Содержание

Содержание. 2

1. Предмет и метод экономического анализа, его содержание и этапы развития. 3

2. Основные свойства и модели факторного анализа. 8

Задача 1. 13

Задача 2. 14

Задача 3. 15

Литература. 17

1. Предмет и метод экономического анализа, его содержание и этапы развития.

Под анализом в широком смысле, то есть экономическим анализом, можно понимать анализ в экономике как совокупности отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ. Этот термин дает обобщенную характеристику аналитических процедур вообще, заключающихся в использовании некоторых моделей и методов, применяемых для оценки, осмысления и обоснования явлений или действий в экономике.

В рамках общей экономической теории принято выделять макро- и микроэкономику. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальных экономических систем на основе формирующихся макропропорций (объекты изучения: общий уровень цен, занятость, национальный продукт, государственный бюджет, рынки продуктов, труда и капитала). Микроэкономика исследует поведение отдельных экономических закономерностей, и/или субъектов (объекты изучения: цена отдельного ресурса, издержки, механизм функционирования фирмы, полезность, конкурентность, мотивация труда, действия потребителя). Совокупности аналитических процедур в системе макро- или микроэкономики называются соответственно макроэкономическим и микроэкономическим анализом.[1]

С известной долей условности можно утверждать, что ядром микроэкономики является оценка поведения фирмы как основной экономической ячейки любой национальной экономики, поскольку в этом случае с неизбежностью затрагиваются и все другие объекты изучения - цена, издержки, мотивация труда. Поэтому можно сформулировать понятие анализа экономики предприятия (с большой долей условности его можно назвать микроэкономическим анализом в узком смысле), понимая под ним анализ в системе управления деятельностью предприятия. Поскольку управленческие действия в отношении хозяйствующего субъекта весьма разнородны и разноплановы, для последующей градации в качестве критериального можно выбрать признак денежного измерителя. В соответствии с этим признаком анализ экономики предприятия целесообразно подразделить на технико-экономический анализ (критерии и показатели не обязательно в стоимостной оценке) и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (доминанта денежного измерителя в конструировании ключевых критериев и показателей). Последний может быть подразделен на два вида: финансовый и внутрифирменный. Финансовый анализ (иногда его называют внешним финансовым анализом) проводится с позиции внешних пользователей, не имеющих доступа к внутрифирменной информации, то есть основа его информационной базы - доступная бухгалтерская отчетность. Внутрифирменный анализ (синонимы: анализ в системе управленческого учета, внутренний, внутрипроизводственный) проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри предприятия.

С позиции характеристики предприятия для внешних пользователей, а также его топ-менеджеров и функциональных руководителей наибольший интерес представляет именно анализ финансово-хозяйственной деятельности. Приведенное выше определение носит весьма общий характер и нуждается в конкретизации, что несложно сделать путем формулирования содержания этого научно-практического направления. В содержательном плане анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет собой целенаправленную деятельность аналитика, состоящую в идентификации показателей, факторов и алгоритмов и позволяющую, во-первых, дать определенную формализованную характеристику, факторное объяснение и/или обоснование фактов хозяйственной жизни, как имевших место в прошлом, так и ожидаемых или планируемых к осуществлению в будущем, и, во-вторых, систематизировать возможные варианты действий.

Известны несколько подходов к структурированию аналитических процедур в отношении некоторого объекта анализа. Главное здесь – выявить,  что необходимо достичь в ходе анализа.

Поскольку все же главным фактором для аналитика является наличие информационных ресурсов, наиболее распространено подразделение анализа на внешний и внутренний. В рамках внешнего финансового анализа, как правило, несложно выделить процедуры, относящиеся к объекту анализа и информационно обеспеченные доступной отчетностью. Например, комплексный анализ будет включать аналитические процедуры, упорядоченные, в частности, по разделам баланса, анализ имущественного потенциала предприятия - процедуры, определяемые логикой построения актива баланса. Если речь идет о внутрифирменном анализе, то, как правило, берется соответствующая методика внешнего анализа и дополняется процедурами, информационно обеспеченными внутренней отчетностью, данными оперативного и бухгалтерского учета. Например, одной из ключевых характеристик материально-технической базы предприятия являются данные о возрастном составе оборудования. Этих данных нет в отчетности, но для внутреннего аналитика они доступны по данным аналитического учета. Группировка активов по возрастному составу, расчет среднего возраста базового оборудования и представляют собой дополнительную аналитическую процедуру, возможную лишь в рамках внутреннего анализа

Метод экономического анализа это статистический анализ, анализ финансовых показателей и норм:[2]

анализ бухгалтерской отчетности;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

расчет финансовых коэффициентов.

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности.

В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли.

При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.

Экономические реформы, начатые после 1990 года, позволили создать основы многоукладной экономики, развили применение экономического анализа в организациях.

До этого, в основном, применялся метод сопоставления нормам. Но это нельзя назвать комплексным экономическим анализом.

 Было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года № 1081 «О ходе выполнения и задачах Правительства Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» и Программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах» для оказания помощи руководителям государственных унитарных предприятий и иных коммерческих организаций  по проведению экономического анализа.

Классификация экономического анализа.

 















Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.  Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции: увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. [3]


2. Основные свойства и модели факторного анализа.

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие - косвенно. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности их труда. Все другие факторы воздействуют на этот показатель косвенно. Каждое явление можно рассматривать как причину и как результат. Например, производительность труда можно рассматривать, с одной стороны, как причину изменения объема производства, уровня ее себестоимости, а с другой - как результат изменения степени механизации и автоматизации производства, усовершенствования организации труда. Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем более детально исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

 Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие модели факторного анализа:

детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);

 прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);

 одноступенчатый и многоступенчатый;

 статический и динамичный;

 ретроспективный и перспективный (прогнозный).

 Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, то есть результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.  Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.  При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.  Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у = а * б. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализаций факторов а и б на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности. [4]

 Необходимо различать также статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

 И наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Основными задачами факторного анализа являются следующие:

 1. Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели.

 2. Классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода.

 3. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.

 4. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

 5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

 6. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).  Отбор факторов для анализа того или другого показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний, приобретенных в этой отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем более точными будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.  Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная.

При моделировании функциональных факторных систем необходимо соблюдать ряд требований. [5]

1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное физическое значение.

2. Факторы, которые входят в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем.

3. Факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат.

В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей.

1. Когда результативный показатель получается как алгебраическая сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели.

2.Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов.

3. Когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой, применяются кратные модели.

В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы


Задача 1

Составьте баланс товарной продукции, определите влияние факторов на изменение объема реализации, используя балансовый метод.

Данные для анализа объема выпуска и реализации продукции

тыс.руб.

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Выпуск продукции

3 000

3 500

Остатки продукции на начало периода

800

400

Остатки продукции на конец периода

600

900

Выявление недостачи продукции

100

150

Реализация продукции

определить


Реализация базисный период: 3 000+800-600-100= 3 100 тыс.руб

Реализация отчетный  период: 3 500+400-900-150= 2 850 тыс.руб

Возьмем изменение фактора выпуска продукции:

3 000 + 400 - 900 - 150=  2 350 тыс.руб.

При уменьшении выпуска продукции на 500 тыс.руб. реализация падает тоже на 500 тыс.руб. ( 2 850-2 350 = 500).

Изменение фактора остатки продукции на начало периода:

3 500 + 800 – 900 – 150 = 3 250 тыс.руб.

При увеличении остатков продукции на начало периода на 400 тыс.руб. реализация растет  на 400 тыс.руб. (3 250 - 2 850 = 400).

Изменение фактора остатки продукции на конец периода:

3 500 + 400 – 600 – 150 = 3 150 тыс.руб.

При уменьшении остатков продукции на конец периода на 300 тыс.руб. реализация растет  на 300 тыс.руб. (3 150 - 2 850 = 300).

Изменение фактора недостачи продукции:

3 500 + 400 – 900 – 100 = 2 900 тыс.руб.

При уменьшении недостачи продукции на 50 тыс.руб. реализация растет  на 50 тыс.руб. (2 900 - 2 850 = 50).


Задача 2

Проанализируйте состав, структуру основных фондов, эффективность их использования. Определите влияние на объем выпуска продукции следующих факторов;

1) изменения стоимости основных фондов;

2) изменения структуры основных фондов;

3) изменения показателя эффективности использования фондов.

Расчеты проведите способом абсолютных отклонений.

Данные для анализа структуры и эффективности использования основных фондов

тыс.руб.

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Выпуск продукции

5 400

6 300

Среднегодовая стоимость основных фондов

1 200

1 350

Стоимость машин и оборудования активной части фондов

900

1 050

Доля активной части фондов


определить

Фондоотдача всех фондов

Фондоотдача активной части фондов


Доля активной части фондов базисный период = 900/1200 = 0,75

Доля активной части фондов отчетный  период = 1050/1350 = 0,78

Фондоотдача = Выпуск продукции / Среднегодовая стоимость основных фондов

Фондоотдача всех фондов баз.период = 5400/1200 = 4,5

Фондоотдача всех фондов отч.период = 6300/1350 = 4,68

Фондоотдача актив.фондов баз.период = 5400/900 = 6

Фондоотдача актив.фондов отч.период = 6300/1050 = 6

Способ абсолютных отклонений:

ДельтаТ = дельта Та + дельта Тв + дельта Тс

Дельта Та  = (а1-а0)*в0*с0,

Дельта Тв  =  а1*(в1-в0)*с0,

Дельта Тс  = а1*в1*(с1-с0),

Где а - стоимость основных фондов,

в – структура основных фондов (доля активных фондов),

с – эффективность использования (фондоотдача).

Дельта Та  = (1350-1200)*0,75*6 = 675

Дельта Тв  = 1350*(0,78-0,75)*6 = 243

Дельта Тс   =  1350*0,78*(6-6) = 0

ДельтаТ = 675 + 243 = 918

Влияние факторов основных фондов  увеличит выпуск продукции на 918 тыс.руб.


Задача 3

Используя прием цепных подстановок, определите влияние на изменение объема выпуска продукции факторов:

1) изменения стоимости материальных затрат;

2) изменение материалоемкости продукции.

Данные для анализа эффективности использования материальных ресурсов

тыс.руб.

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Выпуск продукции

3 000

3 500

Материальные затраты на выпуск продукции

1 950

2 350

Материалоемкость (материалоотдача)

определить


Решение

Материалоемкость = материальные затраты / выпуск продукции

Мбаз = 1 950 / 3 000 = 0,65

Мотч = 2 350 / 3 500 = 0,67

Определим влияние методом цепных подстановок.

Т= б/а

Т – результативный показатель (материалоемкость),

а, б – факторы, влияющие на показатель Т,

а - выпуск продукции, б - материальные затраты.

Влияние  изменения стоимости материальных затрат:

Базисный период = 1 950 / 0,65 = 3 000

Отчетный период = 1 950 / 0,67 = 2 910

3 000 – 2 910 = 90

При изменении материалоемкости и неизменных материальных затратах выпуск продукции уменьшится.

Влияние изменения материалоемкости продукции:

Базисный период = 1 950 / 3 000 = 0,65

Отчетный период = 2 350 / 3 000 = 0, 78

Т = 0, 78 - 0,65 = 0,13

Изменение фактора стоимости материальных затрат при неизменных остальных факторов материалоемкость повысится.


Литература


1.           Гиляровская Л.Т., Соболев А.В. Факторный анализ показателей рентабельности активов коммерческих организаций. Спб.: Бизнес-пресса, 2002.-160с.

2.           Кочович Е.П. Финансовая математика: Теория и практика финансово-банковских расчетов. – М.: Финансы и статистика, 1994, 198с.

3.           Майбург Е.М. Введение в историю экономической мысли. М.: Перспектива, 1996. 120с.

4.           Сошникова Л.А., Тамашевич В.Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике: Учебное пособие для вузов- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-598 с.

5.           Финансовый менеджмент. // Под ред. Самсонова Н.Ф.-М.:ЮНИТИ,2000.-500с.



[1] Сошникова Л.А., Тамашевич В.Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике: Учебное пособие для вузов- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-С.122

[2] Финансовый менеджмент. Под ред.Самсонова Н.Ф.-М.:ЮНИТИ,2000.-С. 234.

[3] Сошникова Л.А., Тамашевич В.Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике: Учебное пособие для вузов- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-С 138

[4] Гиляровская Л.Т., Соболев А.В. Факторный анализ показателей рентабельности активов коммерческих организаций. Спб.: Бизнес-пресса, 2002.-С44.

[5]  Гиляровская Л.Т., Соболев А.В. Факторный анализ показателей рентабельности активов коммерческих организаций. Спб.: Бизнес-пресса, 2002.-С96.