Содержание

Введение. 3

1. Государственная дума в начале XX века. 5

2. Место Государственной Думы в системе высших органов власти России  20

Заключение. 24

Список литературы.. 25

Введение


Как известно в России после 1768 г не было общеимперского представительного учреждения. В XIX в неоднократно разрабатывались (в том числе и в правительственных кругах) проекты введения представительного строя но все они не были осуществлены. Это было вызвано рядом причин.

Актуальность данной работы заключается в том, что подавляющее большинство населения страны не понимало полезности представительного строя. Острые социальные противоречия между помещиками и крестьянами требовали максимальной самостоятельности правительства в то время как парламент в XIX в неизбежно бы превратился бы говоря современным языком в орудие помещичьего лобби. Официальная идеология утверждала, что абсолютизм якобы соответствует характеру русского народа, а конституция есть великая ложь нашего времени которая вредна на Западе и будет вредна и для России. Большие размеры и полиэтничность страны создавали угрозу распада государства при демократизации режима. Важную роль сыграли и случайности например убийство императора Александра II накануне подписания им законопроекта о созыве законосовещательного представительного органа[1].

В начале XX века условия кризиса режима движение либеральной интеллигенции и части дворянства за представительный строй усилилось. Конституции требовали также французские банкиры- кредиторы России. Среди высших чиновников империи обсуждался вопрос о создании представительного строя но в декабре 1904 года единого мнения по данному вопросу не было и Николай II его отклонил.

В феврале 1905 года Совет Министров вновь обсуждал вопрос о введении представительного строя. На этот раз решение было положительным.

Совещание было образовано в основном из чиновников министерств внутренних дел и финансов а также государственной канцелярии. Попытки представителей земств и предпринимательских организаций войти в его состав успехом не увенчались. Совещание разработало проект учреждения Государственной думы

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение  особенностей Государственной Думы 1906-1917гг.


1. Государственная дума в начале XX века


Первая Государственная Дума была собрана 27 апреля 1906 года на основании Высочайшего указа от 20 февраля 1906 года[2].

В этом указе говорится, что «Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к Верховной Самодержавной власти по силе основных законов и в порядке, установленном в сем учреждении и в учреждении Государственного Совета»; что «Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в положении о выборах в Думу».

Затем, в главе V, в статье 31 перечисляются предметы ведения Государственной Думы, а именно:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действий и отмены;

б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, — на основании установленных правил;

в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующих Высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами.

В 32 статье той же V главы «Учреждения Государственной Думы» говорится, что «Государственная Дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных законов».

Наконец статья 33 той же главы гласит, что «Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений действий, кои представляются незакономерными».

Из приведенного списка предметов ведения Государственной Думы совершенно ясно видно, что с ее учреждением наш государственный строй должен был совершенно измениться.

Именно, он из неограниченного монархического образа правления превратился в строй представительный или конституционный.

При неограниченном монархическом образе правления население не принимало ровно никакого участия в государственных делах.

Когда же была учреждена Дума, то законодателями сделались представители населения, наделенные законодательными правами.

Ко всему сказанному добавим еще, что, на основании 14 статьи главы III «Учреждения Государственной Думы», члены ее «пользуются полною свободою суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы».

Они, — как гласит статья 15-ая той же главы, — могут подвергаться «лишению или ограничению свободы не иначе, как по распоряжению судебной; власти, а равно не подлежат личному задержанию в доме», при чем, по статье 16 той же главы,— «для лишения свободы члена Государственной Думы во время ее сессии (т.е. занятий) должно быть испрошено предварительное разрешение Думы», кроме тех случаев, когда члены Думы совершили такие преступления, за какие привлекаются к ответственности высшие чины государственного управления, как, например, министры, сенаторы и т. д.

Теперь перейдем к ознакомлению с первой Государственной Думой, начавшей свои работы, как мы уже сказали, 27 апреля 1906 года, после тронной речи Государя, произнесенной пред собравшимися депутатами в Зимнем дворце.

Она состояла из 499 депутатов, которые по партиям распределялись: таким образом[3]:

1) К партии «Народной свободы» или конституционно-демократич. принадлеж.161 депутат.

2) -//- трудовой группе 97

3) -//- беспартийным 67

4) -//- без указания направления 42

5) К польскому коло 32 депутат.

6) -//- группе умеренных 31

7) -//- группе западных окраин 20

8) -//- социал-демократической партии 17

9) -//- партии демократических реформ 14

10) -//- литовских депутатов 7

11) -//- латышской группе 6

12) -//- эстонской группе 5

Таким образом, в первой Государственной Думе народные представители распределялись на 12 групп, но, принимая во внимание, что поляки, эсты, латыши и литовцы составляли, по направлению, одну партию автономистов, т.е. отстаивали самостоятельность своих областей, а взгляды 42 депутатов были вовсе неизвестны, то всего в первой Думе было 7 партий: народной свободы, трудовой группы, социал-демократическая, демократических реформ, умеренных, беспартийных и автономистов.

Господствующее положение занимала партия народной свободы, число членов которой (161) составляло более 32 процентов общего числа депутатов.

Никакая другая партия не имела такого количества представителей.

Благодаря такому преобладанию, из партии народной свободы избрано было большинство президиума первой Государственной Думы, т.е. главные представители ее: председатель, товарищ председателя, старший секретарь и два младших.

Все это были известнейшие люди и по своей предшествующей деятельности и по высшему образованию.

Первая Дума, имевшая 39 заседаний, стремилась главным образом, добиться амнистии, т.е. прощения политических преступников, увеличения площади крестьянского землевладения и осуществления политической и гражданской свободы.

В этом духе был составлен ответный адрес на тронную речь Государя в Зимнем дворце. Этот адрес сделался программою первой Думы.

9 июля 1906 г., т.е. всего через 2 месяца и 12 дней после открытия, был обнародован Высочайший манифест о роспуске первой Думы и о созыве новой 20 февраля1907 года.

Тогда около 180 депутатов, главным образом, из партии народной свободы, отправились в Финляндию, в г. Выборг, где 10 июля составили воззвание к народу. За это подписавшие воззвание впоследствии преданы были суду и приговорены к трехмесячному тюремному заключению.

Председатель совета министров П. А. Столыпин вел переговоры с некоторыми, из умеренно - прогрессивных депутатов первой Думы о вступлении их в министерство, но переговоры не увенчались успехом.

Наконец, в промежуток времени между первой и второй Думой, правительством, в порядке 87 статьи Основных Законов[4] был издан ряд законов: 5 октября «об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей», в силу чего надельные крестьяне, между прочим, получили право избираться в гласные земства без утверждения губернатора, а имеющие купчую землю или вообще не надельную - участвовать в выборах земских гласных наравне со всеми землевладельцами; 17 октября указ, разрешивший старообрядцам и сектантам образование общин, построение церквей и т. д. и закон 9 ноября 1906 г. о крестьянском землевладении и землепользовании, предоставивший крестьянам свободный выход из общин.

С целью борьбы с волнениями, почти вся Россия ко времени созыва второй Думы была объявлена частью на военном положении, частью на положении чрезвычайной и усиленной охраны.

Вторая Дума, как мы уже сказали, созвана была одновременно с Государственным Советом 20 февраля 1907 года. Тронной речи Государя уже не было, и открывал Думу товарищ председателя Государственного Совета г. Голубев.

В Думе было 505 депутатов, распределенных по партиям на 9 групп, а именно:

1) трудовая группа и крестьянский союз 100

2) партия народной свободы 92

3) социал-демократическая 65

4) беспартийные 50

5) социал-революционная 34

7) правые 22

8) народные социалисты 14

9) партии разных союзов:

а) польское коло 47

б) мусульман 31

в) казаков 17

Таким образом, во второй Думе преобладающею группою была трудовая вместе с крестьянским союзом, а затем уже партия народной свободы, которая, как мы видели, в первой Думе занимала первое место.

Далее, во второй Думе оказалось почти в четыре раза больше, чем в первой, социал-демократов и, кроме того, появились три новые партии, которых не было в первой Думе: правые, социалисты-революционеры и народные социалисты.

В виду такого изменения в партийном составе, и президиум во второй Думе был уже не из одних членов партии народной свободы, как в первой Думе, а смешанный.

Таким образом, среди членов второй Думы были представлены четыре партии, составлявшие большинство в Думе, а именно вместе взятые члены: партий: трудовой, народной свободы, социалистов-демократов и социал-революционеров составляли около 58 процентов всех депутатов.

Первая Дума, представлявшая немало законопроектов, за краткостью существования окончательно рассмотрела и приняла лишь один из них — об отмене смертной казни, и сделала ряд чрезвычайно важных запросов правительству.

Вторая Дума, просуществовавшая месяцем больше первой, до 3 июня 1907 года, т.-е. 3 месяца и 13 дней, или 103 дня, имела 53 заседания, — на 14 больше первой.

В четвертом ее заседании, 2 марта, обрушился потолок в большом думском зале в Таврическом дворце.

К счастью, произошло это в 7 часов утра, до прибытия депутатов, которые, собравшись в 11 1/2 часов, открыли заседание в другом, круглом зале Таврического дворца, и постановили, отложив заседание, произвести расследование причин обвала потолка, а покуда подыскать новое помещение.

Через четыре дня, 6 марта, Дума возобновила свои заседания в помещении дворянского собрания, а 7 марта приступила к законодательным работам.

На этом заседании была прочитана председателем совета министров декларация или программа правительства.

Первый министр говорил, что правительство будет стремиться прочно закрепить новый, представительный образ правления и провести ряд реформ, содействующих развитию общественной самодеятельности и самоуправления. Тут же председатель совета министров указал на ряд законопроектов, которые правительство обещало внести на рассмотрение законодательных учреждений.

Такая же декларация была прочитана и в открывшемся в этот день Государственном Совете.

На следующий день Государственная Дума приступила к своим занятиям. Мы не имеем возможности изо дня в день следить за ее работами, а потому скажем, что за время краткого своего существования вторая Государственная Дума, указывая да всякого рода незаконные действия и раскрывая все темные стороны в государственной жизни, обсудила вопросы и законопроекты: о народном продовольствии и помощи голодающим, об отмене военно-полевых судов, о помощи безработным, о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, аграрный или земельный вопрос, о штатах Государственной Думы, о наказе Думы, о местном суде.

Кроме того, Думою сделан был целый ряд запросов и у нее произошло немало столкновений с правительством.

Между прочим, бурные прения возникли за два дня до роспуска Государственной Думы, именно 1 июня, когда председатель совета министров, г. Столыпин, потребовал устранения из Думы всех членов социал-демократической партии, как находящихся под следствием по" обвинению в государственном преступлении.

3 июня 1907 года был опубликован указ о роспуске и второй Думы, который объяснялся тем, что «по новизне дела и несовершенству избирательного закона, законодательное учреждение это пополнялось членами, не являвшимися выразителями нужд и желаний народа».

В тот же день издан был и новый; избирательный закон, по которому уже и происходили выборы в третью Думу.

Новый избирательный закон уменьшил число выборщиков на 2.632: в то время, как при выборах в первую и вторую Государственные Думы было в 53 губерниях и 24 городах 8.496 выборщиков, по новому закону число- их выразилось 5.864.

Число депутатов также понизилось с 524 на 442, т.е. народных представителей уменьшилось на 82 человека.

Особенно невыгодно закон этот отразился на крестьянах, — он в два раза уменьшил общее количество выборщиков от крестьян: именно в 51 губернии на 5.161 выборщиков крестьян только 1.147, или всего 20°/о. Между тем, при выработке первого избирательного закона, по которому избирались депутаты 1 и 2 Дум, в совете министров говорилось, что крестьяне, «будучи и по численности и по размеру ценза наиболее сильной группой избирателей, должны быть сильно представлены в Думе. Без крестьян Дума такого по преимуществу крестьянского государства, как Россия, совершенно немыслима».

Но мало того, что закон 3 июня сильно понизил выборщиков от крестьян, он еще поставил их в совершенно невыгодные избирательные условия. Именно, по старому избирательному закону, крестьяне сами избирали из своей среды депутата, а по закону 3 июня представитель от крестьян избирается в обще-губернском собрании, где большинство землевладельцев и горожан. Далее, даже крестьяне собственники могут участвовать только в волостных выборах, между тем как все другие сословия, владеющие недвижимою собственностью, являются членами избирательных съездов.

Что касается рабочих, то закон 3 июня сократил число выборщиков .от них на губернском съезде.

Самым благоприятным новый закон оказался для крупных землевладельцев. Они по этому закону составили половину всех выборщиков, т.е. 50 процентов: из 5.161 выборщика по 51 губернии на долю крупных землевладельцев выпадает 2.618.

Наконец закон 3 июня уменьшил количество выборщиков от окраин: Польши, Кавказа и других.

Новый избирательный закон заметно повлиял на состав третьей Государственной Думы.

Именно состав ее таков :

1) октябристов 125

2) национальной группы 90

3) партия народной свободы 53

4) правых 51

5) прогрессистов и мирнообновленцев 39

6) беспартийных 17

7) социал-демократическая группа 16

8) трудовая группа 14

9) группа правых октябристов 11

10) партии разных союзов:

а) польское коло 11

б) мусульман 9

в) польско-литовско-белорус. группа 7

Чтобы лучше уяснить изменения, происшедшие в третьей Думе, сопоставим партийный состав трех Дум:

(адрес таблицы в виде текста: allpravo.ru/duma)

Приведенное сопоставление ясно показывает, что первая Государственная Дума, в которой господствовала партия народной свободы, была ярко оппозиционная, т.е. резко указывавшая правительству на ошибки последнего в делах государственного управления.

Принимая же во внимание, что второе место занимала во второй Думе оппозиция, в лице партии народной свободы, депутаты которой составляли около 20°/о, выходит, что вторая Дума была еще более враждебно настроенной к правительству, чем первая.

Третья же Дума, благодаря закону 3 июня 1907 года, получилась уже иная. Преобладающими в ней явились октябристы, которые сделались правительственною партиею и заняли враждебное положение не только к социалистическим партиям, т.е. при социал-демократам и трудовикам, но и к оппозиционным, как партия народной свободы и прогрессисты.

Объединившись с правыми и националистами, октябристы составили послушный правительству центр, состоящий из 277 депутатов, что доставляет почти 63% всех членов Думы.

В виду всего сказанного, третья Государственная Дума пока ничего не сделала для осуществления манифеста 17 октября.

В сущности говоря, третья Дума провела лишь один законопроект, имеющий значение для народа — это именно законопроект о начальном народном образовании. Следует заметить, что как в проведении этого законопроекта, так и многих других третьей Думе оказывал препятствия Государственный Совет задерживая их рассмотрение.

Значительное, количество в Думе противников нового строя и связь их с октябристами повлияло и на состав президиума.

Как пи мало плодотворна работа третьей Думы, как вообще ни плохи условия, в которых находится наш новый строй, во всяком случае он имеет некоторые лучшие стороны, чем старый порядок[7], когда население не принимало ровно никакого участия в законодательстве, бывшем в ведении чиновников или бюрократии.

Мы уже говорили, что, на основании статьи 33 Положения, Дума может обращаться с запросами к министрам и главноуправляющим отдельными частями.

Запросы эти, — как того требуют 58, 59 и 60 статьи того же Положения о Государственной Думе, — подаются председателю письменно, при ,чем под ними должно быть не менее 30 подписей депутатов, а иначе запросы считаются незаконными, и председатель их не оглашает.

Когда же тридцать народных представителей соглашаются предъявить запрос, то он, прежде всего, обсуждается в Государственной Думе, которая уже и решает, — следует ли потребовать ответ от министра или нет.

Если Государственная Дума большинством голосов выскажется за запрос, тогда последний сообщается министру и он не далее как через месяц должен дать Думе свои объяснения.

В случае, если ;его объяснения будут признаны неудовлетворительными, тогда, на основании 60 статьи Положения, дело представляется на Высочайшее благоусмотрение.

Следует при этом заметить, что, когда Дума обсуждает запрос, она публично всесторонне выясняет те причины, которые его вызывают, и всей стране, через газеты, делается известным действие правительства.

Точно так же и министр дает публично свои объяснения.

Правда, министры у нас не ответственны перед народными представителями, правда, они могут не обращать внимания ни на какие запросы и не исполнять пожеланий Думы, но, с другой стороны, недоверие обеих законодательных палат, во всяком случае, крайне неудобно для министров и не может не отразиться на их действиях. Да, наконец, как это мы говорили и относительно вообще народного представительства, со временем значение запросов получит много большее значение, чем теперь.

Теперь посмотрим, как использовала Дума первых трех созывов право запросов.

Первая Дума за 70 дней своего существования сделала 391 запрос, т.е. в среднем, около 6 запросов в день. Из -этого громадного числа запросов подавляющее число, именно 250, или около 64 процентов касалось смертных приговоров и казней, а остальные 141 запрос относились к действиям высшего правительства вообще и отдельных агентов его в частности по управлению. Указывалось на карательные отряды, на продолжение усиленной охраны, на погромы, аресты, обыски и т. д. На все запросы первой Думы правительство успело дать лишь 34 ответа.

Вторая Дума, существовавшая, как мы знаем уже, на 33 дня больше первой, сделала только 37 запросов, т.е., в среднем, почти по одному запросу в день. При этом вторая Дума совсем уже не запрашивала о смертных приговорах, казнях, арестах, обысках и т. д., хотя все это продолжалось, как и при первой Думе. Объясняется это, несомненно, желанием сохранить Думу от роспуска и закрепить молодое народное представительство большим временем существования. Лишь в редких случаях, когда действия администрации особенно бросались в глаза, вторая Дума делала по этому поводу заявления. Большинство же запросов касалось положения высших и средних учебных заведений, переселенческого дела, забастовок и т. п. Что касается третей Думы, то господство в ней правительственных партий, как октябристы и националисты, враждебно относящихся к оппозиционным или критикующим действия правительства партиям, большой процент правых, являющихся противниками самой Думы, должны были совершенно изменить и количество и самый характер запросов. Действительно, за 2 ½ года существования третьей Думы ею внесено было только 67 запросов, и из них 40 вовсе не обсуждалось.

Однако, несмотря на все старания большинства третей Думы весьма умеренно пользоваться правом запросов, отвергать спешность запросов, внесенных оппозицией, все же целый ряд запросов, в особенности оппозиции, раскрывал картину наших неурядиц. Несомненно, с развитием нашей государственной жизни право запросов примет более устойчивый характер, даст и у нас такие же благотворные результаты, какие оно дало в других странах с представительным образом правления.

Председателем первой Думы избран был, большинством 426 голосов против 10, Сергей Андреевич Муромцев, известный юрист, профессор, бывший ректором Московского университета, редактор журнала «Юридический Вестник», принимавший в то же время деятельное участие в земском и городском самоуправлениях. Товарищами председателя избраны были: Николай Андреевич Гредескул (372 голосами), профессор харьковского университета, декан юридического факультета, председатель юридического общества, основатель и редактор харьковской газеты «Мир», и князь Петр Дмитриевич Долгоруков (382 голосами), председатель суджанской уездной (Курской губ.) земской управы, окончивший московский университет и пользовавшийся большою известностью, как один из самых энергичных деятелей в земском движении. Наконец, старшим секретарем был избран князь Дмитрий Иванович Шаховской (380 голосами), также известный земский деятель, окончивший московский университет и принимавший самое близкое участие в земском движении, а товарищами его: трудовик Григорий Никитович Шапошников (385 голосами), крестьянин, бывший учитель; Федор Федорович Кокошкин (374 голоса), приват-доцент московск. университета, из партии народной свободы, Гавриил Феликсович Шершеневич (362 голоса), профессор казанского университета из партии народной свободы, и Понятовский (330 голосов), присяжный поверенный, окончивший киевский университет, автономист. В баллотировке при избрании президиума участвовало 436 депутатов.

В силу этой статьи правительство, когда Дума распущена, и является какое-либо важное обстоятельство, может издать временно действующий закон, но с тем, чтобы, при открытии Думы, он был передан на рассмотрение последней, при чем от Думы зависит уже утвердить такой закон или отвергнуть его.

Председателем был избран (356 голосами) окончивший московский университет Феодор Александрович Головин, председатель московской губернской управы, член партии народной свободы, а товарищами его из трудовой группы: Николаи Николаевич Познанский (349 голосов), присяжный поверенный, окончивший харьковский университет, и заведующий страховой статистикой саратовского земства, окончивший казанский университет Михаил Егорович Березин (345 голосов). Старшим секретарем избран был из партии народной свободы Михаил Васильевич Челноков (379 голосов), бывший председатель московской уездной земской управы, а товарищами его: крайний левый доктор Успенский, Виктор Петрович (355 голосов), Максудов, Садретдин Назмутдинович (359 голосов), доктор, крайний левый Харламов, Василий Акимович (360 голосов), учитель гимназии, из партии народной свободы, Карташов, Лев Васильевич (356 голосов), доктор, из трудовой группы, и Салтыков, Сергей Николаевич (317 голосов), книгоиздатель, окончивший университет и принадлежащий к партии социалистов-демократов. При избрании президиума участвовали 458 депутатов.

Одновременно с учреждением Думы был реформирован и Государственный Совет. Раньше он состоял исключительно из лиц по назначению, а после учреждения Думы ½ членов Государственного Совета стала избираться различными учреждениями: земствами, университетами в т. л. Заседание Совета сделано публичным. Государственный Совет называется верхнею палатою, а Дума — нижнею. Каждый законопроект, утвержденный Думою, должен быть внесен на рассмотрение Государственного Совета, и если последний не согласится с Думою, закон не может получить силы. Если же и Государственный Совет согласится с Думою, тогда закон идет на окончательное утверждение Государя и, по повелению последнего обнародывается Сенатом и делается для всех обязательным.

Так, первым председателем третьей Думы был октябрист с университетским образованием Николай Алексеевич Хомяков, бывший ранее смоленским губернским предводителем дворянства и директором департамента земледелия, а товарищем его умеренный правый, князь Владимир Михайлович Волконский, служивший, по окончании кавалерийского училища, в лейб-гвардейском московском полку. Старшим секретарем избран также правый — Иван Петрович Сазонович, профессор варшавского университета; товарищами его: октябрист, Николай Иванович Антонов, окончивший университет и много лет служивший по судебному ведомству, Георгий Георгиевич Замысловский — правый, товарища прокурора судебной палаты, Михаил Андреевич Искрицкий — октябрист, окончивший училище правоведения и бывший уездным предводителем дворянства, Николай Иванович Микляев — националист, окончивший университет и служивший по судебному ведомству и Василий Семенович Соколов — прогрессист, окончивший университет, бывший председатель уездной земской управы[4].

Таким образом, в составе президиума находится лишь один представитель оппозиции.

Когда Хомяков отказался от председательствования, на его место избрали главу союза 17 октября Александра Ивановича Гучкова, с университетским образованием, а, после отказа последнего избран был тоже октябрист Михаил Владимирович Родзянко, который, по окончании пажеского корпуса, служил в кавалергардском полку, а затем был председателем екатеринославской губернской земской


2. Место Государственной Думы в системе высших органов власти России

Основные законы 1906 года постановляли что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с государственным советом и Государственной думой»и что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора» а также что «законопректы не принятые государственным советом или государственной думой признаются отклоненными».

На полномочия Государственной думы отрицательно сказались ограниченные полномочия дореформенного Государственного совета. Он не был единственным законосовещательным органом с ним конкурировал целый ряд учреждений. Часть из них (Главный Военный суд Опекунский совет и тд) рассматривала проекты законов по определенным отраслям государственного управления.

Другие совещательные органы (Комитет министров и Особые совещания) рассматривали разнообразные законопроекты которые почему-либо было неудобно проводить через Государственный совет.

Законодательной иницитативой пользовались министры и законодательные палаты. Основные законы представляли законодательную инициативу еще императору. При этом лишь он обладал инициативу еще императору.

Учреждение Государственной думы не предусматривало непосредственное внесение законопроектов императором. Он действовал через министров. Перед внесением в думу законопроектов распространающихся на Финляндию(проекты изменений в Основные законы не вносились вплоть до 1917 года) публиковались высочайшие повеления министру о внесении проектов.

Правительственные законопроекты(кроме выработанных по инициативе Государственного совета) вносились в Государственную думу. Это правило противоречило европейской практике(обычно законопроекты кроме финансовых могли вноситься в любую палату) и были нецелесообразными: в начале легислатуры было нечего делать Совету а в конце-Думе. Это правило было по всей видимости заимствовано из проектов совещательной Думы кгода её заключение должно было учитываться советом.

Законопроекты одобренные I и II Государственными думами и не рассмотренные к моменту их роспуска государственным советом были признаны им отклоненными однако законопроекты III думы он принял к рассмотрению. IV дума постановила что проекты её предшественницы возвращенные Советом или переданные в согласительные комсиссии рассматриваются как выработанные Государственным советом[5].

Проекты выработанные министрами по инициативе Государственого совета или его комиссиями вносились в совет и после его одобрения поступали в Думу которая пользовалась теми же правами что и совет в отношении законопроектов одобренных думой. Следует отметить что Государственный совет пользовался правом законодательной инициативы крайне редко. В 1906-1912 гг по его инициативе возникло лишь 6 проектов.

Из числа одобренных думой проектов 2197(97%) приобрели силу закона 2 были не утверждены императором а остальные не были одобрены Государственным советом.

Финансовые полномочия думы.

Прежде всего, в государственную роспись доходов и расходов включались не все финансовые средства государства. В неё не вносили железнодорожные тарифы цены на водку таможенные тарифы удельные и кабинетные доходы доходы ведомства учреждений императрицы Марии. В бюджет не включались специальные средства различных ведомств. Однако их число под давлением думы сокращалось[6].

Ко второй группе расходов относились платежи государственного долга и других обязательств государства а также расходы основанные на действующих законов.

К третьей группе относились все остальные расходы. Они могли изменяться законодательными палатами.

Государственная роспись доходов и расходов вносилась одновременно в обе палаты.

Отношение правительства и думы.

По основным государственным законам 1906 года во главе государства стоял император. Он наделялся верховной властью. Его особа объявлялась священной и неприкосновенной. Императору принадлежала власть управления во всем её объеме.

Император назначал председателя Совета министров министров  главноуправляющих отдельными частями других чиновников I-IV классов и часть чиновников V класса по табели о рангах.

Император также утверждал приговоры судов о тяжких наказаниях дворян чиновников священников кавалеров орденов и знаков отличия присеваемых императором.

При роспуске императора тем же указом должен был назначить новые выборы и дату созыва думы. При роспуске Государственной думы первого созыва не был назначен срок выборов, что послужило формальным поводом Выборгского воззвания. При последующих роспусках срок выборов назначался.

Заключение


Как известно государственный и общественный строй Российской империи в начале XX века переживал кризис. Очевидно что общественная организация является устойчивой лишь в том случае когда во-первых существующая в неё иерархия функций признается общественным мнением необходимой во-вторых- признаются справедливыми способы распределения мест в этой иерархии. Ничего подобного в России того времени не было.

Государственная дума почти не смогла выполнять важнейшие функции парламента: внесение изменений в правовую систему страны в соответствии с настроением общественного мнения контроль общества над правительством. Другой причиной невыполнения думой этих функций был небольшой срок её существования.

В итоге политическая система Российской империи и государственная дума вместе с ней не выдержали испытания первой мировой войны.

В ходе работы было установлено, что первая Государственная Дума, в которой господствовала партия народной свободы, была ярко оппозиционная, т.е. резко указывавшая правительству на ошибки последнего в делах государственного управления. Принимая же во внимание, что второе место занимала во второй Думе оппозиция, в лице партии народной свободы, депутаты которой составляли около 20°/о, выходит, что вторая Дума была еще более враждебно настроенной к правительству, чем первая. Третья же Дума, благодаря закону 3 июня 1907 года, получилась уже иная. Преобладающими в ней явились октябристы, которые сделались правительственною партиею и заняли враждебное положение не только к социалистическим партиям, т.е. при социал-демократам и трудовикам, но и к оппозиционным, как партия народной свободы и прогрессисты.

Говоря о значении Государственной думы можно заметить что она не оказала сколько-нибудь значительного влияния на последующую историю России.

Список литературы


1.     Кравец И. А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века: Учебное пособие – М.: Маркетинг, 2000

2.     Тихонов П.П История государства российского– М.: Мысль, 2002

3.     Иваненко Т А. История Росси в начале XX века // Наука и жизнь, 1995 - № 2

4.     Оболенский В. А. Первая Гос. Дума // Наука и жизнь, 1996 - № 7

5.     Теренский В.С. Государственная Дума в России // Рассвет, 1998 - № 7



[1] Теренский В.С. Государственная Дума в России // Рассвет, 1998 - № 7 – с 31


[2] Кравец И. А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века: Учебное пособие – М.: Маркетинг, 2000 – с 73.


[3] Иваненко Т А. История Росси в начале XX века // Наука и жизнь, 1995 - № 2 – с 9


[4] Теренский В.С. Государственная Дума в России // Рассвет, 1998 - № 7 – с 32


[5] Иваненко Т А. История Росси в начале XX века // Наука и жизнь, 1995 - № 2 – с 10


[6] Тихонов П.П История государства российского– М.: Мысль, 2002 – с 105.