Содержание
1. Дайте оценку экономической эффективности совершенной конкуренции. Почему совершенную конкуренцию принято рассматривать как идеальную модель организации рынков?. 3
2. Что такое инфляция? Объясните, как устроены показатели, с помощью которых измеряют инфляцию, - агрегатные индексы цен и темпы инфляции. 7
Задача 1. 13
Задача 2. 14
Тесты.. 15
Список использованной литературы.. 17
1. Дайте оценку экономической эффективности совершенной конкуренции. Почему совершенную конкуренцию принято рассматривать как идеальную модель организации рынков?
Слово "конкуренция" пришло в лексикон экономистов из обиходной речи, и на первых порах оно употреблялось весьма вольно, с неустоявшимся смыслом. Постепенно смысл этого слова уточнялся, становился все более и более определенным. Конкуренция вошла в круг основных понятий экономической теории.
И все же конкуренция долгое время трактовалась нестрого, как нечто очевидное в своей непосредственной данности. До 1870-х гг. ее сколько-нибудь глубокого и систематического осмысления просто не было. Лишь последующие десятилетия принесли теоретический образ (модель) конкуренции, а к началу 20-х гг. XX столетия эта модель сложилась в окончательном виде и нашла свое место в экономической науке.
Одним из первых понятие совершенной конкуренции дал А. Смит. В догадках, разбросанных по страницам "Богатства народов", просматривается группа условий, необходимых для совершенной конкуренции. Однако увидеть их стоит труда, ибо они выражены, как правило, слабо, неявно, а отчасти лишь подразумеваются. Согласно Дж. Стиглеру, у Смита таких условий пять:
1. "Конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;
2. Число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные ходы;
3. экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях
4. Должна быть свобода (от социальных ограничений) действовать в соответствии с этим знанием.
5. Нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев"30,.
Набросок концепции конкуренции, данный автором "Богатства народов", не был ни дополнен, ни оспорен в сколько-нибудь значительной степени никем из экономистов в течение длительного времени. Лишь в русле неоклассического направления развитие концепции (модели) конкуренции нашло свое продолжение.
Набросок концепции конкуренции, данный автором "Богатства народов", не был ни дополнен, ни оспорен в сколько-нибудь значительной степени никем из экономистов в течение длительного времени. Лишь в русле неоклассического направления развитие концепции (модели) конкуренции нашло свое продолжение.
Это развитие было связано с изменением самого подхода к предмету. Если у Смита мир конкуренции - это чувственно воспринимаемая реальность, то у неоклассиков - реальность, мысленно представляемая (воображаемая). Иными словами, это уже не та конкуренция, которая существует в действительности и которую имел в виду Смит, но конкуренция идеальная, существующая лишь в воображении исследователя. Отсюда и определение "совершенная". Совершенная - значит возможная как ее идеальное состояние, которое обязательно (по определению) не совпадает с миром "земной конкуренции", а потому и способное объяснять его.
Первым, кто так представил конкуренцию, ее внутреннюю организацию, был Ф. Эджуорт.
Область идеальной конкуренции, утверждает Эджуорт, будет существовать, если выполняются следующие четыре условия (Терминология Эджуорта необычна и требует, пояснения. Под "соглашением" разумеется предварительная цена, которая может быть изменена путем "пересмотра соглашения"; "предмет соглашения" - это товар. Рынок у Эджуорта - это система непрерывно пересматриваемых соглашений. "Окончательное урегулирование" не достигается "до тех пор, пока рынок не натолкнется на систему соглашений, которые не могут быть изменены с выгодой для себя всех сторон, участвующих в пересмотре". В у результате пересмотра соглашений рынок "совершенствуется". В сущности, Эджуорт имеет в виду то, что обычно называется конкурентным перебиванием цен.).
"I. Отдельное лицо свободно пересмотреть соглашение о ценах любым из неопределенного числа (лиц)...
II. Любое отдельное лицо свободно заключить контракт (одновременно) с неопределенным числом (лиц)... Это условие в сочетании с первым вводит неопределенную делимость каждого предмета контракта (если Х имеет дело с неопределенным числом Y-в, то он должен дать каждому неопределенно малую долю от X); из этого можно создать отдельное условие.
III. Любое лицо свободно пересмотреть контракт с другим независимо от третьей стороны...
IV. Любое лицо свободно заключить контракт с другим независимо от третьей стороны...
Совершенная конкуренция - вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт .и ни одна фирма не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта.
При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, должна составлять менее 1 %. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объема продаж, что имеет место в условиях олигополии.
В силу того что на совершенно конкурентных рынках продается не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишенная особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать ее как заданную извне, самим рынком.
Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж и, следовательно, не интересуется производственными решениями своих конкурентов. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых производственных ресурсов, т.е. продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие.
Для продавцов вход на рынок и выход с него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и к возникновению несовершенной конкуренции. Последняя наиболее характерна для современных рынков в связи с господством на них олигополий, монопольными тенденциями, государственным вмешательством в экономику, устойчивыми инфляционными ожиданиями и т.д.
Идеализированная конъюнктура рынка, при которой каждый участник рынка слишком мал для того, чтобы влиять своими действиями на рыночную цену акций. На таком рынке исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями.
Теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
С точки зрения специалиста по теории принятия решений, состояние чистой конкуренции представляет очевидный и поразительный парадокс. При чистой конкуренции контроль индивида на рынке столь слаба, что он может забыть, что он конкурент. Рынок, вместо того чтобы предстать состоящим из бессчетного множества конкурентов, из которых индивид должен выделиться своей сообразительностью и умением, становится гигантской безличной машиной, а конкуренты — рассредоточенными зубцами в системе невидимок, ведомых невидимой рукой.
Действительный парадокс в том, почему экономисты решили назвать такое состояние дел конкурентным. В обычном употреблении конкуренция подразумевает конкурентов, сознающих присутствие друг друга. В этом же особом случае апофеоз конкуренции достигается, когда ни одному конкуренту нет дела до никого другого
2. Что такое инфляция? Объясните, как устроены показатели, с помощью которых измеряют инфляцию, - агрегатные индексы цен и темпы инфляции.
Разные экономисты по-разному отвечают на этот вопрос.
· Инфляция - это многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводственного процесса и присущее экономике, использующей бумажно-денежное обращение.
· Инфляция - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
· Инфляция - дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен.
· Дефляция - искусственное изъятие из обращения части избыточной денежной массы. Проводится правительствами с целью снижения темпов инфляции путем увеличения налогов, повышения учетной ставки, продажи государственных ценных бумаг, усиления внешнеторгового и валютного регулирования и т.д.
Инфляция проявляется в первую очередь в форме повышения уровня товарных цен, а также в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты.
В отдельных случаях возможен рост цен, не обусловленный инфляционными процессами. Это происходит, когда меняются общие воспроизводственные условия, в результате чего происходит рост издержек производства.
Инфляционный процесс связан с таким ростом цен, который не вызван непосредственным возрастанием затрат на производство. Инфляция есть результат макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение.
Наиболее лаконичное определение инфляции — повышение общего уровня цен, наиболее общее — переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
«Превышение меры в выпусках бумажной монеты по строгой правде не может быть иначе представляемо, как в виде неприметного похищения части из имущества каждого».
(Н. Моровинов, экономист, философ и государственный деятель России конца XVIII в.)
От чего же зависит количество денег, необходимое для обеспечения товарного обращения? Прежде всего, от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода, скажем года. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.
Количество денег в обращении зависит далее от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та же сумма денег может обслужить большее или меньшее число актов купли - продажи.
Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами, означает инфляцию. Она приводит к росту цен на товары (явному или скрытому). Поэтому индекс цен - один из главных и наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины. Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом. Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте товарных цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.
Во время инфляции происходит:
1. Обесценивание денег по отношению к золоту;
2. Обесценивание денег по отношению к товару;
3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.
Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных американских учебниках.
Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Для того, чтобы экономика не переживала инфляционных кризисов:
1. Должно быть постоянное равновесие государственного бюджета;
2. Центральный банк должен вести идеальную политику;
3. Государство не должно вмешиваться в распределение доходов;
4. Страну должны населять граждане со здоровой рыночной психологией, люди, лишенные инфляционных ожиданий.
Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.
Галопирующая инфляция (рост цен на 20—2000% в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%.
3. Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.
Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 2002 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 2003г.- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим образом:
темп инфляции = 118,З - 113,6 /118,3 * 100 = 4,1%
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
Существует несколько индексов цен.
1. ндекс потребительских цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);
2. индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;
3. индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;
4. индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).
Выделяют и другие, менее известные индексы цен:
1. индекс оптовых цен производителя;
2. дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручи-вания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен).
В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.
Задача 1.
Пусть средние переменные издержки конкурентного предприятия описываются уравнением AVC = 100 + 2q2 руб., постоянные издержки FC = 600 тыс. руб. определите оптимальный объем производства предприятия, если р = 250 руб. чему равна при этом прибыль предприятия?
Решение
Полные издержки 1 единицы товара равны:
АС = 100+2q2+600 000/q
При равновесии издержки равны цене:
100+2q2+600 000/q = 250
отсюда q равно 125 тыс. ед.
VC = 100+2*1252= 31 350 тыс. руб.
ТМ = 125 * 250 = 31 350 тыс. руб.
При этом не произойдет покрытие постоянных издержек, которые будут представлять убытки
Задача 2.
Пусть потенциальный ВВП равен 200 ден. ед. совокупный спрос описывается уравнением Qd=400-60*Р. определите абсолютную величину разрыва ВВП (в ден. ед.) при Р=2,5 каким должен быть уровень цен, чтобы экономика находилась в долгосрочном равновесии? Дать графическую иллюстрацию.
Решение
Определим спрос при цене 2,5:
Qd=400-60*2,5 = 250 ден. ед.
Значит абсолютная величина разрыва равна 50 ден. ед.
Определим уровень цен в долгосрочном периоде:
200 = 400-60*Р
200= 60Р
Р = 3,33 ден. ед.
P
5
S1
3,33 S0
2.5
дефицит D
20 80 100
Q
Тесты
1. кривая ломаного спроса олигополистов основывается на предложении, что:
а) конкуренты следуют за сокращением цены, но игнорируют ее повышение.
б) конкуренты противостоят как снижению, так и повышению цен,
в) конкуренты игнорируют снижение цены, но следуют за ее повышением
г) дифференциация продуктов отсутствует.
Ответ: а - так как при повышении цены конкурента олигополист будет стремиться занять его место на рынке, а при сокращении цены он будет сокращать производство, так как спрос на его товар сократится.
2. если товары А и Б - субституты, то повышение цены на Б вызовет:
а) снижение цены на А.
б) сдвиг кривой спроса на Б влево, а кривой спроса А - вправо;
в) сдвиг кривой спроса на А вправо,
г) сдвиг кривой спроса на А и Б вправо,
д)сдвиг кривой спроса на А и Б влево.
Ответ: в - так как рост цен на товар .который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар.
3. если производитель товара Х будет получать дотацию в размаре 100 руб. на каждую произведенную единицу товара, то равновесная рыночная цена этого товара:
а) увеличится на 100 руб., если спрос на Х абсолютно неэластичен по цене.
б) снизится на 100 руб., если спрос абсолютно эластичен по цене,
в) снизится на величину меньшую, чем 100 руб., если спрос на товар Х эластичен по цене.
г) увеличится на величину меньшую, 100 руб. если спрос на Х неэластичен по цене.
Ответ: б - так как если спрос эластичен, то увеличение спроса будет происходить быстрее, чем снижение цены.
4. определите уровень безработицы, исходя из следующих данных: трудоспособное население страны составляет 188,1 млн. чел., в экономике занято 119,0 млн. чел., безработных в стране - 6,5 млн. чел.
а) 5,5%.
б) 5,2%,
в) 3,5%.
г) 2,5.
Ответ: в, так как отношение трудоспособного населения к безработному, 6,5/188,1*100=3,5%.
5. что является инструментом бюджетной политики?
а) процентная ставка.
б) бюджетный дефицит,
в) предложение денег,
г) валютные и золотые запасы в стране.
д) валютный курс национальной денежной политики.
Ответ: д - так как в бюджет закладываются определенные границы валютного курса, исходя из которого определяется эффективность импортно-экспортных операций, и составляется бюджет.
6. какая из приведенных операций с денежными ресурсами приводит к росту денежной массы?
а) ЦБ продает часть золотого резерва зарубежному банку.
б) ЦБ покупает валютные ресурсы,
в) коммерческий банк сдает наличные денежные ресурсы в РКЦ,
г) коммерческий банк предоставляет кредит другому коммерческому банку.
Ответ: б - так как при выкупе у населения валюты другой страны в обращении увеличивается денежная масса.
Список использованной литературы
1. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред.: В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И .Данилов, и др. –М.: «Экономика», «Дело»,1999.
2. Нуреев Р.М., Курс микроэкономики: Учебник для вузов – Н90 М.: Издательская группа Норма-ИНФРА.М,1999
3. С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1999 год
4. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7,
5. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. – М.: ЮРИСТЪ, 2000