Содержание




Задание №1. 3

Задание №2. 9

Задание №3. 11

Задание №4. 12

Список литературы... 15


Задание №1

1. Укажите, какие меры предусмотрены в Законе для защиты интересов государства, авторов изобретений, патентнообладателей.

Любое  физическое  или   юридическое   лицо,   использующее запатентованные  изобретение,  полезную  модель  или  промышленный образец с  нарушением  патентного закона, считается  нарушителем патента.

Для защиты своих интересов, патентообладатель вправе требовать:                        

-              прекращения нарушения патента;                                

-              возмещения лицом,  виновным в нарушении  патента,  причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством;           

-              публикации решения   суда   в   целях   защиты  своей  деловой репутации;                                                        

-              осуществления иных   способов защиты прав в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.           

Требования  к  нарушителю патента могут быть заявлены также обладателем исключительной лицензии,  если иное  не  предусмотрено лицензионным договором.[1]

В судебном порядке рассматриваются следующие споры:           

-              об авторстве   изобретения,   полезной  модели, промышленного образца;                                                          

-              об установлении патентообладателя;                            

-              о нарушении исключительного  права  на  изобретение,  полезную модель, промышленный образец;                                     

-              о заключении  и  об исполнении договоров о передаче исключительного права (уступке патента) и  лицензионных  договоров на использование изобретения,  полезной  модели, промышленного образца;                                                           

-              о праве преждепользования;                                    

-              о праве послепользования;                                     

-              о размере,  сроке  и  порядке  выплаты  вознаграждения  автору изобретения, полезной модели, промышленного образца в соответствии с Законом;                                              

-              о размере,    сроке    и    порядке    выплаты    компенсаций, предусмотренных Законом;                                

-              другие споры,   связанные  с  охраной  прав, удостоверяемых патентом.                                                         

За нарушение  прав патентообладателя наступает гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность в соответствии  с законодательством Российской Федерации.     

2. Составьте схему прохождения заявки на изобретение в Патентном ведомстве до стадии выдачи патента с указанием сроков рассмотрения заявки на каждой стадии.

1. Заявка на выдачу патента на  изобретение,  полезную  модель или промышленный   образец   подается   в   федеральный   орган исполнительной власти  по  интеллектуальной  собственности  лицом, обладающим  правом на получение патента в соответствии с патентным Законом.

Датой подачи  заявки на изобретение считается дата поступления в федеральный  орган  исполнительной  власти  по  интеллектуальной собственности  заявки,  содержащей  заявление  о  выдаче  патента, описание и чертежи,  если в описании на них  имеется  ссылка,  или дата  поступления  последнего документа,  если указанные документы представлены не одновременно.

2. По заявке на изобретение,  поступившей в федеральный  орган исполнительной    власти    по   интеллектуальной   собственности, проводится формальная экспертиза,  в процессе которой  проверяются наличие документов, предусмотренных Патентным законом и установленных требований к ним.  

3. О  положительном  результате  формальной  экспертизы и дате подачи    заявки    на    изобретение    заявитель    уведомляется незамедлительно после завершения формальной экспертизы.  По   заявке   на   изобретение,  оформленной  с  нарушением требований  к  ее  документам,  заявителю  направляется  запрос  с предложением   в   течение  двух  месяцев с даты его получения  представить исправленные или недостающие документы. В случае, если заявитель   в   установленный  срок  не  представит  запрашиваемые документы или ходатайство о продлении установленного срока, заявка признается  отозванной.  Установленный  срок  может  быть  продлен федеральным  органом  исполнительной  власти  по  интеллектуальной собственности не более чем на десять месяцев с даты его истечения.

4. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности  по  истечении  восемнадцати  месяцев  с даты подачи заявки  на  изобретение,   прошедшей   формальную   экспертизу   с положительным результатом, публикует в своем официальном бюллетене сведения о заявке на изобретение,  за исключением случаев, если до истечения  двенадцати  месяцев с даты подачи такой заявки она была отозвана или признана отозванной либо на ее  основании  состоялась регистрация  изобретения  в  соответствии со статьей 26  Закона.  Состав  публикуемых  сведений  определяется   федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

5. По ходатайству заявителя,  поданному до  истечения  двенадцати месяцев  с  даты  подачи заявки,  федеральный орган исполнительной власти  по  интеллектуальной   собственности   может   публиковать сведения о заявке на изобретение до истечения восемнадцати месяцев с даты ее подачи.                                                 

6. По истечении  шести месяцев с даты начала экспертизы заявки на изобретение  по   существу   заявителю   направляется   отчет   об информационном  поиске,  если  по  такой  заявке  не испрашивается приоритет более ранний,  чем дата подачи заявки,  и ходатайство  о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу подано при подаче заявки.

7. В случае, если в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу  установлено,  что  заявленное  изобретение,   выраженное формулой, предложенной   заявителем,  соответствует  условиям патентоспособности,  принимается  решение о выдаче патента  на изобретение с этой формулой, в котором указывается дата приоритета изобретения.          

3. На основе проведенного анализа определите, какие недоработки есть в патентном законе РФ и как они повлияют на инновационную активность различных организаций.

Сильный недостаток действующего Патентного закона (от 23 сентября 1992 года с изменениями и дополнениями 2000, 2001, 2002 и 2003 годов) в том, что патентная пошлина и платежи за поддержание патента, согласно статье 33 Патентного закона, взимаются уже с момента направления заявки на выдачу патента. При этом, согласно статье 13 этого закона, изобретатель получает освобождение от уплаты патентных пошлин только в том случае, если он согласен передать кому-либо исключительные права на использование изобретения, то есть уступить патент (в случае его выдачи) любому лицу, пожелавшему приобрести патент. Причем это согласие заявителя должно быть зафиксировано уже в подаваемой заявке. Согласно Положению «О пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов» от 12 августа 1993 года заявка на изобретение «стоит» 600 рублей, на полезную модель – 300 рублей и на промышленный образец – 900 рублей. Кроме того, патентные пошлины взимаются также за внесение изменений в заявку, за проведение ее экспертизы, за поддержание патента в силе и др., что делает изобретение и поддержание прав на него дорогим удовольствием.

Первое, что обращает внимание – это: «В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству».

Хотя, к полезным моделям так же необходимо относить конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.

То есть, теперь способ под модель не подпадает и запатентовать модель как способ уже будет нельзя. Это означает, что способ придется патентовать как изобретение с гораздо большими проблемами при прохождении экспертизы по существу, которая с ними связана.

Далее, минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы устанавливает уже не работодатель, а Правительство Российской Федерации. Это теоретически поможет исключить факты принижения интеллектуального труда авторов, когда, например, на заводах иногда начисляли по 10-15 смешных рублей в качестве подобной компенсации, принуждая автора задаром переуступить права на патент под угрозой увольнения.

4. Заполнить таблицу.

Таблица 1

Правовая охрана изобретений, промышленных образцов и полезных моделей в России

Объекты промышленной собственности

Краткая характеристика

Условия предоставления правовой охраны

Наименование охранного документа

Срок действия охранного документа[2]

1. Изобретение

В качестве  изобретения охраняется техническое решение в любой области,  относящееся к продукту (в  частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма,  культуре клеток  растений или животных) или  способу (процессу осуществления действий   над материальным объектом с помощью материальных средств).

Изобретению предоставляется правовая охрана,  если оно является  новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение является  новым,  если  оно  не известно из уровня техники

Патент на изобретение

Патент на изобретение действует до истечения двадцати лет с даты подачи заявки в федеральный орган  исполнительной  власти  по  интеллектуальной собственности.                                   

Срок действия    патента   на   изобретение,   относящееся   к

 лекарственному   средству,   пестициду   или   агрохимикату,   для применения  которых  требуется  получение  в установленном законом  порядке    разрешения,    продлевается  федеральным     органом исполнительной   власти   по   интеллектуальной  собственности  по ходатайству патентообладателя на срок,  исчисляемый с даты  подачи  заявки  на изобретение до даты получения первого такого разрешения на применение,  за вычетом пяти лет.  При этом  срок,  на  который продлевается  действие патента на изобретение,  не может превышать пять лет. Указанное ходатайство подается в период действия патента  до  истечения шести месяцев с даты получения такого разрешения или даты выдачи патента в зависимости от того,  какой из  этих  сроков  истекает позднее.                  

2. Полезная модель

В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству.

Полезная модель     признается  соответствующей условиям патентоспособности,  если она является новой и промышленно применимой. Полезная модель является  новой, если  совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники.

Патент на полезную модель

Патент на  полезную  модель  действует до истечения пяти лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной  власти по интеллектуальной собственности.  Срок действия патента на полезную модель  может быть продлен федеральным органом исполнительной власти    по интеллектуальной собственности по   ходатайству патентообладателя, но не более чем на три года.  

3. Промышленный образец

В качестве  промышленного образца  охраняется художественноконструкторское решение  изделия промышленного  или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. 


Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным. Промышленный образец признается новым,  если совокупность  его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и  приведенных  в  перечне  существенных  признаков  промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

Патент на промышленный образец

Патент на промышленный образец действует до истечения  десяти лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по  интеллектуальной  собственности.  Срок  действия  патента   на  промышленный образец  может  быть продлен  федеральным  органом исполнительной власти  по   интеллектуальной   собственности   по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет.   


Задание №2

Теодор Левит, авторитетный специалист в области маркетинга, в работе «О близорукости как болезни маркетинга», ввел в научный оборот понятие интегрального продукта, как динамичной модели товара. С помощью данной модели можно прояснить многое из того, что происходит в мозгу покупателя и от чего, в конечном итоге, зависит, какое решение он примет.

Выберите какой-либо известный вам продукт, имеющий несколько модификаций. На основе определения сущности каждого вида продукта, указанного в модели заполните таблицу.

Таблица 2

Характеристика продуктов в соответствии с моделью Т.Левитта.

Вид продукта

Характеристика продукта

Пример

Возможная

реакция

потребителя

Значение для маркетинга

Родовой

продукт

Это базовый, качественно определенный продукт, элементарный набор качественных признаков, делающий вещь, вещью, т.е. средством удовлетворения конкретной материальной потребности.

Молоко 2,5%

жирности

«Это не молоко, это разбавленное сухое молоко с вкусовыми добавками»

Определяется минимальный набор требований к товару, что делает его покупаемым.

Ожидаемый

продукт

Включает в себя родовой продукт как минимум плюс все то, что ждет от товара покупатель. В характеристике ожидаемого продукта играет роль ситуативный фактор.

Coca-cola Light

«B чем же отличие от другой колы?!»

Держится на рынке минимальный срок времени имя значительный успех у потребителя

Продукт

с подкреплением

Предложение клиенту нечто сверх ожидаемого, сверх того, что стало привычным, поражая его воображение каким-либо новшеством.

Желаемая книга в подарок каждому 10-му покупателю в книжном магазине в преддверии нового года

«Надо бы почаще заглядывать в этот магазин, а может, повезет»

Способствует резкому возрастанию продаж и увеличивает престиж магазина

Потенциальный

продукт

Богатство дополнительных приманок, диверсификация «подкрепление» товаров, может до неузнаваемости изменить ядро родового продукта.

Отделка квартир в элитных домах

«Да это настоящий дворец, а не квартира»

Определение оптимального подхода к реализации дорогостоящих товаров


Задание №3

На основе теоретических положений темы «Инновационные стратегии развития предприятий» выделите существенные различия между наступательными и оборонительными стратегиями.

Таблица 3

Основные отличия оборонительных и наступательных стратегий

Характеристика стратегии

Стратегии

Наступательные

Оборонительные

Главная стратегическая цель

Завоевания дополнительных рынков сбыта.

Ни на шаг не отставать от своих соперников

Положение на рынке товаров

Для завоевания передовых позиций на рынке сбыта предприятие использует такие приемы, как управление качеством продукции, управление расходами. Для обоснованного выбора между возможными вариантами поведения предприятия на рынке необходимо тщательное изучение рынка и тактики конкурентов. Руководство предприятием должно четко определить потенциальную емкость рынка и тактику конкурентов.[3]


Если конкуренты внедряют новые товары, то лидер принимает контрмеры, производя товары более высокого качества. Если новичок развязывает ценовую войну, лидер отвечает еще большим снижением цены

Условия осуществления

Наступательная стратегия заключается в том, что предприятие выходит на рынок с новыми видами продукции по более дешевым ценам и вытесняет конкурентов.

Она выражается в том, что предприятие, испытывая в течение определенного времени трудности с реализацией своей продукции, стремится сократить объемы производства, отказаться от убыточной продукции, соответственно сократив численность работников предприятия, распродать излишние производственные мощности, чтобы выправить свое финансовое положение.

Один из вариантов оборонительной стратегии - политика предприятия, направленная на то, чтобы отстоять свои позиции на рынке в борьбе с конкурентами: сократить затраты на производство, снизить цены и обеспечить себе успех на рынке.[4]


Виды стратегий

Наступление на сильные стороны конкурентов

Наступление на слабые стороны конкурентов

Многоплановое наступление

Наступление за пределами существующего рынка

"Партизанское" наступление

Упреждающие удары[5]


Позиционная оборона, фланговая оборона, упреждающая оборона, оборона с контрнаступлением, мобильная оборона, сжимающая оборона.


Затраты на НИОКР

Наступательная стратегия с высоким риском, высокой окупаемостью требует определенной квалификации, способности видеть новые рыночные перспективы и уметь быстро реализовать их в продуктах

Защитная стратегия предполагает невысокий риск и пригодна для компаний, способных получить прибыль в условиях конкуренции, поддерживая норму прибыли посредством низких издержек.


Задание №4

На предприятиях важно создание в коллективе творческой обстановки, способствующей появлению новых идей, созданию новшеств и  преобразованию их в инновации.

Сформулируйте перечень мероприятий, которые целесообразно осуществить на предприятии с целью повышения творческой активности его сотрудников. Мероприятия могут иметь разную направленность стимулов, например служебный рост, возможность реализовать свою идею на практике, выплату премий, посещение выставок и т.д.

Мероприятия следует ориентировать на различные группы сотрудников. Предлагаемые мероприятия внесите в таблицу.

Таблица 4

Основные направления стимулирования персонала по разработке и внедрению нововведений на предприятии

Группы

сотрудников

Цели

Содержание мероприятий,

обеспечивающих

Моральное

стимулирование

Материальное

стимулирование

Сотрудники научно-исследовательских и конструкторских подразделений

1. Обеспечить творческую активность

1.Поощрение рационализаторских предложений;

2.Возможность реализовать свою идею на практике;

1.Дополнительные выплаты за новые изобретения, способы работы;

2. Оплата за квалификацию и опыт работы;

3. Оплаченные праздничные дни; отпуска; временная нетрудоспособность; перерыв на отдых и т.д.;

4. Социальный пакет.


2. Предотвратить возможности сопротивления изменениям, предлагаемыми другими сотрудниками

1.Поощрение рационализаторских предложений;

2.Предоставление большей свободы действия на рабочем месте.

1.Разделение дополнительной прибыли, полученной в результате внедрения новшества

ИТР и рабочие производственных подразделений, участвующие в создании новшеств

1. Обеспечить творческую активность

1.Поощрение рационализаторских предложений;

2. Гибкий график работы;

3.Обеспечение эффективности работы, с меньшими физическими затратами.


1. Оплата за разряд и опыт;

2. Оплаченные праздничные дни;

3. Оплаченные отпуска;

4. Оплаченные дни временной нетрудоспособности;

5.Оплаченное время перерыва на отдых и на обед;

6. Социальный пакет.

2. Предотвратить возможности сопротивления изменениям, предлагаемыми другими сотрудниками

1. Помощь в переквалификации или обучении;

2.Обеспечение эффективности работы, с меньшими физическими затратами.

1. Участие в распределении прибылей;

2. Бесплатный проезд к новому месту работы.

Производственный персонал, не принимающий непосредственного участия в создании новшеств

Преодоление сопротивления изменениям

1. Обеспечение эффективности работы, с меньшими физическими затратами.

2. Бесплатный проезд к новому месту работы.

3. Предоставление в пользование работников объектов отдыха и развлечений;


1. Оплаченные праздничные дни;

2. Оплаченные отпуска;

3. Оплаченные дни временной нетрудоспособности;

4. Социальный пакет


Список литературы

1.   Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года N 3517-1 (в ред. От 07.02.2003). – Справочная система Гарант.

2.   Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001.

3.   Зубенко В.А.Курс лекций по инновационному менеджменту. – М.: ОАО «ЛОГОС», 2003.

4.   Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой – М.: ИНФРА – М, 2002.

5.   Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Ситез», 1998.

6.   Шапиро В.Д. Инновационные стратегии. – М.: Дело, 2002.

7.   Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002 - №4.




[1] Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года N 3517-1 (в ред. От 07.02.2003). – Справочная система Гарант. – ст. 14.

[2] Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года N 3517-1 (в ред. От 07.02.2003). – Справочная система Гарант. – ст. 3.

[3] Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001. – с. 154.

[4] Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой – М.: ИНФРА – М, 2002. – с. 210.

[5] Шапиро В.Д. Инновационные стратегии. – М.: Дело, 2002. – с. 61.