Содержание

1. Причины возникновения логистики и ее эволюция как экономической науки и практической деятельности. 3

2. Сущность закупок в условиях перехода к рыночной экономике. 6

Задача 1. 10

Список литературы.. 11

1. Причины возникновения логистики и ее эволюция как экономической науки и практической деятельности


Термин "логистика", известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широ­кое распространение. Основная причина этого явления зак­лючается в том, что понятие начало использоваться в эко­номике.

Исторически логистика развивалась как военная дис­циплина. Здесь термин известен с IX в. н. э. (Византия), обо­значая в основном четкую, слаженную работу тыла по обес­печению войск всем необходимым, т. е. работу, которая яв­ляется значимым составляющим . боевого успеха.

Талантливые военачальники всегда понимали, какую ключевую роль в победе играют оказавшиеся в нужное время и в нужном месте боеприпасы, горючее, продоволь­ствие, обмундирование. В истории человечества целые вой­ны выигрывались или проигрывались в зависимости от орга­низации снабжения войск. Например, поражение британ­цев в войне за независимость в Северной Америке (Освободительная война тринадцати английских колоний (главком — Дж. Вашингтон), в ходе которой создано независимое государство США. Велась в период с 1775 по 1783 гг.) в значительной степени объясняют несовершенством обеспече­ния английских войск. В разгар войны в составе британс­кой армии на американском континенте действовало 12 000 отрядов, которые должны были получать из Англии не только боеприпасы, но и продовольствие. В -течение пер­вых шести лет войны организация этих жизненно важных поставок была совершенно неадекватна потребностям войск, что отрицательно влияло на характер военных действий и на моральное состояние солдат. Четкое обес­печение войск было налажено лишь в 1781 г., что оказа­лось слишком поздно. [2.c.15]

Приоритетное значение вопросам логистики придава­лось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно "Военному энциклопедическому лексикону", изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тыло­вого обеспечения. На рубеже столетия термин "логистика" в России широкого применения не имел: «... слово "логис­тика" в новейших военных сочинениях более не встречает­ся и может считаться окончательно вышедшим из употреб­ления» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Санкт-Петербург, 1896 г.). [2.c.17]

Тем не менее, наука и практика управления матери­альными потоками в военной области продолжала и про­должает развиваться. Это объясняется высокой зависимос­тью эффективности боевых действий от слаженного, быст­рого, точного и экономичного обеспечения войск всем необ­ходимым. "Без самой тщательной, основанной на точных математических расчетах, организации тыла, без налажи­вания правильного питания фронта всем тем, что ему не­обходимо для ведения военных операций, без самого точ­ного учета перевозок, обеспечивающих тыловое снабже­ние... немыслимо никакое сколько-нибудь правильное, ра­зумное ведение больших военных операций", — эти слова М. В. Фрунзе цитирует другой выдающийся отечественный полководец — Г. К. Жуков.

Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо-русский словарь и сегодня переводит слово "Logistics" как: воен.:

1) тыл и снабжение;

2) материально-техническое обеспечение;

3) организация и осуществление работы тыла.

Другое направление развития логистики — экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с / ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60—70-е гг. и связано с достижениями в "области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга (Мониторинг — постоянное сопоставление фактического состояния дела с желаемым.) всех этапов движения сы­рья, деталей и готовой продукции позволила четко уви­деть огромные потери, допускаемые в традиционных схе­мах управления материальными потоками. Явный экономи­ческий выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на со­трудничество в области продвижения товаров.

Несмотря на определенные различия, которые вкла­дывались в понятие логистики в каждом из названных на­правлений, оба они выделяют общий и в совокупности спе­цифичный признак: согласованность, рациональность и точ­ный расчет.

Кроме названных научно-практических имеется исключительно научное направление развития логистики — ма­тематическое. Живший в XVII — начале XVIII в. Немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейб­ниц называл логистикой математическую логику. Этот тер­мин был официально закреплен за математической логикой в 190Ф г. на философской конференции в Женеве. В ''отече­ственных энциклопедических изданиях XX в. и в словарях иностранных слов термин "логистика" также трактуется математическая Логика. [2.c.18]



2. Сущность закупок в условиях перехода к рыночной экономике


Закупочная логистика — это управление материаль­ными потоками в процессе обеспечения предприятия мате­риальными ресурсами

Значимым элементом микрологистической системы яв­ляется подсистема закупок, организующая вход материаль­ного потока в логистическую систему. Управление матери­альными потоками на данном этапе имеет известную специ­фику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Любое предприятие, как производственное, так и тор­говое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рас­смотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одно­временно является:

* элементом, обеспечивающим связи и реализацию це­лей макрологистической системы, в которую входит пред­приятие;

* элементом микрологистической системы, т. е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализа­цию целей этого предприятия,

* самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели. Рассмотрим цели функционирования службы снабже­ния на каждом из выделенных уровней. [2.c.142]

1. Как элемент макрологистической системы служба снаб­жения устанавливает хозяйственные связи с поставщика­ми, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой това­ров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения обеспе­чивает "ввязывание" предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной при­были от согласованности действий всех участников, тре­бует, чтобы персонал службы снабжения добивался реали­зации целей собственного предприятия не как изолирован­ного объекта, а как звена всей логистической системы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макро­логистической системы. Собственное предприятие при та­ком подходе рассматривается как элемент всей макрологи­стической системы: улучшается положение всей систе­мы — улучшается положение предприятия как ее элемен­та (В качестве простого примера рассмотрим группу способных предприни­мателей, каждый из которых ведет собственный бизнес. Если эти люди объе­динятся и начнут работать не только "на себя", но и на общий результат, то потенциальные возможности получения прибыли каждым из них, оче­видно, возрастут.). [2.c.143]

Логистическая интеграция с поставщиками достигается за счет комплекса мер экономического, технологического, технического и методологического характера (Например, для того, чтобы управлять сквозными затратами на логистику, предприятия-партнеры должны обмениваться информацией о составе из­держек, выделять наиболее значимые из них, устанавливать взаимосвязи между значимыми издержками, совместно вырабатывать комплекс техни­ко-технологических и методологических мер, обеспечивающих снижение этих издержек. Роль службы снабжения здесь очевидна.). В основе интеграции должна лежать ориентация на хорошие парт­нерские отношения, ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли. Носитель философии "моя хата с краю..." сегод­ня, скорее всего, не будет чувствовать себя комфортно в мире бизнеса.

В логистике отношения с поставщиками должны стро­иться на следующих принципах:

1. Обращаться с поставщиками так же, как и с клиента­ми фирмы.

2. Не забывать на деле демонстрировать общность ин­тересов.

3. Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций.

4. Проявлять готовность помочь в случае возникнове­ния проблем у поставщика.

5. Соблюдать принятые на себя обязательства.

6. Учитывать в деловой практике интересы поставщика.

Служба снабжения предприятия начинает решать за­дачи обеспечения предприятия материальными ресурсами уже на стадии разработки новой продукции. В логистичес­ки организованных системах программа разработки новой продукции может реализовываться с участием постав­щиков. [2.c.144]

2. Служба снабжения, являясь элементом организовав­шего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохожде­ние материального потока в цепи снабжение-производство-сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности дей­ствий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта яв­ляется задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и ' материально-технического обеспечения (например, систе­ма МРП) обеспечивают возможность согласования и опера­тивной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масш­табе времени (Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку ин­формации в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении матери­ального потока в текущий момент времени и своевременно выдавать соот­ветствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления).

Цепь снабжение-производство-сбыт должна строить­ся на основе современной концепции маркетинга, т. е. вна­чале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже за­тем — стратегия снабжения производства. Следует отме­тить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в кон­цептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не выработал методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависи­мости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской де­ятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализо­вать концепцию маркетинга, существенно расширяет и до­полняет саму концепцию.

3. Эффективность функционирования службы снабже­ния, возможность реализации перечисленных целей, как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики, в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения. Особенности организации деятель­ности этой службы, с точки зрения возможности эффек­тивного управления материальными потоками. [2.c.145]


Задача 1


Грузооборот склада равен 2000 т в месяц, 15 % грузов проходит через участок приемки. Через приемочную экспедицию за месяц проходит 500 т грузов. Сколько тонн грузов в месяц проходит напрямую из участка разгрузки на участок хранения?

Принять во внимания, что из приемочной экспедиции на участок приемки поступает 100 т грузов.


Решение

Количество тонн проходящих через участок приемки = 2000*15/100 = 300 тонн.

Количество тонн в месяц которые проходят на прямую = 2000-300-500-100 = 1100 тон.


Вывод через склад в месяц на прямую из участка разгрузки на участок хранения проходит 1100 тонн грузов.


Список литературы


1.     Альбеков А.У. Коммерческая логистика – Ростов на дону: Феникс, 2002. – 416с.

2.     Гаджинский А.М. Логистика – М.: Дашков и К», 2003. – с. 403

3.     Логистика: учебное пособие / под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА – М, 1997г.

4.     Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997г.

5.     Сергеев В.И. Логистика СПб.: СПбГИЭА, 1999