ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

                                                 Кафедра Маркетинга








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«МАРКЕТИНГ»


Вариант № 22






                                                                           Исполнитель:

                                                                Факультет менеджмента и маркетинга

                                                                Специальность: Менеджмент организации

                                                                 Группа: 302   

                                                                 № зачетной книжки: 05ММБ00262


                                                    Преподаватель: Васильев Г.А.











.


Москва 2007

Содержание:

Введение..........................................................................................................3

1.Сущность и цели бренда…………………………………………………4

       1.1. Основные понятия брендинга................................................... 4

 1.2. Классификация брендов...................................................................5

 1.3. Разработка бренда.............................................................................6

2.Маркетинговое ценообразование: постановка задачи.......................10

2.1. Особенность маркетингового подхода у ценообразованию..........10

      2.2.Основные тактические приемы

             в маркетинговом ценообразовании...................................................11

      2.3  Маркетинговые решения по ценообразованию...............................11

      2.4 Ценообразование на новые продукты ..............................................13

3. Тест ..............................................................................................................15


Заключение................................................................................. ……..16

Список использованной литературы.......................................................... ..17






Введение


В современном мире на многих рынках бренд - это условие существования товара вообще.

Бренд важен как для своего владельца как дорогой (а возможно и самый дорогой) актив компании, так и для потребителя как фактор позволяющий идентифицировать товар или услугу в системе тотального супермаркета.

Бренд - это не товар или услуга сами по себе, а образ, уникальный и привлекательный для потребителя. “В сфере бизнеса создаваемый образ должен быть точно просчитан, спланирован, его появление в мозгу потребителя должно являться не случайностью, но прогнозируемым результатом воздействия.”

Причем выбор цены является моментом истины при разработке маркетинговых программ, направленных на привлечение и удержание целевых потребителей. В общем случае объявленные цены товаров и услуг в значительной мере определяют типы покупателей и конкурентов, которых будет привлекать бренд или организация.


        













1. Сущность и понятие бренда.

1.1 Основные понятия брендинга

   Бренд - это торговая марка со сложившимся имиджем. Бренд происходит, как считают, от латинского brand - клеймо, тавро или от скандинавского brandr - жечь, выжигать. С древних времен клейма (бренда) удостаивался только высококачественный товар.  Клейменный предмет выделялся среди аналогичных, приобретая индивидуальность. Продукция с брендом всегда продавалась по более высокой цене. Бренд добавляет родовому продукту (то есть продукту без бренда) дополнительную ценность.

  Технология по созданию и внедрению бренда получила название брендинг.

С брендом связано несколько понятий, которыми оперируют специалисты.

      Каждый бренд обладает определенными атрибутами (Brand Attributes) - функциональными или эмоциональными ассоциациями, присвоенными бренду покупателями и потенциальными клиентами. Атрибуты бренда могут быть как позитивными, так и негативными, могут иметь различную силу и важность для разных сегментов рынка. Любой бренд обладает главной, основной характеристикой, которая определяет его суть (Brand Essence). Все атрибуты бренда в совокупности составляют индивидуальность бренда (Brand Identity), которую создает и поддерживает специалист по бренду. Индивидуальность бренда выражает то, что должен означать бренд и являются неким долгосрочным обещанием потребителям от авторов бренда.

В каждый конкретный момент любой бренд обладает определенным имиджем (Brand Image) - уникальным набором ассоциаций, которые в настоящий момент находятся в умах потребителей. Эти ассоциации выражают то, что означает бренд именно сейчас, и являются сиюминутным обещанием потребителям от авторов бренда. В частности, имидж бренда может сформировать рекламная кампания. Важно отметить, что имидж бренда - это то, что в настоящий момент находится в умах потребителей, в то время как индивидуальность бренда - это гораздо более долгосрочное понятие.

   Бренд — это комплекс впечатлений, которые остаются у покупателя в результате использования товара. Бренд помогает:

- идентифицировать, т.е. узнать товар при упоминании;

- отстроиться от конкурентов, т.е. выделить товар из общей массы;

- создать у потребителей привлекательный образ, вызывающий доверие;

- сосредоточить различные эмоции, связанные с товаром;

- принять решение о покупке и подтвердить правильность выбора, т.е. получить удовлетворение от принятого решения;

- сформировать группу постоянных покупателей, ассоциирующих с брендом свой образ жизни;

   Теоретики маркетинга утверждают, что именно лояльность (верность) потребителей, а не «раскрученность» - отличает бренд от просто торговой марки. Настоящий расцвет идеи брендинга пришелся на вторую половину двадцатого века, и связано это было с вполне естественными причинами - появлением на рынке большого количества похожих товаров.

 

1.2 Классификация брендов.

       Если говорить о типологии, то предлагается  такая классификация брендов:

Ведущий бренд - имеет доминирующую долю рынка по объему или стоимости и который является предпочтительным при покупках потребителей. Бренд, стремящийся завоевать место на рынке, бренд, который находится в состоянии становления и разработки, осуществляемой в первую очередь для атаки на бренд конкурента.

Нишевой бренд - занятие ниши - это способ, к которому прибегают главным образом небольшие виды бизнеса для захвата и удержания позиций на рынке. В этом случае выбирается определенный сегмент, предъявляющий особые требования к качеству, обслуживанию и т.д.

Глобальный бренд - это наиболее известный продукт или семейство продуктов, имеющих общую узнаваемость брендов всегда и везде, когда они появляются на рынке. Кампании по их продвижению осуществляют при помощи унифицированных глобальных коммуникаций, часто поддерживаемых местными агентствами. Персонализированность и ценности, связанные со стилем жизни бренда, являются в этом случае общими по отношению ко всем глобальным культурам.

1.3 Разработка бренда.

   Разработка бренда - один из важнейших шагов формирования собственной аудитории будущего продукта, товара или услуги. Поэтому очень важно подойти к процессу создания бренда очень ответственно.

Создание бренда заключает в себя целый комплекс мероприятий:

- разработка текстового названия для бренда - нейминг;

- выборка альтернативных названий для бренда;

- разработка слоганов;

- разработка бренд-имиджа торговой марки;

- логотип и визуальные составляющие;

- разработка персонажа бренда, имидж-герой;

- дизайн упаковки и рекламных материалов;

На практике часто встречаешься с тем, что путают два близких понятия - брэнд и торговую марку. На самом деле бренд - это не только торговая марка, состоящая из названия, графического изображения (логотипа) и звуковых символов компании или товара. Понятие бренда более широкое, поскольку в него еще дополнительно входят:

- сам товар или услуга со всеми его характеристиками,

- набор характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых пользователем и приписываемых им товару (имидж товара, brand-image)

- информация о потребителе,

- обещания каких-либо преимуществ, данные автором бренда потребителям

то есть тот смысл, который вкладывают в него сами создатели (достаточно распространенная ошибка заключается в том, что создатели бренда полагают, что их восприятие и восприятие целевой аудитории одинаковы; на практике довольно часто расходится с восприятием потребителя). Среди всех компонентов бренда название товара имеет самое большое значение - по крайней мере, оно больше распространено и обычно имеет доминирующее значение.

   При создании бренда специалисты предлагают всегда помнить о позиционировании товара и о стратегии, разработанной для этого бренда. Не стоит перегружать бренд множеством идей - нужно выбрать одну самую ценную и донести ее до сознания потребителя. Для создания успешного бренда стоит обратить внимание на другие бренды, присутствующие на том же сегменте рынка. Это позволит, во-первых, избежать дублирования уже существующего бренда на рынке, во-вторых, учесть ошибки и просчеты, совершенные конкурентами, в-третьих, может натолкнуть на оригинальную идею. Для маркетологов брендинг - это основной способ дифференциации продуктов и инструмент продвижения товаров на рынок. Бренд с помощью комплекса маркетинговых коммуникаций внедряют в сознание потребителей, добиваясь ощущения особой ценности. Можно назвать это коммуникативной оболочкой, аурой бренда, элементом интеллектуальной собственности. Есть такое определение интеллектуальной собственности в бренде - "элемент коммуникации, который уникален, запоминаем и неразрывно связан именно с этим брендом и никаким другим". Для рекламодателя создание и усиление индивидуальности торговой марки на рынке повышает ее конкурентоспособность.

   Для формирования каждого бренда разработчик должен задать себе четыре вопроса, позволяющих хорошо определить позиционирование. Они представлены в табл. 1.

После того, как получены ответы на эти ключевые вопросы, происходит определение стратегии бренда, то есть путей, по которым будут используются ресурсы организации для создания ценности бренда. Стратегия включает в себя следующие элементы:

1.     Кто является целевой аудиторией.

2.     Какое обещание (предложение) следует сделать этой аудитории.

3.     Какое доказательство необходимо ей привести ,чтобы показать, что это предложение чего-то стоит.

4.     Какое конечное впечатление следует оставить.

Таблица 1*

Основные вопросы позиционирования бренда

Вопросы

Расшифровка

Для кого?

Определение целевой группы потребителей, для которых создается бренд

Зачем?

Выгода потребителя, которую он получит в результате приобретения именно этого бренда

Для какой цели?

Для какого использования нужен этот бренд потребителю

Против какого конкурента?

По сравнению с какими конкурентами получит преимущества фирма


Необходимо упростить идею так, чтобы идея била в одну единственную точку, тот аспект товара, который должен быть наиболее запоминающимся. Не стоит перегружать бренд и рекламу множеством идей.

   После того, как появилось название бренда, до выхода на рынок обязательным этапом является его предварительное тестирование. Обычно оценивается отношение потребителей к различным вариантам названия марки, изображения и дизайна. Маркетинговый тест позволяет выбрать оптимальный вариант из нескольких возможных. Во время тестирования можно оценить не только то, нравится ли потребителям бренд, но и степень эффективности коммуникаций с целевой аудиторией, восприятие определенных свойств бренда и важность предлагаемых им преимуществ. Процесс предварительного тестирования бренда позволяет избежать следующих ошибок:

- идентичности с уже существующими торговыми марками,

- названия товара, которое может ввести в заблуждение потребителей (что особенно важно для лекарств),

- избежать дорогостоящих задержек выхода продукта, изменения марки или выхода продукта заново,

- избежать тяжб с другими компаниями.

   Сложность разработки бренда наталкивает на вопрос - стоит ли вкладывать столько сил и средств в создание бренда и насколько долгим может быть его существование на рынке.Принципиальное отличие бренда от товара заключается в их разных жизненных циклах. Без осторожного, бережного управления, бренды ждет та же участь следования жизненному циклу, что и продукты: переход стадий внедрения на рынок, роста, зрелости и спада в достаточно быстром темпе. Однако, хорошо управляемые бренды практически бессмертны.

   Борьба за покупательское расположение в среде быстро меняющихся технологий, огромного выбора, сильной конкуренции и невозможности пользователя разобраться во всех тонкостях продукта очень сложна, но тем большие выгоды она сулит. Превосходство в удовлетворении потребностей стимулирует покупателя стать лояльным по отношению к конкретному бренду. Однако, если продавец не в состоянии создать долгосрочной поддержки, он фактически оставляет дверь открытой для других, альтернативных торговых марок.   Создание уникальности бренда - это нечто большее, чем просто узнавание, чего хотят пользователи. Она также должна отражать "душу" и видение бренда, предвосхищать то, что потом понравится потребителям. Этот набор основных характеристик должен оставаться неизменным в течение продолжительного времени, только тогда компания имеет возможность создать действительно сильный бренд. Компании, желающие иметь сильный и устойчивый бренд должны постоянно поддерживать в умах своих сотрудников ощущение значимости бренда.Успешный, сильный бренд -это настоящее сокровище, которым владеет фирма. Как и любое сокровище, его можно оценить, хотя процесс оценки затруднен «не материальностью» бренда. Подходов к оценке бренда разработано достаточно много, но все они еще окончательно не отлажены.

2. Маркетинговое ценообразование: постановка задачи.

2.1 ОСОБЕННОСТЬ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА К ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ

   Ценообразование - сложный и многогранный процесс.

Выбор цели:

Любая фирма должна определить прежде всего, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар.

Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче сформировать комплекс маркетинга и установить цену.  Существуют три основные цели ценовой политики маркетинга: обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка.

Обеспечение сбыта – главная цель фирм, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Для достижения поставленной цели используются заниженные цены-цены проникновения; они предназначены для захвата большей доли рынка и способствуют увеличению объёма сбыта.

Цель, основанная на максимизации прибыли , имеет несколько разновидностей.

Разновидностями цели, основанной на максимизации прибыли, могут быть:

–      установление фирмой стабильного дохода на ряд лет соответствующего размеру средней прибыли.

–      Расчет роста цены, а следовательно и прибыли в связи с ростом стоимости капиталовложений.

–      Стремление к быстрому получению первоначальной прибыли, так как компания не уверена в благоприятном развитии бизнеса  или ей не хватает денежных средств.

Цель, основанная на удержании рынка, состоит в сохранении фирмой соответствующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. Они не допускают чрезмерного повышения или занижения цен на свою продукцию и стремятся снижать издержки производства и сбыта.

Следующим этапом установления цены является определение спроса. Так как совершенно невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар. Вместе с тем следует иметь в виду, что что высокая или низкая цена, назначенная фирмой, сразу не отразится на спросе на товар. На величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяют потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и т.д.

2.2 Основные тактические приемы в маркетинговом ценообразовании

• тактика "убыточных цен на наводящий товар" (ниже цены - выше спрос);

• практикуется применение цен, меняющихся (выше потребность в товаре или его недоступность - выше цена);

• устанавливается широкий спектр скидок;

• в розничной торговле применяется тактика "ценовых градаций" - выделение в магазине ценовых зон, предполагающих разные уровни качества;

• "имитация качества" - необоснованное качеством изменение цены вновь поступившего в магазин товара до уровня, поддерживающего имидж.

• особое выставление цены (в сопровождении надписей, ярких ри-сунков),

• "пороговая цена" - назначение цены с учетом психологического це-нового порога (воспринимаемого как предел для данного товара большинством покупателей).

• альтернативные способы - округление или дробление цен:

"округленные" цены потребитель считает простыми, легко их воспри-нимает и сравнивает;

"неокругленные" цены создают впечатление дешевизны. "Ломаные" цены (чуть меньше следующего десятка) - один из наиболее распространенных вариантов тактики "неокругленных цен"

        

2.3 Маркетинговые решения по ценообразованию

   Факторы, влияющие на ценообразование.

Все основные факторы, влияющие на ценообразование, группируются следующим образом.

   Факторы, управляемые фирмой:

- жизненный цикл товара;

- портфель товаров (услуг);

- сегментация и позиционирование товаров (услуг);

- использование торговых марок.

   Факторы, управляемые потребителем:

- требования;

- выгоды;

- полезность;

- каналы распределения.

   Рыночные факторы:

- конкуренция;

- окружение.

Жизненный цикл продукта обычно не является полезным руководством в политике ценообразования. Подход с помощью оценки портфеля фирмы пригоден для тех, кто имеет позицию на рынке и соответствующие финансовые ресурсы.

При определении ценовой политики для диапазона товаров следует учитывать:

- взаимодействие требований потребителя (цена на один продукт может влиять на потребление другого - например, компьютеры и программное обеспечение);

- взаимодействие стоимостей (иногда продукты изготавливаются на одном и том же оборудовании или являются результатом одних и тех же производственных процессов).

В случае особо жесткой ценовой конкуренции прежде всего следует оценить: не будет ли сегментация соответствующей защитой.

Если есть важные и существенные для потребителя выгоды, то он готов платить сверх “обычной цены” еще и “премиальную цену”. Эти выгоды выражаются в полезности, которую потребитель видит в продукте. Теоретически она должна быть сбалансирована с запрашиваемой ценой.

Главным фактором, действующим на цену, безусловно является конкуренция. Несомненно, и экономическая, и политическая обстановка влияют на потребление тех или иных товаров, а, следовательно, и на равновесную рыночную цену товара. В том случае, когда существенны транспортные расходы, географическое положение потребителя и поставщика может быть существенным фактором, влияющим на цену.


2.4 Ценообразование на новые продукты

   Ценообразование на новые продукты тесно связано со стратегией вывода нового товара на рынок. Можно рассмотреть четыре основных стратегии:

А: Быстрое “снятие сливок”:  новый товар выпускается по большой цене и высоком уровне продвижения.

Целесообразно применение при следующих обстоятельствах:

- большая часть рынка не ожидает продукта;

- рынку нужен продукт и он готов платить за него высокую цену;

- фирма готова к потенциальной конкуренции и желает играть на преимуществе торговой марки.

Б: Медленное “снятие сливок”: высокая цена и малый уровень продвижения.

Условия:

- рынок ограничен в размерах;

- рынок осведомлен о продукте;

- покупатели готовы платить высокую цену;

- ожидается потенциальная конкуренция.

В: Быстрое проникновение: низкая цена и усиленное продвижение.

Это выгодно в следующих случаях:

- рынок ограничен по размерам;

- рынок неосведомлен о продукте;

- большинство покупателей чувствительны к цене;

- имеется сильная потенциальная конкуренция;

- себестоимость изготовления падает с масштабом производства и опытом фирмы.

Г: Медленное проникновение: низкие цены и низкий уровень продвижения.

Это целесообразно при следующих условиях:

- большой рынок;

- хорошее осведомление о продукте;

- чувствительность к цене;

- определенная потенциальная конкуренция.

   Имеются разные пути реализации ценовых стратегий.

А. Установления стандартных и меняющихся цен.

В случае стандартных цен фирма идет на уменьшение упаковки, изменение состава товара, а не цен. При переменном ценообразовании фирма специально меняет цены, чтобы среагировать на издержки или спрос. Разные цены могут применяться для различных сегментов рынка.

Б. Гибкое ценообразование позволяет торговаться. При этом меняются и комиссионные торговцев.

В. Стратегия неокругленных цен.

Г. Ценовое лидерство по ключевой продукции: продажа ее по ценам ниже себестоимости или продажа по ценам ниже обычных цен.

Д. Скидки на массовые закупки.

Е. Ценовые линии: диапазон цен должен содержать достаточно удаленные друг от друга цены, иначе будут покупать по самой низкой цене. Цены должны особенно разделяться в верхней части диапазона, соотношение цен должно изменяться при изменении издержек.

Ж. Селективное ценообразование.

В некоторых случаях применяются разные цены для одного и того же товара (услуги). Поставщик применяет разные цены для товаров разных марок, разных упаковок, применяются цены для разных групп потребителей, используются особые пиковые тарифы (транспорт, потребление электроэнергии), изменение цены в зависимости от уровня сервиса. Все это делается исходя из того положения, что цена - наиболее важная переменная маркетингового комплекса.

Очень важны поведение и политика при росте цен. Имеются следующие практические рекомендации:

- поднимайте цены, когда другие делают иначе (не возвращайтесь назад ради конкурентного успеха; вы будете увеличивать их при известных обстоятельствах и эти действия будут тогда более заметны),

- не делайте этого единовременно, повышайте постепенно, что менее заметно,

- не делайте этого часто (покупатели реагируют на частые изменения),

- при поднятие цены постарайтесь повысить что-нибудь (например, уровень обслуживания, качество товара),

- обратите внимание на ваши ключевые издержки (помните правило 80-20),

–      объясняйте вслух и правдиво происшедшее.

   Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.


ТЕСТ

3.    Каковы основные цели ярмарок?

А: Снижение издержек обращения.

Б: Установление деловых и рациональных хозяйственных связей.

В: Продвижение товаров.

Г: Формирование хозяйственных связей.

 Ответ: Б, В, Г.

В первую очередь, ярмарка - это лучший способ «знакомства» товаров с потребителем. Она даёт возможность широкому кругу изготовителей, потребителей, посредников вступать в коммерческие контакты друг с другом. Отсюда - установление деловых и рациональных хозяйственных связей, продвижение товаров, формирование хозяйственных связей.


Заключение


Итак, по ходу работы мы убедились, что бренд - это самый важный фактор обеспечения приверженности покупателей. Для того, чтобы успешно осуществлять свою деятельность на рынке, предприятию необходимо сделать все возможное для создания устойчивой потребительской базы. От того, насколько лоялен потребитель по отношению к фирме, во многом будут зависеть объемы продаж, а значит и эффективность предприятия. Немаловажную роль в этом играет создание брендов. Очень часто случается, что бренд создается сам собой с появлением товара на рынке. Но стихийное формирование потребительского впечатления может оказаться не в пользу компании (покупатели могут не разобраться в достоинствах товара, не оценить преимуществ, преувеличить имеющиеся недостатки и даже придумать новые). Управляемый брэнд, напротив, выявляет, выставляет напоказ все достоинства товара, выделяет его из общей массы похожих предлагаемых товаров или услуг в выгодном свете.

   Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.

 Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.


Список использованной литературы


1. А.Н. Романов «Маркетинг» - М.: «ЮНИТИ», 1995

2. О.В. Гусева  Брэндинг - http://www.marketing.spb.ru/read/m4/4.htm

        3. Ф. Котлер. «Основы Маркетинга» - М.: Прогресс, 1990.

 4. Д.М. Дайитбегова «Основы маркетинга: Практикум» - М.: Вузовский   учебник, 2006

   5.  http://brand.maxcreative.ru/

   6.  http://www.yugzone.ru/advert.htm

  7. Информационный маркетинговый портал http://www.marketingist.ru/