Содержание
Введение. 3
1. Теоретические основы инвестиционного портфеля и стратегического инвестора 5
1.1. Сущность портфеля инвестиций. 5
1.2. Стратегический инвестор. 8
2. Практическая реализация инвестиционного проекта. 13
2.1. Фактографический анализ. 13
2.2. Целевая установка. 14
2.3. Потенциальные участники проекта. 18
2.4. Интересы участников проекта. 19
2.5. Основные программные мероприятия. 22
2.6. Финансовые механизмы инвестирования проекта. 26
2.7. Риски инвестиционной. 30
2.8. Управление инвестиционным проектом. 31
2.9. Резюме. 35
Список литературы.. 36
Введение
Инвестиционный проект - это комплекс мероприятий по созданию нового или модернизации действующего производства товаров или оказанию услуг с целью получения дохода и достижения социального эффекта.
Термин инвестиции происходит от латинского слова investire – облагать. С финансовой и экономической точек зрения инвестирование может быть определено, как долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создать и получить чистую прибыль в будущем , превышающую общий начальный объем инвестиций. Само слово инвестиции имеет несколько значений. Потребительские инвестиции в строгом смысле не является инвестициями вообще. Они означают покупку товаров длительного пользования или недвижимости , что по сути дела представляет собой сбережение денег, а не их инвестированием, т.к. под указанных вещей можно получить деньги или купить ценные бумаги. Инвестиции в бизнес - имеет главным своим мотивом извлечь прибыль и означают приобретение для этим целей производственных активов. Финансовые инвестиции – означают, приобретение активов в форме Ц.Б. для получения прибыли при « нормальном» для данного вида инвестиций рост. В отличие от экономического финансовое инвестирование не предполагает обязательного создания новых мощностей.
Инвестиции - это динамический процесс смены форм капитала, последовательного преобразования первоначальных ресурсов и ценностей в инвестиционные затраты и превращения вложенных средств в прирост капитальной стоимости в форме дохода или социального эффекта. Для субъекта инвестиций – это вложение денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей с целью получить прибыль в будущем, для объекта – источник развития, также предполагающий в конечном счете извлечение дохода. Политико-экономическое содержание категории « инвестиции» по нашему мнению следует определять, анализируя развитие и модификацию форм реализации инвестиций в процессе экономического преобразования. Каждый элемент инвестиционной сферы характеризуется набором своих участников- субъектов инвестиционной деятельности.
Под инвестиционной деятельностью понимают процесс включающий в себя:
1. Маркетинговые исследования рынка инвестиций;
2. Вложение средств с целью сохранения и увеличения капитала;
3. Проектирование, строительство и пуск или приобретение готового объекта инвестиций;
4. Получение инвестиций;
5. Получение прибыли;
Целью инвестиций является получение любыми путями прибыли от вложенных средств, а целью инноваций - улучшение объекта инвестирования. Поэтому инновационная деятельность преследует более высокие цели, чем инвестиционная. Инвестиция – это средство инноваций. Отсюда можно сделать следующие выводы:
При работе над инвестиционным проектом мы сталкиваемся с таким вопросом как финансирование (финансы). Финансы - это система денежных отношений экономического субъекта, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности.
Цель данной работы – рассмотрение вопроса связанного с инвестиционным портфелем, стратегическим инвестором и практическим применением на примере инвестиционного проекта создания деревообрабатывающего предприятия в г. Новосибирска.
1. Теоретические основы инвестиционного портфеля и стратегического инвестора
1.1. Сущность портфеля инвестиций
Под инвестированием в широком смысле понимается любой процесс, имеющий целью сохранение и увеличение стоимости денежных или других средств. Средства, предназначенные для инвестирования, представляют собой инвестиционный капитал. С течением времени этот капитал может принимать различные конкретные формы. Тот или иной конкретный вид инвестиционного капитала называется инвестиционным активом.
Из определений инвестирования и инвестиционных активов, данных выше, видна важнейшая роль двух факторов: времени и стоимости. Важнейший принцип инвестирования состоит в том, что стоимость актива меняется со временем.
Со временем связана еще одна характеристика процесса инвестирования – риск. Хотя инвестиционный капитал имеет вполне определенную стоимость в начальный момент времени, его будущая стоимость в этот момент неизвестна. Для инвестора эта будущая стоимость есть ожидаемая величина.
Под инвестиционным портфелем понимается некая совокупность ценных бумаг, принадлежащих физическому или юридическому лицу, либо юридическим или физическим лицам, выступающая как целостный объект управления. Обычно на рынке продается некое инвестиционное качество с заданным соотношением Риск/Доход, которое в процессе управления портфелем может быть улучшено.
Портфель представляет собой определенный набор из корпоративных акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска, а также бумаг с фиксированным доходом, гарантированным государством, т.е. с минимальным риском потерь по основной сумме и текущим поступлениям. Теоретически портфель может состоять из бумаг одного вида, а также менять свою структуру путем замещения одних бумаг другими. Однако каждая ценная бумага в отдельности не может достигать подобного результата.
Основная задача портфельного инвестирования – улучшить условия инвестирования, придав совокупности ценных бумаг такие инвестиционные характеристики, которые недостижимы с позиции отдельно взятой ценной бумаги, и возможны только при их комбинации.
Только в процессе формирования портфеля достигается новое инвестиционное качество с заданными характеристиками. Таким образом, портфель ценных бумаг является тем инструментом, с помощью которого инвестору обеспечивается требуемая устойчивость дохода при минимальном риске.
Банки, покупая те или иные виды ценных бумаг, стремятся достичь определенных целей, к основным из которых относятся:
- доходность вложений;
- рост вложений;
- ликвидность вложений;
- безопасность вложений.
Инвестиционные ценные бумаги приносят доход в виде процентного дохода и прироста рыночной стоимости. Доходность портфеля – характеристика, связанная с данным промежутком времени. Длина этого периода может быть произвольной. На практике используют обычно нормированную доходность, т.е. доходность, приведенную к выбранному базисному периоду, обычно году.
Доходность портфеля за период можно вычислять по формуле:
, (1)
где rp – доходность портфеля за определенный период времени, %; W0 – стоимость портфеля в начале периода, руб.; W1 – стоимость в конце периода, руб.
Управление портфелем коммерческого банка заключается в поддержании баланса между ликвидностью и прибыльностью. Сумма принадлежащих банку ценных бумаг непосредственно связана с умением банка управлять ценными бумагами и зависит от размера банка.
Ликвидность ценной бумаги можно оценить по агрегированному показателю ликвидности:
, (2)
где LA – агрегированный показатель ликвидности ценной бумаги;
Nbid, Nask – количество заявок на покупку и продажу соответственно, шт.;
Pbid, Pask – средняя цена покупки и продажи соответственно, руб.
Под безопасностью вложений понимается неуязвимость инвестиций от различных потрясений на фондовом рынке, стабильность получения дохода и ликвидность. Безопасность всегда достигается в ущерб доходности и росту вложений. Оптимальное сочетание безопасности и доходности регулируется тщательным подбором и постоянной ревизией инвестиционного портфеля.
Риск – это стоимостное выражение вероятностного события ведущего к потерям. В мировой практике существует множество классификаций рисков. Наиболее известная из них – это деление риска на систематический и несистематический.
Систематический риск – риск кризиса финансового рынка в целом. Этот вид риска является недиверсифицируемым. Анализ систематического риска сводится к оценке того, стоит ли вообще иметь дело с портфелем ценных бумаг.
Несистематический риск связан с конкретным финансовым инструментом, данный вид риска может быть минимизирован за счет диверсификации. Исследования показали, что если портфель состоит из 10-20 различных видов финансовых инструментов, включенных с помощью случайной выборки из имеющегося на финансовом рынке набора, то несистематический риск может быть сведен к минимуму. Уровень несистематического риска – это оценка качества данного финансового инструмента.
По уровню риска виды ценных бумаг располагаются следующим образом исходя из принципа: чем выше доходность, тем выше риск, и чем выше гарантированность ценной бумаги, тем ниже риск (рисунок 1.1).
Одним из традиционных методов оценки и управления риском считается статистический метод. Основными инструментами статистического анализа являются – дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации. Суть этого метода состоит в анализе статистических данных за возможно больший период времени.
Хеджирование – это метод, основанный на страховании ценовых потерь на физическом рынке по отношению к фьючерсному или опционному рынку. Механизм хеджирования состоит в том, что участник рынка занимает в каждый момент времени прямо противоположные позиции.[1]
1.2. Стратегический инвестор
Тезис о необходимости привлечения инвестиций в российскую экономику за годы реформ стал неотъемлемой частью любых масштабных экономических программ. Расходясь во мнениях на источники и принципы инвестирования, чиновники, экономисты и руководители предприятий постоянно подчеркивают сам факт глубокой недоинвестированости российских промышленных предприятий. Однако по прошествии почти 10 лет мы с удивлением обнаруживаем, что до сих пор живем в окружении ложных представлений о фундаментальных понятиях и принципах инвестирования.
К сожалению, укоренению в корне неправильных представлений способствовало само государство своими безответственными обещаниями оказать поддержку практически всем. В результате получение бюджетного финансирования в различных вариантах рассматривается руководителями большинства предприятий практически единственным инвестиционным инструментом, а термины типа безвозвратный кредит прочно укоренились в российской деловой практике.
Для всего остального мира, который переживает эпоху глобализации и действует по единым правилам и процедурам, это нонсенс. Иностранцы до сих пор не могут привыкнуть, что в России фраза требуется инвестор не означает, что Вам готовы продать пакет акций - просто предприятие нуждается в финансировании. Понимание, что единственным реальным и доступным инструментом финансирования средних и крупных промышленных предприятий является инвестирование в акционерный капитал (в чистом виде или в комбинации с долговыми инструментами) приходит с огромным трудом.
Бесплатных пряников не бывает действительно крупные инвестиции не безвозвратной основе можно привлечь, только поделившись частью собственности. Однако даже если Вы, как собственник предприятия, приняли такое решение, дальнейший путь к достижению поставленной цели отнюдь не усыпан розами. Существует огромное количество нюансов, незнание которых может сделать пропасть между инвесторами и предприятиями непреодолимой.
В данной статье мы постараемся развеять лишь одно из наиболее распространенных заблуждений, связанное с устоявшимся мнением о том, что российские предприятия в большей степени заинтересованы в привлечении именно стратегических, а не финансовых инвесторов. Представьте себе, что Вы находитесь в аудитории представителей предприятий и задаете вопрос заинтересованным слушателям. Какого инвестора Вы бы предпочли - финансового или стратегического. В подавляющем большинстве случае Вы получите ответ в пользу стратегического, который, как считают директора, придет всерьез и надолго, не только с деньгами, но и передовыми технологиями. Финансовых инвесторов в лучшем случае назовут спекулянтами, в худшем - жуликами.
Приоритет стратегическим инвесторам отдавался и на государственном уровне. В результате при молчаливом содействии государства на наш рынок были допущены такие монстры, как Марс, Нестле, Проктер энд Гэмбл или ICN Farmaceuticals, которые быстро заняли доминирующие позиции в России. Используя опыт и мощный финансовый потенциал, мировые гиганты быстро внедрили у нас передовые технологии в области маркетинга и сбыта, но, естественно - своей продукции. Однако с точки зрения качества и рецептуры российские кондитерские фабрики, например, не только не уступали, но даже и превосходили конкурентов.
В том, что ресурсы финансовых инвесторов используются крайне слабо, говорит тот факт, что в 1999 г. действующие в России инвестиционные фонды смогли инвестировать только 5% ресурсов, запланированных для инвестиций в акционерный капитал российских предприятий. Даже специализированные венчурные фонды ЕБРР и Российско-Американский инвестиционный фонд, ориентированные исключительно на инвестиции в Россию, не смогли израсходовать более половины своих ресурсов. Вместе с тем, что касается стратегических инвесторов, то все мы за последние 4-5 лет стали свидетелями не только успешных примеров, но и целого ряда громких скандалов на почве конфликтов руководителей-собственников и новых владельцев предприятий из числа стратегических инвесторов. У всех на слуху противоречия между АО Сегежабумпром и шведской группой Assi Domain в Карелии, ЗАО Выборгский целлюлозно-бумажный комбинат и компанией Nimonor Investments в Ленинградской области, титаномагниевым комбинатом АО Ависма и американскими компаниями Дарт менеджмент в Пермской области и многие другие.
Очевидно, что выбор в пользу как стратегических, так и финансовых инвесторов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Оценка перспективности сотрудничества с инвесторами того и другого типа зависит от Ваших инвестиционных приоритетов, а также от того, насколько Ваши цели совпадают с целями предполагаемых инвесторов.
Стратегические инвесторы - это крупные транснациональные корпорации, специализирующиеся в определенных отраслях промышленности и являющиеся лидерами в своих секторах. Объектами инвестиций таких компаний являются акции предприятий, действующих в аналогичных или смежных отраслях. Очевидно, что для таких корпораций деятельность в конкретном страновом сегменте является лишь элементом глобальной стратегии, целью которой может быть не только, как это принято считать, увеличение объема продаж, но и сокращение издержек на производство собственной продукции, а также, в отдельных случаях, даже устранение потенциального конкурента.
Конечно, нельзя отрицать, что у стратегических инвесторов есть целый ряд привлекательных черт наличие многолетнего опыта работы в конкретной отрасли, использование передовых ноу-хау и методов управления. Однако при этом существует и обратная сторона медали, на которую нельзя закрывать глаза. Любой стратегический инвестор стремится обеспечить максимальный контроль над предприятием, иногда даже ценой его уничтожения. Бывает, что первоначальный объем инвестиций не обеспечивает полного контроля, однако существует целый ряд приемов дальнейшего выживания российского партнера. Кроме того, на этапе подготовки сделки стратегический инвестор, как правило, редко прибегает к услугам независимых оценщиков, используя своих, карманных специалистов. Естественно, их оценки в достаточной степени субъективны в соответствующую сторону. Наконец, в случае неблагоприятного развития событий (например, финансового кризиса), предприятие может быть закрыто в рамках программы сокращения затрат, а самостоятельно выжить в условиях приобретенной сырьевой и технологической зависимости в дальнейшем будет весьма сложно.
В отличие от стратегических финансовые инвесторы - инвестиционные компании и фонды - оказывают минимальное влияние на производственную деятельность предприятия. Главная цель финансового инвестора - интенсивный рост стоимости бизнеса объекта инвестиций, что обеспечит общий положительный результат деятельности фонда в отчетном финансовом периоде, так как общая стоимость портфеля фонда есть стоимость водящих в него бизнесов. Таким образом, финансовый инвестор максимально заинтересован именно в высокой рентабельности и укреплении рыночных позиций предприятий, которым он владеет. И в этом его интересы полностью совпадают с интересами предприятия. При этом, сделки с участием фондов проходят в обстановке большей информационной открытости, а для оценки бизнеса используются независимые специалисты (аудиторы, юристы, консультанты).
Важно понимать, что финансовые инвесторы не только не будут вмешиваться в оперативное управление, но и вообще не собираются оставаться на Вашем предприятии навсегда. Через 3-6 лет, когда стоимость предприятия существенно возрастет, пакет акций может быть продан другим акционерам компании или на открытом рынке. Механизм выхода инвестора - одно из важнейших условий сделки такого рода. Помимо продажи на рынке, акции могут быть конвертированы в долговые обязательства, или государство может дать гарантии выкупа акций через определенный период времени (но по рыночной стоимости). При этом существует определенный риск, что акции могут попасть нежелательному инвестору.
Приоритет финансового инвестора - рост стоимости бизнеса, поэтому фонды осуществляет поиск интересных объектов для инвестиций, предполагаемая рентабельность которых значительно перекрывает уровень риска. В обмен на невмешательство в оперативные дела финансовые инвесторы требуют контроля над использованием инвестиций (опять же с точки зрения роста стоимости бизнеса). При этом стоимость бизнеса в соответствии с канонами современной международной практики инвесторы будут оценивать под углом зрения так называемой добавленной стоимости, на которую оказывают влияние рыночная стратегия компании, ее конкурентная позиция на рынке и квалификация управленческой команды.
Начавшийся недавно хрупкий экономический рост лишь перевел нашу экономику в состояние неустойчивого равновесия, из которого, как водится, два пути выход на качественно новые уровни развития или стагнация вплоть до полной потери рынка. Исправлять ошибки, допущенные при выборе инвестора, в такой ситуации удается крайне редко. Второго шанса может уже и не быть.[2]
2. Практическая реализация инвестиционного проекта
2.1. Фактографический анализ
Для нашего города (Новосибирска) очень дефицитным товаром считается высококачественный пиломатериал и изделия из древесины.
Чтобы ликвидировать дефицит пиломатериала можно открыть деревообрабатывающее предприятие в г. Новосибирске, которое будет иметь возможность закупки леса-кругляка за пределами г. Новосибирска, доставки леса до базы и последующей распиловки на доску обрезную и необрезную, изготовление различных изделий из пиломатериала и обработки отходов пилорамы. Таким образом, из отходов можно изготовить плинтус, штапики, опилки с пилорамы могут продаваться на свиноферму или в другую организацию.
Для создания организации можно арендовать помещение недалеко за пределами города. Создавать предприятие по производству пиломатериалов в пределах города нет никакой необходимости. Это позволит облегчить работу водителям, доставляющим сырье на лесовозах, уберечь население от шума и вредных побочных продуктов лакокрасочных работ, производимых на предприятии. Но с другой стороны нам потребуется помещение в центре города для заключения договоров и приемке заказов. Т.е. мы должны арендовать производственную базу (которая включает в себя цеха, гараж, территорию для отгрузки). Такую территорию можно арендовать на базе ДРСУ, при въезде из г. Новосибирска в районе объездной дороги. А офисное помещение можно арендовать в здании гостиницы, так как в центре города и здание гостиницы знает каждый приезжий.
Приняв это решение, мы отталкивались от следующих соображений:
- существует лишь одно предприятие, занимающееся подобной деятельностью, следовательно, больше шансов добиться поставленной цели;
- эта продукция пользуется несомненным спросом, особенно сейчас, когда строится большое количество строительных объектов;
- возможные контракты со странами ближнего зарубежья не обладающими в достаточной мере лесными ресурсами.
Это предприятие будет создано на основе учредителей, так как этот вид владения обладает существенными преимуществами:
- простота создания
- более легкое (по сравнению с корпорацией) получение кредита
- наличие в распоряжении значительных объемов капиталов
- обмен опытом, передача навыков по принципу «ум хорошо, а два лучше».[3]
Уставный капитал организации составляет 18539 тыс. руб.
2.2. Целевая установка
Предпринимательская деятельность в любой сфере народного хозяйства связана с возможными рисками достижения цели. В условиях рыночной экономики конечный успех предпринимательского проекта зависит от множества факторов: одни обуславливают перспективность предпринимательского мероприятия, другие указывают на его невозможность или большую степень риска его осуществления. Переменчивость многих важных слагаемых предпринимательского проекта многократно усиливает непредсказуемость исхода дела. Тщательный учет возможного направления их влияния на предпринимательский проект – важнейшее условие успешной деятельности предпринимателя. Опыт десятков поколений предпринимателей, успех и неудача бизнеса, крах надежд одних и блестящие карьеры других , обобщенные мировой практикой и экономической наукой, привели к выработке целого арсенала мероприятий. В результате риск выполнения предпринимательского проекта можно выявить заранее и значительно снизить, а предсказуемость успешности бизнеса определить в достаточной степени точно.
Таким образом, главное в предпринимательском проекте – анализ возможностей его реализации, выгодности, для предпринимателя, оценки его рыночной и финансовой эффективности.
Основные этапы обоснования предпринимательского проекта:
1. Обоснование идей проекта и сведение о проекте
2. Анализ рынка, стратегия маркетинга, основы проектной стратегии
3. Сырье и комплектующие материалы, их классификация , потребности и стратегия поставок
4. Анализ местоположения и окружающей среды
5. Инженерная подготовка проекта и технологии
6. Организация и управление предприятием
7. Определение потребности в трудовых ресурсах
8. Планирование процесса реализации проекта
9. Финансовый анализ, оценка инвестиций и финансирование проекта
При внедрении инвестиционного проекта на рынок г. Новосибирска нужно произвести учет внешних факторов предпринимательской деятельности. Внешние факторы делятся на факторы отдаленного влияния, факторы производственного воздействия (конкурентная среда) условия оперативного влияния.
Внешние факторы – это в основном неконтролируемые силы , которые воздействуют на решения менеджеров и их действия, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации . По моему мнению внешние факторы по влиянию на бизнес можно расположить в следующей последовательности:
Отдаленное влияние
- Экологическое воздействие
- Экономическое воздействие
- Политико-правовое воздействие
- Социально-культурное воздействие
- Демографическое воздействие
- Технологическое воздействие
Производственные воздействия
- Производственная структура
- Соперничество между конкурентами
- Входные и выходные барьеры
- Угроза появления товаров-заменителей
- Влияние поставщиков
- Влияние потребителей
Операционное окружение
- Конкурирующая позиция
- Образ потребителя
- Рынок рабочей силы
- Интересы посредников
- Отношения поставщиков и кредиторов
- Индивидуальное производство (предпринимательство).
Отдаленное влияние состоит из серии факторов, которые берут начало за пределами фирмы. Экологическое воздействие имеет отдаленное влияние на процесс принятия решений в управлении. Участие будущей организации в экологическом воздействии заключается не только в выполнении правительственных постановлений, но и во вторичном использование; обнадеживающий фактор состоит в том, что при грамотном управлении такие ресурсы, как леса, могут быть не только пополнены, но и расширены.
Экономическое воздействие – это влияние на деятельность фирмы , которое является результатом таких факторов, как производство, распределение и потребление товаров в г. Новосибирске е. Экономическое воздействие более подробно рассмотрено ниже.
Политико-правовые воздействия – это ограничения в процессе принятия решений, является результатом правовых и управленческих рамок. Эти рамки налагают на фирму обязанности по защите потребителей и окружающей среды, посредством торговых соглашений, антитрастовых законов, налоговых программ, установления минимального уровня заработной платы, регулирования цен и норм выброса в окружающую среду, а также посредством административного воздействия и многих других акций.
Нужно учитывать правовые обязательства, составляющие неотъемлемую часть в деятельности организации.
Социально-культурные условия влияют на деятельность фирмы, поэтому при предварительном анализе данного фактора мы должны учесть, что социально-культурные рамки определяют восприятие « хорошего вкуса» в рекламе, взгляды служащих на равные возможности при найме и веру конкурентов в этические отношения. Популярный и удобный путь предсказать возникновения и упадок деловой активности – это анализ демографических данных. Демографический прогноз описывает население с точки зрения будущих покупателей товаров и услуг. Демографические исследования, несмотря на многие недостатки, являются мощным источником информации для составления прогнозных проектов и при оценке различных факторов, которые могут повлиять на производство.
Технологические воздействия заключаются в применении новых знаний для практических целей в любых аспектах производственных отношений. Поэтому бизнес должен идти в ногу с технологическим процессом, учитывая при этом стадии производства.
Стадии производственного воздействия – это воздействия, которые порождены промышленным окружением, имеет даже большее влияние на поведение фирмы, чем отдаленные воздействия. Конкуренции в нашем случае описаны ниже.
Для образования деревообрабатывающего предприятия в г. Новосибирске имеет хорошее отдаленное влияние, крепкую, постоянную конкурентную позицию на рынке пиломатериалов в г. Новосибирске. В данном случае мы имеем постоянную (стабильную) позицию на рынке г. Новосибирска, что может положительно отразиться на создание деревообрабатывающего предприятия в г. Новосибирске.[4]
2.3. Потенциальные участники проекта
Социальная ответственность – обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса.
Бизнес никогда не развивается в социальном вакууме. По моему мнению, соц. ответственность каждого производителя подразумевать под собой определенные обязанности. Промышленные производители должны быть вовлечены в решение широкого спектра соц. проблем от преступности до проблем загрязнения окружающей среды. Фирма должна учитывать мнения заинтересованных лиц. К заинтересованным лицам мы можем отнести: общество в целом, местная общественность.
Общество в целом требует, чтобы фирма принимала участие и делала вклад в общественную жизнь, чтобы приносила солидную часть на поддержку правительства. В нашем случае деревообрабатывающее предприятие может принимать участие в различных мероприятиях (форумах) исправленных на формирование положительных отношений детей и подростков к здоровому образу жизни, изучение искусства и культуры, как Россия, так и Зарубежья, отчисления налогов на поддержку правительства.
Местная общественность требует, чтобы фирма обеспечивала производственную занятость, чтобы руководство компании принимало участие в общественных мероприятиях. Для деревообрабатывающего предприятия, как описано выше, я предлагаю высадку защитных лесополос, помощь местной администрации в заготовлении и расстановки плакатов на тему: « Берегите лес от пожара».
Кроме того, крепкие и надежные отношения между фирмой и ее поставщиками и кредиторами – необходимые условия ее процветания. Понимая важность прочных отношений с поставщиками и кредиторами, нужно оценить какие выгоды ищут поставщики и кредиторы от сотрудничества с фирмой: обычно можно предположить следующее :
1. Поставщики заинтересованы в современной выплате кредита и они усилят профессиональные, надежные и прочные отношения с фирмой в условиях личного контакта и деловой практики.
2. Кредиторы хотят своевременные выплаты процентов и возврате капитала со своих инвестиций.
В общем, поставщики и кредиторы усердно обеспечивают фирму ресурсами, которые ей нужны, лишь в том случае, если уверены, что они, как и др. «инвесторы» получат надежный финансовый возврат своих инвестиций.
Поэтому при разработке инвестиционного проекта необходимо учитывать скорость и процентное соотношение оборачиваемых средств, чтобы каждый член производственного звена получил ту прибыль, на которую рассчитывал при развитии производства.[5]
2.4. Интересы участников проекта
Цели - это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которой направлена ее хозяйственная деятельность. Цели вытекают из ответов на вопрос « что собой будет представлять предприятие, каким оно будет и каким ему следует быть?» – это обязательства в отношении действий, посредством которой будет реализовываться главная задача данного предприятия. Они выступают также в роли стандартов, на которую ориентируется вся работа . Другими словами, цели- основа стратегии. Роль целей определяется следующим:
- они служат исходной точкой планирования стратегии
- цели лежат в основе организации фирмы
- на целях базируется мотивирование фирмы
- цели служат базой при контроле и анализе производственно хозяйственной деятельности
В зависимости от отрасли, в которой работает фирма, характера и содержания писем, особенностей внешней среды и др. факторов, каждая фирма формирует собственную систему цепей:
- цели фирмы
- доходы
- эффективность
- положение на рынке
- ресурсы производственная мощность
- продукция
- организация
- работа с покупателями
- социальная ответственность
- развитие
За счет этих направлений можно разработать цели деревообрабатывающего предприятия в г. Новосибирске.
На данный момент мы ставим перед собой 5 основных целей:
1. Максимально возможная прибыль
2. Обеспечение и благосостояние рабочих
3. Положение на рынке
4. Максимальная производительность
5. Разработка, производство продукта и обновление технологий
6. Внедрение дополнительных производственных единиц.
Остановимся подробнее на каждом из вышеперечисленных пунктов:
1. Максимально возможная прибыль является основной целью, ради которой создается предприятие. Под максимально возможной мы понимаем прибыль, получаемую при полном использовании всех производственных и человеческих ресурсов.
2. Нанимая рабочих, мы берем на себя ответственность за их уровень жизни. Соответственно, чем выше этот уровень, тем значительнее кажется организация. Следовательно, в наших интересах обеспечить своих рабочих, прежде всего конкурентно-способной зарплатой, а также другими возможными благами. Имидж преуспевающей фирмы внушает окружающим уверенность, а это значит, что у них появится желание сделать заказ или заключить контракт именно с такой фирмой.
3. Положение на рынке является второй по значимости из поставленных целей. В ее входит завоевание основной доли рынка в лесоперерабатывающей промышленности района. Постепенное установление монополистических прав.
4. Прибыль предприятия прямо пропорционально зависит от его производительности, следовательно, только при максимальной производительности и, кроме того, при использовании всех производственных ресурсов можно добиться максимальной прибыли.
5. Только лишь с внедрением новых современных технологий, постоянно улучшая качество изделий и расширяя список выпускаемой продукции, предприятие может добиться успеха. Мы намерены твердо следовать этому правилу.
6. Этот пункт непосредственно связан с предыдущим. В будущем (приблизительно через 5 лет) мы планируем открыть 2 дочерних предприятия: первое, по производству мебели из нашей продукции, второе, пилораму подобную этой
Достижение этих целей возможно лишь при быстром развитии производства. Для этого у нас должен иметься достаточный первоначальный капитал. все остальное зависит от руководства предприятия, от умения правильно использовать имеющиеся у фирмы ресурсы, от четкого контролирования протекающих в фирме процессов. Следовательно, большое внимание должно быть уделено отбору и найму кадров.[6]
2.5. Основные программные мероприятия
Выстроим небольшую технологическую цепочку движения материала, начиная от закупки кругляка и заканчивая их сбытом непосредственному потребителю (Рис 2.).
Рис 2. Технологическая цепочка движения материала
Такова технологическая цепочка работы деревообрабатывающего предприятия в г. Новосибирске, основным звеном которой является транспортировка и обработка древесины, так как сбыт по вышеуказанным факторам является второстепенным звеном в технологическом процессе, так же как и закупка.
Транспортировка – это важный процесс в работе организации, поэтому должна быть техника в состоянии, соответствующим работе автотранспорта.
При исключении любого из звеньев технологического процесса вся технологическая цепочка останавливается и соответственно останавливается работа всего предприятия.
Все технологическое звено ценно в комплексе и при правильном формировании производства и контроле предприятие будет прибыльно.
С 1 марта 1998 г. вступил в действие закон «Об обществе с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. Начнем с того, что Закон ограничивает предельную численность участников ООО пятидесятью. Целями деятельности общества является осуществление предпринимательской деятельности, и получение на этой основе прибыли. Деятельность нашего общества рассчитана на извлечение прибыли из деревообрабатывающей отрасли. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации.
Таблица 1. Органы управления ООО
Наименование органов управления |
Численность и сроки избрания |
Кто формирует |
Основные функции |
Кто назначает (избирает) |
Общее собрание учредителей (законодательный орган |
Не менее 1 юридического или физического лица |
Учредитель ООО |
Понятие и изменение устава, определение уставом капитала и размеров вкладов, утверждение годовых отчетов и балансов, создание и ликвидация ООО |
Председателя (президента) правления ООО, если предусмотрено уставом |
Правление (совет) ООО исполнительный орган |
По уставу не менее 3 чел. |
Общее собрание учредителей |
Стратегия развития организации системы управления, кадровая, финансовая, социальная политика |
Исполнительного директора, руководителей филиалов и подразделений |
Ревизионная комиссия (ревизор) |
Не менее 1 человека |
Общее собрание учредителей |
Заключ. По годовым отчетам и балансам, ревизия всех |
Председатель комиссии (ревизора) |
Директор ООО |
По решению собрания |
Общее собрание учредителей |
Оперативное управление ООО в период между собраниями учредителей и правления |
Персоналы управления |
Рис. 3. Структура системы управления
Системы стимулирования работников.
- Заработная плата
Конкурентоспособная по сравнению с той, которую рабочий мог бы получать в другом месте. Справедливая и обоснованная разница в зарплате.
- Премия
Выдается при перевыполнении плана.
- Отпуска
- Товары со скидкой
Разрешение приобретения свои работникам товары и услуги фирмы со скидкой от 10%
- Расходы на проезд
Оплату месячных проездных билетов рабочим, живущим далеко от места работы
- Ссуды
Предоставление ссуд беспроцентных или с низким процентом
- Оплата больничных дней. Полная зарплата в течении первых четырех недель и половина в течении следующих четырех
- Частное страхование здоровья
- Пенсии
- Предоставление самостоятельности. Привлечение рабочих для постановки целей и рабочих задач
- Право на увеличенный отпуск. Дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, достигшим определенных успехов, целей или повышенных в должности
- Обучение
- Повышение квалификации
- Личное отношение. Повышение интереса к работе, постановка целей каждую неделю, поздравление с успехом, сочувствие в случае неудач.
Целью природоохранной деятельности предприятия является обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности общества путем усиления ресурсовосстановительного потенциала природы, рационального потребления ее ресурсов неуклонного снижения отрицательного воздействия промышленного производства на окружающую среду. На нашем предприятии работа по охране окружающей среды проводится службой главного инженера. На ряде предприятий создаются спец. отделы по охране природы по контролю за содержанием вредных примесей в отходящих газах и стопах, подразделения отвечающие за работы очистных сооружений, переработку и утилизацию отходов.
К главным задачам в организации природоохранной деятельности предприятия относятся: - анализ количественного и качественного состояния охраны природы и рационального использования природных ресурсов; -разработка мероприятий природоохранной деятельности, их финансирование и освоение выделенных средств;
Природоохранные мероприятия, осуществляемые предприятием, должны полностью компенсировать отрицательные воздействия производства на окружающую среду.
Планирование природоохранной деятельности предприятия начинается со всестороннего ее анализа в базовом периоде. Исходными данными для разработки плана по охране окружающей среды являются: прогноз состояния окружающей среды в районе расположения предприятия; долгосрочная государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; комплексные планы экономического и социального развития территории; - территориально комплексные схемы охраны природы; - решение местных органов власти по природоохранительным вопросам; - стратегия и перспектива развития предприятия; - результаты анализа природоохранительной деятельности предприятий в предшествующие периоды; - показатели других разделов плана; - данные научно-технической информации; - предложения рабочих, специалистов и служащих. План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов состоит из следующих разделов; - охрана и рациональное использование земель;- охрана и рациональное использование ресурсов.[7]
2.6. Финансовые механизмы инвестирования проекта
Расчёт текущих затрат сделан по упрощённой схеме и включает 6 статей расходов. Четыре из них имеют постоянное значение: аренда помещения, расходы на рекламу, накладные расходы, включая резервные фонды, страховые платежи, непредвиденные расходы, амортизационные отчисления.
Две статьи рассчитаны с учётом нарастания загрузки: фонд оплаты труда, включая начисления.
Расходы на рекламную компанию определялись исходя из тарифов в изданиях СМИ., но, в конечном счете, были приняты к расчёту минимально необходимые расходы.
Расходы на амортизацию оборудования рассчитывались исходя из норм амортизационных отчислений. При покупке подержанной техники, стоимость её уменьшается на сумму амортизационных отчислений, данное предприятие может купить технику на 2 году деятельности, т.е. амортизационные отчисления будут производиться со 2 года деятельности организации.
Расходы на сырьё и материалы для работы организации определялась по минимуму, поскольку финансовая ситуация на старте деятельности складывается напряженно.
Расходы по оплате труда определяется исходя из штатного расписания и постепенного нарастания нагрузки на работников.
Оклады работникам определялись исходя из максимальной экономии средств. Средняя ставка социальных начислений на фонд оплаты труда принята на уровне 38,5%. В эту ставку вошли отчисления в пенсионный фонд, на обязательное медицинское и социальное страхование, некоторые местные налоги.
Общая сумма текущих затрат в течении первых 3-х месяцев практически не покрывается доходами. Основными источниками для финансирования текущих расходов на этапе становления могут быть только заёмные средства, в нашем случае – кредит. При нормально выполняемом графике работ и деятельности фабрика начинает получать прибыль с 4–го месяца.
Аренда автотранспорта.
2 грузовые машины (КамАЗ)
90000 руб. 1 машина в месяц
180000 руб. 2 машины в месяц
Непредвиденные расходы на ремонт 10000 руб.
Итого: 190000 руб.
Аренда автотранспорта производится на Новосибирском автотранспортном предприятии, так как данное предприятие убыточно, оно сдает в аренду автотранспорт и берет арендную плату с учетом амортизационных отчислений.
Аренда станков и пилорамы Р-63 осуществляется на тех же условиях только на предприятии: Новосибирский лесхоз (т.е. аренда (плата) рассчитывается с учетом амортизационных отчислений).
Аренда 2-х станков стоит 10000 руб.
Аренда пилорамы Р-63 5000 руб.
Итого 15000 руб.
Аренда базы за пределами города. Можно базу арендовать на территории ДРСП (дорожно-ремонтное строительное предприятие). Данное предприятие сдает в аренду складские площади и промышленные территории, также нужно снимать офис. Офис можно снять в гостинице и если платить за аренду напрямую администрации, то для предприятия цена за 1 м2 площади будет равна 250 руб. А так как складские помещения, территория базы – 550 м2 и площадь офиса – 70 м2, то в сумме мы получаем 620 м2 по цене 250 руб. за 1 м2, то получаем на аренду помещений мы затратим 155000 руб.
Затраты на бензин на 1 КамАЗ на 100 км – 15 литров бензина при дальности 500 км мы получаем затраты: 5 * 15 = 75 л; 75 л * 30 дн = 2250 литров требуется бензина на 30 дней. Если считать бензин с учетом инфляции, то можно учитывать бензин по цене 13,5 руб. за 1 литр, то затраты на бензин будут равны 2250 литров * 13,5 руб. = 30375 руб. за 1 КамАЗ; соответственно за 2 КамАЗа = 60750 руб.
Прочие расходы:
Арендная плата, непредвиденные расходы, расходы на ремонт, а/м, расходы на брак, коммунальные услуги, реклама, ГСМ.
Аренда а/тр. 180000 руб. в месяц
Расходы на ремонт: 10000 руб. в месяц
Аренда станков 10000 руб. в месяц
Аренда тепор-мы 5000 руб. в месяц
Аренда помещений 155000 руб. в месяц
ГСМ на 2 КамАЗа 60750 руб. в месяц
На брак 18750 руб. в месяц
На рекламу 1387 руб. в месяц
Свет, телефон 1000 руб.
Свет, телефон 1000 раб
I - IV кв. = 442887*3 = 1328661 руб.
2 год
I полугодие = 1328661*2 = 2657322 руб.
II полугодие = 1328661*2 = 2657322 руб.
3 год
2,3 г. = 2657322 руб.
1,387*3 = 4,16 ¬ за квартал
4,16*4 = 16,64 ¬ за год
4,16*2 = 8,32 ¬ полугодие
Аренда 30 - в месяц, в кв. = 90
в полугодие = 180
в год = 360
20- в месяц в квар. = 60
2 год в пол. = 120
в год = 240
Затраты на непредвиденные расходы (брак) с 50 куб. м. Леса при распиловке имеются потери на выборку до 1,5 куб.м. расчет на брак можно произвести по закупочной цене кругляка на этом основании мы получим 1,5 куб.м. *500р. = 750р. в день и *25 дн. =18750 ¬ потери в течение месяца.
При закупке леса кругляка с места мы получили цену 500 руб. за 1 м3 в день 2 КамАЗа может перевести 50 м3 кругляка, т.е. 50 м3 * 500 руб. = 25000 руб., что при закупке в течение 30 дней по 50 м3 кругляка мы получили 25 * 25т. = 625 тыс. руб. ¬затраты в месяц на покупку кругляка.
Затраты на рекламу:
рекламный щит – 387р. в месяц
по 2 объявления в газете «Ва Банк» и «Доска объявлений»
1 заявление = 250 руб.; 2*2 = 4*250 = 1000р.
Коммунальные услуги, телефон, свет.
телефон с учетом междугородних переговоров = 1000р.
50р. при работе на станках * 12,5 дней + офисный свет. 15р. в день * 25 дней = 625+375 = 1000р.[8]
2.7. Риски инвестиционной
Предпринимательская деятельность в любой сфере народного хозяйства связана с возможными рисками достижения цели. В условиях рыночной экономики конечный успех предпринимательского проекта зависит от множества факторов: одни обуславливают перспективность предпринимательского мероприятия, другие указывают на его невозможность или большую степень риска его осуществления. Переменчивость многих важных слагаемых предпринимательского проекта многократно усиливает непредсказуемость исхода дела. Тщательный учет возможного направления их влияния на предпринимательский проект – важнейшее условие успешной деятельности предпринимателя. Опыт десятков поколений предпринимателей, успех и неудача бизнеса, крах надежд одних и блестящие карьеры других , обобщенные мировой практикой и экономической наукой, привели к выработке целого арсенала мероприятий. В результате риск выполнения предпринимательского проекта можно выявить заранее и значительно снизить, а предсказуемость успешности бизнеса определить в достаточной степени точно.
Для отрицания возможности риска на предприятия построим график безубыточности.
График безубыточности показывает уровень продаж (производства), необходимый для их покрытия (Рис. 4.). Он включает расходы, как зависящие от уровня производства (производственный труд, материалы, торговые издержки), так и не зависящие от него (арендная плата, уплата %, жалование служащим и т.д.). Уровень продаж, при котором покрываются все расходы, является уровнем безубыточности проекта. Желательно, чтобы планируемые продажи были значительно выше, чем уровень безубыточности.[9]
Таблица 2. Анализ безубыточности.
Наименование затрат |
1 год |
1. Объем продаж, тыс. руб. |
31843,72 |
2. Условно постоянные расходы тыс. руб. (накладные расходы, зарплата, командировочные и т.д.) |
1499 |
3. Удельный вес условно-переменных расходов в объеме продаж |
0,28 |
4. Точка безубыточности, тыс. руб. |
2081,94 |
5. Запас финансовой прочности, тыс. руб. |
29761,78 |
Рис. 4. График безубыточности
2.8. Управление инвестиционным проектом
Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибыли из-за того, что в нем детально рассматривается величина и время максимального денежного потока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные годы осуществления проекта, не являлся определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды. Прогноз денежных потоков и выявил эти условия. Проводя уровень продаж и капитальных вложений в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнения финансирования и определяет плановые требования к рабочему капиталу. [10]
Наименование статей |
Величина показателей по периодам, тыс. руб. |
||||||
1 год |
2 год |
3 год |
|||||
I |
II |
III |
1.1.1.1.1.1.1. IV |
I |
II |
||
1. Денежные средства на начало периода. |
- |
2961,44 |
4405,42 |
5853,77 |
7287,54 |
9350,92 |
12010,04 |
2. Поступление денежных средств всего. |
9042,77 |
8130,37 |
8130,37 |
8130,37 |
16260,75 |
16260,75 |
32521,5 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
- выручка от реализации |
7452,61 |
8130,37 |
8130,37 |
8130,37 |
16260,75 |
16260,75 |
32521,5 |
- ссуды, кредиты и другие поступления ден. средств |
1590,16 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- прочие поступления |
|
|
|
|
|
|
|
3. Текущие денежные платежи на сторону |
5345,19 |
5922,99 |
5922,99 |
5937,57 |
11662,3 |
12129,97 |
24025,67 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
- покупка сырья, материалов |
1588,178 |
2049,468 |
2049,468 |
2049,468 |
4098,937 |
4098,937 |
8197,875 |
- зарплата |
369,15 |
369,15 |
369,15 |
391,55 |
855,845 |
1142,97 |
1896,194 |
- платные услуги |
90 |
90 |
90 |
90 |
120 |
120 |
240 |
- арендная плата |
71,65 |
71,65 |
71,65 |
71,65 |
143,1 |
143,1 |
286,2 |
- проценты за кредит |
4,16 |
4,16 |
4,16 |
8,32 |
8,32 |
8,32 |
16,64 |
- реклама, аудиторские, предпринимательские расходы |
200,25 |
200,25 |
200,25 |
200,25 |
460,5 |
460,5 |
921 |
-прочие общепроизводственные и общехозяйственные расходы |
3021,2 |
3138,42 |
3138,42 |
3130,58 |
5975,6 |
6156,15 |
12467,77 |
- страховые платежи |
|
|
|
|
|
|
|
- прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
4. Прочие платежи на сторону всего |
736,14 |
763,4 |
759,03 |
795,03 |
2535,07 |
1471,66 |
3019,61 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
- покупка оборудования |
|
|
|
|
1314,44 |
|
|
- выплата основной суммы по кредиту |
144,56 |
144,56 |
144,56 |
144,56 |
289,12 |
289,12 |
578,24 |
- резервы |
591,58 |
618,84 |
618,84 |
614,47 |
931,51 |
1182,54 |
2441,37 |
- прочие расходы по организационной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
- доход инвестора |
|
|
|
|
|
|
|
5. Всего денежных платежей (стр. 3 + стр. 4) |
6081,33 |
6686,39 |
6682,02 |
6696,6 |
14197,37 |
13601,63 |
27045,28 |
6. Денежные средства на конец периода (стр. 1 + стр. 2 – стр. 5) |
2961,44 |
4409,81 |
5853,77 |
7287,55 |
9350,94 |
12000,02 |
17476,19 |
2.9. Резюме
В представленном инвестиционном проекте рассмотрена идея создания деревообрабатывающего предприятия в г. Новосибирске, где жители Новосибирской области могли бы купить товары деревообрабатывающей промышленности. Имеется для этого хорошая транспортная развязка, лавирование цены в зависимости от закупаемой партии. Были проведены достаточно детальные маркетинговые исследования и анализ рынка с целью появления конкурентов (выявления) и отыскание своеобразной «ниши» для деятельности организуемой фирмы.
В инвестиционном проекте были представлены пути создания организации, представляющей продукцию деревообрабатывающей промышленности, определена ее организационно-правовая форма, определено предполагаемое местоположение создаваемой организации на рынке (рыночная ниша), представлено описание товаров, которые организация будет предлагать потребителям, проанализирована целесообразность создания подобной организации с точки зрения прибыльности. Данный инвестиционный проект рассчитан на рынок г. Новосибирска, при приведенной выше мощности загрузки предприятия будет приносить прибыль.
Список литературы
1. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных процессов. М.: ЮНИТИ, 2002. – 342 с.
2. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – 398 с.
3. Игашин Н. В. Инвестиции. – М.: ЮНИТИ. 2001. -358 с.
4. Ковалев В. В.. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2003. -428 с.
5. Коптышок Б.А. Инвестиционные проекты. - СПб.: Нева, 2003. – 370 с..
6. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования. Официальное издание. – М.: 2003. – 236 с.
7. Радионова С.П., Радионов Н.В. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий. – СПб.: Альфа, 2002. – 386 с.
8. Терехин В. И. Финансовое управление фирмой. - М.: Экономика, 2003. – 357 с.
9. Финансы предприятий: Учебник/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк. - М.: Финансы ЮНИТИ, 2002. - 397 с.
10. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 426 с.
[1] Игашин Н. В. Инвестиции. – М.: ЮНИТИ. 2001. – С. 103
[2] Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования. Официальное издание. – М.: 2003. – С. 127
[3] Коптышок Б.А. Инвестиционные проекты. - СПб.: Нева, 2003. – С. 70.
[4] Радионова С.П., Радионов Н.В. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий. – СПб.: Альфа, 2002. – С. 108
[5] Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – С. 136
[6] Терехин В. И. Финансовое управление фирмой. - М.: Экономика, 2003. – С. 186
[7] Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. пособ.. - М.: Финансы, ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – С. 97
[8] Финансы предприятий: Учебник/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк. - М.: Финансы ЮНИТИ, 2002. – С. 150
[9] Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных процессов. М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 149
[10] Ковалев В. В.. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 206