Содержание


1.     Введение……………………………………………………………………….3

2.     Молодая семья как объект социальной работы……………………………..4

3.     Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй……...7

4.     Заключение……………………………………………………………………13

5.      Список литературы…………………………………………………………..14
























Введение

  В современных социально- экономических условиях к группе наиболее социально незащищенных и экономически слабых относятся молодые семьи. Именно через выявление места и роли молодой семьи  в жизни общества можно судить о степени его социального развития.

Свидетельством неблагоприятных тенденций в жизнедеятельности молодых семей  являются: падение рождаемости, повышение уровня смертности, уменьшение количества  регистрируемых браков, увеличение количества разводов в первые годы брака, снижение жизненного уровня, большие трудности в решении жилищной проблемы.

Сегодня молодая семья поставлена перед такими проблемами, как:

- фактом отсутствия возможности получения жилья на предприятии, по месту работы  (как следствие – необходимость приобретения жилья самостоятельно или  поиск временных вариантов решения жилищного вопроса).

- Нельзя сказать, что решен на 100 % вопрос трудоустройства молодого человека на сегодняшнем рынке труда. Требуются, как правило, работники со стажем. Детские дошкольные заведения при отсутствии доплаты со стороны места работы родителей молодой семье практически не по карману.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определяется тем, что сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня её психологического здоровья и соответственно её воспитательных возможностей.

1. Молодая семья как объект социальной работы

Семья  во  все времена постоянно находилась  в центре внимания  передовой  общественной  мысли, прогрессивных  полити­ческих деятелей и ученых,  начиная  от  древних философов и кончая  современными  реформаторами.   И  это  неудивительно. Семья  представляет  собой  систему  социального  функционирования человека,  меняется  не  только  под  воздействием  социально политических условий,  но и  в  силу внутренних  процессов своего  развития.   Вот  почему  она является  одной  из  важных сфер  и  одним  из  главных  объектов  социальной  работы. Изменяются  виды  семейных отношений,  иными  становятся  сис­тема власти  и  подчинения  в  семейной  жизни,  роли и функцио­нальная  зависимость  супругов,  положение  детей,   многие ученые  характеризуют  нынешнее  состояние  семьи как  кризисное.

Основными  причинами  нынешнего  кризиса  оказались обве­тшалость  и  беспомощность  пришедшего  в  полную  негодность господствующего  строя  и  декларируемых  им  нравственных ориентиров,  резкий  переход  к  новым  системам  общественных и личных  отношений. И  все  же  новый  кризис,  как  и  все предыдущие,  не  ведет  к  отмиранию  института  семьи. Не  случайно  все  социологические  опросы  свидетельствуют  о том,  что  семья  признается  высшей  человеческой  ценностью. Как  писал  еще  Платон:  «Каждый  из  нас - это  половина человека»,  поэтому  семья  есть  обретение  целостности.

Молодая семья – это "семья впервые три года  после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а также неполная семья, в которой мать или отец не достигли 30 летнего возраста". [2; ст. 3712]

Трудности молодой семьи - это комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т.д.- все это общая направленность современной молодежи.

Известно, что молодая семья сталкивается со многими практическими проблемами: финансовой, жилищной, устройства своего очага, скорого рождения ребенка, необходимости закончить образование, найти более высоко оплачиваемую работу и т.д. Таким образом, целесообразно иметь в виду, что молодая семья имеет свои, свойственные только ей особенности.

Первая из них - объективно недостаточный уровень финансовой и материальной обеспеченности. Ведь молодые супруги, зачастую не имея еще достаточного опыта, профессиональной деятельности и социальной жизни, получают сравнительно низкую заработную плату.

Вторая особенность молодой семьи - повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью укоренения семейной жизни: финансовых вложений в приобретение жилья и организацию быта.

Третья особенность - специфический возрастной период членов семьи. Это время, когда молодые супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место. Как правило, именно в молодой семье имеются малолетние дети, у которых присутствуют особые потребности в еде и одежде. Дети нуждаются в индивидуальном подходе к их обучению, воспитанию, укреплению здоровья.

Четвертая особенность - это необходимая психологическая адаптация к семейной жизни. От того, как успешно будет пройден данный период, во многом зависит сохранение и прочность семейного союза. [3; с. 38 - 40]

Время становления семьи у молодых совпадает со временем становления социального статуса:

 - приобретением  образования;

- выбором и освоением  профессии;

- формированием  сферы жизненных интересов

- системы нравственных, культурных и иных ценностей, духовного облика  личности.

На эти проблемы  накладываются специфические проблемы складывающейся молодой семьи: ведение совместного хозяйства;   психологической  совместимости; рождение и воспитание ребенка, и освоение необходимых  для этого знаний  и навыков по домоводству, медицине, психологии, педагогике.

Свидетельством неблагоприятных тенденций в жизнедеятельности молодых семей является уменьшение числа заключенных  браков, частые  браки  "вдогонку", когда в семье сразу появляются незапланированные ранее и совсем нежеланные дети. Растет число неоформленных браков, о чем свидетельствует динамика внебрачных рождений.

К сожалению, нерешенность проблем молодых семей, слабая государственная поддержка зачастую приводят их к внутрисемейным конфликтам, установлению напряженной атмосферы, способствующей распаду семьи. 70% всех разводов происходят, в первые 5 лет совместной жизни, то есть фактически в молодых семьях. Во многих семьях присутствуют грубое отношение и оскорбления между членами семьи, факты насилия и агрессивного поведения. Ухудшается материальное положение молодых семей, что, в свою очередь, ведет к демографической социализации новых поколений. Семьи распадаются, но для большинства молодых людей семья очень важна, молодые семьи малодетны, но многие из них хотели бы иметь больше детей.

Сегодня молодые семьи, в большинстве своем, могут «позволить» себе одного ребенка, а не нескольких детей. Требуются дорогостоящие усилия, чтобы обеспечить ему соответствующий уровень здоровья, еще до рождения.

В целом вырос образовательный  уровень молодоженов. Решения проблем молодой семьи - прерогатива ее самой. Однако куда нужнее оказать поддержку, оградить от ненужной трудностей, предостеречь от беды семейный союз в трудную минуту. Здесь и должны прийти на помощь молодежные, социальные работники, государственные и общественные формирования.

В целях решение данной проблемы необходимо осуществление следующих мероприятий: укрепление института молодой семьи, создание и поддержка клубов молодой семьи; поиск и внедрение новых форм работы с молодой семьёй;

2. Закономерности, принципы и методы социальной работы с молодой семьей


Сегодня молодой семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи молодым семьям, и тем более семьям с детьми.

Под социальным обслуживанием молодой семьи мы понимаем повседневную социальную работу с семьей, включающую все аспекты социальной поддержки, реабилитации, адаптации, защиты, а также активизацию потенциала ее собственных возможностей выживания в условиях дестабилизации общества. [5; с. 43]

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Согласно федеральной целевой программы «Молодежь России», в области социальной работы с молодыми семьями были поставлены цели и задачи, важнейшие целевые показатели: обеспечение благоприятных условий для выполнения семьей своих основных функций, создание условий для их саморазвития; адресная поддержка молодых семей, оказавшихся в кризисных жизненных ситуациях; создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охрана материнства и детства, подготовка подростков и молодежи к семейной жизни; формирование комплексной доступной сети социальных услуг, совершенствование системы социально-психологической, правовой помощи молодой семье; подготовка кадров для социальной работы с молодыми семьями; преодоление ведомственной разобщенности в организации работы с молодой семьей.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты молодых семей и семей, имеющих детей:

1.     Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2.     Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3.     Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.

4.     Бесплатные выдачи семье и детям детского питания, лекарства, одежды и обуви, питание для беременных женщин и др.

5.     Федеральные, региональные, целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России» и другие. [1; ст. 4872]

Сегодня молодые семьи, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.

Молодая семья в силу своей специфики,  имеет одинаковые проблемы: недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности, жилищная необустроенность, необходимость психологической адаптации к новым условиям семейной жизни. 

Несмотря на предпринимаемые меры по решению проблем молодой семьи  во многих ведомствах, учреждениях, организациях существенных изменений в улучшении положения молодых семей не происходит. Для того чтобы изменить ситуацию, представляется необходимым привести принципы работы с молодой семьёй в соответствии с современными экономическими, социальными и культурными реалиями.

Особенно актуальным сегодня является создание консультационной сети для молодых семей по оказанию им помощи в вопросах права, планирования семьи, педагогики, психологических основ семейной жизни, экономического планирования семейного бюджета, предпринимательства, повышение родительской компетентности, формирование ответственности за семью, за воспитание здорового ребенка. Как результат - укрепление института семьи, оздоровление общества, воспитание духовного, культурно-нравственного будущего страны.

Центр социальной помощи семье и детям осуществляет системный подход в работе с семьями, который заключается в преемственности на начальных, очень важных, этапах ее становления: вступление в брак, ожидание ребенка, воспитание ребенка в раннем детстве. Поэтому работа с молодой семьей приоритетна и долговременна.

Социальный работник рассматривает семью как целостное социальное, психологическое и духовное образование. Молодая семья проходит кризисный период в своем развитии в связи с принятием женщиной и мужчиной новых социальных ролей, ответственности за ребенка, новых обязанностей, изменением отношений внутри семьи и семьи с обществом. В такие моменты многие семьи нуждаются в квалифицированной социально-педагогической, социально-психологической помощи.

Основными социально-педагогическими задачами в работе с молодыми семьями на этапе вступления в брак и планировании ребенка является формирование положительной мотивации на рождение будущего ребенка и установки на укрепление собственного здоровья. Так как мать - первая экологическая среда нового человека.

Кроме того, именно эмоциональные аспекты беременности могут стать предметом коррекционного и развивающего воздействия. Именно поэтому в пренатальное воспитание (воспитание до рождения, наука появилась в Росси в середине 80-х годов) должны быть вовлечены не только родители, медики, но и педагоги, психологи, социальные работники. В обществе появляется "спрос" на "сознательных" родителей и сознательно рожденных детей.

Таким образом, в период планирования, ожидания ребенка и его раннего детства семья нуждается в профессиональной социально-педагогической поддержке, направленной на создание благоприятного психологического климата в семье для раскрытия эмоционального, интеллектуального и социального потенциала семьи в целом с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предупреждения нарушений психического развития и девиаций в его поведении.

Работа социального работника в этом направлении имеет свои специфические задачи и реализуется с помощью применения инновационных технологий, основанных на ведущих теоретических социально-педагогических и социально-психологических идеях, и приобретает практическую значимость. Возрастающая у населения потребность в необходимых знаниях, навыках и установках на начальных этапах становления семьи, требует расширения сети "Школ" Сознательного родительства. Такая заинтересованность общества приведет, в конце концов, к тому, что посещение родителями таких "Школ" станет неотъемлемой частью социальной помощи молодой семье. [4; с. 79]

Формы социальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать, что их роль в уровне материального благосостояния, уровне социальной и экономической эффективности защиты семьи невелика. Роль этих форм социальной помощи молодой семье по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услуг здравоохранения, а также коммерциализации образования, будет возрастать.

Применительно  к семьям различных категорий клиентов использу­ются различные технологии социальной работы. Социальная работа, ориентированная на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими. [6; с. 180]

В различных регионах Российской Федерации создаются центры социальной помощи семье. Крайне важная задача таких центров - решение многосложных проблем семьи.

Сфера деятельности центров обширна: в центрах ока­зывается содействие в получении льгот, пособий, компенса­ций, денежной и натуральной помощи, кредитов; организо­вываются выставки-продажи поношенных вещей, благотво­рительные аукционы; осуществляется социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социаль­ная поддержка выпускников детских домов и школ-интер­натов; поддерживаются контакты со службой занятости в решении вопросов трудоустройства, переквалификации; ве­дется консультирование по вопросам жилищного, семейно­-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законо­дательства, прав детей, женщин, инвалидов; центры оказы­вают помощь беременным и кормящим матерям, заботятся о детях-инвалидах, ведут работу по вопросам планирования семьи.

Сказанным далеко не определяются все функции центров помощи семье. Различные центры по-разному решают проблемы социального обслуживания семьи. Укрепляются деловые контакты центров со службами занятости. Некоторыми центрами совместно со службами занятости организуются молодежные биржи труда. Действуя в тесном контакте со службами занятости, центры содействуют трудоустройству лиц, находящихся в особо сложной жизненной ситуации, организуют переподготовку и обучение безработных остронуждающихся семей на различных курсах.

Спектр социальных услуг, оказываемых центрами, постоянно расширяется. Ими организуются пункты проката предметов первой необходимости, летние площадки и оздоровительные лагеря; “службы нянь” для присмотра за детьми на дому в часы отсутствия родителей. Растущее внимание уделяют многие центры психологической поддержке населения, что особенно актуально при наличии у значительной части молодых семей устойчивых настроений неуверенности в будущем, затяжного психоэмоционального стресса, явного ослабления моральных устоев семьи, резкого обострения личных проблем.

Сегодня, в условиях крайней малочисленности самостоятельных психологических служб, это направление деятельности центров  обретает особую значимость. Здесь разработана система психологической помощи, ведется планомерная работа по подготовке молодежи к семейной жизни: действуют школы молодой семьи, клубы молодых родителей.

Во многих центрах оказывается помощь в решении раз­личных психологических проблем, касающихся взаимоотно­шений между супругами, родителями и детьми. Характерной чертой деятельности многих центров, как уже накопивших определенный опыт, так и находящихся в стадии становления, является заметное усиление внимания к вопросам психологической помощи населению. Этому есть свое объяснение: сегодня, когда подверглись девальва­ции прежние ценности, и не оформились новые, семья как никогда нуждается в психологической, психотерапевтиче­ской поддержке.

С учетом современной социально-экономической си­туации и в целях повышения социальной защищенности се­мьи центры уделяют растущее внимание вопросам трудовой занятости супругов из молодых семей, создания условий, позволяющих им самообеспечить должный уровень жизни.

Следовательно, можно сделать вывод, что центры помощи семье являются  важнейшей частью социальной защиты семьи в нашей стране. Роль их огромна, иногда это единственное место куда могут обратиться люди в случае нужды, поэтому необходимо работать над системой развития подобных учреждений как на местах в регионах, так и на государственном уровне. [6; с. 192 - 193]









Заключение

В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.

Практика становления профессии «социальный работник» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.

Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с молодой семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентированна не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.







Список литературы


1.     #M12291 9000344Закон РФ#S от 10.12.95 N 195-ФЗ “#G0Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации #M12291 9000344” //Собрание законодательства РФ.-1995.-№50.-ст.4872.

2.     Постановление Правительства РФ#S от 25.08.00 N 625 “#G0О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы”: Федеральная целевая программа “Развитие социального обслуживания семьи и детей” (2001-2002 годы)//Собрание законодательства РФ.-2000.-№37.-ст.3712.

3.     Дементьева И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи.- М.,1991

4.     Капустина С.В. Становление системы социального обслуживания семьи. Работник социальной службы. N 3.2002.

5.     Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб и органов управления. – М.,1997. – 122 с.

6.     Технология социальной работы: Учебник.-М.,2001.- 400 с.