Содержание
1. Причины возникновения логистики и ее эволюция как экономической науки и практической деятельности. 3
2. Сущность закупок в условиях перехода к рыночной экономике. 6
Задача 1. 10
Список литературы.. 11
1. Причины возникновения логистики и ее эволюция как экономической науки и практической деятельности
Термин "логистика", известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике.
Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX в. н. э. (Византия), обозначая в основном четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, т. е. работу, которая является значимым составляющим . боевого успеха.
Талантливые военачальники всегда понимали, какую ключевую роль в победе играют оказавшиеся в нужное время и в нужном месте боеприпасы, горючее, продовольствие, обмундирование. В истории человечества целые войны выигрывались или проигрывались в зависимости от организации снабжения войск. Например, поражение британцев в войне за независимость в Северной Америке (Освободительная война тринадцати английских колоний (главком — Дж. Вашингтон), в ходе которой создано независимое государство США. Велась в период с 1775 по 1783 гг.) в значительной степени объясняют несовершенством обеспечения английских войск. В разгар войны в составе британской армии на американском континенте действовало 12 000 отрядов, которые должны были получать из Англии не только боеприпасы, но и продовольствие. В -течение первых шести лет войны организация этих жизненно важных поставок была совершенно неадекватна потребностям войск, что отрицательно влияло на характер военных действий и на моральное состояние солдат. Четкое обеспечение войск было налажено лишь в 1781 г., что оказалось слишком поздно. [2.c.15]
Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно "Военному энциклопедическому лексикону", изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. На рубеже столетия термин "логистика" в России широкого применения не имел: «... слово "логистика" в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Санкт-Петербург, 1896 г.). [2.c.17]
Тем не менее, наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым. "Без самой тщательной, основанной на точных математических расчетах, организации тыла, без налаживания правильного питания фронта всем тем, что ему необходимо для ведения военных операций, без самого точного учета перевозок, обеспечивающих тыловое снабжение... немыслимо никакое сколько-нибудь правильное, разумное ведение больших военных операций", — эти слова М. В. Фрунзе цитирует другой выдающийся отечественный полководец — Г. К. Жуков.
Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо-русский словарь и сегодня переводит слово "Logistics" как: воен.:
1) тыл и снабжение;
2) материально-техническое обеспечение;
3) организация и осуществление работы тыла.
Другое направление развития логистики — экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с / ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.
Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60—70-е гг. и связано с достижениями в "области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга (Мониторинг — постоянное сопоставление фактического состояния дела с желаемым.) всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров.
Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятие логистики в каждом из названных направлений, оба они выделяют общий и в совокупности специфичный признак: согласованность, рациональность и точный расчет.
Кроме названных научно-практических имеется исключительно научное направление развития логистики — математическое. Живший в XVII — начале XVIII в. Немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 190Ф г. на философской конференции в Женеве. В ''отечественных энциклопедических изданиях XX в. и в словарях иностранных слов термин "логистика" также трактуется математическая Логика. [2.c.18]
2. Сущность закупок в условиях перехода к рыночной экономике
Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами
Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
* элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
* элементом микрологистической системы, т. е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия,
* самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели. Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней. [2.c.142]
1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает "ввязывание" предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы — улучшается положение предприятия как ее элемента (В качестве простого примера рассмотрим группу способных предпринимателей, каждый из которых ведет собственный бизнес. Если эти люди объединятся и начнут работать не только "на себя", но и на общий результат, то потенциальные возможности получения прибыли каждым из них, очевидно, возрастут.). [2.c.143]
Логистическая интеграция с поставщиками достигается за счет комплекса мер экономического, технологического, технического и методологического характера (Например, для того, чтобы управлять сквозными затратами на логистику, предприятия-партнеры должны обмениваться информацией о составе издержек, выделять наиболее значимые из них, устанавливать взаимосвязи между значимыми издержками, совместно вырабатывать комплекс технико-технологических и методологических мер, обеспечивающих снижение этих издержек. Роль службы снабжения здесь очевидна.). В основе интеграции должна лежать ориентация на хорошие партнерские отношения, ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли. Носитель философии "моя хата с краю..." сегодня, скорее всего, не будет чувствовать себя комфортно в мире бизнеса.
В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:
1. Обращаться с поставщиками так же, как и с клиентами фирмы.
2. Не забывать на деле демонстрировать общность интересов.
3. Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций.
4. Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика.
5. Соблюдать принятые на себя обязательства.
6. Учитывать в деловой практике интересы поставщика.
Служба снабжения предприятия начинает решать задачи обеспечения предприятия материальными ресурсами уже на стадии разработки новой продукции. В логистически организованных системах программа разработки новой продукции может реализовываться с участием поставщиков. [2.c.144]
2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение-производство-сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и ' материально-технического обеспечения (например, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени (Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку информации в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении материального потока в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления).
Цепь снабжение-производство-сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т. е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем — стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не выработал методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.
3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей, как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики, в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения. Особенности организации деятельности этой службы, с точки зрения возможности эффективного управления материальными потоками. [2.c.145]
Задача 1
Грузооборот склада равен 2000 т в месяц, 15 % грузов проходит через участок приемки. Через приемочную экспедицию за месяц проходит 500 т грузов. Сколько тонн грузов в месяц проходит напрямую из участка разгрузки на участок хранения?
Принять во внимания, что из приемочной экспедиции на участок приемки поступает 100 т грузов.
Решение
Количество тонн проходящих через участок приемки = 2000*15/100 = 300 тонн.
Количество тонн в месяц которые проходят на прямую = 2000-300-500-100 = 1100 тон.
Вывод через склад в месяц на прямую из участка разгрузки на участок хранения проходит 1100 тонн грузов.
Список литературы
1. Альбеков А.У. Коммерческая логистика – Ростов на дону: Феникс, 2002. – 416с.
2. Гаджинский А.М. Логистика – М.: Дашков и К», 2003. – с. 403
3. Логистика: учебное пособие / под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА – М, 1997г.
4. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997г.
5. Сергеев В.И. Логистика СПб.: СПбГИЭА, 1999