СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНОЙ РАБОТОЙ.. 4
2. ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 5
3. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА К ДИПЛОМУ.. 6
4. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 11
ВВЕДЕНИЕ
Защита дипломной работы проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Председатель ГАКа назначается Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации из числа специалистов, не работающих в университете. На заседании при защите дипломных работ кроме членов ГАКа присутствуют руководители дипломных работ, консультанты, преподаватели кафедры, представители предприятий, учреждений, просто желающие. В своем докладе дипломник должен коротко изложить основные положения и выводы своей дипломной работы. В выступлении в обязательном порядке должно найти отражение:
1. актуальность темы дипломной работы;
2. цель и задачи исследования;
3. объект исследования;
4. новизна и практическая значимость результатов исследования; какие результаты, изложенные в дипломной работе, выносятся на защиту;
5. краткое содержание теоретической стороны проблемы исследования;
6. анализ проблемы на базе практики;
7. предложения, рекомендации, методические разработки автора дипломной работы, направленные на решение проблемы.
Цель исследования – изучить процедуру защиты дипломной работы.
Задачи исследования – определить особенности научного руководства над дипломной работой, рассмотреть порядок подготовки доклада к диплому, рассмотреть порядок защиты диплома.
1. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНОЙ РАБОТОЙ
Согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников кафедры назначает руководитель диплома. Научный руководитель из числа профессорско-преподавательского состава должен руководить исследованием по своей специальности. Желательно, чтобы тема дипломной работы была близка научным интересам руководителя.
Научный руководитель:
· выдает задание и оказывает помощь в составлении примерного плана дипломной работы;
· помогает студенту в разработке календарного графика на весь период выполнения дипломного исследования;
· рекомендует ему необходимую литературу и другие источники по теме;
· дает ему соответствующие консультации, назначаемые по мере надобности;
· проверяет выполнение исследования (по частям или в целом).
Задание на дипломную работу должно содержать перечень подлежащих разработке вопросов. Поэтому оно не может быть выработано без участия самого студента. Рекомендуется выдавать задание после предварительного обсуждения с дипломником темы и после того, как будет уточнен примерный план работы, представленный студентом.
Наряду с планом студент должен составить календарный график на весь период написания дипломной работы. В этом графике указывается очередность выполнения отдельных этапов работы над темой. График должен учитывать время необходимое научному руководителю для ознакомления с результатами исследования, возможно в установленный срок.
2. ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
1. Выбор темы – (сентябрь)
2. Согласование темы с научным руководителем – (сентябрь)
3. Поиск литературы по теме и составление библиографии (списка литературы) – (октябрь-ноябрь).
4. Изучение литературы и составление рабочего плана работы: согласование плана с научным руководителем – (ноябрь)
5. Подготовка первого варианта текста дипломной работы представление научному руководителю – (март)
6. Доработка с учетом замечаний научного руководителя – (апрель)
7. Представление готового текста, оформленного в соответствии с требованиями, научному руководителю – (первая половина мая).
8. Получение отзыва руководителя о работе и сдача ее на кафедру – вторая половина мая)
9. Получение рецензии. Рецензентом может быть преподаватель другой кафедры КГУ или другого ВУЗа (конец мая).
10. Защита дипломной работы в ГАК – (июнь)
Проверяя работу, руководитель не должен превращаться в корректора или редактора, хотя замечания в этой части он тоже высказывает. Научный руководитель выявляет полноту, глубину и всесторонность рассмотрения поставленных в плане вопросов, последовательность изложения материала, достаточность использования рекомендованной литературы, аргументированность выводов, степень их обоснованности и самостоятельности. В случае обнаружения плагиата, ошибочных решений и научных положений по тем или иным вопросам, неполноты или поверхности исследования, противоречивости, излишнего отклонения от темы и других недостатков руководитель предлагает выпускнику устранить их, рекомендует пути и сроки их устранения.
Научный руководитель помогает дипломнику на всех этапах его работы, но эта помощь не должна выливаться в соавторство[1].
3. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА К ДИПЛОМУ
Общая цель доклада состоит в том, чтобы сформировать перед внутренним взором слушателей образ объекта исследования и на этом фоне указать на свою роль в построении этого образа. Для этого недостаточно только констатировать ту или иную обнаруженную закономерность, представить полученные материалы. Для этого следует воссоздать конкретную картину осуществления биологического явления (реконструированную Вами), указать на причины его возникновения и на существенные для него факторы (исследованные Вами). Основными средствами для достижения этой цели служат полноценные данные, доходчивое и интересное изложение материала, яркие иллюстрации, ответы по существу.
Самооценка качества доклада строится на соответствии доклада нескольким критериям. Как набор критериев, так и процесс соотнесения с ними выступления весьма субъективны, во многом зависят от опыта экзаменатора. У студентов нет такого опыта, поэтому ниже предлагается процедура оценивания, основанная на 20-ти альтернативных шкалах, объединенных в 4 рубрики. Оценки по каждой шкале могут быть только 1 или 0, сумма оценок по всем шкалам даст общий балл, который для удобства пользования можно разделить на 4, приведя к пятибалльной системе. Не все согласятся с тем, что разные стороны доклада, например, его структура и число иллюстраций, вносят одинаковый вклад в общую оценку. Подобные уточнения можно внести позже, мне же было важно привлечь внимание дипломников к таким сторонам доклада, которые зачастую упускаются из вида. К тому же предлагаемая шкала оценок – это количественная характеристика впечатления от доклада, которое в равной степени может быть испорчено и плохой структурой и невразумительными иллюстрациями[2].
4. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Порядок защиты дипломных работ определен Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.
Один экземпляр рецензии представляется в Государственную аттестационную комиссию по защите выпускных квалификационных работ.
Защита работы происходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.
Подготовка к защите дипломной работы включает в себя:
1. написание небольшого доклада (3-5 страниц текста), содержащего наиболее важные и интересные результаты исследования. При этом следует иметь в виду, что выпускнику для изложения содержания работы отводится ограниченное время (10 минут);
2. изучение замечаний и предложений, сделанных в отзыве и в рецензии на дипломную работу;
3. составление письменных, хорошо аргументированных ответов на замечания рецензента и научного руководителя;
4. продумывание ответов на возможные вопросы, которые, по всей вероятности, могут быть заданы во время защиты работы членами государственной аттестационной комиссии и присутствующими на защите.
Ответы на замечания и вопросы должны быть четкими, краткими и убедительными. Это очень важно в случаях, когда замечаний и вопросов много, поскольку непродуманные и длинные ответы могут затянуть защиту и ослабить впечатление о работе и выпускнике.
Порядок защиты следующий. Председатель ГАК предоставляет слово выпускнику. Обратившись к членам ГАК и присутствующим, студент предлагает их вниманию тему своей выпускной работы и излагает ее содержание, остановившись на наиболее значимых результатах исследования.
По окончании изложения содержания работы дипломнику обычно задаются вопросы. Их вправе задать как члены ГАК, так и лица, присутствующие на защите. Студент может ответить на вопросы сразу или же записать их и дать на них ответы в своем заключительном слове.
После вступительного слова дипломника зачитывается отзыв научного руководителя, зачем слово предоставляется рецензенту, который дает оценку работе в целом, отмечает ее положительные стороны, указывает на недостатки и делает другие замечания в пределах своей письменной рецензии. Поскольку защита носит публичный характер, то в обсуждении выпускного сочинения может принять участие любой преподаватель, специалист или слушатель, находящийся в аудитории.
Затем предоставляется заключительное слово дипломнику, в котором он высказывается по существу замечаний рецензента и других присутствующих. При этом выпускнику следует соблюдать корректность, тактичность, проявить известный интерес к сделанным замечаниям и заданным вопросам, выразить за них благодарность, а затем, не задевая самолюбия и достоинства лиц, задавших вопросы или сделавших критические замечания, убедительно выразить свой взгляд, обращая основное внимание на аргументацию ответов.
Результаты защиты выпускной квалификационной работы определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При оценке дипломной работы принимаются во внимание:
содержание исследования;
оформление работы;
ее защита;
ответы на замечания рецензента и научного руководителя;
ответы на вопросы членов ГАК и присутствующих.
В тех случаях, когда защита дипломной работы признана неудовлетворительной, ГАК может принять следующие решения: 1) допустить к повторной защите эту же выпускную квалификационную работу с соответствующей доработкой; 2) поручить кафедре определить выпускнику новую тему для разработки в качестве дипломной работы.
При этом студент, получивший неудовлетворительную оценку при защите дипломной работы, отчисляется из высшего учебного заведения в порядке, определяемом Ученым советом КГУ[3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить еще некоторые особенности процедуры защиты дипломной работы.
К защите допускаются студенты, получившие положительный отзыв руководителя на свою дипломную работу, внешнюю рецензию специалиста, имеющего высшее экономическое образование. Рецензия должна быть подписана рецензентом и заверена печатью в отделе кадров предприятия (организации), где работает рецензент. Также должно быть разрешение заведующего кафедрой на защиту. На титульном листе дипломной работы ставится подпись «К защите» и роспись зав. кафедрой, с указанием даты, когда такое разрешение было дано.
Дипломник обязан ответить на все вопросы и критические замечания по рецензии, с которыми он знакомится предварительно, и отвечает на все вопросы членов государственной комиссии.
Общая продолжительность защиты, как правило, не должна превышать 30 минут. После окончания публичной защиты состоится совещание ГАК, на которой большинством голосов принимается оценка работы дипломника и ее защита.
Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В отдельных случаях ГАК дает рекомендации о дальнейшем использовании результатов дипломной работы (для опубликования, внедрения на практике и т.д.). Решение комиссии доводится до студентов в тот же день после оформления протокола[4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования».
2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую реферат. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
3. Кузин Ф.А. Дипломная работа. Методика и правила оформления. М.: Издательство Московского Полиграфического Института, 1990.
4. Курдюмова Н.И. Стандарт оформления дипломной работы. М.: Кристи, 1999.
5. Хлорофено Р.П. Оформление курсовой, дипломной работы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
[1] Курдюмова Н.И. Стандарт оформления дипломной работы. М.: Кристи, 1999. С. 10-12.
[2] Хлорофенко П.Р. Оформление курсовой, дипломной работы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 24.
[3] Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую реферат. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 102-104.
[4] Кузин Ф.А. Дипломная работа. Методика и правила оформления. М.: Издательство Московского Полиграфического Института, 1990. С. 90-91.