Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт

ВЗФЭИ

Кафедра философии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по социологии на тему:

Социальная сущность семьи

(Вариант 17)





План работы:

Введение………………………………………………………………………….3

1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат.

Семья как социальный институт и как социальная группа……………………………………………………………………...…4

2.     Типология семейных структур и их основные разновидности.

Основные функции семьи……………………………………………...….7

3.    Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы……………………………………………………………………......11

Заключение…………………………………………………………………...…14

Список использованной литературы……………………………………..…15


Введение

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как “социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социологические школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах функционирования семьи как социального института и малой группы.”1

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека: “1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4} престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.”2

______________________________

1 Журнал «Социологические исследования», статья Л.В. Карцева «Модель семьи в условиях трансформации российского общества», 2003 №12, с. 92.


2 Цит. по: Современная Западная социология Словарь М., 1990 c. 177—178.




 
 




1. Социологический анализ семьи

в единстве структурных и динамических координат.

Семья как социальный институт и как социальная группа.

Семью можно определить как “основанную на браке, кровном родстве или усыновлении малую социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной юридической и моральной ответственностью, взаимопомощью и особыми чувствами любви и потребности  друг в друге.”3

Социологи сходятся во мнении, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Двойственный характер семьи отражается в основных подходах к пониманию социальной сущности семьи в обществе. С одной стороны, семья представляет собой важнейший социальный институт, взаимосвязанный с другими социальными институтами, многообразными социальными процессами и изменениями. С другой стороны, понимание и сущность семьи связано с пониманием семьи как малой социальной группы, а потому сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли на макро - и микроуровнях анализа.

                   Среди социологов, пытавшихся совместить «макроанализ» и «микроанализ» семьи, следует назвать в первую очередь Т. Парсонса и К. Дэвиса. По их мнению, стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий.

3 Социология в вопросах и ответах: учеб/ пособие/ А.А. Горелов. - М.: Эксмо, 2007, с 238.



 
___________________________



С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как “санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.”4 Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, родителей и других родственников. “Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.”5 Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть “систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.”6

В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физи­ческие элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом.

Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру, оно включает экономическую, психологическую и юридическую стороны.

Психологическая сторона брака включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях.



_______________________________

4 Социология: учебник для вузов/ под ред. проф. В.Н. Лаврененко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998, с 214.

5 см. там же.


6 Социология: курс лекций. – 3-е изд., перерад. и дополн./ А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Библионика, 2006, с 156.

 

 


 
 


Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Брак с юридической точки зрения - союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме (договор).

Экономическая сторона брака включает: финансовые отношения в семье (распределение, формирование и использование бюджета семьи), брачный контракт (экономический аспект юридической стороны) и т.д.

2. Типология семейных структур и их основные разновидности.

Основные функции семьи.

Заметный след в социологии семьи оставил французский методолог, теоретик и исследователь Фредерик Ле Пле (1806-1882гг). Он подробно изучил особенности жизни семей в разных европейских странах и в разных социальных группах, монографически описывая условия и образ жизни каждого из 300 обследованных семейств.

Результатом явилась типология семей:

I.                   Патриархальная (традиционная) семья, где индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Такой тип предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, роль лидера отводится старшему мужчине. “Для этой семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.”7

II.                Нуклеарная (корневая) семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке и находящимися на иждивении у родителей. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

III.             Нестабильная семья, этот тип характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь.

7 Социология: учебник для вузов/ под ред. проф. В.Н. Лаврененко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998, с 215.



 
______________________________

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи:

ü Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия;

ü Полигамия - брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, 2) полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

ü Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.

По критерию власти различают:

ü Патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства;

ü Матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью;

ü Эгалитарные семьи – равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями;

ü Партнерская семья, где обсуждаются семейные решения, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи.

По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) различают:

ü Гомогенные семьи, где супруги примерно из одной социальной страты;

ü Гетерогенные семьи, где супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов.

Для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различают:

ü Гомогамные семьи, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д.;

ü Гетерогамные семьи, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают:

ü Патрилокальными, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа;

ü Матрилокальными, где молодежь остается жить у родителей жены.

В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи, среднедетная и многодетная семья.

Семья, в которой отсутствует один из родителей, называется неполной.

Говоря о функциях семьи, следует выделить специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества.

К неспецифическим функциям семьи относят:

ü накопление и передача собственности и статуса предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ü воспитание – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

ü организация производства и потребления – экономическая функция – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

ü сфера первичного социального контроля – регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми;

ü домохозяйство – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

ü отдых и досуг – организация рационального досуга, обогащение интересов;

ü забота о здоровье и благополучии членов семьи;

ü духовное общение – развитие личностей семьи, духовное взаимообогащение;

ü создание микроклимата в семье – эмоциональная функция, получение психологической защиты, поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.










3. Этапы жизненного цикла семьи

и события, характеризующие эти этапы.

Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла жизни. Причем под событиями понимаются не миллионы повседневных семейных ситуаций, а наиболее значимые из них, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Самые заметные и важные события — это рождения и смерти членов семьи, присутствие или отсутствие одних или других.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1)    вступление в брак – образование семьи;

2)    начало деторождения – рождение первого ребенка;

3)    окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4)    «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5)    прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими и социальными и экономическими характеристиками.

Если выделить стадии семьи в зависимости от событий, связанных с возрастом детей и изменением их жизненной ситуации, а также отделением взрослых детей от родительской семьи, событий и стадий цикла может быть гораздо больше. В любом случае все они сопровождаются указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейного бытия и сроки отдельных стадий.

Дадим характеристику этапам жизненного цикла семьи:

ü Вступление в брак - зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка). Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; Приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов.

ü Начало деторождения - рождение и воспитание детей, это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально - духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно – эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период. На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются  - перегрузка одного из супругов или обоих перенапряжение их физических и морально-нравственных сил, необходимость перестройки эмоционально духовных отношений. Именно на этом этапе особо часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине “разочарования в характере’’ и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны воспитательными трудностями.

ü Завершение жизнедеятельности семьи. Этот период включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьёй воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем. все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы связанные с ним выходят на первый план. Члены семь приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми. появляются новые роли ‘‘бабушек и дедушек‘‘ особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей семейной жизни перекладывается на старшее поколение. Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.

Заключение.

            Итак, семья один  из  самых  древних  социальных  институтов.  Она  возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования,  рынка.  Семья  – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее,  но  и  от  общества.  Являясь  частью

общества, она соединяет потребности  и  интересы  индивидов с общественными интересами.  Личные  потребности организуются на  основе  принятых  в  обществе  норм,  ценностей,  образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство  общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих,  доводило  ее  до нищенского существования.

            Причин  побуждающих  людей  объединятся  в  семейные  группы,   создавать устойчивые связи и  взаимодействия  много,  но  основой  в  первую  очередь являются   потребности   человека.   Говоря   научным   языком,   духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и  женщины  побуждают  их объединятся    для   совместного   осуществления   целей:   воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования  -  жилища, одежды,  питания;  удовлетворения  потребности   в   детях,   биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но  не  поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что  общество  в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том,  чтобы  эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи.

            В чем же неистребимая сила  семьи?  Сила  и  притягательность  семьи,  ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и  социальной общности, и как малой  социальной  группе,  и  как  социальному  институту.

Список использованной литературы:

1.     Журнал «Социологические исследования», статья Л.В. Карцева «Модель семьи в условиях трансформации российского общества», 2003 №12, с. 92-100.

2.     Социология: учебник для вузов/ под ред. проф. В.Н. Лаврененко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

3.     Социология в вопросах и ответах: учебное пособие/ А.А. Горелов. - М.: Эксмо, 2007.

4.     Социология: курс лекций. – 3-е изд., перерад. и дополн./ А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Библионика, 2006.

5.     Социология. Словарь-справочник в 4 т. / Отв. ред. Г. В. Осипов. Т. 1-2. М., 1990.