Содержание


Введение. 3

1. Национальный вопрос. 5

2. Проекты объединения советских республик. 16

3. Принятие Декларации и Договора об образовании СССР. 19

4. Разработка и принятие Конституции СССР. 22

Заключение. 27

Список литературы.. 28



Введение


После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик.

Между советскими республиками установились прочные связи. Для утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном единстве совершили революцию, у них была одна цель – социализм. Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии – РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов.

Отстаивая завоевания революции, в том числе свою национальную независимость, РСФСР и другие советские республики ещё в годы гражданской войны заключили между собой ряд двусторонних договоров, создав, таким образом, тесный военно-политический союз. Связи между республиками крепли год от года. Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. Вслед за тем, в конце 1920 – начале 1921 годов, аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально-государственном строительстве.

Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья. Весной 1922 года полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджанской ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР утвердила договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья. Сложился конфедеративный союз, высшим органом которой являлась Полномочная конференция представителей, избираемых в равном числе правительствами республик, а объединенным исполнительным органом - избираемый конференцией Союзный совет.

В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов преобразовал ФС ССРЗ в единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР), при сохранении самостоятельности входивших в нее Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР. Утверждена была и Конституция ЗСФСР.

Таким образом, к началу двадцатых годов выявились три основные формы социалистической федерации: одна была основана на автономии (РСФСР), другая выражалась в двусторонних договорах РСФСР с другими самостоятельными советскими республиками, третья основывалась на новой (по сравнению с РСФСР) форме федерации, в которой составляющие её республики обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей национально-государственного строительства в России в ноябре 1917-декабре 1924.


1. Национальный вопрос


Истоки данной проблематики находятся в конце ХIХ - начале ХХ века. С одной стороны, русское общество просыпается: начинают выкристаллизовываться первые политические партии, растут революционные настроения. Главным завоеванием революции 1905-1907 гг. становится рождение новой политической системы, в которой общество получает возможность влиять на ситуацию в стране. Обсуждение больных вопросов для России из области теоретической дискуссии переходит в область практической политики.

 C другой стороны, для этого периода несомненна значимость национального вопроса, его крайняя острота. Существовало несколько причин такой ситуации. Главная особенность национального вопроса в России заключалась в следующем: Российская империя включала в себя более ста народов.

Великорусы, занимая гигантскую сплошную территорию, достигали по численности в 1914 году примерно 70 миллионов человек, что в процентном соотношении состовляло 43 населения. Далее шли украинцы (17 ), поляки (6 ), белорусы (4,5 ) и т.д. Однако национальная политика властей исходила только из интересов господствующей нации- русских. Крупные национальные районы (Царство Польское, Кавказ) были лишены самоуправления, в местных школах нельзя было вести преподавание на родном языке. На эти территории распостранялось действие чрезвычайного законодательства, которое разделяло граждан одного государства на два сорта. Особое положение так называемых инородцев не ограничивалось только национальными притеснениями. В Россиийской империи господствующей религией была объявлена православная церковь, привилегии и преимущества которой охранялись целой сетью законов.

 В то же время всячески ущемлялись в правах мусульманская, католическая, иудейская религиозные конфессии. Лица неправославного вероисповедания не принимались или их прием был крайне затруднен в учебные заведения, не допускались к государственной службе, к выборным должностям.

 Необходимо отметить также, что наиболее экономически процветающие районы: Финляндия, Прибалтика, Западные Украина и Белоруссия, Польша, - относились к национальным окраинам. Сочетание высокого уровня развития экономики с неравенством в вопросах культуры, религии, законодательства, управления, приводило к обострению национальных проблем. Во многом здесь способствовало положение, когда часть народа проживала в соседнем государстве с большими национальными правами.

 Такое положение не могло остаться незамеченным в кругах русской интеллигенции. Отношение общественности к национальному вопросу тесно связано с политикой самодержавия. Общество реагировало на изменения, происходившие во внутреннем курсе Российской империи.

В начале ХХ века идет активное обсуждение национальной политики правительства. Особенно интенсивно это происходит в период между двух революций- 1905-1917 гг. И это не было случайностью. Наряду с ростом революционных настроений в различных районах страны, происходит заметный рост национального самосознания у тех народов, к которым власть прикрепила ярлык инородцев и иноверцев. Даже столь близкие по культуре и вере великорусам украинцы и белорусы начинают бороться за культурное равноправие. В русском обществе, спектр политических воззрений которого был весьма широк, сталкивались различные подходы к решению национального вопроса. В программы и тактику политических партий России были включены и пункты, касавшиеся национальной проблемы. 

На примере еврейского вопроса, будет показана та острота, которую приобрели национальные проблемы в России в период между двух революций.

 Националистическая интеллигенция сделала национальный вопрос стержнем своей идеологии. Программные положения черносотенных партий, касавшиеся данной темы, не отличались друг от друга. Все они придерживались официальной позиции властей: Россия должна оставаться единой и неделимой, отрицалось право наций на самоопределение, все славянские народы, входившие в состав Российской империи, не являлись самостоятельными этносами и относились к русскому этносу. Союз русского народа в своем программном документе Основоположения подчеркивал неприкосновенность самобытности нерусских народов, их языка, веры, быта, земли. Но тут же заявлялось о том, что должна сохраняться особая общественность для народностей окраин России. Правые объявляли русский народ господствующей нацией, только у него должно быть право государственного строения и управления.

 Все нерусские народы подразделялись на дружественные и враждебные по критерию их участия в революционном и национальном движениях. Главным врагом российского государства для всех националистически ориентированных партий были евреи. Антисемитизм стал отличительным признаком правых партий. Еврейский вопрос особо должен быть решен из-за стихийной враждебности еврейства не только к христианству, но и ко всем нееврейским народностям и ввиду еврейского стремления к мировой власти. В своем неприятии еврейства правые доходили до идеи поддержать сионизм, чтобы таким образом решить еврейский вопрос.

 Октябристы, которые занимали в российской политической жизни центристские позиции, но постепенно сближались с крайне правыми, не достаточно четко разработали свою национальную программу. Их основные положения - это сохранение унитарной России. Но допускалось объединение отдельных местностей империи в областные союзы для разрешения задач, входящих в пределы местного самоуправления.

 Партия конституционных демократов отстаивала либеральный подход к решению национальной проблемы. Кадеты выступали за ликвидацию всех национальных различий на почве полной русификации, за равноправие всех народов. Однако кадеты весьма осторожно относились к праву на политическое отделение из состава Российской империи. Кадеты признали право лишь Финляндии и Польши на областную автономию. Основной закон, по мнению партии, должен был гарантировать всем народам помимо политического и гражданского равноправия, право на свободное культурное самоопределение: политическая свобода употребления языка в публичной жизни, свободу основания и содержания национальных учебных заведений, собраний, союзов с целью сохранения и развития языка, литературы и культуры. Что касается конкретных положений по национальному вопросу, то здесь кадеты не предлагали ничего революционного. Провозглашалось право на начальное и дальнейшее образование на родном языке, а в Царстве Польском предполагалось предоставить национально-культурную автономию для национальных меньшинств. Решение проблемы употребления наряду с общегосударственным местных языков в государственных и местных установлениях и учебных заведениях относилось на усмотрение государственных органов и организаций местного самоуправления.

 Левый политический лагерь также не оставил своим вниманием национальный вопрос. Первоначально наиболее радикальными среди левых ообщероссийских партий были социалисты-революционеры. Еще в 1906 году в их программе появились идеи федеративного устройства России. В программе зафиксировано требование возможно большегоприменения федеративных отношений между национальностями и их безусловное право на самоопределение. В 1917 году речь шла уже о федеративной демократической республики для России с территориально-национальной автономией в пределах этнографического расселения народностей и об обеспечении прав национальных меньшинств в местностях со смешанным населением. Предполагалось, что национальный вопрос должен быть решен в ходе работы Учредительного собрания после революции.Но, несмотря на признание безусловного права на самоопределение, эсеры полагали, что никто из народов не пожелает выйти из состава страны победившей революции.

 Социал-демократы, будучи защитниками всех угнетенных, не могли обойти стороной одну из наиболее острых проблем страны. Однако, следует заметить, что национальный вопрос не признавался самостоятельным. Cама идея национальности провозглашалась буржуазным предрассудком, служащим для разъединения трудящегося и эксплуатируемого народа. Все национальные проблемы должны были просто исчезнуть после победы революции. С другой стороны, в программе большевиков еще в 1903 году получила признание идея широкого местного самоуправления, равноправия наций, отмены государственного языка, национальных привилегий. В 1913 году на совещании ЦК РСДРП с партийными работниками в Поронино была принята резолюция по национальному вопросу - право наций на самоопределение, то есть на отделение и образование самостоятельного государства. Лидер большевиков В. И. Ленин трактовал это право, как абстрактное, но о его подходе речь пойдет ниже.

 Недавние соратники по партии - меньшевики выступали за национально-культурную автономию. После Февралькой революции на состоявшейся в мае 1917 года Всероссийской конференции меньшевики декларировали широкую политическую автономию для областей, отличающихся национальными, этнографическими, культурно-историческими и социально-экономическими особенностями. Но, в целом, национальная программа меньшевиков так и осталась неразработанной.

 Подводя итоги, можно сказать, что все политические партии отмечали важность национального вопроса для России. Но позиция русской либерально - демократической интеллигенции по национальному блоку вопросов не отличалась единством. Общим для этого направления стало требование о предоставлении равноправия для всех народностей, населявших страну. Однако формы, в которые должно воплотиться равноправие, для политических партий виделись различными.

 Наиболее популярной стала формула национально-культурной автономии( кадеты, эсеры, меньшевики). Идеи политической автономии не находили поддержки среди русской политической элиты( среди национальных политических партий, которые делились примерно на те же политические направления, что и общероссийские, имели хождение гораздо более радикальные пути решения национального вопроса. Но это не входит в тему нашего исследования). Если сравнить различные национальные программы партий, то можно найти общий момент: все партии стояли за единую и неделимую Россию. Даже большевистское право на самоотделении вплоть до отделения подразумевало под собой тот факт, что пролетариат национальных окраин будет стремится к объединению в единое интернациональное государство, которое станет прообразом мирового интернациональго государства. Правые партии также выступали за унитарную Россию, но в ее имперском обличье: с сохранением всех существующих привилегий для господствующей нации - русских.

Можно считать естественным тот факт, что все общероссийские партии, какие бы лозунги они не выдвигали, не стремились разрушить сложное национальное объединение-российское государство. В программах некоторых партий(кадетов, эсеров, меньшевиков) делалась оговорка по поводу таких крупных национальных регионов, как Царство Польское и Финляндия. Польша неоднократно(1830-1831, 1863-1864 гг.) демонстрировало стремилась возродить свою независимость. Финляндия в силу своего особого правового положение уже в значительной степени была самостоятельным обществом, и меры русского правительства для инкорпорации Финляндии в российский организм, предпринимавшиеся с 80-х гг. ХIХ века, не увенчались успехом. Партии предлогали предоставить Польше широкую политическую автономию(кадеты, эсеры, меньшевики). В Финляндии должна была быть восстановлена конституция и оформлена автономия(кадеты). Все эти идеи были воплощены в жизнь Временным правительством: независимость Польши, конституция Финляндии. Итак, будущее России мыслилось либеральными, неонародническими и социал-демократическими партиями, как единое государство равноправных народов с более или менее широкой системой национального самоуправления.

 

Первый советский документ по национальному вопросу


На девятый день захвата власти большевиками, 2 ноября 1917 года, Советское правительство приняло поистине выдающийся документ, не имеющий аналогов в истории — «Декларацию прав народов России». Документ состоит из четырех пунктов, которые приводим полностью:

«1. Равенство и суверенитет народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3. Отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России».

Под документом стоят подписи: «Именем Республики Российской Народный комиссар по делам национальностей Иосиф Джугашвили—Сталин. Председатель Совета Народных Комиссаров Вл.Ульянов (Ленин)».5

Программа партии большевиков по национальному вопросу, выработанная ее лидером В.И.Лениным, со дня захвата государственной власти стала проводиться в жизнь.

18 декабря 1917 г. Совет Народных Комиссаров (за подписью Ленина) признал независимость Финляндии. 29 августа Советское правительство аннулировало договоры и акты о разделе Польши, заключенные между бывшей Российской империей и другими мировыми державами. После Гражданской войны в России три Прибалтийские республики — Латвия, Литва, Эстония избрали западный путь развития и стали независимыми.

Во многих национальных регионах шла еще Гражданскай война, провозглашались независимые республики (Грузия, Армения, Азербайджан). Советская власть в некоторых регионах и национальных территориях создавалась по двум принципам: административно-территориальному и национально-государственному. Терская республика была образована в феврале 1918 г., в то же время — провозглашена и Кубано-Черноморская, в начале июля 1918 г. они объединились в Северо-Кавказскую республику. В составе РСФСР образовались Донская и Таврическая (Крымская) республики. Туркестанская республика, как составная часть Российской Федерации, была провозглашена в конце апреля 1918 г. по национально-государственному принципу.

Эти республики стали ареной ожесточенной Гражданской войны, власти в них менялись по нескольку раз. Новые государственные образования полностью распоряжались имеющимися средствами, вводили свои налоги, денежные знаки, создавали самостоятельные сети связи и транспорта. Почти все имели свою армию, пытались брать на себя и функции по установлению внешних связей. В ходе и к концу Гражданской войны в регионах национальные армии вливались в Красную Армию, создавалась единая сеть связи и транспорта, интересы вновь образовавшихся республик в международных делах стало защищать Советское правительство.

В 1918—1920 годах в составе РСФСР возникли Татарская, Башкирская, Крымская, Киргизская автономные республики; Вотская, Калмыцкая, Марийская, Чувашская автономные области; трудовые коммуны немцев Поволжья и Карелии.


X съезд РКП(б)

Доклад об очередных задачах партии в национальном вопросе

Прежде чем перейти непосредственно к конкретным очередным задачам партии по национальному вопросу, необходимо установить некоторые предпосылки, без которых невозможно разрешение национального вопроса. Эти предпосылки касаются вопроса о появлении наций, о зарождении национального гнёта, о формах национального гнёта в ходе исторического развития и затем о формах разрешения национального вопроса в различные периоды развития.

Таких периодов три.

Первый период - это период ликвидации феодализма на Западе и победы капитализма. Складывание людей в нации приурочивается к этому периоду. Я имею в виду такие страны, как Англию (без Ирландии), Францию, Италию. На Западе - в Англии, Франции, Италии и отчасти Германии - период ликвидации феодализма и складывания людей в нации по времени в общем и целом совпал с периодом появления централизованных государств, ввиду чего там нации при своём развитии облекались в государственные формы. И поскольку внутри этих государств не было других национальных групп сколько-нибудь значительных, постольку там не было и национального гнёта.

На востоке Европы, наоборот, процесс образования наций и ликвидации феодальной раздробленности не совпал по времени с процессом образования централизованных государств. Я имею в виду Венгрию, Австрию, Россию. В этих странах капиталистического развития еще не было, оно, может быть, только зарождалось, между тем как интересы обороны от нашествия турок, монголов и других народов Востока требовали незамедлительного образования централизованных государств, способных удержать напор нашествия. И так как на востоке Европы процесс появления централизованных государств шёл быстрее процесса складывания людей в нации, то там образовались смешанные государства, состоявшие из нескольких народов, еще не сложившихся в нации, но уже объединённых в общее государство.

Таким образом, первый период характеризуется появлением наций на заре капитализма, причём на западе Европы зарождаются чисто национальные государства без национального гнёта, а на Востоке зарождаются многонациональные государства с одной, более развитой, нацией во главе и с остальными, менее развитыми, нациями, находящимися в политическом, а потом и в экономическом подчинении нации господствующей. Эти многонациональные государства Востока послужили родиной того национального гнёта, который породил национальные конфликты, национальные движения, национальный вопрос и различные способы разрешения этого вопроса.

Второй период в развитии национального гнёта и способов борьбы с ним приурочивается к периоду появления империализма на Западе, когда капитализм в поисках рынков сбыта, сырья, топлива и дешёвой рабочей силы, в борьбе за вывоз капитала и обеспечение великих ж.-д. и морских путей выскакивает из рамок национального государства и расширяет свою территорию за счёт соседей, близких и дальних. В этот второй период старые национальные государства на Западе-Англия, Италия, Франция-перестают быть государствами национальными, т. е. они, в силу захвата новых территорий, превращаются в государства многонациональные, колониальные, являя тем самым арену того национального и колониального гнёта, какой существовал еще раньше на востоке Европы. На востоке Европы этот период характеризуется пробуждением и усилением подчинённых наций (чехи, поляки, украинцы), приведшим в результате империалистической войны к распадению старых буржуазных многонациональных государств и образованию новых национальных государств, находящихся в кабале у так называемых великих держав.

Третий период - это период советский, период уничтожения капитализма и ликвидации национального гнёта, когда вопрос о господствующих и подчинённых нациях, о колониях и метрополии отходит в исторический архив, когда перед нами на территории РСФСР встают нации, имеющие равные права развиваться, но сохранившие некоторое исторически унаследованное неравенство ввиду своей хозяйственной, политической и культурной отсталости. Суть этого национального неравенства состоит в том, что мы, в силу исторического развития, получили от прошлого наследство, по которому одна нация, именно великорусская, оказалась более развитой в политическом и в промышленном отношении, чем другие нации. Отсюда фактическое неравенство, которое не может быть изжито в один год, но которое должно быть изжито путём оказания хозяйственной, политической и культурной помощи отсталым нациям и народностям.

«Нерусские нации представляют около 65 000 000. Характерная для всех этих нерусских наций общая черта состоит в том, что они в смысле развития своей государственности отстали от центральной России. Наша задача - приложить все силы к тому, чтобы помочь этим нациям, их пролетарским, их трудовым элементам, развить у себя советскую государственность на родном языке. Это общее отмечено в тезисах, в их практической части.

Затем, если итти по пути дальнейшей конкретизации особенностей окраин, придется выделить из общей суммы около 65 000 000 нерусских национальностей миллионов 25 тюркского населения, не прошедшего капитализма. Тов. Микоян не прав, говоря, что Азербайджан в некоторых отношениях выше русских провинций. Он, очевидно, смешивает Баку с Азербайджаном. Баку вырос не из недр Азербайджана, а надстроен сверху, усилиями Нобеля, Ротшильда, Вишау и др. Что касается самого Азербайджана, то он является страной самых отсталых патриархально-феодальных отношений. Поэтому Азербайджан в целом я отношу к той группе окраин, которые не прошли капитализма и к которым необходимо применить своеобразные методы втягивания этих окраин в русло советского хозяйства. Об этом в тезисах сказано.

Затем, есть третья группа, обнимающая не более 6 миллионов,- это по преимуществу скотоводческие племена, где родовой быт еще жив и которые еще не перешли к земледельческому хозяйству. Это, главным образом, киргизы, северная часть Туркестана, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши. По отношению к этой группа национальностей прежде всего необходимо, чтобы обеспечили их землёй. Здесь киргизам и башкирам не дали слово, прекратили прения. Они ещё больше сказали бы о том, какие мучения переживает нагорная Башкирия, Киргизия и горцы, которые вымирают без земли. Но то, что говорил по этому поводу Сафаров, это касается лишь группы населения в 6 миллионов. Поэтому распространять на все окраины практические предложения Сафарова немыслимо, ибо для остальной части нерусских национальностей - а их около 60 миллионов - эти поправки никакого значения не имеют. Вот почему я, не возражая против конкретизации, дополнений и улучшений отдельных пунктов, внесённых Сафаровым и касающихся известных групп национальностей, должен сказать, что нельзя универсализировать эти поправки» (И.И. Сталин).

2. Проекты объединения советских республик


Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей[1].

В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации", который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план "автономизации" был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР,  которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).

ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками.

ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.

Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу "О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за проект И. В. Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы – центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму ЦК.

Однако В. И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в работе комиссии,  идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект "автономизации" и  сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. Отстаивая  принцип полного равенства объединяющихся советских национальных республик, он писал: "…мы признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, "Союз Советских Республик Европы и Азии"[2]. И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию В. И. Ленина и принял на ее основе новую резолюцию.

18 декабря 1922 года Пленум ЦК принял проект Союзного договора.

В течение декабря 1922 года съезды Советов Белоруссии, Украины и ЗСФСР приняли постановления об образовании СССР и избрали делегации на I Всесоюзный съезд Советов.

Х Всероссийский съезд Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем присутствовали свыше двух тысяч делегатов с решающим и совещательным голосами.

С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения, которые были приняты съездами других республик: добровольность и равноправие республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза.

27 декабря 1922 года Х Всероссийский съезд Советов принял предложенное Президиумом ВЦИК постановление об образовании СССР. Съезд закончился взволнованными словами М. И. Калинина, встреченными продолжительными аплодисментами: "Я вижу, как над нами развевается красное знамя с пятью священными буквами – РСФСР. И мы, делегаты Х съезда Советов, полномочные представители всей Советской Российской Федерации, склоняем это дорогое, овеянное битвами и победами, укреплённое жертвами рабочих и крестьян знамя перед Союзом Советских Республик. Мы видим, как уже поднимается новое красное знамя Союза Советских Республик. Я вижу, товарищи, стяг этого знамени в руках товарища Ленина"[3].

На этом вся подготовительная работа по образованию Союза была завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов.

3. Принятие Декларации и Договора об образовании СССР


29 декабря 1922 года в Москве собралась конференция представителей полномочных делегаций Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. Они обсудили и одобрили проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также порядок работы I Всесоюзного съезда Советов.

30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный съезд Советов. В работе съезда приняли участие более двух тысяч делегатов.

Съезд открыл старейший делегат, член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович Смидович, участник трех российских революций, член партии с 1898 г.

В. И. Ленин, не присутствовавший на съезде из-за болезни, был избран его почётным председателем. Рабочим председателем съезда стал М. И. Калинин. Он предоставил слово для доклада об образовании СССР И. В. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР, одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик.

Затем слово было предоставлено М. В. Фрунзе, который предложил принять Декларацию и Договор за основу, поручив ЦИК СССР передать эти документы для дополнительного обсуждения ЦИК союзных республик, с тем чтобы, учтя их поправки и предложения, разработать окончательный текст основного закона союзного государства и внести его на утверждение II Всесоюзного съезда Советов. Предложение было принято.

В Декларации перечислялись три причины создания Союза ССР – экономическая, военная и идеологическая: "Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик[4].

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспевание, и свободу национального развития народов".

В ней говорилось: "...что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... новое союзное государство явится... новым решительным шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным органам центральной государственной власти. Договор определял сферу полномочий Союза Советских Социалистических Республик, предусматривал формирование общесоюзных органов государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции, т.е. те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов.

В заключительной 26-й статье было записано, что "за каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе с тем не было никаких указаний на сроки его существования и на возможность отмены.

Затем съезд избрал верховный орган Союза ССР – Центральный Исполнительный Комитет СССР, в состав которого вошёл 371 депутат от всех объединяющихся республик. Председателями ЦИК были избраны М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов.


4. Разработка и принятие Конституции СССР


Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой Конституции союзного государства.

27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.

6 июля 1923 года вторая сессия ЦИК СССР решила утвердить и немедленно ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

31 января 1924 года Конституция СССР была единогласно утверждена II Всесоюзным съездом Советов.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:

1.                 О предметах ведения верховной власти СССР

2.                 О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве 

3.                 О съезде Советов СССР

4.                 О ЦИК СССР

5.                 О Президиуме ЦИК СССР

6.                 О СНК СССР

7.                 О Верховном суде СССР

8.                 О народных комиссариатах СССР

9.                 Об ОГПУ

10.            О Союзных Республиках

11.            О гербе, флаге и столице СССР.

По своему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

В исключительное ведение Союза входили[5]:

а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами; 

б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками; 

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; 

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик; 

е) ратификация международных договоров; 

ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; 

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом; 

к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик; 

л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в. состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчисление от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик: 

м) установление единой денежной и кредитной системы; 

н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик; 

о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда; 

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза; 

р) установление основных законов о труде;

с) установление общих начал в области народного просвещения; 

т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

у) установление системы мер и весов;

ф) организация общесоюзной статистики; 

х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев; 

ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза; 

ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик; 

ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками. 

Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

Суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согласия.

Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, возглавлявшим всю систему органов государственного управления, был Совет Народных комиссаров СССР. В него входили: Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик; Заместители Председателя, Народный комиссар по иностранным делам, Народный комиссар по военным и морским делам, Народный комиссар внешней торговли, Народный комиссар путей сообщения, Народный комиссар почт и телеграфов, Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции, Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, Народный комиссар труда, Народный комиссар продовольствия, Народный комиссар финансов.

В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и органы СССР.

Заключение


Территориальный распад Российской империи, в результате которого к концу 1918 года РСФСР располагалась примерно в тех же границах, что и средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, завершился спустя всего 4 года объединением разных частей государства, за небольшим исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это свершение представляет собой выдающийся результат созидательной деятельности В. И. Ленина и И. В. Сталина. Российская Коммунистическая партия (большевиков) обеспечила необходимое твёрдое ядро, вокруг которого разрозненные территории могли снова объединиться.

Центром, вокруг которого сплачивались республики, была РСФСР. Российская Федерация дала первый образец национально-государственного строительства, она утвердилась, как союз народов, объединившихся на основе социалистической национальной автономии. "Будучи первым многонациональным Советским государством, РСФСР явилась прообразом Союза ССР".

Для объединения республик вокруг РСФСР имелся рад предпосылок: идеологическая общность, а также необходимость экономической интеграции для борьбы с империалистической агрессией и внутренней контрреволюцией.

Отмечая выдающуюся роль В. И. Ленина в создании Союза ССР, нельзя не вспомнить и о его ошибках, ставших для Союза смертельными. Принцип свободного выхода республик из состава СССР, введенный в Договор по настоянию В. И. Ленина и сохраняемый в конституциях Союза ССР в течение десятилетий, послужил в 1991 году основой для растаскивания союзных территорий по национальным углам. Российская Федерация, в формировании которой самое непосредственное участие принял И. В. Сталин на посту наркома по делам национальностей, продемонстрировала большую устойчивость к сепаратизму и национализму. Сталинский план "автономизации" доказал свою историческую верность и обоснованность.

Список литературы


1.          Десятый Всероссийский съезд Советов. Стенографический отчёт. - М., 1923 - с. 223.

2.          Исаев И. А. История государства и права России: учебник. – М.: Юристъ, 2000.

3.          История государства и права. – М.: Юрайт-М, 2001.

4.          История Коммунистической партии Советского Союза. Учебник. – М.: Госполитиздат, 1963.

5.          История СССР: Эпоха социализма. Учебное пособие для ист. фак. пед. ин-тов / С. А. Сераев, С. Ф. Найда, В. И. Погудин, Ф. В. Носов; под ред. С. А. Сераева. – М.: Просвещение, 1983.

6.          Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. Пер. с англ. / Предисл. Ненарокова А. П. – М.: Прогресс, 1990.

7.          Ленин В. И. Об образовании СССР. – ПСС, т.45, с.211.

8.          Недавний А. Л. Органы государственного управления в СССР. Для ун-тов марксизма-ленинизма. – М.: Мысль, 1967.

9.          Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 1




[1] Исаев И. А. История государства и права России: учебник. – М.: Юристъ, 2000 – с 56

[2] Ленин В. И. Об образовании СССР. – ПСС, т.45, с.211.

[3] Десятый Всероссийский съезд Советов. Стенографический отчёт. - М., 1923 - с. 223.

[4] Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с 35.

[5] История государства и права. – М.: Юрайт-М, 2001 – с 79.