Содержание
Введение. 3
1. Основы системы социальной защиты населения в России. 4
2. Основные права граждан в системе социальной защиты.. 4
2.1. Права граждан в сфере социального обеспечения. 7
2.2. Право на равные возможности получения социального обеспечения. 7
2.3. Право на охрану здоровья. 8
2.4. Право на социальную и медицинскую помощь. 8
2.5. Право на получение услуг социальных служб. 9
2.6. Право инвалидов на получение информации. 10
2.7. Право беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.. 10
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Введение
Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференсация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.
Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.
В 90-е годы одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик. Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии.
Целью настоящей работы является рассмотрение прав граждан в системе социальной защиты населения.
Необходимо решить следующие задачи:
- Описать основные принципы системы социальной защиты населения в России;
- Дать определение социального обеспечения и социальной помощи;
- Охарактеризовать основные права граждан в системе социальной защиты и поддержки.
1. Основы системы социальной защиты населения в России.
В федеральном законе «об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Социальное обслуживание основывается на принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность представления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания. [1]
Российская система социального обслуживания находится на стадии становления. Важнейшим признаком становления системы является её динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных).
Сегодня значительная часть центров социального обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные представить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые.
2. Основные права граждан в системе социальной защиты
Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь идет о людях находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет государственного обеспечения. Для того чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики называемая социальным обеспечением.
Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех категориях, частях населения, которые в законодательно установленном порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием иных источников существования[2]. Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех категориях, частях населения, которые в законодательно установленном порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием иных источников существования.
Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до выхода на пенсию. Однако в любом случае каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже минимального предусмотренного законом уровня. Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности и не зависят от возраста и обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или ограниченной возможностью человека осуществлять трудовую деятельность. Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, образуемого из отчислений предприятий и организаций в этот фонд и частично за счет госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.
Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь. Для таких людей, нуждающихся не только в деньгах, но и в уходе в оказании услуг, создаются дома престарелых.
Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям, семьям кредитов на строительство жилья, благоустройство, приобретение домашнего имущества.
Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является выплата стипендий.
Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарства являются платными. В период перехода Украины к экономике рыночного типа неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платной и страховой медицины. Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда обратится в любое время за необходимой медицинской помощью ранее оплаченной.
Государство оказывает значительную помощь безработным, прежде всего, она проявляется в виде выплат официально зарегистрированным безработным государственного пособия по безработице. Для лиц, потерявших работу, такое пособие в первые месяцы выплачивается в объеме, близком к той заработной плате, которую они имели пред потерей работы. В последующие месяцы пособие снижается. Обычно принято предоставлять пособие по безработице в течение полугода со времени потери работы. Наряду с пособием государственный фонд занятости затрачивает средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью
2.1. Права граждан в сфере социального обеспечения
Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством о социальном обеспечении.
В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обеспечение государство:
- создает или поддерживает систему социального обеспечения;
- поддерживает систему социального обеспечения на достаточно удовлетворительном уровне, не ниже такого, какой требуется для ратификации Конвенции № 102 Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения;
- добивается постепенного выведения системы социального обеспечения на более высокий уровень.
2.2. Право на равные возможности получения социального обеспечения
Каждый гражданин имеет право на равные возможности получения социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, рода и характера деятельности, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на социальное обеспечение по признакам пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, рода и характера деятельности, могут быть установлены только законодательством о социальном обеспечении.[3]
2.3. Право на охрану здоровья
Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья государство непосредственно или в сотрудничестве с организациями принимает соответствующие меры, направленные, в частности, на:
- устранение, насколько это возможно, причин ухудшения здоровья;
- сокращение мертворождаемости и детской смертности и здоровое развитие ребенка;
- улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
- предоставление услуг консультационного и образовательного характера, направленных на укрепление здоровья и развитие чувства личной ответственности за свое здоровье;
- предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний;
- распространение физической культуры, туризма и спорта.
2.4. Право на социальную и медицинскую помощь
Каждый гражданин, не имеющий достаточных средств к существованию, имеет право на социальную и медицинскую помощь.
В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь государство:
- гарантирует право граждан на бесплатную медицинскую помощь в рамках программ медицинского обслуживания;
- обеспечивает потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными, сохраняет льготный порядок обеспечения лекарственными средствами и средствами протезирования инвалидов, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий лиц, детей в возрасте до 3 лет, малоимущих, а также других категорий граждан в соответствии с законодательством о социальном обеспечении;
- обеспечивает любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и не в состоянии ни добыть их собственными усилиями, ни получить их из других источников, в частности, благодаря выплатам в рамках системы социального обеспечения, предоставление соответствующей помощи, а в случае болезни – уход, необходимый в его состоянии;
- заботится о том, чтобы лица, пользующиеся подобной помощью, не ущемлялись по причине этого в своих политических, гражданских и социальных правах;
- предусматривает, чтобы каждый человек через посредство соответствующих государственных или частных служб мог получить любую консультативную и любую индивидуальную помощь, какие могут потребоваться, чтобы предотвратить, устранить или облегчить состояние личной или семейной нужды.[4]
2.5. Право на получение услуг социальных служб
Каждый гражданин имеет право на получение услуг социальных служб. В целях обеспечения эффективного осуществления права на получение услуг социальных служб государство:
- содействует деятельности или созданию социальных служб, которые, используя свойственные таким службам методы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде;
- поощряет участие отдельных лиц, а также добровольных или иных организаций, в создании и деятельности таких служб.[5]
2.6. Право инвалидов на получение информации
Каждый инвалид имеет право на получение необходимой информации.
В целях обеспечения эффективного осуществления права на получение информации государство: принимает меры по укреплению материально-технической базы редакций, издательств и организаций полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, организаций, осуществляющих выпуск грамзаписей, аудиозаписей и другой звуковой продукции, кино– и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов; признает язык жестов как средство межличностного общения; водит систему субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино– и видеофильмов; оказывает инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.
2.7. Право беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Каждый инвалид имеет право беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В целях обеспечения эффективного осуществления права беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры государство:
- при планировке и застройке городов, других населенных пунктов, формировании жилых и рекреационных зон, разработке проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также при разработке и производстве транспортных средств общего пользования, средств связи и информации предусматривает создание необходимых приспособлений для доступа инвалидов к указанным объектам и их использования;
- осуществляет разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, а также приспособлений транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами;
- обеспечивает оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами;
- создает условия инвалидам для пользования средствами связи и информации, включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации;
- предоставляет места инвалидам для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм;
- предусматривает на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около организаций торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений выделение не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства;
- в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, осуществляет меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии.
Заключение
В ходе проделанной работы были рассмотрены основные права граждан в системе социальной защиты населения.
Так же были решены основные задачи:
- Описаны основные принципы системы социальной защиты населения в России;
- Дано определение социального обеспечения и социальной помощи;
- Охарактеризованы основные права граждан в системе социальной защиты и поддержки.
Поддержка экономических, политических и социальных условий есть базис для стабильности общества. Любые изменения в одной из этих сфер сразу же отражается на других. Как мы знаем из истории, игнорирование этих связей ведёт к социальной дестабилизации. С другой стороны, изменения в этой структуре необходимы для успешного развития общества. Улучшение жизненных условий населения – вот чаще всего цель реформ. Но в России жизненные условия различных групп изменились к худшему. В свете этих перемен потребность в социальной поддержке населению резко возросла, и продолжает расти по сей день.
- Общий анализ показал, что службы социальной помощи являются неотъемлемой частью социальной политики современного Российского государства. Их необходимость – вопрос, не требующий обсуждения, их эффективность – проблема современной России.
При научном подходе и трезвом контроле за ситуацией, выполнении всех рекомендаций теоретиков и практиков социальной работы, стабильном финансировании в России может быть достигнут высокий уровень социальной помощи населению.
Список литературы
1. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ (ред. от 27.05.2000). – Справочная система Гарант.
2. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ. – Справочная система Гарант.
3. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) . – Справочная система Гарант.
4. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ. – Справочная система Гарант.
5. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению/ под. Ред. А.С. Алексеевой. – М.: НИИ семьи, 2003
6. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М.: Дрофа, 2002
[1] Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М.: Дрофа, 2002. – с. 120.
[2] Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению/ под. Ред. А.С. Алексеевой. – М.: НИИ семьи, 2003. – с. 87.
[3] Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст. 10.
[4] Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) . – Справочная система Гарант. – ст. 5.
[5] Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст. 15.