План

Введение.............................................................................................................. 4

Глава 1. Кадровые технологии в системе управления персоналом................. 6

1.1. Методы управления персоналом.............................................................. 7

1.2. Кадровая политика................................................................................. 14

1.3. Кадровые технологии............................................................................. 15

1.4. Порядок внедрения изменений в систему управления персоналом..... 18

Глава 2. Анализ организации бухгалтерской службы на предприятии ЗАО  «Изотерм» и разработка мероприятий по повышению его эффективности.. 20

2.1. Краткая характеристика предприятия................................................... 20

2.2. Анализ организации бухгалтерской службы на предприятии и разработка мероприятий по повышению его эффективности......................................... 21

2.2.1.  Оценка  обеспеченности предприятия руководителями     и специалистами бухгалтерской службы, эффективности их использования....................... 22

2.2.2. Анализ условий работы управленческого персонала..................... 24

2.2.3. Осуществление подбора, расстановки и повышения квалификации управленческих кадров на предприятии.................................................... 27

2.2.4. Планирование работы руководителей и специалистов, улучшение информационного их обслуживания.......................................................... 34

Выводы и предложения.............................................................................. 35

Заключение........................................................................................................ 37

Использованная литература............................................................................ 40

Приложение 1................................................................................................... 41

Приложение 2................................................................................................... 47

Введение


Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми.

Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:[1]

1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.

4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.

8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.

9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.

Цель данной работы найти пути совершенствования организации труда специалистов бухгалтерской службы путем внедрения новой кадровой технолгии.

Задачи:

·                    изучить теоретические аспекты вопроса;

·                    проанализировать   организацию   труда   бухгалтерской    службы ЗАО «Изотерм»   (обеспеченность   кадрами,   условия   работы, информационное обслуживание, подбор и повышение квалификации кадров и т.д.);

сделать выводы на основании проведенного анализа и внести свои предложения.










Глава 1. Кадровые технологии в системе управления персоналом.

Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. Важнейшие в их числе: социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными и социальными конфликтами и стрессами; информационное обеспечение системы кадрового управления; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников; управление трудовой мотивацией; правовые вопросы трудовых отношений; психофизиология, эргономика и эстетика труда.

    Если в условиях командно-административной системы эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, полагаем, что исследование роли человеческого фактора в управлении, анализ кадровой политики, а также стиля, методов управления и роли лидерства на конкретном предприятии является достаточно актуальным и требует своего рассмотрения.

Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом организации. В качестве базы для ее построения используются принципы, т. е. правила и методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

1.1. Методы управления персоналом

Методы управления персоналом (МУП) - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. [2]Наука и практика выработали три группы МУП: административные, экономические и социально-психологичекие.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Эконо­мические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «метод пряника». Социально-психологическиё методы исходят из мотивации и социального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения; как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы от­личает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управлёния, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят кос­венный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчиты­вать на автоматическое действие этих методов и трудно опреде­лить силу их воздействия на конечный эффект:

Административные методы управления основываются на отно­шениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществ­ляются в форме организационно распорядительного воздей­ствия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организа­ционно-методическое инструктирование.

Организационное регламентирование определяет то, чем дол­жен заниматься работник управления, и представлено положени­ями о структурных подразделениях; устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. [3]На основе положений со­ставляется штатное расписание данного подразделения; организу­ется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного под­разделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников,

Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее: качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты и др.); технологи­ческие (маршрутные и технологические карты и т.п.); эксплуа­тационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупре­дительного ремонта); трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств; погашение ссуд банка); нормативы рентабель­ности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет); ­материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.) организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка; распорядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок) эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток; объемы постоянно возрастают. В условиях функционирования автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях ЭВМ в информационно-вычислительном центре (ИВЦ).

Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации: В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных со­временных средств управления, учитывается богатейший опыт; которым обладают работники аппарата управления. К актам орга­низационно-методического инструктирования относятся: должностные инструкции устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала методические указания(рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общецелевое назначение; методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной технико-экономической задачи; рабочие инструкции; опрёдёляющие последова­тельность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.

Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными: Они из­даются руководителем организации, а в случаях; предусмотренных действующим законодательством - совместно или по согласованию с соответствующими общественными организация­ми и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми акта­ми ненормативного характера[4]. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законода­тельства и других нормативных актов, а также придания юриди­ческой силы управленческим решениям. Приказы издаются ли­нейным руководителем организации.

Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения. Приказ - это письмен­ное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Распоряжение - это письменное или, устное требование к подчиненным решить от­дёльные вопросы, связанные с поставленной задачей.

Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения; которые должны быть: четко организованы. С этой целью оно устанавливает единый по­рядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Экономические методы -это элементы экономического меха­низма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное раз­витие организации, Важнейшим экономическим методом управле­ния персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические мето­ды управления:

С помощью планирования определяется программа деятельно­сти организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каж­дое подразделение получает перспективные и текущие планы по определённым показателям. Например, мастер участка ежедневно получает сменно-суточное задание от администрации цеха и организует работу коллектива, используя методы управления персоналом. При этом мощным рычагом выступают цены на выпускаемой продукции, которые влияют на размеры, прибыли организации. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения себестоимо­сти выпускаемой продукции. Поэтому необходимо применять четкую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции и реальные ре­зультаты а этом направлении. Огромное значение в системе мате­риального стимулирования имеет эффективная организация зара­ботной платы в соответствии с количеством и качеством труда.

В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного вза­имодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и пред­ложения усиливается роль экономических методов управления. [5]Они становятся важнейшим условием создания целостной, эф­фективной и гибкой системы управления экономикой организации, которая выступает на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План эко­номического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ре­сурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов организации с учетом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.

Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства, в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Социально-психологические методы управления основаны н использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.): Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных, факторов, интересов личности, групп коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии[6]. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способа воздействие эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности психологические методы, которые направленно воздействуют личность конкретного человека.

Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание, как социологических, таки психологических методов.

Социологические методы играют важную роль в управление персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Постановку, социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность; жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологи­ческого состояния коллектива организации: Оно исходит из необхо­димости концепции всестороннего развития личности, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового кол­лектива: Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психоло­гических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Целесообразно, что­бы психологическое планирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов: К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести: формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудни­ков; комфортный психологический климат в коллективе форми­рование личной мотивации людей исходя из философии органи­зации персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые реше­ния. Анкетирование позволяет собирать необходимую информа­цию путем массового опроса людей с помощью специальных ан­кет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы); затем  в ходе диалога с собеседником ­получения необходимой информации.[7] Интервью - идеальный ва­риант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем. Требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический метод: незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпоч­тительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе: Метод наблюдения позволя­ет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаружива­ются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при детальных переговорах: при­еме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

Психологические методы играют важную роль в работе с пер­соналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности; интеллекту, образам и поведению, с тем чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

На основе психологической ориентации работников; рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования; формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.

Методы управления персоналом можно также классифицировать - по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования; организации, планирования, координации, регулирования; мотивации, стимулирования, контроля; анализа и учета).

Более подробная классификация МУП по признаку принадлежности к конкретной функции управления персонал позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом (приложение 2). [8]По этому признаку выделяются найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персона социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой. деятельности персонала; организации системы обучения пёрсонала; управления конфликтам стрессами, управления безопасностью персонала, организация труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения персонала.

Система управления персоналом конкретного предприятия (организации) обычно реализуется на основе разработки концепции кадровой политики предприятия.

1.2. Кадровая политика

Кадровая политика организации обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с кадрами.

 Говоря о кадровой политике, нельзя отождествлять ее с управлением персоналом. Понятия «управление персоналом» и «политика» сами по себе далеко не тождественны, «Управление» — термин гораздо более широкий, одной из составляющих которого является политика, в данном случае кадровая политика.

 С учетом сказанного, кадровую политику можно определить как систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников.

Кадровая политика организации — это целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного, ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

 Основным содержанием кадровой политики являются:

• во-первых, обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наем, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;

• во-вторых, развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестаций и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе;

• в-третьих, совершенствование организации и стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты.

  Основные цели кадровой политики должны отвечать миссии  организации и полностью отвечать концепции ее развития. Сама же концепция развития должна охватывать самые различные направления деятельности организации и определять задачи руководства с учетом анализа реальной ситуации, складывающейся на фирме и на рынке.


1.3. Кадровые технологии

Кадровые технологии (кадроведческие технологии) - совокупность методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию принимаемых кадровых решений. Кадровые технологии могут классифицированы по следующим признакам: - типы технологий - технологии решения стратегических кадровых задач; технологии кадрового моделирования и прогнозирования; инновационные (наукоемкие) технологии; универсальные технологии; - виды технологий - информационные технологии (обеспечивают информационную подготовку кадров); внедренческие технологии (обеспечивают обновление организационных структур управления, формирование стратегического мышления персонала, повышение деловой культуры кадров); обучающиеся технологии (обеспечивают внедрение новых форм активного обучения, переподготовки и перепрофилирования кадров); - уровни технологий - федеральные (национальные) технологии как универсальные и стратегические для других уровней управления; региональные технологии; технологии трудовой ассоциации; технологии, саморазвития и самореализации творческого потенциала личности; приоритетные технологии для всех уровней управления.

Все многообразие кадровых технологий можно разделить на две категории - модульные и индивидуальные. Широко распространенной модульной технологией является конкурсный отбор персонала, обеспечивающий право гражданина на равный доступ к работе, аттестации персонала. Новой кадровой технологией является «Центр оценки». При данной кадровой технологии используется большое количество дополняющих друг друга методов диагностического обследования персонала, позволяющих получить в своей совокупности наиболее полную информацию о персонале организации. Основная идея данной кадровой технологии - провести аттестуемых через серию специально разработанных упражнений, моделирующих основные стороны конкретного вида трудовой деятельности.

Основные элементы кадровых технологий: кадровое планирование, набор кадров, отбор кадров, определение заработной платы и льгот, профориентация и адаптация, обучение, оценка деятельности, подготовка резерва и управление развитием, служебное повышение, понижение, перевод или увольнение, производственные отношения, охрана здоровья, социальные вопросы.

Составляющие отдельных кадровых технологий:

1. Найм. В рамках решаются следующие вопросы: планирование персонала; связь с государственной службой занятости и др. источниками наличия персонала; применение условий найма предприятия; опрос претендентов, беседы, переводы, увольнения; приказы о назначении на должность и продвижении по работе; статистика персонала; беседы и консультации с нанимающимися; рабочее время и сверхурочные; законодательство о найме; посещение органов, связанных с трудовыми ресурсами. 2. Обучение, подготовка и карьера. Сюда входят: обеспечение инструкторами; введение новых систем; поощрение работников к повышению образования; развитие менеджмента персонала; градация персонала (последовательный переход от низшей ступени к высшей); наблюдение и контроль; обеспечение учебного процесса. 3. Оплата труда. В этом направлении выполняются: администрирование и анализ структуры оплаты труда на предприятии; осуществление и контроль дифференцированной оплаты труда; консультации по вопросам оплаты труда. 4. Производственные отношения. Они включают внешние и внутренние моменты по обеспечению процесса производства: переговоры с профсоюзами; обеспечение информацией по согласительным процедурам; создание совместных органов типа советов рабочих; толкование и распространение кадровой политики фирмы; выступление в качестве представителя фирмы на внешних переговорах; консультации по трудовому законодательству. 5. Охрана здоровья и социальные вопросы. Сюда относятся: организация буфетов, медпунктов и т.д.; пенсионные фонды; юридическая помощь и др. услуги по личным проблемам персонала; транспорт, жилье, торговля; создание условий для отдыха; применение законов о предприятии и положений о помещениях офисов, магазинов; организация мероприятий в перерывах; предотвращение несчастных случаев и участие в работе служб техники безопасности; компенсации работающим. 6. Обязанности управляющего персоналом фирмы: обеспечение эффективной работы службы управления персоналом; консультирование с высшим руководством по вопросам кадровой политики; консультирование линейных руководителей по вопросам работы с персоналом подразделений; доведение кадровой политики до всех работников; планирование персонала; переговоры и производственные отношения в фирме; выступления в качестве представителя фирмы на внешнем и внутреннем уровнях.

1.4. Порядок внедрения изменений в систему управления персоналом[9]

При внедрении нововведений в систему управления персоналом руководители, как правило, идут двумя путями. Они либо приглашают консультантов по управлению, которые за сравнительно короткое время готовят предложения по созданию в организации эффективной системы управления персоналом и участвуют в практической реализации этих предложений, либо принимают на работу специалиста, который приступает к созданию такой системы, работая как штатный сотрудник в должности директора по персоналу, менеджера по персоналу или начальника отдела персонала.

Внедрение разработанной системы может проходить поэтапно, когда отдельные элементы системы, отдельные направления работы вводятся последовательно. При этом может быть использована следующая последовательность шагов:

ШАГ 1. Подготовка и проведение совещания руководящего состава для рассмотрения целей и задач в области управления персоналом и общей организации работы по управлению персоналом.

ШАГ 2. Согласование и подготовка к утверждению общего пакета документов, регламентирующих работу системы управления персоналом организации (или одного из составляющих ее направлений работы).

ШАГ 3. Утверждение пакета документов , регламентирующих работу системы управления персоналом организации в целом или отдельных направлений работы, составляющих ее.

ШАГ 4. Проведение обучения руководящего состава с учетом тех изменений в их работе, которые будут необходимы после внедрения в организации разработанной системы управления персоналом.

ШАГ 5. Информирование работников о целях и содержании предстоящих изменений в работе с персоналом является важнейшим элементом такой подготовительной работы. Оно призвано решить широкий круг задач, без решения которых трудно рассчитывать на успешное внедрение разработанной системы управления персоналом. Это следующие задачи:

·        снижение уровня напряжения в коллективе

·        повышение заинтересованности работников организации в проводимых изменениях

·        повышение доверия работников организации к решениям, принимаемым администрацией

·        пропаганда наиболее значимых направлений работы с персоналом в рамках вводимой системы

·        просвещение работников, предоставление необходимой информации и знаний, которые позволят им более осознанно, более активно участвовать в проводимых изменениях.

 


 

Глава 2. Анализ организации бухгалтерской службы на предприятии ЗАО  «Изотерм» и разработка мероприятий по повышению его эффективности

2.1. Краткая характеристика предприятия


ЗАО «Изотерм» было основано в 1990 году с целью улучшения теплоснабжения г. Новосибирска.

Деятельность предприятия регламентируется законодательством РФ, постановлениями правительства и Уставом предприятия. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается полученной прибылью после отчисления налогов и других обязательных платежей, начисляет фонды.

На 01.01.2002 г. в собственности предприятия находятся 5 тепловых станций и 11 котельных, которые обеспечивают 10% города Новосибирска теплом и горячим водоснабжением.

Функциональное направление работы:

- бесперебойное обеспечение тепловой энергией предприятий, организаций, ЖСК и частных домов, заключивших договора на отпуск тепловой энергии;

- эксплуатация находящихся на балансе предприятия котельных, тепловых сетей и прочих сооружений для обеспечения потребителей тепловой энергией получения прибыли;

- технический надзор за строительством, расширением или реконструкцией котельных и тепловых сетей, приемка в эксплуатацию вновь построенных объектов теплоснабжения.

Предприятие осуществляет непрерывный выпуск продукции в течение всего года, только меняется объем продукции в связи с отопительным сезоном в большую или меньшую сторону.

Основой формирования плана является в первую очередь мощность предприятия, его техническая оснащенность, а также заявки или договора с потребителями.

Основных потребителей тепловой энергии можно разбить на следующие группы:

- население 74%;

- коммунально-бытовое хозяйство 18%;

- прочие (промышленная зона) 8%.

Предприятие по состоянию на 01.01.2002 г. имело в своем составе ряд подразделений:

- эксплуатационное, которое осуществляет эксплуатацию теплотехнического оборудования, а именно: тепловые станции №1, 2, 3, «Южная», «Северная», котельные кировского района в количестве 11 котельных, участок КИПиА, участок электрослужбы, газовая служба, теплохимлаборатория, отдел энергосбыта;

- ремонтное подразделение, которое осуществляет все виды ремонтов оборудования котельных и тепловых сетей, это ЦРО, цех тепловых сетей;

- служба автотранспорта и механизации.

Руководство предприятием, ведение бухгалтерского учета, планирование, финансирование материально-технического обеспечения осуществляет аппарат управления численностью 32 человека, что составляет к общей численности работающих 4,1%.

2.2. Анализ организации бухгалтерской службы на предприятии и разработка мероприятий по повышению его эффективности


За организацию бухгалтерского учета на предприятии отвечает руководитель предприятия. В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» руководитель предприятия назначает главного бухгалтера, который подчиняется непосредственно ему.

Руководитель контролирует выполнение требований главного бухгалтера по предоставлению всеми службами и подразделениями, имеющими отношение к учету, документов и сведений, оформленных надлежащим образом.

Руководитель предприятия имеет право:

·        учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером;

·        заключить договор на ведение бухгалтерского учета со специализированной бухгалтерией (для дочернего предприятия);

·        использовать услуги внештатного специалиста-бухгалтера.

Для   ведения   учета   (статистического,   оперативно-технического   и бухгалтерского) на предприятии организуется бухгалтерская служба в виде самостоятельного структурного подразделения именуемого бухгалтерией, которая входит в состав управления предприятием и через главного бухгалтера подчиняется непосредственно руководителю предприятия.

В своей повседневной деятельности бухгалтерская служба руководствуется законами, указами, положениями, инструкциями и рекомендациями высших органов государственной власти РФ, а также решениями местных органов власти по вопросам учета и внутренними распоряжениями руководителя предприятия, при соблюдении приоритета законодательных актов.

В ЗАО «Изотерм» бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением предприятия на правах отдела, подчиняется главному бухгалтеру.


2.2.1.  Оценка  обеспеченности предприятия руководителями     и специалистами бухгалтерской службы, эффективности их использования


Задачи, стоящие перед бухгалтерской службой предприятия


В зависимости от величины и специализации предприятия, а также объема выполняемых операций могут быть выбраны различные варианты организации бухгалтерской службы на предприятии, причем в зависимости от периодически происходящих организационных изменений на предприятии могут меняться варианты организации бухгалтерской службы в целом, так и отдельных ее групп.

В зависимости от размера предприятия, количества самостоятельных подразделений, видов деятельности и видов выпускаемых изделий и услуг, видов функций и операций может быть различным количество штатных единиц бухгалтеров (от одной единицы до двухсот человек). При этом функции бухгалтерского учета могут комбинироваться различными способами при их выполнении конкретными работниками.

Структура.

Бухгалтерия предприятия ЗАО «Изотерм» состоит из следующих функциональных групп:

- Кассо-банковская группа в составе 1 бухгалтера;

- Материальная группа в составе 5 бухгалтеров;

- Производственная группа в составе 1 бухгалтера-экономиста.

Экономистом по нормативам и отчетности был сделан расчет численности бухгалтерской службы на 2002 год. Нормативная численность составила 8,77 человек. Расчет производится на основании стоимости основных фондов производственно - эксплуатационного назначения по балансу предприятия (550972,66 тыс. руб.) и среднесписочной численности работников (704 чел.). Как видно фактическая численность бухгалтерской службы соответствует нормативной.

Квалификационный состав каждой группы, должностные инструкции и конвейерная технология обработки бухгалтерских документов от их возникновения до сдачи в архив разрабатывается на каждом предприятии отдельно. В ЗАО «Изотерм» это отражено в «Положении о бухгалтерии», утвержденном директором.  С  учетом  меняющихся  организационно-производственных условий и внедрения средств оргтехники и компьютерной технологии общая технология   ведения бухгалтерского учета, функции отдельных работников и их квалификационный состав могут меняться, с целью приспособления к текущим условиям.

Функции бухгалтерской службы предприятия выражаются через должностные инструкции работников бухгалтерии.

Права бухгалтерской службы.

Взаимоотношения  бухгалтерской  службы  предприятия  с  другими подразделениями разрабатываются руководителем предприятия и подробно излагаются «Положении о бухгалтерии».

Ответственность бухгалтерской службы предприятия вытекает из обязанностей работников бухгалтерии, которая определяется руководителем предприятия по согласованию со всеми службами.

2.2.2. Анализ условий работы управленческого персонала


   Для получения информации, необходимой для анализа рабочего места (процесса), использованы в сочетании три метода:

• наблюдения;

• собеседования (интервью);

• список обязанностей.

   В результате анализа рабочего места было выявлено следующее оборудование, необходимое для выполнения работы специалистами бухгалтерской службы и частота его использования:

• компьютер - часто;

• принтер - часто;

• ксерокс - часто;

• телефон - часто.

  В настоящий момент бухгалтерия обеспечена новой оргтехникой, соответствующей требованиям выполняемой работы.

Бухгалтерская служба осуществляет свою работу в помещении, состоящем из двух кабинетов на 4 рабочих места каждый.

Сотрудники бухгалтерии считают окружающую их на работе обстановку:

•    освещение - неудобньм;

• вентиляцию – удобной в связи с установкой системы кондиционирования воздуха;

• комфортабельность мебелировки — отличная.

Здоровье и безопасность. Нежелательные факторы, влияющие на состояние здоровья и безопасность специалистов бухгалтерии:

• излучение - часто;

• возможность электрошока - редко;

• возможность возгорания - редко.

Исходя из результатов анализа рабочего места, можно предложить следующее:

• улучшить освещение помещений, для этого необходимо привлечь электрослужбу предприятия;

• ежегодно проводить анализ рабочего места согласно контрольного листа для эргономичного рабочего места с ПК.

Контрольный лист для эргономического рабочего места с ПК

С его помощью можно проверить эргономию рабочего места и устранить его слабые стороны.

Рабочее место с монитором

• специальный компьютерный стол переменной высоты;

• длина: 120-160 см;

• ширина: 80-90 см;

• высота: 72 см при нерегулируемой высоте, 68-76 см при регулируемой;

• пространство для ног: 58 см в ширину и 66-74 см в высоту;

• поверхность: светлая.

Стул

вращающийся на 5 роликах с переменной высотой;

• с опорой в области поясницы;

• высота спинки до середины лопаток;

• послушный движениям тела;

• с подлокотниками;

• с обивкой из ткани.


Освещение:

сила света 500-600 люкс при работе с экраном;

• свет уравновешенный, без теней;

• по возможности дневной, но не ослепляющий.

Экран:

на расстоянии не менее 50 см;

• со слабым излучением;

• с высокой контрастностью и разрешающей способностью,

с поверхностью, не отражающей свет;

• с позитивным изображением при частом переводе взгляда с  экрана на вспомогательный материал;

• с негативным изображением при слабом освещении комнаты и работе без вспомогательного материала;

• с верхней строкой экрана на уровне глаз;

• с шарнирно-подвижной подставкой;

• с экраном, установленным параллельно окну;

• с регулярной очисткой экрана.

Клавиатура

• не выше 3 см;

• с наклоном не больше 15 градусов;

• с расстоянием 5-10 см от края стола для опоры кистей;

• с длинным кабелем для свободной передвижки.

Микроклимат помещения

• температура 20 градусов;

• 50-60% влажности;

Офисные приборы

• лазерный принтер с озоновым фильтром,

• лазерный принтер и копировальный аппарат необходимо располагать в отдалении от рабочего места;

• приборы регулярно останавливать.

2.2.3. Осуществление подбора, расстановки и повышения квалификации управленческих кадров на предприятии


Проведенная оценка бухгалтерской службы.

В 1999 г. отделом кадров проводилась аттестация бухгалтерской службы предприятия.

Алгоритм оценки.

Целью аттестации являлось определение качественных характеристик персонала, ресурсов повышения эффективности деятельности, перспективы использования   работников,   определения   направлений   повышения квалификации, профессиональной подготовки сотрудников бухгалтерской службы.[10]

В ходе аттестации определялись:

- результаты производственной деятельности работников (на основании оценок руководителя);

- уровень теоретических знаний;

- личностные качества работников;

- мотивационные   приоритеты   работников   в   производственной деятельности;

- социально - психологический климат в коллективе;

-         неформальная структура коллектива.

       Это позволило решить следующие задачи:

• выявить наиболее перспективных работников;

• получить информацию для формирования групп обучения;

• получить первоначальную информацию для формирования резерва;

• выявить сотрудников, целесообразность использования которых в занимаемой должности требует рассмотрения;

• получить информацию для выработки необходимых предложений по улучшению работы каждого аттестуемого и в целом бухгалтерской службы.

Разработанная методика предусматривала целую систему оценок. Оценочный лист разрабатывался с учетом мнения экспертов - руководителей кадровой службы и бухгалтерской службы и был направлен на оценку знаний и умений, необходимых аттестуемым. Было разработано 3 варианта оценочного листа:

1. для оценки специалистов бухгалтерской службы,

2. для оценки специалистов, непосредственно взаимодействующих с клиентами,

3. для руководителя бухгалтерской службы.

Теоретические тесты разрабатывались в отделе кадров на основе создаваемой профессионально - квалификационной модели (в части необходимых знаний).

Личностные качества определялись психологическими тестом, разработанным отделом кадров также в рамках мероприятий по созданию и совершенствованию  профессионально-квалификационной       модели, профессионально - важные качества для работников аттестуемой службы определялись путем экспертного опроса руководителя бухгалтерии.

С руководителем службы проводились собеседования с целью определения критериев    результативности    профессиональной   деятельности    и функционального распределения задач и обязанностей.

         Выявление наиболее перспективных работников осуществлялся на основе:

• анализа возрастной, образовательной структуры подразделения;

• результатов экспертной оценки;

• психологических исследований;

• социометрии;

• результатов теоретического тестирования.

        Формирование групп  обучения осуществлялось на основе:

• результатов экспертной оценки;

• анализа возрастной, образовательной структуры подразделения;

• результатов теоретического тестирования.

         Для формирования резерва из аттестации использовались:

• анализ возрастной, образовательной структуры подразделения;

• результаты экспертной оценки;

• результаты психологических исследований.

        Выявление сотрудников, целесообразность использования которых в занимаемой должности требует рассмотрения, осуществлялось на основе:

• анализа образовательной структуры подразделения;

• результатов экспертной оценки;

• психологических исследований;

• социометрии.

Для получения необходимых предложений по улучшению работы каждого аттестуемого и в целом бухгалтерской службы использовались:

• результаты экспертной оценки;

• результаты психологических исследований;

• данные социометрии;

• результаты теоретического тестирования;

• данные исследований   мотивационных приоритетов работников в производственной   деятельности.

По итогам аттестации в соответствии с графиком работы проводились заседания аттестационных комиссий в бухгалтерской службе. До начальника отдела доведены документы, содержащие информацию по его подразделению. Персональные итоги аттестации доведены до каждого аттестуемого.

Результаты оценки.

В аттестации приняли участие 9 руководителей, специалистов бухгалтерской службы.

Возрастная структура.

·        До 25 лет-22%

·        От 25 до 30 лет-11%

·        От 3 0 до 40 лет - 22%

·        От 40 до 50 лет - 45%

·        От 50 до 55 лет - 0%


Образовательная структура.

Сотрудники, работающие   в соответствии с профилем полученного образования (экономисты, бухгалтера)- 89%.

·        Высшее техническое - 11%

·        Высшее экономическое - 11%

·        Неполное высшее экономическое - 11%

·        Средне - техническое - 56%

·        Средне - специальное - 11%

В службе немногочисленна категория сотрудников, не имеющих базовой профессиональной   подготовки   (11%),   что,   несомненно,   является положительным фактором. Однако наличие только 11% работников с высшим образованием нельзя считать благоприятным. Внутри подразделения сложился стереотип необходимости в первую очередь технического образования (бухгалтерского учета, налогообложения и др.).  Этому критерию удовлетворяют около половины сотрудников (56%).

Необходимость знаний в области бухгалтерского учета считается приоритетной среди сотрудников, среди руководителя и его заместителя обязательна. Подбор по этому критерию или развитие в этом направлении ведется.

  Опыт необходимый для выполнения бухгалтерской работы:

• рядовой бухгалтер - от 1 до 3 лет;

• заместитель главного бухгалтера - от 3 до 5 лет;

• главный бухгалтер - от 5 до 10 лет.

Управление (руководитель службы).

Возрастная и образовательная структура руководителя аналогична структуре службы. Руководитель в возрасте от 40 до 50 лет, что характерно для всех служб предприятия. Руководитель имеет высшее экономическое образование


Результаты собеседований.

Основная задача специалистов - обработка бухгалтерских документов от их возникновения до сдачи в архив, т.е. организация бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности   предприятия.   Кроме   того, осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, соблюдением строжайшего режима экономии и хозяйственного расчета. Функции анализа являются «сверхурочными», четко не отработаны алгоритмы проведения анализа на всех уровнях управления.

При каких-либо спорных вопросах клиент может обращаться от главного бухгалтера до рядового бухгалтера и в обратном порядке.

Большое количество функций сосредоточено у главного бухгалтера и его заместителя, не достаточно делегируются полномочия. У руководителей мало возможностей для аналитической работы, большой процент времени занимает процесс согласования решений и оперативная работа.

Работа с персоналом.

Ориентация на клиента не заложена в мотивации сотрудников. Невозможно определить, кто из специалистов работает лучше, сравнить работу сотрудников разных групп.

Внутри самой службы ещё не сложилась система ротации кадров или развития карьеры. Назначения не носят планового, подготовленного характера. Поэтому достаточно благоприятная возрастная структура в целом не свидетельствует о благоприятной ситуации при подготовке резерва и развитии сотрудников.

Результаты оценочного этапа аттестации были приведены в рейтингах выраженности профессиональных, организаторских, коммуникативных и личностных качеств. Результаты использованы при определении наиболее и наименее перспективных сотрудников,   состава групп для обучения и определении сотрудников, обладающих высоким лидерским потенциалом.

 

Результаты социометрии.

По результатам социометрического исследования можно сделать вывод о том, что, в целом, социально-психологический климат службы хороший.

На общем фоне несколько хуже обстоят дела в материальной группе, где степень сплоченности коллектива и уровень благополучия отношений ниже нормы, что может быть объяснено пространственно-дистанционным разделением сотрудников и неустановившейся системой неформальных взаимоотношений работников.

Для более эффективного управления людьми в подразделении руководителю имеет смысл учитывать неформальных лидеров, осуществляя в некоторых случаях через них свое воздействие на коллектив.

Результаты психологического тестирования.

Результаты целесообразно учитывать в первую очередь при рассмотрении конкретных кандидатур. При выводах по оценке сотрудника будут учитываться не только его актуальные достижения, которые при определенных обстоятельствах могут быть занижены, но и имеющийся потенциал.

Полученные результаты применялись и могут применяться в дальнейшем для формирования групп обучения, ротации сотрудников, и других направлениях работы с персоналом.

При рассмотрении статистических результатов четко просматривается тенденция   распределения   выраженности   качеств   по   нормальному распределению. Средним уровнем выраженности качеств руководителя обладают примерно 11 -15 % работников. Высоким уровнем выраженности качеств - порядка 11 %. Средним уровнем выраженности перспективности обучения обладают примерно 45% работников, выше среднего - 30% и высоким - 20%. Средним уровнем готовности к нововведениям обладают примерно 54% сотрудников, выше среднего - 35% и высоким - 11%. Практически все сотрудники службы обнаружили среднюю выраженность профессионально-важных для менеджера по бухгалтерскому учету качеств.

    Результаты теоретического тестирования.

Результаты тестирования приведены в рейтингах и могут быть использованы как для организации курсов, мероприятий по повышению квалификации, так и при планировании самостоятельного развития.

В рейтингах результаты упорядочены по общей сумме баллов, где основная часть вопросов (45 из 60) составлена по бухгалтерскому учету. Результаты по дисциплинам приводились по 100-балльной шкале (процент набранных баллов из максимально возможных вне зависимости от количества вопросов).

Разделы и вопросы дисциплин, вызвавшие наибольшие затруднения в теоретическом тесте:

Бухгалтерский учет

учет операций с ценными бумагами

• операции взаимозачета

• система налогообложения

• учет приобретения квартир и их реализация

Финансовый менеджмент

денежные потоки

• условия платежа

• инвестиционные программы

• средства платежа

• ценные бумаги

В настоящее время повышают свою квалификацию при содействии администрации предприятия (оплата обучения, разрешение на учебный отпуск) 45 % специалистов исследуемого отдела, из них:

- до средне технического 11%

- до высшего экономического 33 %.

Тем не менее, рекомендуется всех специалистов бухгалтерской службы периодически (не реже одного раза в квартал) отправлять на семинары «Бухгалтерский учет и отчетность», проводимые ГНИ и специалистами государственных высших образовательных учреждений.

 

2.2.4. Планирование работы руководителей и специалистов, улучшение информационного их обслуживания


Для улучшения информационного обеспечения необходимо:

·        9 рабочих мест;

·        2 сетевых принтера A3;

·        3 персональных принтера;

·        1 сервер баз данных 1С;

·        1 сетевой коммутатор.

Для   обеспечения   быстрого   внедрения   бухгалтерского   комплекса целесообразно использование стандартного пакета программ. В результате проведенного анализа имеющихся на рынке бухгалтерских программ, выбран комплекс «1:С Предприятие» версии 7,7.

Критериями оценки являлись:

• функциональные возможности

• цена

• скорость внедрения

• удобство для пользователя

Набор программ позволяет обеспечить рабочие места:

• главная книга

• касса

• учет основных средств

• расчет заработной платы

• отдел кадров

По комплексу «1С:Бухгалтерия» - для сотрудников бухгалтерии потребуется провести обучение. Для главного бухгалтера и его заместителя должен быть проведен углубленный курс. Для программного обеспечения собственной разработки, как правило, проблем с обучением не возникает.

Все программы комплекса ориентированы на использование сервера, что предполагает   устойчивую   работу,   оперативный   расчет,    надежность.


Выводы и предложения


Выражение «кадры решают все» весьма актуально и сегодня, что подтверждается растущим спросом на услуги всевозможных фирм и агентств, кадровых служб, специализирующихся на подборе, оценке, развитии персонала, т.е. решении проблем управления персоналом.

Одним из самых существенных результатов оценки являются рекомендации по совершенствованию структуры и функциональной специализации в системе управления. Дело в том, что обычно сначала разрабатывается или преобразуется структура управления, затем под эту структуру подбираются кадры. Но возможна и другая логика; элементы структуры формируются исходя из потенциальных возможностей    кадров. При знании профессионально важных и  иных параметров персонала этот компромисс достигается не «на глазок», а на основе существенно более точной информации. Это, несомненно, приводит к более эффективной организации управления и производства и, следовательно, повышает конкурентоспособность фирмы.

По результатам анализа организации бухгалтерской службы ЗАО «Изотерм» можно сделать следующие выводы:

- бухгалтерская служба организована хорошо, ее структура соответствует потребностям предприятия, в полной мере выполняет свои функции;

- численность отдела соответствует нормативу, что также подтверждает достаточный уровень организации труда;

- имеются упущения по организации рабочего места и условий труда, но их устранение для предприятия не составит большого труда и больших материальных затрат;

- подбор кадров осуществлен в соответствии с требованиями должностных инструкций,  уровень  квалификации  постоянно  повышается,  что характеризует данный отдел с положительной стороны;

-         существует потребность в улучшении информационного обеспечения бухгалтерской службы, несмотря на то, что это связано с материальными затратами предприятия, это повысит производительность и качество труда бухгалтерии.

























Заключение.

Сегодня в России при наличии различных форм собственности и прогрессе рыночных отношений, возникновении конкуренции и росте неопределенности без продуманной кадровой стратегии, учета альтернативных вариантов развития не обойтись. Многое зависит от правильного понимания особенностей современных рыночных отношений в сфере труда. Предприятие обязано занимать активную позицию в изучении спроса и предложения квалифицированной рабочей силы, вести поиск новых кадров и одновременно приспосабливать собственные кадровые ресурсы к повышенным требованиям через механизмы обучения и динамичные организационные перестройки. При проведении политики оплаты труда во внимание принимается деятельность конкурентов, учитываются уровни оплаты труда в других компаниях. В конкурентной борьбе за ценные кадры все большее значение приобретают профессионализм, интеллектуальный и творческий потенциал,  предпринимательские способности работников.

Ныне ситуация резко меняется. Работать приходится в новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех ее проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы. Условия деятельности любой фирмы все настойчивее диктуются рынком, а его конъюнктура предъявляет персоналу множество новых требований, среди которых быстрая реакция на спрос, борьба за потребителя, умение приспосабливаться к частым изменениям структуры производства и функциональных обязанностей, психологическая устойчивость при отсутствии гарантий на «светлое» будущее и т.д. Высокий динамизм коммерческой деятельности заставляет каждого работника постоянно заботиться о повышении своей квалификации, а учеба персонала в условиях рыночной экономики существенно отличается от подготовки кадров в бывших отраслевых институтах повышения квалификации. Значительно усложняется система мотивации и стимулирования работников, прежде всего в связи с приемом на работу по краткосрочным контрактам, выдвижением различных предварительных условий (в том числе испытательного срока) и др. Все эти проблемы приходится решать на фоне политической нестабильности и масштабной безработицы, которые оказывают все возрастающее давление на трудовые коллективы.

Логика борьбы за выживание в условиях остро конкурентного рынка вынуждает менеджеров коренным образом менять свою стратегию. Становится превалирующей точка зрения, что решающей предпосылкой конкурентоспособности является человеческий потенциал. В связи с этим в разнообразных формах происходит движение к созданию новой модели развития и использования человеческих ресурсов. К ее основным чертам относится ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу, интегрированную в систему производства, непрерывность процесса обогащения знаний и повышения квалификации, гибкость организации труда, делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения между участниками производства.

Руководители российских предприятий должны осознать необходимость отказа от традиционной кадровой политики, основанной на авторитарных принципах, и перехода к политике управления человеческими ресурсами, формирования новой организационной культуры, ориентированной на человека и предусматривающей максимальную вовлеченность персонала в дела фирмы, поощрение инициативы и самодисциплины.

До недавнего времени роль человеческих ресурсов в стратегическом планировании, в основном,  игнорировалась. При нынешних быстрых изменениях в технологии, наряду с экономическим давлением и снижением производительности труда, все больше и больше компаний начинает интегрировать свое управление человеческими ресурсами с определением долгосрочной стратегии.

Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем будущем, можно увидеть, что в выполнении функций руководства кадрами все большее значение приобретают стратегические аспекты, однако сохраняются и классические традиционные инструменты работы с кадрами, такие, как планирование в области кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации кадров, администрирование кадров.

К стратегическим факторам успеха относятся, например:

· приближенность к рынку через ориентацию на сферу деятельности и на запросы клиентов;

· превосходное обслуживание с применением соответствующих технических средств;

·   высокое качество продукции;

· использование достижений научно-технического прогресса и новейших технологий;

· чувство экономической ответственности и соблюдение экономического равновесия;

· квалифицированный потенциал персонала…

На протяжении десятилетий в отечественной экономике господствовал технократический подход к хозяйствованию на уровне предприятий, когда во главу угла ставились производственные планы, бюджеты, структуры, административные распоряжения. Кадровая политика как таковая во многом была прерогативой государственных органов и идеологических механизмов. Многие ее составляющие оказывались вне непосредственного влияния руководителей предприятий. Монополизм в сфере труда в целом приводил к сужению трудовой мотивации и к отчужденности работников, к падению заинтересованности в труде и низкой производительности. Сейчас положение меняется диаметрально. Кадровый менеджмент становится основой для все более эффективного использования трудовых ресурсов предприятия—одного из важнейших источников процветания любой фирмы. Можно утверждать, что кадры—это не фактор и не ресурс перехода России к рынку, кадры—то пространство, где это должно произойти.


Использованная литература

1.     Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов: Учебник для вузов.-М.:НОРМА-ИНФРА-М,1998

2.     Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Новосибирск, «Экор», 1999

3.     Войтик И.М. Основы оценки персонала: Учеб. Пособие- Новосибирск:СибАГС,2004-184с.

4.     Доронина И.В., Черноскутов В.Е. Стимулирование и развитие персонала: Учеб.-метод.комплекс.-Новосибирск:СибАГС,2002.-102 стр

5.     Иванцевич Дж.М. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом.-М.:Дело,1993

6.     Королевский М.И. Поиск и отбор персонала.-М.: Бизнес-школа «Интел-синтез,1998

7.     Магура М.И. ,Курбатова, М.Б. Современные персонал технологии. М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»»,2001.-376с

8.     Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М,2002-638с

9.       Черняк. Т.В. Управление кадровыми ресурсами: Учебное пособие. – Новосибирск:СибАГС, 2003-168с.

10.    Справочник директора предприятия. –4-е изд.-М.:ИНФРА-М,1996














Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ О ГЛАВНОМ БУХГАЛТЕРЕ I. Общие положения

1. Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за рациональным, экономным использованием всех видов ресурсов, сохранностью собственности, активным воздействием на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

2. Возглавляемая главным бухгалтером бухгалтерия предприятия является самостоятельным структурным подразделением и не должна входить в состав какого-либо другого подразделения.

3. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия с последующим утверждением вышестоящим органом.

4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия, а по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, порядка и методики осуществления контроля — начальнику управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности (главному бухгалтеру) вышестоящего органа.

5. На должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее экономическое образование.

В необходимых случаях по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера могут быть назначены лица, не имеющие высшего образования, при наличии стажа финансово-бухгалтерской работы на руководящих должностях не менее пяти лет.

6. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т. п.) его обязанности выполняет заместитель, который пользуется правами и несет ответственность согласно настоящему Положению, а при отсутствии заместителя обязанности главного бухгалтера исполняет работник, назначенный приказом руководителя предприятия. Исполняющий обязанности также пользуется правами и несет ответственность в соответствии с Положением о главном бухгалтере.

7. Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных. Акт утверждается руководителем предприятия.

8. На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. Ему запрещается получать непосредственно по чекам и другим документам денежные средства и товарно-материальные ценности для предприятия.

II. Обязанности

1. Обеспечение рациональной системы документооборота, применение прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на базе современной вычислительной техники, позволяющих осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2. Обеспечение полного учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением.

3. Обеспечение достоверного учета издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, работ и услуг, результатов внутреннего хозяйственного расчета, арендного подряда производств, цехов, отделений, бригад, бюро, лабораторий и других подразделений предприятия.

4. Обеспечение точного учета результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в соответствии с установленными правилами.

5. Обеспечение правильного начисления и своевременного перечисления платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы.

6. Обеспечение участия в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридических служб — непосредственно осуществление этих функций.

7. Обеспечение проверки организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) единицах предприятия, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.

8. Обеспечение составления бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета, первичных документов, представление ее совместно с руководителем в установленном порядке и сроки на рассмотрение совета трудового коллектива, а также соответствующим органам.

9. Обеспечение осуществления (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.

10. Обеспечение необходимой помощи постоянно действующим производственным совещаниям, общественный группам (бюро) экономического анализа и органам народного контроля в использовании учетных данных для работы по выявлению и мобилизации внутрихозяйственных резервов.

11. Обеспечение активного участия работников бухгалтерского учета в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного расчета.

12. Обеспечение своевременного проведения совместно с другими подразделениями и службами в производственных (структурных) единицах объединений, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, проверок и документальных ревизий и подготовка предложений по улучшению их работы.

13. Обеспечение сохранности бухгалтерских документов, оформление и передача их в установленном порядке в архив.

14. Контроль за соблюдением установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей.

15. Контроль за правильностью расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины.

16. Контроль за соблюдением установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств.

17. Контроль за взысканием в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины.

18. Контроль за законностью списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

19. Осуществление учета финансовых, расчетных и кредитных операций и контроль за законностью, своевременностью и правильностью оформления этих операций.

20. Участие в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.

В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер должен доложить об этом руководителю предприятия для принятия мер.

21. Соблюдение установленных правил оформления первичных документов, используемых в бухгалтерском учете, должностными лицами.

Документы, служащие основание для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером или лицами, ими на то уполномоченными. Предоставление права подписания документов этими лицами должно быть оформлено приказом по предприятию.

Указанные вьше документы без подписи главного бухгалтера или лиц, им на то уполномоченных, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению материально ответственными лицами и работниками бухгалтерии данного предприятия, а также учреждениями банков.

Другие документы подписываются должностными лицами, на которых возлагается обязанность их составления. Списки указанных лиц согласовываются с главным бухгалтером и утверждаются руководителем предприятия.

22. Обеспечение исполнения и оформления документов по финансово-хозяйственным операциям в соответствии с действующим законодательством. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и нарушают договорно-финансовую дисциплину.

В случае получения от руководителя предприятия распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обязан обратить внимание руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер исполняет его, а о фактах грубого нарушения законодательства сообщает в органы прокуратуры. В этом случае всю полноту ответственности за совершенную операцию несет руководитель предприятия.

23. Обеспечение регулярного информирования совета трудового коллектива и общего собрания (конференции) о результатах финансово-хозяйственной деятельности, проведенных ревизий, проверок, выявленных нарушениях, виновных в этом лиц, а также путях устранения недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, укрепления хозяйственного расчета и финансового положения предприятия.

24. Оказание постоянной помощи в изучении основ учета рабочими, служащими и специалистами предприятия в целях широкого применения ими этих знаний в практической работе по контролю за экономным использованием ресурсов.

III. Права

1. Устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему работников с тем, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение.

2. Требовать от всех подразделений, служб и работников предприятия в части порядка оформления финансово-хозяйственных операций первичных документов и их представления в бухгалтерию или на вычислительную установку, ведения первичного учета.

3. Согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).

4. Рассматривать и визировать договоры и соглашения, заключаемые предприятием, на получение или отпуск товарно-материальных ценностей на выполнение работ и услуг, а также приказы и распоряжения и другие документы по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

5. Требовать от руководителей бригад, участков, отделов и других подразделений и служб, а в необходимых случаях и от руководителя предприятия принятия мер по повышению эффективности использования государственных средств, по усилению сохранности собственности, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля.

6. Требовать пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда и др.

7. Требовать улучшения складского и весоизмерительного хозяйства, надлежащей организации приемки и хранения сырья, материалов и других ценностей, повышения обоснованного отпуска этих ценностей для нужд производства, обслуживания и управления.

8. Требовать проведения мероприятий по улучшению контроля за правильностью применения норм и нормативов, организации правильного первичного учета выработки продукции и движения деталей и полуфабрикатов, организации учета использования сырья и материалов в цехах, на производственных участках и т. п.

9. Проверять в структурных подразделениях и службах предприятия соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

10. Подготавливать предложения о снижении размеров премий или лишении премий руководителей цехов, участков, бригад, отделов и других подразделений и служб, не обеспечивающих выполнения установленных правил оформления первичной документации, ведения первичного учета и других требований по организации учета и контроля.

11. Вносить предложения в соответствующие комитеты народного контроля о производстве денежных начетов на должностных лиц, причинивших своими неправильными действиями или нераспорядительностью материальный ущерб государству, предприятию.

IV. Ответственность

1. Главный бухгалтер несет ответственность в следующих случаях.

1.1. Неправильное ведение бухгалтерского учета, следствием чего явились запущенность в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности.

1.2. Принятие к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат законодательству или установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

1.3. Несвоевременная и неправильная выверка операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами.

1.4. Нарушение порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

1.5. Отсутствие контроля за должной организацией бухгалтерского учета и несвоевременное проведение проверок и документальных ревизий в структурных единицах предприятия.

1.6. Составление недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии.

1.7. Другие нарушения положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.

1.8. Необеспечение гласности экономических показателей работы, нерегулярного информирования совета трудового коллектива о результатах финансово-хозяйственной деятельности и допущенных фактах бесхозяйственности.

2. Главный бухгалтер несет наравне с руководителем предприятия ответственность за следующие нарушения.

2.1. Нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность.

2.2. Несвоевременное взыскание денежных начетов с должностных лиц на основе постановлений комитетов народного контроля.

2.3. Нарушение сроков представления месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам





















































Приложение 2

Примерное содержание основных направлений работы системы управления персоналом

Направление

работы

Содержание работы

Документальное обеспечение

1.Система

отбора

персонала

• Анализ работы системы

отбора и подготовка

предложений,  направленных на повышение эффективности

ее работы

• Определение количественной

и качественной потребности

организации в кадрах

•Выработка или уточнение

критериев для отбора

работников в подразделения

организации

•Разработка или

совершенствование процедур и методов отбора новых работников


* Штатные расписания

подразделений организации

* Положения, включающие

описание основных функций

подразделений организации

* Должностные инструкции

работников

* Форма анкеты для получения

первичной информации о

кандидатах

* утвержденное положение о

системе отбора новых

работников для работы в

организации, включающее

описание основных

используемых методов отбора,

формы регистрации полученных;

результатов (журналы, бланки

формы и т.п.) и механизм

контроля эффективности

действия системы отбора

2.Закрепление

работников в

организации

• Анализ действующей в

организации практики

адаптации новых работников и выявление «узких» мест в этой сфере

• Подготовка справочника

(буклета, брошюры) для

работников организации,

содержащего информацию о компании и о принятых в ней стандартах и правилах

поведения работников

• Подготовка и реализация

программы введения

работников в организацию

• Подготовка и реализация

программы закрепления

кадровых работников

* Справочник для работников

организации.

* Письменные рекомендации

руководителям подразделений о

том, как реализовать процедуру .

введения новых работников в

организацию

ж Утвержденная программа по

закреплению в организации

кадровых работников

* Положение, описывающее

порядок работы по адаптации

новых работников

ж Положения и инструкции, на

основании которых реализуется

работа наставников (если в

организации действует система

наставничества)

3. Обучение и

повышение

квалификации

персонала

• Анализ действующей в

организации системы обучения и повышения квалификации персонала и подготовка предложений, направленных на повышение эффективности

ее работы

• Если в этом есть

необходимость, проведение

работы по совершенствованию

или подготовке программ

обучения и повышения

квалификации для:

а)новичков(входное

обучение)

б)руководителей

в) основных категорий

рядового персонала

г) резерва на руководящие

должности

* Ежегодный аналитический

отчет, включающий

предложения по совершенствованию работы в

сфере обучения и повышения

квалификации персонала

* Приказы, распоряжения,

положения и инструкции,

регламентирующие работу в

сфере обучения и повышения

квалификации персонала

* Утвержденные программы

обучения по каждому из

направлений

4. Оценка

результатов

работы

персонала

• Анализ работы, проводимой в области оценки результатов

работы персонала, и

подготовка предложений по ее усовершенствованию

Разработка или уточнение

стандартов деятельности для основных категорий

работников (что считается

приемлемым результатом

работы)

• Проведение аттестаций

руководителей и

специалистов

• Организация соревнований, как между работниками, так и между подразделениями

* Документы, содержащие

разработанные стандарты

выполнения работы для

основных категорий работников

* Положение о проведении

аттестации руководителей и

специалистов

* Формы и бланки, связанные с

аттестацией

* Формы индивидуальных

планов и отчетов руководителей об их выполнении

* Письменные отчеты

руководителей о рабочих

показателях подчиненных за

прошедший период

* Положение о проведении

соревнования между

работниками и

подразделениями организации

5.Информационное

обеспечение

работников

организации

• Анализ потребности разных категорий работников организации в информации и сложившейся практики

удовлетворения потребности работников в информации

• Разработка механизмов

информирования работников о положении дел в организации, о перспективах

должностного роста и др.

•Разработка механизмов

обеспечения работников

информацией, необходимой

для выполнения работы

* Программа информационного

обеспечения работников

* Утвержденный порядок

обеспечения персонала

информацией, необходимой

для выполнения работы

* Положение о системе

информационного

обеспечения персонала

* Стандартные формы для

обеспечения работников

информацией, необходимой

для выполнения их работы

б. Периодический контроль

удовлетворенности

персонала

своей работой,

анализ причин

текучести кадров

• Проведение анкетных

опросов и интервью с

работниками для выявления

их удовлетворенности

работой в организации

• Поведение опросов

увольняющихся

* Стандартные анкеты и анкеты,

подготовленные для

конкретных опросов

* Планы исследований

* Отчеты о результатах

проведенных исследований

7.Система

социальной

защиты

работников

• Анализ действующей в

организации системы

социальной защиты персонала

• Организация питания

работников

• Создание условий для отдыха персонала во время перерывов в работе

• Разработка системы льгот для работников организации

• Установление порядка

финансирования мероприятий в сфере социальной защиты

* Ежегодный аналитический

отчет, содержащий оценку

положения дел в сфере

социальной защиты персонала и

предложения с учетом

реализуемой организацией

кадровой политики

* Согласованные принципы и

стандарты по решению

социальных вопросов,

записанные в соответствующем

документе (план, программа,

политика в области управления

персоналом)

* Соответствующая финансовая

отчетность

8.Система

должностного

и профессионального роста

работников

• Анализ действующей в

организации системы

должностного и

профессионального роста

работников (в том числе и

работы с резервом)

•Разработка н внедрение

системы должностного роста для работников

• Разработка критериев,

методов и процедур для

выявления перспективных

работников

• Формирование резерва для выдвижения на руководящие

должности

* Ежегодный аналитический

отчет, содержащий оценку

положения дел в работе с

резервом и в сфере

должностного и

профессионального роста

работников и предложения по

внесению необходимых

изменений в работу по этому

направлению, с учетом

реализуемой организацией

кадровой политики

* Утвержденная система

должностного и

профессионального роста

работников

* Списки резерва на

руководящие должности

* Стандартные формы,

используемые при формировании резерва

9.Система

стимулирования труда

• Анализ эффективности

действующей системы

стимулирования с точки

зрения ее соответствия

рабочим результатам,

сложности и ответственности работы и ее воздействия на мотивацию работников

• Создание целевых групп для

выработки предложений в

сфере стимулирования труда

• Периодическая оценка с

помощью опросов состояния

важнейших факторов,

влияющих на отношение

работников к своей работе

(зарплата, условия труда,

отношения с руководством и

перспективы, связанные с

работой в организации, и др.)

• Подготовка и проведение

соревнования между

работниками и между

подразделениями

организации

* Утвержденные планы работы по совершенствованию

действующей системы

стимулирования

* Бланки грамот, дипломов и др.,

используемые при моральном

поощрении работников

* Положения и инструкции,

определяющие принципы и

порядок оценки рабочих

показателей персонала по

итогам работы за месяц, по

итогам соревнования между

работниками и подразделения

10. Организационная

культура.

Повышение

уровня сотрудничества

рядовых работников и

руководства

• Анализ сложившейся

организационной культуры

и степени ее соответствия

целям и стратегии

организации. Выработка

предложений руководству

по совершенствованию

организационной культуры

• Введение в практику новых процедур и ритуалов,

призванных закрепить

желательные образцы

поведения работников

• Оценка состояния трудовой этики работников компании

• Оценка культуры

производства и выработка

мер по устранению

выявленных

неблагоприятных тенденций



* Ежегодный аналитический

отчет, содержащий оценку

сложившейся организационной

культуры, ее соответствия целя

и стратегии организации и

предложения по внесению в нее

необходимых изменений

* утвержденные планы

мероприятий в сфере

организационной культуры

* Информационные материалы,

отражающие результаты работы

организации

* Документы, содержащие четкое

описание основных процедур в

сфере организационной

культуры, направленных на

повышение уровня

приверженности работников

своей организации

* Приказы руководства,

затрагивающие сферу

организационной культуры



[1] Иванцевич Дж.М. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом.-М.:Дело,1993 стр. 45.


[2] Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М,2002 стр. 104

[3] Черняк. Т.В. Управление кадровыми ресурсами: Учебное пособие. – Новосибирск:СибАГС, 2003 стр. 69

[4] Королевский М.И. Поиск и отбор персонала.-М.: Бизнес-школа «Интел-синтез,1998 стр.57

[5] Справочник директора предприятия. –4-е изд.-М.:ИНФРА-М,1996 стр. 126

[6] Доронина И.В.Стимулирование и развитие персонала:Учеб.-метод.комп.-Новосибирск:СибАГС,2002 стр. 32

[7] Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов: Учебник для вузов.-М.:НОРМА-ИНФРА-М,1998 стр.201

[8] Магура М.И. ,Курбатова, М.Б. Современные персонал технологии. М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»»,2001 стр 39

[9] Магура М.И. ,Курбатова, М.Б. Современные персонал технологии. М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»»,2001 стр 48

[10] Войтик И.М. Основы оценки персонала: Учеб. Пособие- Новосибирск:СибАГС,2004 стр. 141