические шейные и лабиринтный рефлексы выражены не резко; их можно обнаружить во время эмоционального напряжения ребенка и в момент попытки произвести произволь­ные движения. При этой форме церебрального паралича на 2-3 году жизни выявляются симптомы поражения мозжечка: интенционный тремор, туловищная атаксия, расстройства координации движе­ний. У этих больных резко страдают статические функции: они не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить, сохраняя равнове­сие. Часты речевые нарушения в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Отмечает­ся выраженная задержка психического развития. Степень сниже­ния интеллекта зависит от локализации поражения мозга. При по­ражении преимущественно лобных долей доминирует глубокая за­держка психического развития. При преимущественном поражении мозжечка психическое развитие страдает меньше, но в этом случае доминируют симптомы поражения мозжечка.

Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественным поражением подкорковых образований при резус-конфликтной беременности. Гиперкинезы появляются после первого года жиз­ни, за исключением тяжелых случаев, когда их можно обнаружить уже на первом году. Гиперкинезы сильнее выражены в мышцах лица, нижних отделах конечностей и мышцах шеи. Часто наблюдаются ре­чевые расстройства. Психическое развитие страдает меньше, чем при других формах, однако тяжелые двигательные и речевые на­рушения затрудняют развитие ребенка, его обучение и социаль­ную адаптацию. 


3. Синдромы нарушений при ДЦП

3.1. Двигательные нарушения

Двигательные нарушения при детских церебральных парали­чах обусловлены тем, что повышенный мышечный тонус, сочета­ясь с патологическими тоническими рефлексами (тонический ла­биринтный и шейные рефлексы), препятствует нормальному раз­витию возрастных двигательных навыков. Тонические рефлексы являются нормальными рефлексами у детей в возрасте до 2-3 мес. Однако, при детских церебральных параличах их обратное развитие задерживается, и они значительно затрудняют двигательное развитие ре­бенка.

При выраженности то­нического лабиринтного рефлекса (ЛТР) у ребенка с церебральным парали­чом в положении на спи­не повышается тонус разгибательных мышц. Такой ребенок не может поднять голову или делает это с большим тру­дом, не может вытянуть руки вперед, чтобы взять предмет, или подтянуться и сесть, повернуться со спины на живот. В положении на животе он не может поднять голову, разогнуть руки и опереться на них, встать на четвереньки, принять вертикальную позу.

При выраженности симметричного шейного тонического реф­лекса (СШТР) у ребенка с церебральным параличом мышечный тонус изменяется в зависимости от того, сгибает он голову или разгибает. Разгибание головы усиливает тонус разгибателей рук, в связи с этим ребенку грозит потеря равновесия и падение назад. Сгибание головы усиливает сгибательный тонус мышц, и ребенок может упасть вперед. Дети с церебральными параличами стремят­ся держать голову по средней линии, иначе нарушается равнове­сие при сидении, стоянии, ходьбе.

Асимметричный шейно-тонический рефлекс (АШТР) выража­ется в том, что при повороте головы в сторону повышается тонус в разгибательных мышцах той руки, в направлении которой по­вернута голова (ребенок принимает позу фехтовальщика). Из-за того, что голова часто повернута в одну сторону, развивает­ся спастическая кри­вошея. Соче­тание АШТР с тони­ческим лабиринтным рефлексом затрудняет повороты на бок и на живот.

Выраженность то­нических рефлексов за­висит от тяжести пора­жения мозга. В тяже­лых случаях они резко выражены и их легко обнаружить. При более легких поражениях дети научаются тормозить рефлекс. Тониче­ские рефлексы оказывают влияние и на мышечный тонус артику­ляционного аппарата. ЛТР повышает тонус мышц корня языка, в результате чего затрудняется формирование голосовых реакций. При выраженности асимметричного тонического рефлекса мы­шечный тонус в артикуляционной мускулатуре повышается асим­метрично: больше на стороне, противоположной повороту голо­вы ребенка. В этом случае затрудняется произношение звуков. Симметричные шейные тонические рефлексы затрудняют дыха­ние, произвольное открывание рта, продвижение языка вперед. Этот рефлекс повышает мышечный тонус в спинке языка. При этом кончик языка плохо выражен и часто имеет форму лодочки. Подобные нарушения артикуляционного аппарата затрудняют формирование голосовой активности и звукопроизносительной стороны речи. У таких детей тихий, плохо модулированный голос с носовым оттенком.


3.2. Речевые нарушения

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами харак­теризуются задержкой речевого развития, дизартрией и алалией.

Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой пери­од. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментар­ностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой ак­тивностью. Первые слова также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи наруша­ется. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с раз­личными формами дизартрии или алалии.

У детей с церебральными параличами наиболее часто отмеча­ется псевдобульбарная дизартрия. Для этой формы дизартрии ха­рактерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжен, его спинка спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Повышение мышечного тонуса может чередоваться с гипотонией или дистонией в отдельных мы­шечных группах артикуляционного аппарата. Парезы артикуляци­онных мышц вызывают расстройство звукопроизношения по типу псевдобульбарной дизартрии. Характерны нарушение голосообразования и расстройство дыхания. Часто наблюдаются содружест­венные движения (синкинезии) в артикуляционной мускулатуре.

Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической.

При сенсорной алалии затруднено понимание обращенной ре­чи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического вос­приятия, вторично страдает развитие моторной речи.

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами ред­ко бывают изолированными. Чаще дизартрия сочетается с задерж­ками речевого развития или с алалией.

У ряда детей имеют место более или менее отчетливо выра­женные элементы апраксии речевой мускулатуры. Апраксия ре­чевой мускулатуры у этой группы детей имеет принципиальное сходство с гораздо более глубокой и тоже своеобразной апраксией позы пальцев — невозможностью воспроизведения позы по кинетическому следовому образу при возможности делать это по непосредственному и следовому зрительному раздражению. Это свидетельствует о недостаточности развития премоторных и ретроцентральных зон коры.

У детей с церебральными параличами имеется чрезвычайно легкая подавляемость возможности движения артикуляционной мускулатуры, так же как и мускулатуры кисти и пальцев, экстероцептивными раздражениями зрительными, слуховыми, тактиль­ными, а также вестибулярными и собственно двигательными. Под влиянием раздражений повышается тонус артикуляционных мышц, и целенаправленное движение, если оно и было начато, становится невозможным.

У всех детей наблюдается недостаточность кинестетического отдела речедвигательного анализатора. Слабость кинестетичес­кого звена обусловливает, по-видимому, своеобразную апраксию мимико-артикуляционной мускулатуры, препятствующую разви­тию подражательных речевых движений. Кроме того, можно по­лагать, что низкий тонус кинестетического отдела речедвигатель­ного анализатора, обеспечивающего анализ поступающей из артикуляционного аппарата в мозг импульсации, является од­ним из основных препятствий для создания речевых схем и сле­дового двигательного образа слов. Следовая двигательная реак­ция является одним из необходимых условий для создания цепных реакций — «кинестетических мелодий», лежащих в основе раз­вития серийных движений при иннервации одним двигательным (речевым) импульсом.


3.3. Сенсорные нарушения

При детских церебральных параличах (особенно при гиперки­нетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона). Это может спо­собствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму. У некоторых больных недоразвит фонематиче­ский слух. Любое нарушение слухового восприятия может при­вести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях – к гру­бому недоразвитию речи.

Ранняя диагностика недостаточности слуха у детей с цереб­ральными параличами имеет большое значение, так как своевременная коррекция этого дефекта позволяет избежать задержек речевого развития. Снижение остроты слуха у ребенка с двига­тельными нарушениями может затруднить выбор подходящей для него школы. В этом случае школу следует выбирать с учетом ве­дущего дефекта, исходя из того, что мешает адаптации ребенка (слуховой или двигательной).


3.4. Нарушения высших корковых функций

Нарушения пространственных представлений. У детей с церебральными параличами имеет место недораз­витие пространственного гнозиса, что связано с недоразвитием или поражением теменной доли больших полушарий головного мозга и с нарушениями зрительного восприятия.

Нарушения зрительного восприятия связаны с недостаточно­стью фиксации взора и конвергенции, сужением полей зрения, птозом, двоением, нистагмом и снижением остроты зрения. На­рушения подвижности глазных яблок являются следствием пареза мышц, двигающих глазное яблоко. Нарушения слухового воспри­ятия также имеют значение в нарушении формирования простран­ственного гнозиса. Подобные сенсорные нарушения в дальней­шем служат причиной нарушения внимания и  неумения сосредо­точиться на задании.

Нарушение формирования схемы тела, стереогнозиса. Наличие патологических тонических рефлексов и парезов рук приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации. Наряду с нару­шением формирования пространственного гнозиса это затрудняет формирование восприятия формы и овладение умением соотно­сить в пространстве объемные и плоские величины. При этом страдает также развитие схемы тела. Задерживается формирова­ние понятий «правое» и «левое». Большое значение в недоразви­тии схемы тела имеют недостаточность кинестетических ощуще­ний, недоразвитие реакции равновесия, поражение нижней части теменной доли правого или левого полушария мозга. Так, при поражении левой теменной доли с большим трудом формируются представления о правом и левом, развиваются элементы астереогнозии, в дальнейшем затруднено усвоение письма, чтения и счета.

Эмоциональные нарушения. У больных детскими церебраль­ными параличами часто отмечаются эмоциональные нарушения, которые проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Страх не­редко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей. У детей с гиперкинетическим синдромом страхи могут перерасти в синдром витальной (жизненной) дизадаптации. При этом на различные зрительные и слуховые раздражители де­ти отвечают не ориентировочной, а защитной реакцией. Отмеча­ются повышенная возбудимость, слабая воля, неумение преодоле­вать препятствия и слабая мотивация к их преодолению.

У детей старшего возраста развиваются вторичные эмоцио­нальные нарушения как реакция на свой дефект. У них наблюда­ется склонность к невротическим нарушениям. Кроме того, воз­никает угроза патологического развития личности по тревожно-мнительному, аутистическому (уход в себя, в мир своих фантазий) или инфантилизированному типу.

Нарушения интеллектуального развития. Интеллектуальное раз­витие детей с церебральными параличами протекает в неблаго­приятных условиях и часто задерживается или искажается. Интел­лект при детских церебральных параличах бывает изменен по-разному: примерно 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 25-30% интеллект сохранен, а у остальных наблюдается задержка интеллектуального развития, обусловлен­ная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.


4. Методы коррекции речевого и психического развития детей с ДЦП

4.1. Система занятий с детьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Развитие пространственных представлений.

1. Определение основных пространственных (предложных) отношений на конк­ретных предметах. Ребенок по инструкции переставляет предме­ты в указанных направлениях.

2. Название основных пространственных отношений на сю­жетной картине.

3. Развитие конструктивного праксиса.

4. Развитие пространственных отношений в изобразительной деятельности ребенка.

5. Тренировка памяти на пространственные отношения. Ана­лиз картины по памяти с учетом пространственных взаимоотно­шений между предметами. Рассказ по памяти о расположении предметов в пространстве. Тренировка следовых проб конст­руктивного праксиса.

Управления по развитию осязания.

1. Тренировка по определе­нию фактуры предмета. Узнавание на ощупь фактуры при пред­варительном показе.

2. Определение фактуры и форм реальных предметов без пред­варительного показа.

3. Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел:

а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объем­ные);

б) одинаковой формы и толщины, но разной величины (боль­шие и маленькие);

в) одинаковой величины и толщины, но разной формы. Раз­витие этой способности формируется поэтапно:

/ этап – узнавание объемных фигур на ощупь после предва­рительного зрительного ознакомления с фигурой;

// этап – узнавание объемных фигур одинаковой фактуры без предварительного показа;

IIIэтап – узнавание плоских фигур одинаковой фактуры после зрительного ознакомления;

IV этап – узнавание плоских фигур на ощупь без показа;

V этап – узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, но разных по фактуре после предварительного их осмотра;

VI этап – узнавание формы и фактуры предмета на ощупь без предварительного осмотра;

VII этап – различение предметов одинаковой формы и фак­туры по величине на ощупь.

Развитие временных представлений.

1. Определение последо­вательности времени года, уточнение на картинках и при сло­весном описании отличительных признаков каждого сезона.

2. Последовательность периодов суток, разбор на режимных моментах.

3. Отработка понятий «старше — младше».

Для формирования обобщений проводятся упражнения по раз­витию обобщения методом исключения (игра «Четвертый лиш­ний»).

/ этап – перед ребенком раскладываются 4 предмета, объе­диненные между собой определенными свойствами.

// этап – исключение лишних предметов по картине.

Для развития понимания причинно-следственных отношений используется игра — отгадывание. В процессе игры формиру­ются самостоятельные наблюдения и определенные понятия о предметах, раскрываются причинно-следственные связи.

Как показали многолетние наблюдения, предложенные мето­ды коррекции позволяют значительно развить несформирован­ные функции и подготовить ребенка к восприятию программы общеобразовательной школы.

4.2. Программа коррекционной работы с подготовительного по 3 класс специальных школ для детей, страдающих церебральным параличом

Первые годы функционирования школ для детей с церебраль­ным параличом показали, что учащиеся, страдающие этим забо­леванием, встречаются с серьезными трудностями при овладе­нии программным материалом, причем эти затруднения качественно отличаются от тех, с которыми сталкиваются здоро­вые дети.

В основу восстановительной работы были положены следую­щие принципы:

1) соблюдение последовательного стадийного развития процес­сов познавательной деятельности, наблюдаемого в онтогенезе;

2) опора на комплексную работу анализаторных систем, так при воспитании фонематического слуха, кроме слухового, опи­рались на речедвигательный, кинестетический и зрительный ана­лизаторы;

3) использование в процессе занятий сохранной или уже вос­становленной функции;

4) словесный анализ предметов, явлений и действий.

Коррекционная программа рассчитана на 4 года начальной школы (подготовительный класс, 1, 2 и 3).

Данная программа по коррекции нарушенных функций у де­тей с церебральными параличами включает следующие разделы:

1) развитие зрительного восприятия формы и цвета;

2) коррекция пространственных представлений;

3) компенсация временных представлений;

4) воспитание фонематического слуха и анализа;

5) обучение способности к обобщениям и дифференцировкам в связи с развитием устной речи.

В каждом разделе выделяются: название темы, содержание работы, виды коррекции, знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся при прохождении данной темы.

В подготовительном классе учащихся следует научить диффе­ренцировать основные цвета спектра и их оттенки и подбирать идентичные геометрические фигуры.., учитывая признак фор­мы, цвета, величины.

В 1-ом классе дети должны дифференцировать эти фигуры и различные типы многоугольников и различать тела по принципу объемности.

Во 2-ом классе приводится анализ различий при сопоставле­нии по признаку величины и объемности и занятия по построе­нию различных геометрических фигур.

В 3-ем классе у учащихся вырабатывается умение построить с помощью линейки и угольника четырехугольник и углы различ­ного типа.

При развитии пространственных представлений в подготови­тельном классе обращается внимание на умение ученика ориен­тироваться в схеме собственного тела и напротив сидящего, на способность правильно соотносить предметы в окружающем про­странстве.

Большое внимание уделяется развитию конструктивного праксиса и тренировке памяти на пространственные представления.

В 1-ом классе продолжается работа по развитию конструктив­ного праксиса и тренировки памяти на пространственные пред­ставления; кроме того, уделяется внимание синтезированию це­лого из частей и устному описанию различных планов и схем пути.

Во 2-ом классе проводятся упражнения по развитию конст­руктивного праксиса и конструированию.

В 3-ем классе — черчение различных планов и схем пути.

В тему «Временные представления» в подготовительном клас­се входит уточнение и расширение представлений о временах года, времени суток, их признаках и порядке следования. Учат определять на циферблате время (только круглый час).

В 1-ом классе дети должны уметь узнавать время на циферб­лате и правильно соотносить общественные события с факта­ми своей биографии и жизни родителей.

Во 2-ом классе требуется умение определять на циферблате вре­мя с точностью до минут, секунд; дается представление о веке – столетии.

В 3-ем классе при занятиях по этой схеме перед учениками ставится задача: уметь определять временную последовательность при чтении статей по истории.

В разделе «Развитие фонематического слуха и анализа» про­грамма подготовительного класса построена таким образом, что­бы подготовить ребенка к овладению навыками письма и чтения, особое внимание уделяется анализу предложения, слова, слога и выделению звука. Коррекционная работа начинается с развития фонематического слуха, проводится целый ряд упражнений по выделению и дифференцировке звуковых параллелей на слух: глас­ные-согласные, шипящие-свистящие, звонкие-глухие.

В 1-ом классе продолжается анализ предложений, слов и сло­гов, а также обращается внимание на выделение ударного слога и на интонационное оформление предложений в зависимости от их типа.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках, на уроках коррекции особое внимание уделяется расширению пассивного и активного словаря, умению определить логические связи, пони­манию фраз с переносным смыслом, составлению рассказа.

В подготовительном классе уделяется внимание развитию на­выков обобщения, дифференцирования и расширению слова­ря, связанного с пространственными и временными представ­лениями.

В 1-ом классе выполняются упражнения по определению логических связей в прочитанном тексте, анализируется смысл пословиц и поговорок, подбираются оценочные эпитеты к ука­занным предметам и явлениям и проводятся творческие ра­боты.

Во 2-ом классе идет обогащение словаря, связанного с эмо­циональным состоянием людей и явлениями природы. Новым видом работы является знакомство с многозначностью слов: си­нонимы, омонимы, антонимы и знакомство с образными выра­жениями, метафорами, а также различение жанров (проза и сти­хи, сказка и рассказ).

В 3-ем классе проводится также много творческих работ (опи­сание виденного или слышанного, самостоятельное придумыва­ние сказок, рассказов на заданную тему).

Проведение коррекционной работы по этой программе по­зволяет скомпенсировать нарушенные процессы познавательной деятельности у детей с церебральным параличом и дает возможность учащимся успешно овладеть учебным материалом.

заключение

Детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Детские церебральные параличи возникают в результате: 1) инфекционных заболеваний матери во время беременности, сердечно сосудистых и эндокринных нарушений у матери, токсикозов бере­менности, иммунологической несовместимости крови матери и плода, перенесенных во время беременности психические и физи­ческие травмы, асфиксии, внутриутробной травмы; 2)   менин­гита; энцефалита; менингоэнцефалита; черепно-мозговых травм.

В клинической картине детских церебральных пара­личей ведущими являются двигательные нарушения, которые характеризу­ются центральными параличами определенных групп мышц, рас­стройствами координации, гиперкинезами. Двигательные наруше­ния часто сочетаются с речевыми и психическими расстройствами, эпилептиформными припадками.

Важно вовремя определить, диагностировать заболевание и как можно раньше начать лече­ние. Раннее лечение – один из залогов успеха в лечении детских церебральных параличей. Очень важно правильно организовать лечение детских церебральных параличей. Оно должно основы­ваться на следующих принципах: раннее начало, этапность, пре­емственность и комплексность.

Комплексность лечения означает, что должна проводиться различная восстановительно-коррекционная работа: лечение движениями (лечебная физкультура), массаж, физиотерапевтические воздействия, орто­педическое и медикаментозное лечение, медико-педагогическая коррекция.



Список литературы



  1. Архипова Е.Ф.  Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.
  2. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений – М., 2003 – 368 с.
  3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977.
  4. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей.  Л: Медицина, 1988 – 97с.
  5. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом . М.: Просвещение, 1991 – 159с.
  6. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. М., 1989.
  7. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. М., 1968.

8.      Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / Под ред. Н.А. Гросс (Абрамова Т.Ф., Никитина Т.М., Кочеткова Н.И., Гончарова Г.А., Горбунова Е.А., Кряжев В.Д., Левин А.С., Николаева В.В, Суровягина Л.В., Усакова Н.А., Шарова Т.Л.). М.: Советский спорт, 2000 – 224с.